слуховое и зрительное сосредоточение развивается на месяце жизни у ребенка

Слуховое и зрительное сосредоточение развивается на месяце жизни у ребенка

На первом году жизни ребенка происходит интенсивное развитие головного мозга, слуха и органов речи. По мере созревания головного мозга у ребенка развивается биологический слух (восприятие шума, звуков) и речевой слух (внимание к звукам речи окружающих). Процессы слухового восприятия играют важную роль в овладении речевыми навыками. Одновременно с развитием слуха у младенцев появляются голосовые реакции. В процессе гуления, лепета происходит интенсивное развитие артикуляторного аппарата.

В этот период у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, понимание речи. Таким образом, первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. Общение между ребенком и взрослым строится, в основном, на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов и с помощью речевых средств.

После года у ребенка отмечается быстрый рост запаса понимаемых слов. В активном словаре у малыша в 1 год3 месяца около 10-30 слов. Независимо от качества фонетического звукового оформления первых слов, у ребенка отмечается способность и интерес к подражанию облегченным словам. Появляются слова – предложения («би – би», подкрепленное указательным жестом – «мама, дай машинку»). В 1 год 6 месяцев ребенок понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, которые часто повторяются. Ребенок понимает изображения предметов и действий, обобщает предметы по существенным признакам. Активный запас слов полуторогодовалого ребенка составляет – 30-60 слов. Появляется фразовая речь. Облегченные слова начинают заменяться правильными. В возрасте 2 лет ребенок активно общается с взрослыми при помощи речи. Активный словарь насчитывает 200-300 слов. Появляются трехсловные предложения. Малыш начинает употреблять прилагательные и местоимения. Появляются вопросы «Что это?» Ребенок осваивает некоторые грамматические категории. Для двухлетнего ребенка вполне закономерным является несовершенство произносительной стороны речи. Характерно частое употребление облегченных слов, отсутствие многих звуков.

В 3 года активно продолжается накопление словарного запаса, который к этому возрасту уже насчитывает 1200-1500 слов. Ребенок может использовать простые и распространенные предложения. Употребляются почти все части речи (кроме числительных, деепричастий, причастий). Ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.

Произносительная сторона речи недостаточно сформирована. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

Одновременно с формированием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут отмечаться индивидуальные различия и расхождения по срокам появления тех или иных речевых единиц. На современном этапе изучения особенностей речевого развития детей раннего возраста, общепризнанным является положение о возможной задержке в сроках появления активной речи до 6 месяцев в пределах нормы.

Практические рекомендации родителям для стимуляции речевого развития детей раннего возраста.

Организация работы по уточнению понимания обращенной речи на первых порах может проводиться с наглядным подкреплением: говоря реплику, взрослый может активно использовать жесты, мимику. В последующем необходимо сокращать частоту и выразительность невербального подкрепления, стараться, чтобы ребенок при анализе звучащего слова, фразы ориентировался в большей степени именно на речь взрослого.

тренировка понимания названий близких людей из окружения ребенка:

Понимание названий окружающих предметов

Где молоток, тук –тук?

3.Понимание название игрушек.

4. Понимание названий частей тела, умений показать их по инструкции.

— Где глазки? Закрой глазки!

5. Тренировка понимания слов, обозначающих действия (понимания глаголов).

— Иди! Кушай! Спи! Дай! На!

-что ты делаешь? Играешь?

6. Тренировка понимания коротких фраз:

II. Стимуляция навыков экспрессивной речи (говорения)

Вызывание и закрепление у ребенка голосовых реакций по подражанию взрослому:

2. Элементарные звукоподражания:

Звукоподражания животных, птиц, игрушек.

Например, песенка машинки – «би – би». Инструкции: Где машинка, би-би? Покажи машинку, би-би! Как поет машинка? Взрослый показывает машинку и спрашивает ребенка: «Что это?».

Повторение слов, соотнесенных с определенными лицами, предметами,

Вызывание (конструирование) коротких фраз при выполнении коротких инструкций:

— Возьми ложку! (показывая на ложку)

В данных примерах видно, что взрослый либо употребляет в короткой фразе одно звукоподражательное слово, либо произносит короткую фразу с наглядным подкреплением предмета разговора. Ребенок может сначала пытаться договаривать фразу, начатую взрослым.

Хорошо зарекомендовал себя анализ картинки, на которой различные герои выполняют одно и то же действие. Взрослый, рассматривая с ребенком такую картинку, спрашивает ребенка:

— Что делает мышка? – Спит («мыка спит»)

И объектные вопросы:

— Кто спит? – Девочка («ляля»)

В дальнейшем проводится постепенное расширение активного словаря, фразовой речи.

Необходимо помнить, что на ранних этапах развития активной речи, в том числе и фразовой, родителям не следует беспокоиться о качестве звукового оформления слов высказывания и ругать ребенка за неразборчивость речи. Самым оптимальным решением является использование собственного речевого образца, когда взрослый повторяет высказывание, произнесенное ребенком с искажением звуко-слоговой структуры слов, четко выделяет слоговую структуру в чуть более медленном темпе.

Общие рекомендации по улучшению развития речевой практики детей.

Тренировка слухового внимания (при исключении зрительного контроля?)

— нахождение на картинке 2-3 предметов по предварительной инструкции (картинка показывается ребенку после произнесенной инструкции)

— найди на картинке зайку, ежика и лисичку.

— достань из коробочки мячик и веревочку.

2. Тренировка зрительного внимания.

2.1.Целесообразно использовать игры, связанные с запоминанием нескольких предметов (2-4) и последующим их нахождением в коробочке среди других предметов.

2.2. Большой интерес вызывает у детей игра «Что изменилось?». Взрослый предъявляет ребенку ряд из 3-4 игрушек (картинок), рассматривает их и называет совместно с ребенком. Затем через небольшой промежуток времени (ребенок закрывает глаза или отворачивается) взрослый убирает одну из игрушек и добавляет новую. Затем ребенок отвечает на вопросы «Кто убежал?» «Кто появился?»

3. Развитие мелкой моторики.

3.1.Данное направления работы реализуется в пальчиковых играх, в которых взрослый показывает образец выполнения упражнений и сопровождает упражнение стихотворением;

3.2. Полезны игры с различными типами застежек (молнии, пуговицы, кнопочки, шнуровки, липучки), выкладывание узоров из крупной мозаики. 3.3.Организация пальчикового бассейна с различными наполнителями (крупы, песок, бусинки), в которых ребенок отыскивает на ощупь маленькие предметы, способствует не только развитию мелкой моторики, но и формированию стереогностических навыков.

4. Формирование элементарных пространственных представлений.

4.1.Выполнение некоторых упражнений комплекса гимнастики по инструкции с опорой на образец выполнения взрослым.

— Подними ручки вверх,

— Разведи руки в стороны,

— Выстави ножку вперед и т.д.

4.2.Определение особенностей пространственного расположения частей тела у игрушек:

4.3. Определение направления движения предметов (игрушек): вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Данный вид работы лучше проводить в игре с движущимися игрушками (машинками, заводными фигурками). Сначала взрослый комментирует движения игрушек, которыми управляет ребенок, затем по инструкции задает движением игрушек («Машинка поедет назад», «Лягушка прыгнет вверх»).

5. Формирование представлений о величине предметов.

— Покажи большой мячик!

— Принеси маленькую чашечку!

— Спрячь маленький колокольчик!

5.2. Собирание предметов с учетом величины составных деталей (пирамидки, вкладыши, стаканчики, матрешки).

5.3. Выкладывание размерного ряда одинаковых картинок (например, ряд из 4 елочек: крошечной, маленькой, средней, большой).

6. Формирование элементарных количественных представлений (дифференциация понятий «один – много»).

— Вот один предмет. Вот много.

7. Подготовка органов речи к формированию правильного звукопроизношения.

6.1. Игры на развитие дыхания (мыльные пузыри, свистульки, поддувание фигурок, сделанных из фольги, бумаги)

6.2. Игры на развитие навыков голосоведения.

Имитация звукоподражаний животных, предметов с изменением высоты голоса (маленькие детеныши зовут мам – мамы зовут своих детенышей), силы голоса (машинка далеко – близко). Игра – соревнование «Чья песенка длинней», в которой взрослый вместе с ребенком соревнуются в возможности произнесения серии слогов на одном выдохе (задача произнести на одном выдохе большее количество слогов). Подчеркнутое интонирование слов с ярким коннотативным компонентом (оценочная лексика, междометия).

6.3. Выполнение базовых артикуляторных упражнений по подражанию (по возможности перед зеркалом).

— Надуй щечки (шарики надуваются).

— Улыбнись и покажи зубки (новенький заборчик).

— Вытяни губки трубочкой и подуй (слоненок).

— Поцокай язычком (лошадка скачет).

Необходимо отметить, что все приемы работы по развитию речевых умений и навыков детей раннего возраста должны носить только игровой характер и проводиться на фоне положительного эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым.

Источник

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

слуховое и зрительное сосредоточение развивается на месяце жизни у ребенкаРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Источник

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

РаздражителиРефлексы
Действие яркого светаГлаза закрываются
Шлепок по переносицеГлаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенкаГлаза закрываются
Поворот головы ребенка направоПодбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороныРуки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенкаПальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенкаПальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пяткеБольшой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвыКолено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом внизРебенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появленияРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5—6 месяцевХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
12 месяцевХодит, держась одной рукой

Восприятие

слуховое и зрительное сосредоточение развивается на месяце жизни у ребенка

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

слуховое и зрительное сосредоточение развивается на месяце жизни у ребенка

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *