служили два товарища актеры и роли фото
Фильм «Служили два товарища»: актеры и судьба
21 октября 1968 года на экраны вышел фильм «Служили два товарища» режиссера Евгения Карелова. Военная драма была приурочена к юбилею Перекопской битвы в годы Гражданской войны. Картину в СССР посмотрели 22,5 млн зрителей, растащив на цитаты диалоги персонажей и напевая народную песню на музыку Евгения Птичкина.
В центре сюжета – непривычная для советского зрителя интерпретация Гражданской войны, где герои воспринимаются не как сторонники политического движения, а как люди с чувствами и переживаниями.
О звездном актерском составе фильма и том, как сложилась судьба исполнителей ключевых ролей, – в материале 24СМИ.
Олег Янковский (1944–2009)
Андрея Некрасова, которому приказали взять в руки кинокамеру и запечатлеть расположение вражеских войск, исполнил Олег Янковский. Тогда Янковскому предлагалась роль Бруснецова, но исполнитель был так впечатлен персонажем, что на пробах вместо своего героя играл военного оператора.
Позже Олег Иванович назвал фильм «Служили два товарища» одним из любимых проектов в кинокарьере. В творческой судьбе актера такие работы, как «Щит и меч», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо».
Актер ушел из жизни 20 мая 2009 года от поздно диагностированного рака поджелудочной железы. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ролан Быков (1929–1998)
Разжалованного за самосуд командира роты Крякина, которого определили в напарники Некрасову, сыграл Ролан Быков. Персонаж актера оказался богатым на неоднозначные высказывания, полюбившиеся зрителям.
Творческая судьба исполнителя сложилась благополучно. Ролан Анатольевич отличался энергичностью, а потому успевал работать в театре, сниматься в фильмах и режиссировать собственные кинокартины. Знаменитость в 90-х восстанавливала детский кинематограф и мечтала о телеканале для юных зрителей.
По воспоминаниям родственников, Ролан Быков до последнего работал и принимал посетителей в больнице. Умер от рака легкого 6 октября 1998 года.
Владимир Высоцкий (1938–1980)
На роль поручика Александра Бруснецова пригласили Владимира Высоцкого. Однако утверждение актера вызвало сопротивление, и чтобы убедить руководство, позвали мэтра Михаила Ромма. Тем не менее персонажа белогвардейца сократили на 2/3 с формулировкой о том, что враг не может перетягивать внимание на себя.
Зрители помнят барда и актера по работам в фильмах «Интервенция», «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя».
Здоровье исполнителя пошатнулось вследствие пристрастия к алкоголю, а позже наркотическим препаратам. Умер во сне от инфаркта миокарда 25 июля 1980 года.
Ия Саввина (1936–2011)
В роли возлюбленной поручика – Ия Саввина. В актерскую профессию исполнительница попала из студенческой самодеятельности. В амплуа артистки утонченные особы аристократического происхождения.
Работы Саввиной отличались искренностью. Временами режиссерам казалось, что в кадре реальная женщина с судьбой героини. В творческой карьере выделяют работы «Открытая книга», «Гараж», «Запомните меня такой».
Личная жизнь Ии Сергеевны сложилась благополучно, несмотря на то, что на ее долю выпал ребенок с хромосомными отклонениями. После 3 лет борьбы с меланомой актриса скончалась 27 августа 2011 года на руках у второго супруга Анатолия Васильева.
Анатолий Папанов (1922–1987)
Командира полка исполнил Анатолий Папанов. Первая главная роль в кинокарьере актера пришла в 1962 году в фильме «Приходите завтра…». Затем были яркие образы в картинах «Живые и мертвые», «Дети Дон Кихота», «Холодное лето пятьдесят третьего. ».
Актер комедийного дарования раскрылся и в драматических образах, создав 70 киноролей и озвучив более 100 мультипликационных фильмов.
Умер от инфаркта миокарда 5 августа 1987 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Алла Демидова (1936)
Комиссара красногвардейцев сыграла Алла Демидова. Работой, после которой исполнительницу заметили, стала картина «Дневные звезды», где она сыграла роль Ольги Берггольц. Артистке также посчастливилось играть Ирину Аркадину в «Чайке» и герцогиню Мальборо в фильме «Стакан воды».
Сейчас Алла Сергеевна пишет книги, ставит спектакли в «Гоголь-центре» и изредка снимается в кино.
Николай Бурляев (1946)
Фильм «Служили два товарища» порадовал зрителей звездным составом на второстепенных ролях. Образ прапорщика Сергея Лукашевича создал Николай Бурляев. Актер известен работами в проектах «Военно-полевой роман», «Адмиралъ», «Любовь и правда Федора Тютчева».
Сейчас артист сосредоточен на общественной работе, продвигает православную культуру и популяризирует нравственные ценности на телеэкранах.
Содержание фильма «Служили два товарища». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
21 октября 1968 года на экраны вышел фильм «Служили два товарища».
Военная драма от режиссера Евгения Карелова.
Сюжет фильма «Служили два товарища»
Бойцу Красной армии Андрею Некрасову, бывшему фотографу, командир полка поручает с помощью трофейной кинокамеры Debrie Parvo снять с аэроплана расположение вражеских войск в районе Перекопа. Некрасов пытается объяснить, что не знаком с киносъёмочной техникой, но командир полка настаивает. В помощь Некрасову дают бывшего командира роты Ивана Карякина, разжалованного в рядовые за самовольный расстрел военспеца, бывшего полковника царской армии.
Карякин считает, что должен не только помогать Некрасову, но и присматривать за «чуждым элементом»: о себе Некрасов говорит «Я, как бы сказать, попович. Меня дядька воспитал, священник.». В ходе съёмки аэроплан терпит аварию, пилот погибает, а Некрасов и Карякин попадают в плен к махновцам. Несмотря на то, что в то время Махно и Красная Армия были союзниками, Некрасову и Карякину грозит расстрел. Некрасов замысливает дерзкий побег, причём ему удаётся вернуть кинокамеру.
Отбившись от махновцев, товарищи попадают в расположение красных. Однако и здесь их арестовывают. Женщина-комиссар не расположена верить двум неизвестным без документов, к тому же в тачанке найдена белогвардейская форма. Она приказывает их расстрелять, тем более что принимает Некрасова за офицера, пытавшего её в контрразведке. Однако счастливый случай помогает бойцам избежать смерти: Некрасов в проезжающем мимо автомобиле узнаёт начальника штаба и тот отменяет расстрел.
Командование полка собирается посмотреть на результаты разведывательной киносъёмки, однако плёнка оказывается испорченной. Карякин тут же обвиняет Некрасова в предательстве, но командование дивизией уверено, что в неудаче Некрасова нет умысла. Некрасов, обладающий фотографической памятью, рисует план вражеских укреплений, его рисунок в точности совпадают со сведениями, полученными от перебежчиков. Один из командиров награждает Некрасова маузером, а Карякин пытается наладить с ним добрые отношения.
кадры из фильма «Служили два товарища»
Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким
Почему в фильме «Служили два товарища» осталась лишь треть снятых с Владимиром Высоцким сцен? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1920 год. Красноармеец Андрей Некрасов, в прошлом фотограф, получает задание снять с аэроплана расположение вражеских орудий и подразделений в районе Перекопа с помощью кинокамеры. Разжалованный командир роты Иван Карякин должен ему помогать и одновременно присматривать, так как Некрасов рос в семье чуждого элемента — священника.
Во время выполнения задания аэроплан терпит крушение. Герои попадают в плен то к махновцам, то к красным. И те, и другие хотят их расстрелять. Однако случай позволяет им вернуться в свою часть. Отснятый материал оказывается бракованным. Тогда Некрасов по памяти рисует вражеский бастион. Но предстоит проверить правдивость его информации.
С человеческим лицом
В советское время существовала традиция приурочивать премьеру тематического фильма к какому-либо масштабному историческому юбилею. «Служили два товарища» готовили к 50-й годовщине Октябрьской революции. Поскольку октябрь 1917-го неразрывно связан с последующей Гражданской войной, режиссер Евгений Карелов решил посвятить кино наступательной операции войск Южного фронта РККА против армии генерала Врангеля. Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны, привел к занятию Крыма Красной армией в 1920-м. В связи с тем, что сценарий писали люди с богатой школой жизни, 10 лет проведшие в ГУЛАГе, признанные и свободно мыслящие авторы Юлий Дунский и Валерий Фрид, кино получилось совсем не о красных и белых, а о соотечественниках, оказавшихся по разные стороны баррикад. А главное — о дружбе персонажей Олега Янковского и Ролана Быкова. Нетипичная история для советских кинокартин, в которой есть трагизм и юмор одновременно.
Евгений Карелов
Если в литературе, например у Михаила Булгакова, многомерно изображены судьбы офицеров царской армии, то в советском кино до определенного периода их рисовали карикатурными негодяями. А в сценарии Дунского и Фрида поручик Александр Брусенцов в исполнении Владимира Высоцкого — человек смелый, умный, вояка, лишившийся Родины. Это смущало цензоров и сказалось на финальном монтаже ленты.
Большая удача
Актера тогда еще Саратовского театра драмы Олега Янковского с его аристократической внешностью сначала пригласили на роль Брусенцова. Но когда режиссер увидел его воочию, сказал: «Этого мы Врангелю не отдадим, сыграет Андрея Некрасова». Брат Олега, Ростислав, актер минского театра имени М. Горького, исполнил роль белогвардейского полковника. Ролан Быков попал в картину без кастинга. Хотя в его внешности не видели ничего героического, режиссеру удалось его отстоять. Все знали, что с образом Карякина он справится, и понимали: поможет начинающему Янковскому, которому на деле улыбнулась удача. Первая его роль в кино — холеный Генрих Шварцкопф в фильме Владимира Басова «Щит и меч». А в этой ленте он в совсем другом амплуа.
Владимира Высоцкого на роль Брусенцова утверждали мучительно долго. Многие считали, что зрители, давно слушавшие голос кумира на магнитной ленте, решат, что в кино прозвучат его песни, их ожидания будут обмануты, и картина от этого проиграет. Евгений Карелов отстаивал актера перед каждым начальником в отдельности. В результате попросил помочь известного мэтра Михаила Ромма, и всё получилось.
Благодаря Высоцкому первую свою роль в кино в этой ленте получил Вениамин Смехов. Владимир Семенович пригласил сценаристов в Театр на Таганке, а после спектакля во время беседы сказал: «Вот со стороны красных есть два товарища, а у меня, беляка, товарища нет! Надо бы прописать!» В этот момент рядом появился Смехов. Высоцкий продолжил: «Вот Веня его и сыграет». Так в сценарии появился персонаж барон Краузе. В ленте есть еще одна актриса театра на Таганке — Алла Демидова, ставшая в кадре внутренне надломленным комиссаром.
В роли командира полка внес в фильм комедийные нотки Анатолий Папанов.
Ия Саввина
Ия Саввина сыграла кроткую сестру милосердия Сашу, нашедшую в лице Брусенцова родственную душу.
Все, кто смотрел фильм, помнят маленький эпизод, где пьяный офицер в исполнении Николая Бурляева гордо проходит по коридорам гостиницы, распахивает дверь номера и получает пулю в лоб. Ради эпизода актер не собирался ехать на съемки, но узнав, что на площадке встретится с Высоцким, согласился сниматься.
Поучаствовал в кинопроцессе и сценарист Валерий Фрид. Сыграл полкового доктора. На деле он попытался сыграть собственного отца, который в Гражданскую был военврачом, а потом возглавил Белорусский институт микробиологии и эпидемиологии.
Печаль кумира
Киносъемки начались в поселке Суворово Одесской области. Потом группа выехала на Азовское побережье Крыма, где татаро-турецкая крепость, названная Арбатской, в кадре стала перекопскими укреплениями. Там по сюжету оборонялись войска Врангеля во время штурма красноармейцев. Рядом в тех же краях сняли сцену гибели Некрасова.
Алла Демидова
В один из вечеров сценаристы рассказали Высоцкому, что имя его персонажа не случайно. Был у них в лагере товарищ, бывший лейтенант, смелый парень Александр Никитич Брусенцов. Назвав так героя в сценарии, они хотели подать ему знак, надеялись, что откликнется, если жив. Но позже выяснилось, что парень сгинул в тюрьмах.
Отвернулась удача и от Владимира Семеновича. Он отдавал всего себя роли. Даже отказался от дублера. Сам падал с корабля в ледяную воду в сцене самоубийства. Тщательно готовился к эпизоду объяснения в любви персонажу Ии Саввиной, который был снят на крупных планах и получился пронзительным до мурашек. Но эту сцену и многие другие, где его герой характеризуется с положительной стороны, безжалостно вырезали из фильма. Цензоры сочли, что, оставь они их, белогвардейский поручик в исполнении барда — кумира миллионов — вызвал бы не меньшую симпатию, чем Некрасов. Поэт был глубоко уязвлен тем, что режиссер не отстоял отснятый с его участием материал. Кроме того, Карелов часто отсутствовал на обсуждениях, так как параллельно снимал другое кино — глуповатую комедию «Семь стариков и одна девушка». Высоцкий с грустью говорил, что в фильме осталась только треть кадров с ним, надеясь, что по этим крохам можно сделать вывод о том, что его герой был патриотом.
К юбилею Октябрьской революции картину не успели доработать. Премьера состоялась спустя год, осенью 1968-го. И благодаря актерскому тандему и попытке показать будни Гражданской войны без прикрас смотрится и сегодня на одном дыхании.
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА».
…Гражданская война. Крым. В руки красноармейцев попадает трофейный киноаппарат — новенький французский «Патэ». Штаб решает использовать этот случай для аэросъёмки местности. Командир полка (А. Папанов) вручает кинокамеру красноармейцу Некрасову (О. Янковский): «Кино — это большое дело! Кино! „Женщину-вампира“ видел? „Сказки любви роковой“… Сидишь и обмираешь… Но мы с тобой будем снимать совсем другое. У меня какая идея. Заснять всех наших красных героев, их революционную доблесть и славу».
Служили два товарища
И Некрасов вместе с «приставленным» к нему красноармейцем Карякиным (Р. Быков), недавно разжалованным за неуважение к воинской дисциплине, полетит на аэроплане в разведку, а потом будет снимать красных героев, торжественный парад и стремительные атаки.
Роль Некрасова — одна из самых любимых у Олега Янковского. О том, как создавался образ красноармейца, он рассказывал: «Что же за человек был этот хроникёр гражданской войны, её безымянный летописец? Я представил его молчаливым, застенчиво-сдержанным, неуклюжим. Я придумал ему „легенду“. Он воспитывался в семье священнослужителя — об этом сказано одной строкой в сценарии.
Некрасов в детстве был предоставлен самому себе, много читал, думал, мечтал о прекрасном. Я представил себе семью небогатого дьячка, которая приняла мальчика, оставшегося без родителей… Я представил нехитрую библиотеку, в которой было, однако, десятка полтора настоящих книг, я представил первые сеансы загадочного „синема“, так поразившего воображение юноши.
Служили два товарища
Он рос в мире романтических иллюзий и книжных идеалов. И вот такой мягкий, замкнутый, немного не от мира сего юноша попадает в конкретное, сложное, кипящее время. Некрасов пришёл в революцию не потому, что до конца понимал её цели и смысл — это случилось позже. Мы привыкли считать, что мужеством обладают лишь те, кто в детстве и юности прошёл суровую школу.
Ролан Быков — Служили два товарища
Но это не так — мужеством обладают те, кто обладают мужеством… И сплошь и рядом душевную стойкость, отвагу, презрение к компромиссам обнаруживают именно люди такого склада, как мой Андрей Некрасов… Мне было обидно, что Андрей Некрасов погибал. Я нафантазировал замечательное будущее для него. Он мог бы стать одним из родоначальников революционного советского киноискусства — у него была гражданская позиция, свежесть и неординарность взгляда на мир, фундаментальность внутренней культуры. Но он погиб».
«Служили два товарища в однем и тем полке» — такую когда-то пели песню. Два товарища — это Некрасов и Карякин. Некрасов — интеллигентный, мягкий, полный спокойной доброжелательности к людям. Таким он описан в сценарии. Таким его и сыграл Янковский.
Служили два товарища
Карякин — натура иного плана. Горяч, подозрителен, скор на расправу. Был командиром роты, разжаловали в рядовые за то, что расстрелял «военспеца» — и расстрелял, наверное, зря, как спустя несколько дней едва не расстреляли его самого.
Но это ничему не научило Карякина. Уж, кажется, он имел возможность убедиться в смелости Некрасова, только что сам его хвалил: «Ты мужик геройский, пролетарского поведения», а вот случилась у Некрасова неприятность, не сумел он снять на плёнку вражеские укрепления — и Карякин уже себя не помнит от гнева: «…разрешите обратиться. Некрасов беспартиец, происхождением чуждый, вёл злые разговоры против революции, и эту плёнку он нарочно загубил».
Быков играет свою роль легко, озорно, весело! Кепчонка по самые брови, манеры и говорок паренька с городской окраины. Он полон оптимизма и неунывающей деловитости. Ему говорят: «Мотор заглох», — а он, не раздумывая: «Почему? Чини!» (А мотор заглох у аэроплана, и какое уж тут «чини», когда через секунду машина врежется в землю!) Его ведут расстреливать, а он простодушно: «Опять расстрелять. Это сколько же можно».
Служили два товарища
Очень интересный герой получился у Быкова. Киновед И. Левшина отмечает: «Ролан Быков сыграл Ивана Карякина, тульского слесаря, красного бойца, фанатика мировой революции, показав в нём и величие и мелкость, и прозорливость фанатизма и тугодумие невежества, и все сметающую страсть и крестьянскую расчётливость».
Тем не менее образ Карякина долгие годы ставился в вину артисту. Начальство спрашивало: «Он положительный или отрицательный?»
Запомнился в этом фильме и мужественный герой Владимира Высоцкого. Актёр с большой психологической достоверностью создаёт образ кавалерийского поручика Брусенцова — белогвардейца, врага, но храброго и честного перед самим собой, по-своему верного присяге.
Брусенцов с трудом успевает добраться до переполненного эмигрантами последнего корабля, уходящего из Крыма. Он уже не думает о спасении коня, которому был обязан своей жизнью. Обезумевшее животное бросается в море за своим хозяином.
Служили два товарища
«Брусенцов гибнет потому, что видит, что Россия идёт совсем не тем путём, который он выбрал для себя, — объяснял Высоцкий. — А он служил своему белому делу преданно до самого конца. Он смелый человек, способный, талантливый.
Если бы он не оказался по ту сторону баррикад, он принёс бы много пользы. Только в самом конце фильма он понял, что он теряет Родину, уплывая за границу. Он понял, что Россия пойдёт по-другому. А вместе с Родиной он теряет жизнь свою. Он стреляется. Как отчаявшийся человек, опустошённый, он пускает себе пулю в рот.
Меня спрашивают: «Что он, из-за лошади застрелился?» Ну конечно, нет. Хотя лошадь тоже жалко. Она остаётся. Но он застрелился из-за своей опустошённости полной, отчаяния».
Служили два товарища
Да, судьба Брусенцова полна трагизма. В то же время ряд сцен авторы фильма решают в ироническом ключе. Так, бегство главных героев, Некрасова и Карякина, из махновского плена происходит в подчёркнуто замедленном темпе.
Через весь лагерь на глазах у бандитов один другого ведёт под прицелом ружья, захваченного у «снятого» ими часового. Пленники медленно садятся в тачанку. И тут сценаристы настаивали на том, чтобы Карякин с товарищем хлестнули лошадей и тачанка понеслась бы так, чтобы за ней невозможно было угнаться.
Ролан Быков возражал: в «вестерне по-русски» тачанка должна поначалу ехать медленно, и настоял на своём. Когда смотрели отснятый материал, в зале раздался смех, едва тачанка медленно тронулась с места и, не торопясь, покинула бандитский лагерь.
Служили два товарища
Потом, конечно, началась бешеная погоня с выстрелами и со всем тем, что в таких случаях полагается.
Картина «Служили два товарища» заканчивается старой кинохроникой. Авторы словно бы возвращают своего погибшего героя в строй, в те колонны солдат, которые в памятное утро 7 ноября 1920 года праздновали третью годовщину революции, ещё не зная, что им суждено взять Перекоп. Многие из них погибнут во время штурма, умрёт и Некрасов, но все они оживут в этой плёнке, уже неподвластные времени.
В одном из интервью 2004 года Олег Янковский сказал: «Я очень люблю эту картину, она не стареет, мудрая такая, чистая». С этими словами трудно не согласитьcя