смысл жизни быть счастливым кто сказал
Афоризмы о смысле жизни
В каждой душе живет тяготение к счастию и смыслу.
Фома Аквинский
Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?
Лев Толстой
Смысл жизни заключается в том, что не имеет смысла говорить, что жизнь не имеет смысла
Нильс Бор
Я чужд надменной укоризне.
Весьма прекрасна жизнь того,
Кто обретает смысл жизни
В напрасных поисках его *. (* Стихи Игоря Губермана).
Блажен, кто выбрал цель и путь
И видит в этом жизни суть *. (* Стихи Фридриха Шеллинга).
Поиски смысла жизни правильны только тогда, когда ведут к счастью, а не к отчаянию. Увы, философия ХХ века изобилует примерами обратного.
Я не согласен с теми философами, которые связывают смысл жизни с конечностью человеческого существования или со смертью. Смысл жизни должен быть пригоден для вечности и бесконечности — атрибутов души, а не тела *. (* Здесь автор спорит, в частности, с Н. А. Бердяевым: «Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире»).
Не согласен я и с Виктором Франклом, считающим смысл неизбежного страдания самым глубоким изо всех возможных смыслов.
Я не согласен с ним и в ином: что смыслом жизни может стать посредничество в поиске смысла жизни других *. (* Автор имеет в виду высказывание Виктора Франкла: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»).
Смысл жизни нельзя догматизировать, но из этого не следует, что в своей либеральности надо доходить до отрицания такого смысла *. (* Автор вновь дискутирует с Виктором Франклом: «Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла»).
Впрочем, побывав в Освенциме и Дахау, Виктор Франкл вынес оттуда много уроков:
«Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать».
«Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке».
«Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности — не что иное, как реактивные образования и механизмы защиты. Что до меня, то я бы не хотел жить ради моих реактивных образований, и еще менее — умереть за мои механизмы защиты».
«Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир».
«Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке. Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл»;
«Чем более всеобъемлющ смысл, тем менее он постижим. Бесконечный смысл необходимо лежит вне постижения конечного существа. Это пункт, где наука уступает и мудрость берет верх»
«В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками».
«Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим».
«Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла»
Виктор Франкл: «Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования».
Одно из важнейших человеческих качеств — стремление к пониманию.
Смысл жизни тесно связан с верой в его существование.
Цель жизни — вечный поиск, поддерживаемый нашей верой и нашими убеждениями.
С. Л. Франк: «Существо, абсолютно и всецельно лишенное смысла, не могло бы сознавать свою бессмысленность».
Глубинные смыслы жизни заключены в ее фундаментальной витальности, то есть в способности человека выстоять перед кажущейся бессмысленностью бытия.
Михаил Веллер: «Смысл жизни — причастность к цели, выходящей за личные интересы и стремящейся к абсолютной».
Я не отрицаю присутствия случая или неизвестности в жизни человека, но наша всеобщая задача — делать всё возможное, чтобы оставлять им как можно меньше места.
Наука не дает ответа на вопрос, в чем смысл жизни и каковы ее ценности.
Смысл жизни и «здравый смысл» — понятия неадекватные: «здравый смысл» слишком часто приводит к абсурду.
Фридрих Ницше: «Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции…»
Лев Ландау: «Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам». Это — типичный пример замены смысла жизни пресловутым «здравым смыслом».
Жизнь — не решение арифметической задачи, как думали французские просветители, и даже не высшая алгебра, как думают ученые-рационалисты, а каждодневные божественные уроки, за прогулы которых приходится расплачиваться ее качеством.
Х. Мураками: «Будешь на одном месте сидеть да о смысле жизни думать — ничего не получится».
Б. Есимото: «Когда ведешь существование по принципу «кое-как продержаться», постепенно перестаешь понимать, для чего, собственно, живешь и чего хочешь от жизни».
Сомерсет Моэм: «Человеку приходится платить огромную цену, что бы не быть бессмысленным существом».
Б. Кригер: «Важно не то, что мы сделали, а то, что мы делаем, пусть никогда не достигнув никакого результата. Важно не то, что мы есть сами по себе, а важен тот терпкий путь, которым мы вихляем в мешанине прочего мира». «Возможно, смысл существования заключается в поиске его смысла».
М. и С. Дяченко: «Для чего мы, если задуматься, живем? Для того, чтобы все таланты, отпущенные нам природой, развивались нам на радость и на радость людям».
И. Губерман: «Смысл бытия — в сопротивлении всему, что душит и калечит».
У. Джемс: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».
В. Леви: «Ты слышишь. Мы живем с тобой, чтобы что-то понять. Это невероятно важно, в этом великий смысл, даже если понимание наше ничего не меняет. Жизнь — надежда понять». «Под любым наркотиком достанет тебя непосильность жизни без смысла. А смысл жизни непостигаем без постижения смысла смерти».
Наверное, очень тяжко умирать тем, кто так и не реализовал сущности человеческой природы.
М. Мамчиц: «Мудрый не ищет смысл жизни, он его просто не теряет».
Увы, многие люди начинают постигать смысл своей жизни только тогда, когда она катится к закату. И именно тогда у многих получается бессмыслица…
В чём смысл жизни? У философов есть ответ
Над этим вопросом люди размышляли тысячелетиями. Но вопреки общему мнению, ответ на этот вопрос есть, просто он не один. Философы разных поколений доказывали истину своего предположения о смысле жизни, и у их взглядов всегда находились поклонники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые теории о смысле нашего существования.
Счастье
По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.
Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.
При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.
Смысла нет
Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.
Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.
По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.
Удовольствие
По мнению древнегреческого философа Эпикура, целью нашего существования является стремление к удовольствию. Если человек получил то, что желал, и это принесло ему удовольствие, то он счастлив, а когда удовольствие пропало — он стремится к следующему. Познав удовольствие, мы инстинктивно стремимся к нему, и любой наш выбор будет опираться на приятные воспоминания.
Но «период наслаждения» — это не наркотический трип или алкогольное опьянение и подобные им телесные наслаждения, а время, проведённое без страданий. Так Эпикур полагал, что смысл жизни — в радости мелочам. Если ты не болеешь, сыт и имеешь крышу над головой, то ты счастливый человек.
Первопричиной стремления к удовольствию философ считал наличие некомфортной ситуации или страдания. Если человек всем доволен, то ему нет смысла менять свою жизнь. При этом Эпикур полагал, что не только телесные страдания толкают человека на деяния, но и душевные переживания заставляют кардинально менять свою жизнь.
Свобода и независимость
По мнению Диогена, нет ничего более важного в жизни, чем свобода. При этом под свободой он понимал полную независимость от людей и государства. Себя он называл гражданином мира и презирал многие общественные устои. Исходя из его учений, главное — это достижение полной самостоятельности через тренировку тела и духа.
Если окружающий мир невозможно изменить, то просто абстрагируйся от него и живи своей жизнью. Именно это и делал Диоген: он жил на улице, учил жизни любого, кто его попросит, и был счастлив. Для своих современников он стал примером истиной свободы, так как не нуждался в большинстве человеческих благ.
Выгода
Если целью своей жизни поставить выгоду, то твоё развитие никогда не остановится. Ты будешь стремиться только к лучшему и станешь счастливым. Этот подход в философии называется прагматизмом. Для его приверженцев нет ничего важнее, чем достижение успеха любыми способами, вне зависимости от того, какую цену придётся заплатить.
При этом, в отличие от ранее рассмотренных теорий, прагматики предпочитают словам действия. По их мнению, пустыми размышлениями ты ничего не добьёшься. Основателем такого подхода был Чарльз Пирс. Он создал максиму прагматизма — советы о том, как нужно принимать решения, чтобы достичь наибольшей выгоды.
Цель жизни – быть полезным, а не счастливым
«Мы делаем прожитьё из того, что получаем; мы делаем жизнь из того, что отдаём». — Уинстон Черчилль
Жизнь не имеет никакого смысла.
Причина, по которой большинство людей не могут найти цель в своей жизни, заключается в том, что они рассматривают её как вещь, а не опыт. Цель — это не то, что мы можем иметь; мы привносим смысл в жизнь.
В этом состоит парадокс счастья — чем больше мы за ним гоняемся, тем менее счастливыми мы себя чувствуем. Счастье — это скорее состояние души, нежели эмоция.
Плохо определённая идея счастья — «тёмная сторона счастья», как её называют психологи — отвлекает нас от более значимых аспектов жизни. Чем больше мы одержимы счастьем, тем меньше мы ценим то, что уже имеем.
Путь важнее конечного пункта назначения — мы находим цель, путешествуя.
Способность приносить пользу — это то, что придаёт смысл жизни
«Мы возвышаемся, поднимая других». — Роберт Ингерсолл
Обретение смысла — это цель жизни.
Одна из повторяющихся проблем, с которыми я сталкиваюсь как консультант по переменам в жизни, заключается в том, что люди смотрят на цель через индивидуалистическую призму — они думают, что смысл вращается вокруг них. Задача состоит в том, чтобы «перепрошить» умы людей — смысл вращается не вокруг нас, а вокруг наших отношений.
Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон был прав, когда сказал: «Цель жизни — быть не счастливым, а полезным, благородным и сострадательным, и делать то, что имеет значение, чтобы жить хорошо».
Аристотель писал, что счастье и удовлетворение достигаются, когда вы отдаёте любовь, а не только принимаете. Отношения с другими людьми являются «главной особенностью позитивной, полноценной жизни» — это важное открытие было сделано психологом Кэрол Рифф, которая изучила множество трудов различных философов.
Аналогичным образом, исследование Дэрила Ван Тонгерена и его коллег показало, что просоциальность придаёт нашей жизни смысл. Участники, которые были более альтруистичными, как сообщалось, видели больший смысл в жизни.
Существует два типа благополучия: гедоническое (ощущение счастья) и эвдемонический (ощущение смысла и цели).
Осмысленная жизнь и счастливая жизнь часто идут рука об руку, но не всегда.
Это главная идея работы, опубликованной Роем Баумейстер в журнале Journal of Positive Psychology. Полученные результаты показывают, что смысл (отдельно от счастья) не связан с тем, здоров ли человек, достаточно ли денег он имеет, чувствует ли себя комфортно в жизни, в то время как счастье (отдельно от смысла) — да.
Удовлетворение желаний и потребностей может принести вам счастье, но не добавляет смысла. Счастье связано с настоящим; осмысленность более целостна — она объединяет прошлое, настоящее и будущее. Исследование указывает на один фактор, необходимый для поиска смысла: развитие качественных отношений.
Счастье связано с тем, чтобы брать, а не давать; осмысленность — с тем, чтобы давать, а не только брать.
Жить — значит и брать, и давать
«Было два класса людей, занимавшихся благотворительностью: одни делали мало, но поднимали вокруг этого много шума, в то время как другие делали много, но всегда молчали об этом». — Чарльз Диккенс
Согласно книге Адама Гранта «Давай и бери», ваш принцип взаимодействия, основанный на взаимной выгоде, определяет то, где вы окажетесь в конечном итоге: на вершине или в самом низу лестницы успеха.
По словам Адама Гранта, профессора Бизнес-школы Уортона, существует три различных принципа взаимодействия, основанного на взаимной выгоде. Согласно этим принципам, люди делятся на берущих, дающих и тех, кто отдаёт и берёт поровну.
1. «Берущие» зациклены на том, чтобы всегда получать больше, чем отдавать.
Они считают, что мир живёт по принципу «Человек человеку волк», и стремятся добиться успеха любой ценой. Когда они отдают, они становятся слабыми. Берущие чувствуют необходимость в самопродвижении, поскольку они находятся в постоянном соперничестве с другими.
«Какая мне от этого польза?» «Что я получу взамен?» «Почему меня это должно волновать?» Их поступки продиктованы корыстью — они заботятся только о себе.
Такое поведение делает берущих расчётливыми, осторожными и самозащитными.
2. Те, кто отдаёт и берёт поровну, верят в quid pro quo — «то за это».
Они подходят к отношениям с чувством справедливости и равенства. Если они делают кому-то одолжение, они ожидают чего-то взамен. Точно так же, они чувствуют себя в долгу перед вами, если вы оказали им услугу.
«Если ты возьмёшь у меня, я возьму у тебя. Если ты отдашь мне, я отдам тебе».
Такие люди одержимы балансом — они всегда следят за тем, сколько они отдают и получают.
3. Дающие сосредоточены на других
Их поступками руководит щедрость. Они не взвешивают плюсы и минусы и не пытаются установить баланс. Они стремятся обогатить жизнь людей, с которыми взаимодействуют.
«Что хорошего и ценного я могу привнести в жизнь этого человека?» «Что я могу сделать для него?»
Дающие движимы смыслом. Они стремятся быть щедрыми, делясь своим временем, знаниями, идеями и связями с другими людьми.
Понимание этой модели простое: будьте добры и полезны другим. Однако есть некоторые существенные риски. В то время как большинство дающих находятся на вершине корпоративной лестницы, многие из них также могут оказаться внизу лестницы.
Если вы отдаёте слишком много (или не тем людям), это может навредить вам.
Проблема с тем, чтобы давать
«Если можете, помогайте другим; если не можете, по крайней мере, не причиняйте им вреда». — Далай-лама
Дар отдавать может стать слабостью — вы можете столкнуться с выгоранием.
Исследование Адама Гранта показывает, что в любой организации существует бимодальное распределение дающих. Была выделена общая черта, характерная для тех, кто отличался наихудшей производительностью. Иногда они отдают слишком много. Иногда они отдают не тем людям (берущим).
Контекст тоже имеет значение. Отдавать в рабочей культуре, которая вознаграждает берущих (люди, которые много болтают, но ничего не делают) — значит лишать себя увлечённости.
Некоторые люди не могут перестать отдавать, даже если ситуация оставляет их эмоционально опустошёнными. Может быть, потому, что они не заботятся о своих потребностях или боятся разочаровать других. Есть люди, которые боятся наказания в случае, если он и не отдадут всё.
Важно уметь отдавать правильно — это защщает вас от того, чтобы вами пользовались.
Когда вы отдаёте, это привносит смысл в вашу жизнь, развивая более крепкие отношения. Дающие создают беспроигрышные ситуации и помогают другим добиваться успеха.
Жизнь — это континуум, где все ваши действия переплетены. Вы создаёте свою карму — вы получаете то, что отдаёте. Те, кто отдаёт и получает поровну — то есть стремятся к quid pro quo — будут тянуться к вам.
Семь способов быть полезным другим
«Если вы зажжёте лампу для другого человека, она будет освещать и ваш путь». — Будда
Люди, которые щедры, отдают больше, чем получают, искренне пытаются помочь другим, с большей вероятностью добьются успеха. Вот несколько способов, как можно помогать окружающим:
1. Стройте, не ограничивайте других:
Самый простой способ помочь другим — опираться на их идеи. В большинстве случаев мы реагируем ответами «да» или «нет», однако мысленно мы списываем идеи других со счетов. Либо потому, что мы заняты, либо потому, что нам всё равно. Мышление «Да, и. » сделает вас более полезным. Усиливайте идеи и мысли других людей. Креативностью движет щедрость.
2. Практикуйте пятиминутную помощь:
Известный предприниматель Адам Рифкин придумал метод «пятиминутной помощи». Это небольшие, но действенные услуги, которые занимают мало времени. Рассматривайте все способы, которыми вы можете помочь другим. Я, например, знакомлю людей друг с другом, даю рекомендации/советы и обеспечиваю обратную связь.
3. Будьте активным слушателем:
Большинство людей не нуждаются в советах. Они просто хотят, чтобы им уделили внимание. Разговоры приносят ясность и перспективу. К сожалению, большинство людей не слушают других — они лишь стремятся поделиться своей мудростью. Внимание и понимание требуют щедрости. Присутствуйте в моменте и не перебивайте.
4. Оказывайте положительное влияние:
Иногда мы не замечаем, как наше поведение влияет на других. Ваши слова и мышление оказывают мощное влияние — они придают смысл вашим отношениям. Вдохновляйте других, это также приносит пользу.
5. Не ждите ничего взамен:
Ваше время является ценным активом — отдавайте, не ожидая ничего взамен. Некоммерческие организации, люди или компании, которые только начинают свою деятельность, нуждаются в ваших услугах больше, чем те, кто может себе это позволить. Значительную часть своей консалтинговой практики я провожу на общественных началах — это лучший способ выразить благодарность за успешный бизнес.
6. Будьте наставником для других:
Вы можете изменить чью-то жизнь. Наставничество — это акт сопереживания: вы смотрите на жизнь глазами другого человека. Неважно, кому вы приходитесь наставником: тому, кто только начинает свой путь, или успешному профессионалу, который стремится к переменам в карьере, наставничество преобразует обе стороны. Я узнал это на собственном опыте. Быть наставником значит больше, чем просто отдавать; вы обучаете подопечного искусству быть полезным.
7. Станьте волонтёром:
Согласно отчёту Deloitte, 74% людей, которые занимаются волонтёрской деятельностью, отмечают увеличение благосостояния и обретение чувства цели. Вы можете стать волонтёром или выработать привычку ежедневно совершать добрые дела.
Сама жизнь не имеет смысла — мы обретаем его, путешествуя.
В мире полно дающих и берущих. Одни люди любят вносить вклад в общество, а другие просто заботятся о себе. То, что мы выбираем, определяет нашу карму.
Дубликаты не найдены
gps-навигатор с голосом Далай-ламы, который говорит: «Маршрут не построен. Через 2 километра поверните куда хотите, ничего не изменится. Цель путешествия не имеет значения, путешествие — это и есть цель».
В этом что-то есть, ощущение, что в тебе нуждаются, ты полезен, а то и необходим, показатель самореализации, а это уже верхняя ступенька пирамиды Маслоу, без неё пустовато будет. А уж наставничество, это двигатель цивилизации, а то каждый раз велосипеды бы изобретали.
П.С. Автор мнит себя слишком умным, думает что открыл смысл жизни и начинает учить этому других. Думает прочитал 3 книжки и постиг загадки мироздания.
Каждый сам выбирает себе цель и сам ищет свое счастье.
Какой бред! Это автор типа психолог или типа философ?
Консультант по переменам в жизни, он же написал:)
А это как? Просветите меня тёмную ))
Три дня назад пытался донести до старшей дочери, что стать волонтёром хорошая идея. А то в свои 19 лет ни приоритеты расставить, ни целей определить в жизни не может. Болтается как цветок в проруби.
Вообще не обьясняет, с чего это вы решили, что стать волонтером это ей поможет. Может это вам кажется, что болтается, потому что вы старый и ничего в современной жизни не понимаете? Может стоит к ней присмотреться и вы увидите, что она занимается вещами которые для нее кажутся важными, а вы просто уже неспособные ее понять, да и все?
Может вы в голове себе вбили, что она должна выдти замуж и родить детей, и вообще кроме этого отказываетесь принимать любой другой вариант развития событий? Тут много неоднозначного
Может быть. А может, это она сама всё о себе сказала и спросила у отца совета? Может, она недавно рассталась с парнем, с которым собиралась связать свою жизнь?
Может Вы решили, что вынесли из трёх моих предложений понимание ситуации и теперь считаете, что можете давать мне советы? Может вы слишком много на себя берёте?
>>Может, она недавно рассталась с парнем, с которым собиралась связать свою жизнь?
Скорее она поняла, что поспешила.
Ошибка атрибуции, Или Как изменить жизнь?
Как мы принимаем решения? Что надо сделать, чтобы решения стали лучше? Это вопросы, которые я пытаюсь понять читая книги про мозг. Поделюсь тем, что понял.
В голове обычно каша из понимания причин собственного поведения: «Я так хотел, так было надо, я подумал, взвесил все за и против, рассудил, проанализировал, покумекал».
В большинстве случаев, мы объясняем поступки задним числом. Что-то делаем, а потом рассуждаем почему мы это сделали. Из-за этого начинает казаться, что действие всегда следует за мыслью. Начинает казаться, что в основе действия лежит мысль.
И пожалуй, это одно из ключевых когнитивных искажений. К сожалению, разрушить эту иллюзию сложно. Поэтому для начала давайте накидаем примеров действий без изначальной мысли.
Если в голову летит камень, то тело увернётся особо не задумываясь. Ночью с бока на бок оно переворачивается не просыпаясь. Утром собирается в офис на автомате. Заставляет идти есть. Выбирает музыку, которая ему нравится. Влюбляется, не спрашивая меня в кого именно. Плачет в кино потому, что оно, тело, что-то почуствовало. А не потому, что я о чём-то подумал.
Все эти действия тело делает без предварительного словесного потока в голове, который мы называем «Мысли». И это не удивительно, миллионы животных проживают жизнь без словесного мышления. Мозг так умеет.
Как я уже писал выше, это случилось из-за того, что мы анализируем своё поведение ректроспективно. Проще говоря, мы понимаем, как мир устроен после того, как прожили какой-то опыт. Мы не можем что-то понять выходящее за пределы УЖЕ прожитого опыта. Это связано с особенностями работы мышления.
У любого живого есть две базовые потребности: получить необходимый ресурс и избежать опасности. И вот для лучшей реализации последней функции мозг и эволюционировал в сторону дублирующих внутренних действий.
Представим, что вокруг ночь, мы стоим на опушке, а перед нами тёмный лес. В лесу еда. Внутри тела борьба между голодом и страхом.
Внешнее действие приведёт к тому, что я захожу в лес, ищу зайца, стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опыт, который позволит лучше отличить зайца от куста и лучше прятаться за деревьями от волка.
Внутренее действие приведёт к тому, что я представляю, как захожу в лес, ищу зайца и стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опять таки опыт, который позволяет совершить внешнее действие с меньшим риском. Или вообще его не совершать.
Многие, но не все. Часть действий было проще оставить в бессловесной форме. Я приводил примеры таких действий вначале статьи. Эволюция естественным отбором постепенно сбалансировала какие действия надо совершать словесно, а какие нет.
Многие люди хотят изменить жизнь. Кому-то не нравится работа или не хватает денег, кто-то не видит цели, кого-то не устраивает окружение. Некоторые, в результате, впадают в состояние жертвы и просто смиряются с происходящим.
Но многие попадают в другую ловушку. Они чувствуют, что могут что-то сделать, не считают себя жертвой, но ничего не делают. И не понимают почему. Не могут найти цели, к которым стремиться. Всё кажется не важным и не значимым. И в попытках найти желаемое закапываются в мысли, чем ещё сильнее усугубляют ситуацию.
Внутренние действия, мысли, нужны не для того, чтобы что-то хотеть. Они нужны, чтобы избегать опасностей. И чем глубже туда закапываешься, тем меньше вероятность, что начнёшь совершать внешние действия.
А как развивать в теле то, что оно хочет? Ведь чем шире спектр того, что мы хотим, тем активнее и разнообразнее жизнь.
Если человек просто хочет денег и отдохнуть, то все действия тела будут направлены на сохранение энергии и мечты о том, как он эти деньги тратит. В мыслях всё время будет происходит симуляция того, как человек отдыхает и тратит деньги. Эти мысли будут нарезать всё более глубокую борозду. Человек будет возвращаться к ним всё чаще. Разрыв мыслей и реальности будет изматывать
Другое дело, когда человек хочет: путешествовать, читать книги, общаться с новыми людьми, играть в компьютерные и настольные игры, ездить на велосипеде, решать разные рабочие задачи, слушать музыку, ходить в театр, участвовать в марафоне, рисовать, учиться самому и учить других, выбирать одежду, танцевать, петь, программировать, медитировать, гулять под дождём и ловить снежинку ртом.
Такие люди проактивны. Они совершают много действий, и благодаря им получают новый опыт, который заставляет хотеть ещё больше. Такие люди получают связи и возможности, легко перестраиваются. Такие люди не страдают от того, что одна навязчивая мечта нарезала глубокую борозду и не даёт радоваться тому, что находится за её пределами.
И весь этот текст написан для одной очень простой мысли. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.
В конце хочу сказать пару слов о чтении книг. Это, безусловно тоже опыт, который влияет. Но надо понимать куда вы загружаете книгу. Вы загружаете её в зону, которая ответственна за поиск опасностей. Книга сама по себе не может побудить к действиям.
Книга работает если вы УЖЕ совершаете какие-то действия. Книга может их усилить, подтолкнуть к чему-то. Но она не может сдвинуть, если человек стоит на месте.
Такие вот у меня мысли. Понимание ошибки атрибуции в какой-то момент сильно изменило мою жизнь. Вывело из тупика, встряхнуло и дало пинка.
Ну и двайте ещё раз. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.