смысл жизни подготовка к вечности

Смысл жизни подготовка к вечности

смысл жизни подготовка к вечности

Протоиерей Димитрий Смирнов, затрагивая в своем эссе тему смерти, не только объясняет смысл понятия «вечной жизни», но и говорит о том, как каждый настоящий христианин должен готовить свою душу к переходу в нее. Что для нас по-настоящему важно? И почему не стоит впадать в уныние, вспоминая умерших родных?

Когда мы поминаем усопших или совершаем отпевание, то читаем Евангелие от Иоанна, в котором есть такие слова Господни: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Каждый из нас уже примерно с четырех лет начинает задумываться о смерти, а пройдет совсем немного времени, и всех нас уложат в гроб. И хотя думать об этом не очень весело, но необходимо отдавать себе отчет в том, что это вещь совершенно неизбежная и поэтому думать о ней нужно. Древние даже говорили: memento mori – помни о смерти. И помнить о смерти нужно не для того, чтобы впадать в уныние или в панику, а для того, чтобы к этому подготовиться.

Поэт сказал: «Нет, весь я не умру». Он, конечно, подразумевал свое творчество, но, в общем-то, здесь имеется в виду прежде всего наша бессмертная душа. Умрет тело, умрет язык. Но душа человека будет продолжать любить тех людей, которых любила, будет страдать от тех страстей, которыми была наполнена при жизни, и будет продолжать скучать по всему тому, чем она жила.

смысл жизни подготовка к вечности«Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Название:«Свет будущей жизни»
О смерти и бессмертии
Автор:Сборник
Год издания:2006
ISBN:5-89101-167-0
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub FB2 PDF

Конечно, всякий человек инстинктивно старается продлить свою жизнь, уклониться от смерти. И чем старше человек, тем больше он недоволен врачами, потому что считает, что его можно бесконечно лечить. Как старый автомобиль: починил – поехал, опять сломался – опять починил, и так без конца. Нет! Придет такой момент, когда чинить будет уже бесполезно. Врачи говорят: можно, конечно, сделать операцию, но выдержит ли сердце? А человек надеется. На что? На то, что, может быть, проживет еще месяц или даже год. Но ведь это уже не принципиально! Что ты хочешь сделать за этот год? Достроить баню на даче? Или посмотреть, какая будет в следующем году передача на Новый год? Что ты так изо всех сил хочешь продлить? Нет, человек просто хочет отодвинуть от себя самую главную проблему.

Потому что мы все прекрасно чувствуем, что жизнь наша очень коротка. Настолько коротка, что даже если нам много чего удается сделать, все равно это очень малая часть из того, что нам хотелось бы. Очень быстро жизнь проходит, и мы становимся седыми, лысыми, старыми, иногда даже глупыми, не замечая этого сами. Мы возмущаемся: «Что ты кричишь?!» – «Как “что кричишь”? Да потому, что ты глухой, вот тебе все и кричат». Но человеку не хочется признаться в том, что уже глуховат, что плохо видит, плохо соображает. Ему все кажется, что он по-прежнему 25-летний. А лет уже не 25, а 75, и все по-другому.

Господь говорит совершенно о другом, и даже не о жизни души. То, что душа бессмертна, это знают все, но все-таки жизнь души – это не жизнь вечная. Человеческая душа – это не человек, это только его часть, хотя и очень важная. Поэтому христианство основано на Воскресении Христовом. Первым воскрес Христос, и придет час, когда воскреснут все умершие. Поэтому на стене нашего храма написан даже Символ веры, чтобы каждый человек, если еще не знает, мог прочитать: чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Православная Церковь живет ожиданием воскресения. Поэтому даже когда мы отпеваем человека, мы читаем Апостол и Евангелие, где говорится – не скорбите, братья, наша разлука временная, мы встретимся с душой этого человека. Когда мы с вами будем умирать, к нашему одру придут души умерших до нас, обычно родственников. Я много раз в своей жизни видел, как умирающий начинает беседовать с теми, кто какое-то время назад уже умер, а потом он как бы возвращается и продолжает общение с теми, кто в этой комнате. Хотя людям, не знакомым с этим, кажется, что умирающий начинает уже заговариваться. Или говорят: это он меня перепутал со своей мамой. Да ничего он не перепутал! Просто мама действительно пришла, и они разговаривают.

Жизнь вечная – это не просто жизнь. Это жизнь с Богом. Потому что жизнь вне Бога, по слову Господа, это вообще не есть жизнь. Поэтому Христос и пришел на землю: чтобы каждый человек имел возможность соединиться с Богом. Бог для человека непознаваем, потому что это совершенный Дух, а человек живет во плоти, Бог – свят, а человек грешен, поэтому между человеком и Богом – пропасть. Как небо от земли, а тут лучше сказать: как Царство Небесное от преисподней, так и Бог далеко отстоит от человека. Поэтому Господь, Отец Небесный, посылает в мир Единородного Сына Своего, Иисуса Христа, Который становится человеком, чтобы каждый мог понять, почувствовать, осязать человека Иисуса Христа и через Него познать Отца Небесного.

В Иисусе Христе для нас содержится тайна жизни вечной. Если мы с Ним соединимся в течение нашей жизни, то мы достигнем жизни вечной, или еще это называется «спасение». Спроси любого: «Хочешь ли от смерти перейти прямо в жизнь вечную?» – «Ну да, вроде хочу». – «Но для этого надо слушать слово Божие». – «А что это такое?» И оказывается, что множество людей, даже считающих себя верующими, за всю жизнь ни разу не удосужились прочитать слово Божие. Так вот, главная наша подготовка к жизни вечной должна заключаться в том, чтобы постараться услышать, а что же говорил Иисус Христос, Который с небес сошел, чтобы нас спасти, чтобы дать нам жизнь вечную?

Нам интересно, какая будет погода, какое давление, кто с кем развелся, кто женился, на сколько завтра пенсию нам урежут или телефонные разговоры поднимут в цене. Это все интересно. Но сколько тебе осталось на этой земле по телефону разговаривать? Восемь лет, одиннадцать, два или к августу уже кончатся все наши телефонные разговоры? Всё кончится: прописки, пенсии, лекарства, воспитание внуков кончится. А за это время хотя бы Евангелие можно было прочитать? Может быть, даже что-то такое и понять, и почувствовать, может быть, успеть что-то даже и изменить в своей жизни. Может, не все и не радикально, но хоть какой-нибудь шаг навстречу Богу сделать, чтобы Он увидел: да, человек не просто повинуясь своим чувствам придет в церковь, свечку поставит, не понимая: в чем смысл?

Во всем должен быть смысл. Мы ведь не бессмысленные животные. Нам же Господь дал разум. А у большинства людей так: придут в храм, постоят, почувствуют что-то: то успокоятся, то взволнуются – и дальше. А голова в этом вообще не участвует. А ведь здесь что-то поют, что-то говорят, все здесь имеет смысл. Необходимо сделать хоть какой-то шаг, чтобы для души это стало понятным, чтобы всё это приобрело для нас пользу именно душевную, именно в свете вечности.

В чем смысл того, как мы поминаем на молитве усопших? Каждый из нас это осмыслил? А надо осмыслить. Потому что пройдет еще немного времени – и мы тоже будем усопшие. Вот ты пришел поминать усопших – как хорошо! Они радуются, что мы помним о них и молимся за них, – значит, ты это вроде понимаешь.

И кто же будет думать о нашей собственной душе, как не мы сами! А мы этого не делаем, мы живем по какой-то тупой инерции, по заведенному обычаю, как принято, как люди скажут, так вот в этом болоте и барахтаемся. Но нужно немножко проявлять и собственной инициативы, потому что, может быть, слышали, что под лежачий камень вода не течет. И Господь насильно нас спасать не хочет, спасает свою душу только тот, кто хочет ее спасти.

Конечно, Господь каждому, кто хочет, помогает безмерно. Так помогает, что можно сказать, что человеку практически ничего для этого не нужно, Господь Сам все сделает. Он даже имя Себе такое избрал, потому что Иисус по-еврейски значит Спаситель. Для того, чтобы никто не сомневался: хочешь спасти свою душу? – обратись к Господу Иисусу Христу. А как обратиться? Через Евангелие, через Церковь. Другого пути нет, этот – единственный. Потому что не люди же придумали Церковь. Церковь, в которой мы сейчас находимся, не люди основали, а Сам Господь Иисус Христос. За это время, 2000 лет прошло, рухнуло на этой земле очень много. Исчезли целые культуры, языки превратились в мертвые, на них никто не говорит, исчезли целые империи. А Церковь – как стояла, так и стоит. Так она и будет стоять. Все равно, если даже будет плохо и бедно: нет хоров – сами себя в хоре поставим, петь научимся, будем Бога прославлять, как умеем. Иконы все отнимут, пожгут, как уже было, – новые напишем. Может, не как Андрей Рублев и Феофан Грек, может быть, похуже. Но пройдет пять, десять лет – смотришь, иконописная школа возникнет, и начнем писать иконы, и, может быть, всё лучше и лучше. А если храмы опять закроют, склады сделают, купола посшибают – ничего, в лесу соберемся. Ведь не в этом дело, Церковь все равно останется, Церковь не в бревнах, а в ребрах, как древние говорили, Церковь – там, внутри человека. Это идет от Иисуса Христа, и мы через Церковь можем к Нему придти. Только нужно идти!

Утром встал, задумался: вот солнце сияет, утро, мне Господь подарил еще один день, зачем он мне дан? Затем, чтобы я всю посуду перемыл и все перестирал? А вот представим себе, что нам скажут: ты сегодня вечером умрешь. Будешь продолжать стирать? Тратить на это время? Но ведь если сегодня помрем, завтра без нас все перестирают. Может быть, все-таки душой займемся? Самое главное, что у нас есть – это наша душа. И вот об этом нужно нам помнить и думать в первую очередь. А остальное потом. Потому что телесная наша жизнь скоро будет в прошлом, а вот жизнь нашей души – это всегда будет, это в вечности.

Подробнее со статьей протоиерея Димитрия Смирнова можно познакомиться в сборнике «Свет будущей жизни (о смерти и бессмертии)», опубликованном в издательстве «Даниловский благовестник».

Источник

Смысл жизни подготовка к вечности

смысл жизни подготовка к вечности

Смысл жизни – подготовка к вечности

— То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни?

— В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: «Царь бы из Него вышел что надо!». Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог.

— Геронда, что человек должен всегда иметь в своем уме для того, чтобы творить волю Божию?

— Он должен иметь свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам. Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный пир. Знаете, что такое пир? Познайте глубочайший смысл монашества, стяжите духовное благородство, святоотеческую чуткость. А глубочайший смысл жизни (не монашеский, а вообще) обязаны уяснить все люди. Если бы они это сделали, то совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости. Раз есть божественное воздаяние, то будем думать о том, как заработать маленько «денежек» для будущей жизни, а не о том, как в жизни этой держаться с достоинством и принимать человеческую славу от других.

Когда человек движется в плоскости действительной жизни, он всему радуется. Тому, что живет. Тому, что предстоит умереть. Не потому радуется, что он устал от жизни, нет, он радуется тому, что умрет и пойдет ко Христу.

— Геронда, он радуется оттого, что не противится тому, что попускает Бог?

— Он радуется, видя, что эта жизнь преходяща, а жизнь иная — вечна. Он не устал от жизни, но, думая: «Что нас ожидает, разве мы не уйдем?», он готовится идти туда, понимая, что в этом его предназначение, смысл жизни.

Вот, к примеру, взять женщин, работающих в системе социальной помощи. У них есть доброта: бегают, бедняжки, убиваются ради других. По образованию они психологи, но бывают случаи, когда тот способ, которым они хотят помочь другим, не действует. Идет она, к примеру, утешать человека, которому отрезали ногу, а он ей говорит. «Ты вот пришла на двух ногах и говоришь мне: «Добрый день», — а у меня-то нога только одна». Что она сможет ему ответить? Как она поможет ему психологией? Если этот человек не уловит глубочайший смысл жизни, то ему ничто не сможет помочь. Он должен понять, что за это попущенное Богом увечье он, если не будет роптать, получит в иной жизни накопленную небесную мзду. Поняв это, он должен радоваться. Да хоть бы и на четырех ногах ходили остальные, он должен говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что я хожу на одной». Но, воспринимая жизнь недуховно, эти бедняжки идут утешать людей и не знают, что им сказать. Идет такая «социальная утешительница», к примеру, облегчить страдание тридцатипятилетней больной раком женщины, у которой трое детей. Что она ей скажет? Если эта мать не уловит глубочайший смысл жизни, то она будет отчаиваться, думая о том, что станет с ее детьми. И сама психолог, пришедшая ее утешать, впадет в то же самое отчаяние, если она не поймет чего-то высшего, чего-то духовно более глубокого. Ведь, не расположив сначала более глубоко саму себя, она не сможет правильно помочь и ближнему так, чтобы к нему пришло божественное утешение. Так эти бедняжки психологи не только устают телесно, но и расстраиваются, видя, что они не могут оказать людям серьезной помощи. То есть устают вдвойне.

Источник

Жизнь вечная

Жизнь человека бывает троякой.

Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается.

После смерти все идут в вечность, но в разные состояния.

Жизнь вечная бывает или блаженной или неблагополучной.

Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, – третьего пути нет.

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду.

В жизни вечной одни в радости, другие в муке.

В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду.

Путь праведных ведет к блаженству, а нечестивых – к погибели.

Пребывающие во тьме греховной попадают во тьму кромешную, а ищущие Бога наследят свет.

Душа, победившая врагов, с торжеством восходит туда.

Духовно трудящиеся всегда получают воздаяние.

Путь в жизнь вечную труден и опасен. Нужен РУКОВОДИТЕЛЬ.

Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать.

Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную.

В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой.

Там будет совершенная безопасность и тишина.

Жизнь вечная не имеет перемен, как временная.

В жизни будущей благость Божия откроется в полноте.

Тогда увидят праведники Бога лицем к лицу.

Праведники просветятся, как солнце.

В жизни будущей блаженству праведных не будет конца.

Жизнь вечная – единственное, что нам нужно на потребу.

Ради вечного блаженства следует все временное презреть.

Ради жизни вечной не жалеть жизни временной.

Если бы знал человек, что его ожидает, то все оставил бы, чтобы спастися.

Если хочешь жить, не отлучайся от Бога (8, с.343–351).

Что лишает человека вечной жизни

Ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36). * * *

Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно толь­ко этот путь даст нам право быть наследниками жизни вечной (Там же, с.36).

За что Господь дает вечное блаженство

Господь близок к вам, и Он желает дать вам за все ваши страдания вечное блаженство. Только там нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания (Там же, с.48–49).

Нужно терпеть все ради вечности

Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его (Там же, с.25).

Кто не причащается – мертв для вечной жизни

Тот, кто не причащается, не имеет в себе вечной жизни, по слову Господа, и остается мертвым для будущей жизни (Там же, с.29).

Ради вечной жизни будем переносить все на земле

Все пройдет мимо и исчезнет и красота мира сего, и земля, и небо, и наступит тот момент, когда для страждущих и любящих Бога откроется новая жизнь, в которой уже не будет ни болезней, ни воздыханий Бог от­рет всяку слезу из очей их. Вот для этой жизни будем переносить здесь все то, что посылает нам Милосердный Господь. Ведь по этому пути прошли все последователи Христовы. Они так же и болели, и страдали в этой юдоли плачевной, но за это получили венец неувядаемой славы (Там же, с.28–29).

Чем дорога жизнь человека

Человек на земле – пришелец, странник, его жизнь тем и дорога, что рано или поздно он возвратится домой – в Отечество Небесное. Но это Отечество Небесное уготовано не для всех, а только для тех, кто живет на земле добродетельной жизнью (Там же, с.57–58).

От чего зависит участь в вечной жизни

Все будет зависеть от той жизни, какую человек проводит на земле, то есть за святую жизнь получит на небе блаженство, а за порочную – вечные мучения (Там же, с.77).

Какая душа, живя на земле, уже имеет зародыш вечной жизни

Душа, приобретшая Бога, живя на земле, уже имеет в себе зародыш вечной жизни, и наоборот – погрязшая в тину греховную уготовляет тем самым для себя место во тьме и сени смертной (Там же).

Нельзя и в этой жизни утешаться, и в будущей

Ради достижения вечного блаженства многие подвижники готовы были нести в этой юдоли плачевной всякие скорби, болезни и невзгоды. А мы, грешные, думаем и в этой жизни утешаться, и будущее не утерять. Но ведь так не бывает (3, с.86).

Безропотно неся скорби, мы сможем получить вечную жизнь

Посредством безропотного несения скорбей мы сможем не только очистить свою душу от греховной скверны, но и получить ту жизнь, которая уготована нашим Искупителем на небе. Постраждем на земле ради возлюбившего нас Христа. Все скорби по отношению к той вечной блаженной жизни – как капля в море. Святые отцы желали в этой юдоли плачевной не только нести скорби и болезни, но и, более того, идти добровольно на все злострадания и мучения. Там, если мы этого заслужим, – радостная жизнь, а здесь – трудная и тернистая дорога, ведущая к Голгофе (3, с.95).

Надо стараться подражать житию святых отцов

Если здесь бывает и трудно бороться с болезнями и греховными наклонностями, то в будущей жизни Бог отрет всякую слезу из очей наших.

Ради будущей благодатной жизни многие из святых отцов желали переносить в этой юдоли плачевной не только болезни и скорби, но и отдать самих себя на мучения. Постараемся и мы подражать их житию, а во время тяжелых испытаний в нашей жизни обратим свой взор к Небу и оттуда придет нам по­мощь Господня, одухотворяющая и помогающая (Там же, с.91).

Все земное пройдет, как пар, и исчезнет бесследно, а вечность каждого ждет или в райском блаженстве, или же в вечных мучениях. Все будет зависеть оттого, как человек проводил свою жизнь в этой юдоли плачевной (Там же, с.80).

Спаситель открыл нам доступ к вечности

Будем всегда иметь перед своим духовным взором распятого Сына Божия, Который не только искупил нас Своей Кровию, но и открыл нам доступ к вечной жизни (Там же, с.81).

Ради блаженной вечности надо презреть все земное

Ради блаженной вечной жизни нужно презреть все земное и скоропреходящее и посвятить себя полностью Небесному Жениху, Христу Спасителю. Но для того, чтобы всегда пребывать со Христом, от нас требуется не только хранить себя от нечистоты телесной, но и духовной. Здесь требуется усилие, мужество и постоянный контроль над всеми чувствами и помышлениями (Там же).

Как достигнуть блаженной вечной жизни

Всегда люди, живя на земле, задают вопрос, как же достигнуть благодат­ной жизни на небе. Ответ мы сможем найти в слове Божием, где Спаситель говорит: «Имеяй заповеди Мои и соблюдаяй их, тот и является наследником Неба» (Там же, с.83).

Святые отцы подвизались ради вечной жизни

Ради этой благодатной жизни святые отцы подвизались даже до лишения своих насущных благ. Они сеяли добро на земле, а пожали в вечности плод радостного упокоения со святыми Ангелами (Там же).

Земная жизнь – подготовка к переходу в вечность

Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для того, чтобы жить вечно. Поэтому временную земную жизнь христианин должен рас­сматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность (26, с.393).

Бог возжег в человеке жизнь, которая никогда не угаснет

Нежелание умереть при всех невзгодах земной жизни есть не что иное, как вложенная Богом потребность жить и жить, жить без конца, жить вечно. Это стремление к бесконечной жизни предопределено Самим Богом. Он, как искру, возжег в человеке жизнь, которая – как искра Божия – никогда в нем не угаснет (7, с.394).

Цель жизни и духовная красота

Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота (Там же, с.395).

Человек предназначен не для земли

Условия земли не соответствуют полноте человеческого счастья, жизнь на земле никогда не будет раем. Всегда и везде будут слышаться воздыхания, томления души и слезы. И это вполне закономерно, поскольку человек, хотя и сотворен из земли, но как имеющий залог неба и образ Бога, он предназначен не для земли (Там же, с.396).

Жизнь вечная состоит в познании Истинного Бога (32).

Кто бывает наследником вечной жизни

Что даровал людям Христос для достижения вечной жизни

Господь Иисус Христос даровал в пищу (человеку) Плоть и Кровь Свою, чтобы вкушающий их имел жизнь вечную ( Ин.6,54 ) (7, с.306).

Жизнь греховная, порочная

Человек, живущий по ПРИХОТЯМ, подобен лодке, плывущей по течению без труда и весело.

Жизнь греховная есть загрязнение чистой одежды Крещения.

Бог печалится бесчинством христиан.

Жизнь беззаконная – признак неблагодарности.

Жизнь порочная несовместима с любовию и верою.

Беззаконно живущие Бога не знают, хотя и называются христианами.

Такой жизнью человек бесчестит Бога.

Жизнь порочная есть вражда на Бога.

Жизнь порочная противна ВЕРЕ христианской.

Жизнь порочная есть признак неверия.

Жизнь греховная приводит к ГЕЕННЕ огненной (8, с.360–363)

Как пагубно влияет на жизнь привязанность к греховным страстям

Привязанность к греховным страстям мира настолько пагубно влияет на жизнь христианина, что под их воздействием он может в своем сердце отречься от Христа (3.147) (7, с.231).

Жизнь духовная, христианская, благочестивая

Как у тела, так и у духа есть признаки жизни.

Рождение духовное происходит свыше.

Так как христианин духовно родился в Крещении, то и должен стремиться к духовномую

Духовный человек отличается от духовного мертвеца.

Обращать внимание на внутреннее состояние.

Не только внешне быть благочестивым, но и внутри быть истинным христианином.

Необходимо внутренне перемениться.

Необходимо из плотского стать духовным.

Так как в Крещении христианин обновляется по новому духовному человеку, то и должен заботиться о своем внутреннем человеке.

Без стремления быть истинным христианином все в мире ничто.

Вся сила состоит в исправлении и обновлении СЕРДЦА.

В человеке два закона, воюющие друг против друга.

Каждый работает или Богу, или греху, невозможно Тому и другому.

Плоть постоянно воюет против духа.

Жизнь христианская есть непрестанная борьба.

Жизнь духовная состоит в победе над ветхим человеком.

Жизнь добродетельная есть проповедь о Христе.

Добродетельным житием по заповедям Божиим прославляется имя Бо­жие.

Само высокое звание ХРИСТИАНИНА обязывает к благочестивой жизни.

Высота жизни заповедана всем без исключения.

Кто Христов, тот и житие Христово показывает.

Идти за Христом, а не за миром.

Так следует жить, чтобы при СМЕРТИ мучительно не жалеть о бесцельно потерянном времени.

Жизни духовной, как и всякому делу, следует учиться.

Долг христианина – учиться жить по-христиански.

Учиться этой жизни трудно, но необходимо, ибо здесь вопрос СПАСЕ­НИЯ.

Вначале трудно, но потом внутри сладость.

Жизнь христианская состоит в ПОКАЯНИИ и ПЛАЧЕ О ГРЕХАХ.

Чтобы по слову Божию устроить жизнь, следует повиноваться СОВЕСТИ.

Чтобы ПО СЛОВУ БОЖИЮ устроить жизнь, следует отвратить очи от СУЕТЫ.

В жизни духовной успех тогда, когда злонравие побеждается.

Жизнь христианская есть страдания за Христа.

В зависимости от духовного состояния и различная духовная пища.

Дети должны подобиться родителям.

Христиане, рожденные в Крещении от Духа, должны быть подобны Богу.

Чем более человек совлекается ветхого человека, тем чище душа, тем более подобие с Первообразом.

В жизни духовной МОЛИТЬСЯ о ПОМОЩИ Божией и делать дела со ВНИМАНИЕМ.

Просить помощи Божией на пути жизни христианской.

Многие добрые дела не приносят пользу, если вся жизнь христианина не является жертвой Богу (8, с.363–376).

Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам. Нужно беречь свой ум от рассеяния, ибо это вносит нестроения в духовную жизнь.

Этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремленной к Богу внутренней духовной жизни является обязательным для каждого христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или мирской.

Основы духовной внутренней жизни являются одинаковыми и обязательными как для мирянина, так и для монаха (5, с.265–266).

С прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь, ибо без покаяния не может человек черпать силы из духовного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь (6, с.95–96)

Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа. Всякие навеваю­щие мысли, какими бы они ни были благовидными, надо отсекать глаголом Божиим. Этому еще помогает и постоянная память смертная. Она способна отрезвлять ум и приводить его в смиренное состояние, а смирение никогда не падает (32).

Истинное познание Бога означает истинную жизнь нашего духа (27, с.70).

Движущей силой духовной жизни христианина является вера

Вера есть движущая сила духовной жизни христианина, она же является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей (7, с.227).

Что влечет человека к богоугодной жизни

Действенным средством в борьбе с грехом является также сознание своей греховности. Оно возбуждает в человеке чувство раскаяния и влечет его к богоугодной жизни (7, с.316).

Что губит духовную жизнь

Отсутствие страха Божия оказывает неблагоприятное, губительное воздействие на весь строй духовной жизни (7, с.244).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *