следует прожить свою жизнь так чтобы потом не было за что краснеть
Я ПРОЖИЛ ЖИЗНЬ ТАК, ЧТО МНЕ НЕ ЗА ЧТО КРАСНЕТЬ…
Портрет А. Ф. Кони (И. Е. Репин)
9 февраля (28 января) 1844 года родился Анатолий Федорович Кони, известный российский государственный деятель, юрист, ученый, публицист, литератор. Его кругозор и эрудиция, человеческие качества, принципиальность заслужили уважение широких кругов общества. При этом речь идет даже о тех людях, которые занимали крайне противоположную по отношению к А. Ф. Кони точку зрения.
Отец А. Ф. Кони издавал и редактировал «Литературную газету», журнал «Репертуар и Пантеон», а мать играла в театре. От матери и отца, Анатолий Кони унаследовал литературный талант и любовь к театру. Главной целью воспитания в семье Кони было научить детей думать. Отец старался привить детям самостоятельность и независимость мышления. Эта самостоятельность позволила ему блестяще сдать экстерном экзамены сначала на математическоеотделениеПетербургского университета, а затем – вследствие того, что учебное заведение было закрыто из-за студенческих выступлений, – поступить на юридический факультет Московского университета. В 1865 году молодой юрист Анатолий Кони окончил Московский университет и завершил работу над диссертацией «О праве необходимой обороны», которая получила похвальный отзыв. Он удостоен степени кандидата права. Отказавшись от предложения остаться при университете преподавателем по кафедре уголовного права, Анатолий Кони служит в Военном министерстве, Санкт-Петербургской и Московской судебных палатах, Сумском, Харьковском и Петербургском окружном суде, прокурором суда в других городах Российской империи. Он руководил расследованием сложных, запутанных дел, по наиболее крупным делам выступал обвинителем. Его обвинительные речи публикуются в газетах, и это приносит ему известность. Уже тогда его считали «судебной совестью». Он считал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках.
Семейные дела и состояние здоровья не позволили Анатолию Фёдоровичу обзавестись семьей. Врачи предсказывали ему недолгую жизнь и, по его собственным словам, он не мог «быть ничьим мужем» вследствие крайне расстроенного здоровья и ужасного состояния нервов. Очевидно это было одной из причин того, что все свои усилия он направил на благо общественного развития. Находясь на лечении за границей, он изучает судебную практику Германии, Франции и Бельгии, в залах заседаний судов встречается с прокурорами, адвокатами, изучает юридическую литературу, анализирует тенденции развития судебной практики по уголовным делам. Все чаще он задумывается о смене прокурорской деятельности на адвокатскую.
В области общественного и государственного строя он придерживался умеренно-либеральных взглядов, был сторонником демократических принципов судопроизводства (суда присяжных, гласности судебного процесса и т.д.). Действуя в духе судебных уставов, он был воплощением одновременно судьи и прокурора. А. Ф. Кони исповедовал принцип независимости и никогда не принадлежал ни к какой партии или политической группировке. Он доказывал своим примером, что можно служить охране правовых интересов государства, не забывая, однако, о личности подсудимого. Анатолий Федорович был прекрасный оратор. Его выступления собирали большое количество публики. В те дни, когда Кони предстояло выступать на судебных заседаниях, залы были забиты до отказа. Содержание его речей было настолько логичным и доказательным, что суд чаще всего вставал на его сторону. Особенно он стал известен в связи с делом Веры Ивановны Засулич, которую обвиняли в покушении на убийство петербургского градоначальника генерала Ф. Ф.Трепова в январе 1878 года. Благодаря блестящей речи А. Ф. Кони в защиту подсудимой, присяжные заседатели вынесли оправдательный вердикт.
В своих судебных речах А. Ф. Кони особенно старательно останавливался на выяснении характера обвиняемого, и, только дав ясное представление о том, «кто этот человек», переходил к дальнейшему изысканию внутренней стороны совершенного преступления. Он выяснял, какое влияние могли оказать внешние факторы на совершение преступления, при этом тщательно отмечал долю благоприятных или неблагоприятных условий жизни данного лица. Анатолий Федорович Кони показывал не только то, что есть, но и то, как оно образовалось, каким путем человек, преступивший закон, дошел до совершения преступления. Только выяснив сущность человека и показав, как образовалась она и как реагировала на сложившуюся житейскую обстановку, раскрывал он «мотивы преступления» и искал в них оснований, как для заключения о действительности преступления, так и для определения свойств его.
Всю свою жизнь А. Ф. Кони посвятил совершенствованию судебной системы. Одновременно с деятельностью юриста как члена Государственного совета, члена законодательной комиссий по подготовке многочисленных законов и положений, сенатора уголовного кассационного департамента Сената, он активно занимается общественной и научной деятельность – доктор права, почётный член Московского университета, почетный академик Петербургской Академии Наук, член и председатель Петербургского юридического общества. А. Ф. Кони еще и литератор и публицист. В 1887 году А. Ф. Кони знакомится с Л. Н. Толстым. В результате этого знакомства появляется роман знаменитого писателя «Воскресение», а Анатолий Фёдорович на основе воспоминаний пишет произведение «Лев Николаевич Толстой». В 1900 году он был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности. Его основные труды были посвящены воспоминаниям о его юридической деятельности и истории судебной реформы: «Судебные речи» (1888), «Отцы и дети судебной реформы» (1914), есть и пятитомный сборник воспоминаний «На жизненном пути», а также биографический очерк «Федор Петрович Гааз», за который он в 1902 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. В своих воспоминаниях он рассказывает о коллегах и деятелях российской культуры Л. Н. Толстом, И. Н. Тургеневе, А. Н. Островском, Ф. М. Достоевском.
Кроме многочисленных высоких государственных наград за работу в области юриспруденции, А. Ф. Кони за литературную деятельность удостоен также нескольких золотых медалей Академии Наук.
В годы Первой мировой войны Анатолий Федорович возглавлял ряд комитетов Государственного совета по оказанию помощи лицам, ставшим инвалидами. Он принимал активное участие в работе различных комиссий: о денежных средствах, об организации помощи беженцам и т.д. А. Ф. Кони был членом попечительного комитета судебного ведомства, созданного для защиты жертв войны.
После Октябрьской революции 1917 года и ликвидации прежней судебной системы А. Ф. Кони, как и многие чиновники был уволен со службы. Он занимался литературной и преподавательской деятельностью. Будучи профессором уголовного судопроизводства в Петроградском университете (1918-1922), выступал с сотнями лекций в различных организациях и учреждениях: по уголовному судопроизводству в Петроградском университете, по прикладной этике в Институте живого слова, по этике общежития в Железнодорожном университете, о врачебной этике и экспертизе в Клиническом институте, по теории и истории ораторского искусства в Институте живого слова, по русской литературе и истории русского языка. Кони консультировал Наркомюст молодой Советской республики по особо сложным делам, читал лекции юристам, написал Комментарий к Уголовному Кодексу РСФСР 1922 года. В 1924 годe на торжественном собрании в Академии наук отмечалось 80-летие знаменитого юриста. А в 1926 году правительство по представлению Академии наук назначило ему персональную пенсию.
Анатолий Федорович Кони скончался от пневмонии 17 сентября 1927 года в Ленинграде. Он похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, а в 1930-е годы его прах был перенесен на Литературные мостки Волкова кладбища.
В 2000 году Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 75 от 25 февраля была учреждена высшая ведомственная награда – Медаль Анатолия Кони.
Сложноподчиненные предложения. Примеры
Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.
Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.
Что такое сложноподчиненное предложение?
Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.
Синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.
Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно) неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:
Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:
Поясняют все главное предложение придаточные части:
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?
К главной части придаточное изъяснительное присоединяется с помощью союзов (ли, будто, как, чтобы) и союзных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).
Предложения с придаточными определительными
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
К главной части придаточное определительное присоединяется союзными словами (какой, который, чей, где, куда, откуда).
Предложения с придаточными образа действия
Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.
Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не было за что краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?
Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.
Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.
Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.
Предложения с придаточными места
Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).
Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
Предложения с придаточными времени
Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?
Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.
Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
Пока я дышать умею, я буду идти вперед (Лев Ошанин).
Предложения с придаточными цели
Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).
Предложения с придаточными причины
Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).
Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).
Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).
Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).
Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).
Предложения с придаточными условными
В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.
Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).
Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).
Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).
Предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?
Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).
Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).
Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).
Предложения с придаточными сравнения
В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.
На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).
Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
Сложноподчиненные предложения
Класс: 9
Презентация к уроку
Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.
Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.
Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно) неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:
Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:
Поясняют все главное предложение придаточные части:
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает. (И.Никитин)
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита. (Ф.И.Тютчев)
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К.Паустовский)
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Милы мне не жаркие страны, где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны. (Кежун)
Дайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя. (Лев Ошанин)
Предложения с придаточными образа действия
Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.
Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не было за что краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?
Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.
Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.
Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.
Предложения с придаточными места
Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный. (М.Исаковский)
Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
Предложения с придаточными времени
Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?
Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.
Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
Пока я дышать умею, я буду идти вперед. (Лев Ошанин)
Предложения с придаточными цели
Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара. (А.Безыменский)
Предложения с придаточными причины
Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие. (К.Паустовский)
Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна. (Александр Куприн)
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был. (А.Чехов)
Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано. (С.Аксаков)
Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит. (М.Лермонтов)
Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. (В.Гаршин)
Предложения с придаточными условными
В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.
Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).
Если по-русски скроен, и один в поле воин. (Пословица)
Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя. (С.Островой)
Предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?
Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А.Чехов)
Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей. (А.Чехов)
Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком. (Л.Толстой)
Предложения с придаточными сравнения
В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.
На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети. (С.Сергеев-Ценский)
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. (С.Есенин)
Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло. (Н.Некрасов)