славский министр среднего машиностроения биография
Славский министр среднего машиностроения биография
Славский Ефим Павлович – заместитель начальника Первого Главного управления при Совете Министров СССР; заместитель министра среднего машиностроения СССР; министр среднего машиностроения СССР, город Москва.
Родился 26 октября (7 ноября) 1898 года в селе Макеевка Таганрогского округа области Войска Донского (ныне – город Макеевка Донецкой области, Украина) в крестьянской семье. Украинец. В 1908-1912 годах работал батраком по найму. В 1912-1914 годах рабочий старотруболитейного завода, в 1914-1916 годах котельщик шахты «Капитальная», в 1916-1918 годах обрубщик новотруболитейного завода в Донбассе.
С 1918 года служил в Красной Армии. Участник Гражданской войны: в 1919-1920 годах красноармеец 9-го Заднепровского Украинского полка, в 1920-1921 годах командир взвода 1-й отдельной кавалерийской бригады при Революционном военном совете 1-й Конной армии. Участвовал в боях на юге Украины и в Крыму. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1918 года.
В 1921-1927 годах комиссар полка, начальник организационной части 1-й отдельной кавалерийской бригады (город Москва), в 1927-1928 годах комиссар 56-го Кавказского кавалерийского полка 2-й отдельной Кавказской бригады (город Тифлис). В 1928 году демобилизован.
В 1948-1949 годах на заводе «В» Комбината №817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой ядерной бомбы. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путём приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путём.
В 1949 году на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан) было проведено успешное испытание первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 (мощностью 22 килотонны).
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 октября 1949 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Славскому Ефиму Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1953 году на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено успешное испытание первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 (мощностью 400 килотонн).
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 4 января 1954 года за исключительные заслуги пред государством при выполнении специального задания Правительства Славский Ефим Павлович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
При непосредственном участии Е.П.Славского 27 июня 1954 года была сдана в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в городе Обнинск Калужской области. Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований и для выработки изотопов для нужд медицины. Опыт эксплуатации первой, по сути экспериментальной атомной станции полностью подтвердил инженерно-технические решения, предложенные специалистами атомной отрасли, что позволило приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых АЭС в СССР. Обнинская АЭС проработала в течение 48 лет (в 1954-2002 годах).
В 1957-1986 годах – Министр среднего машиностроения СССР (в 1963-1965 годах – председатель Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР). Министерству подчинялись сотни городов, горнодобывающих и обогатительных предприятий, атомных электростанций, научно-исследовательских университетов, научных центров, полигонов и воинских частей, работавших в интересах атомной промышленности. Находился на посту министра в течение 29 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 марта 1962 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Правительства Славский Ефим Павлович награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот».
С 21 ноября 1986 года – персональный пенсионер союзного значения.
Член ЦК КПСС в 1961-1990 годах. Депутат Московского совета в 1930-1933 годах, депутат Челябинского областного совета в 1947-1949 годах, депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (в 1958-1989 годах).
Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 ноября 1991 года на 94-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).
Почётный гражданин городов Северск (Томск-7; 19.07.1979), Зеленогорск (Красноярск-45; 17.06.1981), Белокуриха Алтайского края, 1986), Усть-Каменогорск.
Биография подготовлена В.С.Смирновым и А.А.Симоновым
© Биографию подготовил Виталий Смирнов (г. Северодвинск)
Славский Ефим Павлович (1898—1991)
государственный деятель, один из основателей и руководителей советской атомной промышленности. В 1957 – 1986 гг.—министр среднего машиностроения. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1962). Лауреат Ленинской (1980) и трех Государственных (1949, 1951, 1984) премий СССР.
Ефим Павлович Славский родился 26 октября 1898 года в селе Макеевка (Донбасс, Украина) в крестьянской семье. Работать он стал уже с малых лет – нанимался батраком, пас скот на летних выгонах, и смог закончить только три класса церковно-приходской школы.
В 13 лет он поступает на Макеевский металлургический завод, в литейный цех. Затем работал слесарем на руднике, а год спустя вернулся на завод – началась Первая мировая война, рабочих рук не хватало, поэтому в цеха брали совсем молодых. Ефим Славский отличался большой физической силой, ему поручили обрабатывать корпуса артиллерийских снарядов. На заводе он начал участвовать в забастовках, весной 1918 года вступил в ряды партии большевиков. В 1918-1923 гг. Ефим Славский воевал на фронтах Гражданской войны. Служил в рядах Первой Конной армии, лично знал легендарных командиров Дыбенко, Будённого, Фрунзе. Закончил воевать осенью 1923 года комиссаром полка Отдельной Особой кавалерийской дивизии Первой конной армии.
Е.П. Славский прослужил в армии ещё пять лет, до 1928 года. Затем он работал заведующим складами, одновременно получал среднее образование, а в 1933 году окончил Институт цветных металлов и золота, защитив дипломную работу на тему технологии производства свинца.
От рядового инженера до директора – таков путь молодого специалиста Ефима Славского на заводе «Электроцинк» в городе Орджоникидзе, где он начал работать после окончания вуза. В 1940 году Е.П. Славский возглавил Днепровский алюминиевый завод в Запорожье. К 1941 году это предприятие давало две трети отечественного алюминия.
За неделю до начала Великой Отечественной войны Ефим Павлович был утверждён заместителем наркома цветной металлургии. Однако вступить в новую должность он не успел. Е.П. Славский вернулся в Запорожье, чтобы сдать дела новому директору, но ему пришлось уже под огнём противника организовывать эвакуацию Днепровского завода на Урал. За осуществление этого сложнейшего мероприятия Е.П. Славский был награждён своим первым из десяти орденом Ленина.
В конце 1941 года он возглавил строительство, а затем работу Уральского алюминиевого завода (г. Каменск-Уральский), который в годы войны был единственным предприятием, дававшим стране алюминий. Под руководством Е.П. Славского выпуск алюминия на заводе вырос с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. За эту работу Е.П. Славский был награждён ещё двумя орденами Ленина.
При выплавке алюминия и магния используются графитовые электроды. Вот это обстоятельство и послужило причиной и поводом для поворота в судьбе инженера-металлурга Е.П. Славского. Для сборки атомного реактора понадобился графит повышенной чистоты, причем в большом количестве. В 1943 году как специалист по производству графитовой электродной массы Ефим Павлович познакомился с И.В. Курчатовым, попытки которого получить графит необходимого качества, нужного для первого атомного реактора, долгое время заканчивались неудачно.
Короткий срок – с 1945 по 1946 гг. – Е.П. Славский проработал заместителем наркома цветной металлургии СССР – начальником главного управления алюминиевой промышленности СССР.
9 апреля 1946 года Е.П. Славский был назначен заместителем начальника Первого Главного управления при Совете Министров СССР, и с этого периода вся деятельность Ефима Павловича была связана с созданием атомной промышленности и ядерного щита Родины.
Е.П. Славский – активный участник «урановой проблемы». Первой задачей, которую ему пришлось решать в рамках советского атомного проекта, было получение сверхчистого графита для постройки первого опытного реактора Ф-1 в Лаборатории № 2 (будущий Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова). Начинать пришлось в полном смысле с нуля – специалисты Московского электродного завода, которым было поручено производство графита, сначала не имели понятия о том, что такое истинная чистота материалов, необходимых для создания реактора. Эта важная проблема, несмотря на все её сложности, была успешно решена. Затем удалось добиться получения урана необходимой чистоты.
25 декабря 1946 года первый в Европе и Азии исследовательский уран-графитовый реактор Ф-1 был пущен. В этот напряжённый период Е.П. Славский близко познакомился с И.В. Курчатовым, к которому все последующие годы относился с огромным уважением и любовь к которому сохранил до конца своей жизни.
Сразу же за вводом в действие реактора Ф-1 началось интенсивное строительство на Урале промышленного комбината № 817 (база-10, ПО «Маяк»), где создавалось производство плутония для атомной бомбы. 10 июля 1947 года Л.П. Берия назначил Е.П. Славского директором создаваемого комбината.
Строительство велось в неимоверно трудных условиях, на «голой», удаленной от крупных городов и транспортных коммуникаций, территории. Е.П. Славский показал себя принципиальным и инициативным организатором производства, талантливым инженером и руководителем с аналитическим складом ума, способным быстро разбираться в сложных ситуациях и оперативно принимать верные решения.
Работать приходилось много, бывало, спал он по два-три часа в сутки. В 1947 году на Базе № 10 трудились 41 тыс. строителей и монтажников. Но и этого было недостаточно, чтобы уложиться в назначенный Сталиным срок. Е.П. Славский обратился к председателю Спецкомитета Л.П. Берии с просьбой прислать еще 15–18 тыс. рабочих и инженеров, и был поддержан специальным уполномоченным Совета Министров СССР на строительстве генералом И.М. Ткаченко и первым заместителем Л.П. Берии В.В. Чернышевым, безотлучно находившимся на строительной площадке. К концу года численность строителей достигла 52 тыс. человек и уже было занято большое количество монтажников.
Но из-за несвоевременных поставок электрического и другого оборудования сроки строительных работ были сорваны, что послужило формальным поводом для снятия его с поста директора, хотя в этой должности он проработал всего пять месяцев. 12 ноября 1947 года Постановлением СМ СССР № 3909-1327 завод № 817 переименован в комбинат № 817, директором комбината назначен Б.Г. Музруков, первым заместителем директора и главным инженером – Е.П. Славский.
29 октября 1949 года вышел закрытый Указ Президиума Верховного Совета «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий», которым за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Ефим Павлович Славский был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
Из-за несовершенства технологии и недостатка опыта на комбинате неоднократно случались аварии и различные инциденты, в том числе ядерные, и Ефим Павлович всегда был в опасной зоне в первых рядах. Набранная им за годы работы на ПО «Маяк» доза облучения намного превышала допустимую.
После того как ПО «Маяк» устойчиво заработал, Ефим Павлович переехал в Москву. В 1953 году он стал первым заместителем министра среднего машиностроения, а с 1957 года – министром знаменитого Средмаша.
«Атомная» задача была не из легких для страны, которая пережила самую страшную за всю свою историю войну. Ефим Павлович вложил в дело становления новой отрасли много сил и умения, внимательно следил за работами не только на производстве, но и в научных коллективах. Он пользовался глубоким уважением среди ученых и инженеров, рабочих и техников, всех простых и честных тружеников.
Е.П. Славский возглавлял Министерство среднего машиностроения СССР с 1957 по 1986 годы. Именно здесь наиболее полно раскрылся его талант крупного организатора и руководителя, он внес неоценимый вклад в становление и развитие отрасли, обеспечил выполнение важных правительственных заданий по созданию ядерного оружия и использованию атомной энергии в мирных целях. В 1954 году за комплекс работ в обеспечение разработки, изготовления и испытания первого термоядерного заряда Е.П. Славскому вторично присваивается звание Героя Социалистического Труда.
При Ефиме Павловиче Министерство среднего машиностроения закрепило статус «государства в государстве», нарастив производственные и научно-технические мощности.
В 1962 году Ефим Павлович был в третий раз удостоен звания Героя Социалистического Труда за разработку и испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы, которую за рубежом, с подачи Н.С. Хрущева, прозвали «кузькиной матерью». Этим испытанием была продемонстрирована возможность наращивания энергии единичного ядерного боеприпаса до гигантских значений.
В период 1963-1965 гг. Минсредмаш был преобразован в Государственный производственный комитет по среднему машиностроению. Ефим Павлович оставался его председателем, то есть продолжал работать министром.
За эти тридцать лет отрасль заняла одно из ведущих мест в народном хозяйстве страны, стала его могучей частью, включающей в себя научный, производственный и строительный секторы деятельности государства.
При непосредственном участии Е.П. Славского создавался ядерный щит нашего государства, вводились в строй атомные электростанции и установки различного назначения, в кратчайшие сроки была развита сырьевая подотрасль атомной промышленности, построены крупнейшие, основанные на новейших достижениях науки и техники, горнодобывающие и перерабатывающие комбинаты, разрабатывались и внедрялись уникальные технологии по добыче урана, золота, производству минеральных удобрений, применению изотопов в медицине, сельском хозяйстве, в других отраслях народного хозяйства.
Было много сделано в области социальной сферы, создана целая серия закрытых городов и поселков, санаториев и домов отдыха, а также медицинских учреждений предприятий атомной промышленности, построены современные города Шевченко (Актау), Навои, Заравшан, Степногорск, Красногорск.
На посту министра Средмаша в полной мере проявились талант Е.П. Славского как крупного и мудрого руководителя, его самоотверженность и громадная работоспособность подчеркивали многоцветную палитру образа этого человека, сыгравшего огромную роль в становлении атомной отрасли.
Принимая активное участие во всех делах и начинаниях, предпринимаемых министерством, Ефим Павлович проявлял себя деятельным, компетентным и энергичным руководителем. Участники многочисленных, часто напряжённых научно-технических советов вспоминают, что он всегда внимательно прислушивался к мнениям учёных. В то же время ему, как человеку командной системы, были присущи жёсткость и требовательность в решении намеченных задач. При этом он оставался простым, доступным и действительно демократичным в общении с рядовыми сотрудниками атомной отрасли, особенно с молодыми. Многие вспоминают его открытость, отсутствие всякого чванства, грубоватый юмор, свойственный тем, кто не один раз бывал в переделках.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая техногенная авария. 20 мая приказом Министра среднего машиностроения СССР Е.П. Славского для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС создано Управление строительства № 605, и уже на следующий день группа специалистов Минсредмаша во главе с министром Е.П. Славским вылетела в Чернобыль. В дальнейшем Е.П. Славский неоднократно посещал Чернобыльскую зону.
В те годы Чернобыльская АЭС находилась в ведении Министерства энергетики и электрификации СССР. Проектировалась, строилась и эксплуатировалась ЧАЭС также Минэнерго, и роковой эксперимент, приведший к аварии, проводился по его программе. Тем не менее, многие основную долю ответственности за происшедшее возлагали на разработчиков реактора и его систем управления и защиты, а также на руководство Министерства среднего машиностроения.
21 ноября 1986 года Е.П. Славский в возрасте 88 лет был отправлен в отставку.
Труд Ефима Павловича Славского был по достоинству оценен государством: тремя из десяти орденов Ленина он был награжден еще за работу на предприятиях Наркомцветмета (1942-1945 гг.), остальные ордена он получил за работу в Минсредмаше. Он также лауреат Сталинской премии 1-й степени (1949 г. и 1951 г.), Ленинской премии (1980 г.) и Государственной премии СССР (1984 г.), награжден другими орденами и медалями СССР, ГДР и ЧССР.
Ефим Павлович Славский скончался 28 ноября 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Е.П. Славский являлся Почетным гражданином нескольких городов: Томск-7, Обнинск, Красноярск-45, Усть-Каменогорск.
Памятники Е.П. Славскому установлены в Макеевке и Усть-Каменогорске. Мемориальные доски открыты на здании Росатома (Москва, ул. Большая Ордынка, 24) и на проходной Уральского алюминиевого завода.
Именем Е.П. Славского названы улицы в Макеевке, Рыбинске, Северске, Белокурихе, Степногорске, Димитровграде, Курчатове и Москве, набережная в Усть-Камеоногорске и бульвар в Каменске-Уральском.
«Ефим Великий»
Ефим Павлович Славский – человек-легенда, один из самых засекреченных министров. 30 лет он возглавлял Министерство среднего машиностроения СССР – легендарный Минсредмаш, а проще говоря, отечественную атомную промышленность.
Эпоха Славского – это создание и совершенствование ядерных реакторов, строительство атомных электростанций, создание надводного и подводного флотов. При нем развивалась уранодобывающая промышленность, были созданы институты и конструкторские бюро.
Человек, отличающийся большой смелостью, решительностью и личным обаянием, он трижды удостаивался звания Героя Социалистического Труда, был кавалером десяти (!) орденов Ленина, лауреатом Ленинской и Государственных премий.
А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Е.П. Славский
Глава Минсредмаша Ефим Павлович Славский отличался отменным здоровьем и продолжал руководить атомной отраслью, когда ему было уже далеко за 80. Однажды, выслушав доклады директоров о перспективных планах деятельности, министр уточнил:
— На сколько лет рассчитаны планы?
— На двадцать, Ефим Павлович.
— Та-а-к, – насторожился Славский. – Да ведь за двадцать лет вы все перемрете. А потом я один за всех отвечай!
А.П. Александров и Е.П. Славский
Закалку «атомный министр» получил еще в детские годы. В 10 лет уже был подпаском, в 13 готовил соломенные веревки для труболитейного производства на Макеевском заводе. В 15 пошел на рудник подручным слесаря. Во время Первой мировой войны собственноручно изготавливал снаряды. В Гражданскую войну воевал в Буденновской армии. Дошел с Семеном Михайловичем до Майкопа. А потом в плавнях ловил махновцев. Первой наградой Ефима Славского стали серебряные часы от ВЦИК. А на память от Буденнова у него остался кавалергардский палаш с именной гравировкой.
Став комиссаром полка Первой конной армии, он имел за плечами только три класса церковно-приходской школы. Пришлось сесть за школьную парту. Среднее образование Ефим Славский получил, еще служа в армии. А потом была учеба в Горной академии. Получив диплом технолога, он отправился на Северный Кавказ. На заводе «Электроцинк» в Орджоникидзе прошел путь от инженера до директора.
«Электроцинковый завод – сложнейший комбинат: свинец, цинк, золото, серебро – словом, хорошая школа! Вот почему я в бывшем своем министерстве, как давнишний специалист, организовал добычу золота. И добывал по пятьдесят тонн в год», – вспоминал Ефим Павлович.
В 1939 году Славский был назначен руководителем крупнейшего Днепровского алюминиевого завода в Запорожье вместо репрессированного директора. Ефима Павловича практически кинули на «амбразуру».
Он был специалистом по тяжелым металлам – меди, свинцу, цинку, и благородным – золоту и серебру. По алюминию в свое время только прослушал лекции, опыта инженерного не имел. Завод в Запорожье был знаковый. Под него в свое время построили ДнепроГЭС. Завод требовал больших энергозатрат, на одну тонну алюминия – 20 тысяч киловатт-часов.
Ефим Павлович возглавил гигант, да так развернулся, что за неделю до начала Великой Отечественной войны перспективного руководителя утвердили заместителем наркома цветной металлургии.
Летом 1941-го он вернулся из Москвы на Запорожье, чтобы сдать Днепровский алюминиевый завод новому директору. Но сдавать не пришлось – 18 августа 1941-го прозвучало распоряжение диспетчера «Днепроэнерго»: «Остановить моторы-генераторы!» Полтора месяца под артиллерийским огнем Ефим Славский эвакуировал свой завод на Урал.
«Мы – на одной стороне Днепра, немцы – на другой. Причем завод они не бомбили, он им был нужен как самый большой в Европе», – вспоминал Ефим Славский.
Б.Н. Ельцин и Е.П. Славский. Госкомиссия по приемке блока 3 Белоярской АЭС, 1980год
45 дней защитники города сдерживали натиск фашистов, пока из Запорожья на восток уходили под бомбежками многочисленные железнодорожные составы с бесценным грузом. С алюминиевого завода было эвакуировано на Урал около 1000 вагонов с оборудованием, алюминием и кремнием.
За эвакуацию завода в Камененск-Уральск, который стал называться Уральским алюминиевым заводом, Ефим Славский получил первый орден Ленина. Но Славский не собирался отсиживаться в тылу. Стремясь попасть на фронт, он отправился в Москву, в ЦК, к заму предсовмина Ивану Архипову.
«Тогда все наркомы уже были эвакуированы в Куйбышев, а наш – цветной металлургии – в Свердловск, – вспоминал Ефим Павлович. – Архипов позвонил Петру Ломако в Свердловск, и тот категорически потребовал: «Немедленно направь Славского ко мне заместителем, так как он утвержден в ЦК моим замом по алюминиевой и электродной промышленности».
И Славский улетел на Урал.
Из четырех алюминиевых заводов в стране остался один – Уральский алюминиевый завод, который только строился. А алюминий требовался для авиации! Молодой директор Уральского алюминиевого завода внезапно умер в машине от разрыва сердца. И Славский сам поехал достраивать завод. Всю войну проработал там директором, с 20 тысяч тонн довел производство алюминия – «крылатого металла» – до 75. Получил за этот период еще два ордена Ленина.
Он понимал, что рабочих надо хорошо кормить, на электролизе была высокая температура, несколько тысяч градусов, а хлеб выделяли строго по нормам. И Славский добился, чтобы его работникам давали безнормативный хлеб. А также организовал при заводе подсобное хозяйство.
Большие хорошие руды были на севере Урала. А Славский с коллегами обнаружили приличное месторождение недалеко, в 30 километрах, и начали его разрабатывать. Руду пришлось возить на лошадях. В распоряжении Ефима Павловича было полторы сотни лошадей, которых он сам распределял… Но осознав, что много руды на конной тяге не привезешь, отправился к своему шефу-Микояну просить «студебекеры». Никто не верил в положительный исход дела. Американские машины тогда поставляли только для фронта. Но Славский добился своего. Ему отгрузили из Владивостока 20 «студебекеров». Правда, в разобранном виде, отдельно приехали колеса, отдельно кузова, отдельно двигатели. За несколько дней заводские рабочие собрали машины. Весь Урал тогда диву давался. Руду у Славского стали возить на «американцах»!
После Победы, в 1945-м, наркоматы вернулись на свои места. Вернулся в столицу и Ефим Славский – замом по алюминиево-магниевой промышленности к министру цветной металлургии СССР Петру Ломако. Но судьба подготовила инженеру-металлургу сюрприз. Весной 1946-го он попал в «урановый проект», к Игорю Курчатову, стал заместителем начальника Первого Главного управления при совнаркоме СССР (прародителя Минсредмаша). Никто тогда не догадывался, что под вывеской Наркомата сельскохозяйственного машиностроения в неприметном здании на улице Кирова в Москве располагается штаб атомной промышленности.
С «Бородой», как величали Игоря Курчатова за черную, окладистую бороду, Ефиму Славскому довелось познакомиться еще во время войны, в 1943 году. При выплавке алюминия и магния использовались графитовые электроды. А Курчатову потребовался сверхчистый графит для первого опытного реактора Ф-1. Делать его поручили специалистам цветной металлургии из анодной массы. Задачу возложили на единственный тогда в Москве электродный завод.
Демонстрация ядерного заряда. Л.П.Берия, Б.Л.Ванников,Е.П.Славский, М.В.Келдыш, С.П.Королев, И.С.Курчатов. Фрагмент панно на вокзале в г.Екатеринбург
Но анодная масса, как вспоминал потом Ефим Славский, это отходы производства, полученные при выпуске кокса для металлургии, так называемый пек-загрязненный графит. В процессе электролиза алюминия чистота угольных блоков – графитовых электродов – не требуется. А физикам-атомщикам нужно было очистить анодную массу от вещества, поглощающего нейтроны и мешающего цепной реакции.
Требования к готовому продукту были жесткие, например, примесь бора не должна была превышать миллионных долей, а зольность – четырех тысячных процента!
Когда к металлургам пришел первый официальный запрос на бумаге на сверхчистый графит с указанием, до какого знака после запятой он должен быть очищен от разных примесей, это стало настолько неожиданно для специалистов, что поначалу сочли, что в текст закралась ошибка, машинистка случайно набила лишние нули после запятой…
На Славского была возложена персональная ответственность за производство графита. В короткие сроки был построен специальный цех, началась отработка новой технологии. Ценой больших усилий удалось сделать почти невозможное. В октябре 1945-го была получена первая партия графита, которая успешно прошла контроль на чистоту.
Но только для экспериментального реактора требовалось несколько сотен тонн графита. В этот период Игорь Курчатов, возглавляющий Лабораторию № 2, и пригласил Ефима Славского работать вместе над атомной проблемой.
Промышленное производство металлического урана организовали на бывшем заводе боеприпасов – заводе № 12 в Электростали. Металлический уран в виде блочков – цилиндриков длиной около 15 сантиметров – стали получать в результате восстановительных плавок закиси-окиси урана с металлическим кальцием, который доставляли самолетами из Восточной Германии.
Это стало для страны гигантским научным прорывом. Реактор Ф-1 создавался как опытная площадка для отработки технологий и процессов получения плутония.
И тут же приступили к строительству на Урале промышленного комбината № 817 («База-10», теперь ПО «Маяк» в городе Озерске Челябинской области).
10 июля 1947 года Берия назначил 49-летнего Ефима Славского директором создаваемого комбината без освобождения его от должности замначальника ПГУ.
Ефим Павлович вспоминал, чтобы выбрать место, где грамотно «посадить» реактор, они изучали воздушные потоки и местность. Строительной техники сначала не было. Когда копали котлован, грунт рыхлили взрывами. Рабочие вывозили землю на тачках, а потом на лошадях, подальше от площадки, в лес. Конный парк насчитывал три тысячи лошадей.
Ветераны вспоминали, что Славский умел «закручивать гайки». Позже, в один из своих приездов на «объект», перед въездом в зону он заметил строительные машины со знаками «ПР», дающие им право без пропуска покидать секретную зону и въезжать на ее территорию. И тут же приказал всем водителям смыть знаки и далее оформлять пропуска.
Комбинат строили в основном заключенные и военные, гражданских было минимум. В августе 47-го завершилось бетонирование котлована для промышленного реактора.
Е.П. Славский и И.В. Курчатов
Многие отмечали открытость Славского, отсутствие всякого чванства, грубоватый юмор, свойственный тем, кто не один раз бывал в переделках. Работал Ефим Павлович на объекте героически. Энергии, работоспособности, мужества ему было не занимать. По воспоминаниям коллег, он всегда был в чистой рубашке с галстуком, хорошо выбрит, несмотря на то что работал по 16 часов в день, а часто и ночевал на объекте.
Полным ходом шли монтажные работы на реакторе «А», строились объекты: «Б» – радиохимический завод, «В» – химико-металлургический завод, водоснабжение, электростанция, город… Все нужно было возвести в срок.
На Ефима Павловича обрушилась масса малознакомых и вовсе незнакомых проблем. Объем работ был громадный, а достойных помощников у Славского тогда еще не было. Атомная отрасль только создавалась, коллектив огромного объекта лишь начинал формироваться.
Славский понял, что одним махом, по-кавалерийски, дело не поправишь. На строительстве комбината работали 41 тысяча строителей и монтажников. Но и этого было недостаточно. Чтобы уложиться в назначенный Сталиным срок, Ефим Павлович попросил прислать еще 15–18 тысяч рабочих и инженеров. Поток машин и механизмов, идущих на комбинат, нарастал. Возникли проблемы с выгрузкой и хранением оборудования и материалов.
Славский работал как проклятый, при этом лез в самое пекло. Ветераны вспоминали, как однажды случилось ЧП, пришлось удалять заклинивший кюбель и расчищать приямку шахты от рабочих облученных блочков. В зоне высокого ионизирующего излучения работали по одному, получив специальный дозиметрический допуск. В работе принимал участие и Славский. Каждому поднявшемуся наверх потом выдавали 75-граммовый стаканчик с разведенным спиртом. Ефим Павлович, выполнив заход, потребовал для себя полноценный 200-граммовый граненый стакан. И пошел на второй заход. Когда инженер-дозиметрист попытался его остановить, так как он уже получил разрешенную дозу облучения, Ефим Павлович сказал: «Вам запрещаю, а себе разрешаю».
Ефим Павлович Славский осматривает вычислительный центр НИИС
Темпы работ на комбинате между тем катастрофически отставали от графика. Из-за несвоевременных поставок электрического и другого оборудования сроки строительных работ были сорваны, что послужило формальным поводом для снятия Славского с поста директора, хотя на этой должности он проработал всего пять месяцев.
12 ноября 1947 года завод № 817 был переименован в комбинат № 817. Его директором был назначен Борис Музруков, а Ефим Славский стал первым заместителем директора и главным инженером.
«Славский привык быть первым лицом и не мог быть ни вторым, ни третьим, и оглядываться на кого-то, – вспоминал Борис Брохович. – Это был большой инженер с острым аналитическим умом, способный решить самую сложную, запутанную задачу. Он не боялся брать на себя ответственность и принимать решения. С ним не требовалось вести дипломатию».
Но того же Броховича Славский обругал при приеме на работу. Когда тот попросил не назначать его на должность начальника отдела оборудования УКСа завода № 817, мотивируя это тем, что он хочет поступить в аспирантуру, Ефим Павлович, не принимая никаких доводов, начал кричать: «Работать все равно будешь, под конвоем водить будем!» И утвердил его в должности.
Славский был человеком «горячим», мог вспылить, устроить разнос провинившемуся, отругать нецензурно, но также, без оглядки, смело стоял за справедливость, вступался за подчиненных. Стоит вспомнить лишь один примечательный случай. Инженера из Кыштыма Ерошкина обязали следить за поступлением на склад завода «Б» оборудования и отправкой его на монтаж. Проектный институт ЛГС сделал перечень аппаратов секретным. Ерошкин переписал его в записную книжку, которую носил с собой в кармане. Об этом узнал уполномоченный КГБ Бредихин, и Ерошкина арестовали. Не мог спасти его и главный инженер завода Громов. Ерошкин был осужден и находился 1,5 года в заключении. Это дошло до Славского, он вмешался, рассекретил чертеж с перечнем оборудования. Ерошкин был освобожден и работал потом до самой пенсии начальником азотной станции.
Ветераны вспоминали, каким триумфом стал для всех промышленный пуск реактора «А», «Аннушки», который состоялся 19 июня 1948 года. Эта дата и стала считаться днем рождения нынешнего комбината «Маяк». Ефим Павлович, в свою очередь, вспоминал, что перед пуском, при наладке реактора, они с Игорем Курчатовым спали по несколько часов в сутки, по очереди.
В последующем на комбинате № 817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой атомной бомбы РДС-1, которая была испытана на Семипалатинском полигоне 29 октября 1949 года. Ефиму Славскому наряду с другими причастными «закрытым» указом было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Академик Анатолий Александров отмечал, что «именно Славскому страна больше всего обязана созданием «атомного щита». Будучи и директором, и главным инженером, Ефим Павлович обеспечил техническое руководство работами по строительству, монтажу, пуску в эксплуатацию первого в стране реактора для наработки плутония в военных целях.
Подсобное хозяйство. Е.П. Славский справа
Свое 50-летие Ефим Славский отметил на объекте. А после того как комбинат № 817 устойчиво заработал, Ефим Славский переехал в Москву. В 1953 году он стал первым заместителем министра среднего машиностроения, а с 1957 года – министром знаменитого Средмаша. Ефим Павлович вложил в дело становления новой отрасли много сил и умения. Внимательно следил за работами не только на производстве, но и в научных коллективах.
Ефим Славский постоянно бывал на своей «десятке», как он именовал производственное предприятие «Маяк». Как-то признавался, что «пока сооружал «атомный комбинат», 17 лет не был в отпуске».
Ветераны вспоминали, как он однажды возвращался с объекта «Б» на единственной проездной легковой машине, но с проверкой на КПП-1. Дежурный старший дозиметрист замерил ее. Машина была чистая, ее хорошо помыли на объекте. Он открыл дверку машины, замерил резиновые сапоги Славского и попросил его пройти к обмывочному пункту и помыть их. Ефим Павлович молча посмотрел на него, снял один сапог, затем второй, выбросил их на обочину и сказал шоферу: «Поехали». По лестнице в заводоуправлении он маршировал в одних носках. Правила техники безопасности и дозиметрического контроля соблюдали все.
Ветераны отрасли отмечают, что руководитель Минсредмаша Ефим Славский был человеком доступным, открытым. Любил сдабривать свою речь «острыми» словечками и анекдотами, рассказанными к месту. Знал массу песен, в том числе и украинских. Мог весело часами вести застолье.
А еще Ефим Павлович любил охоту. В семье жила охотничья собака спаниель Юнона. Но в быту к домашним животным министр был равнодушен, поэтому Юноне строжайше запрещалось входить в покои Славского. И вот однажды Ефим Павлович потерял пропуск в Кремль, и выяснилось это как раз в тот момент, когда надо было выезжать. Вся семья тут же была поставлена «на уши» – искали, но безрезультатно – пропуска нигде не было. И тут собака каким-то своим чутьем поняла, что нужно делать, и принесла пропуск в зубах. С тех пор все запреты на передвижение собаки по дому были сняты, и Юнона стала для Славского любимым и почитаемым домашним животным.
Министерством среднего машиностроения Ефим Славский «рулил» мощно, решал задачи государственной важности без проволочек, смело, не боялся брать на себя ответственность. В его распоряжении был специализированный поезд с двумя локомотивами. Оперативный штаб располагался в одном из вагонов, где Славский заслушивал доклады от начальников рудников, геологических партий, предприятий. От него зависело многое – открывать ли новый рудник, или перебросить финансы на разведку и добычу урановой руды в другие регионы страны.
«Титан», «Глыба», «Человек высшей пробы», «Ефим Великий», – так отзывались о Славском его коллеги и друзья. «Атомным министром» он оставался до 88 лет. Ефима Славского освободили от должности сразу после аварии на Чернобыльской АЭС. Персональным пенсионером он был только пять лет. Ушел из жизни Ефим Павлович 28 ноября 1991 года на 94-м году. Вместе с великой эпохой, вместе с великой страной.