скульптор даши намдаков биография
Намдаков, Даши Бальжанович
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Даши Намдаков
Даши Намдаков (Дашиним Бальжанович Намдаков; родился в 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.
Биография Даши Намдакова
Д.Б. Намдаков родился в бурятском селе Укурик. Полное имя — Дашиним («Даши Нима») — в переводе с бурятского означает «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.
Семья Д.Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.
По вероисповеданию Д.Б. Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.
Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный Эрмитаж // Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.
До семи лет Д.Б. Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:
«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »
Д.Б. Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.
В 1990-х Д.Б. Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «. деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».
В 2000 прошла первая персональная выставка Д.Б. Намдакова в Иркутске. По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До нее он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
Творчество Даши Намдакова
Работы Д.Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.
Работы Д.Б. Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д.Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д.Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002, 2003), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002). В 2003 он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.
С 2004 Д.Б. Намдаков живёт и работает в Москве.
В 2007 он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 Д.Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».
30 июля 2008 мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления).«Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д.Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».
За цикл выставок в 2009 Д.Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Выставки Даши Намдакова
C 21 декабря 2007 по 13 января 2008 прошла персональная выставка Д.Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.
В ноябре 2008 в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Д.Б. Намдакова «Преображение».
С 26 февраля по 4 апреля 2010 в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д.Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».
С 1 июня по 31 июля 2011 — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д.Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.
Ангелы Даши Намдакова
Ваша последняя выставка «Изнутри»вдохновлена глобальной культурой. Работы разительно отличаются от всего, что было сделано до того. Означает ли это, что вы стали окончательно гражданином мира?
Даши Намдаков: Думаю, да. То что я делаю сейчас это отражение меня сегодняшнего. Сплав моих корней, природы Забайкалья и европейской культуры.
Раньше считал себя евразийцем. На самом деле это так и есть, ведь мне посчастливилось родиться в Азии, где в то время еще сильны были традиции и дух народа. Но в силу того, что я человек ищущий, меня влекло куда-то на запад, в Европу. Долгое время жил в Италии, Англии.
А что азиата вдруг потянуло на Запад? Любопытство?
Осталось ли что-то от бурятского мальчика, которому выбирали ламы в дацане и они же напророчили судьбу? От подростка, которого исцелила шаманка, обращаясь к душам предков?
Даши Намдаков: Надеюсь, что да. Никуда от этого не денешься, это течет в моих жилах. Но мне самому интересно двигаться дальше. И я хочу за свою жизнь пройти максимально длинную дистанцию не в смысле долголетия, а максимально растянув во времени поиск новых пластических решений и находок. Мне самому интересно, куда выльется мое творчество лет через десять. Я бы не хотел застыть. Со мной происходят какие-то процессы, и это отражается в бронзовых отливках.
Ваша семья сейчас живет в Италии или в Англии?
Даши Намдаков: Я и старшие дети сейчас в Москве, остальная семья в Лондоне.
То, что вы живете так далеко от родины не мешает чувствовать связь с предками? Или география никак не связана с такими тонкими материями?
…а потом еще от Читы до Укурика почти 200 километров. Слышала, что вы собираетесь в своей деревне открыть мастерскую для детей. Что это за проект?
Даши Намдаков: К сожалению, с каждым годом деревня становится все меньше, слабеет, люди уезжают. Понимаю, что это глобальные проблемы, но хочется как-то повлиять на ситуацию и сохранить свою деревню. Было время, когда я находился в поисках по Европе, а теперь понимаю, что пришло время отдавать.
Есть идея открыть в Укурике детский лагерь с творческой мастерской, где можно будет овладеть разными ремеслами, вместе творить. Сюда смогут приезжать дети из Бурятии, Иркутской области, Дальнего Востока. Но этот проект один не осилю, рассчитываю на помощь губернатора Забайкалья Александра Осипова, который обещал помочь реализовать идею. Пока нашили чистое поле, где будет разбит лагерь. Нужно набраться терпения. Понадобится несколько лет, чтобы все задуманное воплотить.
Вы довольны своей работой над храмом?
Даши Намдаков: Сейчас сложно судить. Пройдет время, можно будет немного успокоиться, отвлечься и посмотреть на содеянное со стороны. Помню, когда с Бодровым работали над «Монголом» и когда потом на Берлинале смотрели фильм, сложно было отделить процесс съемок и от того объема материала, который был сделан. У меня все перемешалось, поэтому не мог объективно судить, получился фильм или нет.
Это был ваш первый опыт художника-постановщика?
Даши Намдаков: Первый и последний.
Последний? Нет больше планов на кино?
Даши Намдаков: Просто это был единственный опыт. После выхода фильма мне поступало много предложений, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Тема была моя, поэтому и взялся за «Монгола», но углубляться в киношную профессию не собираюсь.
Расскажите о работе над главным храмом Вооруженных сил России. Вы сразу согласились участвовать в этом проекте?
Даши Намдаков: Я благодарю судьбу, что мне посчастливилось в этом участвовать. Для меня неожиданно и удивительно было предложение стать главным художником этого храма. Я согласился сразу! И ни разу не пожалел! Я, буддист, открыл для себя огромный мир православия.
Что было самое сложное в работе над храмом?
Храмы строят на века. Вы чувствуете свою ответственность?
Даши Намдаков: Разную степень ответственности я в жизни чувствовал, но такое не испытывал никогда. Когда пришло осознание того, что образам, над которыми работают художники, люди молятся, когда приходят в храм. Для них это образ Бога. Выше этой ответственности никогда не переживал. Понимал, что я должен быть в разы убедительней, чтобы люди поверили.
Даши Намдаков: Абсолютно! Невероятно, что происходит в моей жизни. Когда в юности я сильно заболел и боролся за жизнь семь лет, представить себе не мог, как меня наградит судьба.
А сейчас вы готовы к резким поворотам в жизни или уже успокоились, как это случается в определенном возрасте?
Даши Намдаков: Я вообще не чувствую свой возраст. Полон энергии, идей и готов к авантюрным приключениям (смеется). Когда общаешься со своими ровесниками, и они начинают жаловаться на здоровье, предлагаю сразу закончить разговор. Не хочу даже слышать про больную печень или почки.
В одном из интервью вы говорили, что мечтали быть машинистом поезда. А сейчас о чем мечтаете?
Даши Намдаков: Считаю, что как скульптор я не нашел своего языка, нахожусь в поиске. Понимаю, что подступаю и чувствую, что где-то уже рядом. Но еще не нашел. И, слава Богу, что так. Потому что как только это случится, то поезд остановится. Художник умрет.
Ваша бронзовая скульптура «Хранитель Байкала», установленная на острове Ольхон на краю обрыва у самого Байкала, до сих пор вызывает много споров. Все-таки это что? Оберег для острова? Дар духам? Выкуп? Каприз художника?
Даши Намдаков: Начиналось все банально. Когда мне стукнуло 50 лет, как все нормальные люди, мы стали в семье думать, как отметить юбилей. В силу того, что география нашего общения огромна и собрать всех в одном месте нереально, мы отказались от этой идеи и решили сделать подарок для родины. Я очень переживаю, когда наблюдаю, что за последние двадцать лет произошло с Байкалом. Эта боль и выразилась в этой работе, которая в переводе с бурятского «Байкал Бабаай» означает «отец Байкал».
Шли на шамана
Татьяна Огородникова, замдиректора по науке Иркутского художественного музея им. Сукачева, была организатором первой выставки Даши Намдакова в Иркутске. Той самой выставки, с которой началась широкая известность бурятского скульптора. По ее словам, явление Даши иркутской публике было в самом деле необыкновенным. Хотя начиналось все довольно прозаично.
Если честно, я переживала, что никто не придет, кроме узкого круга знатоков. Времени на рекламу у нас было мало, а Даши Намдаков был еще неизвестен. Но на открытие пришла огромная толпа. Там были художники, там были академики, коллекционеры. И я в первый раз видела, чтобы у них у всех так горели глаза.
Выставка была рассчитана на 10 дней. Но, конечно, мы ее продлили. Мне кажется, Даши сам не ожидал такого успеха. Он очень волновался. Но этот случай, когда мастер просыпается знаменитым.
«Даши вырос на крепких корнях»
Елена Худоногова, почетный член Российской академии художеств:
Протоиерей Леонид Калинин, глава худсовета по строительству Главного храма ВС РФ:
— Когда он только появился среди нас, у многих был шок: буддист в православном храме! Но теперь я могу сказать, что участие Даши Намдакова в проекте было одним из решающих факторов успеха, его скульптуры освежили наши традиционные представления о благоукрашении храмов, которое нередко бездушно копируется от одного храма к другому.
Александр Корытов, директор галереи JART:
Джентльмен удачи: художник Даши Намдаков
13 — 25 сентября в парке «Зарядье» в Москве проходит выставка скульптур Даши Намдакова «Изнутри». В преддверии этого события ELLE DECORATION встретился с художником и поговорил о жизни, творчестве и об удаче
Художника, скульптора и ювелира Даши Намдакова называют феноменом русского искусства. Ему удалось парадоксальное: превратить древние национальные традиции в авангардное искусство. Да еще и перевести на язык, понятный каждому — от Китая до Америки. Его работы можно увидеть в музеях и частных коллекциях по всему миру, а его скульптура «Чингисхан» установлена в лондонском Гайд-парке. Так далеко не заходил даже великий завоеватель!
ФАКТЫ
ELLE DECORATION: Даши, вы скульптор, художник, ювелир. В каком порядке все это приходило в вашу жизнь?
ДАШИ НАМДАКОВ: Это как живая материя, где все перетекает из одного в другое. Какое-то время меня очень увлекала графика. Мне всегда легко давался рисунок. Может, потому что в детстве из подручных «художественных» материалов у меня были только карандаш и бумага. Я много и увлеченно рисовал. Сегодня графика осталась в виде набросков к монументальным проектам. И это меня, кстати, очень спасает. Многие скульпторы работают сразу в объеме, что зачастую приводит к долгим поискам. Для меня же проще сначала нарисовать свою идею с разных ракурсов, а потом уже в объеме дорабатывать нюансы. Благодаря этому экономится масса времени.
Но сейчас же существуют различные 3D-технологии.
Да, и я ими пользуюсь. Но они не способны заменить карандаш и живую пластику. Идея ложится через карандаш на бумагу. А потом уже при помощи различных компьютерных программ ты ее дорабатываешь и совершенствуешь. Мне кажется, если бы автомобильные дизайнеры меньше моделировали на компьютере, а больше рисовали в карандаше, современные автомобили были бы более выразительными и не такими одинаковыми.
А как рождается образ?
Это всегда поиск и эксперимент. Сейчас в современном искусстве есть тенденция — художник находит свою фишку и начинает тиражировать ее. Чтобы быть узнаваемым. Это работает. Но я каждый раз думаю: господи, неужели им не скучно делать одно и то же? Мне повезло: мои выставки ездят по миру, объекты продаются, и это великое счастье. Я могу позволить себе быть некоммерческим. Поэтому я постоянно экспериментирую. Но это происходит не потому, что я специально хочу что-то поменять, а потому, что я сам меняюсь.
Смело! Не каждый художник даже с именем рискнет сегодня быть некоммерческим.
Да, в этом смысле я счастливый человек — ко мне просто обращаются и говорят: «Вот вам пространство — творите». По крайней мере в скульптуре я уже всем все доказал. Гораздо сложнее, когда ты молод и только начинаешь. Тебе не доверяют. Сколько раз я видел, когда во время конкурса на большой проект мэтры «гасят» молодежь. Они просто говорят заказчику: «Ну посмотрите, у него же нет опыта, он все испортит. Отдайте лучше нам». И пробить эту стену очень сложно.
Удача часто помогала вам в жизни?
Мое полное имя — Дашинима. Даши с бурятского значит «удача», а Нима — «солнце». Удачливое солнце. Но поначалу я в себя не верил. Я рос в маленькой, затерянной в лесу сибирской деревне, за Байкалом. Вот скажите, какие у меня были шансы вырваться и пробиться? Еще в те времена, когда не то что интернета, мобильных телефонов не было. Это глубокая периферия и глубоко застойные времена. Собственно, эта удаленность и сделала из меня художника со своим индивидуальным видением. Плюс труд и удача. Были времена, когда я думал, что есть только труд и никакой удачи. А потом однажды прорвало.
Как произошло это «однажды»?
«Однажды» мне просто надо было приложить огромные усилия и сделать свою первую выставку. Что я очень рекомендую всем молодым художникам. Не ждать, пока тебя кто-то найдет, а делать все самому. Хотя я боюсь что-либо советовать. Каждый опыт — индивидуален. И потом, как бы мы ни хотели, но есть такое понятие — размер природного дарования. Это невозможно измерить. Этим надо обладать. Когда у тебя его нет, ты можешь биться во все двери и стены, но ничего не выйдет. Не должно быть иллюзий — вот, пожалуй, хороший совет. Ну и, конечно, кругозор и образование. Советская школа была очень консервативна. Она выпускала не художников, а спичечные коробки, настолько все были одинаковы. И это наша беда. Только единицы заявили о себе на мировом уровне. При этом мы считаем себя самыми умными и не видим в этой близорукости, что мир современного искусства шагнул очень далеко, а мы, образно говоря, все еще сидим в «Жигулях».
«Я могу себе позволить быть некоммерческим, постоянно экспериментировать — это великое счастье»
Как скульптор из далекого бурятского села стал известен на весь мир
Даши Намдаков на открытии персональной выставке в Лондоне, 2014
Ian Gavan/Getty Images for Halcyon Gallery
Имя художника переводится с бурятского как «удачливое солнце», а предки считали, что имя и судьба сакральным образом связаны. В детстве Намдаков серьезно заболел, и традиционная медицина оказалась бессильна. Отчаявшиеся родители ответили мальчика к шаманке. Она помогла, но сказала, что болезнь – плата за разрыв связей с природой. Полностью излечившись уже на следующий день, мальчик более не терял связи ни с природой, ни с корнями.
От бурятского села до Лондона
Арт-фонд Даши Намдакова
Арт-фонд Даши Намдакова
Первая персональная выставка 33-летнего художника состоялась в 2000 году в Иркутске, затем были показы скульптур в Бурятии и Монголии. Его заметили, и в 2002 году предложили поучаствовать в групповой выставке в Центральном Доме Художника в Москве, куда он вскоре переехал. Через год в столице состоялась уже персональная выставка в Музее Искусств народов Востока. Кроме того, скульптора наградили Серебряной медалью Академии Художеств. С тех пор началась его международная биография с выставками по всему миру, от Нью-Йорка до Гуанчжоу.
Арт-фонд Даши Намдакова
Скульптура Чингисхана два года стояла в лондонском Гайд-парке
Арт-фонд Даши Намдакова
Сейчас его произведения хранятся в Российском этнографическом музее, Эрмитаже и многих других музеях мира.
Даже в московском метро на строящейся станции «Новомосковская» появится композиция Даши.
Арт-фонд Даши Намдакова
Скульптурная композиция “Царская охота”
Арт-фонд Даши Намдакова
«Я попытался передать поэтику ритуала, восстановив его не по науке, а по собственному воображению. Рядом начинается великая река Енисей, в окружении предгорья Саян. Эпичность разлита в воздухе».
Арт-фонд Даши Намдакова
Назад к корням
Попутешествовав по миру, пожив в Иркутске, Лондоне и Москве, известный скульптор вернулся в родную бурятскую деревню.
Арт-фонд Даши Намдакова
В Тужи он начал активно работать с деревом. «Для меня это новый вызов, там другая фактура, нужно не сломать естество ствола, найти образ и передать его в гармонии с материалом, очень интересно».
Арт-фонд Даши Намдакова
Вот работы Даши Намдакова в России и в разных странах мира: