славский министр среднего машиностроения биография

Славский министр среднего машиностроения биография

Славский Ефим Павлович – заместитель начальника Первого Главного управления при Совете Министров СССР; заместитель министра среднего машиностроения СССР; министр среднего машиностроения СССР, город Москва.

Родился 26 октября (7 ноября) 1898 года в селе Макеевка Таганрогского округа области Войска Донского (ныне – город Макеевка Донецкой области, Украина) в крестьянской семье. Украинец. В 1908-1912 годах работал батраком по найму. В 1912-1914 годах рабочий старотруболитейного завода, в 1914-1916 годах котельщик шахты «Капитальная», в 1916-1918 годах обрубщик новотруболитейного завода в Донбассе.

С 1918 года служил в Красной Армии. Участник Гражданской войны: в 1919-1920 годах красноармеец 9-го Заднепровского Украинского полка, в 1920-1921 годах командир взвода 1-й отдельной кавалерийской бригады при Революционном военном совете 1-й Конной армии. Участвовал в боях на юге Украины и в Крыму. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1918 года.

В 1921-1927 годах комиссар полка, начальник организационной части 1-й отдельной кавалерийской бригады (город Москва), в 1927-1928 годах комиссар 56-го Кавказского кавалерийского полка 2-й отдельной Кавказской бригады (город Тифлис). В 1928 году демобилизован.

В 1948-1949 годах на заводе «В» Комбината №817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой ядерной бомбы. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путём приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путём.

В 1949 году на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан) было проведено успешное испытание первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 (мощностью 22 килотонны).

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 октября 1949 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Славскому Ефиму Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1953 году на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено успешное испытание первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 (мощностью 400 килотонн).

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 4 января 1954 года за исключительные заслуги пред государством при выполнении специального задания Правительства Славский Ефим Павлович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

При непосредственном участии Е.П.Славского 27 июня 1954 года была сдана в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в городе Обнинск Калужской области. Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований и для выработки изотопов для нужд медицины. Опыт эксплуатации первой, по сути экспериментальной атомной станции полностью подтвердил инженерно-технические решения, предложенные специалистами атомной отрасли, что позволило приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых АЭС в СССР. Обнинская АЭС проработала в течение 48 лет (в 1954-2002 годах).

В 1957-1986 годах – Министр среднего машиностроения СССР (в 1963-1965 годах – председатель Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР). Министерству подчинялись сотни городов, горнодобывающих и обогатительных предприятий, атомных электростанций, научно-исследовательских университетов, научных центров, полигонов и воинских частей, работавших в интересах атомной промышленности. Находился на посту министра в течение 29 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 марта 1962 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Правительства Славский Ефим Павлович награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот».

С 21 ноября 1986 года – персональный пенсионер союзного значения.

Член ЦК КПСС в 1961-1990 годах. Депутат Московского совета в 1930-1933 годах, депутат Челябинского областного совета в 1947-1949 годах, депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (в 1958-1989 годах).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 ноября 1991 года на 94-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

Почётный гражданин городов Северск (Томск-7; 19.07.1979), Зеленогорск (Красноярск-45; 17.06.1981), Белокуриха Алтайского края, 1986), Усть-Каменогорск.

Биография подготовлена В.С.Смирновым и А.А.Симоновым

славский министр среднего машиностроения биография

© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источник

Славский Ефим Павлович (1898—1991)

славский министр среднего машиностроения биография

государ­ствен­ный дея­тель, один из осно­ва­те­лей и руко­во­ди­те­лей совет­ской атом­ной про­мыш­лен­но­сти. В 1957 – 1986 гг.—министр сред­него маши­но­стро­е­ния. Три­жды Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1949, 1954, 1962). Лау­реат Ленин­ской (1980) и трех Государ­ствен­ных (1949, 1951, 1984) пре­мий СССР.

Ефим Пав­ло­вич Слав­ский родился 26 октября 1898 года в селе Маке­евка (Дон­басс, Укра­ина) в кре­стьян­ской семье. Рабо­тать он стал уже с малых лет – нани­мался батра­ком, пас скот на лет­них выго­нах, и смог закон­чить только три класса цер­ковно-при­ход­ской школы.

В 13 лет он посту­пает на Маке­ев­ский метал­лур­ги­че­ский завод, в литей­ный цех. Затем рабо­тал сле­са­рем на руд­нике, а год спу­стя вер­нулся на завод – нача­лась Пер­вая миро­вая война, рабо­чих рук не хва­тало, поэтому в цеха брали совсем моло­дых. Ефим Слав­ский отли­чался боль­шой физи­че­ской силой, ему пору­чили обра­ба­ты­вать кор­пуса артил­ле­рий­ских сна­ря­дов. На заводе он начал участ­во­вать в заба­стов­ках, вес­ной 1918 года всту­пил в ряды пар­тии боль­ше­ви­ков. В 1918-1923 гг. Ефим Слав­ский вое­вал на фрон­тах Граж­дан­ской войны. Слу­жил в рядах Пер­вой Кон­ной армии, лично знал леген­дар­ных коман­ди­ров Дыбенко, Будён­ного, Фрунзе. Закон­чил вое­вать осе­нью 1923 года комис­са­ром полка Отдель­ной Осо­бой кава­ле­рий­ской диви­зии Пер­вой кон­ной армии.

Е.П. Слав­ский про­слу­жил в армии ещё пять лет, до 1928 года. Затем он рабо­тал заве­ду­ю­щим скла­дами, одновре­менно полу­чал сред­нее обра­зо­ва­ние, а в 1933 году окон­чил Инсти­тут цвет­ных метал­лов и золота, защи­тив диплом­ную работу на тему тех­но­ло­гии про­из­вод­ства свинца.

От рядо­вого инже­нера до дирек­тора – таков путь моло­дого спе­ци­а­ли­ста Ефима Слав­ского на заводе «Элект­ро­цинк» в городе Орджо­ни­кидзе, где он начал рабо­тать после окон­ча­ния вуза. В 1940 году Е.П. Слав­ский воз­гла­вил Дне­пров­ский алю­ми­ни­е­вый завод в Запо­ро­жье. К 1941 году это пред­при­я­тие давало две трети оте­че­ствен­ного алю­ми­ния.

За неделю до начала Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны Ефим Пав­ло­вич был утвер­ждён заме­сти­те­лем нар­кома цвет­ной метал­лур­гии. Однако всту­пить в новую долж­ность он не успел. Е.П. Слав­ский вер­нулся в Запо­ро­жье, чтобы сдать дела новому дирек­тору, но ему при­шлось уже под огнём про­тив­ника орга­ни­зо­вы­вать эва­ку­а­цию Дне­пров­ского завода на Урал. За осу­ществ­ле­ние этого слож­ней­шего меро­при­я­тия Е.П. Слав­ский был награж­дён своим пер­вым из десяти орде­ном Ленина.

В конце 1941 года он воз­гла­вил стро­и­тель­ство, а затем работу Ураль­ского алю­ми­ни­е­вого завода (г. Каменск-Ураль­ский), кото­рый в годы войны был един­ствен­ным пред­при­я­тием, давав­шим стране алю­ми­ний. Под руко­вод­ством Е.П. Слав­ского выпуск алю­ми­ния на заводе вырос с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. За эту работу Е.П. Слав­ский был награж­дён ещё двумя орде­нами Ленина.

При выплавке алю­ми­ния и маг­ния исполь­зу­ются гра­фи­то­вые элек­троды. Вот это обсто­я­тель­ство и послу­жило при­чи­ной и пово­дом для пово­рота в судьбе инже­нера-метал­лурга Е.П. Слав­ского. Для сборки атом­ного реак­тора пона­до­бился гра­фит повы­шен­ной чистоты, при­чем в боль­шом коли­че­стве. В 1943 году как спе­ци­а­лист по про­из­вод­ству гра­фи­то­вой элек­трод­ной массы Ефим Пав­ло­вич позна­ко­мился с И.В. Кур­ча­то­вым, попытки кото­рого полу­чить гра­фит необ­хо­ди­мого каче­ства, нуж­ного для пер­вого атом­ного реак­тора, дол­гое время закан­чи­ва­лись неудачно.

Корот­кий срок – с 1945 по 1946 гг. – Е.П. Слав­ский про­ра­бо­тал заме­сти­те­лем нар­кома цвет­ной метал­лур­гии СССР – началь­ни­ком глав­ного управ­ле­ния алю­ми­ни­е­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

9 апреля 1946 года Е.П. Слав­ский был назна­чен заме­сти­те­лем началь­ника Пер­вого Глав­ного управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР, и с этого пери­ода вся дея­тель­ность Ефима Пав­ло­вича была свя­зана с созда­нием атом­ной про­мыш­лен­но­сти и ядер­ного щита Родины.

Е.П. Слав­ский – актив­ный участ­ник «ура­но­вой про­блемы». Пер­вой зада­чей, кото­рую ему при­шлось решать в рам­ках совет­ского атом­ного про­екта, было полу­че­ние сверх­чи­стого гра­фита для постройки пер­вого опыт­ного реак­тора Ф-1 в Лабо­ра­то­рии № 2 (буду­щий Инсти­тут атом­ной энер­гии им. И.В. Кур­ча­това). Начи­нать при­шлось в пол­ном смысле с нуля – спе­ци­а­ли­сты Мос­ков­ского элек­трод­ного завода, кото­рым было пору­чено про­из­вод­ство гра­фита, сна­чала не имели поня­тия о том, что такое истин­ная чистота мате­ри­а­лов, необ­хо­ди­мых для созда­ния реак­тора. Эта важ­ная про­блема, несмотря на все её слож­но­сти, была успешно решена. Затем уда­лось добиться полу­че­ния урана необ­хо­ди­мой чистоты.

25 декабря 1946 года пер­вый в Европе и Азии иссле­до­ва­тель­ский уран-гра­фи­то­вый реак­тор Ф-1 был пущен. В этот напря­жён­ный период Е.П. Слав­ский близко позна­ко­мился с И.В. Кур­ча­то­вым, к кото­рому все после­ду­ю­щие годы отно­сился с огром­ным ува­же­нием и любовь к кото­рому сохра­нил до конца своей жизни.

Сразу же за вво­дом в дей­ствие реак­тора Ф-1 нача­лось интен­сив­ное стро­и­тель­ство на Урале про­мыш­лен­ного ком­би­ната № 817 (база-10, ПО «Маяк»), где созда­ва­лось про­из­вод­ство плу­то­ния для атом­ной бомбы. 10 июля 1947 года Л.П. Берия назна­чил Е.П. Слав­ского дирек­то­ром созда­ва­е­мого ком­би­ната.

Стро­и­тель­ство велось в неимо­верно труд­ных усло­виях, на «голой», уда­лен­ной от круп­ных горо­дов и транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций, тер­ри­то­рии. Е.П. Слав­ский пока­зал себя прин­ци­пи­аль­ным и ини­ци­а­тив­ным орга­ни­за­то­ром про­из­вод­ства, талант­ли­вым инже­не­ром и руко­во­ди­те­лем с ана­ли­ти­че­ским скла­дом ума, спо­соб­ным быстро раз­би­раться в слож­ных ситу­а­циях и опе­ра­тивно при­ни­мать вер­ные реше­ния.

Рабо­тать при­хо­ди­лось много, бывало, спал он по два-три часа в сутки. В 1947 году на Базе № 10 тру­ди­лись 41 тыс. стро­и­те­лей и мон­таж­ни­ков. Но и этого было недо­ста­точно, чтобы уло­житься в назна­чен­ный Ста­ли­ным срок. Е.П. Слав­ский обра­тился к пред­се­да­телю Спец­ко­ми­тета Л.П. Берии с прось­бой при­слать еще 15–18 тыс. рабо­чих и инже­не­ров, и был под­дер­жан спе­ци­аль­ным упол­но­мо­чен­ным Совета Мини­стров СССР на стро­и­тель­стве гене­ра­лом И.М. Тка­ченко и пер­вым заме­сти­те­лем Л.П. Берии В.В. Чер­ны­ше­вым, без­от­лучно нахо­див­шимся на стро­и­тель­ной пло­щадке. К концу года чис­лен­ность стро­и­те­лей достигла 52 тыс. чело­век и уже было занято боль­шое коли­че­ство мон­таж­ни­ков.

Но из-за несвоевре­мен­ных поста­вок элек­три­че­ского и дру­гого обо­ру­до­ва­ния сроки стро­и­тель­ных работ были сорваны, что послу­жило фор­маль­ным пово­дом для сня­тия его с поста дирек­тора, хотя в этой долж­но­сти он про­ра­бо­тал всего пять меся­цев. 12 ноября 1947 года Поста­нов­ле­нием СМ СССР № 3909-1327 завод № 817 пере­име­но­ван в ком­би­нат № 817, дирек­то­ром ком­би­ната назна­чен Б.Г. Муз­ру­ков, пер­вым заме­сти­те­лем дирек­тора и глав­ным инже­не­ром – Е.П. Слав­ский.

29 октября 1949 года вышел закры­тый Указ Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета «О при­сво­е­нии зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда науч­ным, инже­нерно-тех­ни­че­ским и руко­во­дя­щим работ­ни­кам научно-иссле­до­ва­тель­ских, кон­струк­тор­ских орга­ни­за­ций и про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий», кото­рым за исклю­чи­тель­ные заслуги перед госу­дар­ством при выпол­не­нии спе­ци­аль­ного зада­ния Ефим Пав­ло­вич Слав­ский был удо­стоен зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и молот».

Из-за несо­вер­шен­ства тех­но­ло­гии и недо­статка опыта на ком­би­нате неод­но­кратно слу­ча­лись ава­рии и раз­лич­ные инци­денты, в том числе ядер­ные, и Ефим Пав­ло­вич все­гда был в опас­ной зоне в пер­вых рядах. Набран­ная им за годы работы на ПО «Маяк» доза облу­че­ния намного пре­вы­шала допу­сти­мую.

После того как ПО «Маяк» устой­чиво зара­бо­тал, Ефим Пав­ло­вич пере­ехал в Москву. В 1953 году он стал пер­вым заме­сти­те­лем мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния, а с 1957 года – мини­стром зна­ме­ни­того Сред­маша.

«Атом­ная» задача была не из лег­ких для страны, кото­рая пере­жила самую страш­ную за всю свою исто­рию войну. Ефим Пав­ло­вич вло­жил в дело ста­нов­ле­ния новой отрасли много сил и уме­ния, вни­ма­тельно сле­дил за рабо­тами не только на про­из­вод­стве, но и в науч­ных кол­лек­ти­вах. Он поль­зо­вался глу­бо­ким ува­же­нием среди уче­ных и инже­не­ров, рабо­чих и тех­ни­ков, всех про­стых и чест­ных тру­же­ни­ков.

Е.П. Слав­ский воз­глав­лял Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР с 1957 по 1986 годы. Именно здесь наи­бо­лее полно рас­крылся его талант круп­ного орга­ни­за­тора и руко­во­ди­теля, он внес неоце­ни­мый вклад в ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие отрасли, обес­пе­чил выпол­не­ние важ­ных пра­ви­тель­ствен­ных зада­ний по созда­нию ядер­ного ору­жия и исполь­зо­ва­нию атом­ной энер­гии в мир­ных целях. В 1954 году за ком­плекс работ в обес­пе­че­ние раз­ра­ботки, изго­тов­ле­ния и испы­та­ния пер­вого тер­мо­ядер­ного заряда Е.П. Слав­скому вто­рично при­сва­и­ва­ется зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда.

При Ефиме Пав­ло­виче Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния закре­пило ста­тус «госу­дар­ства в госу­дар­стве», нарас­тив про­из­вод­ствен­ные и научно-тех­ни­че­ские мощ­но­сти.

В 1962 году Ефим Пав­ло­вич был в тре­тий раз удо­стоен зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда за раз­ра­ботку и испы­та­ния самой мощ­ной в мире тер­мо­ядер­ной бомбы, кото­рую за рубе­жом, с подачи Н.С. Хру­щева, про­звали «кузь­ки­ной мате­рью». Этим испы­та­нием была про­де­мон­стри­ро­вана воз­мож­ность нара­щи­ва­ния энер­гии еди­нич­ного ядер­ного бое­при­паса до гигант­ских зна­че­ний.

В период 1963-1965 гг. Мин­сред­маш был пре­об­ра­зо­ван в Государ­ствен­ный про­из­вод­ствен­ный коми­тет по сред­нему маши­но­стро­е­нию. Ефим Пав­ло­вич оста­вался его пред­се­да­те­лем, то есть про­дол­жал рабо­тать мини­стром.

За эти трид­цать лет отрасль заняла одно из веду­щих мест в народ­ном хозяй­стве страны, стала его могу­чей частью, вклю­ча­ю­щей в себя науч­ный, про­из­вод­ствен­ный и стро­и­тель­ный сек­торы дея­тель­но­сти госу­дар­ства.

При непо­сред­ствен­ном уча­стии Е.П. Слав­ского созда­вался ядер­ный щит нашего госу­дар­ства, вво­ди­лись в строй атом­ные элек­тро­стан­ции и уста­новки раз­лич­ного назна­че­ния, в крат­чай­шие сроки была раз­вита сырье­вая подо­т­расль атом­ной про­мыш­лен­но­сти, постро­ены круп­ней­шие, осно­ван­ные на новей­ших дости­же­ниях науки и тех­ники, гор­но­до­бы­ва­ю­щие и пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие ком­би­наты, раз­ра­ба­ты­ва­лись и внед­ря­лись уни­каль­ные тех­но­ло­гии по добыче урана, золота, про­из­вод­ству мине­раль­ных удоб­ре­ний, при­ме­не­нию изо­то­пов в меди­цине, сель­ском хозяй­стве, в дру­гих отрас­лях народ­ного хозяй­ства.

Было много сде­лано в обла­сти соци­аль­ной сферы, создана целая серия закры­тых горо­дов и посел­ков, сана­то­риев и домов отдыха, а также меди­цин­ских учре­жде­ний пред­при­я­тий атом­ной про­мыш­лен­но­сти, постро­ены совре­мен­ные города Шев­ченко (Актау), Навои, Зарав­шан, Степ­но­горск, Крас­но­горск.

На посту мини­стра Сред­маша в пол­ной мере про­яви­лись талант Е.П. Слав­ского как круп­ного и муд­рого руко­во­ди­теля, его само­от­вер­жен­ность и гро­мад­ная рабо­то­спо­соб­ность под­чер­ки­вали мно­го­цвет­ную палитру образа этого чело­века, сыг­рав­шего огром­ную роль в ста­нов­ле­нии атом­ной отрасли.

При­ни­мая актив­ное уча­стие во всех делах и начи­на­ниях, пред­при­ни­ма­е­мых мини­стер­ством, Ефим Пав­ло­вич про­яв­лял себя дея­тель­ным, ком­пе­тент­ным и энер­гич­ным руко­во­ди­те­лем. Участ­ники мно­го­чис­лен­ных, часто напря­жён­ных научно-тех­ни­че­ских сове­тов вспо­ми­нают, что он все­гда вни­ма­тельно при­слу­ши­вался к мне­ниям учё­ных. В то же время ему, как чело­веку команд­ной системы, были при­сущи жёст­кость и тре­бо­ва­тель­ность в реше­нии наме­чен­ных задач. При этом он оста­вался про­стым, доступ­ным и дей­стви­тельно демо­кра­тич­ным в обще­нии с рядо­выми сотруд­ни­ками атом­ной отрасли, осо­бенно с моло­дыми. Мно­гие вспо­ми­нают его откры­тость, отсут­ствие вся­кого чван­ства, гру­бо­ва­тый юмор, свой­ствен­ный тем, кто не один раз бывал в пере­дел­ках.

26 апреля 1986 года на Чер­но­быль­ской АЭС про­изо­шла круп­ней­шая тех­но­ген­ная ава­рия. 20 мая при­ка­зом Мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния СССР Е.П. Слав­ского для лик­ви­да­ции послед­ствий ава­рии на ЧАЭС создано Управ­ле­ние стро­и­тель­ства № 605, и уже на сле­ду­ю­щий день группа спе­ци­а­ли­стов Мин­сред­маша во главе с мини­стром Е.П. Слав­ским выле­тела в Чер­но­быль. В даль­ней­шем Е.П. Слав­ский неод­но­кратно посе­щал Чер­но­быль­скую зону.

В те годы Чер­но­быль­ская АЭС нахо­ди­лась в веде­нии Мини­стер­ства энер­ге­тики и элек­три­фи­ка­ции СССР. Про­ек­ти­ро­ва­лась, стро­и­лась и экс­плу­а­ти­ро­ва­лась ЧАЭС также Минэнерго, и роко­вой экс­пе­ри­мент, при­вед­ший к ава­рии, про­во­дился по его про­грамме. Тем не менее, мно­гие основ­ную долю ответ­ствен­но­сти за про­ис­шед­шее воз­ла­гали на раз­ра­бот­чи­ков реак­тора и его систем управ­ле­ния и защиты, а также на руко­вод­ство Мини­стер­ства сред­него маши­но­стро­е­ния.

21 ноября 1986 года Е.П. Слав­ский в воз­расте 88 лет был отправ­лен в отставку.

Труд Ефима Пав­ло­вича Слав­ского был по досто­ин­ству оце­нен госу­дар­ством: тремя из десяти орде­нов Ленина он был награж­ден еще за работу на пред­при­я­тиях Нар­ком­цвет­мета (1942-1945 гг.), осталь­ные ордена он полу­чил за работу в Мин­сред­маше. Он также лау­реат Ста­лин­ской пре­мии 1-й сте­пени (1949 г. и 1951 г.), Ленин­ской пре­мии (1980 г.) и Государ­ствен­ной пре­мии СССР (1984 г.), награж­ден дру­гими орде­нами и меда­лями СССР, ГДР и ЧССР.

Ефим Пав­ло­вич Слав­ский скон­чался 28 ноября 1991 года. Похо­ро­нен на Ново­де­ви­чьем клад­бище.

Е.П. Слав­ский являлся Почет­ным граж­да­ни­ном несколь­ких горо­дов: Томск-7, Обнинск, Крас­но­ярск-45, Усть-Каме­но­горск.

Памят­ники Е.П. Слав­скому уста­нов­лены в Маке­евке и Усть-Каме­но­гор­ске. Мемо­ри­аль­ные доски открыты на зда­нии Роса­тома (Москва, ул. Боль­шая Ордынка, 24) и на про­ход­ной Ураль­ского алю­ми­ни­е­вого завода.

Име­нем Е.П. Слав­ского названы улицы в Маке­евке, Рыбин­ске, Север­ске, Бело­ку­рихе, Степ­но­гор­ске, Димит­ров­граде, Кур­ча­тове и Москве, набе­реж­ная в Усть-Камео­но­гор­ске и буль­вар в Камен­ске-Ураль­ском.

Источник

«Ефим Великий»

Ефим Павлович Славский – человек-легенда, один из самых засекреченных министров. 30 лет он возглавлял Министерство среднего машиностроения СССР – легендарный Минсредмаш, а проще говоря, отечественную атомную промышленность.

Эпоха Славского – это создание и совершенствование ядерных реакторов, строительство атомных электростанций, создание надводного и подводного флотов. При нем развивалась уранодобывающая промышленность, были созданы институты и конструкторские бюро.

Человек, отличающийся большой смелостью, решительностью и личным обаянием, он трижды удостаивался звания Героя Социалистического Труда, был кавалером десяти (!) орденов Ленина, лауреатом Ленинской и Государственных премий.

славский министр среднего машиностроения биография

А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Е.П. Славский

Глава Минсредмаша Ефим Павлович Славский отличался отменным здоровьем и продолжал руководить атомной отраслью, когда ему было уже далеко за 80. Однажды, выслушав доклады директоров о перспективных планах деятельности, министр уточнил:

— На сколько лет рассчитаны планы?

— На двадцать, Ефим Павлович.

— Та-а-к, – насторожился Славский. – Да ведь за двадцать лет вы все перемрете. А потом я один за всех отвечай!

славский министр среднего машиностроения биография

А.П. Александров и Е.П. Славский

Закалку «атомный министр» получил еще в детские годы. В 10 лет уже был подпаском, в 13 готовил соломенные веревки для труболитейного производства на Макеевском заводе. В 15 пошел на рудник подручным слесаря. Во время Первой мировой войны собственноручно изготавливал снаряды. В Гражданскую войну воевал в Буденновской армии. Дошел с Семеном Михайловичем до Майкопа. А потом в плавнях ловил махновцев. Первой наградой Ефима Славского стали серебряные часы от ВЦИК. А на память от Буденнова у него остался кавалергардский палаш с именной гравировкой.

Став комиссаром полка Первой конной армии, он имел за плечами только три класса церковно-приходской школы. Пришлось сесть за школьную парту. Среднее образование Ефим Славский получил, еще служа в армии. А потом была учеба в Горной академии. Получив диплом технолога, он отправился на Северный Кавказ. На заводе «Электроцинк» в Орджоникидзе прошел путь от инженера до директора.

«Электроцинковый завод – сложнейший комбинат: свинец, цинк, золото, серебро – словом, хорошая школа! Вот почему я в бывшем своем министерстве, как давнишний специалист, организовал добычу золота. И добывал по пятьдесят тонн в год», – вспоминал Ефим Павлович.

В 1939 году Славский был назначен руководителем крупнейшего Днепровского алюминиевого завода в Запорожье вместо репрессированного директора. Ефима Павловича практически кинули на «амбразуру».

Он был специалистом по тяжелым металлам – меди, свинцу, цинку, и благородным – золоту и серебру. По алюминию в свое время только прослушал лекции, опыта инженерного не имел. Завод в Запорожье был знаковый. Под него в свое время построили ДнепроГЭС. Завод требовал больших энергозатрат, на одну тонну алюминия – 20 тысяч киловатт-часов.

Ефим Павлович возглавил гигант, да так развернулся, что за неделю до начала Великой Отечественной войны перспективного руководителя утвердили заместителем наркома цветной металлургии.

Летом 1941-го он вернулся из Москвы на Запорожье, чтобы сдать Днепровский алюминиевый завод новому директору. Но сдавать не пришлось – 18 августа 1941-го прозвучало распоряжение диспетчера «Днепроэнерго»: «Остановить моторы-генераторы!» Полтора месяца под артиллерийским огнем Ефим Славский эвакуировал свой завод на Урал.

«Мы – на одной стороне Днепра, немцы – на другой. Причем завод они не бомбили, он им был нужен как самый большой в Европе», – вспоминал Ефим Славский.

славский министр среднего машиностроения биография

Б.Н. Ельцин и Е.П. Славский. Госкомиссия по приемке блока 3 Белоярской АЭС, 1980год

45 дней защитники города сдерживали натиск фашистов, пока из Запорожья на восток уходили под бомбежками многочисленные железнодорожные составы с бесценным грузом. С алюминиевого завода было эвакуировано на Урал около 1000 вагонов с оборудованием, алюминием и кремнием.

За эвакуацию завода в Камененск-Уральск, который стал называться Уральским алюминиевым заводом, Ефим Славский получил первый орден Ленина. Но Славский не собирался отсиживаться в тылу. Стремясь попасть на фронт, он отправился в Москву, в ЦК, к заму предсовмина Ивану Архипову.

«Тогда все наркомы уже были эвакуированы в Куйбышев, а наш – цветной металлургии – в Свердловск, – вспоминал Ефим Павлович. – Архипов позвонил Петру Ломако в Свердловск, и тот категорически потребовал: «Немедленно направь Славского ко мне заместителем, так как он утвержден в ЦК моим замом по алюминиевой и электродной промышленности».

И Славский улетел на Урал.

Из четырех алюминиевых заводов в стране остался один – Уральский алюминиевый завод, который только строился. А алюминий требовался для авиации! Молодой директор Уральского алюминиевого завода внезапно умер в машине от разрыва сердца. И Славский сам поехал достраивать завод. Всю войну проработал там директором, с 20 тысяч тонн довел производство алюминия – «крылатого металла» – до 75. Получил за этот период еще два ордена Ленина.

Он понимал, что рабочих надо хорошо кормить, на электролизе была высокая температура, несколько тысяч градусов, а хлеб выделяли строго по нормам. И Славский добился, чтобы его работникам давали безнормативный хлеб. А также организовал при заводе подсобное хозяйство.

Большие хорошие руды были на севере Урала. А Славский с коллегами обнаружили приличное месторождение недалеко, в 30 километрах, и начали его разрабатывать. Руду пришлось возить на лошадях. В распоряжении Ефима Павловича было полторы сотни лошадей, которых он сам распределял… Но осознав, что много руды на конной тяге не привезешь, отправился к своему шефу-Микояну просить «студебекеры». Никто не верил в положительный исход дела. Американские машины тогда поставляли только для фронта. Но Славский добился своего. Ему отгрузили из Владивостока 20 «студебекеров». Правда, в разобранном виде, отдельно приехали колеса, отдельно кузова, отдельно двигатели. За несколько дней заводские рабочие собрали машины. Весь Урал тогда диву давался. Руду у Славского стали возить на «американцах»!

После Победы, в 1945-м, наркоматы вернулись на свои места. Вернулся в столицу и Ефим Славский – замом по алюминиево-магниевой промышленности к министру цветной металлургии СССР Петру Ломако. Но судьба подготовила инженеру-металлургу сюрприз. Весной 1946-го он попал в «урановый проект», к Игорю Курчатову, стал заместителем начальника Первого Главного управления при совнаркоме СССР (прародителя Минсредмаша). Никто тогда не догадывался, что под вывеской Наркомата сельскохозяйственного машиностроения в неприметном здании на улице Кирова в Москве располагается штаб атомной промышленности.

С «Бородой», как величали Игоря Курчатова за черную, окладистую бороду, Ефиму Славскому довелось познакомиться еще во время войны, в 1943 году. При выплавке алюминия и магния использовались графитовые электроды. А Курчатову потребовался сверхчистый графит для первого опытного реактора Ф-1. Делать его поручили специалистам цветной металлургии из анодной массы. Задачу возложили на единственный тогда в Москве электродный завод.

славский министр среднего машиностроения биография

Демонстрация ядерного заряда. Л.П.Берия, Б.Л.Ванников,Е.П.Славский, М.В.Келдыш, С.П.Королев, И.С.Курчатов. Фрагмент панно на вокзале в г.Екатеринбург

Но анодная масса, как вспоминал потом Ефим Славский, это отходы производства, полученные при выпуске кокса для металлургии, так называемый пек-загрязненный графит. В процессе электролиза алюминия чистота угольных блоков – графитовых электродов – не требуется. А физикам-атомщикам нужно было очистить анодную массу от вещества, поглощающего нейтроны и мешающего цепной реакции.

Требования к готовому продукту были жесткие, например, примесь бора не должна была превышать миллионных долей, а зольность – четырех тысячных процента!

Когда к металлургам пришел первый официальный запрос на бумаге на сверхчистый графит с указанием, до какого знака после запятой он должен быть очищен от разных примесей, это стало настолько неожиданно для специалистов, что поначалу сочли, что в текст закралась ошибка, машинистка случайно набила лишние нули после запятой…

На Славского была возложена персональная ответственность за производство графита. В короткие сроки был построен специальный цех, началась отработка новой технологии. Ценой больших усилий удалось сделать почти невозможное. В октябре 1945-го была получена первая партия графита, которая успешно прошла контроль на чистоту.

Но только для экспериментального реактора требовалось несколько сотен тонн графита. В этот период Игорь Курчатов, возглавляющий Лабораторию № 2, и пригласил Ефима Славского работать вместе над атомной проблемой.

Промышленное производство металлического урана организовали на бывшем заводе боеприпасов – заводе № 12 в Электростали. Металлический уран в виде блочков – цилиндриков длиной около 15 сантиметров – стали получать в результате восстановительных плавок закиси-окиси урана с металлическим кальцием, который доставляли самолетами из Восточной Германии.

Это стало для страны гигантским научным прорывом. Реактор Ф-1 создавался как опытная площадка для отработки технологий и процессов получения плутония.

И тут же приступили к строительству на Урале промышленного комбината № 817 («База-10», теперь ПО «Маяк» в городе Озерске Челябинской области).

10 июля 1947 года Берия назначил 49-летнего Ефима Славского директором создаваемого комбината без освобождения его от должности замначальника ПГУ.

Ефим Павлович вспоминал, чтобы выбрать место, где грамотно «посадить» реактор, они изучали воздушные потоки и местность. Строительной техники сначала не было. Когда копали котлован, грунт рыхлили взрывами. Рабочие вывозили землю на тачках, а потом на лошадях, подальше от площадки, в лес. Конный парк насчитывал три тысячи лошадей.

Ветераны вспоминали, что Славский умел «закручивать гайки». Позже, в один из своих приездов на «объект», перед въездом в зону он заметил строительные машины со знаками «ПР», дающие им право без пропуска покидать секретную зону и въезжать на ее территорию. И тут же приказал всем водителям смыть знаки и далее оформлять пропуска.

Комбинат строили в основном заключенные и военные, гражданских было минимум. В августе 47-го завершилось бетонирование котлована для промышленного реактора.

славский министр среднего машиностроения биография

Е.П. Славский и И.В. Курчатов

Многие отмечали открытость Славского, отсутствие всякого чванства, грубоватый юмор, свойственный тем, кто не один раз бывал в переделках. Работал Ефим Павлович на объекте героически. Энергии, работоспособности, мужества ему было не занимать. По воспоминаниям коллег, он всегда был в чистой рубашке с галстуком, хорошо выбрит, несмотря на то что работал по 16 часов в день, а часто и ночевал на объекте.

Полным ходом шли монтажные работы на реакторе «А», строились объекты: «Б» – радиохимический завод, «В» – химико-металлургический завод, водоснабжение, электростанция, город… Все нужно было возвести в срок.

На Ефима Павловича обрушилась масса малознакомых и вовсе незнакомых проблем. Объем работ был громадный, а достойных помощников у Славского тогда еще не было. Атомная отрасль только создавалась, коллектив огромного объекта лишь начинал формироваться.

Славский понял, что одним махом, по-кавалерийски, дело не поправишь. На строительстве комбината работали 41 тысяча строителей и монтажников. Но и этого было недостаточно. Чтобы уложиться в назначенный Сталиным срок, Ефим Павлович попросил прислать еще 15–18 тысяч рабочих и инженеров. Поток машин и механизмов, идущих на комбинат, нарастал. Возникли проблемы с выгрузкой и хранением оборудования и материалов.

Славский работал как проклятый, при этом лез в самое пекло. Ветераны вспоминали, как однажды случилось ЧП, пришлось удалять заклинивший кюбель и расчищать приямку шахты от рабочих облученных блочков. В зоне высокого ионизирующего излучения работали по одному, получив специальный дозиметрический допуск. В работе принимал участие и Славский. Каждому поднявшемуся наверх потом выдавали 75-граммовый стаканчик с разведенным спиртом. Ефим Павлович, выполнив заход, потребовал для себя полноценный 200-граммовый граненый стакан. И пошел на второй заход. Когда инженер-дозиметрист попытался его остановить, так как он уже получил разрешенную дозу облучения, Ефим Павлович сказал: «Вам запрещаю, а себе разрешаю».

славский министр среднего машиностроения биография

Ефим Павлович Славский осматривает вычислительный центр НИИС

Темпы работ на комбинате между тем катастрофически отставали от графика. Из-за несвоевременных поставок электрического и другого оборудования сроки строительных работ были сорваны, что послужило формальным поводом для снятия Славского с поста директора, хотя на этой должности он проработал всего пять месяцев.

12 ноября 1947 года завод № 817 был переименован в комбинат № 817. Его директором был назначен Борис Музруков, а Ефим Славский стал первым заместителем директора и главным инженером.

«Славский привык быть первым лицом и не мог быть ни вторым, ни третьим, и оглядываться на кого-то, – вспоминал Борис Брохович. – Это был большой инженер с острым аналитическим умом, способный решить самую сложную, запутанную задачу. Он не боялся брать на себя ответственность и принимать решения. С ним не требовалось вести дипломатию».

Но того же Броховича Славский обругал при приеме на работу. Когда тот попросил не назначать его на должность начальника отдела оборудования УКСа завода № 817, мотивируя это тем, что он хочет поступить в аспирантуру, Ефим Павлович, не принимая никаких доводов, начал кричать: «Работать все равно будешь, под конвоем водить будем!» И утвердил его в должности.

Славский был человеком «горячим», мог вспылить, устроить разнос провинившемуся, отругать нецензурно, но также, без оглядки, смело стоял за справедливость, вступался за подчиненных. Стоит вспомнить лишь один примечательный случай. Инженера из Кыштыма Ерошкина обязали следить за поступлением на склад завода «Б» оборудования и отправкой его на монтаж. Проектный институт ЛГС сделал перечень аппаратов секретным. Ерошкин переписал его в записную книжку, которую носил с собой в кармане. Об этом узнал уполномоченный КГБ Бредихин, и Ерошкина арестовали. Не мог спасти его и главный инженер завода Громов. Ерошкин был осужден и находился 1,5 года в заключении. Это дошло до Славского, он вмешался, рассекретил чертеж с перечнем оборудования. Ерошкин был освобожден и работал потом до самой пенсии начальником азотной станции.

Ветераны вспоминали, каким триумфом стал для всех промышленный пуск реактора «А», «Аннушки», который состоялся 19 июня 1948 года. Эта дата и стала считаться днем рождения нынешнего комбината «Маяк». Ефим Павлович, в свою очередь, вспоминал, что перед пуском, при наладке реактора, они с Игорем Курчатовым спали по несколько часов в сутки, по очереди.

В последующем на комбинате № 817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой атомной бомбы РДС-1, которая была испытана на Семипалатинском полигоне 29 октября 1949 года. Ефиму Славскому наряду с другими причастными «закрытым» указом было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Академик Анатолий Александров отмечал, что «именно Славскому страна больше всего обязана созданием «атомного щита». Будучи и директором, и главным инженером, Ефим Павлович обеспечил техническое руководство работами по строительству, монтажу, пуску в эксплуатацию первого в стране реактора для наработки плутония в военных целях.

славский министр среднего машиностроения биография

Подсобное хозяйство. Е.П. Славский справа

Свое 50-летие Ефим Славский отметил на объекте. А после того как комбинат № 817 устойчиво заработал, Ефим Славский переехал в Москву. В 1953 году он стал первым заместителем министра среднего машиностроения, а с 1957 года – министром знаменитого Средмаша. Ефим Павлович вложил в дело становления новой отрасли много сил и умения. Внимательно следил за работами не только на производстве, но и в научных коллективах.

Ефим Славский постоянно бывал на своей «десятке», как он именовал производственное предприятие «Маяк». Как-то признавался, что «пока сооружал «атомный комбинат», 17 лет не был в отпуске».

Ветераны вспоминали, как он однажды возвращался с объекта «Б» на единственной проездной легковой машине, но с проверкой на КПП-1. Дежурный старший дозиметрист замерил ее. Машина была чистая, ее хорошо помыли на объекте. Он открыл дверку машины, замерил резиновые сапоги Славского и попросил его пройти к обмывочному пункту и помыть их. Ефим Павлович молча посмотрел на него, снял один сапог, затем второй, выбросил их на обочину и сказал шоферу: «Поехали». По лестнице в заводоуправлении он маршировал в одних носках. Правила техники безопасности и дозиметрического контроля соблюдали все.

Ветераны отрасли отмечают, что руководитель Минсредмаша Ефим Славский был человеком доступным, открытым. Любил сдабривать свою речь «острыми» словечками и анекдотами, рассказанными к месту. Знал массу песен, в том числе и украинских. Мог весело часами вести застолье.

А еще Ефим Павлович любил охоту. В семье жила охотничья собака спаниель Юнона. Но в быту к домашним животным министр был равнодушен, поэтому Юноне строжайше запрещалось входить в покои Славского. И вот однажды Ефим Павлович потерял пропуск в Кремль, и выяснилось это как раз в тот момент, когда надо было выезжать. Вся семья тут же была поставлена «на уши» – искали, но безрезультатно – пропуска нигде не было. И тут собака каким-то своим чутьем поняла, что нужно делать, и принесла пропуск в зубах. С тех пор все запреты на передвижение собаки по дому были сняты, и Юнона стала для Славского любимым и почитаемым домашним животным.

Министерством среднего машиностроения Ефим Славский «рулил» мощно, решал задачи государственной важности без проволочек, смело, не боялся брать на себя ответственность. В его распоряжении был специализированный поезд с двумя локомотивами. Оперативный штаб располагался в одном из вагонов, где Славский заслушивал доклады от начальников рудников, геологических партий, предприятий. От него зависело многое – открывать ли новый рудник, или перебросить финансы на разведку и добычу урановой руды в другие регионы страны.

«Титан», «Глыба», «Человек высшей пробы», «Ефим Великий», – так отзывались о Славском его коллеги и друзья. «Атомным министром» он оставался до 88 лет. Ефима Славского освободили от должности сразу после аварии на Чернобыльской АЭС. Персональным пенсионером он был только пять лет. Ушел из жизни Ефим Павлович 28 ноября 1991 года на 94-м году. Вместе с великой эпохой, вместе с великой страной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *