смысл жизни франкл цитаты

Журнал «Школа Черной и Белой Психологии»

смысл жизни франкл цитаты

Психолог из концлагеря: 25 пронзительных высказываний Виктора Франкла

1941 год. Нацисты уже начали отлавливать евреев и отправлять в концентрационные лагеря. Как бы вы поступили, имея на руках свежую американскую визу, дарующую возможность уехать и оказаться в безопасности, при этом понимая, что ваши родители останутся и совсем скоро к ним в дом нагрянут с визитом фашисты?

Австрийский психиатр, психолог и невролог еврейского происхождения Виктор Франкл, вопреки вполне реальной возможности сбежать, выбрал остаться с семьей. Все потому, что на тот момент он уже знал кое-что важное о смысле человеческого существования.

Ученый с международным именем осознанно позволил схватить себя и отправился в нацистский лагерь вместе с родными, потому что буквально накануне войны практически завершил разработку своей теории о смысле жизни как главной движущей силы развития личности.

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь», — писал Франкл в одном из своих трудов. И он выбрал свой путь, узрев смысл в том, чтобы помогать семье и другим узникам лагерей. Впоследствии, благодаря этому опыту, его теория прошла жесткую проверку на прочность. Действительно, наибольшие шансы выжить, по наблюдениям врача, оказывались у людей с крепким духом, в то время как крепкое здоровье имело второстепенное значение.

Мы подобрали для вас 25 лучших цитат Виктора Франкла о счастье, любви и поиске смысла жизни

О счастье и любви

Об успехе и самореализации

О психиатрии и неврозах

О внутренней свободе

Источник

Цитаты Виктора Франкла

Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных.

Иррациональной по своей сути и поэтому полностью нерационализируемой интуиции у художника соответствует вдохновение, которое также коренится в сфере бессознательной духовности. Художник творит по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся и остаются во тьме, которую сознание не в состоянии осветить полностью. То и дело оказывается, что чрезмерное осознание даже по меньшей мере мешает этому творчеству «из подсознания». Нередко усиленное самонаблюдение, стремление к сознательному «деланию» того, что должно протекать само собой в глубинах подсознания, становится тормозом творчества художника.

Ты снова ведешь свой мысленный диалог с любимым человеком, снова посылаешь свои жалобы небесам, снова, в тысячный раз, ищешь ответа на вопрос о смысле твоего страдания, твоей жертвы, твоего медленного умирания. Но вот, в каком-то последнем порыве, все в тебе восстает против безнадежности смерти, и ты чувствуешь, как твой дух прорывается сквозь этот серый туман, сквозь безнадежность и бессмысленность, и на твой вопрос — есть ли смысл? — откуда-то звучит твердое, ликующее «да!». И в этот момент в окошке деревенского дома, смутно виднеющегося вдали, похожего на театральную декорацию, вдруг зажигается огонек — et lux in tenebris lucet — «свет сияет во мраке».

. ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Человек всегда и везде противостоит судьбе, и это противостояние дает ему возможность превратить свое страдание во внутреннее достижение.

Если я не вернусь домой, к жене, и если ты ее увидишь, ты скажешь ей тогда — слушай внимательно! Первое: мы каждый день о ней говорили — помнишь? Второе: я никого не любил больше, чем ее. Третье: то недолгое время, что мы были с ней вместе, осталось для меня таким счастьем, которое перевешивает все плохое, даже то, что предстоит сейчас пережить.

В аномальной ситуации именно аномальная реакция становится нормальной.

Человек ко всему привыкает. Но не спрашивайте нас — как.

Я всегда думал и утверждал, что человек начинает понимать, зачем то или иное случилось в его жизни и что было для него к лучшему, лишь спустя некоторое время, через пять или десять лет. В лагере же это иногда становилось ясно через пять или десять минут.

. Человеку подчас бывает достаточно и совсем малого, чтобы буквально прийти в восторг.

Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать — в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство ответственности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как.

Каждый из нас был раньше «кем-то» или, во всяком случае, считал так. Здесь же с ним обращались так, будто он — буквально «никто». (Ясно, что лагерная ситуация не могла поколебать чувства собственного достоинства тех, у кого оно имело духовную основу, но многие ли в лагере, да и многие ли вообще обладают столь прочной духовностью?)

Любовь — это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.

Всё больше людей сегодня обладают средствами для жизни, но не имеют смысла жизни.

Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться.

Иногда от человека требуется просто принять свою судьбу, нести свой крест.

Нормальная личность удовлетворяется миром с частичной безопасностью, в то время как невротик ищет абсолютной безопасности.

Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.

Источник

Смысл жизни франкл цитаты

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Верность — это одна из задач любви; но это всегда задача только для того, кто любит, и никогда не может быть требованием, направленным на партнера

Ревность всегда глупа: она возникает или слишком рано, или слишком поздно.

« Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.»

Самая тяжёлая ситуация как раз и даёт человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.

Человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, — значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека — становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины.

Путь человека к самому себе лежит через мир.

Каждый человек имеет определенное призвание и задачу в жизни. Каждый должен осуществить свое предназначение. Ни одного человека нельзя заменить другим, и ни одна жизнь не может быть повторена. Каждый человек имеет свою уникальную задачу и присущие только ему возможности выполнить ее.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан!

Даже когда нельзя надеяться, всегда есть какая-то надежда, вопреки любой безнадежности, даже самое невозможное иногда может оказаться возможным.

Бытие неполноценно и неустойчиво, если не несёт в себе стремление к чему-то находящемуся за его пределами.

смысл жизни франкл цитаты

У кого есть «Зачем», тот выдержит почти любое «Как»

Апатия, внутреннее отупение, безразличие — эти проявления второй фазы психологических реакций заключенного делали его менее чувствительным к ежедневным, ежечасным побоям. Именно этот род нечувствительности можно считать необходимейшей защитной броней, с помощью которой душа пыталась оградить себя от тяжелого урона.

«В конце концов, — говорил он в своей московской лекции, — Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет».

Источник

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Именно там, где мы не можем изменить ситуацию, мы призваны измениться сами.

Любовь, и только любовь, в состоянии увидеть человека во всей неповторимости, как абсолютную индивидуальность, которой он является.

В какой-то мере страдание перестает быть страданием, когда обретает смысл.

В частности, привилегией молодых является демонстрация своей взрослости прежде всего тем, что они ставят под сомнение смысл жизни.

Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.

Любовь видит и раскрывает возможную ценностную перспективу в любимом. Она тоже своим духовным взором предвосхищает нечто: те еще не реализованные личностные возможности, которые кроются в любимом человеке.

При попадании в лагерь все менялось. С концом неопределенности приходила неопределенность конца.

В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.

Человеческое существо — не просто одна из ряда вещей; вещи определяют одна другую, в то время как человек в конечном счете независим. Каким он становится — в пределах своих способностей и среды — зависит от него самого.

Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо делать то, что я должен. Если я хочу стать самим собой, я должен выполнять личные и конкретные задачи и требования.

Как профессор в двух областях — неврологии и психиатрии — я полностью сознаю пределы, в которых человек подвластен биологическим, психологическим и социальным условиям. Но кроме того, что я профессор в двух областях медицины, я еще и человек, выживший в четырех лагерях — концентрационных лагерях — и в этом качестве могу свидетельствовать, в какой невероятной степени человек способен не поддаваться и мужественно противостоять даже самым худшим из мыслимых условий.

Одним словом, совесть — это орган смысла.

Иррациональной по своей сути и поэтому полностью нерационализируемой интуиции у художника соответствует вдохновение, которое также коренится в сфере бессознательной духовности. Художник творит по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся и остаются во тьме, которую сознание не в состоянии осветить полностью. То и дело оказывается, что чрезмерное осознание даже по меньшей мере мешает этому творчеству «из подсознания». Нередко усиленное самонаблюдение, стремление к сознательному «деланию» того, что должно протекать само собой в глубинах подсознания, становится тормозом творчества художника.

Источник

Цитаты Франкла

смысл жизни франкл цитатыПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат австрийского психиатра и мыслителя Виктора Франкла (1905 — 1997).

О людях

Что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, не теряя достоинства, с поднятой головой и с молитвой.

Быть человеком – значит чувствовать напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, – это обязательное и неотменяемое условие.

Если я воспринимаю человека таким, каким он должен быть, то есть мысленно дополняю его образ во мне «волей к смыслу», я тем самым делаю его таким, каким он может быть, то есть мобилизую его человеческий потенциал.

Человек окончательно становится человеком тогда, когда без остатка растворяется в деле или посвящает себя служению другому. Он в полной мере становится собой, только если не замечает и забывает себя.

Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он – самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы можем полететь.

На свете есть две «расы» людей – только две! – люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой».

Когда человека лишают чувства вины (например, убеждают в ее отсутствии с помощью психологических рассуждений), то вместе с тем его лишают и достоинства.

Человек не только действует в соответствии с тем, что он из себя представляет, – он становится таким, каковы его действия.

Сущность человеческого бытия – в его собственной абсолютной и непостижимой реальности, в самотрансценденции. Под самотрансценденцией я понимаю тот главный антропологический факт, что человеческое бытие всегда направлено за собственные пределы, на то, что уже не является самим человеком. Это может быть что-то или кто-то: смысл, который человек осуществляет, или другая личность, с которой человек встретился.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

Человек еще более аморален,чем представляет себе,но также гораздо более морален,чем думает о себе.

Духовному началу в человеке не пристало заниматься самонаблюдением и самолюбованием. Сущность человека раскрывается в его устремленности, направленности на что-то или на кого-то – на дело или на другого человека. Наше существование осмысленно лишь в той мере, в которой оно направлено вовне – мы экзистенциальны настолько, насколько интенциональны.

О жизни

Борьба свободы человека с его судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.

Экзистенциальный анализ учит воспринимать жизнь как «миссию».

Чего мы ждем от жизни, не имеет ровным счетом никакого значения, гораздо важнее понимать, чего жизнь ждет от нас.

Вообще говоря, наше существование является нашим лишь в той мере, в какой мы готовы нести ответственность за него.

В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться.

Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить.

Правила игры в этой жизни не требуют от нас победы любой ценой – они требуют, чтобы мы никогда не отказывались от борьбы.

В жизни не бывает бессмысленных ситуаций.

Человеческое бытие в собственном смысле этого слова начинается лишь тогда, когда человек поднимается над всякой предопределенностью, и делает это за счет того, что можно назвать «упрямством духа».

Только под ударами «молота судьбы», в горниле страданий жизнь приобретает образ и форму.

Из постоянного делания добра получается в конце концов доброе существование.

«Жизнь» не является чем-то абстрактным и неопределенным, это нечто очень реальное и конкретное, и, точно так же, ее задачи реальны и конкретны. Они составляют судьбу человека, которая различна и уникальна у каждого.

Даже такую жизнь, которую, как нам кажется, мы прожили впустую, можно задним числом наполнить смыслом, если вырасти над собой через самопознание.

Как высота горной гряды измеряется не по отрогам, а по самой высокой вершине, так и о ценности, осмысленности жизни нужно судить по ее наивысшим моментам, и одно-единственное мгновение может придать смысл всей предыдущей жизни.

О страдании

Страдание — в том числе и чувство вины — имеет смысл, если оно делает тебя другим.

Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.

Смысл страдания заключается не в его содержании, а в отношении к нему: важно не что, а как.

В какой-то мере страдание перестает быть страданием, когда обретает смысл.

Человек страдающий стои́т выше, чем человек деятельный.

Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.

Страдать – значит достигать чего-то нового, значит развиваться. Значит созревать. Потому что человек, вырастающий над собой, дозревает до себя самого. Созревание – это достижение внутренней свободы вопреки внешней зависимости.

Страдание значимо не только с этической, но и с метафизической точки зрения. Оно делает людей проницательными, а мир – прозрачным. Бытие становится понятным, в нем появляется метафизическое измерение.

Мы должны видеть различие между страданием и отчаянием. Страдание может быть неизлечимым, но в отчаяние человек приходит лишь тогда, когда перестает видеть в своем страдании смысл.

Смысл страдания открылся нам, оно стало задачей, покровы с него были сняты, и мы увидели, что страдание может стать нравственным трудом, подвигом в том смысле, какой прозвучал в восклицании Рильке: «Сколько надо еще перестрадать!» Рильке сказал здесь «перестрадать», подобно тому как говорят: сколько дел надо еще переделать.

О любви

Переживать человека как событие, во всей его уникальности и неповторимости, – это и значит любить его.

Любить можно только личность.

Любовь не заслуживают. Любовь – это просто милость.

Любовь позволяет нам видеть человека как ценность.

Любовь видит человека таким, каким предполагал его при создании Бог.

Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

Любовь неизбежно обогащает того, кто любит. А раз так, не может существовать такого явления как «неразделенная, несчастная любовь».

И вновь оказывается, что абсолютно не правы те, кто утверждает, что любовь ослепляет. Наоборот, любовь дает зрение, она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека, которую она позволяет увидеть и подчеркнуть, еще не является действительностью, а лишь простой возможностью: тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении, что может стать и что должно стать.

Ревность всегда глупа: она возникает или слишком рано, или слишком поздно.

О смысле жизни

Невозможно определить смысл жизни в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту.

Смысл жизни точно так же, как и смысл смерти, у каждого свой, глубоко личный.

Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

Стремление найти смысл жизни – это не просто «вторичная рационализация» инстинктивных влечений, это главная мотивационная сила в человеке.

Жизнь задает человеку вопросы. Человек должен не вопрошать, в чем смысл жизни, а понять, что он и есть тот, к кому обращен этот вопрос, кто отвечает жизни, кто ответственен перед ней.

Когда пациент заявляет нам, что не знает, в чем смысл его жизни, мы можем ответить только одно: с этого момента его ближайшая и первейшая задача – искать свой непосредственный путь и прорываться к смыслу своей жизни.

Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла.

Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.

Утрата смысла жизни — основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают.

О свободе

«Быть свободным» – это почти ничего не значит без понимания зачем. Но и «быть ответственным» – это тоже еще не все без осознания перед кем.

Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.

У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

Свобода предполагает ограничения, основывается на них.

Человеческая свобода — это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким образом открыться и войти в человеческое измерение.

Дело не в осуществлении каких-либо возможностей, а, напротив, в осуществлении необходимости-того единственного, что нужно в данный момент. Дело в том, чтобы стремиться всякий раз не к возможному, а к должному.

О судьбе

Судьба, то есть все уже свершившееся, должна всегда выступать стимулом к новым, сознательным и ответственным действиям.

Тот, кто полагает, что в его судьбе все уже бесповоротно решено, не сможет ее победить.

Человек привязан к своей судьбе некой силой, и сила эта подобна гравитации, которая не только притягивает нас к земле, но и дает возможность ходить. К судьбе надо относиться как к земле под ногами – она служит нам опорой, но может послужить и трамплином для взлета и обретения свободы.

Внутреннее чувство обиды в сочетании с покорностью судьбе приводит к такому же результату, как протест и бунт против судьбы.

Иногда от человека требуется просто принять свою судьбу, нести свой крест.

Человек должен формировать судьбу, где это возможно, и – где это необходимо – достойно принимать ее, терпеть.

О ценностях

Ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить.

Поведение человека не подчиняется инстинктам, на самом деле его влекут к себе и за собой жизненные ценности. Динамика духовности основывается не на инстинктах, а на стремлении к реализации своих идеалов.

То, что я сохраняю для себя, утрачивает ценность, но то, чем я жертвую, ценность приобретает.

Есть ценности ситуативные и вечные. Не мучьтесь проблемой выбора. Реализовывайте ситуативные ценности и возвращайтесь к вечным.

Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра. Таким способом творятся религии и создаются ценности.

Если говорить. о ценностях, можно разделить их на три основные группы. Я называю их ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни.

О задачах

У каждого есть свое особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу.

Задачи меняются не только от человека к человеку – в соответствии со своеобразием каждой личности, – но и с часа на час, в зависимости от уникальности каждой ситуации.

До тех пор пока человек не познает, что именно определяет единственность и принципиальную неповторимость его собственного существования, он не сможет ощутить выполнение своей жизненной задачи персонально обязательным и неотделимым элементом собственной судьбы. Понимание своей жизненной задачи дает громадный психотерапевтический и психогигиенический эффект. Никакие средства и методы не способны оказать ту огромную помощь в преодолении внешних трудностей и внутренних проблем, как осознание того, что жизнь имеет смысл.

О логотерапии

Чтобы с помощью логотерапии довести пациента до максимально возможной концентрированности жизни, нужно всего лишь показать ему, что жизнь каждого человека имеет цель, которой больше ни у кого нет, и ведет к этой цели совершенно уникальный путь.

Образцом для метода логотерапии служит великая историческая «модель» духовной коммуникации, классическая беседа человека с человеком, сократовский диалог.

Цель психотерапии — исцеление души, цель же религии — спасение души.

Если психотерапия будет рассматривать феномен веры не как веру в бога, а как более широкую веру в смысл, то в принципе она вправе включить феномен веры в сферу своего внимания и заниматься им.

О счастье

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Счастье — это когда худшее обошло стороной.

Человек тогда и только тогда становится счастливым, когда находит смысл жизни. Но вместе с этим он обретает способность по-настоящему страдать.

Чем больше человек одержим погоней за удовольствиями, тем скорее они для него обесцениваются. Чем яростнее он гонится за счастьем, тем дальше прогоняет его от себя.

Нам опять и опять приказывается и предписывается быть счастливыми. Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание быть счастливым.

О смысле

Смысл – это стимулятор бытия.

Смысл нельзя придумать, его можно только найти.

Смысл нельзя прописать, его можно только описать.

В отличие от источников энергии смысл неисчерпаем.

Чем многограннее, обширнее смысл, тем труднее его постичь. Бесконечный смысл для конечного существа в принципе непостижим.

Человек, нашедший смысл, готов – в случае необходимости – отказаться от удобств, перенести страдание, пожертвовать многим, даже своей жизнью. И наоборот: внешне благополучный человек, который не видит смысла в существовании, плюет на свою жизнь и при определенных обстоятельствах может ее от себя отшвырнуть.

О действии

Только действуя, можно получить истинные ответы на жизненно важные вопросы, и то лишь при условии ответственного отношения к своей жизни.

Все осуществленное увековечивается.

То, что мы осуществили в нашей жизни, – это наше внутреннее богатство, которое никто и ничто не может у нас отнять.

Там, где мы не можем изменить ситуацию, от нас требуется изменить самих себя, стать более зрелыми, повзрослеть, возвыситься над собой! И это возможно до самой смерти.

Скука — это постоянное напоминание. Что приводит к скуке? Бездействие. Но деятельность существует не для того, чтобы спасаться от скуки; скорее скука существует для того, чтобы мы бежали от бездействия и должным образом оценили смысл нашей жизни.

О Боге

Есть все основания называть то или того, с кем мы говорим, к кому обращаемся, когда остаемся совсем одни, в полнейшем одиночестве, наедине с собой, – Богом.

Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем-то, верите Вы в него или нет.

По моему мнению, нельзя говорить о Боге, употребляя местоимение «он», – мы можем лишь обращаться к нему, говоря ему «ты».

Можно себе представить, что всё, обладающее ценностью, сходится в одной наивысшей ценности – в «ценностной личности» (Макс Шелер). Так что любая истина, додуманная до конца, подразумевает Бога, и вся красота, долюбленная до конца, указывает на Бога, и любое приветствие, понятое в его настоящем смысле, обращено к Богу.

О смерти

Смириться с конечностью – значит создать условия для психического здоровья и человеческого прогресса, в то время как неспособность принять её является чертой невротической личности.

Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

О мире

Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.

Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, все происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьез самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае.

О человечестве

Несколько тысячелетий назад человечество осуществило прорыв к вере в единого Бога – к монотеизму, но где же знание о едином человечестве – знание, которое я назвал бы монантропизмом? Это должна быть наука о единстве всех людей, единстве, преодолевающем все многообразие, будь то цвет кожи или политическая окраска.

Сказанное можно обратить и на человечество в целом: для него тоже в самом конце остаётся надежда сплотиться в общем стремлении к общему смыслу только в том случае, если оно сможет прийти к общему делу, объединяющей всех и вся задаче.

О совести

Совесть можно определить как интуитивную способность ощущать уникальный и неповторимый смысл, скрытый в каждой ситуации. Иначе говоря, совесть – это орган смысла.

Поступайте по собственной совести, но при этом понимайте, что Ваша совесть может ошибаться.

Человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести. Истина может быть лишь одна, однако никто не может похвастаться знанием, что этой истиной обладает именно он и никто другой.

Об общении

Я становится Я только при встрече с Ты.

При наведении мостов от человека к человеку – мостов взаимоузнавания и взаимопонимания – нужно помнить, что они идут не от головы к голове, а от сердца к сердцу.

При встрече с другим – если это подлинная встреча – я выхожу за свои пределы и начинаю выражать не только себя самого.

Невозможно полностью понять другого человека, если не любишь его.

О себе

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

Дело в том, что я соблюдаю принцип: любые мелочи исполнять столь же тщательно, как и самое великое дело, и самое великое дело — с тем же спокойствием, что и самое незначительное.

Возможно, и в самом деле каждый, кто создает новую психологическую систему, в конечном счете всего лишь пишет собственную историю болезни.

О самореализации

Самореализация человека происходит сама собой – как следствие осуществления смысла, а не как поставленная цель.

О прошлом

И пусть это миновало – оно сохранено для вечности! Ведь быть в прошлом – это тоже своего рода бытие, притом самое надежное.

Оглядываясь назад, человек обычно видит свое прошлое только как сжатое поле, но при этом не замечает, что амбары его полны. Ведь в прошлом ничто не пропадает безвозвратно, наоборот, все сохраняется, и очень надежно.

О юморе

Юмор, как ничто другое, позволяет человеку создать дистанцию между собой и ситуацией.

Юмор дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе.

Способность увидеть хоть что-то из происходящего в смешном свете – это одна из составляющих искусства жить.

О неврозах

У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия.

Нормальная личность удовлетворяется миром с частичной безопасностью, в то время как невротик ищет абсолютной безопасности.

Невротические больные спасаются бегством в мир романов,отождествляя себя с вымышленными героями.

О влечении

Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтверждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать.

Человек — это существо, которое всегда может сказать «нет» своим влечениям и которое не должно всегда говорить им «да» и «аминь».

О решениях

Поведение человека определяется не обстоятельствами, которым он вынужден подчиняться, а решениями, которые он принимает сам.

Человек – это существо, которое постоянно принимает решения. И что же он решает? Чем он будет в следующее мгновение.

О сексе

Чем больше внимания человек уделяет своим сексуальным ощущениям, тем меньше сексуальных ощущений он испытывает.

О мудрости

Мудрость можно определить как знание при одновременном осознании ограниченности этого знания.

Мудрость сама по себе недостаточна без личного отношения.

Об успехе

Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.

Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом, только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам.

О страхе

Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.

Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое.

О разуме

Самое разумное – не стремиться быть слишком разумным.

Чувство более проницательно, чем самый острый ум.

О разном

Как часто вид неба открывается нам лишь поверх руин.

Духовное должно быть выражено, оно требует выражения – в телесном или психическом.

Бытие неполноценно и неустойчиво, если не несёт в себе стремление к чему-то находящемуся за его пределами.

Каждая ситуация – это зов, к которому мы должны прислушаться и которого стоит послушаться.

Только самозабвение ведет к способности чувствовать, и только самоотдача – к способности творить.

Я не знаю, кто я, не знаю, что я из себя представляю, не знаю, есть ли во мне что-нибудь стоящее. Но знаю одно: если это стоящее во мне есть, оно должно проявиться в момент, который я называю «требованием часа», – в момент, когда будет необходимо сказать правду.

Обычно говорят: воля – это то, что заставляет двигаться. Я осмелюсь утверждать: воля есть там, где есть цель.

Человеку необходимо найти все лучшее в одиночестве, «набраться смелости» остаться в одиночестве. Есть творческое одиночество, которое позволяет превратить нечто негативное – отсутствие людей, в нечто позитивное – возможность размышлять.

Ученый может придерживаться и оставаться в одном измерении, но он должен также оставаться открытым, оставлять свою науку открытой по крайней мере возможности другого, высшего измерения.

Мы «имеем» характер, при этом человеком «являемся», а личностью – «становимся». Человек, которым я являюсь, взаимодействует с характером, который у меня есть, и, вырабатывая по отношению к нему определенную позицию, постоянно преобразуя и его, и себя, превращается в личность.

Гуманистический пафос и идеи Франкла, закаленные его личным опытом пребывания в фашистиских лагерях смерти, внушают определенный жизненный оптимизм.

Цитаты про Франкла

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *