смута малый театр актеры
Спектакль Смута. 1609-1611 гг.
Постановка Малый театр
Пожилые актеры защищают Россию от современного театра
Малый театр решил объять необъятное и поставил спектакль по роману Владимира Мединского. На сцене все время вращается башня, вокруг которой выстроен базовый сюжет: плохие поляки нападают на хороших русских. Русские крестятся, и им помогает бог. Затем поляки все равно побеждают, но вместо золота, за которым охотились, находят книги. Манифестируется генетическая привязанность русских к культуре. Зачем на все это смотреть — непонятно.
Участники
Рецензия «Афиши» на спектакль
Непатриотичный спектакль по роману Мединского в Малом театре
История простая — как «Три поросенка». Есть плохие поляки и хорошие смоляне. Первые осаждают крепость, вторые обороняются. Причина нападения еще проще — вроде бы где-то на территории Смоленска зарыт клад с золотом, но это не точно. Поляки с криками «На колени, русский!» и «Ах ты, пес!» побеждают, но вместо золота находят в сундуках книги. Король Сигизмунд III делает вывод, суть которого сводится к торжественному: «Не понять нам этих русских!»
За все три часа на сцене появляются только два любопытных персонажа, и оба «плохие»: отвратительный пузатый губошлеп (в начале его сразу убивают) и, собственно, Сигизмунд. Народный артист Валерий Бабятинский в этой роли отменно косплеит инфантильного короля из «Бременских музыкантов», только вместо дочери у него две натуральные борзые.
Положительные персонажи двумерны, как богатыри на полотнах Васнецова. Они носят бороды и шубы, отважно выпячивая грудь при упоминании врага. Если супостат выстрелил справа, все, как на переменке в младших классах, подрываются и убегают в одном направлении с криками: «За мной! Скорее!» Утрированная стилизация могла быть интересной, если бы не была такой скучной. Ни одной хорошей шутки (вместо шуток — благословения священника), ни одного достойно поставленного сражения (вместо сражений — бесконечные причитания), невнятная сценография, представляющая собой зачем-то постоянно вращающееся подобие крепости Винтерфелла на фоне огромного экрана с пейзажами.
От спектакля ждешь нарочитой патриотичности, но, если разобраться, он вообще не патриотический: к примеру, среди русских каждый второй оказывается предателем, тогда как все поляки заодно. А похвала русскому народу приобретает вес в спектакле только потому, что произнесена из уст лидера европейского государства. Смоленские священники и вовсе фальсифицируют мироточение икон и прячут в своих подвалах провизию от голодающего населения. В общем, гордиться особенно нечем.
Главная проблема спектакля в том, как он сделан. Эстетически он напоминает живопись Глазунова, драматургически (и, кстати, музыкально) — «Бандитский Петербург». Историческую достоверность и обсуждать нечего; роман написан человеком, над диссертацией и книгами которого потешается все историческое сообщество. Чтобы аргументированно доказывать тотальную несостоятельность спектакля «Смута» по всем пунктам, нужно как следует возмутиться. Но зрелище настолько уныло, что не способно даже возмутить.
Писать о том, насколько бессмыслен и утомителен очередной спектакль в самом конформистском театре страны, — занятие не менее бессмысленное и утомительное. Режиссером числится Владимир Бейлис, работающий в Малом театре почти полвека, — но попробуйте отличить его работы от десятков других спектаклей, идущих на этой же сцене. Единственная существенная особенность «Смуты» в том, что про нее не скажешь привычное «Книга лучше».
Малый сегодня — блеклый, напрочь лишенный индивидуальности и живой человеческой энергии театр, славящийся артистом Василием Бочкаревым (в «Смуте» не участвует), выдающимся костюмерным цехом и, разумеется, великими традициями, заложенными актером Михаилом Щепкиным и драматургом Александром Островским, которыми Малый театр по праву гордится. Вот только фактически происходящее на сцене Малого театра — не что иное, как беспардонное поругание этих традиций.
Щепкин призывал священнодействовать на сцене или убираться вон — этому завету сегодня следуют, например, режиссеры Анатолий Васильев и Юрий Бутусов. Островский изучал российскую повседневность, перенося ее на подмостки, — теперь этим занимаются «Театр.doc» и «Гоголь-центр». А чем занимаются в Малом театре — не очень понятно, честно говоря. От уникального династического театра с собственным каноном и системой актерского существования в XXI веке из-за несоблюдения условий хранения осталась только этикетка.
Единственная традиция, которая действительно живет на этой сцене, — неброский советский стиль, который процветает едва ли не во всех старорежимных театрах бывшего СССР, по недоразумению сопровождаясь эпитетом «классический». Это и понятно: в серой зоне выше выживаемость, а те, кто всерьез занимается новым театром, с недавних пор автоматически попадают в зону риска. Юрия Бутусова выдворили из собственного театра, Кирилла Серебренникова и его команду уже год держат под арестом, не давая работать, Алексея Малобродского с инфарктом увозят из зала суда, прессовавшиеся силовиками Михаил Угаров и Елена Гремина умерли от сердечной недостаточности, судьба созданного ими «Театр.doc» под вопросом. И только в одном можно быть спокойным наверняка. С Малым театром все будет хорошо. Во всяком случае, пока туда не начнут приходить зрители в футболках.
Смута. 1609–1611 гг.
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
С пектакль «Смута. 1609–1611 гг.» поставил народный артист России Владимир Бейлис. В основу его сюжета лег роман Владимира Мединского «Стена». Книга рассказывает о Смутном времени на Руси в XVII веке. Это история о героической двухлетней обороне Смоленска от польских интервентов. Роль смоленского воеводы Михаила Шеина получил народный артист России Валерий Афанасьев, его противника — короля Польши Сигизмунда III — сыграл народный артист России Валерий Бабятинский. Всего в спектакле занято более 60 артистов Малого театра и студентов Щепкинского училища: столько актеров понадобилось для многочисленных массовых сцен.
Сценографию для спектакля разработал Виктор Герасименко. На поворотном круге сцены он соорудил белокаменные стены, которые по ходу спектакля становятся то сводами храма, то монашеской кельей, то постоялым двором, то Смоленским кремлем. Актерам сшили более сотни костюмов, которые помогают воссоздать эпоху Смуты.
Задник сцены постановщики использовали как полотно для проекций. На экране по очереди появляются видеозаписи с летящими в небе птицами, полыхающим пламенем, панорамой Смоленска, где происходит основное действие. Видеоряд для спектакля создал Дмитрий Герасименко.
Смотрите также
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Новости
МАЛЫЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕМЬЕРУ СПЕКТАКЛЯ «СМУТА»
Режиссером-постановщиком стал народный артист России Владимир Бейлис
Государственный академический Малый театр представил в четверг премьеру спектакля «Смута. 1609-1611 года» по роману и.о. министра культуры РФ Владимира Мединского «Стена», посвященного событиям Смутного времени, в частности, осаде Смоленска войсками польского короля Сигизмунда. Премьерные показы пройдут также 22 мая, 5 и 26 июня.
Приключенческий роман «Стена», основанный на реальных исторических событиях, которые происходили в России в XVII веке, Мединский написал в 2011 году. В нем рассказано об осаде польским войском под командованием короля Сигизмунда III города Смоленска в 1609-1611 годах. Книга появилась в продаже в 2012 году и разошлась тиражом около 100 тыс. экземпляров.
Впервые спектакль «Стена» был поставлен художественным руководителем Приморского драматического театра, народным артистом РФ Ефимом Звеняцким и был показан во Владивостоке в сентябре 2016 года. Летом 2017 года этот же спектакль показали в Москве на сцене Театра Российской армии.
В январе 2018 года стало известно, что в Малом театре задумались о спектакле по произведению Мединского. Тогда же, со слов самого министра культуры, сообщалось, что инициатива постановки «целиком и полностью» принадлежит театру и для него «большая честь, что роман ляжет в основу постановки в стенах одного из старейших и самых уважаемых театров России».
Министр культуры также объявил, что принял решение отказаться от гонорара, так как театр находится в подчинении Министерства культуры. И хотя, как пояснил Мединский, закон «позволяет заниматься творческой деятельностью», гонорар за постановку пьесы по его роману «Стена» в Малом театре он направил на благотворительность, а именно, на возрождение уникального памятника Смоленской крепостной стены. Об этом ранее сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского военно-исторического общества (РВИО), председателем которого также является Владимир Мединский.
В информации отмечалось, что работы по возрождению Смоленской крепостной стены организует РВИО с привлечением профессионалов и добровольцев. Под руководством экспертов волонтеры из разных регионов России примут участие в уборочных и ремонтных работах на пряслах, внутри башен и на прилегающей к стене территории. Масштабный волонтерский проект РВИО будет реализован в период с мая по август 2018 года.
Поклоны после представления спектакля. Фоторепортаж Николая Антипова
Я не вижу ваших скреп: непатриотичный спектакль по роману Мединского в Малом театре
В Малом театре поставили спектакль «Смута» по роману министра культуры Владимира Мединского «Стена». Алексей Киселев посмотрел премьеру и утверждает, что спектакль получился недостаточно патриотичным.
История простая — как «Три поросенка». Есть плохие поляки и хорошие смоляне. Первые осаждают крепость, вторые обороняются. Причина нападения еще проще — вроде бы где-то на территории Смоленска зарыт клад с золотом, но это не точно. Поляки с криками «На колени, русский!» и «Ах ты, пес!» побеждают, но вместо золота находят в сундуках книги. Король Сигизмунд III делает вывод, суть которого сводится к торжественному: «Не понять нам этих русских!»
За все три часа на сцене появляются только два любопытных персонажа, и оба «плохие»: отвратительный пузатый губошлеп (в начале его сразу убивают) и, собственно, Сигизмунд. Народный артист Валерий Бабятинский в этой роли отменно косплеит инфантильного короля из «Бременских музыкантов», только вместо дочери у него две натуральные борзые.
Положительные персонажи двумерны, как богатыри на полотнах Васнецова. Они носят бороды и шубы, отважно выпячивая грудь при упоминании врага. Если супостат выстрелил справа, все, как на переменке в младших классах, подрываются и убегают в одном направлении с криками: «За мной! Скорее!» Утрированная стилизация могла быть интересной, если бы не была такой скучной. Ни одной хорошей шутки (вместо шуток — благословения священника), ни одного достойно поставленного сражения (вместо сражений — бесконечные причитания), невнятная сценография, представляющая собой зачем-то постоянно вращающееся подобие крепости Винтерфелла на фоне огромного экрана с пейзажами.
От спектакля ждешь нарочитой патриотичности, но, если разобраться, он вообще не патриотический: к примеру, среди русских каждый второй оказывается предателем, тогда как все поляки заодно. А похвала русскому народу приобретает вес в спектакле только потому, что произнесена из уст лидера европейского государства. Смоленские священники и вовсе фальсифицируют мироточение икон и прячут в своих подвалах провизию от голодающего населения. В общем, гордиться особенно нечем.
Главная проблема спектакля в том, как он сделан. Эстетически он напоминает живопись Глазунова, драматургически (и, кстати, музыкально) — «Бандитский Петербург». Историческую достоверность и обсуждать нечего; роман написан человеком, над диссертацией и книгами которого потешается все историческое сообщество. Чтобы аргументированно доказывать тотальную несостоятельность спектакля «Смута» по всем пунктам, нужно как следует возмутиться. Но зрелище настолько уныло, что не способно даже возмутить.
Афиша
Одна из задач, которые ставит перед собой наш театр, – ознакомление зрителей с великими страницами отечественной и мировой истории. Особый интерес для Малого всегда представляло русское средневековье – эту эпоху исследует спектакль «Смута. 1609-1611 гг.», рассказывающий о героической обороне Смоленска, одном из финальных аккордов мрачных событий конца XVI – начала XVII вв.
В спектакле звучит музыка из произведений народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Г.В. Свиридова
Кинопоказ спектакля «СМУТА. 1609-1611 гг.» В.Р.Мединского
Одна из задач, которые ставит перед собой наш театр, – ознакомление зрителей с великими страницами отечественной и мировой истории. Особый интерес для Малого всегда представляло русское средневековье – эту эпоху исследует спектакль «Смута. 1609-1611 гг.», рассказывающий о героической обороне Смоленска, одном из финальных аккордов мрачных событий конца XVI – начала XVII вв.
В спектакле звучит музыка из произведений народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Г.В. Свиридова
«СМУТА» НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ
4 ноября станет для Малого театра в определенном смысле историческим днем, связанным с нашей новой сценой в Когалыме. В День народного единства в нашем западно-сибирском филиале мы первый раз покажем зрителям спектакль не в живую, а на большом киноэкране. А познакомиться когалымчане смогу с постановкой Владимира Бейлиса «Смута. 1609-1611 гг.» по роману В.Р.Мединского. Этот масштабный спектакль слишком велик для когалымской сцены, но нам очень хочется познакомить сибиряков со всем репертуаром театра, поэтому, скорее всего, кинопоказ «Смуты» станет первым шагом в этом интересном направлении.
Перед показом для всех желающих будет проведена экскурсия «Смутное время на сцене Малого».