смысл жизни в вере в бога
Вера в Бога и смысл человеческой жизни
Для чего живет человек. О смысле жизни человек задумывался с древности. Люди в своем большинстве не удовлетворены своей жизнью и желают ее изменить.
Одни видят причину в недостатке земных благ и, не сознавая своей слепоты, тратят все силы и время на то, чтобы умножать их. И чем больше они пьют эту соленую воду мирской жизни, тем мучительней жажда. В наше время массового неверия большинство людей пытается жить иллюзиями и найти смысл только в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, то есть предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл?
Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль за два года до смерти писал математику Пьеру Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо — пребывать в Нем и наше единственное несчастье — быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно не правы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» («Мысли о религии»). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, не воспринимают это как главную цель жизни.
Если не верить в Бога, не верить в бессмертие души, жизнь человеческая не имеет смысла, и наоборот, вера в Господа, любовь к Нему, живое общение с Ним, благодарность Ему за все, что Он нам посылает, наполняют нашу жизнь смыслом, дают нам настоящую радость и полноту бытия — ведь Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним — единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин 11, 25–26).
Господь Творец вложил в человека потребность верить в Бога. Это опытно подтверждается наблюдением над детьми, которые воспитываются в благочестивых семьях. Цель человеческой жизни — вечная жизнь с Господом и вечное блаженство в Царстве Небесном. Для этого необходимо познание Истинного Бога, любовь к Нему и правильная вера в Него, а также жизнь по вере и исполнение Божественных заповедей. Любовь к Богу мы приобретаем через богообщение, молитву и через любовь к людям. Иоанн Богослов, апостол любви, как его именует Церковь, говорит: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4, 20). И еще: Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь (1 Ин 4, 8).
В нашей земной жизни мы должны подготовиться к вечности. В вечность с нами не пойдут ни слава, ни богатство, ни карьера, но только наши добрые дела, наша вера и духовно-нравственное состояние души. Все, что мы делаем здесь, на земле, имеет значение только с точки зрения вечности. Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Чем больше человек познал Бога, тем глубже и сильней его вера.
Если человек с раннего детства не получил религиозного воспитания, то он может прийти к Богу и будучи взрослым. Для этого надо, чтобы человек искренне хотел жить духовно, не ограничивался только земными потребностями. Тогда придет помощь от Бога. Господь всеет семя веры, и в душе родится росток веры. Цель жизни в Церкви — трудами над собой взращивать это растение, чтобы оно со временем принесло свой плод.
Смысл жизни – в вере
Слово на всенощном бдении накануне Недели 25-й по Пятидесятнице
Бог ждет только одного – нашей искренней веры и доверия Ему. Поднимется ли человеческая душа до такого состояния? Сможем ли мы помочь нашей душе войти в это общение с Богом, верой ухватиться за Него, за Его ризы, как образно говорит Церковь? Тогда и будет то самое спасение.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
скрыть способы оплаты
Глебу.
Не «бывший советский атеист…» Серафим Саровский тоже говорил о смысле жизни. Почитайте его беседу с Мотовиловым.
http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm
Нужно говорить об этом для просветления ума тех, кто не знает, зачем живет. Отец Тихон уже заслужил право говорить о смысле жизни.
Уважаемые Глеб и Ирина! Не спора ради, но к теме скажу. Слова о. Тихона всегда несут смысл глубокий и ёмкий. Все, кто ходит в наш храм, подтвердят это. Только вера во Христа может в человеке созидать любовь. Любовь к каждому человеку, которого Господь послал на его жизненном пути. Любовь жертвенную, любовь всепрощающую, любовь, порою требующую прежде всего большого усилия и работы над собой!
Православие учит ведь всех нас, прежде всего, смотреть за собой. Вы сначала пройдите тот путь монашеского послушания, длиною лет в двадцать и более, который прошли и о.Тихон, и братия наша, потом рассуждайте о сути монашеского делания! А если придираться к словам или поучать отцов, как им было бы правильнее говорить, можно приблизиться и к духовному повреждению. Простите, если обидела.
Бог-Творец и смысл жизни
Илья Забежинский,
выпускник Философского Факультета СПбГУ и Института Богословия и Философии (ИБиФ), преподаватель Основного богословия
Да, вот есть такой предмет. «Основное богословие» называется. Случилось мне преподавать его в течение последних десяти лет. Ну, и еще случилось так, что за десять лет я даже и не знаю, что в нем осталось собственно от «Основного богословия» в его классическом понимании.
Общение с аудиторией показывает, что большинство людей в Церкви вообще с трудом понимают, чему же на самом деле Церковь учит. Для чего она так учит. И какое все это учение имеет отношение ко мне, христианину, лично.
То есть, вроде бы, я должен слушателей научить тому, как нам, церковным людям, дать ответ на вопрошания людей внешних, нецерковных или малоцерковных. Начинаем разбираться. А упираемся в то, что мы и сами о своей вере толком ничего не знаем. Причем не понимаем, а главное, не задумываемся о совершенно необходимых вещах.
В итоге, за эти годы родился такой вот странный курс, в котором я пытаюсь говорить с людьми о непростых вещах простыми словами.
Да, конечно, зауми тоже хватает. Но это уж как могу. Для многих слово «бытие» – уже заумь. А вы попробуйте говорить о бытии, не употребляя слова «бытие».
Да, наверное, не все гладко. Да, очевидно, частенько снижается интонация. Да, мы разговариваем не на языке святых отцов и даже не на языке нынешних академических аудиторий. Мы говорим на простом современном русском языке и оперируем простыми устоявшимися человеческими понятиями и ценностями. И даже кому-нибудь, возможно, покажется, что какие-то высокие вещи подчас профанируются.
Но, по моему уже достаточно опытному разумению, нынешнего малочитающего, заваленного работой и бытом христианина нужно потихонечку выводить из окамененного состояния в котором он пребывает, будучи погруженным не в христианские идеи, а в некий миф о христианских идеях.
Да-да, люди не понимают, во что они верят. И, главное, они не осознают, к каким последствиям эта их вера должна их самих привести. Опять же те же самые проклятые, но важнейшие, в том числе и для христианина, вопросы:
В чем смысл моей жизни. Для чего я живу? Какова цель? И как мне этой цели достичь? Вот они, к сожалению, остаются без разрешения.
Давайте возьмем, например, христианский Догмат о Творении.
Одни в него верят. Другие нет. Многие говорят, а какая, мол, разница. Никто все равно определенно ничего доказать не может, откуда этот мир взялся. Ну, и ладно. И какое это все может иметь отношение ко мне лично? Да, я верю в Бога. Но возможно, Бог может оставаться Богом и, не будучи Творцом?
Однако ж нет. Однако ж копья продолжают ломаться. И мы, христиане, считаем его, этот догмат о Творении, краеугольным. Почему? Вот о чем интересно поразмыслить.
Почему это для нас так важно? Как влияет наша вера или неверие в то, что мир сотворен Богом, на нашу повседневную жизнь? Можно даже сказать, на самые основы нашей жизни. В частности, вот что интересно, а как влияет Догмат о Творении на устроение нравственной стороны нашей жизни?
Попробуем порассуждать вот о чем. А какое влияние оказывает наша вера в Бога-Творца на наши представления:
– на наше понимание такого важнейшего вопроса, как смысл и цель нашей жизни,
– а также на то, что нам нужно сделать, чтобы цели этой достичь и смысл этот реализовать.
Итак, христиане верят, что мир сотворен Богом. Мир сотворен Богом, причем не просто из «чего-то», а «из ничего». Вот просто совершенно «из ничего». Вот так мы верим.
Хотя Шекспир в своем «Короле Лире» и говорит устами главного героя:
– Из ничего не выйдет ничего.
Старый король ошибался, как известно, не только в этом вопросе.
Христиане верят, что Бог волею Своею приводит мир в бытие из небытия. Вот так: не было и стало.
Вот вообще, понимаете ли, не было.
Математически я это в юности пытался записать так:
0 х Бесконечность = 1.
Полная чушь с точки зрения нормального здравомыслящего математика. Ну, никак это математически не сходится. «Ноль» сколько ни умножай на самую-пресамую бесконечность, все равно ничего не выйдет. По-прежнему пустота.
А в нашем догмате вы понимаете, что происходит?
«Ничто» в руках бесконечного Творца превращается в «нечто».
«Небытие» становится «бытием».
И вот тут интересно, как это соотносится с нашими представлениями о Добре и Зле, я бы даже сказал о Благе и отсутствии Блага.
Еще раз оговорюсь, что строгих философов и богословов я бы попросил не травить автора за приземленные примеры, возможные логические неточности и отсутствие терминологической стройности. Повторюсь: мы пытаемся рассуждать очень простыми словами о совершенно непростых вещах.
Итак. Люди, в принципе, понимают, что такое Добро и что такое Зло. Их никто этому не учил. Представления о Добре и Зле у нас внутренние и неизъяснимые. Но мы абсолютно точно определяем, что такое Добро и что такое Зло в нашей жизни. Давайте посмотрим.
Какие самые яркие события в нашей жизни происходят? Что мы ощущаем добром? Что радует нас больше всего? Ради чего мы готовы созвать друзей и устроить праздник? Давайте посмотрим.
Предваряя последующие ниже примеры, осмелюсь утверждать. Что если мы откажемся от многочисленных нюансов и сосредоточимся на каких-то предельных пониманиях того, что мы определяем в нашей жизни, как Добро или как Зло.
То мы увидим, что как Добро мы определяем, когда что-либо «есть».
А как Зло, когда чего-либо «нет».
Ну, вот смотрите, какие есть радости в жизни человека? Какие? Еще раз, простыми словами о непростых вещах. Итак, какие радости? От простого к более сложному.
Ну, вот я помню, купил себе первые джинсы году этак в 1983. Это было событие. Это была радость. Гоголем ходил потом в этих джинсах. Кто жил в те времена, то понимает, какая радость.
Или жене моей родители перед свадьбой справили новое пальто. Драповое новое пальто с воротником из ламы. Радость была? Радость.
Наши родители еще радовались отрезу материи на платье. А наших детей все чаще занимает появление вещи только с какой-то правильной этикеткой.
Но в любом случае. Когда эта вещь у нас появляется. Когда она становится «быть» – это радость. Это добро.
Ну, вот машину купил. Радость? Радость. Добро.
Дерево посадил. Прижилось. Добро? Добро.
Дом построил. Добро? Конечно, добро.
Квартиру купил. Добро?
Еще в 70–80‑е покупка автомобиля стоила большого застолья. Сейчас не то. Но уж хотя бы на новоселье зовут по-прежнему. Праздник? Праздник. Радость? Радость. Потому что – пришло Добро.
Вот семья. День появления семьи. Новая такая единица появляется. Все ликуют. Свадьба. Не было этой новой единицы, не было семьи, и вдруг стала. Семья начала быть. Добро? Безусловно, Добро.
Не каждый помнит дату своей свадьбы, но каждый помнит, женат он или нет. Как же не Добро?
Что еще? Какие величайшие радости?
Конечно же, дети. Конечно же, появление ребенка. Конечно же, появление новой жизни. Не было жизни. Представляете? Не было ничего. Вообще этой жизни не было. И вдруг стало. Каждый знает, что рождение детей – это самые радостные мгновения нашей жизни. Самые.
Ну, и давайте посмотрим на противоположные по своему смыслу явления.
Джинсы порвал. Зло? Еще какое.
Машину разбил. Была машина, и нету машины. Уффф…
Ну, совершенно же элементарные вещи обсуждаем. Общедоступные. Никакой зауми.
Машину разбил. Зло? Зло.
Тут уже каждого, и суеверного человека, и не очень, тянет сплюнуть через левое плечо.
Не станем плевать. Но понимаем, что говорим об ужасном. Не дай Бог.
Что еще хуже? Здоровья не стало. Был «целостный» организм и нет его. То есть, что-то было целым и перестало им быть. Теперь он, наш организм, нуждается в том, чтобы снова стать «целым». Нуждается в «исцелении».
Не стало здоровья. Зло? Зло.
Семья развалилась – опять же Зло. Была семья и перестала быть. Помните, как в старой песне? «Была любовь и вдруг не стало» Конечно же, Зло.
Была жизнь. И не стало. Был человек. И нет его. Даже с точки зрения богословской. Нет больше человека. Был цельный человек. Теперь тело умерло. Лишь душа осталась. И так до всеобщего Воскресения.
Но и для нас вот это исчезновение жизни – тоже зло.
Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…
– Единственная возможность жить – это вообще никогда об этом не думать. Вообще никогда не думать о смерти.
Страх адских мук, страх встречи с Богом, страх ответственности за свою посмертную участь превращается у современного неверующего человека в оцепенение и ужас от предвкушения собственного несуществования.
Бродский говорит «Пустота вероятней и хуже ада…». Вот во что это выливается. Вот какое отторжение испытывает человек на самых подступах к самой идее небытия.
Ну, вот видите. Поднявшись по этой пирамиде, а потом, разобрав ее до основания, мы достаточно четко понимаем, что для человека представления о Добре и Зле совершенно очевидны.
Бытие есть Добро. А небытие – Зло.
Когда не было и стало – Добро. Когда не было и стало – Благо.
Но когда было и перестало быть – то это отсутствие Блага, отсутствие Добра. Зло.
И в этом смысле, если мы верим, что Бог – Творец. Если мы верим, что Бог податель всякого бытия, что Он источник бытия. То Он, следовательно, есть и податель всякого Блага. Он есть источник всякого Блага. Значит, у нас появляется вот эта зацепка. В этом релятивистском мире, где никто никак не может отличить уже Добра от Зла, мы можем сказать совершенно четко и даже, не побоюсь, можем сказать вполне универсально: если Бог Творец, если Бог – податель и источник всякого Блага, то он и есть Благо само по себе. Он и есть Добро.
Помните, Христос говорит: «Никто не благ, только Бог».
А как же нет, если «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
Вот именно то, что все бытийствует именно через Него, и ничто без Него не бытийствует (если мы, конечно же, в это верим), убеждает нас снова и снова, что Благо и Бог суть одно.
Ну, и теперь давайте посмотрим, к чему все эти размышления ведут.
Если мы не верим в то, что Мир сотворен Богом. Если мы, напротив, верим, что он, мир этот, возник и существует как-то сам по себе. То мы стоим растерянные в релятивистской пустыне и оглядываемся по сторонам в поисках хоть какого-то нравственного ориентира. И мы этого ориентира не находим.
Откуда все это? Не знаем. Или, нет, знаем. Оно ниоткуда. Оно само по себе.
«Ниоткуда, с любовью, надцатого мартобря» – это опять Бродский.
Так вот если оно все ниоткуда, а мы, как и все люди, продолжаем исповедовать бытие, как нечто безусловно доброе. То и Добро тогда непонятно, что такое. Непонятно! Потому что перед нами, в отсутствии Бога, – бесчувственная равнодушная природа. Которая, в общем-то, молчит. Спрашивай ее – не спрашивай, она молчит. Природе вообще свойственно молчать о Добре и Зле.
Другое дело, если мы верим, что мир сотворен Богом, если мы верим, что именно Он податель всякого бытия. То у нас появляется Стержень. У нас появляется Мерило. Нам есть с чем сравнить, есть чем поверить свои слова и поступки. И нам, самое главное, есть к чему идти. Мы видим теперь, где это Благо. Мы видим теперь, где Добро.
Помните, как в детской песенке пелось:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Вот мы теперь и понимаем, куда ведет эта самая дорога.
Дорога Добра – дорога к Богу.
Дорога к Богу – дорога к Благу.
Дорога к Благу – дорога к Бытию.
Ну, и дальше все уже достаточно просто.
Дорога к Богу – дорога к Добру.
Когда мы идем к Богу – идем к Добру.
Путь к Богу – Добро.
Когда мы идем в сторону противоположную – движемся от Добра, движемся от Бытия, движемся в Небытие, движемся ко Злу.
Ну, и наши колебания теперь, наши оглядки на мир, который шепчет нам свое непрестанное:
– Нет-нет. Никакого абсолютного Добра нет. А Зла так его и вовсе нет. Все относительно.
Так вот эти наши колебания, они уходят, они меркнут перед новой для нас очевидностью. Теперь уже мы ясно и уверенно отвечаем:
– Ну, уж нет. Не надо мне больше ничего нашептывать. Я иду туда, где Жизнь. Я иду туда, где Источник Бытия. Я иду к Добру. Я иду к Богу.
Вот пока примерно так.
Теперь смотрите. Теперь давайте взглянем на то, а как наша вера, что мир сотворен Богом, может повлиять на саму возможность поставить вопрос о смысле жизни. Действительно, как?
В чем смысл жизни? Хороший вопрос. Всех он волнует. Но практически никто о нем не думает.
А вообще-то стоило бы задуматься. Для чего человек живет? Для чего этот мир устроен. И я в этом мире – для чего? «Почему» – тоже неплохой вопрос. Но вот «для чего»? Какой смысл? Какой замысел? Ой-ой-ой… Вот мы и подошли. Вот и подошли. Смотрите-ка, «замысел». Вот, что нас волнует.
А возможен ли замысел без Замышляющего? Без Того, Кто замыслил?
И правда. Если я случаен. И мир случаен. Если этот самый сгусток когда-то прилипал-прилипал и все же доприлипался до того, что из него произошла вселенная. И причем случилось это не по чьему-то замыслу, а случайно. Если белковый бульон в результате неких физико-химических процессов произвел некие физиологические результаты под названием «жизнь». И опять же случайно. В силу совпадения каких-то физических и астрономических обстоятельств. Случайно!
Если жизнь случайна, то какой в этом смысл? Какой? Кто этот смысл в эти процессы заложил, и откуда он там в этом бульоне возьмется? Какой смысл во всех этих процессах, происходящих в бездушной природе? Откуда замысел в бездушной природе? Или мы должны тогда предположить существование души и в природе?
Мне, например, предполагать существование такой души не хочется. Нам что, предлагают заменить веру в разум Творца на веру в осмысленность действий природы? Нет? Так, значит, нету замысла? Нету смысла?
Так вот еще раз. Чтобы был смысл, должен быть замысел. Должен быть Творец. А иначе – откуда смысл?
Еще одна сторона вопроса.
Цель в моей жизни появляется только тогда, когда не я сам эту цель себе придумал. Понимаете?
Нет, можно, конечно, предположить, что я первый и единственный человек на свете. И что я сам устанавливаю законы собственного бытия. И я сам себе задаю и цели и способы их достижения. Можно. Но не будет ли это несколько самонадеянно?
– Я сам по себе появился и я сам Творец.
Не слишком ли это высокомерно и беспочвенно?
Наверное, если есть Цель, то она есть не только у меня? Наверное, она есть и у других людей? Может быть, она есть и у человечества вообще? И у мира?
И вот смотрите, что получается. Если Смысл есть. Если Цель есть. И я ее не знаю. То я живу бесцельно. Я живу бессмысленно. Я или иду не туда. Или вообще никуда не иду.
Итак, если я не знаю Замысла о себе, то я живу неверно. Я живу неправильно. Я наполняю свою жизнь какими-то неверными смыслами. Я двигаюсь в какую-то не ту сторону. По-моему так.
Ну, а вот теперь смотрите, если мы верим, что мир создан Богом. Если мы верим в догмат о Творении, ну, вот тогда смыслом что-то и начинает наполняться. Смысл начинает поблескивать вокруг нас.
А что собственно происходит, если мы верим в то, что мир создан Богом?
А вот происходит очень важное! Очень важное. Попросту, нам теперь есть у Кого спросить. Понимаете? Вот у Него нам и следует спросить. Потому что, Он – Творец:
– А Ты, вообще, для чего нас создал? Вот мы больше не умствуем сами от себя. Завязали с этим. Поэтому Ты – Творец, объясни нам теперь, для чего мы? Какова наша цель? Каково наше предназначение? И что нам сделать, чтобы этой цели достичь? Чтобы исполнить это самое предназначение? А Ты-то, вообще, что думаешь по этому поводу? А Ты-то, вообще, сказал нам, возвестил нам, для чего мы тут живем и хлеб жуем на этой грешной земле?
И вот здесь у человека появляется возможность разобраться. Причем разобраться не в каких-то собственных умопостроениях. И не в каких-то философиях, если понимать под философиями некие собственные интуитивные умозаключения некоторых выдающихся людей.
Нет. У нас теперь есть возможность получить совершенно объективные ответы от Того, Кто все это задумал. От Того, Кто все это создал. От Творца.
Еще и еще раз мы можем теперь повторять наши вопросы. Вопросы Творцу:
– Ты-то зачем нас создал? Ты-то какие создал законы, по которым мы можем существовать? Ты-то какие цели перед нами поставил? И Ты какие дал нам способы достижения тех самых целей?
Только вот отвечает ли Творец на эти наши вопрошания? Вот вопрос. Отвечает ли? И есть ли у нас от Него какие-то Послания? Есть ли?
Оказывается, что есть. Оказывается, у нас есть послания от Творца. Оказывается, Бог не молчит. Оказывается, Бог с самого начала творения общается с человеком и объясняет ему: кто он, откуда он, для чего он, какие стоят перед ним цели и задачи и какие у него есть способы эти задачи решить и этих целей достигнуть.
Все человеку сказано. Все возвещено. Все явлено давным-давно. Мы просто не интересуемся. Мы просто ходим всю жизнь вокруг да около, не пытаясь заглянуть, а что там. Не пытаясь задуматься, а не спросить ли нам Творца?
Но снова и снова мы слышим в ответ:
– Зачем так все сложно? Зачем нам кого-то спрашивать? Отстаньте от нас! Как живем, так и живем! Какое нам дело?
Ну что сказать? Ну, действительно, что?
Н‑да-а‑а… Вот смотрите. Есть какие-то совершенно элементарные вещи. Совершенно простые вещи, которые нам ясны без всяких лекций.
Чтобы понять, что за вещь. Чтобы разобраться, как она устроена, для чего создана и по каким правилам и законам действует, нужно прочитать инструкцию. Нужно попросить объяснения у того, кто придумал эту штуку.
Совершенно банальные вещи говорю, не правда ли?
Вот возьмем какой-нибудь совершенно дурацкий пример. Совершенно дурацкий.
Вот, например, автомобиль. Легковой автомобиль. Достаточно хороший. С хорошим двигателем. С хорошими ходовыми характеристиками. С хорошим дизайном. Удобный внутри. Где-нибудь так за миллион рублей. Ну, хороший такой автомобиль. Вполне хороший. Да.
Да, так вот возьмем этот самый автомобиль, предназначенный, в общем-то, для чего? Ну, попробуем определить это так. Предназначенный для комфортного, безопасного и быстрого перемещения людей и грузов в пространстве. Ну, вот так примерно.
Так вот. Если мы, взглянув на этот автомобиль, станем с ним делать, например, следующее. Например, мы будем класть на асфальт грецкий орех. И, толкая этот замечательный автомобиль вчетвером сзади, станем его на этот орех накатывать. Туда – накатили. Перебежали вперед. Сюда – откатили. Положили еще один орех. И снова: туда – накатили, перебежали вперед, сюда – откатили. Вот так. Туда-сюда. Туда-сюда. Вот так.
То есть потратили миллион и накатываем его на орех.
С целью, разумеется, этот орех этим автомобилем расколоть.
Помните, Том у Марка Твена в «Принце и нищем» колол орехи Большой Государственной печатью. Почему? Потому что он не знал ей настоящего применения. Он не понимал, для чего эта штука нужна.
Вот и мы тоже не знаем, для чего эта симпатичная приспособа на колесах. Для чего, действительно? Может действительно, чтобы орехи колоть?
Действительно, дурацкий пример, не правда ли?
Так вот, ну, совершенно же очевидно, что используя наш замечательный автомобиль за миллион рублей таким странным образом, мы станем использовать его не по предназначению. Совершенно не по предназначению. И даже если мы будем его использовать для того, чтобы в уютном кожаном салоне просто прятаться в непогоду от дождя. Это тоже будет не по предназначению. Ничего себе навесик от дождя за миллион!
А почему? А потому что тот, кто этот автомобиль создал, создал его не для этого. И он, этот самый создатель, давным-давно уже сообщил нам, для чего он его создал. Также и люди, которые пользовались всякими разными автомобилями до нас, тоже передали нам свой вполне успешный опыт, для чего сия самодвижущаяся штука предназначена. Вот так.
Но и это еще не все. Кроме того, что создатель автомобиля, сообщил нам, для чего эта вещь создана и каково ее предназначение. Он еще и строго-настрого указал нам, как, по каким законам и правилам этот аппарат существует, чтобы это самое предназначение исполнить.
Вот автомобилисты знают, что если мы в бензиновый двигатель станем заливать какие-то иные углеродосодержащие жидкости, даже например солярку, машина не поедет. А уж если мы последуем примеру славных автомобилистов Винтика и Шпунтика, которые, если помните, изобрели машину, которая ездила на газированной воде с сиропом. Так вот если мы последуем их примеру и станем в нашего четвероногого железного коня заливать спрайт, например, или кока-колу, или лимонад «Буратино», у нас ничего не выйдет. Машина не поедет. Понимаете? Не поедет. Она не исполнит своего предназначения. И все это по одной лишь причине. Потому что создатель создал ее именно по таким законам. Именно по таким: бензин надо заливать, понимаете? Бензин. Кока-кола не подходит. Не подходит. Ничего не выйдет. Не выйдет, потому что мы не соблюли воли и замысла творца о том, как эта штука должна работать.
Да, вы видите, что мы дошли в своих рассуждениях уже до полнейшей глупости. До совершеннейшего абсурда. Но не в такой же ли глупости и абсурде пребываем и мы, когда пытаемся жить, не спросив Творца, а как жить? По каким законам жить? И с какой целью жить? А наша жизнь-то уж подороже миллиона стоит. Да? Нет? Да?
И вот так мы живем совершенно расслаблено. Совершенно. Такие важнейшие вопросы нас совершенно не волнуют. И знаете что? Дурацкие у нас получаются не примеры, которые мы тут рассматриваем. А само наше отношение к собственной жизни – дурацкое. И сами мы разве не дураки? Что жизнь нашу проводим за колкой орехов и только. Разве не дураки?
И вот мы стоим посреди своей жизни, дураки-дураками, с полными горстями этих самых колотых орехов. И глядим, не пойми куда. И вдруг вера в Бога, как в Творца, она внезапно разворачивает нас. Она разворачивает наше сознание. Она ставит нас непосредственно перед Богом, не просто как перед каким-то отвлеченно-абстрактным высшим разумом. Не просто как перед одним из учителей, чье мнение нам, вполне возможно, окажется интересным. Ладно, мол, давайте вашу книжку, почитаю как-нибудь на досуге.
Нет, наша вера ставит нас теперь перед Богом, как перед нашим личным Творцом. Она ставит нас, в конце концов, перед Богом, как перед Отцом, с просьбой ответить на эти самые вопросы. Даже не с просьбой. Она ставит нас перед Ним с одним единственным желанием, возопить: Отче, Ты нас сотворил и отправил в путь. А мы, Отче, заблудились! Так скажи же нам, для чего нам жить? И как нам жить? И куда нам идти? И что нам сделать, чтобы дойти и не заблудиться больше?
Ну, вот так получается.
Есть еще вот такой вопрос. Его задают многие. Хотя многие и не задают, к сожалению, вовсе.
А зачем Бог создал этот мир?
Действительно, зачем? Для чего? По какой нужде? Ну, ведь не для того же, чтобы мы свечки ему зажигали. Уж, наверное, не за этим.
Так зачем Богу этот мир?
Вот наука, например, которую в таком важном вопросе, как происхождение мира, часто противопоставляют нашей вере. Вот науку попробуем спросить:
Что такое? Наука в замешательстве. Наука молчит. Наука ничего не понимает. Наука разводит руками. Она вообще ничего никогда не может сказать, когда ее спрашивают «зачем». Это не из сферы интересов науки. «Как» она еще может худо-бедно объяснить. И причем, всякий раз и во всяком веке она это делает по-разному.
Вы, кстати, заметили, что последние несколько веков наука все время нам пытается объяснить, как мир произошел без Бога? Да, вот эту возможность творения мира Богом наука все время опускает. Делает вид, что ее нет. И объяснения при этом получаются все время разные. То там действительно где-то что-то к чему-то прилипает. И так появляется мир. То вдруг где-то чего взрывается. Самые разные объяснения. Самые разные. И причем каждое последующее объяснение выдается всякий раз за окончательное. Вы заметили? Занятно, не правда ли?
Так вот. «Как» она может попытаться. Но «зачем»… Ну, нет, это не к нам.
А тут такой вопрос. Нет, ну действительно зачем?
Вы знаете, наш преподаватель классической греческой философии с высокомерной такой усмешкой смотрел на нас, студентов-христиан. Для него вообще невозможным было наше христианское понимание творения мира Богом: вне Бога и помимо Бога, и не ущемляющее положение Бога.
– Если вначале был только Бог и ничего больше. Значит, когда Бог сотворил мир, Ему пришлось подвинуться? Значит, у Бога появились границы? Если мир – это не Бог. А Бог – это не мир, значит Безграничного, Бесконечного Бога нет? Его окончание, Его граница – они там, где начинается мир?
Ну, преподаватель не понимал предмета нашей веры. Не понимал того, что Бог творит мир со всеми его категориями, без которых мы мира не представляем. Которые существуют, как скелет этого мира. Как его несущие конструкции. Эти категории называются «время» и «пространство». Кант рассуждал об этом, что мы не можем чего-нибудь помыслить вне категорий «время» и «пространство». Ну, сами посудите, если что-то существует, оно должно существовать «где-то» и «когда-то». Ну, действительно. Если «нигде» и «никогда» – так не бывает.
Так вот они, эти категории, к Самому Богу никакого отношения не имеют. Никакого. Бог – вне времени и вне пространства. Все эти вещи, они творятся Богом вместе с миром.
Вот, понимаете, какая штука, наши глаголы прошедшего или будущего времени, с помощью которых мы только и можем описывать все происходящее, они не относятся к Богу. Вот все эти наши «был», «будет». Они не про Бога.
Нельзя сказать «Бог был еще до мира». Потому что самого времени еще не было. Или «Бог находился до мира там-то». Где там-то? Не было ни времени, ни пространства. Время и пространство творятся для мира и вместе с миром. И где теперь стал Бог после творения мира? Это тоже вопрос не более основательный, чем предыдущие утверждения. Не то, что вот земля и Бог над ней. Нет. Он вне мира. Вне системы координат. Бог не подчиняется земным нашим ограничениям.
А вот так. Это не представимо. Это невозможно помыслить нашим ограниченным тварным сознанием. Бог безграничен и появление мира никак его не ограничивает.
И не было времени, а Бог есть.
И не будет времени, а Бог все равно есть.
Для чего я отвлекся на эти непростые вопросы? А вот для чего. Чтобы нам еще труднее было понять, для чего вот такой вот надмирный и непредставимый Бог, он зачем это все творит?
Представляете, мы даже не можем сказать, что вот жил-был себе Бог, и было Ему хорошо. И решил он создать себе человека. Не можем так сказать. Потому что опять у нас эти временные глаголы. А они Бога никак не описывают.
Так вот зачем Бог творит мир? Зачем? По какой причине? По какой нужде?
Вообще ни по какой.
Вообще без причины.
У Бога нет никакой нужды. У него нет никакой ущербности, которую требовалось бы восполнять. Вообще никакой.
Он творит мир – просто так.
Он приводит из небытия в бытие – без всякой на то для себя причины.
Он делает все небывшее – сущим. Делает несуществовавшее – существующим. Без всякой причины. И без всякой корысти, можно так сказать.
И вот такое отношение к чему-либо. Такое вот отношение, когда ты заставляешь что-либо быть без всякой для себя причины, оказывается, называется Любовью.
Нет выше любви, как даровать бытие. Нету.
Если мы с вами воспринимаем бытие, как наивысшее благо. То как нам описать отношение Того, кто нам это самое бытие дарует, ничего не желая взамен? Как? Только Любовь. Бог приводит нас из небытия в бытие исключительно по любви к нам.
И никогда. Еще раз подчеркну, никогда не требует ничего взамен.
И желает только одного. Да-да, Бог желает только одного.