сквозная постановка целей стратегия жизни
3 полезных инструмента для целеполагания и планирования
Разбираемся, как ставить цель, чтобы наверняка её достичь.
Бывает так, что хотим, даже начинаем делать, но к нужным результатам прийти не можем. Бросаем всё, как котёнок из мема: «Ну и пожалуйста! Ну и не нужно!» Итог — целый багаж нереализованных планов.
Иногда проблема в недостаточном усердии. А иногда в том, что цель просто неправильно сформулирована (или даже вообще не). В подборке — приёмы, которые могут помочь поставить цель и начать к ней двигаться.
Колесо жизненного баланса
Оценить главные сферы жизни и понять, какие цели лучше ставить.
С этой техникой точно стоит познакомиться тем, у кого проблемы с work-life balance — гармонией между личной и профессиональной жизнью.
Чтобы выстроить колесо жизненного баланса, нужно:
Автор-фрилансер. Пишет для сайтов, блогов, соцсетей. В бэкграунде — журналистика, SEO и SMM. Ловит дзен во время занятий йогой, чтения книг — и когда все слова в тексте стоят на своём месте.
Чем ровнее внутренняя часть круга, тем выше уровень баланса и гармонии в жизни. Идеальный вариант — полностью закрашенное колесо. К этому и стоит стремиться — ставить цели в сферах, которые оценены хуже других.
На иллюстрации видно, что у владельца колеса всё хорошо со спортом, но для жизненного баланса не хватает многого, а особенно денег. Проработаем эту цель дальше.
Система SMART
Чтобы добиться результата, надо сформулировать цель максимально точно и подробно.
«Умная» (от англ. smart) цель должна быть:
Неправильно: «Хочу денег».
Правильно: «Цель — увеличить свой ежемесячный доход».
Дополним предыдущий пример: «Цель — увеличить ежемесячный доход на 25% относительно нынешнего» или «Зарабатывать не менее 100 тысяч рублей в месяц».
Доработаем пример: «Зарабатывать не менее 100 тысяч рублей в месяц на продаже одежды собственного производства».
Дополним: «Зарабатывать не менее 100 тысяч рублей в месяц на продаже одежды собственного производства. Чтобы обеспечить себя и свою семью, занимаясь любимым делом, и перестать страдать».
Итог: «Цель — зарабатывать не менее 100 тысяч рублей в месяц на продаже одежды собственного производства к 31 декабря 2021 года. Так я смогу обеспечить себя и свою семью, занимаясь любимым делом, и перестану страдать».
Вот так ловко «не хватает денег» превращается в «точно знаю, чего, когда и зачем хочу». Пора двигаться дальше.
Дерево целей
Чтобы достичь цели, нужно разбить её на маленькие цели.
Как работает методика?
Дерево целей — это система, в которой цели выстраиваются в иерархическом порядке (от общего к частному). Результат — пошаговый план действий.
Чтобы построить своё дерево, нужно выбрать глобальную цель, затем выписать подцели, которые должны привести к результату. Далее — каждую подцель разделить на ещё более мелкие, затем ещё и ещё, пока на нижнем уровне не появятся конкретные, простые действия.
Чем подробнее будет расписана каждая цель, тем нагляднее и понятнее, с чего начинать.
Начать движение к цели помогут ответы на вопросы:
Глобальные планы пугают, кажутся невыполнимыми. Но если разделить их на много маленьких и действовать постепенно, шаг за шагом, всё может оказаться гораздо проще.
Теперь, когда мы точно определили цели и видим понятный план действий, будет гораздо легче достичь результатов и не сбиться с пути. Но это только начало. Следующий вопрос — как научиться распределять время так, чтобы успевать реализовывать все свои «хочу»? Курс «Тайм-менеджмент» поможет освоить планирование, грамотно расставить приоритеты и найти время на новые свершения.
Больше чем SMART: 11 подходов к постановке целей
Существует много определений, что такое цель и как ее правильно сформулировать. Ниже я приведу 11 вариантов описания целей с примерами и пояснениями. Если ваш коуч по успешному успеху рассказал вам, что цели обязательно должны быть SMART, будет полезно для разнообразия взглянуть на этот список. Правда мне очевидно, что для большинства из этих методов главным принципом формирования стал красивый акроним.
Для получения измеримых результатов
Цель: Запустить новый лендинг
Цель по SMARTER: Запустить новый лендинг за один месяц с командой из трех человек, измеряя прогресс по стори-поинтам в Jira, оценивая прогресс и корректируя сроки раз в неделю
Проблема здесь такая же как и у SMART: при постановке цели мы не можем с точностью сказать, достижима она или нет. Таким образом, с одной стороны, есть отсылка к некоторым точным параметрам: достижимости, релевантности, измеримости. С другой стороны, в момент постановки цели эти параметры могут быть очень размытыми.
SMARTER добавляет к SMART периодичность и метод оценки достижения цели, пытаясь решить эту проблему. Тем не менее периодичность и метод оценки — это скорее часть общего процесса работы с целями и задачами, чем способ описания конкретной цели. Маловероятно, что для каждой цели вы будете делать отдельную систему оценки. Скорее всего, вы будете оценивать прогресс по всем поставленным целям раз в определенный период.
Поэтому SMARTER, на мой взгляд, — это попытка очередного коуча по успешному успеху казаться чуть smarter своего предшественника, который сказал что цели должны быть SMART.
Для длительных и амбициозных целей
Цель: Запустить рассылку
Цель по PACT: Опубликовать 25 рассылок за следующие 25 недель.
Для сравнения, аналогичная цель по SMART звучала бы так: «Получить 5000 подписчиков за 25 недель». В чем разница? Получение 5000 подписчиков находится вне локуса нашего контроля. Непонятно, как достичь поставленной цели, что порождает неопределенность и вызывает стресс.
PACT, на мой взгляд, больше похож на подзадачи. SMART подходит для формулирования задачи с точки зрения бизнес-ценности, а PACT — для описания задач на пути достижения этой ценности.
Для работы с большими группами
Цель: Увеличить конверсию лендинга
Цель по CLEAR: команда X увеличит конверсию лендинга Y на 30% за три месяца, совместно работая над тем, чтобы проводить два эксперимента в месяц и оценивать их результаты
Еще один акроним, который не помогает запомнить ничего из его составляющих, кроме collaborative. Здесь, в отличие от SMART, появилась эмоциональная составляющая. В целом этот метод может подойти организатором мероприятий, игры, детского утренника, где требуется общее вовлечение и донесение идеи до каждого.
Для того чтобы идти к большой мечте
Цель: Научиться писать
Цель по DUMB: Я буду идти к своей мечте войти в список самых продаваемых авторов по версии NYT, каждый день выдавая не менее 500 слов в те 45 минут, что я пью кофе.
Первый вопрос, который у меня возникает: что такое мечта? Наше страстное желание? Может ли каждый, кто пишет 500 слов в день, стать хорошим писателем? Стоит ли становиться лучшим автором по мнению NYT вообще? Стоит ли потакать всем своим страстным желаниям? Но самый большой конфликт здесь скрыт в «управлении». Цели, одновременно управляемые мечтой и привычкой — для меня трудно обнаружить большее противоречие в одном списке. А для вас?
Для достижения своих лимитов
Цель: Устроить тимбилдинг
Цель по HARD: мы сделаем лучший лендинг в индустрии, который задаст новые стандарты в лендингостроении, для этого мы будем каждую неделю делать эксперименты и каждый день проводить стендапы, отслеживая прогресс, и когда мы выполним задачу, мы будем чувствовать себя победителями
Соответствие ценностям снимает вопрос эмоциональной вовлеченности: если я искренне определил свои ценности, любая цель, которая вписывается в их развитие, будет отзываться в сердце.
Что касается «представить себя достигнувшим цель» — представить можно что угодно, и непонятно как это поможет в постановке цели. Я, наверное, буду отлично чувствовать себя и после восхождения на Эверест, и после того как заработаю миллиард. Но это всего лишь не имеющие отношения к реальности представления меня нынешнего.
Ну и «достижение пределов возможности» — непонятно, зачем это нужно и как эта мотивационная речевка помогает определять цель.
Для постановки множества целей
Цель: Устроить тимбилдинг
Цель по WISE: Сделать из моих сотрудников команду из вдохновленных партнеров
Так что тут с акронимами. Ах да, акронимы. У американских военных есть такая шуточная традиция — придумывать странные акронимы. В армии развлечений мало, поэтому всему, от военной техники до операций, даются акронимы. Когда военные увольняются и идут в гражданку, они продолжают это делать в корпорациях.
Кто-нибудь может мне подсказать разницу между Integrated и Synergetic здесь? Какое отношение к постановке цели имеет то что она написана на бумаге?
Когда требуется коллективная ответственность
Цель: Увеличить конверсию лендинга
Цель по FAST: Увеличить конверсию лендинга посредством серии экспериментов, за результатами которых можно наблюдать в канале в Slack и обсуждать раз в две недели на регулярной встрече.
Как честное обсуждение цели ведет к ее пересмотру? Почему обсуждение вообще важно? Всегда ли самая важная цель та, которую обсуждают? Опять же, вопрос к амбициозности — почему цель всегда должна быть амбициозной?
Заранее определить препятствия
Цель: увеличить конверсию лендинга
Цель по GROW: Увеличить конверсию лендинга на 30% за месяц, вопреки тому, что этот лендинг и так конвертит лучше остальных, чтобы выполнить финансовые цели компании
Данный метод придуман в корпоративном коучинге 80-х. В 80-х время текло медленно, а ткань реальности была гораздо более прочной, поэтому при постановке целей можно было определить реальность и препятствия до начала работы гораздо увереннее, чем это можно сделать сейчас.
В любом случае это набор достаточно базовых вопросов и определений, который можно задавать при постановке любой цели. Мне нравится отсылка к will, поскольку воля — это единственная сила которая может двигать нас в определенном направлении. Я бы немного модифицировал этот подход определив вместо obstacles силы, которые будут влиять на нашу волю — например что должно случиться чтобы мы бросили эту цель, а что будет придавать нам силы двигаться дальше.
OKRs и KPIs — не только определенный подход к определению целей, но и набор практик для работы с ними. В данной статье я остановлюсь только на определении целей в соответствии с этими фреймворками, не погружаясь в методологии.
Постановка целей в быстро-меняющейся среде
Цель: Увеличить конверсию лендинга.
Увеличить конверсию лендинга.
— Оптимизировать скорость загрузки на 30% для мобильных устройств за две недели;
— Провести набор экспериментов с полями формы регистрации до конца квартала.
Во-первых, здесь можно запомнить сокращение, это уже большой плюс. Во-вторых, мне нравится что OKR сразу переходит в плоскость конкретных задач. Обсуждение конкретных ключевых результатов позитивно сказывается на качестве поставленной цели. При этом само определение цели достаточно открытое. Если вы заметили по примеру, то блок objective похож на цель по SMART, а key results на цель по PACT.
Точный контроль прогресса.
Key Performance Indicator — Какие метрики вы используете для измерения прогресса.
Цель: Увеличить конверсию лендинга.
Цель по KPI: Увеличить ROI по лендингу X на N при сохранении текущих расходов на маркетинг.
Подход управления целями по KPI подразумевает числовое представление для каждой цели. В изначальной задумке это выглядит так: все числовые показатели определены цифрами, и все цели так или иначе привязаны к числовым показателям.
Приоритезация целей зависит от того, как изменение того или иного параметра влияет на ключевые показатели. На бумаге это выглядит достаточно красиво: например, в качестве ключевого показателя у вас выбрана EBITDA, и вы по результатам определения целей можете определить, какое влияние на нее окажет каждое изменение и буквально математически посчитать приоритеты.
На практике есть большое количество целей, которые в цифры можно перевести только в виде предположений или гипотез, например, когда дело касается нового продукта или новой линии бизнеса. В такой ситуации они могут легко выигрывать из-за смелости предположений, и приоритезация будет уже не так эффективна.
Я привел этот список, чтобы продемонстрировать, насколько по-разному могут восприниматься цели и насколько из разных предпосылок можно исходить при их постановке.
Кроме того, что почти все они абстрактны, не оригинальны и придуманы ради красивого акронима.
Добавлю к этому еще несколько вводных:
Да, акронимная болезнь добралась и до меня и я придумал свой метод
Цель: Увеличить конверсию лендинга
Увеличить конверсию лендинга X
Риски: потратить ресурсы но так и не увеличить конверсию. Потерять часть аудитории и маркетингового бюджета на экспериментах.
Предположение: если мы увеличим конверсию на 30% то это позволит нам заработать больше чистой прибыли
Эффекты: другие задачи по экспериментам с лендингами будут отложены. В случае успеха эксперимента мы сможем заработать дополнительные 50 000 долларов в этом квартале и использовать их в будущем, что сделает нас более устойчивыми.
Восприятие цели как гипотезы дает нам возможность относиться к цели с подозрением, оценивать ее и задавать вопросы вместо тупого исполнения. Для быстрого определения рисков и эффектов я использую квадрат декарта. Цель, определенная по RAVE, при этом отлично ложиться на OKR — key results мы можем вывести из effects.
Какие методы постановки целей вы используете для себя? Помогают ли они вам достигать целей? Пишите в комменты.
Как задать цели в жизни за 5 шагов — опыт руководителя продуктов Trucker Path
Руководитель продуктов Truckloads в приложении для дальнобойщиков Trucker Path Александр Мемус написал для vc.ru колонку о том, как он экспериментировал с определением и достижением жизненных целей и что из этого вышло.
Каждому хотя бы один раз в голову приходила блестящая, невероятная идея — такая, что сразу даёт смысл и драйв: вскочить, свернуть горы, как угодно — и сделать. Что обычно бывает потом? «Но это безумие, давайте будем реалистами».
К счастью, опыт учебы в МФТИ, работы бизнес-консультантом и менеджером продуктов привёл меня к важному открытию: «безумием» люди обычно называют то, что не умеют оцифровать или просто правильно сформулировать. Так что два года назад я решил проверить, можно ли управлять своей жизнью, как продуктом, ставить амбициозные для меня цели и достигать их.
Впервые я попытался поставить долгосрочные цели в 19 лет. Я учился на втором курсе физтеха, как раз случился Новый год — и 1 января мы с моим лучшим другом сели писать «план на год». Никакой структуры у нас толком не было, и списки получились длинные (по 30 пунктов и больше). После этого я пару раз перечитал список в январе, на том все и закончилось.
Я повторял это упражнение каждый Новый год, много лет подряд. Работало оно не очень: выполняемость была низкая, чувство вины — высокое, и далеко не все цели вызывали энтузиазм и желание их немедленно выполнить. Пользы было немного, при этом уже лучше, чем совсем ничего.
Два года назад я сказал себе «Fuck it, так больше жить нельзя» — и придумал систему, которая работает для меня. Теперь я чётко понимаю свои цели и как их достичь, чувствую последовательный и целенаправленный прогресс — и это мне очень нравится.
Последние два года я всё время экспериментировал и улучшал систему. Например, каждые две недели старался проверить новую методику или прием на практике, что вылилось в 50 микроэкспериментов и прототипов. Поделюсь, как это всё работает сейчас и какие выводы я сделал, пробуя разные подходы на себе.
Итак, пять довольно-таки непростых шагов по приданию жизни цели.
Окей, новогодний список целей не работает — но как же ставить цели по-новому? В Pocket я наткнулся на статью про «аудит жизни» от прекрасной журналистки и исследовательницы Химены Венгочеа. Кратко перескажу, как провести аудит:
Почему это сработало:
Жизненный аудит — прекрасный источник вдохновения для следующего шага.
Итак, у меня был список из сотни целей и новое понимание того, что для меня важно. Вот только работать с новым списком оказалась даже сложнее, чем с новогодними обещаниями: он был банально длиннее и без жёсткой привязки к срокам, а некоторые цели казались совсем уж безумными.
Об этой проблеме я рассказал за ужином своему прекрасному другу. Он посоветовал мне презентацию предпринимателя из Кремниевой долины Райана Эллиса — о его жизненных уроках. Оказалось, что в ней 1200 слайдов и лежит она в свободном доступе у него на сайте — ‘Lessons from my 20s’. Первое упражнение в ‘Part 1 — Life’ оказалось как раз про постановку долгосрочных целей. Я с большим энтузиазмом решил поскорее его сделать.
Как правильно ставить цели на жизнь:
Результат выглядит примерно вот так (фрагмент моего списка от 26 сентября 2016 года):
За первый год использования этого метода я выполнил 67% из целей на год и даже одну из целей на десять лет. Так что цели были и амбициозные, и достижимые.
Почему это сработало:
Итак, цели есть. Они сфокусированы. Как же теперь эффективно к ним двигаться?
Большие цели меня пугают. Я много раз слышал про концепцию «есть слона по кусочкам» (разбивать большое дело на много мелких шагов, и работа пойдет быстрее). В общем, я купил тетрадку и завел три горизонта тактического планирования: задачи на месяц, неделю и конкретный день. Поначалу для запуска процесса потребовалась дисциплина и сила воли, зато теперь он сам работает как часы.
Процесс тактического планирования:
Почему это сработало у меня:
Итак, систему планирования я полностью оптимизировал, осталось оптимизировать себя, чтобы иметь достаточно силы воли, самодисциплины и мотивации для следования этому плану.
Прочитав кучу умных статей про силу воли, я выяснил, что сила эта конечна — и это нормально. Основная идея такая: за день человек может принять ограниченное число решений, а потом воля, необходимая для принятия решений, просто заканчивается. Приступая к чему-то новому, мы испытываем всплеск мотивации, но когда новизна проходит, мотивация быстро убывает — и мозг начинает расходовать конечную волю на поддержание процесса.
Всё было бы грустно, если бы не одна лазейка: сила воли не требуется для привычек. Ответ ясен: чтобы эффективно использовать волю, нужно формировать полезные привычки и не тратить силу воли на регулярное принятие решений. Очень хорошо про это рассказывает BJ Fogg в своей лекции на TEDx.
Как только я взялся за формирование новых привычек, вскрылась ещё одна проблема: почти все известные методы единогласно рекомендуют завести для этого утреннюю рутину (morning routine). Об этом даже есть отдельный блог.
Вот только я всю жизнь был «совой». Мои любимые школьные годы были те, когда я учился во вторую смену. На летних каникулах я просыпался, когда солнце уже близилось к зениту. Утренние лекции на «физтехе» были сущей пыткой. На работу я, конечно, приходил вовремя (привет, внутренняя дисциплина), но для этого просыпался в последнюю минуту, пропускал завтрак и телепортировался из дома в офис в полудреме.
Спойлер: в итоге я научился рано вставать и придумал эффективную утреннюю рутину. Советы BJ Fogg оказались очень кстати.
Как создать новую привычку (краткое изложение):
Почему это сработало для меня:
Описание системы можно было бы закончить и здесь, но у меня в рукаве осталось ещё одно бонусное упражнения для катализации скорости личностного роста.
Цели поставлены и постепенно достигаются, планирование работает, полезные привычки прививаются — словом, я был очень доволен. При этом меня все равно занимали философские вопросы: «А чему я в итоге научился?» и «Что изменилось в моей жизни?».
И тут я наткнулся на статью об очень простой привычке — записывать резюме важных событий. Идея мне понравилась, я начал применять её к важным событиям моей жизни. Это позволило регулярно рефлексировать над своим опытом и учиться на нём (и на ошибках тоже, куда же без них).
Основы стратегического планирования жизни
Подойдите к зеркалу. Что вы видите? Нос с горбинкой? Родинку на щеке? Брови, а-ля, Брежнев в Ессентуках? Берите выше! Перед вами президент корпорации. Название которой «Жизнь моя».
Чтобы корпорация начала приносить прибыль и не затерялась среди прочих бородатых, бровастых корпораций с родинками и без, ей необходим план. План действий.
Всем, кто учился на экономиста или менеджера, известно: планирование деятельности организации – очень нужная штука. И скучная. До безумия! Пока слушаешь лекцию, можно десять раз порвать рот, зевая. Где организация с ее стратегиями и планами, а где юный студент, у которого даже плана на вечер нет?!
К сожалению, в университетах не рассказывают, как планировать деятельность самой важной организации – жизни человека. Статья намерена исправить это упущение. Мы расскажем, зачем и как планировать свою жизнь, чтобы зевота не стала единственным ее развлечением.
Стратегическое планирование жизни: что такое и зачем нужно?
Стратегическое планирование жизни – это её эскиз. Планируя, человек решает, каким хочет видеть себя через год, 5 лет, 10 и больше. Ставит цели. Высокие, конкретные и вдохновляющие. Попросту, стратегическое планирование жизни – это планирование будущего.
Когда речь заходит о манере существования, люди задаются вопросом: план или импровизация? Конечно импровизация! Если всё, что нужно человеку от жизни – это свежий воздух, теплотрасса и гранёный стакан. Если же романтика теплотрасс – вариант на двоечку, то без плана на жизнь не обойтись.
Представьте. Забытый дядюшка Джо оставил вам наследство. Наконец, можно осуществить давнюю мечту – построить шикарный дом. Свой! Милое гнёздышко. Вы нанимаете бригаду. А усатый прораб заявляет: у нас плана строительства нет, мы свободные художники. Сейчас мантру споем, и как-нибудь с божьей помощью само устроится.
Вызывают доверие такие «профи»? Вряд ли. Безопасно ли жить в доме, построенном при помощи песнопений вместо плана? Вряд ли.
Строительство жизни – дело куда более серьезное, чем сооружение дома. И если у человека нет плана, у него нет ориентира. Нет мотивации. Нет смысла. Одни лишь фантазии и надежды. Мягкий диван, телефончик и бесцельное течение по накатанной.
Планировать жизнь – значит:
В сутках 24 часа. Успешные люди наполняют их планами и действиями. Безуспешные – пустотой. Эффективные люди при помощи плана делают из своей жизни долгосрочный проект, приносящий весомый профит. Неэффективные – будущее не моделируют. Прожили день и ладно.
Стратегическое планирование подходит тем, кто хочет жить своей жизнью. С результатом, который радует. Со смаком.
С кого всё началось?
Тот, кто первым начал планировать жизнь, теперь изображен на стодолларовой купюре. Пятнадцатый ребенок в семье нищего свечника. Угадайте, как его зовут? Бенждамин Франклин. А ведь он даже не был президентом, чтоб получить честь украшать своим портретом банкноты.
Зато был физиком, писателем, политиком, оратором и полиглотом. Придумал электрический «-» и «+», молниеотвод, переход на летнее время, конституцию США, библиотеки. Кресло-качалку и эффективную печку для обогрева, наконец! Он создал типографский бизнес, и был одним из самых богатых людей города.
Франклин сделал себя сам. Человек из многодетной эмигрантской семьи, без наследства, образования, и, казалось бы, перспектив, в 20 лет решил творить свою судьбу в столице. Он, как ежик из известного мультика, буквально, повязал мешок на палку и отправился в туман. Только вот ежик в тумане заблудился, а Франклин стал хозяином своей жизни.
Все потому, что он ставил четкие цели и разработал генеральный план их достижения. Если Франклин смог, то получится и у вас.
Еще примеры. Главный богач Китая, основатель Alibaba Group Джек Ма. Создатель империи ИКЕА с оборотом около 40 млрд евро Ингвар Кампрад. Бизнесмен из списка Forbes, бывший президент Starbucks Говард Шульц. Эти люди росли в бедности. У них не было первоначальных ресурсов. Зато был план собственной жизни на 10 лет вперед.
С помощью самоконтроля и грамотного управления временем шаг за шагом они двигались к своим целям. В итоге план будущего стал их настоящим.
Достижение жизненных целей за 9 шагов
Ключевое в стратегическом планировании жизни – это постановка целей. Достижение которых и приведет вас к жизни мечты. Возникает вопрос. Как? Как правильно поставить цель? Как быстро и легко ее достичь? Для этого нужно пройти путь в 9 шагов.
Сформулируйте свои цели в каждой сфере жизни
Главных или второстепенных сфер жизни не бывает. Богатый и больной – плохой вариант. Женатый, но безработный – тоже. Только баланс во всех областях сделает вас гармонично развитым и счастливым человеком. Поэтому пройдитесь по каждому аспекту жизни:
Существует несколько правила постановки целей.
Можно немного поиграть с внутренним мазохистом и представить, что вам осталось жить полгода. Обычно фактор безысходности отлично развязывает руки. Устраняет страхи. И высвобождает энергию, которая способна без рычага перевернуть мир.
Запишите цели на бумаге
Обязательно! 97% людей пропускают этот шаг. И проигрывают. Важность этого процесса объяснима:
Шариковая ручка весит 4 грамма. Это тяжело? Пустяк. Который поможет вам попасть в 3% победителей.
Найдите выгоду
Какая она, морковка, которая подстегнет ваше движение к цели? Определите ее в самых ярких красках. Нейробиологи утверждают, позитивная мотивация – дрожжи, на которых растут гормоны счастья. А вместе с ними и желание действовать.
Определите дедлайны
Помните, что цель всегда должна быть четкой, измеримой. Именно срок исполнения превращает эфемерную мечту в конкретную цель. Ученые доказали, что наш мозг очень чувствителен к границам. Как только он их осознает, продуктивность увеличивается. Поэтому дедлайны дисциплинируют и стимулируют к действиям.
Вы спросите: как определить срок, да еще и уложиться в него? Проще простого! Станьте владыкой времени. Повелителем мгновений. Хроносом во плоти! К счастью, для этого есть все инструменты.
Разделите мамонта на части
То есть большие цели – на мелкие задачи. Мозг сойдет с ума, если вы решите: надо сделать ремонт в квартире. Катастрофа, сообразит он, нужно срочно придумать веские аргументы, чтобы увильнуть. И придумает! Если же вы составите перечень всех возможных мелких шагов, которые способны привести к цели, мозг станет вашим другом.
Например: зайти в Интернет и посмотреть дизайны квартир; определиться с цветовой гаммой обоев; сходить в строительный магазин, прицениться; позвонить подруге Зиночке и узнать контакты строительной бригады, которая так профессионально отремонтировала Зинаидину спальню и т.д. Подъемные задачи? Вполне.
Систематизируйте задачи
Сделать это можно двумя способами:
Выбирайте тот способ систематизации, который для вас комфортен.
Сделайте первый шаг
Решили перейти на ЗОЖ? Отлично. Ваш первый шаг – лечь сегодня не позднее 22:00. Или подняться по лестнице два этажа. Или отдать холестериновый бургер врагу. Просто начните! Каждый новый шаг будет прибавлять вам опыта и уверенности.
Делайте хоть что-то, но каждый день
Вкладывайте в жирненького, румяного поросёнка под названием «Мое благополучие» хотя бы по 10 копеек усилий ежедневно.
Не вешайте нос. Не пасуйте. Не сдавайтесь!
Каким бы блестящим ни был ваш план, с каким бы энтузиазмом вы ни брались за решение задач, спады будут. И это нормально. Представьте, что вы на американских горках. Поймайте кураж. Кричите, когда совсем страшно. И наслаждайтесь каждым новым крутым виражом.
Будем объективны. Наличие плана не гарантирует, что жизнь сложится копейка в копейку, как вы запланировали. Зато его отсутствие гарантирует, что управлять вашей жизнью будут либо обстоятельства, либо другие люди. Не сдавайте позиции. Единственно возможный президент корпорации «Жизнь моя» – это вы сами. Будьте мудры. И успехов!