слон в разуме скрытые мотивы в повседневной жизни

Слон в разуме скрытые мотивы в повседневной жизни

слон в разуме скрытые мотивы в повседневной жизниПочему мы ведем себя тем или иным образом? Есть ли какие-то скрытые мотивы в нашем поведении? Это забавно, но кажется, что в голове у каждого из нас живет гипотетический слон, которого более рациональная часть нашего сознания просто не хочет замечать. Иногда этот слон дает себе волю и совершает довольно неприятные поступки. Кто же такой этот слон?

Если вы помните выражение «Слон в комнате», то знаете, что оно означает нечто социально неприемлемое — оно есть, но его предпочитают не замечать и не говорить о нем. Слон в мозгу, соответственно, — особенность нашего разума, который не желает видеть неприятные вещи.

В нашем сегодняшнем спринте мы расскажем вам об удивительной и невероятно познавательной книге «Слон в разуме: скрытые мотивы в повседневной жизни» Кевина Симлера и Робина Хэнсона. Это бестселлер 2018 года о том, что мы зачастую отказываемся признавать в себе и в других.

Эта увлекательная книга учит распознавать скрытые мотивы нашего поведения, о которых мы предпочитаем не думать, тем самым и противостоять им. Эти мотивы свойственны и людям, и обществу и противостоять им очень сложно.

Прочитав наш новый спринт, вы также узнаете:

— почему люди собираются в стаи и следуют социальным нормам и законам;
— зачем мы часто закрываем глаза на то, что кажется явным обманом;
— почему свойства обманывать и самообманываться на самом деле заложены в нас эволюцией.

Источник

Войти

Укажите почту и пароль

Зарегистрироваться

Или войдите через соц. сеть

слон в разуме скрытые мотивы в повседневной жизнислон в разуме скрытые мотивы в повседневной жизни

Восстановление пароля

Введите эл. почту, которую вы использовали при регистрации.
На этот адрес вам будет отправлен новый пароль

Подтверждение адреса электронной почты

Мы попробовали взять адрес электронной почты из вашего социального профиля. Пожалуйста, проверьте, получилось ли у нас?

Восстановление пароля

Через несколько минут
на ваш почтовый ящик
придет письмо со ссылкой
для подтверждения смены пароля.

Нужна регистрация

Для того, чтобы добавить спринт или канбан
в избранное, зарегистрируйтесь
или войдите в систему, если вы регистрировались ранее.

Вывести деньги

Подписка неактивна

Для того, чтобы читать спринты или канбаны
необходимо оплатить подписку.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://makeright.ru/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://makeright.ru/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

Источник

Слон внутри головы «The Elephant in The Brain» – обзор книги

Идея № 1. И животные, и люди, проявляя социальный альтруизм, действуют в собственных интересах

В пример авторы приводят груминг у обезьян. Они распутывают шерсть друг друга, в таких местах, куда невозможно дотянуться самостоятельно, ищут в нем насекомых и выбирают мусор. Одна обезьяна садится в удобную позу, другая неторопливо исследует ее шерсть и долго приводит ее в порядок. Животные чаще всего одного пола, так что об ухаживании речи не идет. Скорее это сотрудничество: приведи в порядок меня, а завтра я приведу в порядок тебя. Это так называемый социальный груминг.

Ученые, в частности, Робин Данбар, обнаружили, что обезьяны тратят слишком много времени на уход друг за другом. Они пришли к выводу, что в основе социального груминга лежит не альтруизм, а политика. Тот, кто занимается шерстью приятеля, демонстрирует готовность помочь, а объект его ухода настолько доверяет ему, что позволяет подходить со стороны спины и трогать голову. Это демонстрация доверия с обеих сторон. Партнеры по грумингу делятся едой друг с другом, не дерутся из-за пищи и вместе противостоят нападениям других членов стаи.

Баблеры, небольшие птички из Синайской пустыни, живут небольшими стайками от 3 до 20 особей. Вместе они защищают свою территорию и друг друга. Если какая-то птица изгоняется из группы, у нее меньше шансов выжить. Поэтому для всех членов стаи важно держаться вместе.

В стае баблеров есть своя иерархия. Альфа-самец иногда устраивает небольшие стычки с бета-самцом, а тот в свою очередь изредка устраивает выволочку гамма-самцу. Так они утверждают свою иерархию, место в стае. Другие самцы могут драться очень серьезно, вплоть до смерти или изгнания побежденного из стаи. Но в целом все самцы живут дружно: помогают друг другу во время нападения врагов, вместе добывают пищу и все сообща кормят птенцов. Бета-самец помогает альфа-самцу нести дежурство, высматривая врагов, даже когда альфа не нуждается в такой помощи.

Если бета-самец заслужил одобрение альфа-самца, так называемый социальный престиж, ему позволено иногда спариваться с любыми самками группы. Кроме того, альфа не будет пытаться прогнать лояльного бету, к тому же полезного для группы, демонстрирующего преданность и самоотверженность. Такое социальное взаимодействие увеличивает шансы стаи на выживание и поднимает престиж отдельных самцов, на деле являясь не альтруизмом, а конкурентным эгоизмом.

Для продолжения рода каждому живому существу, в том числе человеческому, необходимо было размножиться. Мужской и женский пол инстинктивно стремятся к размножению, хотя и делают это по-разному. И те, и другие конкурируют из-за партнеров. Чем выше планка мужчины или женщины, тем больше достоинств должно быть у партнера, чтобы успешно конкурировать с другими. Как для павлина показателем готовности спариваться служит его прекрасный хвост, так и у человека — демонстрация хороших манер, воспитания, семьи, материального достатка. Личное обаяние и наличие каких-то явных талантов повышают нашу конкурентоспособность на брачном рынке.

Социальный статус — одно из мерил успеха. Чем он выше, тем лучше к вам относятся и больше доверяют. Есть две формы реализации социального статуса — доминирование и престиж. Доминирующие обладатели высокого социального статуса обычно внушают страх (в пример авторы приводят Сталина). Высокий социальный статус, связанный с престижем, есть у знаменитых актеров, художников, писателей, их любят и хотят подражать им.

Доминирование делает ставку на силу, но властный доминирующий человек всегда волнуется, что его трон займут другие. Конкуренция в мире доминирующих людей, облеченных властью, всегда высокая и разрушительная, а власть держится на страхе.

Престиж основан на уважении, восхищении, даже обожании, но за все это нужно бороться: быть всегда в форме, при этом на виду, быть обаятельным, милым, занимательным или загадочным и притягательным, если речь идет о кинодивах, к примеру. Все жаждут общаться и дружить с престижными людьми, а люди, обладающие меньшим престижем, скорее предлагают дружбу, чем снисходят до нее.

И люди, и животные склонны объединяться в группы, образовывать различные коалиции. Взаимодействие этих коалиций и есть политика. В коалициях союзники владеют властью вместе, делят ее. Самцам в сообществе других самцов, например, в группе шимпанзе, недостаточно одной только физической силы. Нужно собрать команду из других сильных самцов. То же происходит и в человеческом сообществе.

Нужно привлекать умных и лояльных союзников и удерживать их рядом с собой, работать над общими целями.

В правительствах складываются коалиции в виде партий, фракций и групп интересов, в бизнесе это гильдии и корпорации. Преступные банды — это тоже коалиции, где маленькая группа сильных мужчин доминирует над большинством.

Политика может быть и мягкой, и жестокой. По Макиавелли, она по определению не знает морали и безжалостна. Его современник Бальтазаре Кастильоне, тоже дающий наставления сильным мира сего, считал, что обаяние, демонстрация талантов и дружелюбие действуют намного эффективнее силы и хитрости, и помогут начинающему придворному достичь вершин и получить одобрение сильных мира сего.

В этих трех областях — сексе, социальном статусе и политике — каждый должен найти способ получить конкурентное преимущество над своими соперниками.

Идея № 3. Чтобы избежать открытых столкновений на почве конкуренции, существуют социальные нормы, родившиеся еще в первобытные времена

Авторы приводят пример нарушения норм. Допустим, вы стоите в очереди за билетами. Внезапно группа молодых людей встает впереди, никак не комментируя свои действия. Наверняка вы ощутите возмущение, прилив адреналина, ваше сердце забьется чаще. Как вам поступить? Громко возмутиться? Попросить встать в очередь? Промолчать и выбросить из головы? Поведение незнакомцев неприятно, но вскоре вы расстанетесь и вряд ли когда-нибудь увидитесь. Через минуту вы уже купите билет. Можно, конечно, сделать им замечание. Но вдруг это хулиганы, которые нарочно вас провоцируют? Может, они вооружены? Лучше уж промолчать. Или нет?

Наши далекие предки сталкивались с такими ситуациями постоянно (для нас они довольно редки), и потому постарались выработать нормы, позволяющие жить рядом, конкурировать, но так, чтобы никто не пострадал. Нормы формируют стандарты поведения в обществе. Нормы могут быть неформальными, касающимися, например, одежды или прически, и строгими, как законы или необходимые документы. Они могут касаться поведения за столом, налогов, соблюдения тишины в библиотеке, в целом их великое множество. Соблюдение норм приносит пользу большинству в группе или племени.

Многие нормы могут показаться слишком жесткими, подавляющими свободу общества. Но в целом они полезны, поскольку подавляют открытую конкуренцию и направлены на сотрудничество между людьми, пусть и в рамках норм. Обычно наказание за нарушение норм соответствует этому нарушению. Беспорядок в одежде может вызвать смех, более серьезное нарушение, типа нежелания стоять в очереди, — недовольное покашливание, закатывание глаз, замечание или открытый скандал. Но ни одна норма не работает, если наказания нет вообще. Сама суть нормы заключается в определении наказуемого поведения и форме наказания.

Когда-то наши далекие предки жили группами 20–50 человек и занимались собирательством и охотой. Обязанности были распределены: женщины готовили пищу, занимались детьми, шили одежду, собирали дикие плоды и ягоды. Мужчины охотились, противостояли враждебным племенам, а власть принадлежала совету старейшин. Важные решения принимались сообща, каждый член племени имел право голоса. Один человек или даже коалиция не могли доминировать над остальными, подавляя их, это пресекалось на корню, а нарушители изгонялись.

Отсюда и возникли нормы — ведь изгнание из племени было равносильно смерти, служило самым страшным наказанием.

Постепенно с развитием цивилизации религия внесла свой вклад в формирование норм общественного поведения, сначала — страхом загробного наказания (или прижизненного сожжения на костре), впоследствии — стремлением быть нравственной личностью.

Норму не следует путать со страхом ответного удара — когда хулиган обижает слабого, он отвечает за это не только перед своей жертвой, но и перед третьей стороной — законом. Если вы боитесь дать сдачи или выступить против начальственных злоупотреблений, это тоже не норма. А вот когда вам не все равно, что скажут или подумают соседи, друзья, сослуживцы, речь идет о социальной норме.

Есть нормы очевидные, упомянутые в заповедях, нарушение которых карается законом, и нормы более тонкие, которые мы часто нарушаем незаметно для себя. Например, дружить с чужим супругом можно, если вы не испытываете к нему влечения — в этом случае могут быть проблемы, и потому такое поведение не поощряется. В небольших дозах не возбраняется хвастовство, но когда оно превращается в бахвальство и манию величия, это раздражает. Люди любят скромных и радуются, когда бахвалы получают щелчок по самолюбию.

Допустимо демонстрировать вышестоящим свои достоинства, если это делается естественно, само собой. В противном случае это превращается в подхалимаж. Нарушение нормы — когда кого-то продвигают по службе за сексуальные услуги, а не рабочие качества. Тем не менее эти нормы нарушаются легче всего.

Идея № 4. Чтобы скрыть нарушение нормы, люди часто прибегают к обману, и в некоторых случаях обман предпочитают не замечать

В основе некоторых поступков лежат эгоистические мотивы, но говорить об этом не принято. Нельзя говорить, что расстался с девушкой, чтобы найти кого-нибудь поинтереснее. Что быть врачом круто, потому что это престижная работа с высоким доходом. Что акт благотворительности совершается, чтобы понравиться людям, а не ради помощи страждущим. Вместо этого подчеркиваются высокие побуждения. Является ли это обманом?

Жизнь изобилует нормами, нарушать которые нежелательно, и тем не менее соблазн их нарушить существует всегда. Самое распространенное нарушение — обман. Одни обманывают меньше, другие больше, но в основном это свойственно всем без исключения. Мы уменьшаем свой доход в налоговых декларациях, приносим домой канцелярские принадлежности с работы, флиртуем, стремимся понравиться начальству и тому подобное.

Наш мозг запрограммирован эволюцией на то, чтобы обманывать и распознавать обман. Чтобы нас не поймали на обмане, мы стараемся действовать втайне. Эксперименты психологов показали, что если люди знают, что за ними наблюдают, они менее склонны к нарушению норм. Даже если наблюдатель — персонаж мультфильма на телеэкране. Мы боимся быть пойманными, потому что это связано с общественным порицанием, с позором.

Этот страх заставляет заметать следы или избегать обмана, как нарушения норм.

Но иногда обман достаточно прозрачный. Допустим, студент сдает экзамен и внезапно просится в туалет (посмотреть ответы на своем телефоне). Или человек хочет выпить пива на улице, что запрещено, и кладет бутылку в бумажный пакет. И то, и другое — обман, попытка обойти норму. Но иногда его предпочитают не замечать. Полиция прекрасно знает, зачем человек то и дело подносит к лицу пакет, преподаватель тоже понимает, зачем студенту позарез нужно выйти из аудитории во время экзамена. Но довольно часто в таких случаях они предпочитают не заморачиваться. Бутылка прикрыта, студент свои истинные намерения не афиширует.

Симлер и Хэнсон утверждают, что людям недостаточно просто знать что-то. Им необходимо подтверждение, что остальные знают и видят то же, что и они. Каждому было известно, что короля дурачат мошенники, но никто не был уверен, что это знают все прочие. Все видели, что на короле нет одежды, но боялись, что окажутся единственными дураками. И только когда ребенок разрушил это молчание, все встало на свои места.

Когда знания об обмане становятся общими, их можно обсуждать открыто.

Идея № 5. Если нарушение нормы не становится общеизвестным и открытым, обойти ее довольно легко

Часто такой обход нормы совершается с помощью благовидных предлогов, или оправданий. Так, женолюб Генрих VIII, состоящий в браке с преданной и любящей, но бездетной Екатериной Арагонской, страстно влюбился в молодую Анну Болейн. Однако брак с Екатериной был освящен Папой Римским и не мог быть аннулирован. Нужен был благовидный предлог, чтобы заставить папу уступить. И Генрих сообщил, что его жена не была невинной, вступая в брак, а потому он недействителен. Весь его двор знал истинную причину, по которой Генрих хотел развестись. Но на его стороне были сила и власть, и в результате он получил свое, правда, ценой огромного скандала, разрыва с католицизмом и начала английской Реформации. Его предлог никого не обманул — но он был достаточно благовидным, чтобы люди предпочли проглотить обман и не видеть нарушение нормы.

Таких предлогов много. Табачные магазины продают кальяны, бонги и вейпы — якобы для курения табака, хотя курить из них можно много чего еще. Политики и менеджеры высшего звена внезапно уходят в отставку, объясняя ее желанием быть ближе к семье. Все это вполне прозрачные предлоги, но о них принято молчать.

Если норма не очень отчетлива и строга, большинство людей безнаказанно ее нарушают. Давая волю своему эгоизму, мы хвастаемся, обманываем, сплетничаем, подлизываемся к вышестоящим и тому подобное. Но мы не делаем этого открыто. Если кому-то хочется прихвастнуть высоким доходом, он не станет рассказывать о своих счетах или высокой зарплате, а купит дорогую машину или яхту. Если женщине хочется подчеркнуть свою красоту, она не станет хвастаться количеством разбитых сердец, а наденет эффектное платье. Наши нормы соблюдаются только отчасти.

Идея № 6. Мы обманываем не только других, но и себя

Авторы утверждают, что наш мозг искажает критическую информацию, тем самым искажая и реальную картину мира. Мы очень любим принимать желаемое за действительное и отворачиваться от того, что нам не нравится.

Это довольно странно, потому что в процессе эволюции мозг менялся таким образом, чтобы мы отчетливо видели реальность, могли вовремя распознать опасность и отреагировать на нее. Но как только в него попадает информация, которая нам не нравится, она искажается в нужную нам сторону. Так подавляются болезненные воспоминания, которые заменяются ложными, но приятными, ошибки не признаются, критический подход отвергается.

Иногда самообман используется для самозащиты, позитивного настроя. Так, в спорте есть множество примеров, когда легкоатлеты говорят себе, что совсем не устали, а боксеры не замечают травму до конца боя.

Однако в том, что касается здоровья, наш самообман идет, как правило, во вред.

Мы предпочитаем считать себя намного здоровее, чем на самом деле. Как показали эксперименты, обжоры забывают об опасности лишнего веса, курильщики игнорируют вред никотина, как для них самих, так и для окружающих, неразборчивые гуляки не думают о венерических заболеваниях и не помышляют о том, чтобы сдать тест на ВИЧ. Так или иначе, наш мозг искажает объективную картину мира в угоду нам.

Фрейд считал самообман одним из способов самозащиты личности, подавляющей травмирующие воспоминания, загоняющей их в подсознание. При так называемом переносе мы проецируем наши худшие качества на других и ненавидим этих других, вместо того чтобы бороться с собой. Так нам комфортнее. В других случаях мы склонны приписывать благородные побуждения нашим неприглядным поступкам.

По Фрейду, мозг использует защиту для уменьшения беспокойства и душевной боли. Современные психологи считают, что это помогает нам сохранять высокую самооценку. Наше эго очень уязвимое, самооценка чувствительна даже к мелочам, и потому мы защищаемся от всего, что нас беспокоит.

Но почему природа не запрограммировала наш мозг таким образом, чтобы самооценка не была столь чувствительной, а болезненные воспоминания — столь травмирующими? Почему вместо этого мы получили склонность к самообману? Авторы считают, что за самообманом стоят другие причины.

Идея № 7. Мы обманываем себя для того, чтобы лучше обманывать других

Современные психологи (Шеллинг, Триверс, Курцбан и другие) пришли к выводу, что люди должны обманывать себя. На самом деле то, что кажется малодушием, запрятыванием головы в песок, в некоторых ситуациях является мудростью. Когда мы верим в собственный обман, в него начинают верить и другие. Однако это работает только в социуме, когда мы имеем дело с себе подобными.

Самообман полезен только тогда, когда вы играете против противника, который может учесть ваше психическое состояние. С разгулом стихий это не пройдет — если к вам приближается ураган, а вы пытаетесь игнорировать его, ураган вас сметет в любом случае. Но если вы взаимодействуете с социальными существами — людьми или высшими животными — самообман может быть использован на пользу.

В пример авторы приводят подростковую игру «Цыпленок», когда два водителя несутся навстречу друг другу, как бы идя на таран. Проигрывает тот, кто первым свернет в сторону, чтобы избежать столкновения. Экономист, лауреат Нобелевской премии Томас Шеллинг, описывающий игру в книге 1967 года «Стратегия конфликта», советует тем, кто хочет выиграть, снять рулевое колесо и показать его противнику перед стартом. Он будет знать, что соперник не сможет свернуть, и вынужден будет свернуть сам. Вы обманываете себя, что не свернете в любом случае (но ведь можно затормозить или выключить двигатель), противник верит в ваш обман и проигрывает. Снятие рулевого колеса кажется вашему противнику иррациональным, но именно благодаря этому убеждению, а не снятому колесу, вы выигрываете.

Генерал, который твердо верит в победу, даже если эта вера иррациональна, имеет шанс победить, если уверенно идет в атаку, — это может обмануть его противника. Недостаточно просто врать другим — это сложно, неприятно, к тому же для убедительности требует некоторых актерских навыков. К тому же, когда мы врем, то боимся быть разоблаченными. Мы краснеем, потеем, запинаемся, путаемся в деталях. Нам надо помнить какие-то мелочи, чтобы не ошибиться. Но если перед этим мы успели обмануть себя и верим во что-то без всяких сомнений, то заражаем этой верой и других.

Когда мы правдивы, нас не сбить с толку.

Природа запрограммировала наш самообман, чтобы обезопасить от разоблачения, считают авторы. Это самый надежный способ ввести в заблуждение других. Наш мозг прячется таким образом от посторонних глаз.

Если долго носить маску, она прирастает к лицу. Если долго проповедовать какие-то убеждения, даже не веря в них, рано или поздно вы в них поверите. Это хорошо знают политики, чей обман публики неотделим от самообмана, иначе им было бы сложно управлять людьми.

Наш мозг запрограммирован на самообман для конкуренции в социальных играх, считают авторы. Когда часть нашего разума не знает о том, что мы собираемся нарушить социальные нормы, другим труднее обнаружить наши намерения и привлечь к ответственности.

Идея № 8. Мы не всегда твердо знаем, что стоит за нашим собственным поведением, но притворяемся, что знаем

Мозг может легко рационализировать даже нелепое поведение, что показали многочисленные эксперименты на людях, страдающих незначительными нарушениями мозговых функций. Особенно часто это происходит с нашими собственными мотивами, которые мы легко объясняем другим, но не всегда отдаем себе отчет в своих истинных побуждениях.

Авторы рассказывают о странном поведении больных, страдающих редким расстройством, — отрицанием собственной инвалидности. В одном случае руку больного полностью парализовало после инсульта, но он наотрез отказывался признать, что с ней что-то не так. Он приводил все мыслимые объяснения, почему он не может двинуть рукой. Он ссылался на артрит в плече, из-за которого движения болезненны. Другой больной с тем же расстройством в ответ на просьбу поднять обе руки поднял только одну и сказал, что другая должна поддерживать тело. Третий сказал, что его руку так долго мяли врачи при осмотре, что теперь она болит и не может двигаться. Никакие доводы не могли их переубедить.

Когда речь идет о здоровых людях, они тоже далеко не всегда могут объяснить свое поведение. Если нас спрашивают о чем-то значимом, мы отвечаем, но значит ли это, что наши ответы соответствуют действительности?

Если вопросы нам не нравятся, наш мозг заставляет нас действовать подобно пресс-секретарю какого-нибудь политика, которые дает уклончивые дипломатические ответы, цель которых — не установить истину, а избежать конфронтации и выставить политика, то есть нас, в наилучшем свете. Ни один пресс-секретарь ни одного президента никогда не признается, что президент проводит свою политику, чтобы переизбраться или оправдать ожидания тех, кто его финансирует.

Авторы утверждают, что пресс-секретарь ходит на цыпочках вокруг слона в нашем мозгу, чтобы не разбудить его ненароком. Когда мы действуем как собственные пресс-секретари, это снимает с нас долю ответственности за принятые решения. Как будто приняли их не мы, мы лишь отстаиваем их.

Родители любят отправлять маленьких детей в постель как можно раньше. Они уверены, что заботятся о здоровье ребенка, однако на самом деле к родительской любви может примешиваться эгоистическое желание побыть наконец в тишине.

Когда нам не хочется с кем-то встречаться, мы ссылаемся на занятость или плохое самочувствие, и вроде бы это правда. Но эта правда преувеличивается, а настоящая причина — простое нежелание идти — не упоминается.

Когда мы бесплатно скачиваем контент из Интернета, мы меньше всего думаем о нарушении авторских прав. Музыканты и режиссеры не обеднеют, а покупать его слишком дорого и хлопотно. Мы бы вряд ли совершали кражи в книжных и музыкальных магазинах, но в Интернете меньше шансов быть пойманным — это истинная причина воровства.

Есть множество причин для того или иного поступка, но люди, как правило, преувеличивают альтруистические побуждения и преуменьшают эгоистические, когда пытаются его объяснить.

Идея № 9. Наш язык тела более правдив, чем слова, если уметь читать сигналы

Наши движения куда более непроизвольны и естественны, чем наши слова, и порой куда лучше справляются с некоторыми задачами.

Так, в ухаживании слова могут как помочь, так и совершенно испортить дело. Но язык тела, особенно если речь идет о флирте, срабатывает хорошо, если обе стороны понимают его.

В пример авторы приводят гипотетическую парочку, Бена и Эвелин, которая познакомилась в ресторане и после нескольких часов знакомства провела волшебную ночь у Бена дома. Сначала они обменивались пристальными взглядами.

Потом Бен подсел к Эвелин, они обменялись несколькими словами, потом он пригласил ее потанцевать. Во время танцев язык тела говорит вполне отчетливо, его сигналы трудно спутать с чем-нибудь другим. Между танцами они сидят за столиком, рука Бена постепенно ложится на руку Эвелин, они обмениваются все более долгими взглядами, и вот наконец уходят вместе, тесно прижавшись друг к другу.

Язык тела используется не только в сексе, но и при обозначении социального статуса.

Чем выше статус, тем более расслаблен человек, тем плавней и раскованней его движения.

Наши тела говорят лучше, чем наши языки. Если объявить присутствующим, что вы самый важный человек в комнате, это прозвучит глупо. Но то же самое сообщение можно передать, просто развалившись на диване в свободной позе или с помощью пристального взгляда в глаза во время разговора.

Язык тела понятен, но в то же время может быть истолкован неоднозначно, и мы всегда можем сделать вид, что нас неправильно поняли. Допустим, человек игнорирует одного из своих коллег — например, не здоровается с ним. Но если его обвинить во враждебных намерениях, он всегда может сослаться на рассеянность или близорукость. Женатый мужчина слишком часто улыбается знакомой женщине, слишком близко наклоняется к ней, старается дотронуться. Но если жена устроит ему сцену ревности, он может сказать, что всего лишь проявляет дружелюбие.

В зависимости от статуса люди принимают разные модели языка тела. Если в высоком статусе преобладает доминирование, долгий зрительный контакт могут принять за признак агрессии. Главный носитель власти может смотреть на своих подданных сколько угодно, они должны избегать прямо смотреть на него, лишь бросать быстрые взгляды. Если статус основан на престиже, а не доминировании, взгляды, наоборот, поощряются, человек как бы купается во всеобщем внимании.

Трудно поддается контролю мозга и наш смех, который редко бывает искусственным и в то же время его трудно сдерживать. Смех — это игровой сигнал, у детей он обязательно сочетается с игрой. У обезьян смех говорит о том, что даже если они борются или дерутся друг с другом, они делают это не всерьез, а просто играют. Это заверение своих товарищей по играм, что они в полной безопасности. Но он не всегда безопасен, как показала трагедия журнала «Шарли Эбдо», опубликовавшего карикатуры на пророка Мухаммеда. Когда одна и та же шутка смешит двоих, она их сближает. Когда мы смеемся над тем, что для другого очень дорого и не может быть осмеяно — его это оскорбляет, то смех перестает быть игрой и становится опасностью.

Смех может быть показателем нашего отношения к другим людям, если мы смеемся над чьими-то несчастьями. Авторы считают, что чем меньше мы знаем о человеке и чем дальше от нас произошла какая-то беда, тем с большей вероятностью мы можем посмеяться над ним, тогда как должны сочувствовать.

Идея № 10. Эгоистичные мотивы могут быть и у общественных институтов

В 2006 году аналитики хедж-фонда Холден Карновски и Эли Хассенфельд решили сделать крупное пожертвование, но перед этим решили провести исследование, насколько эффективно будут потрачены их средства. Финансовым аналитикам было легко изучить денежную сторону вопроса, нужно было лишь изучить данные. Они составили список самых известных благотворительных организаций и просили каждую из них эти данные предоставить. Их интересовали конкретные результаты пожертвований и способы их измерения.

Реакция была довольно странной. Некоторые организации вместо данных высылали рекламные проспекты с фотографиями счастливых детских лиц и уверяли, что все средства расходуются правильно. Другие проявляли открытую враждебность, считая вопрос о конкретных данных оскорбительным. В итоге Карновски и Хассенфельд поняли, что эти организации просто не имеют таких данных, как и единиц измерения успеха своей деятельности. Тогда они создали организацию GiveWell, исследующую благотворительные фонды, чтобы альтруизм был эффективным. GiveWell признала самыми эффективными благотворителями, как ни странно, Фонд борьбы с малярией, который обеспечивал африканские страны москитными сетками; организацию GiveDirectly, напрямую помогающую деньгами нуждающимся людям; и инициативную группу по борьбе с шистосомозом, которая помогает людям вылечиться от конкретного паразита. Никто про эти организации и слыхом не слыхал, в отличие от прославленных Армии спасения, «Загадай желание» и тому подобных, которые намного богаче и у всех на слуху.

Большинство людей не особенно волнует, куда пойдут их пожертвования. Им хочется почувствовать себя хорошим человеком, это вызывает ощущение счастья, чем и пользуются многие благотворительные фонды.

Не все ладно и с образованием. Диплом ценится при приеме на работу, причем в некоторых местах не особенно важно, какой именно диплом. Поэтому многих студентов убеждают выбрать себе факультеты, куда легко поступить, но с дисциплинами, на которых почти нет спроса: исполнительское мастерство, искусствоведение, гуманитарные науки, социальные науки и тому подобное. Многое из того, что они учили в колледже, они никогда не используют в жизни, потратив таким образом кучу времени впустую, но зато обзаведясь заветным дипломом. Возможно, кто-то сочтет, что это сделает их гармонично развитыми личностями, но необходимо ли для этого сидеть по 6 часов в день в аудитории?

В образовании почти не используются новые методы обучения, не пересматриваются модели образования, хотя многие из них давно устарели. Нежелание перемен прикрывается рассуждениями о классическом образовании.

Не все ладно и с медициной, считают авторы. Нас побуждают потреблять слишком много лекарств и дорогостоящих медицинских процедур, большинство из которых не являются панацеей, но усиленно превозносятся медицинским сообществом. Лечение становится все более затратным и все менее способствует укреплению здоровья.

Свои эгоистические мотивы есть и в политике, и в религии, и во многих других общественных институтах, и нам важно научиться объективно оценивать их, считают авторы.

Заключительные комментарии

Эта увлекательная книга учит распознавать скрытые мотивы нашего поведения, о которых мы предпочитаем не думать, тем самым и противостоять им. Эти мотивы свойственны и людям, и обществу. Противостоять им очень сложно, поскольку способность к самообману заложена в нас эволюцией.

Но когда мы научимся распознавать слона в собственном разуме, мы сможем видеть его и в поведении других. Нас сложнее будет обмануть учителю, родителю, врачу, политику, убеждающим, что они действуют во имя нашей пользы, в наших интересах. Но, понимая скрытые мотивы других, не следует отворачиваться от самих себя. Не считайте свою правоту несомненной, вспомните о способности мозга искажать восприятие под наиболее приятным вам углом, и постарайтесь докопаться до своих истинных побуждений.

Да, по своей природе мы эгоисты, считают авторы, но это должен быть просвещенный эгоизм, когда то, что хорошо для одного, должно быть хорошо и для общества в целом. Несмотря на эгоизм, люди прекрасно умеют ладить друг с другом, и каковы бы ни были мотивы, успех совместных действий намного важнее, чем то, чем он вызван.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *