смысл жизни в вере в бога

Вера в Бога и смысл человеческой жизни

Для чего живет человек. О смысле жизни человек задумывался с древности. Люди в своем большинстве не удовлетворены своей жизнью и желают ее изменить.

Одни видят причину в недостатке земных благ и, не сознавая своей слепоты, тратят все силы и время на то, чтобы умножать их. И чем больше они пьют эту соленую воду мирской жизни, тем мучительней жажда. В наше время массового неверия большинство людей пытается жить иллюзиями и найти смысл только в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, то есть предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл?

смысл жизни в вере в бога

Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль за два года до смерти писал математику Пьеру Ферма, что видит в математике не более чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо — пребывать в Нем и наше единственное несчастье — быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно не правы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» («Мысли о религии»). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, не воспринимают это как главную цель жизни.

Если не верить в Бога, не верить в бессмертие души, жизнь человеческая не имеет смысла, и наоборот, вера в Господа, любовь к Нему, живое общение с Ним, благодарность Ему за все, что Он нам посылает, наполняют нашу жизнь смыслом, дают нам настоящую радость и полноту бытия — ведь Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним — единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин 11, 25–26).

Господь Творец вложил в человека потребность верить в Бога. Это опытно подтверждается наблюдением над детьми, которые воспитываются в благочестивых семьях. Цель человеческой жизни — вечная жизнь с Господом и вечное блаженство в Царстве Небесном. Для этого необходимо познание Истинного Бога, любовь к Нему и правильная вера в Него, а также жизнь по вере и исполнение Божественных заповедей. Любовь к Богу мы приобретаем через богообщение, молитву и через любовь к людям. Иоанн Богослов, апостол любви, как его именует Церковь, говорит: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4, 20). И еще: Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь (1 Ин 4, 8).

В нашей земной жизни мы должны подготовиться к вечности. В вечность с нами не пойдут ни слава, ни богатство, ни карьера, но только наши добрые дела, наша вера и духовно-нравственное состояние души. Все, что мы делаем здесь, на земле, имеет значение только с точки зрения вечности. Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Чем больше человек познал Бога, тем глубже и сильней его вера.

Если человек с раннего детства не получил религиозного воспитания, то он может прийти к Богу и будучи взрослым. Для этого надо, чтобы человек искренне хотел жить духовно, не ограничивался только земными потребностями. Тогда придет помощь от Бога. Господь всеет семя веры, и в душе родится росток веры. Цель жизни в Церкви — трудами над собой взращивать это растение, чтобы оно со временем принесло свой плод.

Источник

Смысл жизни – в вере

Слово на всенощном бдении накануне Недели 25-й по Пятидесятнице

Бог ждет только одного – нашей искренней веры и доверия Ему. Поднимется ли человеческая душа до такого состояния? Сможем ли мы помочь нашей душе войти в это общение с Богом, верой ухватиться за Него, за Его ризы, как образно говорит Церковь? Тогда и будет то самое спасение.

Скачатьсмысл жизни в вере в бога
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

смысл жизни в вере в бога

скрыть способы оплаты

смысл жизни в вере в бога

смысл жизни в вере в бога

Глебу.
Не «бывший советский атеист…» Серафим Саровский тоже говорил о смысле жизни. Почитайте его беседу с Мотовиловым.
http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm

Нужно говорить об этом для просветления ума тех, кто не знает, зачем живет. Отец Тихон уже заслужил право говорить о смысле жизни.

смысл жизни в вере в бога

Уважаемые Глеб и Ирина! Не спора ради, но к теме скажу. Слова о. Тихона всегда несут смысл глубокий и ёмкий. Все, кто ходит в наш храм, подтвердят это. Только вера во Христа может в человеке созидать любовь. Любовь к каждому человеку, которого Господь послал на его жизненном пути. Любовь жертвенную, любовь всепрощающую, любовь, порою требующую прежде всего большого усилия и работы над собой!
Православие учит ведь всех нас, прежде всего, смотреть за собой. Вы сначала пройдите тот путь монашеского послушания, длиною лет в двадцать и более, который прошли и о.Тихон, и братия наша, потом рассуждайте о сути монашеского делания! А если придираться к словам или поучать отцов, как им было бы правильнее говорить, можно приблизиться и к духовному повреждению. Простите, если обидела.

Источник

Бог-Творец и смысл жизни

Илья Забе­жин­ский,
выпуск­ник Фило­соф­ского Факуль­тета СПбГУ и Инсти­тута Бого­сло­вия и Фило­со­фии (ИБиФ), пре­по­да­ва­тель Основ­ного бого­сло­вия

Да, вот есть такой пред­мет. «Основ­ное бого­сло­вие» назы­ва­ется. Слу­чи­лось мне пре­по­да­вать его в тече­ние послед­них десяти лет. Ну, и еще слу­чи­лось так, что за десять лет я даже и не знаю, что в нем оста­лось соб­ственно от «Основ­ного бого­сло­вия» в его клас­си­че­ском пони­ма­нии.

Обще­ние с ауди­то­рией пока­зы­вает, что боль­шин­ство людей в Церкви вообще с трудом пони­мают, чему же на самом деле Цер­ковь учит. Для чего она так учит. И какое все это учение имеет отно­ше­ние ко мне, хри­сти­а­нину, лично.

То есть, вроде бы, я должен слу­ша­те­лей научить тому, как нам, цер­ков­ным людям, дать ответ на вопро­ша­ния людей внеш­них, нецер­ков­ных или мало­цер­ков­ных. Начи­наем раз­би­раться. А упи­ра­емся в то, что мы и сами о своей вере толком ничего не знаем. Причем не пони­маем, а глав­ное, не заду­мы­ва­емся о совер­шенно необ­хо­ди­мых вещах.

В итоге, за эти годы родился такой вот стран­ный курс, в кото­ром я пыта­юсь гово­рить с людьми о непро­стых вещах про­стыми сло­вами.

Да, конечно, зауми тоже хва­тает. Но это уж как могу. Для многих слово «бытие» – уже заумь. А вы попро­буйте гово­рить о бытии, не упо­треб­ляя слова «бытие».

Да, навер­ное, не все гладко. Да, оче­видно, частенько сни­жа­ется инто­на­ция. Да, мы раз­го­ва­ри­ваем не на языке святых отцов и даже не на языке нынеш­них ака­де­ми­че­ских ауди­то­рий. Мы гово­рим на про­стом совре­мен­ном рус­ском языке и опе­ри­руем про­стыми усто­яв­ши­мися чело­ве­че­скими поня­ти­ями и цен­но­стями. И даже кому-нибудь, воз­можно, пока­жется, что какие-то высо­кие вещи подчас про­фа­ни­ру­ются.

Но, по моему уже доста­точно опыт­ному разу­ме­нию, нынеш­него мало­чи­та­ю­щего, зава­лен­ного рабо­той и бытом хри­сти­а­нина нужно поти­хо­нечку выво­дить из ока­ме­нен­ного состо­я­ния в кото­ром он пре­бы­вает, будучи погру­жен­ным не в хри­сти­ан­ские идеи, а в некий миф о хри­сти­ан­ских идеях.

Да-да, люди не пони­мают, во что они верят. И, глав­ное, они не осо­знают, к каким послед­ствиям эта их вера должна их самих при­ве­сти. Опять же те же самые про­кля­тые, но важ­ней­шие, в том числе и для хри­сти­а­нина, вопросы:

В чем смысл моей жизни. Для чего я живу? Какова цель? И как мне этой цели достичь? Вот они, к сожа­ле­нию, оста­ются без раз­ре­ше­ния.

Давайте возь­мем, напри­мер, хри­сти­ан­ский Догмат о Тво­ре­нии.

Одни в него верят. Другие нет. Многие гово­рят, а какая, мол, раз­ница. Никто все равно опре­де­ленно ничего дока­зать не может, откуда этот мир взялся. Ну, и ладно. И какое это все может иметь отно­ше­ние ко мне лично? Да, я верю в Бога. Но воз­можно, Бог может оста­ваться Богом и, не будучи Твор­цом?

Однако ж нет. Однако ж копья про­дол­жают ломаться. И мы, хри­сти­ане, счи­таем его, этот догмат о Тво­ре­нии, кра­е­уголь­ным. Почему? Вот о чем инте­ресно пораз­мыс­лить.

Почему это для нас так важно? Как влияет наша вера или неве­рие в то, что мир сотво­рен Богом, на нашу повсе­днев­ную жизнь? Можно даже ска­зать, на самые основы нашей жизни. В част­но­сти, вот что инте­ресно, а как влияет Догмат о Тво­ре­нии на устро­е­ние нрав­ствен­ной сто­роны нашей жизни?

Попро­буем порас­суж­дать вот о чем. А какое вли­я­ние ока­зы­вает наша вера в Бога-Творца на наши пред­став­ле­ния:

– на наше пони­ма­ние такого важ­ней­шего вопроса, как смысл и цель нашей жизни,

– а также на то, что нам нужно сде­лать, чтобы цели этой достичь и смысл этот реа­ли­зо­вать.

Итак, хри­сти­ане верят, что мир сотво­рен Богом. Мир сотво­рен Богом, причем не просто из «чего-то», а «из ничего». Вот просто совер­шенно «из ничего». Вот так мы верим.

Хотя Шекс­пир в своем «Короле Лире» и гово­рит устами глав­ного героя:

– Из ничего не выйдет ничего.

Старый король оши­бался, как известно, не только в этом вопросе.

Хри­сти­ане верят, что Бог волею Своею при­во­дит мир в бытие из небы­тия. Вот так: не было и стало.

Вот вообще, пони­ма­ете ли, не было.

Мате­ма­ти­че­ски я это в юности пытался запи­сать так:

0 х Бес­ко­неч­ность = 1.

Полная чушь с точки зрения нор­маль­ного здра­во­мыс­ля­щего мате­ма­тика. Ну, никак это мате­ма­ти­че­ски не схо­дится. «Ноль» сколько ни умно­жай на самую-пре­са­мую бес­ко­неч­ность, все равно ничего не выйдет. По-преж­нему пустота.

А в нашем дог­мате вы пони­ма­ете, что про­ис­хо­дит?

«Ничто» в руках бес­ко­неч­ного Творца пре­вра­ща­ется в «нечто».

«Небы­тие» ста­но­вится «бытием».

И вот тут инте­ресно, как это соот­но­сится с нашими пред­став­ле­ни­ями о Добре и Зле, я бы даже сказал о Благе и отсут­ствии Блага.

Еще раз ого­во­рюсь, что стро­гих фило­со­фов и бого­сло­вов я бы попро­сил не тра­вить автора за при­зем­лен­ные при­меры, воз­мож­ные логи­че­ские неточ­но­сти и отсут­ствие тер­ми­но­ло­ги­че­ской строй­но­сти. Повто­рюсь: мы пыта­емся рас­суж­дать очень про­стыми сло­вами о совер­шенно непро­стых вещах.

Итак. Люди, в прин­ципе, пони­мают, что такое Добро и что такое Зло. Их никто этому не учил. Пред­став­ле­ния о Добре и Зле у нас внут­рен­ние и неизъ­яс­ни­мые. Но мы абсо­лютно точно опре­де­ляем, что такое Добро и что такое Зло в нашей жизни. Давайте посмот­рим.

Какие самые яркие собы­тия в нашей жизни про­ис­хо­дят? Что мы ощу­щаем добром? Что радует нас больше всего? Ради чего мы готовы созвать друзей и устро­ить празд­ник? Давайте посмот­рим.

Пред­ва­ряя после­ду­ю­щие ниже при­меры, осме­люсь утвер­ждать. Что если мы отка­жемся от мно­го­чис­лен­ных нюан­сов и сосре­до­то­чимся на каких-то пре­дель­ных пони­ма­ниях того, что мы опре­де­ляем в нашей жизни, как Добро или как Зло.

То мы увидим, что как Добро мы опре­де­ляем, когда что-либо «есть».

А как Зло, когда чего-либо «нет».

Ну, вот смот­рите, какие есть радо­сти в жизни чело­века? Какие? Еще раз, про­стыми сло­вами о непро­стых вещах. Итак, какие радо­сти? От про­стого к более слож­ному.

Ну, вот я помню, купил себе первые джинсы году этак в 1983. Это было собы­тие. Это была радость. Гого­лем ходил потом в этих джин­сах. Кто жил в те вре­мена, то пони­мает, какая радость.

Или жене моей роди­тели перед сва­дьбой спра­вили новое пальто. Дра­по­вое новое пальто с ворот­ни­ком из ламы. Радость была? Радость.

Наши роди­тели еще радо­ва­лись отрезу мате­рии на платье. А наших детей все чаще зани­мает появ­ле­ние вещи только с какой-то пра­виль­ной эти­кет­кой.

Но в любом случае. Когда эта вещь у нас появ­ля­ется. Когда она ста­но­вится «быть» – это радость. Это добро.

Ну, вот машину купил. Радость? Радость. Добро.

Дерево поса­дил. При­жи­лось. Добро? Добро.

Дом построил. Добро? Конечно, добро.

Квар­тиру купил. Добро?

Еще в 70–80‑е покупка авто­мо­биля стоила боль­шого засто­лья. Сейчас не то. Но уж хотя бы на ново­се­лье зовут по-преж­нему. Празд­ник? Празд­ник. Радость? Радость. Потому что – пришло Добро.

Вот семья. День появ­ле­ния семьи. Новая такая еди­ница появ­ля­ется. Все ликуют. Сва­дьба. Не было этой новой еди­ницы, не было семьи, и вдруг стала. Семья начала быть. Добро? Без­условно, Добро.

Не каждый помнит дату своей сва­дьбы, но каждый помнит, женат он или нет. Как же не Добро?

Что еще? Какие вели­чай­шие радо­сти?

Конечно же, дети. Конечно же, появ­ле­ние ребенка. Конечно же, появ­ле­ние новой жизни. Не было жизни. Пред­став­ля­ете? Не было ничего. Вообще этой жизни не было. И вдруг стало. Каждый знает, что рож­де­ние детей – это самые радост­ные мгно­ве­ния нашей жизни. Самые.

Ну, и давайте посмот­рим на про­ти­во­по­лож­ные по своему смыслу явле­ния.

Джинсы порвал. Зло? Еще какое.

Машину разбил. Была машина, и нету машины. Уффф…

Ну, совер­шенно же эле­мен­тар­ные вещи обсуж­даем. Обще­до­ступ­ные. Ника­кой зауми.

Машину разбил. Зло? Зло.

Тут уже каж­дого, и суе­вер­ного чело­века, и не очень, тянет сплю­нуть через левое плечо.

Не станем пле­вать. Но пони­маем, что гово­рим об ужас­ном. Не дай Бог.

Что еще хуже? Здо­ро­вья не стало. Был «целост­ный» орга­низм и нет его. То есть, что-то было целым и пере­стало им быть. Теперь он, наш орга­низм, нуж­да­ется в том, чтобы снова стать «целым». Нуж­да­ется в «исце­ле­нии».

Не стало здо­ро­вья. Зло? Зло.

Семья раз­ва­ли­лась – опять же Зло. Была семья и пере­стала быть. Помните, как в старой песне? «Была любовь и вдруг не стало» Конечно же, Зло.

Была жизнь. И не стало. Был чело­век. И нет его. Даже с точки зрения бого­слов­ской. Нет больше чело­века. Был цель­ный чело­век. Теперь тело умерло. Лишь душа оста­лась. И так до все­об­щего Вос­кре­се­ния.

Но и для нас вот это исчез­но­ве­ние жизни – тоже зло.

Плачу и рыдаю, егда помыш­ляю смерть…

– Един­ствен­ная воз­мож­ность жить – это вообще нико­гда об этом не думать. Вообще нико­гда не думать о смерти.

Страх адских мук, страх встречи с Богом, страх ответ­ствен­но­сти за свою посмерт­ную участь пре­вра­ща­ется у совре­мен­ного неве­ру­ю­щего чело­века в оце­пе­не­ние и ужас от пред­вку­ше­ния соб­ствен­ного несу­ще­ство­ва­ния.

Брод­ский гово­рит «Пустота веро­ят­ней и хуже ада…». Вот во что это выли­ва­ется. Вот какое оттор­же­ние испы­ты­вает чело­век на самых под­сту­пах к самой идее небы­тия.

Ну, вот видите. Под­няв­шись по этой пира­миде, а потом, разо­брав ее до осно­ва­ния, мы доста­точно четко пони­маем, что для чело­века пред­став­ле­ния о Добре и Зле совер­шенно оче­видны.

Бытие есть Добро. А небы­тие – Зло.

Когда не было и стало – Добро. Когда не было и стало – Благо.

Но когда было и пере­стало быть – то это отсут­ствие Блага, отсут­ствие Добра. Зло.

И в этом смысле, если мы верим, что Бог – Творец. Если мы верим, что Бог пода­тель вся­кого бытия, что Он источ­ник бытия. То Он, сле­до­ва­тельно, есть и пода­тель вся­кого Блага. Он есть источ­ник вся­кого Блага. Значит, у нас появ­ля­ется вот эта зацепка. В этом реля­ти­вист­ском мире, где никто никак не может отли­чить уже Добра от Зла, мы можем ска­зать совер­шенно четко и даже, не побо­юсь, можем ска­зать вполне уни­вер­сально: если Бог Творец, если Бог – пода­тель и источ­ник вся­кого Блага, то он и есть Благо само по себе. Он и есть Добро.

Помните, Хри­стос гово­рит: «Никто не благ, только Бог».

А как же нет, если «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Вот именно то, что все бытий­ствует именно через Него, и ничто без Него не бытий­ствует (если мы, конечно же, в это верим), убеж­дает нас снова и снова, что Благо и Бог суть одно.

Ну, и теперь давайте посмот­рим, к чему все эти раз­мыш­ле­ния ведут.

Если мы не верим в то, что Мир сотво­рен Богом. Если мы, напро­тив, верим, что он, мир этот, возник и суще­ствует как-то сам по себе. То мы стоим рас­те­рян­ные в реля­ти­вист­ской пустыне и огля­ды­ва­емся по сто­ро­нам в поис­ках хоть какого-то нрав­ствен­ного ори­ен­тира. И мы этого ори­ен­тира не нахо­дим.

Откуда все это? Не знаем. Или, нет, знаем. Оно ниот­куда. Оно само по себе.

«Ниот­куда, с любо­вью, надца­того март­обря» – это опять Брод­ский.

Так вот если оно все ниот­куда, а мы, как и все люди, про­дол­жаем испо­ве­до­вать бытие, как нечто без­условно доброе. То и Добро тогда непо­нятно, что такое. Непо­нятно! Потому что перед нами, в отсут­ствии Бога, – бес­чув­ствен­ная рав­но­душ­ная при­рода. Кото­рая, в общем-то, молчит. Спра­ши­вай ее – не спра­ши­вай, она молчит. При­роде вообще свой­ственно мол­чать о Добре и Зле.

Другое дело, если мы верим, что мир сотво­рен Богом, если мы верим, что именно Он пода­тель вся­кого бытия. То у нас появ­ля­ется Стер­жень. У нас появ­ля­ется Мерило. Нам есть с чем срав­нить, есть чем пове­рить свои слова и поступки. И нам, самое глав­ное, есть к чему идти. Мы видим теперь, где это Благо. Мы видим теперь, где Добро.

Помните, как в дет­ской песенке пелось:

Спроси у жизни стро­гой,
Какой идти доро­гой?
Куда по свету белому
Отпра­виться с утра?
Иди за солн­цем следом,
Хоть этот путь неве­дом,
Иди, мой друг, всегда иди
Доро­гою добра.

Вот мы теперь и пони­маем, куда ведет эта самая дорога.

Дорога Добра – дорога к Богу.

Дорога к Богу – дорога к Благу.

Дорога к Благу – дорога к Бытию.

Ну, и дальше все уже доста­точно просто.

Дорога к Богу – дорога к Добру.

Когда мы идем к Богу – идем к Добру.

Путь к Богу – Добро.

Когда мы идем в сто­рону про­ти­во­по­лож­ную – дви­жемся от Добра, дви­жемся от Бытия, дви­жемся в Небы­тие, дви­жемся ко Злу.

Ну, и наши коле­ба­ния теперь, наши оглядки на мир, кото­рый шепчет нам свое непре­стан­ное:

– Нет-нет. Ника­кого абсо­лют­ного Добра нет. А Зла так его и вовсе нет. Все отно­си­тельно.

Так вот эти наши коле­ба­ния, они уходят, они мерк­нут перед новой для нас оче­вид­но­стью. Теперь уже мы ясно и уве­ренно отве­чаем:

– Ну, уж нет. Не надо мне больше ничего нашеп­ты­вать. Я иду туда, где Жизнь. Я иду туда, где Источ­ник Бытия. Я иду к Добру. Я иду к Богу.

Вот пока при­мерно так.

Теперь смот­рите. Теперь давайте взгля­нем на то, а как наша вера, что мир сотво­рен Богом, может повли­ять на саму воз­мож­ность поста­вить вопрос о смысле жизни. Дей­стви­тельно, как?

В чем смысл жизни? Хоро­ший вопрос. Всех он вол­нует. Но прак­ти­че­ски никто о нем не думает.

А вообще-то стоило бы заду­маться. Для чего чело­век живет? Для чего этот мир устроен. И я в этом мире – для чего? «Почему» – тоже непло­хой вопрос. Но вот «для чего»? Какой смысл? Какой замы­сел? Ой-ой-ой… Вот мы и подо­шли. Вот и подо­шли. Смот­рите-ка, «замы­сел». Вот, что нас вол­нует.

А воз­мо­жен ли замы­сел без Замыш­ля­ю­щего? Без Того, Кто замыс­лил?

И правда. Если я слу­чаен. И мир слу­чаен. Если этот самый сгу­сток когда-то при­ли­пал-при­ли­пал и все же допри­ли­пался до того, что из него про­изо­шла все­лен­ная. И причем слу­чи­лось это не по чьему-то замыслу, а слу­чайно. Если бел­ко­вый бульон в резуль­тате неких физико-хими­че­ских про­цес­сов про­из­вел некие физио­ло­ги­че­ские резуль­таты под назва­нием «жизнь». И опять же слу­чайно. В силу сов­па­де­ния каких-то физи­че­ских и аст­ро­но­ми­че­ских обсто­я­тельств. Слу­чайно!

Если жизнь слу­чайна, то какой в этом смысл? Какой? Кто этот смысл в эти про­цессы зало­жил, и откуда он там в этом бульоне возь­мется? Какой смысл во всех этих про­цес­сах, про­ис­хо­дя­щих в без­душ­ной при­роде? Откуда замы­сел в без­душ­ной при­роде? Или мы должны тогда пред­по­ло­жить суще­ство­ва­ние души и в при­роде?

Мне, напри­мер, пред­по­ла­гать суще­ство­ва­ние такой души не хочется. Нам что, пред­ла­гают заме­нить веру в разум Творца на веру в осмыс­лен­ность дей­ствий при­роды? Нет? Так, значит, нету замысла? Нету смысла?

Так вот еще раз. Чтобы был смысл, должен быть замы­сел. Должен быть Творец. А иначе – откуда смысл?

Еще одна сто­рона вопроса.

Цель в моей жизни появ­ля­ется только тогда, когда не я сам эту цель себе при­ду­мал. Пони­ма­ете?

Нет, можно, конечно, пред­по­ло­жить, что я первый и един­ствен­ный чело­век на свете. И что я сам уста­нав­ли­ваю законы соб­ствен­ного бытия. И я сам себе задаю и цели и спо­собы их дости­же­ния. Можно. Но не будет ли это несколько само­на­де­янно?

– Я сам по себе появился и я сам Творец.

Не слиш­ком ли это высо­ко­мерно и бес­поч­венно?

Навер­ное, если есть Цель, то она есть не только у меня? Навер­ное, она есть и у других людей? Может быть, она есть и у чело­ве­че­ства вообще? И у мира?

И вот смот­рите, что полу­ча­ется. Если Смысл есть. Если Цель есть. И я ее не знаю. То я живу бес­цельно. Я живу бес­смыс­ленно. Я или иду не туда. Или вообще никуда не иду.

Итак, если я не знаю Замысла о себе, то я живу неверно. Я живу непра­вильно. Я напол­няю свою жизнь какими-то невер­ными смыс­лами. Я дви­га­юсь в какую-то не ту сто­рону. По-моему так.

Ну, а вот теперь смот­рите, если мы верим, что мир создан Богом. Если мы верим в догмат о Тво­ре­нии, ну, вот тогда смыс­лом что-то и начи­нает напол­няться. Смысл начи­нает поблес­ки­вать вокруг нас.

А что соб­ственно про­ис­хо­дит, если мы верим в то, что мир создан Богом?

А вот про­ис­хо­дит очень важное! Очень важное. Попро­сту, нам теперь есть у Кого спро­сить. Пони­ма­ете? Вот у Него нам и сле­дует спро­сить. Потому что, Он – Творец:

– А Ты, вообще, для чего нас создал? Вот мы больше не умствуем сами от себя. Завя­зали с этим. Поэтому Ты – Творец, объ­ясни нам теперь, для чего мы? Какова наша цель? Каково наше пред­на­зна­че­ние? И что нам сде­лать, чтобы этой цели достичь? Чтобы испол­нить это самое пред­на­зна­че­ние? А Ты-то, вообще, что дума­ешь по этому поводу? А Ты-то, вообще, сказал нам, воз­ве­стил нам, для чего мы тут живем и хлеб жуем на этой греш­ной земле?

И вот здесь у чело­века появ­ля­ется воз­мож­ность разо­браться. Причем разо­браться не в каких-то соб­ствен­ных умо­по­стро­е­ниях. И не в каких-то фило­со­фиях, если пони­мать под фило­со­фи­ями некие соб­ствен­ные инту­и­тив­ные умо­за­клю­че­ния неко­то­рых выда­ю­щихся людей.

Нет. У нас теперь есть воз­мож­ность полу­чить совер­шенно объ­ек­тив­ные ответы от Того, Кто все это заду­мал. От Того, Кто все это создал. От Творца.

Еще и еще раз мы можем теперь повто­рять наши вопросы. Вопросы Творцу:

– Ты-то зачем нас создал? Ты-то какие создал законы, по кото­рым мы можем суще­ство­вать? Ты-то какие цели перед нами поста­вил? И Ты какие дал нам спо­собы дости­же­ния тех самых целей?

Только вот отве­чает ли Творец на эти наши вопро­ша­ния? Вот вопрос. Отве­чает ли? И есть ли у нас от Него какие-то Посла­ния? Есть ли?

Ока­зы­ва­ется, что есть. Ока­зы­ва­ется, у нас есть посла­ния от Творца. Ока­зы­ва­ется, Бог не молчит. Ока­зы­ва­ется, Бог с самого начала тво­ре­ния обща­ется с чело­ве­ком и объ­яс­няет ему: кто он, откуда он, для чего он, какие стоят перед ним цели и задачи и какие у него есть спо­собы эти задачи решить и этих целей достиг­нуть.

Все чело­веку ска­зано. Все воз­ве­щено. Все явлено давным-давно. Мы просто не инте­ре­су­емся. Мы просто ходим всю жизнь вокруг да около, не пыта­ясь загля­нуть, а что там. Не пыта­ясь заду­маться, а не спро­сить ли нам Творца?

Но снова и снова мы слышим в ответ:

– Зачем так все сложно? Зачем нам кого-то спра­ши­вать? Отстаньте от нас! Как живем, так и живем! Какое нам дело?

Ну что ска­зать? Ну, дей­стви­тельно, что?

Н‑да-а‑а… Вот смот­рите. Есть какие-то совер­шенно эле­мен­тар­ные вещи. Совер­шенно про­стые вещи, кото­рые нам ясны без всяких лекций.

Чтобы понять, что за вещь. Чтобы разо­браться, как она устро­ена, для чего создана и по каким пра­ви­лам и зако­нам дей­ствует, нужно про­чи­тать инструк­цию. Нужно попро­сить объ­яс­не­ния у того, кто при­ду­мал эту штуку.

Совер­шенно баналь­ные вещи говорю, не правда ли?

Вот возь­мем какой-нибудь совер­шенно дурац­кий пример. Совер­шенно дурац­кий.

Вот, напри­мер, авто­мо­биль. Лег­ко­вой авто­мо­биль. Доста­точно хоро­ший. С хоро­шим дви­га­те­лем. С хоро­шими ходо­выми харак­те­ри­сти­ками. С хоро­шим дизай­ном. Удоб­ный внутри. Где-нибудь так за мил­лион рублей. Ну, хоро­ший такой авто­мо­биль. Вполне хоро­ший. Да.

Да, так вот возь­мем этот самый авто­мо­биль, пред­на­зна­чен­ный, в общем-то, для чего? Ну, попро­буем опре­де­лить это так. Пред­на­зна­чен­ный для ком­форт­ного, без­опас­ного и быст­рого пере­ме­ще­ния людей и грузов в про­стран­стве. Ну, вот так при­мерно.

Так вот. Если мы, взгля­нув на этот авто­мо­биль, станем с ним делать, напри­мер, сле­ду­ю­щее. Напри­мер, мы будем класть на асфальт грец­кий орех. И, толкая этот заме­ча­тель­ный авто­мо­биль вчет­ве­ром сзади, станем его на этот орех нака­ты­вать. Туда – нака­тили. Пере­бе­жали вперед. Сюда – отка­тили. Поло­жили еще один орех. И снова: туда – нака­тили, пере­бе­жали вперед, сюда – отка­тили. Вот так. Туда-сюда. Туда-сюда. Вот так.

То есть потра­тили мил­лион и нака­ты­ваем его на орех.

С целью, разу­ме­ется, этот орех этим авто­мо­би­лем рас­ко­лоть.

Помните, Том у Марка Твена в «Принце и нищем» колол орехи Боль­шой Госу­дар­ствен­ной печа­тью. Почему? Потому что он не знал ей насто­я­щего при­ме­не­ния. Он не пони­мал, для чего эта штука нужна.

Вот и мы тоже не знаем, для чего эта сим­па­тич­ная при­спо­соба на коле­сах. Для чего, дей­стви­тельно? Может дей­стви­тельно, чтобы орехи колоть?

Дей­стви­тельно, дурац­кий пример, не правда ли?

Так вот, ну, совер­шенно же оче­видно, что исполь­зуя наш заме­ча­тель­ный авто­мо­биль за мил­лион рублей таким стран­ным обра­зом, мы станем исполь­зо­вать его не по пред­на­зна­че­нию. Совер­шенно не по пред­на­зна­че­нию. И даже если мы будем его исполь­зо­вать для того, чтобы в уютном кожа­ном салоне просто пря­таться в непо­году от дождя. Это тоже будет не по пред­на­зна­че­нию. Ничего себе наве­сик от дождя за мил­лион!

А почему? А потому что тот, кто этот авто­мо­биль создал, создал его не для этого. И он, этот самый созда­тель, давным-давно уже сооб­щил нам, для чего он его создал. Также и люди, кото­рые поль­зо­ва­лись вся­кими раз­ными авто­мо­би­лями до нас, тоже пере­дали нам свой вполне успеш­ный опыт, для чего сия само­дви­жу­ща­яся штука пред­на­зна­чена. Вот так.

Но и это еще не все. Кроме того, что созда­тель авто­мо­биля, сооб­щил нам, для чего эта вещь создана и каково ее пред­на­зна­че­ние. Он еще и строго-настрого указал нам, как, по каким зако­нам и пра­ви­лам этот аппа­рат суще­ствует, чтобы это самое пред­на­зна­че­ние испол­нить.

Вот авто­мо­би­ли­сты знают, что если мы в бен­зи­но­вый дви­га­тель станем зали­вать какие-то иные угле­ро­до­со­дер­жа­щие жид­ко­сти, даже напри­мер солярку, машина не поедет. А уж если мы после­дуем при­меру слав­ных авто­мо­би­ли­стов Вин­тика и Шпун­тика, кото­рые, если помните, изоб­рели машину, кото­рая ездила на гази­ро­ван­ной воде с сиро­пом. Так вот если мы после­дуем их при­меру и станем в нашего чет­ве­ро­но­гого желез­ного коня зали­вать спрайт, напри­мер, или кока-колу, или лимо­над «Бура­тино», у нас ничего не выйдет. Машина не поедет. Пони­ма­ете? Не поедет. Она не испол­нит своего пред­на­зна­че­ния. И все это по одной лишь при­чине. Потому что созда­тель создал ее именно по таким зако­нам. Именно по таким: бензин надо зали­вать, пони­ма­ете? Бензин. Кока-кола не под­хо­дит. Не под­хо­дит. Ничего не выйдет. Не выйдет, потому что мы не соблюли воли и замысла творца о том, как эта штука должна рабо­тать.

Да, вы видите, что мы дошли в своих рас­суж­де­ниях уже до пол­ней­шей глу­по­сти. До совер­шен­ней­шего абсурда. Но не в такой же ли глу­по­сти и абсурде пре­бы­ваем и мы, когда пыта­емся жить, не спро­сив Творца, а как жить? По каким зако­нам жить? И с какой целью жить? А наша жизнь-то уж подо­роже мил­ли­она стоит. Да? Нет? Да?

И вот так мы живем совер­шенно рас­слаб­лено. Совер­шенно. Такие важ­ней­шие вопросы нас совер­шенно не вол­нуют. И знаете что? Дурац­кие у нас полу­ча­ются не при­меры, кото­рые мы тут рас­смат­ри­ваем. А само наше отно­ше­ние к соб­ствен­ной жизни – дурац­кое. И сами мы разве не дураки? Что жизнь нашу про­во­дим за колкой орехов и только. Разве не дураки?

И вот мы стоим посреди своей жизни, дураки-дура­ками, с пол­ными гор­стями этих самых коло­тых орехов. И глядим, не пойми куда. И вдруг вера в Бога, как в Творца, она вне­запно раз­во­ра­чи­вает нас. Она раз­во­ра­чи­вает наше созна­ние. Она ставит нас непо­сред­ственно перед Богом, не просто как перед каким-то отвле­ченно-абстракт­ным высшим разу­мом. Не просто как перед одним из учи­те­лей, чье мнение нам, вполне воз­можно, ока­жется инте­рес­ным. Ладно, мол, давайте вашу книжку, почи­таю как-нибудь на досуге.

Нет, наша вера ставит нас теперь перед Богом, как перед нашим личным Твор­цом. Она ставит нас, в конце концов, перед Богом, как перед Отцом, с прось­бой отве­тить на эти самые вопросы. Даже не с прось­бой. Она ставит нас перед Ним с одним един­ствен­ным жела­нием, возо­пить: Отче, Ты нас сотво­рил и отпра­вил в путь. А мы, Отче, заблу­ди­лись! Так скажи же нам, для чего нам жить? И как нам жить? И куда нам идти? И что нам сде­лать, чтобы дойти и не заблу­диться больше?

Ну, вот так полу­ча­ется.

Есть еще вот такой вопрос. Его задают многие. Хотя многие и не задают, к сожа­ле­нию, вовсе.

А зачем Бог создал этот мир?

Дей­стви­тельно, зачем? Для чего? По какой нужде? Ну, ведь не для того же, чтобы мы свечки ему зажи­гали. Уж, навер­ное, не за этим.

Так зачем Богу этот мир?

Вот наука, напри­мер, кото­рую в таком важном вопросе, как про­ис­хож­де­ние мира, часто про­ти­во­по­став­ляют нашей вере. Вот науку попро­буем спро­сить:

Что такое? Наука в заме­ша­тель­стве. Наука молчит. Наука ничего не пони­мает. Наука раз­во­дит руками. Она вообще ничего нико­гда не может ска­зать, когда ее спра­ши­вают «зачем». Это не из сферы инте­ре­сов науки. «Как» она еще может худо-бедно объ­яс­нить. И причем, всякий раз и во всяком веке она это делает по-раз­ному.

Вы, кстати, заме­тили, что послед­ние несколько веков наука все время нам пыта­ется объ­яс­нить, как мир про­изо­шел без Бога? Да, вот эту воз­мож­ность тво­ре­ния мира Богом наука все время опус­кает. Делает вид, что ее нет. И объ­яс­не­ния при этом полу­ча­ются все время разные. То там дей­стви­тельно где-то что-то к чему-то при­ли­пает. И так появ­ля­ется мир. То вдруг где-то чего взры­ва­ется. Самые разные объ­яс­не­ния. Самые разные. И причем каждое после­ду­ю­щее объ­яс­не­ние выда­ется всякий раз за окон­ча­тель­ное. Вы заме­тили? Занятно, не правда ли?

Так вот. «Как» она может попы­таться. Но «зачем»… Ну, нет, это не к нам.

А тут такой вопрос. Нет, ну дей­стви­тельно зачем?

Вы знаете, наш пре­по­да­ва­тель клас­си­че­ской гре­че­ской фило­со­фии с высо­ко­мер­ной такой усмеш­кой смот­рел на нас, сту­ден­тов-хри­стиан. Для него вообще невоз­мож­ным было наше хри­сти­ан­ское пони­ма­ние тво­ре­ния мира Богом: вне Бога и помимо Бога, и не ущем­ля­ю­щее поло­же­ние Бога.

– Если вна­чале был только Бог и ничего больше. Значит, когда Бог сотво­рил мир, Ему при­шлось подви­нуться? Значит, у Бога появи­лись гра­ницы? Если мир – это не Бог. А Бог – это не мир, значит Без­гра­нич­ного, Бес­ко­неч­ного Бога нет? Его окон­ча­ние, Его гра­ница – они там, где начи­на­ется мир?

Ну, пре­по­да­ва­тель не пони­мал пред­мета нашей веры. Не пони­мал того, что Бог творит мир со всеми его кате­го­ри­ями, без кото­рых мы мира не пред­став­ляем. Кото­рые суще­ствуют, как скелет этого мира. Как его несу­щие кон­струк­ции. Эти кате­го­рии назы­ва­ются «время» и «про­стран­ство». Кант рас­суж­дал об этом, что мы не можем чего-нибудь помыс­лить вне кате­го­рий «время» и «про­стран­ство». Ну, сами посу­дите, если что-то суще­ствует, оно должно суще­ство­вать «где-то» и «когда-то». Ну, дей­стви­тельно. Если «нигде» и «нико­гда» – так не бывает.

Так вот они, эти кате­го­рии, к Самому Богу ника­кого отно­ше­ния не имеют. Ника­кого. Бог – вне вре­мени и вне про­стран­ства. Все эти вещи, они тво­рятся Богом вместе с миром.

Вот, пони­ма­ете, какая штука, наши гла­голы про­шед­шего или буду­щего вре­мени, с помо­щью кото­рых мы только и можем опи­сы­вать все про­ис­хо­дя­щее, они не отно­сятся к Богу. Вот все эти наши «был», «будет». Они не про Бога.

Нельзя ска­зать «Бог был еще до мира». Потому что самого вре­мени еще не было. Или «Бог нахо­дился до мира там-то». Где там-то? Не было ни вре­мени, ни про­стран­ства. Время и про­стран­ство тво­рятся для мира и вместе с миром. И где теперь стал Бог после тво­ре­ния мира? Это тоже вопрос не более осно­ва­тель­ный, чем преды­ду­щие утвер­жде­ния. Не то, что вот земля и Бог над ней. Нет. Он вне мира. Вне системы коор­ди­нат. Бог не под­чи­ня­ется земным нашим огра­ни­че­ниям.

А вот так. Это не пред­ста­вимо. Это невоз­можно помыс­лить нашим огра­ни­чен­ным твар­ным созна­нием. Бог без­гра­ни­чен и появ­ле­ние мира никак его не огра­ни­чи­вает.

И не было вре­мени, а Бог есть.

И не будет вре­мени, а Бог все равно есть.

Для чего я отвлекся на эти непро­стые вопросы? А вот для чего. Чтобы нам еще труд­нее было понять, для чего вот такой вот над­мир­ный и непред­ста­ви­мый Бог, он зачем это все творит?

Пред­став­ля­ете, мы даже не можем ска­зать, что вот жил-был себе Бог, и было Ему хорошо. И решил он создать себе чело­века. Не можем так ска­зать. Потому что опять у нас эти вре­мен­ные гла­голы. А они Бога никак не опи­сы­вают.

Так вот зачем Бог творит мир? Зачем? По какой при­чине? По какой нужде?

Вообще ни по какой.

Вообще без при­чины.

У Бога нет ника­кой нужды. У него нет ника­кой ущерб­но­сти, кото­рую тре­бо­ва­лось бы вос­пол­нять. Вообще ника­кой.

Он творит мир – просто так.

Он при­во­дит из небы­тия в бытие – без всякой на то для себя при­чины.

Он делает все небыв­шее – сущим. Делает несу­ще­ство­вав­шее – суще­ству­ю­щим. Без всякой при­чины. И без всякой коры­сти, можно так ска­зать.

И вот такое отно­ше­ние к чему-либо. Такое вот отно­ше­ние, когда ты застав­ля­ешь что-либо быть без всякой для себя при­чины, ока­зы­ва­ется, назы­ва­ется Любо­вью.

Нет выше любви, как даро­вать бытие. Нету.

Если мы с вами вос­при­ни­маем бытие, как наи­выс­шее благо. То как нам опи­сать отно­ше­ние Того, кто нам это самое бытие дарует, ничего не желая взамен? Как? Только Любовь. Бог при­во­дит нас из небы­тия в бытие исклю­чи­тельно по любви к нам.

И нико­гда. Еще раз под­черкну, нико­гда не тре­бует ничего взамен.

И желает только одного. Да-да, Бог желает только одного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *