слова передающие разочарование печорина в жизни

Причины хандры Печорина

«Герой нашего времени» — не просто первый психологический роман в России, но и настоящая «история души человеческой». М.Ю.Лермонтов в своем произведении неоднократно показывает поиски героя, его переживания, метания, разочарования. Главному герою, Григорию Александровичу Печорину, очень мешает собственный эгоизм и неправильное отношение к жизни и ее ценностям, что и приводит к скуке.

В главе «Бэла», при разговоре с Максимом Максимычем, Печорин откровенен, заявляя, что у него «несчастный характер». В этом монологе раскрываются многие стороны его загадочной личности и причины частой хандры. Он с горечью говорит о том, что часто является причиною несчастья других, а за что бы он ни начинал браться – всё быстро наскучивает и разочаровывает. Печорин упоминает о том, что ожидал новых впечатлений от Кавказа – но и здесь к нему снова явилась скука, а влюбленная в него красавица Бэла уже надоела ему. Печорин замечает:

«Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

В юные годы Печорин наслаждался жизнью исключительно благодаря деньгам, полагая, что все удовольствия можно только купить. «Лакеи и деньги» — вот то, что действительно необходимо, такова жизненная установка героя.

В окончании журнала Печорина, в главе «Княжна Мэри», снова представлен монолог героя. Читатель узнает, что все качества, присущие герою, сформировались еще в детстве от череды разочарований и болезненных моментов. Он признается в том, какое глубокое влияние оказало на него общество:

«Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…».

Непонимание обществом с самых ранних лет очень ранило героя, он признается, что его любовь к миру превратилась в ненависть ко всему.

Писатель, говоря о следующей встрече Печорина с Максимом Максимычем, намеренно подчеркивает их разное восприятие друг друга. Максим Максимыч, «бегущий было что есть мочи», хочет обнять Печорина изо всех сил, настолько был рад его снова увидеть. Но Печорин встречает его с довольно холодной улыбкой, лишь протягивая руку. «У каждого своя дорога…», — заявляет он ему на прощание. Так Лермонтов хотел показать то, насколько выше себя ставит Печорин в отношениях с Максимом Максимычем, что ему чуждо чувство привязанности к другому человеку.

Жесток и хладнокровен Печорин и в отношениях с женщинами, что тоже приводит к хандре и скуке, которые так часто одолевают его. Утраченный вкус к жизни он хочет найти в дикарке Бэле, намеренно влюбляет в себя княжну Мэри и беспощадно расстается с ней, слыша от бедной девушки в ответ: «Я вас ненавижу». С болью осознает Печорин потерю Веры только тогда, когда понимает, что больше никогда не увидит ее.

Герой не видит смысла в дружбе и честно признается, что не умеет дружить:

«…Мы сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».

Ему везде хочется быть лидером, подчинение или уступки кому-либо – совсем не по душе главному герою.

Под маской равнодушия и холодности Григорий Печорин стремился скрыть свою тонкую поэтическую натуру. Он по-прежнему остается для читателей загадочной личностью. Этот человек по-своему достоин сожаления, он не бесконечно положительный или отрицательный, в нем огромный спектр самых различных качеств. Но именно чувство хандры, усталости, разочарования в жизни придают личности героя еще больше трагичности и несостоятельности.

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источник

Тема: Анализ повести «Бела»

Цели: 1 ) Образовательная: в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера; 2)Развивающая: развить навыки анализа текста; 3) Воспитательная: воспитать уважение к культуре другого народа. Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение. Ход урока

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди­словии» к роману? (О цели написания своего произве­дения.)

3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»? («. это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»? («Довольно людей кормили сластями. »)

5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом? (На нравственные болезни современного ему общества.)

«Бэла» — первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказ». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабс-капитану. Мак­сим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Санкт-Петербурга и служившего под его началом.

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» (развитие связной устной речи).

2) От какого лица ведется повествование в повес­ти? (От лица штабс-капитана Максим Максимыча.)

4) Что привлекло Печорина в Бэле? (Красота, но визна впечатлений,)

5) Дайте подробную характеристику Бэле по с ле­дующим критериям:

— воспитание (семья горцев);

— роль традиций в ее жизни (велика);

— внешность (необыкновенно красива);

— отношение к Печорину (влюбилась в Печо­ рина) .

6) Охарактеризуйте жизнь горцев. (Сильна роль традиций, гордые люди, склонные к военным набегам, почитание родителей и др.)

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? (Печорин — светский человек, без определенного ук­ лада жизни, Казбич и Азамат — люди гор, живущие по законам горцев)

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу? («Любовь ди­карки немногим лучше любви знатной барыни», «мне с нею скучно».)

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч? («Только немножко странен»,)

Вопросы для анализа

Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описа­ния? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Величавые картины горной природы проникнуты ли­ризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жиз­нью и беспокойство Печорина.

Кроме того, мятежность и величественность кавказс­ких пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лер­монтовского героя, его гордый дух.

В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе про­тиворечивые качества. Характер Печорина остается загад кой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Ге­рой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина.

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри­совки образа героя:

— характеристика Печорина рассказчиком;

— действия и поступки Печорина;

— сопоставление Печорина с другими персонажами по­вести;

V. Домашнее задание.

Прочитать повесть «Максим Максимыч» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

VI. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

Источник

Слова передающие разочарование печорина в жизни

1.1. Какие нравственные проблемы затрагивает Печорин в своих размышлениях?

1.2. Как характеризуют Печорина его представления о любви и счастье?

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью предприятия.

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в не-возможности достигнуть цели, то есть конца.

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! он вовсе её не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слёз!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие — цодчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

2.1. Выберите другой фрагмент романа с участием Печорина. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.

2.2. Выберите другой фрагмент романа, в котором Печорин вольно или невольно вмешивается в жизнь других людей. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.

2.1. Одним из показательных фрагментов романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера главного героя является фрагмент погони за Верой. Оказывается, Печорин не всё может рассчитать, ему не чужды страсти и страдание. Именно поэтому он в безрассудстве загоняет лошадь, чтобы догнать уходящую любовь. Ему это не удается. Печорин словно сбрасывает с себя наваждение, давшее чувствам вырваться наружу, и возвращается в свой мир, в котором нет места искренним порывам.

2.2. Печорин не раз на страницах романа оказывается помехой в жизни других людей. В главе «Тамань» главный герой Лермонтова невольно разрушает отлаженную жизнь «честных контрабандистов», старухи и слепого. Печорин в погоне за собственной блажью не задумывается о последствиях, которые могут быть поворотными в судьбах окружающих. Раскаяние появляется в его голове лишь на долю секунды, а потом он безжалостно отметает от себя мысли об ответственности за принесённые им разрушения. «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих» — за этой фразой скрывается эгоизм и боль «лишнего человека».

1.1. Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов. Отсюда выведенные им нравственные принципы и ценности: 1) «из двух друзей всегда один раб другого»; 2) «… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»; 3) счастье — это «насыщенная гордость», а любовь — кратковременный порыв: «Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться…». В приведенном отрывке находим размышления героя об этих выведенных им нравственных принципах. Однако убеждение Печорина: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?», основанное на его нравственных принципах, оказывается неверным. Доказательство — факты из жизни самого Печорина, который все силы потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем говорит последняя дневниковая запись его.

1.2. Лермонтов создал первый в России психологический роман в русле народившегося и побеждавшего реализма, в котором существенную роль играл процесс самопознания героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает проверке на прочность все духовные ценности, выступающие внутренним достоянием человека. Такими ценностями в литературе всегда считались любовь, дружба, природа, красота.

Ощущая жизнь как банальность, Печорин тем не менее всякий раз надеется, что очередное любовное приключение освежит его чувства и обогатит его ум. Но разъедающий, скептический разум Печорина уничтожает непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимна, но непродолжительна; влюбленность в «ундину» остается без ответа, а влюбленную в него княжну Мери Печорин не любит сам. В конце концов власть над женщиной оказывается для него важнее, чем искренность чувства. Любовь превращается в игру, направляемую рассудком, и в конечном итоге — в игру судьбами женщин, которые должны жертвовать собой, испытывать «преданность и страх» и тем доставлять «пищу нашей гордости». Герой тоже готов жертвовать собой ради женщин (он пускается в опасное для его жизни приключение в «Тамани», стреляется с Грушницким, защищая честь Мери, рискуя, захватывает казака), но отказывается жертвовать своей свободой ради чужого счастья. Поэтому и сам счастья не испытывает. Так Печорин невольно, бессознательно становится эгоистом.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки1Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Источник

«Герой нашего времени». М.Ю.Лермонтов. Глава «Бэла»

Данная презентация включает в себя вопросы для анализа и тест.

Просмотр содержимого документа
«»Герой нашего времени». М.Ю.Лермонтов. Глава «Бэла»»

слова передающие разочарование печорина в жизни

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Анализ главы «Бэла»

МБОУ «Петровская СОШ №1» Омского р-на

слова передающие разочарование печорина в жизни

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди­словии» к роману?

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»?

5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом?

слова передающие разочарование печорина в жизни

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

4) Что привлекло Печорина в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по с ле­дующим критериям:

— роль традиций в ее жизни

— отношение к Печорину .

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина?

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

Роль пейзажа в повести

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри­совки образа героя:

— характеристика Печорина рассказчиком;

— действия и поступки Печорина;

— сопоставление Печорина с другими персонажами по­вести;

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

1. Чей это портрет: « На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и усы не соответствовали его твердой походке»?

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

А) Григорий Александрович

Б) Григорий Алексеевич

В) Григорий Антонович

3. Сколько лет Печорину?

Фокина Лидия Петровна

А) Печорин о Максиме Максимыче

Б) Максим Максимыч о Печорине

В) Казбич об Азамате

5.Кем по социальному положению является Бэла?

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

6. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

7. Как зовут брата Бэлы?

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

8. Как не ухаживал Печорин за Бэлою?

Б) гулял с ней в крепости

В) помогал ей учить русский язык

9. Кто по национальности Бэла?

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

10. Закончите слова Бэлы, сказанные Максиму Максимычу: « Если он меня не любит, я его не принуждаю…. Я не раба его…»

А) я княжеская дочь

В) я не принуждаю любить

А) Азамат помог Казбичу выманить сестру

Б) Бэла вышла из стен крепости к речке

В) Казбич выкрал девушку ночью из крепости

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

12. Вставьте вместо пропусков нужные слова, подтверждающие признание Печорина.

Во мне душа испорчена…., воображение беспокойное, сердце….; к печали я…, и жизнь моя становится…. день ото дня.

13. Как заканчивается глава «Бэла»?

Б) дорожный офицер прощается с Максимом Максимовичем

В) Печорин уехал из крепости.

Фокина Лидия Петровна

слова передающие разочарование печорина в жизни

1-Б, 2-А,3- Б,4-б,5-А, 6-В,7-В,8-В,9-В, 10-А,11-Б,12-светом, ненасытное, пустее,13 –Б.

Источник

Конспект урока по русской литературе на тему: Анализ повести «Бэла»

слова передающие разочарование печорина в жизни

Анализ повести «Бэла»

Тема: Анализ повести «Бэла»

1) Образовательная: в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

2)Развивающая: развить навыки анализа текста;

3) Воспитательная: воспитать уважение к культуре другого народа.

Оборудование: портрет писателя.

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

I. Организационный момент.

II. Вопросы на повторение.

1. Расскажите об истории создания романа «Герой нашего времени».

2. О чем пишет в своем «Преди­словии» к роману? (О цели написания своего произве­дения.)

3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»? («. это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»? («Довольно людей кормили сластями. »)

5. На что указал читателю своим романом? (На нравственные болезни современного ему общества.)

III. Вступительное слово учителя.

«Бэла» — первая повесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказ». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабс-капитану. Мак­сим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Санкт-Петербурга и служившего под его началом.

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» (развитие связной устной речи).

2) От какого лица ведется повествование в повес­ти? (От лица штабс-капитана Максим Максимыча.)

3) Каким предстал Григорий Александрович Печо­рин при первом знакомстве Максим Максимычу? (

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *