смысл жизни человека согласно эвдемонизму состоит
Медицинские интернет-конференции
Языки
Эвдемонизм как философская концепция смысла жизни
Мизинов Д.С., Крюков Ю.Ю.
Руководитель: к.ф.н., доцент Кузнецова М.Н.
Эвдемонизм как философская концепция смысла жизни
Эвдемонизм – одна из основных концепций смысла жизни в философии, согласно которой смысл человеческой жизни заключается в стремлении к достижению счастья. Стремление к нему понимается приверженцами как подлинное предназначение человека. Представителями данного направления являются такие известные философы, как Эпикур, Аристотель, Дидро, Вольтер, Фейербах, Гассенди, Ламетри и другие.
Эвдемонизм очень тесно перекликается с другой этической концепцией – гедонизмом, по которой «жизнь – есть наслаждение», но в отличие от нее счастье в эвдемонизме не связано с большими чувственными наслаждениями, счастье есть умеренность в телесных наслаждениях.
В Античной Греции Демокрит, Эпикур и Аристотель в своих философских теориях исходили из концепции стремления к счастью, но понимали его по-своему. Эпикур и Демокрит считали, что наивысшими удовольствиями являются духовные, счастлив тот, кто достиг атараксии. Аристотель полагал, что счастье — это жизнь в соответствии с добродетелью, причем высшая интеллектуальная добродетель — мудрость показывает, что счастье заключается в созерцательном блаженстве.
Элементы эвдемонизма можно обнаружить во многих, совершенно различных представлениях о теории счастья. Основной смысл трактата Людвига Фейербаха «Эвдемонизм» заключается том, что в основе всех без исключения поступков и действий человека (и вообще всего живого) лежит одно побуждение – стремление к счастью (эвдемонизм), признающееся движущей силой общественного развития. Эвдемонизм проявляется даже в примитивных инстинктах, например, самосохранения, то есть любви к жизни, а это и есть – стремление к счастью, через которое объясняются даже сущность любой религии и важнейшие проблемы психологии. Эвдемонизм базируется на разумном эгоизме и то же время социуме, ведь сама природа установила, что счастье в одиночку невозможно.
Эвдемонизм находит свое отражение и в литературных произведениях разных эпох, разных культур и в разных контекстах. Так, например, призыв к земным радостям звучит в «Декамероне» Джованни Боккаччо, представителя итальянского Ренессанса, где десять человек пытаются оградиться от окружающих их бедствий и построить собственный рай, собственное счастье, пусть и иллюзорное. Элементы эвдемонизма есть и, наверное, в любом произведении в жанре романтизма, где у главного героя изначально цель – стремление к счастью, преодоление любых препятствий на пути к нему, таков всем известный лермонтовский «Мцыри».
Эвдемонизм
ЭВДЕМОНИЗМ – философское направление, усматривающее конечной целью человеческого существования и мерилом всех вещей удовлетворённость жизнью, или счастье (по-гречески – эвдемония).
«Человек создан для счастья, как птица для полета» – гласит всем известный афоризм. «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» – варьирует ту же мысль не менее популярная пословица. В этих и других примерах народной мудрости отражён тот неоспоримый факт, что на стихийном уровне каждый из нас является эвдемонистом. Однако, стоит нам подняться на уровень философского дискурса, как эвдемонистический подход наталкивается на непонимание и острую критику в свой адрес. Издавна существовало и существует поныне немало противников того, чтобы стремление к счастью делать основополагающим принципом этики.
Наиболее распространённой причиной неприятия эвдемонизма является однобокая трактовка этого понятия, когда его смысл вульгаризируется и окрашивается в негативные тона, сближаясь с такими понятиями как «утилитаризм» и «гедонизм». От ошибок подобного рода не застрахованы даже классики. Так, согласно Иммануилу Канту, эвдемонист – это человек, который «усматривает высшее определяющее основание своей воли только в выгоде и собственном счастье, а не в представлении о долге» («Антропология с прагматической точки зрения», 1798). По Канту, все эвдемонисты – это «практические эгоисты», люди, лишённые понятия о моральном долге, игнорирующие обязательные, общезначимые принципы человеческого общежития. Согласиться с подобным утверждением не представляется возможным.
Рано или поздно становится очевидным, что коалиция философов-эвдемонистов, несмотря на все «внутрипартийные» разногласия о том, каким путём достигается счастье, обозначила верное направление мысли. Поистине, «все дороги ведут в Рим» – всяческие размышления о конечной цели бытия неизбежно ведут к признанию того, что таковой целью является удовлетворённость жизнью. Вопрос лишь в том, ЧТО считать главной предпосылкой такой удовлетворённости, или ВЫСШИМ БЛАГОМ.
Очевидно, правы те, кто полагает, что высшее благо для человека – сознавать себя моральным существом (homo moralis), то есть, существом, подчиняющим своё поведение нравственному долгу, или закону совести. Всё остальное – семейное благополучие, богатство, успешность в профессии, здоровье и т.п. – меркнет перед этой главной предпосылкой удовлетворённости. Отвергая всяческую вульгаризацию эвдемонизма, следует провести строгую разделительную черту между понятиями «счастье» (на евангельском языке – «блаженство») и «житейское благополучие», памятуя о том, что можно жить вполне благополучно, но при этом чувствовать себя вполне несчастным.
Трезвый взгляд на «житейское благополучие» даёт христианство. Согласно библейско-церковному вероучению, непосредственной причиной нашего пребывания здесь, на грешной земле, явилось изгнание некогда из Рая наших прародителей и необходимость искупления совершённого ими греха. Вспомним суровые строки Священного Писания, где Бог говорит Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Таким образом, человеческому роду, пребывавшему до грехопадения в состоянии райского блаженства, суждено было испытать на себе нечто вроде контрастного душа. Наличие вышеупомянутой адамовой вины не просто создаёт трудности в достижении земного благополучия, но и делает эту задачу совершенно бесполезной. Человечеству, этому коллективному Адаму, необходимо «до последнего кодранта» искупить свою протоисторическую вину, пройдя через скорби, лишения и болезни. В противном случае его ожидает незавидная участь космического сора (да простит мне читатель грубое сравнение). Наша житейская благоустроенность, рассматриваемая в таком, так сказать, пенитенциарном ракурсе, начинает напоминать валтасаров пир, сулящий гибель всего вакхического застолья.
Предпосылка нашего счастья лежит исключительно в религиозно-нравственной сфере. «Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою» – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Без присутствия Божия нет и полноценной нравственности, а удовлетворённость жизнью напрямую зависит от степени духоносности человека, или, если угодно, его освящённости, обоженности. Жизнь по евангельским заповедям, помощь ближнему, постоянная молитвенность, самоограничение в удовлетворении плотских желаний, – всё это формирует наш моральный облик и, тем самым, даёт ощущение подлинного счастья.
________________________________
Философские подходы к пониманию смысла жизни
Автор: Игорь Болтовнин
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён.
Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ.
Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор.
В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен.
Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.
Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».
Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
Смысл жизни в поиске смысла жизни.
Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
Смысл жизни в служении Богу.
Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
Смысл жизни есть, и он не связан с религией.
Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия.
Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой:
Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей.
Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием.
Эвдемонизм проповедует безмятежность, стремление к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.
Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия.
Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который
выражен в категорическом императиве Канта.
Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»:
сталкиваясь с моральной дилеммой,
человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства.
Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем.
Единственный возможный критерий – это выгода.
Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.
Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика.
То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить,
что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно?
Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом.
Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.
Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.
Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации.
Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть.
То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно.
Поделитесь ответами в комментариях.
Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
Философские подходы к пониманию смысла жизни
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.
Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».
Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».
Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, стремление к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.
Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.
Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.
Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.
Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.
Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.
Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.
Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
6 популярных теорий о смысле жизни
В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.
1. Гедонизм
Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.
По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.
2. Эвдемонизм
Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.
3. Утилитаризм
Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.
4. Принцип самопожертвования
В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.
5. Экзистенциализм
Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.
6. Прагматизм
Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?