смешарики о смысле жизни

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Смешарики: скрытый смысл жизни. Разбор мультфильма

Шестиминутный мультфильм «Смысл жизни» из сериала «Смешарики» отображает самую сердцевину мировоззрения человека современного западного общества, но кроме этого описывает механизм, с помощью которого это самое общество подавляет в индивидах стремление к истине и саморазвитию.

В начале мультфильма мы видим Бараша, утратившего понимание смысла всего существующего.

«Смысл окна – чтобы в него смотреть»

Назовем смыслы предметов, находящихся в непосредственной близости к человеку, локальными смыслами. А смысл действительности в целом – глобальным смыслом.

В результате своих размышлений Бараш осознаёт, что смысл его собственного существования совершенно неясен.

«какой вообще смысл быть по утрам?»

Во время прогулки Бараш встречает Кар-Карыча и говорит, что ему нужно знать смысл всего, т.е. глобальный смысл.

Обратим внимание, что Кар-Карыч в обществе смешариков представляет собой авторитет. Это эрудированный, имеющий хороший вкус, хорошо воспитанный персонаж. Он гуманитарий, и обладает большим жизненным опытом. Только его можно представить, как обладающего тайным знанием всех мировых процессов. И похоже, что так и есть: Кар-Карыч знает что-то, чего не знают другие смешарики, и его задача – вернуть Бараша к нормальной жизни.

По-видимому, Карыч имеет определенное представление и о глобальном смысле.

Но сообщает ли он об этом Барашу? Нет. Он не собирается помогать Барашу постигать глобальный смысл, но намеревается вернуть ему локальный смысл. По определенной причине, он заинтересован в том, чтобы скрывать наличие глобального смысла.

Это видно из его следующей фразы:

03:00 «А что мне даст эта информация? А вдруг окажется, что смысл жизни – не есть сладкого и не спать до 12-ти. Я тогда только расстроюсь.».

Карыч определенно знает, что постижение глобального смысла связано с самоограничением, но он не хочет отказываться от удовольствий, не хочет выходить из зоны комфорта, поэтому он намеренно избегает познания глобального смысла, игнорирует его. Но мало того, что он избегает познания сам, он не даёт этого сделать и Барашу.

«Меньше знаешь – крепче спишь» 02:40

Карыч создаёт симулякр, образ несуществующего существа – Кузинатру, дающую смысл. И тем самым направляет Бараша на ложный путь.

Вполне возможно, что Кузинатра, дающая смысл, на самом деле существует и Кар-Карыч не обманул Бараша. Так, в серии «Свет и тьма» Кузинатра упоминается Карычем в контексте познания добра и зла.

«Похоже, без Кузинатры здесь не разобраться»

Но независимо от того, существует она или нет, Карыч не ведет Бараша к ней, а водит кругами, чтобы вымотать. Задача Карыча – переключить Бараша из режима творческого поиска в режим выживания.

Пока Бараш мечтает о том, как будет хорошо, при достижении осознанности:

03:38 «Когда тебе будет всё понятно».

О достижении взаимопонимания:

«Каждый в одном и том же видит разное». «Когда смысл будет один, все будут жить дружно».

Кар-Карыч хладнокровно действует согласно своему плану.

В результате измученный Бараш вынужден сосредоточиться не на трансцендентной цели, а на том, что у него уже есть. Подавив в себе эрос к запредельному, Бараш сосредоточивается на «маленьких радостях жизни». Испугавшись истощения в погоне за журавлём, он начинает ценить синицу в руках.

В серии «Свет и тьма», когда Пин озаботился похожим вопросом о добре и зле, а потом переключился на исследование физического мира, Кар-Карыч удовлетворенно заметил:

«На этот раз обошлись без Кузинатры»

Это подтверждает наше предположение о том, что Карычу важно, чтобы каждый был занят своим делом и не задумывался о том, как всё устроено на самом деле. Индивид должен довольствоваться локальным смыслом и не задаваться философскими вопросами.

Послание мультфильма

Таким образом, мультик «Смысл жизни», с одной стороны показывает отношение современного человека к фундаментальным экзистенциальным вопросам, но вместе с тем и транслирует зрителям определенную установку, формируя их отношение к проблеме смысла. Эту установку можно сформулировать так:

«Тебе что, не нравится быть здоровым?»

Механизм просветления

Это первый смысловой слой мультфильма. Вторым слоем является изображение самого механизма, с помощью которого у простого человека, Бараша, провоцируется такое «локальное просветление».

По иронии судьбы, слово Кузинатра произошло в результате неправильного перевода названия марки бытовой техники Cuisinart. То есть, Кузинатра – это, по сути, продукт потребления, бытовая техника, которая должна облегчить человеку его домашнюю работу. Так что, даже слово Кузинатра указывает на истинное положение дел: истина как объект стремлений человека подменена идолом потребления и заботы о комфорте.

Источник

«Смысл жизни» Смешарики

Сама серия «Смысл жизни» по словам создателей самая взрослая, философская и серьёзная серия. Важно заметить что в её основу легли весьма глубокие кинофильмы («Сталкер»Тарковского и «Мертвец»Джармуша). Но даже не зная этого у серии весьма депрессивная атмосфера.

В начале серии Бараш просыпается с такими мыслями:

Этот монолог сразу задаёт нужное настроение серии, ещё у Бараша можно выявить признаки экзистенциального кризиса, что свойственно и таким творческим натурам как он. Так же у него в доме можно заметить кучу несуразно разбросанных скомканных бумажек из чего можно сделать вывод что он вновь пережил творческий кризис. Ещё стоит обратить внимание, что во время этого монолога камера медленно скользит по комнате Бараша, лейтмотив поиска, на котором у Тарковского завязана вся лента, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», которая исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, философские диалоги между героями, не достижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).

По мимо атмосферы так же и саундтрек отсылает нас к фильму «Мертвец». Саундтрек сильно напоминает музыку Нила Янга, которую тот сымпровизировал и сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».

После своего монолога Бараш выходит на улицу врезается в дерево и падает на снег. В таком состоянии его находить Карыч. В ходе беседы Карыч рассказывает Барашу о некой «Кузинатре» которая даст ответы на все вопросы Бараша касательно смысла жизни. Приободрённый Бараш уговаривает его отвести его туда на что Карыч неохотно соглашается.

По ходу их путешествия Бараш чуть было не обрекает себя на гибель скача по узким дорожкам поднимаясь в гору, но Карыч успевает его поймать. Стоит подметить что Бараша это даже никак не задело то что он чуть не умер, а его товарищ спас его, он как ни в чем не бывало энергично шел дальше. Что может означать то что Бараша в этот момент не волнует ничего кроме приобретения желанного им смысла.

После ночевки в пещере горы они вновь отправляются в путь.

На неизвестном отрезки пути Бараш теряет дух. В жуткую метель он говорить Карычу:

Затем теряет сознание. Очнувшись дома под присмотром Карыча который уже было предлагал отправляться снова в путь, Бараш заявляет:

На протяжении всей серии Карыч подталкивал Бараша к понимаю того, что смысл жизни в повседневных мелочах. В эпикурействе (к чему Бараш по видимому и приходит в конце серии). Кар-карыч даёт знать что для жизни и не обязательно знать в чем её смысл.

Можно заметить что Бараш побывал в смертельной опасности 2 раза. Что можно назвать «пограничной ситуацией» в последствии которой он и познал простые истины жизни, тем самым утолив свою жажду какого то большого смысла.

Эта серия даёт юному зрителю чёткие и сложные вопросы на которые он сам в праве ответить, потому что ответы на эти вопросы в данной серии в какой то степени размыты из за сложности их понимания. Серия закончилась тем же чем и началась, Бараш снова в свой кровати, снова говорит об обыденных вещях, но уже в хорошем ключе. Возможно Бараш угряз в своеобразной рутине, но пройдя через долгое путешествие и оказавшись в пограничной ситуации он изменил взгляд на некоторые вещи.Начал по настоящему ценить жизнь. В общем зрителю есть где разгуляться в раздумьях.

Смешарики совершенно уникальный мультсериал, который заслуживает уважения и достойного продолжения (которое вроде как обещается быть).

Источник

“Смысл жизни” Смешарики

Сама серия “Смысл жизни” по словам создателей самая взрослая, философская и серьёзная серия. Важно заметить что в её основу легли весьма глубокие кинофильмы (“Сталкер”Тарковского и “Мертвец”Джармуша). Но даже не зная этого у серии весьма депрессивная атмосфера.

В начале серии Бараш просыпается с такими мыслями:

“Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например — чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него — а смотреть там нечего. Ничего интересного. Или вот какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Хм, непонятно. И непонятно: то ли жизнь всегда была такой бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся.”

Этот монолог сразу задаёт нужное настроение серии, ещё у Бараша можно выявить признаки экзистенциального кризиса, что свойственно таким творческим натурам. Так же у него в доме можно заметить кучу несуразно разбросанных скомканных бумажек из чего можно сделать вывод что он вновь пережил творческий кризис. Ещё стоит обратить внимание что во время этого монолога камера медленно скользит по комнате Бараша, лейтмотив поиска, на котором у Тарковского завязана вся лента, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», которая исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, философские диалоги между героями, не достижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).

По мимо атмосферы так же и саундтрек отсылает нас к фильму “Мертвец”. Саундтрек сильно напоминает музыку Нила Янга, которую тот сымпровизировал и сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».

После своего монолога Бараш выходит на улицу врезается в дерево и падает на снег. В таком состоянии его находить Карыч. В ходе беседы Карыч рассказывает Барашу о некой “Кузинатре” которая даст ответы на все вопросы Бараша касательно смысла жизни. Приободрённый Бараш уговаривает его отвести его туда на что Карыч неохотно соглашается.

По ходу их путешествия Бараш чуть было не обрекает себя на гибель скача по узким дорожкам поднимаясь в гору, но Карыч успевает его поймать. Стоит подметить что Бараша это даже никак не задело то что он чуть не умер, а его товарищ спас его, он как ни в чем не бывало энергично шел дальше. Что может означать то что Бараша в этот момент не волнует ничего кроме приобретения желанного им смысла.

После ночевки в пещере горы они вновь отправляются в путь.

На неизвестном отрезки пути Бараш теряет дух. В жуткую метель он говорить Карычу:

“Нам нужно написать записку и составить схему маршрута до Кузинатры, чтобы тем, кто нас найдёт, было легче идти. Они будут сильнее нас и подготовленнее. Они обязательно дойдут!”

Затем теряет сознание. Очнувшись дома под присмотром Карыча который уже было предлагал отправляться снова в путь, Бараш заявляет:

“Не надо торопиться — Кузината от нас никуда не денется. Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил. Смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал. Пока этих смыслов вполне достаточно.”

На протяжении всей серии Карыч подталкивал Бараша к понимаю того, что смысл жизни в повседневных мелочах. В эпикурействе (к чему Бараш по видимому и приходит в конце серии). Кар-карыч даёт знать что для жизни и не обязательно знать в чем её смысл.

Можно заметить что Бараш побывал в смертельной опасности 2 раза. Что можно назвать “пограничной ситуацией” в последствии которой он и познал простые истины жизни, тем самым утолив свою жажду какого то большого смысла.

Эта серия даёт юному зрителю чёткие и сложные вопросы на которые он сам в праве ответить, потому что ответы на эти вопросы в данной серии в какой то степени размыты из за сложности их понимания. Серия закончилась тем же чем и началась, Бараш снова в свой кровати, снова говорит об обыденных вещях, но уже в хорошем ключе. Возможно Бараш угряз в своеобразной рутине, но пройдя через долгое путешествие и оказавшись в пограничной ситуации он изменил взгляд на некоторые вещи.Начал по настоящему ценить жизнь. В общем зрителю есть где разгуляться в раздумьях.

Смешарики совершенно уникальный мультсериал, который заслуживает уважения и достойного продолжения (которое вроде как обещается быть).

Источник

Кузинатра, дающая смысл, и другие философские истории от Смешариков

смешарики о смысле жизни

Герои «Смешариков» учат нас дружить, радоваться мелочам, быть добрыми, честными и никогда не терять присутствия духа. Но ведь они не только веселятся в своём идеальном мирке. Знают Смешарики и о серьёзных вещах: верности, любви, долге. А есть серии, где поднимаются уж совсем философские темы.

1. Право на одиночество

Тонкий и чувственный поэтический гений Бараша требует тишины. Он устал от своих друзей, и даже муза, трепетно и тайно любимая Нюша, его раздражает. Бараш заявляет высшим силам о своём праве на одиночество — и попадает на необитаемый остров, где поначалу отрывается и кайфует, а потом заводит себе друзей из ананасов и манго, зарабатывает лёгкое расстройство личности и швыряет в море кокос с надписью SOS. Конечно, после череды серых дней одиночества друзья его выручают. Но, надо думать, вернувшись в социум, и Бараш, и зрители мультфильма навсегда запомнят, что «…художник может жить один, а человек — никак».

смешарики о смысле жизни

2. Счастьемёт

Хорошо бы изобрести такую машину, из которой — пух! — и все счастливы. Так однажды подумал Пин и изобрёл счастьемёт. Да только он не работает — не хватает маленькой детали. Ёжик и Крош долго копаются в механическом мусоре, прежде чем понять: лучше пригласить грустного друга в уютный дом и налить ему тёплого чаю вместо того, чтобы под дождём искать забытую шестерёнку. И это работает надёжней счастьемёта.

смешарики о смысле жизни

3. Ёжик в туманности

Волею Кроша и его неуёмной фантазии мир Смешариков накрывает густой туман, а Ёжик, как водится ёжикам, в нём теряется. Набродившись и отчаявшись вдоволь, он наконец встречает Кроша, который сорванным голосом хрипит, что «… мы на кусочке скалы, летящем в пространстве бесконечного космоса». Так оно и есть, правда? И оторопь берёт, когда задумываешься об этом. Но, если рядом друг, даже бесконечный космос не так уж одинок.

смешарики о смысле жизни

4. Не может быть

«Не всё бывает по науке» — эту мысль никак не может принять учёный Лосяш, в сад которого залетело семя космического цветка. Цветок растёт не по дням, а по часам, светится, играет чудесную музыку и привлекает хороводы бабочек. Но Лосяш переводит это на свой учёный язык: «Растение помимо световых волн излучало также звуковые колебания, напоминающие музыку венских классиков… Привлечённые светом чешуекрылые семейства нимфалид кружились в ритмическом согласии, более всего похожем на танец… Это же совершенно ненаучно! Этого не может быть!». И вот Лосяш бульдозером срывает огромный светящийся цветок, засаживает сад розой-брюквой и, вместо того, чтобы успокоиться, отчаянно тоскует. А следующей же ночью включает запись, зажигает фонарь и глядит на слетевшихся светлячков… Не всё, что чувствуешь, можно описать формулой. Не всё, чего нельзя описать, не может быть.

смешарики о смысле жизни

5. Без никого

Во время игры в фанты Нюша загадывает провокационное задание: отправиться в тёмный лес в одиночку. Фант выпадает робкому и интеллигентному Ёжику. Сначала всё вроде бы терпимо, летучие мыши и пауки не в счёт. Но потом, перепугавшись, Ёжик падает в колодец, а пытаясь выбраться, проходит все стадии: испуга, отчаяния, смирения и борьбы. Он всё-таки выбирается на поляну — растерзанный, мокрый и одинокий. Но стоит ему оказаться на поверхности, как вдруг прекращается дождь, и вокруг разворачивается волшебство лунного света, ночных бабочек и лесной ночи «без никого». Неудивительно, что всё это замечает тонкий по натуре Ёжик. Но когда в лес, чтобы ощутить эту красоту, в одиночестве отправляется баламут-Крош… Природа показывает всё своё величие и хрупкость только тем, кто готов и подготовлен смотреть. И порой делать это нужно «без никого».

смешарики о смысле жизни

6. Смысл жизни

Венец философии Смешариков — рассказ о неведомой Кузинатре, за которой в поисках смысла жизни отправился Бараш. «Зачем умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А зачем быть бодрым по утрам? Зачем вообще быть по утрам?» — вопрошает он. Лишь преодолев хандру, пургу и горы, заплутав в метели и едва не замёрзнув в снегу, он понимает: смысл есть у каждой вещи, и у каждой вещи он свой. И пока этих смыслов вполне достаточно…

Источник

И малышня, и взрослые торопятся узнать о новых приключениях любимых героев, поэтому спешат смотреть онлайн 102 серию Смешарики «Смысл жизни»! Иногда так случается, что вещи теряют свой смысл, даже в жизни смешариков такое случается. Вот, например, смысл окна в том, чтобы в него смотреть, но иногда там решительно не на что и взглянуть. Вот такое бессмысленное настроение и посетило Бараша в этот день. Он не видит смысла в том, чтобы умываться, быть бодрым или вообще просто быть. Бараш побрел по холодной заснеженной тропинке, споткнулся и упал. Он лежал на холодном снегу и думал о том, был ли смысл вообще или просто он куда-то подевался.

Мимо Бараша проходил Кар Карыч. Старый ворон сказал юному поэту, чтобы тот не лежал на холодном снегу, потому что так можно простудиться. А простуживаться нельзя, чтобы быть здоровым. Но Бараш не видит во всем этом смысла. Он вообще не видит смысла в том, чтобы быть. В общем, Барашу нужен смысл во всем-всем. Карыч знает, что нужно Барашу – это Кузинатра, дающая смысл. Но находится она очень далеко и идти туда старому ворону совершенно не хочется. Ему и так в этой жизни хватает смысла. А вот Бараш готов за этим самым смыслом идти хоть на край света. Юный поэт умоляет друга отвести его к Кузинатре, иначе ему просто конец. Сжалившись над страдающим другом, Карыч все-таки согласился и они отправились на поиски Кузинатры.

По дороге Бараш болтает без умолку. Он не понимает, почему, знаючи о существовании Кузинатры, Карыч ни разу ею не воспользовался. Наверное из-за усталого духа! Они идут и идут по лесу, а затем поднимаются в горы. Бараш продолжает свою болтовню. Он, например, не понимает, почему Карычу не интересно узнать, в чем же смысл жизни. Но старый ворон рассуждает так: зачем ему нужна эта информация? Вдруг окажется, что смысл жизни заключается в том, чтобы не есть сладкого и не спать до двенадцати. Тогда Карыч только расстроится. Глупый, старый, но добрый, Карыч! Смешарики нашли небольшую пещеру и остановились там на ночлег. Ведь им еще очень долго идти! На следующий день настроение юного поэта стало еще лучше. Он чувствует легкость и воодушевление, и представляет, какая замечательная и наполненная смыслом жизнь настанет для него после того, как они найдут Кузинатру. Смогут ли друзья добраться до своей цели и что это за загадочная Кузинатра? Давайте поспешим смотреть онлайн 102 серию Смешарики «Смысл жизни»!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *