смысл жизни мцыри и смысл жизни монахов

В чем смысл жизни Мцыри сочинение

Тем не менее, свободолюбивый герой так и не смог ужиться с кроткими монахами. Он видел сны о долгожданной воле, мечтал поскорее сбросить груз повседневности.

Именно ради свободы Мцыри предал тех, кто спас ему жизнь и решил бежать из монастыря. Несмотря на то, что герой никогда не был свободным (а, следовательно, не знал, как свободой следует распоряжаться), он рискнул жизнью, чтобы сразиться с хищником, который преградил ему дорогу.

Помимо свободы его также одно время волновал образ девушки, но она не смогла стать его фиксированной, постоянной целью. Однако тот факт, что перед смертью герой был счастлив, что прожил три счастливых дня, говорит о том, что самым главным приоритетом для юноши была именно воля. И ничто другое.

Пример Мцыри показывает, что иногда нужно быть осторожнее со своими желаниями. Ведь когда человек, наконец, достигает их, все может сложиться не по плану.

Так или иначе, жизнь героя состояла всего из нескольких дней. Годы детства в плену, а также мучения в храме он считал лишь существованием – мучительным и беспросветным, возврата к которому уже не будет. Сам же барс символизирует тот факт, что мечта человека не всегда бывает достижима – ведь, несмотря на то, что Мцыри одолел его, он получил раны, от которых, впоследствии, скончался.

Для Мцыри было также важно собственное «я», которого служители монастыря, по большому счету, лишены – ведь они живут по распорядку, исповедуют не личную, а общепринятую точку зрения (в данном случае, религиозные постулаты), не мечтают об иной доле и довольны замкнутым пространством.

Что же касается молодого человека, для него это оказалось пыткой. Своеобразной тюрьмой, в которую он был заключен против своей воли. Именно поэтому дни, которые Мцыри провел в состоянии побега, показались ему такими счастливыми.

И пусть он так и не добрался до своей Родины, он был очень рад, что, никто больше не будет посягать на его личное пространство и ограничивать в действиях.

Тот факт, что во время побега главного героя, идет сильный дождь, обозначает, что в жизни не все так просто, иногда она является вечной борьбой, в которой человек далеко не всегда побеждает. Иногда мир оказывается сильнее. Ведь существуют те обстоятельства, над которыми люди не властны.

Но три дня воли действительно могут быть дороже, чем целая жизнь в заточении.

2 вариант

Произведения Михаила Лермонтова отличаются психологизмом и философской направленностью. Это относится и к романтической поэме «Мцыри». В данном произведении писатель дает своим читателям возможность задуматься над следующими вопросами: зачем живет человек? Каков смысл жизни Мцыри?

Мцыри — это юноша, которого будучи ребенком приняли в монастырь. Он не является монахом, а просто живет при организации. Мцыри ничего не знает о своем прошлом. В монастыре ему одиноко, так как здесь никто не может понять его. У юноши появляется цель в жизни — познать себя, найти свою родину, найти близких по духу себе людей.

Молодого человека просто захватывает эта идея. Он решается на отважный поступок — сбежать из монастыря, чтобы увидеть настоящую жизнь. Жизнь Мцыри приобрела авантюрную направленность. Он, живший ранее в тишине и спокойствии, оказывается в новом, диком для него мире. Юноше ничего не знакомо, но он чувствует себя намного лучше, чем раньше.

Всякая ли жизненная цель может быть исполнена? Над этой проблемой также размышляет автор. Герой поставил себе глобальную задачу и решился на ее исполнение. Но может ли мальчик, который ничего совсем не знает и ничего не видел, добиться этого? Можно ли противостоять всему миру без поддержки? Автор приходит к выводу, что нельзя. Никто не мог поддержать героя на его жизненном пути. Однако сначала Мцыри не сдавался. Он бродил по склонам Грузии, чтобы найти хотя бы одну зацепку о своем происхождении. Но затем появились трудности, а апогей — сражение с барсом. Юноше удалось одолеть дикого зверя, но спустя некоторое время он понял, что не сможет один противостоять целому миру. Герой вернулся не с чем в монастырь. Но после нравственного поражения, в его жизни появился новый смысл — учиться жить в храме и находить общий язык с окружающими.

Так, автор показал читателям, как происходит смена жизненных ориентиров у человека. Стремления в жизни могут поменяться из-за глобальных трудностей или осознания, что предыдущие жизненные цели несовместимы с реальной жизнью. Так было и у героя. Его смысл жизнь — найти свою родину и предков — оказался невозможным из-за политической обстановки. Кавказские войны, в результате которых пострадало и много детей, разрушили все связи Мцыри с неизвестной ему родиной, лишили его родителей и семьи.

Писатель приводит читателя к мысли о том, что теперь смыслом жизни Мцыри должна стать возможность отпустить прошлое и жить настоящим.

Сочинение для 8 класса

В своей поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов поднимает ряд философских вопросов, среди которых центральное место занимает вопрос о смысле жизни. Сама поэма представляет собой предсмертную исповедь главного героя, имя которого имеет двойное значение. Поэт в примечании указывает, что Мцыри переводится с грузинского как «послушник». Однако второе значение представляется куда более важным: Мцыри значит «чужеземец».

Главный герой ещё в раннем детстве попал в монастырь. Он воспринимает свою жизнь как заточение в тюрьме, он чувствует себя здесь чужим. Смирение и покорность монахов противоестественны вольной натуре Мцыри, поэтому он ставит перед собой цель сбежать из этого места. Молодой послушник не видит себя среди старцев и молитв в мире раболепства и святости. Его душа требует свободы, и в этом он видит смысл своей жизни.

Три дня Мцыри проводит за стенами монастыря. И это время стоит, по его мнению, двух тихих жизней в уединении. Герой считает, что жизнь – это не просто существование, она состоит из тревог и битв, наслаждений и сражений. Его тянет к вольному и гордому народу горцев, он любуется непокорностью природы. За те дни, что провёл на свободе, Мцыри прожил целую жизнь. Он нисколько не жалеет о случившемся, ведь побег стал самым ярким воспоминанием в его жизни.

Однако недостаток опыта и знаний приводит к тому, что герой сбивается с пути. Уставший, он чувствует глубокое разочарование из-за того, что не смог достичь своей цели. На него нападает дикий барс, и в этом неравном бою Мцыри получает тяжёлые раны. Но даже в этот трудный момент он не бежит от опасности и демонстрирует силу духа. После долгих блужданий Мцыри выходит к ненавистному монастырю. Мысль о том, что он умрёт в неволе, не оставляет его. Даже перед лицом приближающейся смерти он проявляет стойкость и просит оставить его в саду, откуда видны Кавказские горы.

Таким образом, Лермонтов подводит читателей к мысли о том, что смысл жизни заключается не в смиренном существовании и покорности. Мцыри противится той жизни, которую выбрали для него другие. Он стремится найти своё место в жизни любой ценой. Именно это стремление обрести внутреннюю свободу и должно быть целью человека.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем смысл жизни Мцыри

Популярные сегодня темы

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

Многие поэты обращаются к теме любви. Так, не исключением стал и великий русский поэт А. С. Пушкин. Любовная лирика является одной из основных в его творчестве. Среди шедевров особая роль отведена стихотворениям

Данный персонаж выведен в романе в качестве одной из противоположностей главному герою. Судьбинский является тем, кем Обломов мог бы стать, не предпочти он ничегонеделание на диване.

Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.

Когда дети учатся в школе, то мечтают побыстрей вырасти и начать самостоятельную жизнь. А вот взрослые часто с грустью вспоминают «школьные годы чудесные»

Источник

Конспект урока по литературе «Смысл жизни для Мцыри и для монаха» (8 класс)

Тема урока « Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.»

Образовательные : учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие : прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

— Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

3. Сообщение темы урока

— В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

4. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …) стр.233

3) Каким мы его видим в начале поэмы? («Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в монастыре и монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы.

— В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

« Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благодарю…»

Слово «исповедь» имеет следующие значения:

— покаяние в грехах перед священником;

— откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на доске).

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им достигнута.)

— Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста. Стр. 234

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(гл. 6, 9, 10, 11 .) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

— Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

— Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство и многообразие природы.)

— Какой вывод можно сделать о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

6. Первичная проверка понимания. Работа по карточкам.

Закончите предложения, запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

Не томиться в душных кельях, а…

Не склоняться перед алтарём, а…

Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

7. Итоги урока, выставление оценок.

Заполните таблицу: В чём смысл жизни

1)Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

2)Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека.

Итог нашего урока –ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри» или ее идеей.

Ответ на наш проблемный вопрос: «В чем смысл жизни для Мцыри?» является темой или идеей поэмы? (Ответы учащихся)

8. Домашнее задание:

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Урок проводился в 8-ом классе, где у учащихся наблюдается низкая техника чтения, слабая мотивация к обучению. Уровень качества знаний по предмету ниже среднего и очень низкая активность учащихся на уроке.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 8 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти, а также карточки с опорным материалом.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся.

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

В ходе урока дети изучили и закрепили новый материал.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Открытый урок литературы в 8-м классе на тему «В чём загадка Мцыри?»

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.

Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.

Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.

Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.

Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?

Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).

Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Боязнь потрясений и бурь

Отказ от земных радостей

Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы

Тяга к свободе, к сильным и вольным людям

Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты

Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы?(Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

«Хранительные стены» монастыря

«Сумрачные стены» (гл. 4)

«Стены глухие» (гл. 24)

Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)

«…после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещён святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет…»

«Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)

«Из жалости один монах

«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…

Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой,

Надежд обманутых укор

И вашей жалости позор. » (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.

В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».

Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.

В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.

Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.

… для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.

У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *