смысл жизни младше жизни

Смысл жизни

Сразу скажу, что не претендую на лавры писателей и философов, то есть людей, которые занимаются поисками смысла жизни профессионально. И не очень-то верю, что его можно обрести рациональным путем. Как и в это вот: «Я прочла «Братьев Карамазовых» и поняла смысл жизни». Я бы вообще не поднимал этот вопрос, если бы ежедневно не сталкивался с ситуациями, когда псевдопотеря смыслов и целей причиняет страдания. И если бы в числе последствий не значились тяжелые депрессии и даже суициды.

Я уверен, что причины и следствия тут поменялись местами. Как мы это традиционно видим? Человек ищет и не находит смысла в жизни, ложится на диван, депрессует, мучается. (У нас в стране пострадать – любимая национальная забава, но сейчас не об этом) На самом деле, у него, конечно же, сначала что-то случается, какой-то сбой – от двойки по экзамену до потери близкого человека, и тогда он переходит к широким обобщениям, уверяется, что он лузер, жизнь – дерьмо и смысла в ней нет никакого… Либо вдруг понимает, что живет совсем не так, как хочет, как планировал. Результат тот же. Или наоборот, осознает, что достиг всех своих целей, а счастья-то нет. Либо… Понимаете, вопросы о смысле бытия возникают не от большого ума и зрелости, а именно потому, что человеку всё как-то не живется. Мешают какие-то установки, комплексы, особенности психики. Здоровые, психически благополучные люди не ставят перед собой ни таких вопросов, ни рациональных целей. И уж тем более не пытаются реализовать их любой ценой. Они наслаждаются эмоциональной стороной жизни! Просто живут.

За смысл отвечает рациональная часть мозга (и нас самих), а за психическое благополучие и счастье – эмоциональная. Если эмоции подавлены или дискредитированы, начинаются умозрительные поиски смыслов, которые рано или поздно заканчиваются разочарованием, кризисом, если не трагедией.

Что говорят детям, когда они в старших классах? «Ты ДОЛЖЕН хорошо учиться»; «Мы с отцом костьми ляжем, чтоб ты поступил», «Хорошее образование открывает перспективы». Как будто любое образование – хорошее. Как будто оно может что-то гарантировать. Вы знаете, что по статистике люди с «хорошим» образованием чаще всего становятся наемными работниками?

Да, а девочкам в уши часто жужжат, что выходить замуж надо ВОВРЕМЯ, а то потом могут не взять. По моему, нельзя, да и просто опасно внушать детям, что брак – это самое лучшее, что может случиться с ними в жизни. Самое лучшее – это счастье. А счастье – это максимальная личностная реализация: в любви, дружбе, семье, в детях, профессии – во всем, в чем человек талантлив и чего хочет попробовать.

А что на деле? Придумают себе смыслы заранее (впитают с молоком матери), а когда они перестают работать или оказываются ложными, впадают в отчаяние. В такой момент важно понять, что нет никакого абстрактного смысла жизни. Что смысл жизни – в самой жизни. Цель жизни – в том, чтобы получать от нее удовольствие. Жизненный ориентир – самореализация.

Кстати, те самые психически благополучные люди (они среди нас – это не инопланетяне) не ведут с детьми беседы о том, какими людьми те должны вырасти. И не рассказывают, что не обмануть ожидания родителей – их главная задача на ближайшую жизнь.

Иногда неспособность получать от жизни удовольствие и как следствие непрерывные поиски смысла жизни связаны с неразвитостью эмоциональной сферы. Это может быть и наследственной, и приобретенной особенностью психики. Человеку кажется, вот сейчас поменяю работу, или разведусь, или перееду, и наконец- то все будет хорошо. Но внешние перемены происходят, а внутри ему лучше не становится. Потому что счастье очень мало зависит от наружных обстоятельств. Все в нас самих, это правда. Виктор Франкл не то что не сломался, но и вообще психологически не изменился в концлагере.

Другой вариант – нестабильная психика. Когда человек мечется, все чего-то ищет и не может остановиться, задержаться на чем-то, обрести покой. (Если стабильная, человеку что-то нравится очень долго). И снова дело не в отсутствии смысла и цели, а в том, что и то, и другое слишком часто меняется. Происходит бесконечное перебирание работ, жен, квартир, партнеров… А всего- то надо полюбить то, что есть. Себя и свою жизнь. И тогда развитие, рост, положительные перемены происходят естественно и плавно.

смысл жизни младше жизни

И эмоциональная недоразвитость, и психологическая нестабильность вполне излечимы. Главное точно знать, что жизнь должна быть в радость.

— У меня все хорошо, семья, трое детей, жизнь наполнена заботами. Но я начала задумываться, что я буду делать, когда они вырастут? В чем будет смысл моей жизни тогда?

— Это как раз следствие установки, что призвание каждой женщины – дом, семья, материнство. И если до замужества у девочки не образовалось других интересов – она пытается зацепиться за детей как за смысл. Но дети подрастают, и неизбежно начинается кризис. Впрочем, кругом много примеров, когда 70- летняя мать звонит 48-летнему сыну, учит его жить и контролирует, съел ли он кашку на завтрак: она так и не нашла себе больше смысла и занятия, кроме материнства. А ваша задача найти! Начать искать и реализовывать себя стоит уже сейчас. Надо понять, чего вы хотите от жизни КРОМЕ семьи и детей. Нормально хотеть рожать. Ненормально хотеть только этого.

— У дочери подростка очень нестабильная психика, а сейчас столько пишут о подростковых самоубийствах. Как вовремя заметить суицидальные настроения?

— Я всегда говорю, что подростковый возраст – самый тяжелый период в жизни каждого человека. САМЫЙ! Ни в детстве, ни в старости таких переломов не происходит. Все наваливается одновременно. Взросление, куча психологических проблем, нелюбовь к себе, конфликт со всем миром – с одноклассниками, с учителями, с родителями… Плюс постоянные гормональные проблемы. Полная перестройка организма: сердечно-сосудистая система не успевает обслуживать костно-мышечную.

И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста. Дети утомляются, у них резко падает успеваемость. Часто меняются настроения, интересы и авторитеты. И именно в этот жизненный момент родители начинают жестко прессовать по поводу учебы, учителя пугают контрольными и экзаменами, все рассказывают, что именно сейчас решается его будущее… Не надо всего этого делать.

Я советую проявлять понимание и сочувствие, не истерить по поводу оценок, доверять и дать определенную свободу. Поменьше нравоучений, побольше внимания, поддержки и любви. И помните, что у подростков смысл жизни связан с физиологией, их мозг сейчас больше всего реагирует на внешность. Может, как-то помочь в этом направлении?

Что касается суицидов. Много не самоубийств, а попыток. Попыток, цель которых обратить на себя внимание. Что еще раз говорит о том, насколько внимание и поддержка важны. И тем более страшно, когда человек и не собирался убивать себя, а просто соскользнул с подоконника.

— Подруга в депрессии, потеряла смысл жизни, потому что выяснилось, что муж ей изменяет. Как ее поддержать? Ей надо решить, продолжать ли отношения.

— Тут главное не надо говорить: «Да разведись ты с этим козлом!» И еще не надо говорить: «Да ничего страшного!» Не надо обесценивать ее проблему. Но постарайтесь показать, что она не одна и имеет полное право принять любое решение. Проявите деликатность: в моменты, когда человеку так тяжело, близкие не могут заменить своим смыслом его потерянный. Не могут заменить своей жизнью его разрушенную. Но могут поддерживать и быть рядом.

— Я живу, рационализируя все подряд и по-другому не умею. Как отказаться от рациональных целей, чтобы следовать за эмоциями?

— Так бывает и когда эмоциональная сфера подавлена, и наоборот, когда человек гиперчувствительный, тревожный. Чтобы не сойти с ума, ему приходится постоянно себя контролировать. Его рационализация – это попытка удержаться на плаву, защититься от собственных эмоций, от самой жизни. И то, и другое лечится. Идите к психологу.

При подавленности я советую для начала научиться не бояться выражать свои эмоции. Хочется кричать – кричите! Как пела черепаха Тортилла: «Хочешь драться – так дерись!» Не бойтесь выглядеть невоспитанным, конфликтным… Головы бы поотрывать конфликтологам, которые объясняют про культуру конфликта. Подавление эмоций – прямой путь к онкологии. Смысл конфликтов – слить негатив, если этого не происходит, негатив уходит в физиологию. У животных не бывает болезней сердца, потому что у них нет рефлексии, они знают, что в острой ситуации – либо бежать, либо драться. И еще старайтесь доверять положительным эмоциям, желаниям. Делайте то, что хотите, а не то, что надо…

— Что делать, если у меня тяжело больна мать и вся моя жизнь проходит рядом с ней?

— Я это вижу так: вы жили, искали по мере сил смысл жизни, тут выяснилось, что у вас больная мать и – оп, оказывается искать больше ничего не нужно. Так? Это ведь всегда вопрос выбора, вопрос, соглашаетесь ли вы с тем, что предлагает вам жизнь. Проблему ухода за мамой всегда можно решить, хотя бы на несколько часов в день – есть сиделки. Другой вопрос, что вы будете делать, когда вам не надо будет ухаживать за мамой? Вы знаете? Вернетесь на работу? На какую? Вам нравится ваша работа? Ответьте себе на эти вопросы, и тогда многое станет понятным.

И еще про пожилых мам: психиатры всего мира склоняются к тому, что после определенного возраста, скажем, после 60 лет всем надо пить антидепрессанты.

— Я люблю свою работу, но она отнимает очень много сил и нервов. Это значит, что надо искать другую?

— Для работодателя – невротик – самый лучший работник. Потому что невротик все время переживает, вдруг опоздает, вдруг что не так, вдруг он работает недостаточно? И зарплату не просит повысить, потому что не уверен в себе.

Все эти поводы для ваших переживаний реальные? Вы уверены? Вполне возможно, что с работой все в порядке, а у вас к ней невротическое отношение. Это как в любви – от нее кто-то становится сильнее, а кто-то страдает и умирает. Не меняйте работу, попытайтесь изменить свое отношение к ней.

— Все было хорошо, я реализовалась и в работе, и в отношениях. Потом родила ребенка, у него диагностировали тяжелый аутизм. Теперь вся моя жизнь посвящена ему. Я очень его люблю, но периодически теряю смысл жизни. И уж конечно не могу больше получать от нее удовольствие. Что посоветуете делать?

— Сделать все, чтобы не чувствовать себя заложницей – ребенка и ситуации. Если есть какая-то возможность высвободить время, нанять человека, который квалифицированно сможет ухаживать за вашим сыном, проводить с ним время, развивать – сделайте это не сомневаясь. Сделать все, чтобы вы воспринимали сына именно как ребенка, а не как инвалида и больное существо. Лучше проводить с ним 5 минут, но с желанием, чем если он вас раздражает 24 часа в сутки… И обязательно надо что-то решать с вашим чувством вины – это деструктивное чувство и плохой советчик.

— Правильно я понял, что если кто не получает удовольствие от жизни, то он просто какой-то недообследованый? Ему надо к психологу?

— В общем-то, да. Правильно.

— А правильно ли я понимаю, что все эти поиски смысла жизни – есть поиски любви?

— Спасибо за это достойное завершение лекции и глубокую мысль. Конечно, желание, чтобы тебя любили, правит миром. Даже не с рождения, а с зачатия важно, чтобы мать, которая тебя носит, хотя бы хотела тебя родить. Потому что маленький ребенок хочет, чтобы родители ему физически принадлежали… Как важно, чтобы любовь ощущал подросток, сегодня уже говорили – жизненно-важно! Собственно, вся эта борьба за успех, популярность, красоту, все эти невероятные усилия, пластические операции, инстаграмы, сбор лайков – все это поиски любви… Неудовлетворенность жизнью и есть отсутствие любви. Человек чувствует, что его не любят. Он не понимает, что происходит и думает, что сделать, чтобы меня любили? Вы же уже знаете что? Начать с того, что самому себя полюбить!

смысл жизни младше жизни

(Из лекции «Как найти ориентиры, цель и смысл жизни» в лектории «Прямая речь»)

Источник

Подросткам о смысле жизни

Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.

Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.

Понятие смысла жизни

Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.

Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».

Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.

смысл жизни младше жизни

Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»

Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).

Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».

Личный смысл жизни

Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).

смысл жизни младше жизни

Рис.2. Классификация личных смыслов жизни

Альтруизм (служение другим).

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Преданность делу.

Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.

Творчество.

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

Гедонизм (стремление к удовольствиям).

Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.

Саморазвитие.

«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.

Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни

В поисках смысла

Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.

Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.

Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».

Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.

Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?

Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.

Марина Битянова, к.психол.н.

Источник

Когда появляется мысль: «Моя жизнь не имеет смысла»

Среди множества запросов, с которыми общаются к нам в Центр клиенты, потеря смысла бытия является одним из самых сложных и самых важных вопросов, без решения которых невозможно построить полноценную и счастливую жизнь.

На прием обратился мужчина 36 лет в подавленном эмоциональном состоянии, его работа, его семья (12-летний сын и жена), близкие, которые его ценили и которые были важны для него, все вызывало раздражение. К психотерапевту он обратился из-за острого конфликта со своей половинкой, она хотела еще раз испытать радость материнства, а наш клиент не видел ни малейшего смысла в том, чтобы «наплодить кучу несчастных и бесполезных людишек».

Целью обращения к психологу, в описанном случае, было решение конфликта между супругами. Но так как любой человек – это не только симптом, это целая вселенная со своими чувствами, мыслями, установками, опытом, рассматривать отдельную узкую проблему без учета всего остального было бы большой ошибкой. В процессе работы стало очевидно, что за всем его состоянием стоит отсутствие актуального жизненного смысла.

смысл жизни младше жизни

Так часто бывает, когда психотерапия, начавшись с одних, внешних проявлений, постепенно уходит вглубь, ставя все более и более сложные вопросы, постепенно возвращая человеку его целостность. Проблема смысла бытия относится к экзистенциальным, то есть базовым, самым глубинным темам, с которыми сталкивается человек. Часто первоначальный запрос не касается смысла жизни: кто-то приходит на первый прием с тревогой, которая делает существование невыносимым, кто-то с хронической усталостью и невозможностью остановиться, кто-то со страхом смерти. Но вглядываясь внимательнее в проявления и чувства клиента, двигаясь вместе с ним в исследовании его внутреннего мира, помогая ему осознавать себя и меняться, специалист может увидеть, что проблема клиента лежит глубже, например, в отсутствии смысла. И тогда без работы над этой темой не получить желаемого результата.

В процессе работы с клиентом и исследовании его личности стало понятно, что отношения с женой – это лишь верхушка айсберга, видимая и понятная часть того, что беспокоит. Намного важнее было раздражение, невозможность клиента получать удовольствие от своих успехов, от отношений с друзьями, от общения с семьей. «Бесполезным и несчастным» в итоге оказался он сам. При внешнем благополучии и наполненности жизнь мужчины, по его же собственному мнению, не имела не малейшего смысла.

С одной стороны, это хорошо, что они возникают, значит, вы растете, развиваетесь, стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь была осознанной. С другой – это трудно, ведь попытки найти то, что наполнит смыслом именно ваше существование, могут оказаться бесплодными. И тогда можно не получить ничего или получить от других лишь некоторый суррогат вместо истинно вашего смысла. Возможно, это даст успокоение на какое-то время, но нерешенные вопросы обязательно возникнут снова.

Правда в том, что универсальной, подходящей абсолютно для всех идеи, зачем нам нужна жизнь, не существует. Существует несколько основных смыслов, и об этом мы будем говорить в другой статье «Разные смыслы нашего бытия». Один из них, без сомнения, будет близок вам. Но необходимо наполнять его выделить, обнаружить, наполнить собственным содержанием, и только тогда он станет лично вашим.

Среди множества путей, которыми можно было пойти, нашему клиенту актуальнее всего было оказывать помощь, его смыслом на данном отрезке жизни мог стать альтруизм. Через беззаветное служение другим он чувствовал свою нужность и важность, свою не случайность пребывания на земле. А дальше в работе со специалистом был поиск ресурсов, как это можно реализовать не в ущерб всей остальной жизни.

В разные возрастные периоды мы нуждаемся в разных смыслах и разном наполнении своего существования. Ребенок редко задумывается над смыслом жизни, а если и спросить маленького человечка лет восьми о том, зачем он живет, то, скорее всего, он расскажет вам об удовольствии, которое он получает от разных моментов бытия: от вкусной еды, от дружбы, от заслуженной пятерки, от маминых объятий. Новоиспеченный молодой специалист поделится планами на построение карьеры и его ключевым смыслом может быть самореализация. А глубокий старик, возможно, будет делиться жизненным опытом, как и для чего он жил, когда был моложе или бесконечно рассказывать о том, какие замечательные у него дети и внуки, как он рад, что дожил и увидел свое многочисленное потомство.

Чаще кризис жизненных смыслов настигает именно тогда, когда выполнена понятная и продиктованная нам обществом и другими программа, когда есть время, чтобы остановиться и задуматься. В любом случае, мотивирующая сила неизменно меняется на протяжении жизни.

Когда она есть, она осознанна и реализована, возникает чувство удовольствия и удовлетворения. Когда нет – отчаяние, раздражение, апатия будут спутниками человека. Только создав свой смысл и наполнив им свое существование, можно обрести душевное равновесие.

Вместе с клиентом психотерапевт прошел длинный путь поиска решения и выхода из затянувшегося кризиса. Помощь благотворительным фондам, создание помогающей ячейки, типа профсоюза, внутри фирмы, где работал наш герой, и даже уход в политику – разные варианты были рассмотрены, примерены и отброшены. В психотерапии есть мнение, что внешняя среда способна откликаться на наши истинные потребности и предоставлять нам возможности именно тогда, когда мы в этом больше всего нуждаемся. Правда, для этого нужно создание ряда условий. Так получилось и в нашей истории. Помог конкурс на лучшее обустройство двора. Наш клиент был человеком творческим, когда-то увлекался резкой по дереву и созданием интересных и неординарных вещей из коряг и веток. Нашел единомышленников, подключил к этому жену и сына. Получив призовое место в городском конкурсе, продолжил украшать уже соседние дворы.

Найдя решение, увидев или создав тот самый свой смысл бытия, можно получить ощущение целостности и понятности жизни, как если бы из ребуса удалось увидеть слово, которое в нем было зашифровано или собрать сложнейший пазл из множества кусочков.

К слову сказать, герой нашей истории в итоге избавился и от раздражения, и от тревоги, неожиданным для него образом (и закономерным для специалиста) улучшились отношения в семье. Жена перестала на него давить с требованием родить еще ребенка, а он вдруг понял, что совершенно не против еще раз стать отцом.

Ощущение бессмысленности всего того, что мы делаем, способно привести к тяжелым последствиям и в эмоциональном состоянии, и в отношениях, и в различных видах жизненной активности. И тогда уже выбраться из всего этого клубка самостоятельно чрезвычайно сложно, находиться в нем можно и месяцы, и даже годы. Помощь и поддержка психотерапевта способны значительно сократить время выхода из кризиса.

Чем же может помочь специалист в этом, почти вселенском вопросе поиска бытия?

Он не предложит вам готового решения, как это могут сделать окружающие. Он не создаст для вас универсальную теорию, которая способна двигать вперед не только вас, но и массу других людей. Это область идеологов и политиков. Но заглядывая в самые потайные уголки вашей души, он может помочь вам понять, чем вы хотите и можете наполнить вашу единственную и уникальную жизнь.

Читайте на эту тему:

смысл жизни младше жизниНаша группа ВКонтакте

смысл жизни младше жизниНаша группа в Facebook

смысл жизни младше жизниFidem в Instagram

смысл жизни младше жизни смысл жизни младше жизни

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *