смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

Цитаты Жан-Поль Сартра

Априори жизнь не имеет никакого смысла… Придать ей смысл – ваша задача, и ценность жизни есть не что иное, как смысл, который вы для нее избрали.

Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.

Настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния.

Я начинаю думать, что доказать вообще никогда ничего нельзя.

Я, слава богу, свободен. Ах, до чего же я свободен. Моя душа — великолепная пустота.

Истинной правды о себе не в силах вынести никто.

Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!

У меня самого никаких неприятностей — я богат как рантье, начальства у меня нет, жены и детей тоже; я существо — вот моя единственная неприятность. Но это неприятность столь…

Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно.

Мне так нравилось вчерашнее небо – стиснутое, черное от дождя, которое прижималось к стеклам, словно смешное трогательное лицо.

Мир несправедлив; раз ты его приемлешь — значит, становишься сообщником, а захочешь изменить — станешь палачом.

Как приятно впадать в безнадёжное отчаяние, это даёт право дуться на весь мир.

Разгадали всё – за исключением одного: как жить.

Темперамент — еще не действие.

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.

Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.

Сначала появляются предвестья. Потом в жизнь людей медленно, величаво вступает выигрышная ситуация. И вот тут возникает вопрос, хочешь ли ты превратить ее в совершенное мгновение.

Я не ощущаю себя продуктом случая, песчинкой во вселенной; я чувствую, что был ожидаем, приготовлен, задуман. В общем, такое существо, как я, могло появиться только волей Творца. Говоря о творящей руке, я имею в виду Бога.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.

Не терплю, когда от меня чего-то ждут. У меня сразу же появляется желание сделать всё наоборот.

Чем бессмысленней жизнь, тем непереносимее мысль о смерти.

Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.

Писатель находится в ситуации его эпохи: каждое слово имеет отзвук, каждое молчание — тоже.

Скорее я удивлен жизнью, которая дана мне ради — ради ничего.

Было вычислено всё, кроме одного — Как жить…

Моя юность, покорная твоей воле, стояла предо мной, точно невеста, умоляющая жениха, который хочет её покинуть, — в последний раз я видел мою юность. И вдруг, внезапно, свобода…

смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

Жизнь приобретает смысл, если мы сами придаем его ей.

Что касается людей, то меня интересует не то, что они собой представляют, а то, чем они способны стать.

Человек ответственен за свои страсти.

Я в тоске огляделся вокруг: настоящее, ничего, кроме сиюминутного настоящего. Лёгкая или громоздкая мебель, погрязшая в своём настоящем, стол, кровать, зеркальный шкаф — и я…

Надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно.

Теперь я один. Не совсем один Есть еще эта мысль, она рядом, она ждет. Она свернулась клубком, как громадная кошка; она ничего не объясняет, не шевелится, она только говорит «нет».

Я существую, вот и всё, и я нахожу это отвратительным.

Человек есть не что иное, как его проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.

Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности, его смысл в его погибели.Каждое мгновение наступает лишь затем,чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним.

Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать – несколько часов или несколько лет.

В борьбе отцов и детей младенцы и старики нередко действуют заодно: одни прорицают, другие толкуют прорицания. Природа глаголет, опыт комментирует — среднее поколение может заткнуться.

Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление — предоставлять свободу.

Юность — весьма странная вещь. Внешне она ярко сияет, в то время как внутри не чувствует ничего.

Дневник, по-моему, тем и опасен: ты всё время начеку, всё преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду.

Существовать — это пить себя, не испытывая жажды.

Но я ничего больше не вижу: сколько я ни роюсь в прошлом, я извлекаю из него только обрывочные картинки, и я не знаю толком, что они означают, воспоминания это или вымыслы.

Все, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Эссе 1 из сохраненных

«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»
Ж.-П. Сартр

Вступление:
Экзистенциализм Сартра есть уникальное явление философской мысли. Оно не может существовать в чистом, теоретическом виде, противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима и означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Тезис 1:
Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его! Говорит Сартр в другом своем высказывании. И это напрямую связано с темой моего рассуждения.
Это способно доказать множество примеров:

Аргумент 1:
Жены декабристов намеренно ставили крест на своей дворянской, полной привилегий жизни ради того, чтобы быть рядом и хотя-бы изредка видеть любимого человека. Они были счастливы этим и, определив смыслом жизни, любовь к своим мужьям, осуществили его. Это пример лишения себя многих благ, материальных и духовных ценностей ради смысла жизни.

Аргумент 2:
Шариков из Собачьего сердца в самом начале произведения был наделен человеческим разумом, однако как человек он не смог развить себя, буквально сделать себя человеком. И в собачьем и в человеческом обличии счастьем для него и смыслом жизни была погоня за кошками. Поэтому профессор и вынужден был вернуть его в тело Шарика. Это пример деградации индивида ради смысла жизни.

Аргумент 3:
Ломоносов еще в юности определил смысл своей жизни: «науки сочинять». Одновременно с возникновением появлялись цели, тождественные этому смыслу: учить латынь, постигать накопленные человечеством знания, и в последствие, самому писать труды, ставшие теоретической основой многих наук. И в этом выражалось счастье знать и счастье постигать непознанное.

Тезис 2:
Мы являемся тем, что мы хотим

Аргумент 1:
Пример Ломоносова, кстати, и есть показатель связующего звена между самосозданием и смыслом жизни. Для того чтобы достичь счастья, добиться цели в жизни и реализовать ее смысл, ему необходима была колоссальная работа над собой, буквально ручная лепка собственной судьбы, начиная от пешего пути за рыбным обозом и заканчивая делом всей его жизни: «Системой всей физики»

Источник

Смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

Несмотря на регулярно накатывающиеся на развитые страны волны кризиса, уровень жизни населения в общем и целом постепенно растёт. Но удивительно, что так же неуклонно растёт и число самоубийств.

Раньше решение досрочно закончить свою жизнь принимали в основном определённые категории людей. Обанкротившиеся купцы и обесчещенные девицы. Должники, не имеющие надежды отдать долг. Офицеры, совершившие проступок, несовместимый с кодексом офицерской чести. Высокопоставленные государственные чиновники, утратившие доверие. Влюблённые, не нашедшие взаимности. Психически больные люди, в конце концов.

Со временем понятия о личной чести претерпели большие изменения, и теперь потеря доверия людей, офицерской или девичьей чести, безответная любовь и всё тому подобное не являются уже не только причиной для самоубийства, но даже и поводом для чрезмерного расстройства. Не приводит даже к потере аппетита и сна! Проворовавшиеся чиновники и офицеры-предатели, архитекторы рухнувших финансовых пирамид и увязшие в фантастических кредитах должники продолжают невозмутимо и с надеждой смотреть в будущее. Как говорится, до Бога высоко, а царя у нас вообще нет! А в тех странах, где он и есть, его как будто и нет.

Казалось бы, самоубийств должно стать меньше! Но статистика утверждает обратное: в наше время люди стали чаще добровольно уходить из жизни, чем это бывало раньше. Так, по данным ВОЗ, ежегодно на Земле до 20 миллионов людей предпринимают попытки преждевременно завершить свою жизнь. Миллиону людей это удаётся. И около 50 тысяч из них, увы, наши соотечественники!

Растёт и количество психически больных людей: на сто тысяч человек населения их в России около трёх тысяч. И это не просто люди с какой-нибудь сезонной депрессией или расстройством сна. Это люди, официально стоящие на учёте у психиатра.

Оба этих явления — самоубийство и потеря рассудка — связаны, как утверждают психиатры и психологи, прежде всего с потерей человеком смысла дальнейшего существования. Ещё знаменитый психиатр прошлого века К. Юнг говорил: «Большинство моих пациентов — это люди, потерявшие смысл в жизни».

Смысл жизни — это именно тот фактор, который стимулирует жизненные процессы в организме человека. Наличие Смысла Жизни продлевает саму жизнь. Исчезает Смысл – угасает Жизнь. Поэтому после выхода на пенсию люди долго не живут. И какие-нибудь японцы или немцы живут дольше, чем мы не из-за того, что как-нибудь по-другому питаются, а именно потому, что они на пенсию позже выходят. И люди творческих профессий чаще доживают до глубокой старости, чем работники-исполнители, как раз потому, что имеют перед собой если не смысл, то по крайней мере цель жизни. Поэтому и здоровье обычно не покидает бабушек до того времени, как подрастут внуки. А дедушек покидает, потому что внуки обычно находятся вне сферы их интересов. Смысл жизни — это стимул жизни.

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни», — справедливо заметил Б. Паскаль. А Диоген Синопский ещё раньше предположил: «Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-то смысл».

Впрочем, ещё один философ, Ж.-П. Сартр, с ними обоими не согласился: «Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его».

Вот именно этим — созданием для себя личного смысла жизни — и занимается сегодня большинство людей.

Для современных людей Смысл Жизни — это не обязательно что-то непременно очень возвышенное. Люди совершенно серьёзно считают, что смысл их жизни может заключаться в самых обыденных вещах — работе, детях, написании книг, изготовлении миниатюрных моделей кораблей, карьерном росте, коллекционировании пивных крышек, бесконечном обустраивании квартиры, посещении по возможности всех достопримечательностей мира и прочих подобных занятиях.

С начала времён существуют люди, видящие смысл своей жизни в наслаждении самой жизнью (гедонизм). И если апостол Павел только иронизировал: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор.,15:32), то до поры молодая, временно здоровая и пока что необразованная плоть в средневековом студенческом гимне «Гаудеамус» провозгласила совершенно искренне: «Будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас примет земля»).

Всегда были и будут люди, смысл жизни которых — личная выгода. Это — утилитаризм.

Кто-то искренне считает, что родился на свет, для того чтобы бесконечно самосовершенствоваться (перфекционизм). При этом о конечной цели этого самосовершенствования не задумывается. Результат не важен, главное — процесс! Даже для рекламы пива «Парнас» был выбран девиз: «Смысл жизни в постоянном движении вперёд»!

Часть людей видит свою миссию на Земле в беззаветном служении человечеству (гуманизм).

Прагматики видят смысл своей жизни в накоплении в своих руках власти и богатства.

Множество людей, чувствующих себя в одиночестве неуютно и незащищённо, примыкают к какой-нибудь неформальной группе, чтобы хотя бы внутри неё обрести подобие смысла своего существования (корпоративизм). И им не очень важно, кем быть — футбольным фанатом или байкером, готом или бандитом, рыбаком-любителем или битломаном. Главное — это чтобы, как мушкетёры, «один за всех и все за одного». Тогда есть хоть какой-то эрзац смысла!

Некоторые, откровенно курьёзные случаи, стоят особняком и не вписываются в рамки каких-либо философских взглядов. Например, Александр Блок договорился до того, что «смысл жизни заключается в беспокойстве и тревоге». Каждый, конечно, имеет право на личное мнение, но всё-таки как-то не хотелось бы верить, что человек приходит в этот мир только для того, чтобы, добеспокоившись и дотревожившись до инфаркта или инсульта, с чувством исполненного долга перейти в иной мир, предварительно на пару лет основательно осложнив жизнь своим близким. А ведь «поэт в России — больше, чем поэт»!

В общем, поскольку нет на свете двух одинаковых людей, то, соответственно, нет и двух полностью совпадающих взглядов на Смысл Жизни.

Следует ли считать тогда, что смыслов Жизни столько же, сколько людей? И что вообще понимать под словом «смысл»? Может быть, «смысл» — это «цель»? Для большинства людей это именно так.

Но, наверное, нет. Слово «смысл» всё-таки означает нечто гораздо большее, чем просто «цель».

Цель ставится для какого-то отдельного этапа. Целью одного этапа жизни может быть, например, окончание музыкальной школы. Целью другого — поступление в университет. Постройка собственного дома. Замужество. Помощь в воспитании внуков. Приобретение нового авто. Руководящая должность. Цель — это, можно сказать, тактика.

смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

Смысл — это стратегия. Это главная, основополагающая идея, ради которой всё и затеяно.

Помощь в подращивании внуков — очень важая цель, но она всё-таки не может считаться Смыслом Жизни, поскольку отмечены случаи, когда внуки благополучно вырастали и без участия бабушек и дедушек. И разве придёт в голову, что Жизнь может быть дана человеку лишь для того, чтобы, выждав положенные пятьдесят лет, он наконец приступил к выполнению своего главного предназначения на Земле: отжимал соки, стирал рукавички и ставил горчичники?

Помогать бездомным животным — благородная цель, но на Смысл всей Жизни не тянет!

Создать микстуру от кашля, таблетку от поноса или даже лекарство от рака — замечательная, достойная человека цель, но и это не Смысл Жизни.

Что такое вообще «смысл»? Можно предположить, что слово «смысл» означает: «С какой МЫСЛью». С какой мыслью создано что-то.

С понятными нам вещами всё просто. Чтобы ответить, например, на вопрос: «В чём смысл компьютера?», надо этот вопрос задать немного по-другому: «С какой мыслью человеком был создан компьютер?» И ответ придёт сам собой: «Компьютер был создан с мыслью, что он сумеет эффективно помочь человеку в запоминании, хранении, переработке и воспроизведении огромных объёмов информации». В этом его смысл.

В чём смысл существования молотка? «С какой мыслью человек изобрёл молоток?» С мыслью, что гвозди в стену молотком забивать гораздо сподручнее, чем голой рукой! Смысл молотка — в забивании гвоздей!

А в чём смысл, например, маленького лесного ручейка? Ответ тоже ясен: ручеёк был создан (ну не сам же создался!) с мыслью, что он будет отводить излишки влаги с определённой территории. В этом его смысл. В пустыне вот нет излишков влаги, соответственно, и ручейков нет.

А в чём же Смысл Жизни? С какой мыслью была создана Жизнь? Если, кстати, считать, что Жизнь никем не была создана, то тогда и о Смысле можно забыть!

Для атеиста какого-то высшего Смысла Жизни именно потому и не существует: атеист не может согласиться с тем, что Жизнь была кем-то создана. А раз Жизнь возникла сама собой, никто её не создавал и никаких мыслей и планов насчёт неё не вынашивал, то она бесСмысленна.

Получается, у всего — и у компьютера, и у молотка, и у ручейка — есть смысл, а у Жизни его нет! Максим Горький, кстати, так прямо и сказал: «В жизни нет ничего бессмысленного, если не считать саму жизнь».

Существует такое мнение, что «смысл жизни заключается в самой жизни, а не в выводах, сделанных из неё. Он — в переживании самого течения жизни. Поэтому к жизни надо относиться как к непрерывно воспринимаемому опыту, а не как к решению задачи, совпадающему или не совпадающему с ответом в конце учебника» (М. Дронов).

С большой натяжкой можно было бы согласиться с этим высказыванием, если бы речь шла не о человеке, а о кошке, кролике, слоне или любом другом животном. Животные живут просто потому, что живут. Выводов никаких не делают. Относятся к своей жизни как к непрерывно воспринимаемому опыту. А главное — перед животными не поставлено никакой задачи, которую велено решить в сжатые сроки и притом именно так, чтобы ответ по возможности всё-таки совпал с указанным в конце учебника! Поэтому приведённое высказывание не только уравнивает человека с животными, но, что самое страшное, одновременно лишает жизнь и того, и других какого-либо смысла. Жизнь всех живых существ на Земле предлагается понимать как случайный финт безумной материи, и искать в нём какой-то скрытый смысл просто смешно!

Получается, утверждения типа «Смысл компьютера — в самом компьютере», «Смысл молотка — в самом молотке» или «Смысл ручейка — в самом ручейке» явная нелепость, а вот «Смысл жизни — в самой жизни» — это да! Это уже некоторым образом философия!

Как бы то ни было, но, видимо, до Смысла Жизни не добраться, не разобравшись в том, что же такое сама Жизнь.

Для атеиста вопрос «что такое Жизнь?» непосильный: дано уже множество материалистических определений Жизни, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим. Слов-то много, а вот сколько-нибудь приемлемого ответа как-то всё не получается.

Для человека же, не придающего Материи чрезмерно большого значения, этот вопрос решается на удивление легко.

Начнём с того, что никто из живых существ свою Жизнь не организовал себе сам. Не купил; не выменял; не арендовал на время; не присвоил, отняв у другого; не нашёл на дороге; не обнаружил в виде клада в потаённом месте; не выиграл в лотерею; не получил в наследство; не украл под покровом ночи; не получил в виде поощрения за хорошее поведение. Но каким же ещё образом можно стать обладателем чего-нибудь? Получить в дар. И какой-либо другой способ стать обладателем Жизни, кроме как получить её в дар, как-то и не приходит на ум.

Значит, каждое живое существо получило свою Жизнь в дар. Через родителей, но вовсе не от них, поскольку и они, в свою очередь, тоже получили свою Жизнь в дар.

Надо полагать, Жизнь — это дарованная свыше возможность поучаствовать в Бытии.

Но у любого дара есть два признака. Дарение, то есть безвозмездная передача в личное пользование, осуществляется, во-первых, от своего избытка и, во-вторых, в знак своей любви.

Никто не может дарить что-то от своего неимения и в знак своего равнодушия. Как подарить то, чего сам не имеешь? Зачем дарить тому, к кому равнодушен? Поэтому деньги может подарить только имеющий их в избытке. Доброту может подарить только имеющий её в избытке. Любовь может подарить только имеющий её в избытке. И Жизнь может подарить только имеющий её в избытке!

Кроме того, любой дар передаётся навсегда, в вечное пользование. Поэтому и Жизнь, если она дар, должно быть, дана навечно, а не на семьдесят лет, как человеку; не на пять лет, как воробью; не на два месяца, как мухе. Конец земного бытия — это не конец Бытия вообще, а всего лишь конец его маленького этапа. Для Адама, прожившего 930 лет, и для Ноя, прожившего 950 лет, для Моисея, прожившего 120 лет, и для соседки Клавдии Петровны, прожившей всего 70 лет, этот этап одинаково неизмеримо ничтожен по сравнению со следующим за ним!

Ну, спросим, и Кто бы это мог быть, Кто от избытка в себе Жизни и Любви может подарить Жизнь ещё неисчислимому множеству существ навсегда и безо всяких условий? Природа, что ли? Это у неё, что ли, избыток Жизни и Любви, которым она готова поделиться?

Спора нет, Природа велика, неповторима, бесконечно разнообразна, но она не является собственно Творцом, потому что она сама тварна во всех её проявлениях. Одна часть Природы остаётся неживой. Другая часть — живая, но жива-то она не по своему личному произволению, а только потому, что получила это свойство свыше.

Вот и получается, что единственный способ получить Жизнь — это принять её в дар от Того, Кто сам есть Жизнь, и Кто есть Любовь (Ин.,14:6 и 1 Ин., 4:8).

Но тогда надо согласиться и с тем, что Тот, Кто дал Жизнь, сделал это с какой-то заранее Ему известной целью. С какой-то МЫСЛью. Что Он предопределил для жизни Своих творений Смысл — ту высшую цель, ради которой и дал им Жизнь.

смысла жизни не существует мне придется самому создавать его

Н. Бердяев предположил, что «смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире». Идея эта витает в воздухе от сотворения мира и подсознательно живёт в каждом человеке, а Н. Бердяев просто лишь сумел выразить её.

Первым людям приходилось самим разбираться в Смысле Жизни. Это была непростая задача, и на решение её отводились века. Решая эту задачу, люди жили по девятьсот лет. Потом требования стали жёстче, и соображать нужно было быстрее, опираясь на опыт и знания предков. Продолжительность жизни людей стала снижаться до восьмисот-шестисот-четырёхсот-двухсот лет. В настоящее время на решение этой задачи людям отводится всего несколько десятков лет. И это совершенно справедливо: ну, можно же наконец научиться выполнять одно и то же веками неизменное задание чуть быстрее, чем это делали предки! Это как с кубиком Рубика: то, что поначалу трудно, спустя какое-то время выполняется уже на автопилоте.

Зато нам теперь гораздо проще, у нас ведь есть не только опыт и знания предков, но и Писание! До нашего сведения доведено, что мы приглашены в Жизнь исключительно только для того, чтобы стать соучастниками и сотаинниками Творца в Его вечном Бытии, полном Жизни и Любви. С этой мыслью Он нас и воззвал из небытия. В этом Смысл Жизни. Сказано: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф., 25:34).

Человек — существо абсолютно свободное в своём выборе.

Тем, кто решает принять приглашение, приходится всё-таки постараться соответствовать. То, что в Английский клуб требуется приходить в смокинге и с сигарами, а не в ватнике и с «Беломором», никого не удивляет и не возмущает — таковы уж установленные хозяином правила, и они не обсуждаются, а либо принимаются, либо отвергаются. Каждый сам решает, по какую сторону порога он желает оказаться.

Ну а уж к вселению туда, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» надо основательно готовиться, потому, что ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи не войдёт в Царство Небесное (Откр., 21:27).

Некоторые «сосуды избранные», такие, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Патриарх Тихон, изначально по Промыслу Божьему наделённые сыновней любовью ко Творцу, становятся наследниками уже в этой земной жизни. Абсолютному же большинству людей, теоретически готовых принять приглашение, на практике приходится жёстко принуждать себя, но известно ведь, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф., 11:12).

Очень трудно заставить свою испорченную грехом природу начать долгий путь к исправлению! Но что делать! Если жить нам суждено вечно («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт., 1:26), то лучше всё-таки жить в своей отдельной райской обители, чем в адской коммуналке!

Опять этот земной утилитаризм!

Но так вот и получается, что Смысл Жизни человека предельно прост и неизменен от начала мира: во-первых, определиться со своим отношением к приглашению наследовать Царство Небесное и, во-вторых, если желание есть, то попытаться сделать всё возможное, для того чтобы это удалось. Хоть в качестве раба, боящегося наказания, хоть в качестве наёмника, ожидающего платы за труд! Главное — попасть туда! «В доме Отца Моего обителей много», — ободряет нас Господь (Ин., 14:2).

Ну а если нет желания, то тогда всё гораздо проще — ничего особенного делать не надо! Ешь, пей, веселись и ни о чём не переживай! Там видно будет! Не сейчас. Когда-нибудь потом.

Когда-нибудь потом станет понятно, что скрывается за словами «Раб той, ведевый волю господина своего, и не сотворивый, биен будет много» (Лк., 12:47). И не просто — биен! Всё может оказаться гораздо печальнее там, где «плач и скрежет зубов» (Мф., 22:13).

Что делать! Dura lex, sed lex — «Закон суров, но это закон»!

Андрей Большаков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *