смысл жизни марксистский подход

Содержание

Смысл жизни (человека) — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования смысла жизни фактически обосновывали такие цели и идеалы, в которых выражались интересы господствующих классов.

В ряде современных социальных теорий смысл жизни по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач (религиозная этика), либо в достижении определённых потребительских стандартов и индивидуального благополучия (натуралистические теории — гедонизм, утилитаризм), или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее какой-либо объективной направленности (экзистенциализм и другие пессимистические доктрины). Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о смысле жизни. По существу, подобную точку зрения разделяют также буржуазный конформизм и моральный скептицизм.

Согласно марксистской точке зрения, существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, её ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни человека и общества, которые могут находиться в непримиримом противоречии или всё более совпадать по мере движения общества к разумному и гуманному состоянию. Это движение связано с постоянным изменением соотношения (меры) личного и общественного, со всё более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем её единением с обществом, его целями и смыслом его существования и развития. Эта устремлённость в будущее придаёт смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Таким образом, подлинный смысл жизни, «тайна бытия» человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.

Материалисты не отрицают в некотором смысле бессмертия личности, если рассматривать её существование в неразрывной связи с существованием человеческого рода. Высшей ценностью в иерархии известных нам ценностей является человечество. Поскольку нет никаких ценностей, которые бы возвышались над ним, смысл существования человечества следует искать не вне его, а в нём самом — во всём том, что способствует сохранению и процветанию человеческого рода. Но человечество состоит из личностей, следовательно, и смысл существования каждой отдельной личности должен состоять в посильном участии в осуществлении этой цели. Личность может участвовать в сохранении и прогрессивном развитии человечества биологически, оставляя после себя потомство. Но человек продолжает своё существование и в памяти людей, в книгах, творениях искусства, машинах, домах и других плодах своей жизни, которые остаются среди живых и которые ещё долго действуют так, как если бы умерший жил и действовал среди людей. Смысл жизни человека измеряется тем вкладом, который он внёс в прогрессивное развитие общества. В этом личное бессмертие человека: одни люди забываются сразу же после похорон, другие живут в памяти и делах многих поколений.

Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений людей марксистская этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе общественного прогресса. Развитие общественного производства, познания и общения увеличивает объективную значимость деятельности людей и обостряет субъективную потребность в исторически обоснованной её ориентации. Но в условиях частнособственнических отношений человеческая деятельность выступает не как собственная, свободная, а как отчуждённая от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о смысле жизни.

Только в борьбе за революционное преобразование мира, в которой происходит самопознание и самоизменение человека, он выявляет всю меру значимости и ответственности своей исторической миссии, находя в этой борьбе подлинный смысл своего существования и силы для разрешения возникающих у него нравственных противоречий.

Источник

Смысл жизни как философская проблема

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Уральский государственный технический университет УГТУ-УПИ

Смысл жизни как философская проблема

Глава 1. Понимание смысла жизни в эпоху Античности

Глава 2.Средневековое понимание смысла жизни

Глава 3.Понимание смысла жизни в Новое время

Глава 4.Понимание смысла жизни в Новейшее время

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? Кто им управляет? что такое человек? Зачем он живет и в чем смысл его жизни.

Имеет ли жизнь человека какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит, имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой уникальную характеристику жизни каждого человека?

В отличие от других живых существ человек осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.

Совокупность многочисленных вариантов ответа на вопрос о смысле жизни можно условно разделить на четыре группы по ориентации на ценности:

1. Гедонизм (характерен для эпохи Возрождения: «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно»1 );

2. Аскетизм (характерен для религиозной философии);

4. Деяние (марксистская философия человека).

Глава 1.Понимание смысла жизни в эпоху Античности

Античной философией называют совокупность философских уче-ний, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладель-ческом обществе с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского знания человечества.

Само греческое мышление, в известном смысле, вещно. Античность рождает философию, а следовательно, рационализм. Однако совсем не случайно милетская школа, с которой философия и началась, видит основу всего сущего обязательно в чем-то вещественном: во влаге, воздухе, воде. Даже на зрелых стадиях развития античной мысли, когда греки не только вырабатывают идеи, но и создают сложные концепции их происхождения и сущности, они не идут в их понимании дальше уподобления внешним вещам.

Само слово идея означает видимая фигура, «внешний вида, а платоновская идея, по мысли А. Ф. Лосева, это танец, доведенный до своего понятийного предела. даже слово «дух», сохранившееся до настоящего времени, первоначально обозначало нечто вещественное. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растения. Не случайно Аристотель относит науку о душе, психологию, к биологии. Этим объясняется и понимание познания как процесса, в котором телесная вещь сталкивается с душой-вещью и оставляет на ней след.

Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать следующие факты. В период своего становления философия была направлена «вовне», на объективный мир. Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. В философии софистов человек становится единственным бытием. Софист Горгий доказывает, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы4.

Глава 2. Средневековое понимание смысла жизни

Выдержки из Библии, повествующие о смысле жизни..

В Божием мироздании нет и не может быть ничего бессмысленного и если человек живет без веры в Бога, не по заповедям Божиим, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным. Для людей, живущих без Бога, жизнь кажется непонятной и случайной, а сами такие люди часто бывают хуже зверей.

Каждому человеку, чтобы выполнить свое назначение на земле и получить вечное спасение, необходимо, во-первых, знать истинного Бога и правильно веровать в Него, то есть иметь истинную веру, и, во-вторых, жить по этой вере, то есть любить Бога и людей и творить добрые дела.

Итак, для спасения людей необходимо правильная вера и жизнь по этой вере (добрые дела).

Истинное учение о том, как нужно правильно веровать Бога, и как жить людям, содержится в православной Христианской вере, так как она основана на Божественном Откровении. Божественным откровением называется в то, что

Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него. Свое откровение Бог сообщает людям двумя способами: естественным к сверхъестественным.

Глава 3.Понимание смысла жизни в Новое время

Христианская идея движения истории к Царству Божьему секуляризирована в идею исторического прогресса в различных формах от буржуазного либерализма до пролетарского коллективизма.

Есть и другая линия, идущая от «мыслящей вещи» Декарта как «точки бифуркации. Человек оторвался от Бога, говорит Х. Ортега-и-Гассет, и остался наедине с вещами. Он сам есть вещь, предмет и действует с вещами, предме- тами, как идеальными и материальными. Здесь начало «деятельностной парадигмы», в рамках которой человек Нового времени осознавал себя. В наибольшей степени это артикулировано в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса, сложных синтезах английской политической экономии. В отечественной философии второй половины ХХ века она разрабатывалась на базе философской антропологии молодого Маркса и имела ярко выраженный оп- позиционный по отношению к официальному марксизму, без меры эксплуатировавшему идеи классовой борьбы революционного насилия и диктатуры пролетариата, характер.

* Животное не производит, человек производит.

* Животное действует в соответствии с физической потребностью. Человек же действует подлинно по-человечески, когда свободен от такой потребности.

* Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально.

* Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Человек же делает свою жизнедеятельность своим предметом.

Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности: самодеятельности. В силу всего этого сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.

Все названные характеристики резюмируются понятием «субъект» которое соотносится с понятием «объект». Суть этого понятия в том, что человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и социальных детерми- наций, он есть существо, способное, по Канту, начинать причинный ряд, осуществлять то, что получило название детерминации из свободы. В качестве субъекта человек есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в опре- деленных, заранее данных, наработанных историей и природой объективных обстоятельствах и условиях.

Глава 4. Понимание смысла жизни в Новейшее время

Усилия ученых направлены на максимальное продолжение человеческой жизни на основе трансплантации, технологии бионики, криобиологии, генной инженерии и т. д. И все же наука не снимает вопроса о смертности человеческого бытия.

Марксистская философия, последовательно проводя установки философского материализма, отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия, не оставляет ему надежды на “загробную жизнь”. Но несмотря на противоположные исходные установки,

Но человек, который это сознает, не может не испытывать чувства полной и глубокой ответственности. Отсюда и термины, которыми так охотно пользуются экзистенциалисты: «тревога», «заброшенность», «отчаяние». Человек тревожится, потому что ощущает огромное бремя ответственности. Правда, многие люди не испытывают никакой тревоги. Но что бы произошло, если бы все так поступали? От этой беспокоящей мысли можно уйти, только проявив некоторую нечестность. Но проявив ее, человек оказывается не в ладах с совестью. И это тоже вызывает тревогу, в том числе и тогда, когда человек не хочет брать никакой ответственности за ход дел. Хотя он может эту тревогу от себя скрывать. И вообще, во всех случаях, когда человек принимает решение, он не может не испытывать тревогу.

Примерно так обстоит дело, по Сартру, и с заброшенностью. Но ее объяснение связано с отрицанием Бога. Экзистенциалисты, говорит философ, далеки от тех поверхностных атеистов, которые хотят задешево отделаться от Бога, утверждал, что необходимость морали сохраняется и при отрицании Бога, ибо она содержит в себе абсолютные ценности (типа быть честным, не бить жену, иметь детей и т. д. и т. п.) без которых общество не может существовать. Иначе говоря, они считают, что те же нормы честности, прогресса, гуманности сохраняются, даже если Бог превратился в устаревшую гипотезу.

Свою концепцию человека Сартр выводит из сформулированного им понимания атеизма. Экзистенциализм, говорит он, не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что Бог не существует. Ибо для него, даже если бы Бог существовал, это ничего не изменило бы. Суть дела не в том, существует ли Бог. Суть дела в том, что человека никто не может спасти от самого себя, даже самое убедительное доказательство бытия Бога. Спасти человека может лишь сам человек.

Можно спорить с теми или иными положениями экзистенциалистов, но трудно не согласиться с тем, что поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать «окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

смысл жизнь философия

1) И.Т. Фролов «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека», Знание, 1985(1);

2) О.Н. Назарова «О смысле жизни, его утрате и творении», Знание, 1989(12);

3) В.Ф. Асмус «Античная философия» 1980;

4) «Философия», курс лекций, гуманитарный издательский центр «Владос»;

5) «Философия», учебник для высших учебных заведений, Ростов-на-Дону, «Феникс»,1997;

6) «Основы философии», учебное пособие для вузов, Москва, «Владос», 1997;

7) «Основы философии в вопросах и ответах», Ростов-на-Дону, «Зевс»,1997.

8) А.А. Радугин «Философия», издательство «Центр», Москва, 1998.

Подобные документы

Смысл жизни в объектах, предметах, событиях, явлениях материального мира. Механизм поиска смысла жизни. Иерархия ценностей для ее определения. Понимание смерти в православии. Исключение ее трагичности в философии. Виды бессмертия, его обретение.

презентация [3,3 M], добавлен 27.12.2013

Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

реферат [47,3 K], добавлен 18.11.2011

Категорически-императивный смысл жизни по И. Канту. Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой жизни. Л.А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия. «Пограничные ситуации» Карла Ясперса как ключ к раскрытию экзистенции.

реферат [67,8 K], добавлен 18.01.2014

Направления и особенности исследования вопроса смысла человеческой жизни в философии на этапах развития науки. Антропологическая парадигма постнеоклассической науки, понимание социального через индивидуальное. Социально-философская концепция личности.

реферат [38,1 K], добавлен 11.02.2015

Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

реферат [24,8 K], добавлен 23.01.2009

реферат [38,2 K], добавлен 18.06.2013

Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания. «Идеальные типы» философского самовосприятия человека. Судьба и поиски смысла жизни. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации. Судьба и жизненный путь. Истина и ценность в античной философии.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.09.2010

Понимание проблемы человека в современной философии. Представления о смысле жизни человека и его высшей цели. Представления о смысле жизни в философской мысли различных исторических эпох. Человек и его взаимоотношения с определенным типом общества.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 03.10.2011

Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.

эссе [12,0 K], добавлен 26.10.2014

Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

реферат [27,5 K], добавлен 14.04.2014

Источник

Смысл жизни марксистский подход

В жизни каждого наступает момент, когда он задаётся вопросом: «В чём смысл моей жизни?»

Бо́льшую часть истории человечества на этот вопрос отвечала религия. Христианские богословы учили нас, что смысл земного существования в подготовке к последующей вечной жизни — и этого было достаточно. Было, пока своё не стали брать наука и техника.

Яростное сопротивление служителей культа и прочих консерваторов не смогло остановить научную революцию, которая перевернула представление людей о мире. Проникая в суть природных и общественных процессов, наука открыла нам удивительные факты о том, как устроен мир. Используя научные достижения, мы научились изменять природу и общество, как пожелаем, делать мир лучше и дальше расширять границы неизведанного.

При этом, несмотря на прогресс науки и технологий, жизнь большинства не стала легче. Голод, эпидемии и антисанитария в Европе и Америке ушли в далёкое прошлое, но на их место пришли «болезни офисного работника»: неврозы и болезни на нервной почве, ожирение и депрессия. Повсюду автоматика, но работы не становится меньше, а стресс от переработок люди снимают табаком, алкоголем и наркотиками. На всё это накладывается страх потерять работу и вообще неуверенность в завтрашнем дне.

Да, люди получили более совершенный инструмент для познания мира. Но этот инструмент не дал им нового ответа на вопрос о смысле их жизней. А раз ответа нет, а рутина лишь убеждает нас в бессмысленности происходящего, люди начинают искать его хоть где-нибудь.

И снова мы слышим голоса служителей культа. Подчёркивая всю абсурдность современной жизни и вред, принесённый техническим прогрессом, современные теологи заявляют, что беды человечества наука победить не в состоянии, а истинное решение проблем — в вере. Они говорят: наука даёт нам лишь телесные наслаждения, а душа при этом умирает, отдаляясь от бога. Они говорят: наука не может дать ответа на самые важные вопросы. Они говорят: лишь искренняя вера даёт нам шанс избавиться от невзгод и найти успокоение для наших бренных душ. И огромная часть рабочего класса попадает под влияние такой пропаганды.

Действие рождает противодействие: появляются проекты, направленные на популяризацию науки и борьбу с религиозностью. Это само по себе хорошо, но все они страдают одним серьёзным недугом: никто сегодня не расскажет аудитории, что главная причина клерикализации — капитализм. Можно тысячу раз прочитать лекцию о чёрных дырах, доказывать с пеной у рта существование эволюции, публиковать мемы, где сравниваются достижения науки и достижения религии. Но услышат тебя лишь пресыщенные интеллигенты: человеку, который живёт от зарплаты до зарплаты, работает по десять часов в сутки и едва осиливает выплату взятых кредитов, нужна не высокая наука — ему нужно объяснение, для чего он всё это делает и, шире, ответ на вечный вопрос: «В чём смысл моей жизни?»

Религия, увы, пока справляется с этой задачей на порядок лучше. Популяризаторы же здесь и не пытаются что-либо делать: господствующий в науке позитивизм как бы подсказывает им, что смысла жизни вообще нет, и каждый волен сам решать, для чего он живёт, придавать своей жизни тот или иной смысл. Подобные деятели науки сами не подозревают, в какой идеализм и субъективизм впадают, тем самым создавая прекрасную лазейку для клерикалов!

Может ли он ответить, в чём смысл жизни, не прибегая к мистицизму, теологии и субъективизму?

Да и нужен ли ответ на этот вопрос?

Как отыскать смысл?

Чтобы что-то найти, нужно сначала знать, что искать. Итак, что же такое смысл?

Смысл — это сущность феномена или вещи.

Незнакомая вещь кажется нам совершенно бессмысленной. Какой смысл сможет увидеть дикарь в символах из забытой в лагере путешественников книги? Что смогут сказать химические формулы человеку, который никогда не изучал химию? Это же для них всего лишь странные буковки, чёрточки и кружочки!

Конечно, необразованный человек может вообразить о себе, что он «и так всё знает», и, немного поразмыслив, придумать значение данным формулам — к примеру, он может решить, что эти красивые рисунки таят в себе инструкцию по созданию философского камня. Это тоже будет смысл — субъективный смысл. Но даже если он создаст секту поклонников необычных символов, этот субъективный смысл не станет реальной сущностью химических формул. Другой пример: наши предки, не зная, что такое кометы, считали их предвестниками войны, голода или смерти.

Этот принцип универсален: человек может придавать предмету или явлению любой субъективный смысл, но это ни на толику не раскроет сущности этого предмета или явления. Для раскрытия же объективной сущности, то есть объективного смысла, нам необходима наука.

На этом остановимся подробнее.

Можно выделить три этапа научного исследования. Покажем это на примере изучения митохондрий 1 :

Пока не проделаны все эти шаги, познать объективный смысл нельзя, можно лишь, подобно дикарю, придумать субъективный. Может, митохондрия нужна для хранения каких-то веществ? Может, это вообще внутриклеточный паразит?

Пока не исследуем, не узнаем. Главное — не останавливаться на первых двух шагах. Они лишь подготавливают нас к третьему, самому сложному шагу, на котором и раскрывается сущность объекта. Никакой объект не имеет смысла изолированно, как неизменная вещь в себе. Смысл обретается лишь в системе взаимосвязанных элементов.

Целое для личностей

Условия капиталистического века сделали людей воинствующими индивидуалистами, которые хотят только личного благополучия. Пропаганда охотно подпитывает это желание: нам заявляют, что все мы — неповторимые личности, а нашу жизнь определяет только то, как мы мыслим — «думай и богатей!» Нам твердят, что необходимо быть особенным, ничем не похожим на других, что нужно не прогибаться под мир, а ждать, пока он сам прогнётся под нас.

Если по-человечески, нам говорят: живи хорошо, живи для себя, а до других тебе не должно быть никакого дела! И люди внемлют.

В таком отношении к жизни есть удивительный парадокс. Воинствующий индивидуалист не может изменить никаких общественных отношений, даже если и будет рисковать собой ради других, что бывает не так уж и часто. Историю делают массы, но вливаться в массу ради достижения коллективных интересов индивидуалист, скорее всего, не будет… Выходит, в любом мало-мальски значимом вопросе он в итоге «прогибается под изменчивый мир»!

Разумеется, человек, не придающий значения обществу, никогда не сможет понять, в чём смысл его жизни. Ведь как существование митохондрии не имеет смысла без клетки, так и существование человека не может иметь смысла вне общества.

Значит, чтобы этот смысл постичь, нужно прежде всего разобраться, как общество работает. Для этого требуется изучить гуманитарные науки.

Снобы от технических и естественных наук могут сколько угодно брызгать спинным мозгом, пытаясь убедить всех вокруг, что гуманитарий — не человек, а история и социология — не науки. Но это не изменит сути: как клетка — целое для органелл, так и общество — целое для личностей, и тот, кто отказывается изучать целое, никогда не сможет понять, для чего существуют его составляющие. Ведь только гуманитарные науки дают нам осознать сложнейшие взаимосвязи между людьми, понять роль отдельных личностей в истории и их влияние на последующие поколения.

Это из-за таких горе-редукционистов служители культа могут заявлять, что наука, несмотря на все декларируемые достижения, не способна открыть человеку смысл его жизни и помочь ему успокоить душу.

Их нежелание посмотреть на уровень выше отдельного организма даёт клерикалам повод говорить, что, отрицая вечную жизнь, материалисты якобы низводят всё существование человека до его телесной оболочки. Упуская общество из виду, мы действительно приходим к тому, что всё содержание жизни человека после смерти как бы становится бессмысленным. Все страсти, волнения души, любые хорошие и плохие поступки уравниваются, и нет отличий между грешниками и праведниками. «Ешь, пей, веселись, всё равно завтра умрёшь, один раз живёшь!» — таким девизом, с точки зрения верующих, должны руководствоваться материалисты.

Редукционисты возражают им: «Если нет смысла в этой жизни, в чём тогда смысл жизни вечной? Не бессмысленно ли вечное личное существование, учитывая, что нет никаких доказательств, что есть загробная жизнь?» Но нельзя забывать первое правило пропагандиста: критикуешь — предлагай! А что тут можно предложить, не понимая законов общества?

Смыслы наших жизней

Тот, кто довольствуется поверхностным взглядом на общество, обычно считает, что историю творят люди, имена которых вписаны в учебники — гении, силой разума создающие шедевры и изобретения, и герои, непреодолимой волей направляющие массы на путь великих идей. Эта иллюзия на руку буржуазии: верующий в неё пролетарий не видит, что и его поступки каждый раз имеют общественные последствия, и потому во всём полагается на волю правительства, бога, случая или злого рока.

На деле всё сложнее.

Первое, что бросается в глаза, когда изучаешь гуманитарные дисциплины всерьёз — то, насколько сильно взаимосвязаны поступки и судьбы людей, и то, что каждое событие прошлого определяет множество граней настоящего. Редактируя рукопись третьего тома Капитала, Энгельс написал довольно глубокие строки:

«Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается…» 4

Не вдаваясь сейчас глубоко в политэкономию, добавим, что развитие человечества всегда идёт на основе его прошлого. И чем дальше идёт история, тем больше накапливается человеческий труд, на основе которого мы двигаемся в будущее. К сожалению, эта неразрывная связь поколений не совсем очевидна взору человека. Лишь тот, кто изучает науку об историческом развитии общества и политэкономию, постепенно развеивает иллюзии и предрассудки буржуазной пропаганды и лучше понимает своё место в мире.

Даже гениальный политик без нужных предпосылок не сможет ни реформировать законодательство, ни организовать революцию. Никакой Эйнштейн не создаст новую теорию без труда сотен и тысяч исследователей прошлого, которые вносили кирпичик за кирпичиком в фундамент назревавшей прорывной теории. Никакой Леонардо не нарисует свои прекрасные картины, если не будет заказчиков, которые эти произведения будут покупать, чтобы дарованию было на что жить, если он не сможет обучиться искусству у лучших мастеров прошлого — как ученик или как исследователь их творчества. Ни один писатель не создаст шедевра без изучения чужих трудов, которые вдохновят его и подадут пример. Даже человеческий язык не живёт изолированно от экономики и истории: стоит начать заниматься лингвистикой и филологией, как понимаешь, что отсталые народы заимствовали у более прогрессивных слова и обороты, изменяя их под свою реальность.

Но нельзя ограничивать своё видение великих свершений и одним знанием, что тот-то стал примером для нашего героя, а такие-то общественные обстоятельства побудили его к действию. Кто избавил его от необходимости самолично приготавливать себе еду, строить жилище? За счёт кого Пушкины и Энгельсы получали средства к жизни? Что бы они смогли, если бы не миллионы простых тружеников? Именно последние и создают прибавочный продукт, который позволяет обществу освободить часть людей для производства «интеллектуальных» творений.

Они не оставляют о себе памяти, но без них не было бы ни гениальных научных трудов, ни шедевров искусства, и потому каждое из этих творений содержит в себе труд миллионов, а не только одного гения.

Человечество, к тому же, живёт не только гениальными открытиями. Те, кто возводит дома и вводит в строй дороги, те, кто печёт для нас хлеб и учит наших детей — все они оставляют в вечности не только память о себе, но и свой труд.

Иногда его плоды переживают столетия, как храмы и дворцы, иногда исчезают сразу же, как сыгранная на базаре мелодия или слова мудрого учителя, — но иная мелодия вдохновляет архитектора на создание шедевра, а полученные в институте знания дают возможность его спроектировать. Измерять величие труда отдельного человека лишь количеством времени, за которое исчезает его творение, или по количеству помнящих его людей — есть вульгаризация и полное непонимание жизни общества. Каждый из нас — часть огромного механизма, и без любого из нас этот механизм стал бы работать иначе.

Функция, которую человек выполняет в этом механизме, и есть объективный смысл его жизни.

Тот, кто не видит своей неразрывной связи с этим механизмом, считая, что он полностью определяет свою судьбу сам и никому ничего не должен, разумеется, будет считать, что он сам определяет и смысл своей жизни. Но пусть люди считают, что живут ради себя, ради детей или ради возлюбленных — общественным законам нет до этого дела. Подобно Мефистофелю Гёте, который «вечно хочет зла и вечно совершает благо», человек, пока он не научится видеть причины и следствия своих поступков, будет закован в цепи обстоятельств, уводящих его от поставленной им цели.

Сегодня капиталист, желая сократить издержки за счёт модернизации, увольняет рабочих, а завтра оказывается, что норма прибыли по отрасли в очередной раз упала.

Рабочий-патриот гордится тем, что собирает новые машины для Росгвардии, но завтра эти же машины бросают на подавление митинга против невыплаты зарплат на этом же заводе.

Мать пытается дать своему ребёнку лучшее, но в итоге делает из него инфантильного эгоиста, который не может и шагу ступить без опеки.

Сердобольный верующий отдаёт четверть зарплаты на подаяние, а в итоге эти деньги уходят в карман главы местной мафии.

И так далее, и так далее…

Некоторые экзистенциалисты решили, что человеческое существование абсурдно, только потому что не замечали объективного смысла жизни за субъективными. С таким взглядом на мир этот путь неизбежен: ограничиваясь субъективными смыслами, человек постоянно рискует впасть в глубокий экзистенциальный кризис. Все ответы, найденные им, не смогут его по-настоящему удовлетворить, и ещё хорошо, если он упрётся в самообман о жизни только ради продолжения рода, а не найдёт успокоение в тоталитарной секте и не сбросится с моста.

Последние решения кажутся абсурдными… Такими же абсурдными, какими представляются учёному-естественнику проповеди антипрививочников и креационистов, экстрасенсов и знахарей, которым, однако, внимают миллионы. Это не случайность, ведь причина здесь одна: невежество, пренебрежение наукой.

Итоги

«Свобода есть познанная необходимость» — не пустые слова. Только глубокое знание наук, в том числе и наук об обществе, даёт нам возможность менять этот мир так, как мы замыслили, разрывать цепи необходимости и завоёвывать свободу. Это относится и к проблеме смысла жизни: лишь честно и беспристрастно изучая закономерности развития общества, поднимаясь над своими предрассудками, мы можем разрешить для себя этот «неразрешимый» вопрос. Как митохондрии выполняют свои функции, не подозревая о них, так и люди неосознанно играют роли в историческом развитии человечества. Конечно, субъективно и биолог может считать, что митохондрии — внутриклеточные паразиты, но это никак не изменит сущность митохондрий и их биологический смысл.

Увы, мы не можем посмотреть на свою жизнь со стороны и, тем более, отыскать все ниточки, связывающие нас с миллиардами людей. Нам приходится ограничиваться жизненным опытом и субъективным восприятием, которые не могут открыть нам всей картины нашего бытия. Конечно, когда-нибудь объективный смысл жизни лучших из нас, смысл произошедших с ними событий найдут историки, у которых будет гораздо больше информации о нас, чем есть у нас самих.

Но это не значит, что мы не можем приблизиться к пониманию смысла своей жизни. Просто для этого нужно больше, чем желание — нужно понять законы общества, в котором мы живём, и сознательно отбросить собственные суеверия и лишние эмоции. И каким бы трудным ни казался этот путь, это лучше, чем жить в плену иллюзий.

Только марксизм даёт наиболее научное описание общественных законов. Как микроскоп в руках гистолога, он становится для человека инструментом, который даёт ему увидеть непрерывную цепочку человеческих взаимодействий и понять единство общества как целого.

Чтобы понять смысл своей жизни, нужно стать марксистом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *