слушать бунина жизнь арсеньева

Слушать бунина жизнь арсеньева

слушать бунина жизнь арсеньева

«Жизнь Арсеньева» — роман Ивана Бунина в пяти книгах, написанный во Франции. Большая часть произведения была завершена в 1929 году. Первые публикации отдельных глав начались в 1927 году в парижской газете «Россия». Через три года автор приступил к продолжению романа — заключительной части «Лика». Отдельной книгой «Жизнь Арсеньева» вышла в 1930 году (Париж, издательство «Современные записки»). Первое полное издание романа выпустило нью-йоркское издательство имени Чехова (1952).

В 1933 году Бунину — первому из русских литераторов — была присуждена Нобелевская премия; это признание, по мнению писателя, было связано прежде всего с романом «Жизнь Арсеньева»

В романе, являющемся, по определению Владислава Ходасевича, «автобиографией вымышленного лица», запечатлены многие факты и подробности из жизни самого Бунина. Исследователи установили, что Каменка, где родился и провёл младенческие годы Алексей Арсеньев, — это хутор Бутырки Елецкого уезда. Батурино напоминает имение Озерки, где жила его бабушка. Переезд юного Арсеньева в город и проживание у чужих, неласковых людей — явный отголосок воспоминаний о жизни Бунина в Ельце у мещанина Бякина и учёбе в местной гимназии. Прототипом домашнего наставника Баскакова является учитель Ромашков. Брат Георгий в романе — это брат Юлий в жизни: он, как и его прообраз, стал народовольцем и действительно был арестован.

Несколько глав книги посвящены описанию первой полудетской влюблённости юного Алексея: его избранницей стала молоденькая девушка по имени Анхен. Её прототипом была гувернантка соседей Эмилия. Разойдясь — по сюжету романа — в юности, реальные герои встретились спустя десятилетия; как вспоминала Вера Николаевна Бунина-Муромцева, Эмилия, уже пополневшая, постаревшая, в 1938 году пришла на выступление писателя в Ревеле.

Источник

Жизнь Арсеньева

Иван Бунин

Жизнь Арсеньева Иван Бунин

в 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В Харькове я сразу попал в совершенно новый для меня мир. В числе моих особенностей всегда была повышенная восприимчивость к свету и воздуху, к малейшему их различию. И вот первое, что поразило меня в Харькове: мягкость воздуха и то, что света в нем было больше, чем у нас. Я вышел из вокзала, сел в извозчичьи сани, — извозчики, оказалось, ездили тут парой, с глухарями-бубенчиками и разговаривали друг с другом на вы, — оглянулся вокруг и сразу почувствовал во всем что-то не совсем наше, более мягкое и светлое, даже как будто весеннее. И здесь было снежно и бело, но белизна была какая-то иная, приятно слепящая. Солнца не было, но света было много, больше во всяком случае, чем полагалось для декабря, и его теплое присутствие за облаками обещало что-то очень хорошее. И все было мягче в этом свете и воздухе: запах каменного угля из-за вокзала, лица и говор извозчиков, громыханье на парных лошадях бубенчиков, ласковое зазыванье баб, продававших на площади перед вокзалом бублики и семячки, серый хлеб и сало. А за площадью стоял ряд высочайших тополей, голых, но тоже необыкновенно южных, малорусских. А в городе на улицах таяло. глаза разбегались на эти улицы, казавшиеся мне совершенно великолепными, и на то, что окружало меня: после полудня стало совсем солнечно, всюду блестело, таяло, тополя на Сумской улице возносились верхушками к пухлым белым облакам, плывшим по влажно-голубому, точно слегка дымящемуся небу.

Мне очень стыдно в этом признаваться, но большая часть школьной программы по русской литературе прошла мимо меня. А объяснение этому довольное банальное – все из-за того, что она была «школьной». Я ненавидела школу всеми фибрами своей детской, а позднее и подростковой души. И к учителю по русской языку и литературе я испытывала приблизительно такие же чувства. Мне казалось, что то, что я вынуждена ходить в этот храм знаний – это некое наказание мне непонятно правда за какие грехи. При том, что уже тогда читала я много, запоями, все, что попадало под руку. Главный критерий был – чтоб не было связано со школой… И вот спустя 12 лет после ее окончания видимо пришло время заполнять пробелы…

И я несказанно рада, что читаю «Жизнь Арсеньева» именно сейчас. В школьные годы я бы проглотила этот роман только «потому что надо». А он не из этой оперы… Это не развлекательная литература. Это произведение нельзя читать так, что страницы плывут перед глазами, в погоне за тем, что же будет в конце.. Читаешь медленно, так как каждую страницу «примеряешь» на себя.. А было ли у меня такое? В каких-то местах вспоминаешь себя, задумываешься: ба, я думал это только я так/такой, а нет оказывается.

Итак, «Жизнь Арсеньева»… Если верить Википедии, то сам Бунин связывал присуждение ему в 1933 году Нобелевской премии по литературе именно с этим романом! И видимо не случайно – работу часто называют «вымышленной автобиографией Бунина». Если мы обратимся к биографии Бунина, мы найдем множество параллелей между им самим и Алексеем Арсентьевым.

Нам предстоит прожить с Алексеем 20 лет его жизни; пройти то, что принято называть «детство, отрочество, юность»… Главный герой романа родился в отцовском имении на хуторе Каменка, расположенном в средней полосе России. Самые ранние детские воспоминания мальчика связаны с бескрайними снежными полями — зимой и запахом трав — летом. Мне кажется, что любому, кто родился, жил или гостил в русской, украинской или белорусской деревне, понятны детские чувства главного героя. Как и он, я прекрасно помню своё детство в связи с запахами, звуками, красками, но очень мало помню из него окружавших меня людей. Хотелось безумно познавать окружающую действительность. А люди подождут.

«…Мир все расширялся перед нами, но все еще не люди и не человеческая жизнь, а растительная и животная больше всего влекли к себе наше внимание и все еще самыми любимыми нашими местами были те, где людей не было, а часами – послеполуденные, когда люди спали…»

Детство.Читая о первых годах жизни Алексея на хуторе, мне хотелось кричать «Да ведь это же я! Да ведь у меня же было точно так же!» Исследование темного и мрачного чердака, редис и огурцы прямо с грядки вместе с земелькой, полный двор котов и собак, тяга к рыцарским подвигам и мореходству, заученный до дыр «У Лукоморья дуб зеленый», первая встреча с потерей близкого человека, первый проблеск самого непонятного из всех человеческих чувств и, наконец, как логическое завершение первой поры детства, горечь уходящего лета перед учебным годом… Ну скажите, есть ли такие, кому все это неведомо?

В те периоды, когда повествование велось о детстве главного героя или при описаниях русской деревни, сердце сжимали какие-то несказанно-сладкие и горестные чувства. Читаешь и понимаешь, что все это было, но вновь уже никогда не возвратится… И беда не в том, что нет уже более тех мест или что не так просто взять и приехать туда.. Беда в другом.. В том, что ты уже не тот… Все уже воспринимается через призму опыта, возраста, расстояния… Вот и остаются только грусть и детские воспоминания, доверенные бумаге…

Отрочество. В этих главах мы наблюдает личностный рост главного героя, его эмоциональный переход от мальчика к парню…

«…Я быстро рос душевно и телесно. Я жил теперь уже не одними чувствами, приобрел некоторое господство над ними, стал разбираться в том, что я вижу и воспринимаю, стал смотреть на окружающее и на переживаемое мной до известной степени сверху вниз…»

Очень хорошо описаны годы учебы в гимназии и тоски по родному дому и близким. И снова я в очередной раз узнала в главном герое себя… Как будто Бунин писал с меня :))

«…Без конца шли эти дни среди классной скуки в гимназии, где я насильно узнавал все то, что будто бы было необходимо мне знать…»

«…Учился я легко; хорошо только по тем предметам, которые более или менее нравились, по остальным – посредственно, отделываясь своей способностью быстро все схватывать, кроме чего-нибудь уж очень ненавистного…»

А это буквально слово в слово о моей школе :))

«…Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казенно. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные, среди них выделялось несколько чудаков, над которыми, конечно, в классах всячески потешались, и два-три настоящих сумасшедших…»

В этот же период Алексея постигают первые разочарования в окружающих его людях. В первую очередь спадает с глаз пелена в отношении отца. Мальчик начинает понимать, что отец от безделья злоупотребяет алкоголем; что он разорился, но продолжает пускать пыль в глаза окружающему дворянству и раскидываться теми деньгами, что остались от залога дома; что у отца нет твердого мнения – его позиция по какому либо вопросу зависит от его настроения в этот момент и может меняться со скоростью света.

То же самое и в отношении окружающих. Алексей понимает, что их слова часто не вязались с делом, что одно чувство не редко сменялось другим, противоположным.

«…Они чаще всего только на словах были хороши: не мало в своем деле они просто разбойничали, «норовили содрать с живого и мертвого», обмеривали и обвешивали, как последние жулики, лгали и облыжно клялись без всякого стыда и совести, жили грязно и грубо, злословили друг на друга, чванились друг над другом, дышали друг к другу недоброжелательством и завистью походя, над дураками и дурочками, калеками и юродивыми, которых в городе шлялось весьма порядочно, потешались с ужасной бессердечностью и низостью, на мужиков смотрели с величайшим и ничуть не скрываемым презрением, «объегоривали» их с какой-то бесовской удалью, ловкостью и веселостью…»

Юность. Вот именно в эту пору симпатии к главному герою покинули меня. Первым звоночком к тому, что главный герой стал мне неприятен, послужил эпизод с его лошадью Кабардинкой, когда, проводив брата на станцию, он вернулся домой такой весь не в себе, что бросил взмыленную лошадь на двое, не накормил, не напоил ее, а утром обнаружил, что ее уже дворовые псы доедают!

Мне сложно понять его подход к жизни в тот период. Если ты видишь, что на твоих глазах обнищала твоя семья, развалилось некогда большое и богатое хозяйство, что ты будешь делать? Может быть, закатав рукава, примешься за работу? Любой нормальный человек так бы и сделала, но не Алешенька Арсеньев. Он ведет романтическое существование – ходит-бродит по лесам и по полям, мечтает, влюбляется, страдает, всеми мыслями стремиться вырваться из Батурина и ничего для этого не делает. Позднее ему все таки удается поехать к брату Николаю в Харьков и пока тот весь день на службе наш герой снова истаптывает мостовые, но теперь уже Харькова…

«…По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. Потом шел бродить, думать о прочитанном, о прохожих и проезжих, о том, что почти все они, верно, по своему счастливы и спокойны – заняты каждый своим делом и более или менее обеспечены, меж тем как я только томлюсь смутным и напрасным желанием писать что-то такое, чего и сам не могу понять, на что у меня нет ни смелости решиться, ни уменья взяться и что я все откладываю на какое-то будущее, а беден настолько, что не могу позволить себе осуществить свою жалкую заветную мечту – купить хорошенькую записную книжку…»

А главное оправдывать все негативные качества, что есть в тебе, тем, что ты похож на отца! Пффф, ну знаете ли… Понимать, что в кармане у тебя пусто, что тебе достали бесплатный билет до Севастополя, и фыркать типа я барин, я привык ездить в первом классе, а тут люди рабочие, с баулами, с курями и прочей домашней утварью едут на заработки! Когда в Орле в редакции Алексею дали работу и его посетили мысли «ах, я тут сижу, делаю недостойную меня работу», а подруга моя на катке, мне хотелось его хорошенечко стукнуть… Вообще стоит заметить, что все его любовные приключение оставили меня равнодушными – я не поверила ни в его чувства, ни в чувства барышень к нему… Как по мне, то все это было от скуки…

Очень точно сказала о нем Лика: «Неужели ты, правда, такой злой, гадкий? Не понимаю я тебя вообще. Ты весь из каких-то удивительных противоположностей!»

А сам Алексей, решив написать рассказ про молодое поколение разорившихся помещиков, описал их так: «…они неучи, бездельники, нищие, все еще думающие, что они голубая кровь, единственное высшее, благородное сословие…». Но это же слово в слово о нем! Но как видимо в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревна не заметно…

Замужняя подруга Николая тоже вызвала у меня недоумение – видите ли все говорили, что у нее слишком красивые холеные руки и она решила немного «подретушировать» их кислотой.

Подруга из Орла тоже та еще королева логики… После ночи, проведенной вместе, послать записку «не старайтесь больше меня видеть», а потом, когда он приехал, «она, увидав мое лицо, прижала обе руки к груди, уже нельзя было понять, чья любовь стала сильней, счастливей, бессмысленней, — моя или ее»… Женские образы в этом романе мне как-то не близки…

По поводу его отношений с Ликой. Как он изменился после того, когда понял, что теперь уже она его любит и ревнует.. Да, как меняются люди едва почувствовав, что имеют над вами какую-то власть! Не зря ведь говорят, что человек познается по тому, как он относится к животным, к подчиненным и тем, кто находится в его власти. Ее лишал всех радостей жизни, все ее мечты и желания называл пошлостью, а сам себе ни в чем не отказывал. После его измен Лике, вечных приездов-отъездов он стал мне еще более омерзителен! А потом он еще удивляется, почему это она в нем разочаровалась. Удивительнее для меня то, что в нем вообще находили женщины, чем они там очаровывались!

Маленький Алеша Арсеньев был хорошим, подающим надежды парнем, а после 18 лет болтался по жизни как известно что в проруби. Какой-то неприкаянный, потерянный, вечно всем и всеми недовольный. Может они, творческие люди, такие и есть. Не знаю, мне как-то ближе люди практичные, деловые, знающие чего они хотят от жизни.

Вот чувствуется, что роман написан человеком, которого обуяла тоска по родине. По описаниям того, как главный герой вспоминает свое детство, воспринимает русскую природу и т.п. он очень живо напомнил мне Набоковского Ганина из романа «Машенька». Мне кажется, я даже испытывала схожие чувства при чтении эти двух книг. Такая чувствуется в них тоска по Родине, которую можно пережить только зная, что она для тебя навсегда утеряна. И в памяти всплывают строки из «Машеньки»:

« —Вы как, любите Россию?
— Очень.
— То-то же. Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России — крышка. Там ее никто не любит. »

P.S. Когда я читала про то, как Алексей летом перед отъездом в гимназию поехал вместе с отцом на охоту и они прилегли отдохнуть в лесочке, именно так я представляла себе природу возле Батурина. Настоящий русский пейзаж.

Книга прочитана в рамказ 1-го тура игры Killwish.
4/30

Источник

слушать бунина жизнь арсеньеваНаша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, когда-то забытого, вычеркнутого из жизни, а ныне возрожденного, признанного миром – Ивана Алексеевича Бунина.
Бунин ушел от своей единственно любимой страны. Но ушел только внешне. Человек необыкновенно гордый и строгий, он до конца своих дней страдал по России и пролил по ней много скупых и скрытых слез в чужих ночах Парижа и Граса – слез человека, добровольно изгнавшего себя из отечества.
А ведь действительно, тогдашняя Россия “с бледными, как саван, овсами” щемила сердце предчувствием неизбежной беды, нищенством, сыростью, тяжким уделом. От этой России временами хотелось бежать без оглядки. Но не все решались на это. Бунин решился.
Для многих русских писателей, даже таких крупных, как Куприн, разрыв с родиной стал трагическим рубежом в их творчестве. Таланты беднели, скудели, оторванные от родной земли.

Не так было с Буниным. Он в период эмиграции создавал прекрасные произведения. И дело здесь не только в масштабе таланта, но и в том, что Бунин нерасторжимыми нитями был связан не с капиталистической Россией, а с Россией патриархальной, дворянско-крестьянской, пусть обреченной на слом, но тем не менее, оставшейся единственно милой и понятой, близкой его сердцу. Именно память о России питала его талант, именно ее он воспроизвел в “Жизни Арсеньева” с такой впечатляющей силой, одухотворенной страстной любовью к родной земле.

“Жизнь Арсеньева” часто называют автобиографическим романом, хотя Бунин никогда не соглашался с таким определением.
Прервавшаяся после революции связь с родиной усилила и обострила память и воображение художника. Лишенный непосредственных впечатлений о русской действительности, Бунин вспоминает свою жизнь мысленно, в “творческом сне”, возвращаясь на родину, воскрешая “горький и сладкий сон прошлого”.

В центре романа – личность, показанная в процессе непрерывного становления, внутреннего духовного обогащения. Это необычный рядовой человек, а художественно одаренная личность.
Неторопливо и внимательно прослеживает Бунин историю духовного созревания Алексея Арсеньева.

“Жизнь Арсеньева” – одно из замечательнейших явлений мировой литературы. К великому счастью, оно принадлежит в первую очередь литературе русской. В этой книге поэзия и проза слились воедино, создав новый удивительный жанр.
Всю жизнь Бунин искал счастье, писал о нем, томился о нем. Он нашел его в своей поэзии, в огромном мире прекрасного, который он подарил людям. Он много знал, любил, ненавидел, много трудился и ошибался, но всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью была Россия.

Источник

Жизнь Арсеньева

Иван Бунин

Жизнь Арсеньева» стоит в одном ряду великих шедевров русской прозы Толстого, Достоевского, Тургенева. Написанный на чужбине в эмиграции роман посвящен России.

В радиоверсию романа «Жизнь Арсеньева» включены поэтические произведения Ивана Бунина.

Жизнь Арсеньева Иван Бунин

в 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В Харькове я сразу попал в совершенно новый для меня мир. В числе моих особенностей всегда была повышенная восприимчивость к свету и воздуху, к малейшему их различию. И вот первое, что поразило меня в Харькове: мягкость воздуха и то, что света в нем было больше, чем у нас. Я вышел из вокзала, сел в извозчичьи сани, — извозчики, оказалось, ездили тут парой, с глухарями-бубенчиками и разговаривали друг с другом на вы, — оглянулся вокруг и сразу почувствовал во всем что-то не совсем наше, более мягкое и светлое, даже как будто весеннее. И здесь было снежно и бело, но белизна была какая-то иная, приятно слепящая. Солнца не было, но света было много, больше во всяком случае, чем полагалось для декабря, и его теплое присутствие за облаками обещало что-то очень хорошее. И все было мягче в этом свете и воздухе: запах каменного угля из-за вокзала, лица и говор извозчиков, громыханье на парных лошадях бубенчиков, ласковое зазыванье баб, продававших на площади перед вокзалом бублики и семячки, серый хлеб и сало. А за площадью стоял ряд высочайших тополей, голых, но тоже необыкновенно южных, малорусских. А в городе на улицах таяло. глаза разбегались на эти улицы, казавшиеся мне совершенно великолепными, и на то, что окружало меня: после полудня стало совсем солнечно, всюду блестело, таяло, тополя на Сумской улице возносились верхушками к пухлым белым облакам, плывшим по влажно-голубому, точно слегка дымящемуся небу.

Мне очень стыдно в этом признаваться, но большая часть школьной программы по русской литературе прошла мимо меня. А объяснение этому довольное банальное – все из-за того, что она была «школьной». Я ненавидела школу всеми фибрами своей детской, а позднее и подростковой души. И к учителю по русской языку и литературе я испытывала приблизительно такие же чувства. Мне казалось, что то, что я вынуждена ходить в этот храм знаний – это некое наказание мне непонятно правда за какие грехи. При том, что уже тогда читала я много, запоями, все, что попадало под руку. Главный критерий был – чтоб не было связано со школой… И вот спустя 12 лет после ее окончания видимо пришло время заполнять пробелы…

И я несказанно рада, что читаю «Жизнь Арсеньева» именно сейчас. В школьные годы я бы проглотила этот роман только «потому что надо». А он не из этой оперы… Это не развлекательная литература. Это произведение нельзя читать так, что страницы плывут перед глазами, в погоне за тем, что же будет в конце.. Читаешь медленно, так как каждую страницу «примеряешь» на себя.. А было ли у меня такое? В каких-то местах вспоминаешь себя, задумываешься: ба, я думал это только я так/такой, а нет оказывается.

Итак, «Жизнь Арсеньева»… Если верить Википедии, то сам Бунин связывал присуждение ему в 1933 году Нобелевской премии по литературе именно с этим романом! И видимо не случайно – работу часто называют «вымышленной автобиографией Бунина». Если мы обратимся к биографии Бунина, мы найдем множество параллелей между им самим и Алексеем Арсентьевым.

Нам предстоит прожить с Алексеем 20 лет его жизни; пройти то, что принято называть «детство, отрочество, юность»… Главный герой романа родился в отцовском имении на хуторе Каменка, расположенном в средней полосе России. Самые ранние детские воспоминания мальчика связаны с бескрайними снежными полями — зимой и запахом трав — летом. Мне кажется, что любому, кто родился, жил или гостил в русской, украинской или белорусской деревне, понятны детские чувства главного героя. Как и он, я прекрасно помню своё детство в связи с запахами, звуками, красками, но очень мало помню из него окружавших меня людей. Хотелось безумно познавать окружающую действительность. А люди подождут.

«…Мир все расширялся перед нами, но все еще не люди и не человеческая жизнь, а растительная и животная больше всего влекли к себе наше внимание и все еще самыми любимыми нашими местами были те, где людей не было, а часами – послеполуденные, когда люди спали…»

Детство.Читая о первых годах жизни Алексея на хуторе, мне хотелось кричать «Да ведь это же я! Да ведь у меня же было точно так же!» Исследование темного и мрачного чердака, редис и огурцы прямо с грядки вместе с земелькой, полный двор котов и собак, тяга к рыцарским подвигам и мореходству, заученный до дыр «У Лукоморья дуб зеленый», первая встреча с потерей близкого человека, первый проблеск самого непонятного из всех человеческих чувств и, наконец, как логическое завершение первой поры детства, горечь уходящего лета перед учебным годом… Ну скажите, есть ли такие, кому все это неведомо?

В те периоды, когда повествование велось о детстве главного героя или при описаниях русской деревни, сердце сжимали какие-то несказанно-сладкие и горестные чувства. Читаешь и понимаешь, что все это было, но вновь уже никогда не возвратится… И беда не в том, что нет уже более тех мест или что не так просто взять и приехать туда.. Беда в другом.. В том, что ты уже не тот… Все уже воспринимается через призму опыта, возраста, расстояния… Вот и остаются только грусть и детские воспоминания, доверенные бумаге…

Отрочество. В этих главах мы наблюдает личностный рост главного героя, его эмоциональный переход от мальчика к парню…

«…Я быстро рос душевно и телесно. Я жил теперь уже не одними чувствами, приобрел некоторое господство над ними, стал разбираться в том, что я вижу и воспринимаю, стал смотреть на окружающее и на переживаемое мной до известной степени сверху вниз…»

Очень хорошо описаны годы учебы в гимназии и тоски по родному дому и близким. И снова я в очередной раз узнала в главном герое себя… Как будто Бунин писал с меня :))

«…Без конца шли эти дни среди классной скуки в гимназии, где я насильно узнавал все то, что будто бы было необходимо мне знать…»

«…Учился я легко; хорошо только по тем предметам, которые более или менее нравились, по остальным – посредственно, отделываясь своей способностью быстро все схватывать, кроме чего-нибудь уж очень ненавистного…»

А это буквально слово в слово о моей школе :))

«…Три четверти того, чему нас учили, было ровно ни на что нам не нужно, не оставило в нас ни малейшего следа и преподавалось тупо, казенно. Большинство наших учителей были люди серые, незначительные, среди них выделялось несколько чудаков, над которыми, конечно, в классах всячески потешались, и два-три настоящих сумасшедших…»

В этот же период Алексея постигают первые разочарования в окружающих его людях. В первую очередь спадает с глаз пелена в отношении отца. Мальчик начинает понимать, что отец от безделья злоупотребяет алкоголем; что он разорился, но продолжает пускать пыль в глаза окружающему дворянству и раскидываться теми деньгами, что остались от залога дома; что у отца нет твердого мнения – его позиция по какому либо вопросу зависит от его настроения в этот момент и может меняться со скоростью света.

То же самое и в отношении окружающих. Алексей понимает, что их слова часто не вязались с делом, что одно чувство не редко сменялось другим, противоположным.

«…Они чаще всего только на словах были хороши: не мало в своем деле они просто разбойничали, «норовили содрать с живого и мертвого», обмеривали и обвешивали, как последние жулики, лгали и облыжно клялись без всякого стыда и совести, жили грязно и грубо, злословили друг на друга, чванились друг над другом, дышали друг к другу недоброжелательством и завистью походя, над дураками и дурочками, калеками и юродивыми, которых в городе шлялось весьма порядочно, потешались с ужасной бессердечностью и низостью, на мужиков смотрели с величайшим и ничуть не скрываемым презрением, «объегоривали» их с какой-то бесовской удалью, ловкостью и веселостью…»

Юность. Вот именно в эту пору симпатии к главному герою покинули меня. Первым звоночком к тому, что главный герой стал мне неприятен, послужил эпизод с его лошадью Кабардинкой, когда, проводив брата на станцию, он вернулся домой такой весь не в себе, что бросил взмыленную лошадь на двое, не накормил, не напоил ее, а утром обнаружил, что ее уже дворовые псы доедают!

Мне сложно понять его подход к жизни в тот период. Если ты видишь, что на твоих глазах обнищала твоя семья, развалилось некогда большое и богатое хозяйство, что ты будешь делать? Может быть, закатав рукава, примешься за работу? Любой нормальный человек так бы и сделала, но не Алешенька Арсеньев. Он ведет романтическое существование – ходит-бродит по лесам и по полям, мечтает, влюбляется, страдает, всеми мыслями стремиться вырваться из Батурина и ничего для этого не делает. Позднее ему все таки удается поехать к брату Николаю в Харьков и пока тот весь день на службе наш герой снова истаптывает мостовые, но теперь уже Харькова…

«…По утрам, пока брат был на службе, я сидел в публичной библиотеке. Потом шел бродить, думать о прочитанном, о прохожих и проезжих, о том, что почти все они, верно, по своему счастливы и спокойны – заняты каждый своим делом и более или менее обеспечены, меж тем как я только томлюсь смутным и напрасным желанием писать что-то такое, чего и сам не могу понять, на что у меня нет ни смелости решиться, ни уменья взяться и что я все откладываю на какое-то будущее, а беден настолько, что не могу позволить себе осуществить свою жалкую заветную мечту – купить хорошенькую записную книжку…»

А главное оправдывать все негативные качества, что есть в тебе, тем, что ты похож на отца! Пффф, ну знаете ли… Понимать, что в кармане у тебя пусто, что тебе достали бесплатный билет до Севастополя, и фыркать типа я барин, я привык ездить в первом классе, а тут люди рабочие, с баулами, с курями и прочей домашней утварью едут на заработки! Когда в Орле в редакции Алексею дали работу и его посетили мысли «ах, я тут сижу, делаю недостойную меня работу», а подруга моя на катке, мне хотелось его хорошенечко стукнуть… Вообще стоит заметить, что все его любовные приключение оставили меня равнодушными – я не поверила ни в его чувства, ни в чувства барышень к нему… Как по мне, то все это было от скуки…

Очень точно сказала о нем Лика: «Неужели ты, правда, такой злой, гадкий? Не понимаю я тебя вообще. Ты весь из каких-то удивительных противоположностей!»

А сам Алексей, решив написать рассказ про молодое поколение разорившихся помещиков, описал их так: «…они неучи, бездельники, нищие, все еще думающие, что они голубая кровь, единственное высшее, благородное сословие…». Но это же слово в слово о нем! Но как видимо в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревна не заметно…

Замужняя подруга Николая тоже вызвала у меня недоумение – видите ли все говорили, что у нее слишком красивые холеные руки и она решила немного «подретушировать» их кислотой.

Подруга из Орла тоже та еще королева логики… После ночи, проведенной вместе, послать записку «не старайтесь больше меня видеть», а потом, когда он приехал, «она, увидав мое лицо, прижала обе руки к груди, уже нельзя было понять, чья любовь стала сильней, счастливей, бессмысленней, — моя или ее»… Женские образы в этом романе мне как-то не близки…

По поводу его отношений с Ликой. Как он изменился после того, когда понял, что теперь уже она его любит и ревнует.. Да, как меняются люди едва почувствовав, что имеют над вами какую-то власть! Не зря ведь говорят, что человек познается по тому, как он относится к животным, к подчиненным и тем, кто находится в его власти. Ее лишал всех радостей жизни, все ее мечты и желания называл пошлостью, а сам себе ни в чем не отказывал. После его измен Лике, вечных приездов-отъездов он стал мне еще более омерзителен! А потом он еще удивляется, почему это она в нем разочаровалась. Удивительнее для меня то, что в нем вообще находили женщины, чем они там очаровывались!

Маленький Алеша Арсеньев был хорошим, подающим надежды парнем, а после 18 лет болтался по жизни как известно что в проруби. Какой-то неприкаянный, потерянный, вечно всем и всеми недовольный. Может они, творческие люди, такие и есть. Не знаю, мне как-то ближе люди практичные, деловые, знающие чего они хотят от жизни.

Вот чувствуется, что роман написан человеком, которого обуяла тоска по родине. По описаниям того, как главный герой вспоминает свое детство, воспринимает русскую природу и т.п. он очень живо напомнил мне Набоковского Ганина из романа «Машенька». Мне кажется, я даже испытывала схожие чувства при чтении эти двух книг. Такая чувствуется в них тоска по Родине, которую можно пережить только зная, что она для тебя навсегда утеряна. И в памяти всплывают строки из «Машеньки»:

« —Вы как, любите Россию?
— Очень.
— То-то же. Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России — крышка. Там ее никто не любит. »

P.S. Когда я читала про то, как Алексей летом перед отъездом в гимназию поехал вместе с отцом на охоту и они прилегли отдохнуть в лесочке, именно так я представляла себе природу возле Батурина. Настоящий русский пейзаж.

Книга прочитана в рамказ 1-го тура игры Killwish.
4/30

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *