служебный этикет в жизни курсантского коллектива

Тема 17. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ В ЖИЗНИ КУРСАНТСКГО КОЛЛЕКТИВА

1. В соответствии с приказом МВД РФ от 24.12.2008 г. № 1138, какие качества необходимо проявлять в отношении с коллегами?

А) простоту и скромность;

Б) умение искренне радоваться успехам сослуживцев;

В) препятствовать успешному выполнению ими трудных поручений;

Г) верны все ответы кроме В*

Б) особую учтивость;

В) грубость на службе и в повседневной жизни*;

А) грубых шуток и злой иронии*;

Б) норм литературного языка;

В) эпитетов, гипербол и метафор;

Г) все ответы верны

А) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера*;

Б) приветствие, изложение замечаний в корректной и убедительной форме;

В) высокомерный тон, грубость, заносчивость*;

Г) выслушивание объяснений или вопросов граждан

А) в позитивном эмоционально-нравственном состоянии;

Б) в высоком моральном духе группы;

В) в высокой мотивационной готовности к выполнению служебных задач;

Г) все ответы верны*

6. Какие действия недопустимы для курсантов?

А) обсуждение приказов командира*;

Б) распространение слухов и иной непроверенной информации*;

В) объективное отношение к коллегам;

Г) проявление искренности, дружелюбия, доверия

7. Какую форму не следует носить курсанту?

В) плохо отглаженную*;

Г) хорошо подогнанную

А) передавать служебное удостоверение другим лицам*;

Б) носить служебное удостоверение в барсетке*;

В) поддерживать образцовый внешний вид;

Г) демонстрировать строевую выправку

А) проявлять бдительность и воздерживаться от публичных высказываний*;

Б) избегать представителей средств массовой информации;

В) публично выражать свое мнение относительно деятельности государственных органов;

Г) разглашать конфиденциальные сведения

А) относиться к каждому курсанту как к личности, признавая за каждым право иметь собственное профессиональное мнение*;

Б) устанавливать неравномерную служебную нагрузку на личный состав;

В) распускать сплетни, слухи в коллективе;

Г) организовывать выработку и реализацию мер по созданию конфликтных ситуаций

Источник

Служебный этикет в жизни курсантского коллектива

Основные составляющие внешней культуры курсанта (слушателя). Влияние внешней культуры на внутреннюю культуру личности.

Этикет как средство укрепления учебной и служебной дисциплины.

Этикетные нормы общения курсантов с младшими командирами и офицерами курса, факультета.

Этикет на учебных занятиях и при общении курсантов с преподавателями вне учебных аудиторий.

Требования этикета при разводе на занятия, инструктаже и подведении итогов.

Чествование отличников учебы, лучших спортсменов, именинников в учебных взводах и на курсе.

Нормы общения курсантов – юношей и курсантов – девушек.

Деятельность самодеятельных курсантских организаций и курсантов, находящихся на общественных должностях.

Элементы этикета в содержании и форме, наглядной агитации взвода, курса, факультета, оформлении интерьера служебных помещений.

Требования к внешнему виду курсантов и порядку в аудиториях.

Нарушения норм служебного этикета в курсантских подразделениях и поведении отдельных курсантов, их причины и пути предотвращения.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по всему курсу

1. Этикет: его структура и сущность.

2. Этикет служебный и этикет общегражданский: тождество и различия.

3. Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (Указ Президента РФ, 2002 г.).

4. Функции служебного этикета в ОВД.

5. Значение и особенности служебного этикета сотрудников ОВД.

6. Взаимосвязь служебного этикета и культуры поведения сотрудника ОВД.

7. Этикетные нормы и принципы в Присяге сотрудника ОВД.

8. Этикетные нормы и принципы в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9. Служебный этикет: его исторические корни и современность.

10. Роль культуры и искусства в формировании этикетных норм поведения.

11. Этикетные правила взаимоотношений начальника и подчиненного в служебном коллективе ОВД.

12. Этикетные правила общения сотрудника ОВД с должностными лицами и гражданами при выполнении служебных обязанностей.

13. Правила обращения сотрудника ОВД с правонарушителями (задержанными).

14. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД при посещении им квартир (жилья) граждан.

15. Правила приема граждан сотрудником в органе (подразделении) внутренних дел.

16. Правила воинской вежливости и отдания чести.

17. Этикетные правила поведения за столом.

18. Специфика служебного этикета в работе участкового инспектора.

19. Специфика служебного этикета в работе сотрудника уголовного розыска.

20. Специфика служебного этикета в оперативно-розыскной работе.

21. Специфика служебного этикета в административной работе.

22. Современные требования к моральному облику сотрудника ОВД.

23. «Золотое правило нравственности» и его проявление в культуре поведения сотрудников.

24. Влияние духовности и нравственной культуры сотрудника ОВД на соблюдение им правил служебного этикета.

25. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД в общественных местах.

26. Этикетные правила поведения руководителя в ОВД.

27. Культура речи и внешний вид сотрудника ОВД.

28. Этикетные нормы ведения телефонных переговоров.

29. Этикетные нормы ведения служебной (деловой) переписки.

30. Этикетные нормы поведения на служебных (деловых) совещаниях.

31. Нравственные основы служебного этикета в органах внутренних дел.

32. Требования к внешнему виду сотрудников ОВД.

33. Особенности служебного этикета в общении с иностранными гражданами.

Перечень тем деловых игр

1. Этикет в общении начальника и подчиненного (тема № 5).

2. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел (тема № 7).

Примерный тематический план дисциплины «Служебный этикет»

Номер темыНазвание разделов и темВсего часов по рабочему плануВсего аудиторных часовВ т.ч. лекцийВ т.ч. семинаровВ т.ч. практических занятийВ.т.ч.деловых игр
1.Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
2.Служебный этикет в традициях и ритуалах
3.Воинская вежливость как отражение служебного этикета
4.Культура устной и письменной речи сотрудников ОВД
5.Этикет в общении начальника и подчиненного
6.Этикет в решении оперативно-служебных задач.
7.Этикетные нормы приёма граждан в органах внутренних дел
8.Поведение сотрудников ОВД в общественных местах
9.Служебный этикет в жизни курсантского коллектива
ИТОГО:

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1 Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19.09.2001 г.).

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138).

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979 г.).

4. Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885).

5. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел (приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120).

6.О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80).

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник.- М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. Учебное пособие:- М.: Издательство «Щит-М», 2009.

Воспитательная работа с личным составом в системе МВД РФ: Учебник/ Под общ. ред. проф. Кикотя В.Я. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

Дополнительная

1. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: научно-практическое издание – М.: «Щит-М», 2009.

2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в ОВД: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. (главы 6,15,20).

3. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава ОВД: Сборник материалов Всероссийского совещания. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3.2 Материально – техническое обеспечение изучения дисциплины

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Служебный этикет» необходимо использовать:

1. видеофильмы из хроники жизни вуза;

2.фрагменты кинофильмов из фондов кафедры;

3.учебные видеофильмы по сценариям кафедры;

4.экспозицию музея и Зала славы Университета;

6.бланки документов органов внутренних дел;

7.столовые приборы из имущества столовой Университета.

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Служебный этикет в жизни курсантского коллектива

Основные составляющие внешней культуры курсанта (слушателя). Влияние внешней культуры на внутреннюю культуру личности.

Этикет как средство укрепления учебной и служебной дисциплины.

Этикетные нормы общения курсантов с младшими командирами и офицерами курса, факультета.

Этикет на учебных занятиях и при общении курсантов с преподавателями вне учебных аудиторий.

Требования этикета при разводе на занятия, инструктаже и подведении итогов.

Чествование отличников учебы, лучших спортсменов, именинников в учебных взводах и на курсе.

Нормы общения курсантов – юношей и курсантов – девушек.

Деятельность самодеятельных курсантских организаций и курсантов, находящихся на общественных должностях.

Элементы этикета в содержании и форме, наглядной агитации взвода, курса, факультета, оформлении интерьера служебных помещений.

Требования к внешнему виду курсантов и порядку в аудиториях.

Нарушения норм служебного этикета в курсантских подразделениях и поведении отдельных курсантов, их причины и пути предотвращения.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по всему курсу

1. Этикет: его структура и сущность.

2. Этикет служебный и этикет общегражданский: тождество и различия.

3. Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (Указ Президента РФ, 2002 г.).

4. Функции служебного этикета в ОВД.

5. Значение и особенности служебного этикета сотрудников ОВД.

6. Взаимосвязь служебного этикета и культуры поведения сотрудника ОВД.

7. Этикетные нормы и принципы в Присяге сотрудника ОВД.

8. Этикетные нормы и принципы в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9. Служебный этикет: его исторические корни и современность.

10. Роль культуры и искусства в формировании этикетных норм поведения.

11. Этикетные правила взаимоотношений начальника и подчиненного в служебном коллективе ОВД.

12. Этикетные правила общения сотрудника ОВД с должностными лицами и гражданами при выполнении служебных обязанностей.

13. Правила обращения сотрудника ОВД с правонарушителями (задержанными).

14. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД при посещении им квартир (жилья) граждан.

15. Правила приема граждан сотрудником в органе (подразделении) внутренних дел.

16. Правила воинской вежливости и отдания чести.

17. Этикетные правила поведения за столом.

18. Специфика служебного этикета в работе участкового инспектора.

19. Специфика служебного этикета в работе сотрудника уголовного розыска.

20. Специфика служебного этикета в оперативно-розыскной работе.

21. Специфика служебного этикета в административной работе.

22. Современные требования к моральному облику сотрудника ОВД.

23. «Золотое правило нравственности» и его проявление в культуре поведения сотрудников.

24. Влияние духовности и нравственной культуры сотрудника ОВД на соблюдение им правил служебного этикета.

25. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД в общественных местах.

26. Этикетные правила поведения руководителя в ОВД.

27. Культура речи и внешний вид сотрудника ОВД.

28. Этикетные нормы ведения телефонных переговоров.

29. Этикетные нормы ведения служебной (деловой) переписки.

30. Этикетные нормы поведения на служебных (деловых) совещаниях.

31. Нравственные основы служебного этикета в органах внутренних дел.

32. Требования к внешнему виду сотрудников ОВД.

33. Особенности служебного этикета в общении с иностранными гражданами.

Перечень тем деловых игр

1. Этикет в общении начальника и подчиненного (тема № 5).

2. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел (тема № 7).

Примерный тематический план дисциплины «Служебный этикет»

Номер темыНазвание разделов и темВсего часов по рабочему плануВсего аудиторных часовВ т.ч. лекцийВ т.ч. семинаровВ т.ч. практических занятийВ.т.ч.деловых игр
1.Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
2.Служебный этикет в традициях и ритуалах
3.Воинская вежливость как отражение служебного этикета
4.Культура устной и письменной речи сотрудников ОВД
5.Этикет в общении начальника и подчиненного
6.Этикет в решении оперативно-служебных задач.
7.Этикетные нормы приёма граждан в органах внутренних дел
8.Поведение сотрудников ОВД в общественных местах
9.Служебный этикет в жизни курсантского коллектива
ИТОГО:

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1 Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19.09.2001 г.).

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138).

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979 г.).

4. Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885).

5. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел (приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120).

6.О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80).

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник.- М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. Учебное пособие:- М.: Издательство «Щит-М», 2009.

Воспитательная работа с личным составом в системе МВД РФ: Учебник/ Под общ. ред. проф. Кикотя В.Я. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

1. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: научно-практическое издание – М.: «Щит-М», 2009.

2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в ОВД: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. (главы 6,15,20).

3. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава ОВД: Сборник материалов Всероссийского совещания. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3.2 Материально – техническое обеспечение изучения дисциплины

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Служебный этикет» необходимо использовать:

1. видеофильмы из хроники жизни вуза;

2.фрагменты кинофильмов из фондов кафедры;

3.учебные видеофильмы по сценариям кафедры;

4.экспозицию музея и Зала славы Университета;

6.бланки документов органов внутренних дел;

7.столовые приборы из имущества столовой Университета.

Источник

Этикет общения в курсантском коллективе

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать.

Общение даёт возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлётах и падениях.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Умение общаться особенно важно для людей, занятых в сфере управления, следовательно, и для сотрудников милиции (их деятельность на 90 % состоит из общения с людьми). Поэтому курсантам (как будущим работникам милиции, как юристам) очень важно уметь правильно общаться, соблюдать культуру общения. Но перед тем как выходить работать «на землю», они должны научиться правильно общаться между собой, с курсовыми офицерами, с преподавателями.

Общение курсантов между собой.

Перед тем, как говорить об общении в курсантском коллективе, выясним, что представляет собой общение и каковы его слагаемые.

Общение состоится, если в нём участвует не менее двух человек:

(субъект) S >• А (адресат)

У одного из них должна появиться мысль, возникнуть в сознании предмет разговора, тема для обсуждения:

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

служебный этикет в жизни курсантского коллектива

Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора. Однако присутствие этих слагаемых ещё не является гарантией успеха общения. Чтобы общение было эффективным, необходимо знать, от чего это зависит, какие условия необходимо соблюдать собеседникам.

Существует несколько классификаций общения.

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

Но в первую очередь общение подразделяют на бытовое и деловое, т. е. общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей. Эти виды общения взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены. Иногда невозможно провести чёткую грань между ними. В полной мере эта взаимосвязь проявляется в курсантском коллективе (учебной группе). Бытовые, дружеские отношения тесно переплетаются с деловыми, субординационными, т. к. некоторые курсанты, товарищи по группе, одновременно являются командирами отделений или всей группы. И если в аудитории, во время отдыха или во время обеда курсанты общаются с ними как товарищи по группе, друзья, то во время построений или во время службы в наряде курсанты должны беспрекословно выполнять их приказы и распоряжения. А то иногда можно наблюдать такие сцены:

Идёт построение, командир группы даёт команду «Смирно!». Половина группы выполняет приказ, остальная же её часть продолжает заниматься своими делами, разговаривать в строю. На замечание командира она не реагирует, либо командир может услышать в ответ: «Да ладно, забей, мы тут вчерашний футбольный матч обсуждаем, нас там впереди не слышно!». Они говорят это командиру как другу и считают, раз они вчера вместе ходили на тот самый матч, значит, командир должен их понять. И совсем в это время они не думают о том, что командир, командуя строем, выполняет свою служебную обязанность, а они, разговаривая в строю, вредят своему другу, ведь он за несоответствующее выполнение своих служебных обязанностей получит взыскание от своего начальства. (И какими бы друзьями с командиром не были эти курсанты, можно не сомневаться, что это взыскание отразится и на них!).

Эти два примера показывают, что нельзя путать деловое общение с бытовым, дружеским. Не дал он тебе списать, ну не дай ему тоже в следующий раз, если уж ты такой злопамятный (хотя это качество совсем не украшает курсанта), но когда он назначен над тобой старшим при исполнении служебных обязанностей, ты обязан выполнять его требования.

Но как бы тесно эти два вида общения не были связаны в курсантском коллективе, попробуем разобраться каждом из них отдельно.

Чтобы получить удовольствие от общения, необходимо правильно, культурно вести разговор, придерживаясь определённых правил общения.

Разговор будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

1). Обоюдное желание вести разговор.

Иногда можно наблюдать такую ситуацию в учебной аудитории: один курсант сидит сосредоточенно повторяет какую-то тему к семинару либо решает практические задания, а другой что-то рассказывает ему про новый видеофильм. Расспрашивает, видел ли курсант этот фильм, советует посмотреть, делится впечатлениями.

Первый курсант даёт ему односложные ответы, тем самым показывая, что он занят и что у него нет никакого желания вести этот разговор. Могут быть и другие причины нежелания разговаривать с собеседником: хандра, усталость, недомогание. В таких случаях не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у него появится необходимость в общении.

2). Способность найти общий язык.

Здесь в качестве примера можно привести такую ситуацию: один из курсантов углублённо изучает какой-то предмет, например, экономику, он занимался этой наукой раньше, до поступления в Университет,а сейчас углубляет свои знания, поэтому естественно, что его знания в этой области гораздо шире и глубже, чем у других курсантов, которые изучают курс Основ экономической теории. Соответственно, им совершенно незнаком и непонятен тот научный язык экономики и те термины, которыми объясняется их товарищ. В данном случае нормального общения по выбранной теме не получится, так как курсанты просто не поймут своего товарища, а ему будет неинтересно общаться с остальными по этой теме, так как ему для общения нужен человек с таким же уровнем знаний, как и у него самого. Поэтому он должен либо прекратить разговор на эту тему, либо объяснить остальным курсантам интересующие их вопросы на доступном для них языке.

Похожая ситуация получится, если кто-то из курсантов будет разговаривать со своими гражданскими друзьями о праве, нормативно-правовых актах, методах криминалистики, военной топографии или ещё какой-нибудь специальной дисциплине, выражаясь юридическим языком, а не обычным литературным. Они просто будут плохо понимать друг друга.

3). Умение удачно выбрать тему.

Из всего этого следует, что, разговаривая с человеком, надо выбирать тему, которая будет интересна обоим собеседникам, так как иначе разговор вряд ли состоится. И уж, конечно, не стоит затрагивать неприятные для собеседника темы.

Из вышесказанного делаем вывод: успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Деловые отношения в курсантском коллективе являются субординационными, т. е. отношениями подчинения. В группе курсантов существует командир группы и три командира отделения, один из которых является заместителем командира группы (обычно это командир первого отделения). Курсанты по всем интересующим их вопросам могут обратиться к командиру своего отделения либо к командиру группы. Командир разрешает те проблемы курсантов, находящихся у него в подчинении, которые он может решить в силу предоставленных ему полномочий. Для решения вопросов, которые не относятся к его компетенции, он может обратиться за помощью к

руководству курса. И совсем необязательно курсантам для решения своим проблем идти самим «дружною толпою» к руководству курса, минуя при этом своего командира. (Можно представить себе, как будет выглядеть кабинет начальника курса, если туда нагрянут все курсанты для рассмотрения интересующих их вопросов.).

Самое явное проявление деловых, субординационных отношений в группе при построениях, когда командир непосредственно командует строем. Также хорошо эти отношения проявляются при назначении командиром курсантов в наряд. В этой ситуации командир должен проявлять такт, ему следует помнить (а лучше вести график) когда, куда и кого он ставил в наряд в последний раз. Иначе может случиться так, что одни курсанты в наряд ходят постоянно, другие же постоянно находят какие-то пути и способы, чтобы в них находить. Соответственно, и уважение в группе к ним теряется. Поэтому командиру следует строго следить за такими курсантами и не давать им увиливать от работы.

Командир должен быть примером для всей группы, хорошо учиться, а не получать высокие оценки за командирскую должность. Ко всем курсантам он должен относиться одинаково и не делать поблажек тем, кто ему наиболее симпатичен, или загружать работой тех, которые ему не нравятся. Также не должно быть такого явления, как «подхалимаж»: например, курсант предлагает довезти командира до дома на машине для того, чтобы тот не ставил его на следующий день в наряд и др.

Обратим особое внимание на культуру речи курсантов,которая является неотделимой частью культуры общения.

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся:

— богатство (разнообразие) речи,

— ясность и понятность,

— точность и правильность.

Как видно из данного определения, речевая культура не ограничивается только

понятием правильности речи. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.

А сейчас порассуждаем о том, какими же качествами должна обладать речь курсанта.

1). Богатство словарного запаса курсанта.

Курсанту необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли чётко и ясно. Исследователи считают, что активный словарь современного человека включает в себя примерно 8-12 тыс. слов. К сожалению, словарный запас некоторых курсантов чрезвычайно беден. До такой степени, что их хочется сравнить с Эллочкой-«людоедкой» из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, которая обходилась всего тридцатью словами в разговоре. Поэтому важно постоянно заботиться о расширении запаса слов, стараться использовать богатства родного языка. Ведь русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Очень много прекрасных слов о русском языке сказали отечественные писатели и поэты:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Также в русском языке, как ни в каком другом, существует огромное количество омонимов, синонимов, антонимов. Так что у курсантов есть такая возможность общаться на чистом русском литературном языке, а большинство из них её не используют. Курсантам не рекомендуется употреблять так называемые речевые штампы, так как они делают речь бедной и невыразительной. Это избитые, постоянно применяемые слова, словосочетания, фразы. Например, очень распространёнными стали выражения-штампы, как развернуть мероприятие, нацелить внимание на выполнение задач, в деле повышения успеваемости, ввиду отсутствия др. Они лишают речь простоты, живости, эмоциональности, снижают эффективность устного слова.

Такие слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. В качестве примера можно привести случай, когда курсанты, вместо того, чтобы слушать ответ своего товарища, посчитали, сколько раз он произнес «Ну вот. » (за десять минут стояния у доски он произнес «заветную» фразу 17 раз!).

Также многие курсанты любят говорить, что знают два языка: русский и матерный. Мало того, что гордиться тут уж точно нечем, надо стараться исключать из своей речи матерные слова, а «для связи слов в предложении» использовать не вышеобозначенные слова, а союзы, междометия, предлоги и другие вспомогательные части речи.

3). Ясность, понятность речи.

Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных терминов, иностранных слов, профессионализмов, неологизмов. Применение таких слов должно быть обязательно мотивировано. Поэтому курсант, употребляющий такие слова в своей речи (а употреблять их, а именно юридическую терминологию, должны все курсанты), должен сам хорошо знать их значение, уметь разъяснить их смысл. А то, например, отвечает курсант у доски на семинаре по истории государства и права. Сообщает всем, что в Англии источником права наряду со всеми прочими является судебный прецедент. Преподаватель просит объяснить его значение этого слова, а отвечающий не знает, что это такое, не может дать определения, сам не понимает значения этого слова, увидел в учебнике, повторил у доски и забыл. Поэтому, встречая незнакомый термин, следует найти ему объяснение в учебниках или словарях, а уж потом только использовать его в своей речи.

5). Правильность речи.

. Культура общения курсантов со старшими офицерами.

Общение курсантов со старшими офицерами (преподавателями и руководством курса) является деловым общением. Такое общение происходит в устной и письменной форме. Поговорим отдельно об отношениях курсантов с руководством курса и преподавателями.

Культура общения курсантов с руководством курса.

Общение курсантов с курсовым начальством происходит во время построений, проведения строевых подготовок или строевых смотров, проведения курсовых часов и при решении каких-либо проблем того или иного курсанта.

Во время построений начальник курса доводит до личного состава необходимую информацию, итоги службы в наряде или успеваемости и др. Такое общение можно назвать односторонним, так как курсанты только принимают информацию, а сами никакой информации начальнику не дают. После доведения информации начальник курса интересуется, не возникли ли у курсантов вопросы по поводу услышанного. Тогда курсанты могут задать вопросы, если таковые возникли, а начальник курса даёт на них исчерпывающий ответ.

При обсуждении всех этих вопросов в аудитории должно быть тихо; курсанты, желающие высказать своё мнение, не должны выкрикивать его с места, пытаясь перекричать других. Им следует попросить разрешения высказаться и только после полученного от начальника курса разрешения начать своё выступление.

Кроме устной формы общения с руководством курса, существует ещё и письменная. Это рапорты и объяснительные записки курсантов.

Рапорт пишется, когда курсанту нужно получить на что-то разрешение, либо сообщить о чём-то начальнику курса. Существует особая форма его написания. Чаще всего курсанты пишут рапорт на освобождение от занятий, службы в наряде или построений по каким-либо причинам. Многие курсанты при написании рапорта используют такие фразы, как мне нужно, я хочу, освободите меня от занятий, и указывают причину. Но рапорт это ещё не освобождение от занятий, а только просьба для такого освобождения, поэтому в рапорте должно обязательно присутствовать слово разрешите, а уж дальше курсант может высказать все свои соображения по поводу того, почему он не может быть на занятиях (на построении, в наряде) в то или иное время

Обратим внимание на общение курсантов с преподавателями.В основном такое общение проходит на лекциях, семинарских занятиях, деловых играх, научно-практических конференциях, диспутах, занятиях научного кружка, консультациях и т.д.

В качестве письменной формы общения курсантов с преподавателями выступают различные контрольные работы, рубежные контроли, практические работы, рефераты, курсовые, научные работы. Правила написания научных, курсовых работ, рефератов, устанавливают преподаватели.

Это основные моменты общения курсантов с преподавателями на занятиях. Также общение курсантов с преподавателями может проходить на конференциях, заседаниях кружков, во время консультаций…

Следует помнить фразу Черстерфилда об обращении:

— общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

— общая тема разговора;

— общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

И при всём этом должны соблюдаться правила общения, его культура. Причём в ответ на замечания относительно культуры их речи и общения они отвечают, что не собираются быть «ботаниками-интеллектуалами», говорят, что ведут себя естественно. А ведь ещё Ф. Ларошфуко подметил, что «юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы». Поэтому необходимо вести себя вежливо, культурно, быть этичным в обращении с людьми. Важно постигать культуру общения, она очень пригодится в жизни и в последующей работе. Ведь отличительная особенность от других солдата правопорядка это прежде всего умение этично общаться с людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *