смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Новое в блогах

В чём состоит смысл жизни по мнению известных философов

Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?». Действительно, вопрос о смысле жизни волнует человечество на протяжении многих веков и порождает ряд споров и противоречий среди простых смертных, древнегреческих философов и мыслителей современности. Высказываются различные мнения, идеи, предположения, но на данный вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь каждый индивид имеет свои ценности, старается правильно расставлять приоритеты, выбирая что-то более важное для самого себя.

Сократ

Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»

Аристотель

Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп

Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.

Рене Декарт

Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Рене Декарт. Автор Франц Халс

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Жан-Поль Сартр

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.

Людвиг Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека

Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.

Конфуций

Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Будда

Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.

Источник

Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни

Вопрос о смысле жизни — один из вечных вопросов философии, на который мы вряд ли когда-нибудь узнаем окончательный ответ. О нем любили поспорить и Платон с Аристотелем в V–IV веках до н. э., и современные философы в XXI веке. От них не отстают священники, писатели, физики, биологи, психологи и соседи по подъезду. За долгую историю накопилось множество разнообразных ответов на вопрос о смысле жизни — выбирайте любой!

Хотя смысл жизни — традиционный вопрос философии, исследовать его специально ученые стали только около полувека назад: тогда философия смысла жизни стала отдельным направлением. До этого философы пытались понять, что же такое счастье, нравственная жизнь, добро, справедливость и ответственность, искали определение понятиям «человек» и «бытие» и как бы между прочим отвечали на вопрос о смысле жизни. Почему этот вопрос всё время возникает снова и снова?

Люди — пока что единственные живые существа, способные на рефлексию и взгляд на самих себя со стороны. В отличие от котиков и хомячков мы в любой момент можем отвлечься от своих занятий и спросить себя, почему из множества дел мы выбрали именно это.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Как это обычно и бывает в философии, одного-единственного правильного ответа не существует, и разные философские школы предлагают свои варианты.

Учиться мудрости: жить как Сократ

Для древнегреческого философа Сократа (по крайней мере, если верить его ученику Платону) смыслом жизни является мудрость, познание и самопознание. Только они и способны сделать нас по-настоящему счастливыми, потому что учат нас не радоваться материальным вещам, а тому, как мы ими распоряжаемся. Какой смысл в деньгах, если они используются для войн и делают других несчастными? Какой смысл в золоте, если оно не приносит пользы ни нам, ни окружающим?

Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи в руках глупого человека только сделают его более несчастным, ведь он не будет знать, как ими правильно распоряжаться.

Деньги он потеряет, здоровье разрушит, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий. Глупый человек обречен на несчастья, сколько бы он ни имел — так считал Сократ, а потому учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.

«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».

— Сократ в диалоге Платона, «Евтидем»

Наслаждаться: жить моментом, как киренаики

С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и секса) смыслом жизни.

Киренаики рассуждали так: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить настоящим и пытаться каждый миг своей жизни сделать максимально счастливым: радоваться вкусной еде и вину, хорошей погоде и встречам с друзьями.

Неизвестно, каким окажется будущее, а жизнь происходит уже сейчас и складывается из вот таких вот отдельных моментов.

В этом и заключается смысл по-киренайски — наслаждаться жизнью и самому решать, что для тебя такое «наслаждение»: пиры и вино или интеллектуальные беседы и философия. Киренаики одобряли всё.

«Не нужно ни жалеть о прошлом, ни бояться будущего; но нужно довольствоваться только настоящим, да и то только каждым его моментом в отдельности.

Отдельное наслаждение само по себе достойно выбора. Но счастье возникает не само через себя, а через отдельные наслаждения».

— цитаты киренаиков по Лосеву, «Киренаики»

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Вместо этого Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.

Если мы достигаем душевного равновесия, оно никуда не уходит и поддерживает нас в сложные минуты, помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать всё новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.

«Когда мы гово­рим, что наслаж­де­ние есть конеч­ная цель, то мы разу­ме­ем отнюдь не наслаж­де­ния распутства или чув­ст­вен­но­сти, как пола­га­ют те, кто не зна­ют, не разде­ля­ют или пло­хо пони­ма­ют наше учение, — нет, мы разу­ме­ем сво­бо­ду от стра­да­ний тела и от смя­те­ний души. Ибо не бес­ко­неч­ные попой­ки и празд­ни­ки, не наслаж­де­ние маль­чи­ка­ми и жен­щи­на­ми или рыб­ным сто­лом и про­чи­ми радо­стя­ми рос­кош­но­го пира дела­ют нашу жизнь слад­кою, а толь­ко трез­вое рас­суж­де­ние, иссле­ду­ю­щее при­чи­ны вся­ко­го наше­го пред­по­чте­ния и избе­га­ния и изго­ня­ю­щее мне­ния, посе­ля­ю­щие вели­кую тре­во­гу в душе».

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Преодолеть страдания: жить как стоики и Будда

Учение Эпикура во многом перекликается с тем, что советуют стоики и буддисты. И те и другие ищут смысл жизни в душевном покое — только он достигается не за счет поиска постоянных удовольствий, как думают эпикурейцы, а благодаря свободе от страданий. Итак, как же перестать страдать? Тут есть несколько рецептов.

Стоики считали, что мы способны преодолеть страдания, только достигнув особого состояния — апатии. И это не полное равнодушие и даже упадок сил, как принято сейчас думать, а специфическое состояние ума, которое достигается благодаря правильным суждениям и самоконтролю.

Когда мы поймем, что всё в мире делится на то, что мы можем контролировать, и на то, что не можем, а также начнем беспокоиться только о первых и не переживать о вторых, — тогда мы начнем жить стоически. Причем единственное, что мы полностью можем контролировать — это наше отношение к ситуации. Только мы сами вправе решать, переживать нам из-за плохой погоды, или вместо этого одеться теплее и сосредоточиться на своем душевном равновесии. И перестать страдать.

«Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить последнее — в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе правильным, то не лучше сделать это, нежели огорчаться?».

— Марк Аврелий, «Наедине с собою»

Философия буддизма тоже ставит свободу от страданий превыше всего. Чтобы добиться такой свободы, стоит помнить, что источник страданий — наши желания. Мы постоянно чего-то хотим и страдаем, когда этого у нас нет. Получив же, страдаем, потому что легко можем этого лишиться, а также потому, что начинаем хотеть большего (или чего-то другого). Только отказавшись от всех желаний, мы способны избавиться от страданий и достичь особого состояния — нирваны.

Впрочем, словосочетание «смысл жизни» в привычном нам значении не очень-то к буддизму применимо. Буддизм — это широкое направление философии. В нем столько разных школ и течений и такая сложная терминология, что некоторые западные философы напоминают нам: всё, что западному пониманию доступно, — это «адаптация» буддизма для нашей культуры. Конечно, это не означает, что его нужно бросить и вообще не исследовать, просто стоит всегда помнить об ограниченности нашего понимания.

Построить идеальное общество: жить по-конфуциански

Еще один любопытный вариант смысла жизни, доставшийся нам в наследие из восточной философии, — это стремление построить совершенное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.

Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно построить, только если каждый человек будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.

Он рассматривал каждого человека как винтик в большом механизме, для слаженной работы которого важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя свою предписанную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. А потому и смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и наилучшее исполнение той работы, которая тебе дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будто то уборка и готовка или управление страной.

Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других. Много внимание в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.

«Когда человек совершенствует то, что ему дано от природы, и использует это во благо других, он недалек от Истинного Пути. Не делайте то, что вам не нравится, по отношению к другим людям».

— Confucius, The Doctrine of the Mean

Исполнять свой долг: жить как Кант

Если идеи долга вам близки, но строить идеальный мир как-то не хочется, то спросите, в чем смысл жизни у немецкого философа XVIII века Иммануила Канта. Он посоветует добровольно следовать категорическому императиву или, проще говоря, моральному закону, который звучит так:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

— Иммануил Кант, «Критика практического разума»

Кант предлагает еще несколько вариаций категорического императива, но его суть такова: наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим.

Проще говоря, если унижаешь других, не жалуйся, когда унижают тебя. А если хочешь, чтобы тебя любили, в первую очередь люби и уважай других.

Впрочем, Кант не поощряет эгоизм и учит, что к другим ни в коем случае нельзя относиться как к средству для достижения собственных целей: например, любить других только для того, чтобы любили тебя. Наоборот, нужно ценить каждого человека и видеть в нем личность или, как сказал бы Кант, «конечную цель». Только жизнь в согласии с моралью и может быть осмысленной.

Делать счастливыми других и быть самому счастливым: жить как утилитаристы

Однако не все философы согласны, что мораль заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и смысл жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и быть, таким образом, полезным обществу.

Но как этого добиться? Можно, например, мысленно подсчитывать, как много счастья принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно обществу.

Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.

Утилитаристов за это любят покритиковать: не всё в жизни можно так легко подсчитать и сравнить, да и люди вряд ли согласятся жертвовать собой в угоду остальным.

Английский философ XIX столетия Джон Стюарт Милль возражает на это: «Счастье остальных делает счастливым и меня самого», — потому мы и совершаем добрые альтруистические поступки. Чаще всего именно они и наполняет нашу жизнь смыслом: делая счастливыми других и видя на их лицах улыбки, мы и сами становимся чуточку счастливее.

Смысла нет: жить нигилистически

Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

С ним соглашается французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.

Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны.

Можно, наконец, честно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.

«Всё завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться».

— Альбер Камю, «Миф о Сизифе»

Искать собственный смысл жизни: жить, как учат современные философы

Одной статьи не хватит, чтобы описать все возможные варианты ответов на вопрос о смысле жизни. Да и жизни тоже не хватит, чтобы прочитать всех мыслителей и узнать, в чем они находили смысл.

А потому некоторые современные философы поступили хитрее: они считают, что каждый человек должен сам найти для себя свой смысл жизни.

Не стоит ждать, пока кто-то из мудрых ответит на этот самый главный вопрос, пора брать жизнь в свои руки и искать то, что вдохновляет и наполняет серые дни смыслом.

«Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель».

— Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»

И вот эту самую свою цель и нужно найти, а затем жить так, чтобы ее достичь. Впрочем, философы предупреждают: зацикливаться на будущем так же опасно, как и надеяться на то, что ответ на вопрос о смысле жизни можно узнать, прочитав один лишь учебник.

«Привычка надеяться на будущее и думать, что оно придает смысл тому, что происходит сейчас, очень опасна. Не будет никакого смысла в целом, если нет смысла в его частях. Не нужно думать, что жизнь — это мелодрама, в которой главный герой или героиня мучаются и страдают, а потом обретают счастье. Я живу сейчас, и это мой день, потом у моего сына будет свой день, а затем его сын придет на его место».

— Бертран Рассел, The Conquest of Happiness

В конце концов, это правда: научиться жизни можно, только начав непосредственно жить. Это страшно. Непонятно, как это всё делается, но у нас нет другого пути. К жизни не прилагается никакой готовой и проверенной инструкции. А если бы она была, то жить было бы слишком скучно.

Зато можно придумать инструкцию по сбору своего смысла жизни — что мы и сделали.

Источник

Цель жизни – быть полезным, а не счастливым

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

«Мы делаем прожитьё из того, что получаем; мы делаем жизнь из того, что отдаём». — Уинстон Черчилль

Жизнь не имеет никакого смысла.

Причина, по которой большинство людей не могут найти цель в своей жизни, заключается в том, что они рассматривают её как вещь, а не опыт. Цель — это не то, что мы можем иметь; мы привносим смысл в жизнь.

В этом состоит парадокс счастья — чем больше мы за ним гоняемся, тем менее счастливыми мы себя чувствуем. Счастье — это скорее состояние души, нежели эмоция.

Плохо определённая идея счастья — «тёмная сторона счастья», как её называют психологи — отвлекает нас от более значимых аспектов жизни. Чем больше мы одержимы счастьем, тем меньше мы ценим то, что уже имеем.

Путь важнее конечного пункта назначения — мы находим цель, путешествуя.

Способность приносить пользу — это то, что придаёт смысл жизни

«Мы возвышаемся, поднимая других». — Роберт Ингерсолл

Обретение смысла — это цель жизни.

Одна из повторяющихся проблем, с которыми я сталкиваюсь как консультант по переменам в жизни, заключается в том, что люди смотрят на цель через индивидуалистическую призму — они думают, что смысл вращается вокруг них. Задача состоит в том, чтобы «перепрошить» умы людей — смысл вращается не вокруг нас, а вокруг наших отношений.

Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон был прав, когда сказал: «Цель жизни — быть не счастливым, а полезным, благородным и сострадательным, и делать то, что имеет значение, чтобы жить хорошо».

Аристотель писал, что счастье и удовлетворение достигаются, когда вы отдаёте любовь, а не только принимаете. Отношения с другими людьми являются «главной особенностью позитивной, полноценной жизни» — это важное открытие было сделано психологом Кэрол Рифф, которая изучила множество трудов различных философов.

Аналогичным образом, исследование Дэрила Ван Тонгерена и его коллег показало, что просоциальность придаёт нашей жизни смысл. Участники, которые были более альтруистичными, как сообщалось, видели больший смысл в жизни.

Существует два типа благополучия: гедоническое (ощущение счастья) и эвдемонический (ощущение смысла и цели).

Осмысленная жизнь и счастливая жизнь часто идут рука об руку, но не всегда.

Это главная идея работы, опубликованной Роем Баумейстер в журнале Journal of Positive Psychology. Полученные результаты показывают, что смысл (отдельно от счастья) не связан с тем, здоров ли человек, достаточно ли денег он имеет, чувствует ли себя комфортно в жизни, в то время как счастье (отдельно от смысла) — да.

Удовлетворение желаний и потребностей может принести вам счастье, но не добавляет смысла. Счастье связано с настоящим; осмысленность более целостна — она объединяет прошлое, настоящее и будущее. Исследование указывает на один фактор, необходимый для поиска смысла: развитие качественных отношений.

Счастье связано с тем, чтобы брать, а не давать; осмысленность — с тем, чтобы давать, а не только брать.

Жить — значит и брать, и давать

«Было два класса людей, занимавшихся благотворительностью: одни делали мало, но поднимали вокруг этого много шума, в то время как другие делали много, но всегда молчали об этом». — Чарльз Диккенс

Согласно книге Адама Гранта «Давай и бери», ваш принцип взаимодействия, основанный на взаимной выгоде, определяет то, где вы окажетесь в конечном итоге: на вершине или в самом низу лестницы успеха.

По словам Адама Гранта, профессора Бизнес-школы Уортона, существует три различных принципа взаимодействия, основанного на взаимной выгоде. Согласно этим принципам, люди делятся на берущих, дающих и тех, кто отдаёт и берёт поровну.

1. «Берущие» зациклены на том, чтобы всегда получать больше, чем отдавать.

Они считают, что мир живёт по принципу «Человек человеку волк», и стремятся добиться успеха любой ценой. Когда они отдают, они становятся слабыми. Берущие чувствуют необходимость в самопродвижении, поскольку они находятся в постоянном соперничестве с другими.

«Какая мне от этого польза?» «Что я получу взамен?» «Почему меня это должно волновать?» Их поступки продиктованы корыстью — они заботятся только о себе.

Такое поведение делает берущих расчётливыми, осторожными и самозащитными.

2. Те, кто отдаёт и берёт поровну, верят в quid pro quo — «то за это».

Они подходят к отношениям с чувством справедливости и равенства. Если они делают кому-то одолжение, они ожидают чего-то взамен. Точно так же, они чувствуют себя в долгу перед вами, если вы оказали им услугу.

«Если ты возьмёшь у меня, я возьму у тебя. Если ты отдашь мне, я отдам тебе».

Такие люди одержимы балансом — они всегда следят за тем, сколько они отдают и получают.

3. Дающие сосредоточены на других

Их поступками руководит щедрость. Они не взвешивают плюсы и минусы и не пытаются установить баланс. Они стремятся обогатить жизнь людей, с которыми взаимодействуют.

«Что хорошего и ценного я могу привнести в жизнь этого человека?» «Что я могу сделать для него?»

Дающие движимы смыслом. Они стремятся быть щедрыми, делясь своим временем, знаниями, идеями и связями с другими людьми.

Понимание этой модели простое: будьте добры и полезны другим. Однако есть некоторые существенные риски. В то время как большинство дающих находятся на вершине корпоративной лестницы, многие из них также могут оказаться внизу лестницы.

Если вы отдаёте слишком много (или не тем людям), это может навредить вам.

Проблема с тем, чтобы давать

«Если можете, помогайте другим; если не можете, по крайней мере, не причиняйте им вреда». — Далай-лама

Дар отдавать может стать слабостью — вы можете столкнуться с выгоранием.

Исследование Адама Гранта показывает, что в любой организации существует бимодальное распределение дающих. Была выделена общая черта, характерная для тех, кто отличался наихудшей производительностью. Иногда они отдают слишком много. Иногда они отдают не тем людям (берущим).

Контекст тоже имеет значение. Отдавать в рабочей культуре, которая вознаграждает берущих (люди, которые много болтают, но ничего не делают) — значит лишать себя увлечённости.

Некоторые люди не могут перестать отдавать, даже если ситуация оставляет их эмоционально опустошёнными. Может быть, потому, что они не заботятся о своих потребностях или боятся разочаровать других. Есть люди, которые боятся наказания в случае, если он и не отдадут всё.

Важно уметь отдавать правильно — это защщает вас от того, чтобы вами пользовались.

Когда вы отдаёте, это привносит смысл в вашу жизнь, развивая более крепкие отношения. Дающие создают беспроигрышные ситуации и помогают другим добиваться успеха.

Жизнь — это континуум, где все ваши действия переплетены. Вы создаёте свою карму — вы получаете то, что отдаёте. Те, кто отдаёт и получает поровну — то есть стремятся к quid pro quo — будут тянуться к вам.

Семь способов быть полезным другим

«Если вы зажжёте лампу для другого человека, она будет освещать и ваш путь». — Будда

Люди, которые щедры, отдают больше, чем получают, искренне пытаются помочь другим, с большей вероятностью добьются успеха. Вот несколько способов, как можно помогать окружающим:

1. Стройте, не ограничивайте других:

Самый простой способ помочь другим — опираться на их идеи. В большинстве случаев мы реагируем ответами «да» или «нет», однако мысленно мы списываем идеи других со счетов. Либо потому, что мы заняты, либо потому, что нам всё равно. Мышление «Да, и. » сделает вас более полезным. Усиливайте идеи и мысли других людей. Креативностью движет щедрость.

2. Практикуйте пятиминутную помощь:

Известный предприниматель Адам Рифкин придумал метод «пятиминутной помощи». Это небольшие, но действенные услуги, которые занимают мало времени. Рассматривайте все способы, которыми вы можете помочь другим. Я, например, знакомлю людей друг с другом, даю рекомендации/советы и обеспечиваю обратную связь.

3. Будьте активным слушателем:

Большинство людей не нуждаются в советах. Они просто хотят, чтобы им уделили внимание. Разговоры приносят ясность и перспективу. К сожалению, большинство людей не слушают других — они лишь стремятся поделиться своей мудростью. Внимание и понимание требуют щедрости. Присутствуйте в моменте и не перебивайте.

4. Оказывайте положительное влияние:

Иногда мы не замечаем, как наше поведение влияет на других. Ваши слова и мышление оказывают мощное влияние — они придают смысл вашим отношениям. Вдохновляйте других, это также приносит пользу.

5. Не ждите ничего взамен:

Ваше время является ценным активом — отдавайте, не ожидая ничего взамен. Некоммерческие организации, люди или компании, которые только начинают свою деятельность, нуждаются в ваших услугах больше, чем те, кто может себе это позволить. Значительную часть своей консалтинговой практики я провожу на общественных началах — это лучший способ выразить благодарность за успешный бизнес.

6. Будьте наставником для других:

Вы можете изменить чью-то жизнь. Наставничество — это акт сопереживания: вы смотрите на жизнь глазами другого человека. Неважно, кому вы приходитесь наставником: тому, кто только начинает свой путь, или успешному профессионалу, который стремится к переменам в карьере, наставничество преобразует обе стороны. Я узнал это на собственном опыте. Быть наставником значит больше, чем просто отдавать; вы обучаете подопечного искусству быть полезным.

7. Станьте волонтёром:

Согласно отчёту Deloitte, 74% людей, которые занимаются волонтёрской деятельностью, отмечают увеличение благосостояния и обретение чувства цели. Вы можете стать волонтёром или выработать привычку ежедневно совершать добрые дела.

Сама жизнь не имеет смысла — мы обретаем его, путешествуя.

В мире полно дающих и берущих. Одни люди любят вносить вклад в общество, а другие просто заботятся о себе. То, что мы выбираем, определяет нашу карму.

Дубликаты не найдены

gps-навигатор с голосом Далай-ламы, который говорит: «Маршрут не построен. Через 2 километра поверните куда хотите, ничего не изменится. Цель путешествия не имеет значения, путешествие — это и есть цель».

В этом что-то есть, ощущение, что в тебе нуждаются, ты полезен, а то и необходим, показатель самореализации, а это уже верхняя ступенька пирамиды Маслоу, без неё пустовато будет. А уж наставничество, это двигатель цивилизации, а то каждый раз велосипеды бы изобретали.

П.С. Автор мнит себя слишком умным, думает что открыл смысл жизни и начинает учить этому других. Думает прочитал 3 книжки и постиг загадки мироздания.

Каждый сам выбирает себе цель и сам ищет свое счастье.

Какой бред! Это автор типа психолог или типа философ?

Консультант по переменам в жизни, он же написал:)

А это как? Просветите меня тёмную ))

Три дня назад пытался донести до старшей дочери, что стать волонтёром хорошая идея. А то в свои 19 лет ни приоритеты расставить, ни целей определить в жизни не может. Болтается как цветок в проруби.

Вообще не обьясняет, с чего это вы решили, что стать волонтером это ей поможет. Может это вам кажется, что болтается, потому что вы старый и ничего в современной жизни не понимаете? Может стоит к ней присмотреться и вы увидите, что она занимается вещами которые для нее кажутся важными, а вы просто уже неспособные ее понять, да и все?

Может вы в голове себе вбили, что она должна выдти замуж и родить детей, и вообще кроме этого отказываетесь принимать любой другой вариант развития событий? Тут много неоднозначного

Может быть. А может, это она сама всё о себе сказала и спросила у отца совета? Может, она недавно рассталась с парнем, с которым собиралась связать свою жизнь?

Может Вы решили, что вынесли из трёх моих предложений понимание ситуации и теперь считаете, что можете давать мне советы? Может вы слишком много на себя берёте?

>>Может, она недавно рассталась с парнем, с которым собиралась связать свою жизнь?

Скорее она поняла, что поспешила.

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Ошибка атрибуции, Или Как изменить жизнь?

смысл жизни быть максимально полезным максимально большему числу людей так считали сторонники

Как мы принимаем решения? Что надо сделать, чтобы решения стали лучше? Это вопросы, которые я пытаюсь понять читая книги про мозг. Поделюсь тем, что понял.

В голове обычно каша из понимания причин собственного поведения: «Я так хотел, так было надо, я подумал, взвесил все за и против, рассудил, проанализировал, покумекал».

В большинстве случаев, мы объясняем поступки задним числом. Что-то делаем, а потом рассуждаем почему мы это сделали. Из-за этого начинает казаться, что действие всегда следует за мыслью. Начинает казаться, что в основе действия лежит мысль.

И пожалуй, это одно из ключевых когнитивных искажений. К сожалению, разрушить эту иллюзию сложно. Поэтому для начала давайте накидаем примеров действий без изначальной мысли.

Если в голову летит камень, то тело увернётся особо не задумываясь. Ночью с бока на бок оно переворачивается не просыпаясь. Утром собирается в офис на автомате. Заставляет идти есть. Выбирает музыку, которая ему нравится. Влюбляется, не спрашивая меня в кого именно. Плачет в кино потому, что оно, тело, что-то почуствовало. А не потому, что я о чём-то подумал.

Все эти действия тело делает без предварительного словесного потока в голове, который мы называем «Мысли». И это не удивительно, миллионы животных проживают жизнь без словесного мышления. Мозг так умеет.

Как я уже писал выше, это случилось из-за того, что мы анализируем своё поведение ректроспективно. Проще говоря, мы понимаем, как мир устроен после того, как прожили какой-то опыт. Мы не можем что-то понять выходящее за пределы УЖЕ прожитого опыта. Это связано с особенностями работы мышления.

У любого живого есть две базовые потребности: получить необходимый ресурс и избежать опасности. И вот для лучшей реализации последней функции мозг и эволюционировал в сторону дублирующих внутренних действий.

Представим, что вокруг ночь, мы стоим на опушке, а перед нами тёмный лес. В лесу еда. Внутри тела борьба между голодом и страхом.

Внешнее действие приведёт к тому, что я захожу в лес, ищу зайца, стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опыт, который позволит лучше отличить зайца от куста и лучше прятаться за деревьями от волка.

Внутренее действие приведёт к тому, что я представляю, как захожу в лес, ищу зайца и стараюсь избегать волка. В процессе я получаю опять таки опыт, который позволяет совершить внешнее действие с меньшим риском. Или вообще его не совершать.

Многие, но не все. Часть действий было проще оставить в бессловесной форме. Я приводил примеры таких действий вначале статьи. Эволюция естественным отбором постепенно сбалансировала какие действия надо совершать словесно, а какие нет.

Многие люди хотят изменить жизнь. Кому-то не нравится работа или не хватает денег, кто-то не видит цели, кого-то не устраивает окружение. Некоторые, в результате, впадают в состояние жертвы и просто смиряются с происходящим.

Но многие попадают в другую ловушку. Они чувствуют, что могут что-то сделать, не считают себя жертвой, но ничего не делают. И не понимают почему. Не могут найти цели, к которым стремиться. Всё кажется не важным и не значимым. И в попытках найти желаемое закапываются в мысли, чем ещё сильнее усугубляют ситуацию.

Внутренние действия, мысли, нужны не для того, чтобы что-то хотеть. Они нужны, чтобы избегать опасностей. И чем глубже туда закапываешься, тем меньше вероятность, что начнёшь совершать внешние действия.

А как развивать в теле то, что оно хочет? Ведь чем шире спектр того, что мы хотим, тем активнее и разнообразнее жизнь.

Если человек просто хочет денег и отдохнуть, то все действия тела будут направлены на сохранение энергии и мечты о том, как он эти деньги тратит. В мыслях всё время будет происходит симуляция того, как человек отдыхает и тратит деньги. Эти мысли будут нарезать всё более глубокую борозду. Человек будет возвращаться к ним всё чаще. Разрыв мыслей и реальности будет изматывать

Другое дело, когда человек хочет: путешествовать, читать книги, общаться с новыми людьми, играть в компьютерные и настольные игры, ездить на велосипеде, решать разные рабочие задачи, слушать музыку, ходить в театр, участвовать в марафоне, рисовать, учиться самому и учить других, выбирать одежду, танцевать, петь, программировать, медитировать, гулять под дождём и ловить снежинку ртом.

Такие люди проактивны. Они совершают много действий, и благодаря им получают новый опыт, который заставляет хотеть ещё больше. Такие люди получают связи и возможности, легко перестраиваются. Такие люди не страдают от того, что одна навязчивая мечта нарезала глубокую борозду и не даёт радоваться тому, что находится за её пределами.

И весь этот текст написан для одной очень простой мысли. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.

В конце хочу сказать пару слов о чтении книг. Это, безусловно тоже опыт, который влияет. Но надо понимать куда вы загружаете книгу. Вы загружаете её в зону, которая ответственна за поиск опасностей. Книга сама по себе не может побудить к действиям.

Книга работает если вы УЖЕ совершаете какие-то действия. Книга может их усилить, подтолкнуть к чему-то. Но она не может сдвинуть, если человек стоит на месте.

Такие вот у меня мысли. Понимание ошибки атрибуции в какой-то момент сильно изменило мою жизнь. Вывело из тупика, встряхнуло и дало пинка.

Ну и двайте ещё раз. Наше тело делает то, что оно хочет. Чтобы что-то хотеть надо расширять опыт, который мы проживаем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *