следствие вели знатоки актриса

Роковая роль Эльзы Леждей: Почему звезда фильма «Следствие ведут Знатоки» пропала с экранов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Эльза Леждей родилась в 1933 г. в Севастополе в семье, далекой от мира искусства, но с самого детства она мечтала стать актрисой. После окончания школы она отправилась покорять столичные театральные вузы, и с первой же попытки прошла по конкурсу и в Щукинское, и в Щепкинское училища. С успехом окончив «Щепку», Эльза Леждей стала актрисой Театра-студии киноактера.

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Еще на последнем курсе «Щепки» Эльза начала сниматься в кино, и первая же роль в фильме «Море студеное» принесла ей успех: известный актер Николай Крючков отозвался о ней в прессе как о молодой перспективной актрисе. В те же годы она вышла замуж за режиссера Владимира Наумова, благодаря которому в ее фильмографии появилось еще несколько ролей. Муж относился к ней очень трепетно и внимательно, что, по мнению ее коллег, часто даже мешало на съемочной площадке. Так, ее партнер по фильму «Павел Корчагин» Василий Лановой рассказывал: « Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно. хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён «Павла Корчагина» я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком – добрым и располагающим ».

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Впрочем, и после расставания с мужем-режиссером Эльза Леждей продолжала сниматься в кино. Правда, ни одна из ее ролей не принесла ей такой популярности, как Зина Кибрит из телесериала «Следствие ведут Знатоки». Вся страна замирала у экранов, когда выходила новая серия фильма. А героиня Леждей пользовалась особой симпатией и у зрителей, и у критиков, которые писали: « Она воплотила земной идеал государственного человека – и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит ».

следствие вели знатоки актриса

Над этим образом актриса работала вместе с режиссером и сценаристами. Так, она решительно возразила против идеи прописать для ее героини линию личной жизни – ей даже придумали роман со Знаменским, но от этой задумки пришлось отказаться. « Зина – человек дела. Тем и симпатична », – объясняла Эльза. В сценарии этот образ был несколько «суховат», а Леждей, по словам коллег, смогла его «очеловечить», наделив собственными чертами – элегантностью и женским очарованием. В этой роли она была настолько органична и так с ней сроднилась, что в другом амплуа ее больше никто не представлял. Да она и сама, после того как в 1989 г. сериал закрыли, оказалась в растерянности, не зная, чем заниматься дальше, и как обходиться без своей героини.

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Роль, которую называют визитной карточкой Эльзы Леждей, стала для нее роковой: режиссеры считали, что за долгие годы, когда сериал выходил на экраны (1971-1989), зрители настолько привыкли видеть актрису в образе Зиночки Кибрит, что в других фильмах они уже попросту не смогут не ассоциировать ее с этой ролью. И новых работ ей не предлагали. В 1990-х гг. актриса пропала с экранов. Тем не менее она никогда не жалела о том, что сыграла в культовом сериале и не считала себя актрисой одной роли.

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Этот период стал самым сложным в ее жизни: кинокарьера внезапно оборвалась, в 1992 г. скончался ее второй муж, актер Всеволод Сафонов, с которым они прожили 20 лет в браке, у самой актрисы начались серьезные проблемы со здоровьем – у нее обнаружили рак легких. Она очень страдала от невостребованности и одиночества, но никто из ее знакомых об этом не знал – она замкнулась в себе, перестала общаться практически со всеми друзьями и коллегами, редко выходила из своей квартиры. Ее навещал только сын от первого брака Алексей. Последние годы Эльза Леждей жила на скромную пенсию и помощь Гильдии киноактеров.

следствие вели знатоки актриса

следствие вели знатоки актриса

Ее коллеги по культовому сериалу позже очень сожалели о том, что не смогли ей ничем помочь. Леонид Каневский признавался: « Я очень жалею, что последние годы крайне редко с ней общался. Но Эльза была чрезвычайно сложный человек. Ее история – трагическая. Это несчастье, которое коснулось не только ее одну. Масса замечательных актеров уходили из жизни без копейки денег – даже похоронить не на что было. Вицин, Филиппов, Леждей. – знаковые актеры, любимцы. Это самая настоящая катастрофа ». А Евгений Мартынюк добавлял: « Она была великолепным другом и человеком. Все наши совместные «знатоковские» посиделки проходили именно у Леждей. И даже если повод был незначительным, столы всегда ломились. И в то же время она была вещью в себе. После закрытия сериала мы общались все реже. А в последнее время и вовсе не виделись, она жила очень замкнуто. Я знал, что она серьезно больна. Ей предстояла трудная операция на легких. Думаю, рак ее и свалил ».

следствие вели знатоки актриса

Когда в 1998 г. журналисты позвонили ей, чтобы поздравить с 65-летним юбилеем, она со слезами сказала: « Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит. ». 12 июня 2001 г. Эльза Леждей скончалась от сердечного приступа.

следствие вели знатоки актриса

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Как снимали сериал «Следствие ведут знатоки» (19 фото)

Главные герои сериала — три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит (в последних двух сериях 2002—2003 гг. — Китаева), распутывают сложнейшие дела.

Название тройки «ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев. Основная часть серии состоит из 22 фильмов («дел»), выходивших с 1971 по 1989 год, а фильмы № 23 и № 24, вышедшие в 2002 и 2003 годах соответственно, известны также под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи». Десять лет спустя».

Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности.

Сериал пользовался большой популярностью у телезрителей Советского Союза, достигнув пика популярности в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов. Актёры, игравшие ЗнаТоКов, хотя и были до того известны кинозрителю, именно благодаря сериалу приобрели всесоюзную славу.

Замысел

Николай Щёлоков проводил глубокие реформы советской милиции, которые ставили своей целью повышение престижа милиции среди населения, падение уровня преступности, предупреждение преступлений и повышение интеллектуального уровня советского милиционера.

Например, по инициативе Щёлокова было создано более 15 высших учебных заведений для работников милиции. Таким образом, создание телевизионных программ, повышающих престиж советской милиции и направленных на предупреждение преступлений, было приоритетным направлением. Характерным эпизодом этого периода является встреча Щёлокова с Владимиром Высоцким, где министр лично попросил актёра надеть милицейскую форму в сериале «Место встречи изменить нельзя».

Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального Телевидения Эмилии Андреевне Каширниковой, которая после детального анализа современной советской детективной литературы остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых.

Так, в 1969 году по рассказу Лавровых режиссёром Евгением Ануфриевым был снят телеспектакль «Солдаты в синих шинелях», который имел зрительский успех, и авторский тандем получил заказ на разработку цикла с общими актёрами. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссёры сделали пять отдельных телеспектаклей.

Так, повесть «Черный маклер» была разбита на первую серию, собственно «Черный маклер» и третью серию «С поличным», повесть «Расскажи, расскажи, бродяга» стала второй серией «Ваше подлинное имя», повесть «Естественная убыль» превратилась в четвертую серию «Повинную голову…», а повесть «Волшебные узоры» в пятую — «Динозавр».

Редакция телевидения и Министерство внутренних дел одобрили сценарии. Успеху Лавровых способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, Александр Лавров много лет проработал следователем в следственном управлении МВД и хорошо знал работу милиции изнутри, а также был в курсе реформаторских инициатив, спускаемых сверху.

Во-вторых, Лавровы много лет интересовались практикой предупреждения преступлений и в шестидесятые годы опубликовали несколько публицистических произведений на эту тему, включая книги «Чтобы не совершилось преступление», «Товарищ ребёнок», «Воспитание чувств» и «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг».

Поэтому неслучайно, что образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя, искренне переживающего о том, чтобы преступление больше не повторилось, так удачно сочетался с идеологией реформирования милиции и с задачей, поставленной Щёлоковым — очеловечить образ милиционера. Эмилия Каширникова, много лет проработавшая вместе с Лавровыми на телевидении, отмечала:

Лавровы хорошо владели материалом — часто в основе того или иного спектакля лежали подлинные уголовные дела, у них было потрясающее предвидение, в их работах всегда поднимались проблемы, в решении которых были заинтересованы органы внутренних дел: принятие новых решений, постановлений. Они чувствовали «горящую» тему и разрабатывали очередной сценарий с учетом её.

Александр и Ольга Лавровы были хорошо известны своими статьями, книгами, сценариями документальных кинолент о правовом воспитании, о предупреждении преступности и борьбе с ней.

Влияние сериала на реальную жизнь

Обратной стороной строгого государственного контроля над телевидением являлось то, что если всё-таки какой-то сюжет допускался к эфиру, из этого можно было делать выводы об официальной государственной позиции по данному вопросу. В результате, чиновники на местах могли делать организационные выводы из транслируемых художественных произведений.

Ольга и Александр Лавровы приводят такие известные им примеры, когда очередной фильм цикла имел неожиданные последствия. После выхода фильма «Подпасок с огурцом» Совет Министров СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточающее вывоз из СССР художественных ценностей.

После выхода фильма «Из жизни фруктов» Министерство финансов изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы с которым обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова.

Георгий Мартынюк и Леонид Каневский считали, что «ЗнаТоКи» способствуют улучшению работы милиции тем, что создают её положительный образ. Кроме этого, многие работники МВД и создатели сериала отмечают факт падения преступности во время трансляций «ЗнаТоКов».

Марк Минков также вспоминает, что работникам МВД понравилась идея тройки, которая фигурировала в сериале, и один из милицейских генералов предлагал таким образом построить реальную работу милиции.

Сериал оставил след и в популярной культуре.

Например, в СССР было снято два мультфильма, кукольный и рисованный, с названием «Следствие ведут Колобки», пародирующим название цикла.

Про ЗнаТоКов был снят сюжет «Улика» в 64 номере детского киножурнала Ералаш. «ЗнаТоКи» фигурировали и в фильме-комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», где тройка заметно помолодела.

Позже появилась публицистическая передача с участием Леонида Каневского «Следствие вели…» о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР.

Сюжетные приёмы

Приёмом, красной нитью прошедшим через фильмы цикла, являются словесные игры с именами и фамилиями персонажей. Не только фамилии Знаменский, Томин и Кибрит подобраны Лавровыми так, чтобы сформировать акроним «ЗнаТоКи», но и имена и фамилии других разовых персонажей часто подбирались так, чтобы в середине фильма их можно было обыграть.

Так, в деле № 7 («Несчастный случай»), молодой водитель такси, сбивший на тротуаре пешехода, носит фамилию Каталин, и сетует: «Докатался, Каталин!», а в деле № 20 («Бумеранг») про ошибочно арестованного в результате хитрого замысла настоящих преступников бывшего уголовника Подкидина Знаменский говорит: «И Подкидина нам подкинули».

Имя-отчество вроде бы овдовевшей жены Миловидова в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») — Алёна Дмитриевна, что используется как аллюзия на строчку из «Песни про купца Калашникова» Михаила Лермонтова «Молодая вдова Алёна Дмитриевна».

Фамилия расхитителя в деле № 1 («Чёрный маклер»), «Шахов» даёт возможность наделить его жену кличкой Шахиня, а фамилия расхитителя в деле № 16 («Из жизни фруктов»), «Васькин» обыгрывается в заголовке стенгазеты «А Васькин слушает да ест» с намёком на басню Крылова «Кот и повар».

Частенько фамилия или имя персонажа его полностью характеризуют. Так, в деле № 18 («Полуденный вор») склонный к обжорству член банды угонщиков носит фамилию «Пузановский», а вор-гастролёр носит фамилию «Царапов» от слова «цап-царап».

В деле № 15 («Ушёл и не вернулся») «провинциальный лев» и обольститель женщин — «Валетный», а хитрый преступник, которому поначалу удаётся изобразить из себя жертву, — «Миловидов». В деле № 14 («Подпасок с огурцом») работницу сферы искусств зовут Муза Анатольевна, и так далее.

Как случается с актёрами длительных сериалов, образы их героев тесно переплелись с их собственными, и многие люди прямо отождествляли Леонида Каневского и Георгия Мартынюка с работниками милиции. До определенной степени это делали и сами актёры, например, Леонид Каневский регулярно отмечает День милиции как свой праздник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *