соботович е ф биография

Соботович Евгения Федоровна соботович е ф биография2353

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. Затем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопедагогики и логопедии Киевского государственного педагогического института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей».

Известный ученый, внесший крупный вклад в развитие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолингвистического подхода. Ею опубликовано более 100 научных работ.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена.

Окончив в 1956 году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог.

Источник

Соботович Евгения Федоровна

Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. Затем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопедагогики и логопедии Киевского государственного педагогического института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей».

Известный ученый, внесший крупный вклад в развитие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур.

Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолингвистического подхода. Ею опубликовано более 100 научных работ.

Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)

Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена.

Окончив в 1956 году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской.

Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог.

Парамонова Людмила Георгиевна

В 1951 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, где училась у профессора Михаила Ефимовича Хватцева. После окончания аспирантуры с 1958 по 1962 г. работала в Ленинградском ЛОР НИИ на отделении патологии речи в должности логопеда. В 1962 г. была приглашена в ЛГПИ им. А. И. Герцена.

С 1995 г. является доцентом кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, совмещая преподавательскую деятельность с практической работой в должности логопеда-консультанта в центре «Здоровье».

Активная практическая деятельность доцента Л. Г. Парамоновой дает ей возможность приблизить учебный процесс в вузе к насущным проблемам современности, показать студентам сегодняшнего ученика и труд логопедов новой генерации.

Источник

Проблема речевого недоразвития и пути его преодоления

Одной из основных задач коррекционного обучения аномальных детей является подготовка их к практической деятельности и общественно-производственному труду. Особенно большое значение в результате приобретает проблема совершенствования методов преодоления нарушений речевого развития.

Дефекты речевого развития отмечаются у всех категорий аномальных детей. Актуальность исследований, направленных на изучение этих дефектов, определяется социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом развитии ребенка.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что психическое развитие человека имеет в своих истоках речевое общение ребенка со взрослыми.

С «чрезвычайной прибавкой» (словом) вводится новый принцип нервной деятельности — принцип отключения и обобщения бесчисленных сигналов предшествующей системы. принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире (СНОСКА: Павлов И. П. Поли. собр. трудов. — Т. III. — М., 1949. С.476.).

Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка.

Таким образом, ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной общепедагогической, психологической и логопедической проблемой.

Нарушения речевого развития наблюдаются при различных аномалиях: у детей, страдающих олигофренией; задержкой психического развития; с тяжелыми первичными нарушениями речи.

Лексико-грамматическое недоразвитие отмечается также при патологии различных участков зрительного и слухового анализаторов.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в решении проблемы речевого недоразвития.

Л.С. Выготским было разработано учение об общих и частных закономерностях проявления аномального развития и принципах их анализа, которое имело большое значение для определения научно-теоретического подхода к проблеме речевого недоразвития.

Источник

Моторная алалия

Проявления речевого дефекта и его механизмы

Определение и общая характеристика алалии

Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы. Для обозначения моторной алалии применяется очень большое количество терминов, что отражает разное представление о ней и большую разнородность этого расстройства.

Так, в отечественной науке для обозначения указанных форм тяжелого недоразвития речи используется термин «моторная алалия». К моторной алалии относят расстройства, выражающиеся в нарушении языковых систем вследствие поражения речевых зон коры головного мозга, которые возникают у ребенка в период до развития речи. В.А. Ковшиков предлагает обозначать данную группу нарушений термином экспрессивная алалия. Другие исследователи называют алалией в целом весь симптом общего недоразвития речи.

В зарубежной литерагуре для обозначения аномалий речевого развития, не обусловленных нарушением интеллекта, иннервации мышц речевого аппарата и слуха, также используются разные обозначения. Эти расстройства в отличие от речевых дефектов, вызванных моторными нарушениями, обозначают как языковые: языковая неспособность, дисфазия развития, детская афазия, врожденная афазия.

К вопросу о том, какой из этих терминов наиболее корректно отражает сущность дефекта, мы вернемся несколько позднее, когда рассмотрим специфические проявления этого нарушения и его механизмы.

Причиной моторной алалии являются повреждения речевых зон коры головного мозга у детей в дородовой, родовой и ранний послеродовой период.

Моторная алалия представляет собой сложное расстройство и характеризуется целым комплексом взаимосвязанных между собой дефектов.

В Структуру этого расстройства входят: специфическое тяжелое недоразвитие речи; своеобразные особенности формирования у детей сложных двигательных действий; общие для всех видов аномального развития и специфические закономерности формирования психической деятельности.

Источник

Соботович е ф биография

Называние существительных в единственном и множественном числе

Такая речь свидетельствует об отсутствии ее морфологического членения.

В дальнейшем дети под влиянием специального обучения овладевают набором синтаксических морфем (окончаний), но на этом и последующих этапах появляются другие характерные ошибки.

Как известно, грамматическое преобразование слов (т.е. их использование в той или иной косвенной форме, образование слов с помощью суффиксов и приставок по образцу, данному педагогом) вызывает необходимость оперирования звуковым и морфологическим составом слова, т.е. к слову присоединяется окончание (топор, но топором), суффикс или приставка. При этом нередко происходит чередование или выпадение гласных в корневой части слова, например, заяц, но зайчонок.

У одних детей с моторной алалией сам процесс оперирования вызывает чрезвычайные затруднения — потерю морфологических и фонетических элементов слова или их частей, у других детей, ввиду неустойчивости звукового образа слова, повышенной его тормозности, необходимость добавления новых элементов вызывает дезорганизацию звукового состава даже уже хорошо усвоенных слов. В результате указанных причин отмечаются грубейшие искажения морфологического и слогового состава слова в процессе грамматического словоизменения и словообразования. Проиллюстрируем эти ошибки: потеря или искажение основы слова, потеря или искажение его окончания, иногда сочетание того и другого в процессе грамматического формои словообразования.

При падежном изменении существительныхловит бабочку «сакнов» (сачком),
забивает гвозди «мотот. » поиск «моток»;
подстригает «но. на. ножики» (ножницами),
сидят под «де. ду» (под дубом)
Потеря основы при числовых изменениях словтелякель (телята),
якы (яблоки),
дети беят (бегут),
кораблик пустю (пускает)
Потеря основы при словообразованиижива (жирафенок от основы жираф),
девеля. ли. мым (деревянный от основы дерево),
во. ва. вот (волчата от основы волк).

В процессе словообразования допускаются грубые нарушения морфологической структуры слова в целом: при образовании существительных дети могут использовать суффикс существительного и окончание прилагательного (например, «песочинкая» вместо песчинка), при образовании прилагательных теряют его суффикс, но воспроизводят окончания (например, «томатый» вместо томатный). Указанные ошибки занимают значительный удельный вес в общем количестве ошибок. Они свидетельствуют о недостаточном усвоении детьми морфологической структуры слова и гибкости операций, связанных с ее преобразованием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *