скрипач казарян гайк биография
Казазян Гайк Георгиевич
Казазян Гайк Георгиевич | |
Дата рождения: | 1982 |
Место рождения: | Ереван |
Краткая информация: Скрипач, педагог |
Содержание
Биография
Родился в 1982 г. в Ереване.
В 1989 г. поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы в класс профессора Левона Зоряна.
В течении 1993-1995 гг. одержал победу на нескольких республиканских конкурсах, стал обладателем Гран-при конкурса «Амадеус-95» и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами.
В 1996 г. переехал в Москву. Учился у профессора, народного артиста СССР Э.Д. Грача в школе им. Гнесиных (1996-2000) и Московской консерватории (2000-2006), а также у профессора И. Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне (2006-2008).
В период учебы 2002-2003 гг. Гайку была назначена стипендия президента РФ, с 2003-2004 стипендия правительства РФ. Брал мастер-классы у таких выдающихся музыкантов, как Ида Гендель, Шломо Минц, Борис Кушнир, Памела Франк.
В период с 1997-2007гг. Гайк становится лауреатом и победителем многих международных конкурсов, среди которых конкурс им. Чайковского в Москве (2002), конкурс им. Венявского в Познани, (2001), им. Жак Тибо и Маргариты Лонг в Париже (2005).
Награжден золотой медалью и призом зрительских симпатий на конкурсе скрипачей в Швейцарии (2004), золотой медалью и призом зрительских симпатий на конкурсе скрипачей в Тонгёнге (Южная Корея, 2007). В 2011 г. побеждает на конкурсе им. Дж. Энеску в Бухаресте. В 2015 году на 15-ом конкурсе им. Чайковского удостоен бронзовой медали.
Педагогическая деятельность
С 2008 г. преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Э. Д. Грача.
Концертная деятельность
Выступал в Георгиевском зале Кремля перед президентами Б.Н. Ельциным и Ж.Шираком (1997), также в 2010 г. на встрече президентов Д. Медведева и И. Каримова.
С 2002г. является солистом Московской Государственной Академической Филармонии.
Концерты Гайка Казазяна транслируются телеканалами Культура, Mezzo, Брюссельским телевидением, радиостанциями Би-Би-Си и «Орфей».
Участие в международных фестивалях
Выступления в залах
Гастроли
Гастролирует за рубежом:
Сотрудничество
Сотрудничает со многими российскими и зарубежными дирижерами, такими, как
Выступления с симфоническими и камерными оркестрами
Выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, среди которых
Партнёры по сцене
В числе его партнеров по сцене
пианисты
виолончелисты
Альбомы
Исполняет Казазян Гайк (скрипка)
Призы, награды, конкурсы
Лауреат Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов. Среди них:
Счастливый билет армянского мальчика: как Гайк Казазян стал всемирно известным музыкантом
Алексей Стефанов, Sputnik
Скрипач Гайк Казазян известен по всему миру – в месяц дает от восьми до десяти концертов, еле успевая переезжать из одной страны в другую. Вот и сейчас Казазян находится на португальском острове Мадейра. Здесь он вместе с Симфоническим оркестром Мадейры исполнил концерт Бетховена.
До этих гастролей Казазян рассказал корреспонденту Sputnik, как стал музыкантом и какую роль в его судьбе сыграл московский меценат-армянин, много лет назад разглядевший в талантливом подростке будущего скрипача.
Жизнь по гастрольному графику
Когда музыканта спрашивают, где его дом, он часто в шутку отвечает, что в самолете.
Вернувшись в Москву, где живет постоянно с 1995 года, скрипач практически сразу принял участие в музыкальном фестивале «Органные вечера в Кусково», которые организует органистка Елена Привалова-Эпштейн в бывшем имении графов Шереметевых.
Казазян отмечает, что во время гастролей практически везде встречается с представителями армянской диаспоры, которые приходят на концерты своего соотечественника. Кто-то из армян заранее связывается с Гайком через социальные сети, договаривается о встрече, об интервью, а кто-то стихийно приходит на выступления и ждет земляка за кулисами.
В городе Фресно в Калифорнии, на родине известного писателя Вильяма Сарояна, Казазян однажды даже дал концерт в армянской церкви.
«Пусть играет в футбол»: талант разглядели не сразу
Казазян родился 37 лет назад в Ереване, в семье отца-инженера и мамы-бухгалтера. Но музыкантом стал именно благодаря папе – большому любителю классической музыки. В детстве Георгий Казазян и сам играл на скрипке, кларнете, пел, но послевоенное время не дало возможности реализоваться.
Правда, певцом Гайк не стал. Когда ему было лет пять, отец отвел мальчика на прослушивание в семью знаменитого армянского композитора Тиграна Мансуряна, с которым дружил. Сестра Тиграна Аракс – известная оперная певица, послушала будущего скрипача и сказала, чтобы мальчика оставили в покое – не заметила она потенциал.
Сам Гайк считает, что это случилось из-за того, что он был очень стеснительным ребенком, не мог проявить себя и что-то мямлил.
В Москве по воле случая
Но Георгий Казазян все-таки отдал мальчика в музыкальную школу для общего развития, и оно оказалось очень успешным. Вскоре Гайк уже принимал участие в республиканских конкурсах и завоевывал призы. Скрипач не считает, что из-за занятий музыкой лишился детства.
А в 13 лет юный скрипач принял участие в концерте в посольстве Армении в России.
Оганесян не только помог переехать Гайку вместе с родителями в Москву, но и предоставил в безвозмездное пользование большую квартиру практически в центре российской столицы. От будущего скрипача требовалось только одно – заниматься.
Гайк поступил в музыкальную школу им. Гнесиных к профессору, народному артисту СССР Эдуарду Грачу, по окончании – в Московскую консерваторию, стажировался в Лондонском королевском колледже музыки.
С Арменией в сердце и мечтами о семье
В Ереване Гайк старается бывать не реже одного-двух раз в год. Там у него живет очень много родственников.
Гайк Казазян: Главное в исполнительстве – индивидуальность
Мария Григорьянц
Армяне атакуют Голливуд
Почему замалчивается факт армянского присутствия в Византии
«Лорд», «Фома», «Капиталист» и другие армянские джазмены Баку
Герман Стерлигов: Я буду жить на два хозяйства – в России и в Карабахе
Угроза исчезновения культурно- религиозного многообразия Тбилиси
Принять христианство, одновременно исповедуя ислам, невозможно
В Дагестане восстанавливают храм Святого Григориса
Гайк Казазян: Главное в исполнительстве – индивидуальность
Картина испанского художника подарена церкви Сурб Саргис в Сочи
Оценка политических рисков в регионе Южного Кавказа
Летом этого года в Москве и Санкт-Петербурге прошел беспрецедентный по масштабу XV юбилейный Международный конкурс имени П. И. Чайковского. 623 музыканта из 45 стран подали заявки на участие в нем.
Международный смотр музыкальных талантов 2015 г. был посвящен празднованию 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского.
Выступления участников проходили на крупнейших музыкальных площадках – в Московской государственной консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Санкт-Петербургской филармонии, Мариинском театре. В состав международного жюри вошли музыканты с мировыми именами, среди которых Дмитрий Башкиров, Сальваторе Аккардо, Юрий Башмет, Миша Майский. Конкурсанты выступали с известными российскими оркестрами. За дирижерским пультом стояли Валерий Гергиев и Владимир Федосеев.
Юбилейный конкурс был отмечен высоким профессиональным уровнем участников. Высоки были и требования к исполнительскому мастерству. Лауреатами конкурса стали 12 российских музыкантов, которые в очередной раз продемонстрировали достижения отечественной исполнительской школы по всем специальностям – фортепиано, виолончель, сольное пение и скрипка. Гайк Казазян стал лауреатом конкурса по специальности скрипка.
Гайка Казазяна называют одним из самых перспективных скрипачей своего поколения – отточенная техника, яркий темперамент, глубокий звук, тонкая музыкальность. Мы беседуем с Гайком Казазяном в учебном классе Московской консерватории, где только что закончился урок.
– Гайк, кто Ваши ученики?
– Студенты первого курса консерватории.
– Чему Вы стараетесь их научить?
– Прежде всего, самостоятельности в работе.
– Преподавание и исполнительство – это взаимодополняющие процессы?
– Конечно. Преподавать полезно, ты сам многому учишься, начинаешь по-другому мыслить и даже относиться к себе. Преподавание развивает, но сегодня оно не является для меня приоритетом. Я, прежде всего, исполнитель. С годами играть становится все тяжелее, ведь выступление на сцене – это не только нервы, но и большие физические затраты, это также гастроли, поездки. Учить и передавать свой опыт можно и тогда, когда исполнительская деятельность будет завершена.
– Поговорим о Конкурсе Чайковского. Вы уже участвовали в XII Конкурсе Чайковского в 2002 году и стали лауреатом, а также получили 3 специальных приза от телеканала «Культура», Московской государственной консерватории, фонда «Новые имена». Вы решились попробовать свои силы еще раз?
– В начале года у меня и в мыслях не было снова принять участие в Конкурсе Чайковского. Но подготовка к конкурсу шла так серьезно и с таким размахом, что я заинтересовался, посмотрел условия конкурса на его сайте в интернете и понял, что еще прохожу по возрасту. Решение участвовать в Конкурсе Чайковского повторно удивило многих. Но оно было принято, и я стал готовиться. Большую роль сыграло и то, что в моем репертуаре были произведения конкурсной программы. Конечно, выступление уже в звании лауреата накладывало на меня огромную ответственность. В определенной степени это был риск.
– Этот конкурс стал особенным?
– Я еще не участвовал в конкурсах такого масштаба, и то огромное внимание, которое было приковано к XV Конкурсу Чайковского, было заслуженным. Мы, конкурсанты, волновались вдвойне. Благодаря многим ответственным лицам и, прежде всего, маэстро Гергиеву конкурс был прекрасно организован и широко освещался в СМИ, в том числе и в интернете. Эксперты считают, что конкурс посмотрели почти 10 млн человек, только скрипачей слушали по интернету более полумиллиона любителей музыки.
– Последний тур оказался очень сложным?
– Да, нужно было исполнить подряд два концерта. Я играл Концерт Чайковского, обязательный для всех конкурсантов, и Концерт Сибелиуса, который в определенной степени даже еще труднее. Это был настоящий музыкальный марафон, и нужно было просто выдержать физически.
– Впервые в истории конкурса голосование жюри было открытым.
– В том смысле, что можно было узнать, сколько голосов получил тот или иной конкурсант. В жюри скрипачей было 16 человек, и голоса так разделились, что итоговые результаты пересматривались несколько раз. Априори нет ни одного конкурса, который мог бы стать абсолютно справедливым, потому что изначально наша профессия во многом субъективна – одним нравится твоя трактовка, другим нет. Это также относится и к членам жюри, а от их мнения зависит результат. Меня многие спрашивают, доволен ли я своим третьим местом. Честно говоря, это для меня не так и важно. Уже через несколько месяцев забудется, какое место ты занял – третье, первое или второе. Самое главное, чтобы публика хотела меня слушать и приходила на мои концерты.
– Открыл ли Вам конкурс новые возможности?
– В определенном смысле да. Завязались новые знакомства, появились новые приглашения, хотя я много выступал и до конкурса. Денис Мацуев, например, в очередной раз пригласил меня на фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутск, поступили предложения из Мариинского театра. 4 сентября я выступил на открытии сезона в Большом зале Московской консерватории. 1 октября играю на гала-концерте в рамках фестиваля Crescendo-2015 в Москве.
– Кем из скрипачей Вы восхищаетесь?
– Теми, игру которых можно узнать сразу – Леонид Коган, конечно, Давид Ойстрах. Давид Ойстрах не просто выдающийся скрипач, это определение для него даже «тесновато», он – музыкант и человек с большой буквы, недосягаемая величина. С первых тактов я узнаю и уникальный стиль Иегуди Менухина. Главное для меня в исполнительстве – индивидуальность, я стараюсь у каждого взять что-то и найти свою.
– Есть музыканты, для которых важно передать то, что задумал композитор, для других – важнее своя интерпретация. Вы относите себя к первым или ко вторым?
– Хороший вопрос. Однозначно ответить на него сложно. Баха и Моцарта интерпретировать не надо, они совершенны. Паганини позволяет это делать. Истинное предназначение классической музыки для меня в том, чтобы передать публике то, что хотел сказать композитор. Если мне это удастся, я смогу сказать, что реализовался как музыкант. Если зрители в зале смогут почувствовать музыку так, как чувствую ее я, то это будет, по-моему, большое достижение, в первую очередь для самой музыки.
– Вы уже играли на скрипке Паганини?
– Пока нет, но надеюсь, что это когда-нибудь случится. На XV Конкурсе Чайковского я играл на скрипке, которую держал в руках Генрих Венявский. Это скрипка работы Страдивари из государственной коллекции музыкальных инструментов.
– А какая у Вас скрипка?
– Простая скрипка неизвестного итальянского мастера. Цены на лучшие в мире инструменты – скрипки Страдивари, Гварнери, Амати, Бергонци, Гваданини – настолько выросли, что молодым исполнителям не по карману их приобрести. А для любого музыканта играть на хорошем инструменте – вопрос важнейший. Эти инструменты, пусть даже с определенными изъянами, неповторимы, их звучание гениально. Вот на Западе развита система, когда инвестор/спонсор приобретает одну такую скрипку, ведь цены на них с годами только растут, и заключает контракт, скажем, на три года или пять лет с исполнителем, который на ней играет. Имя владельца такой раритетной скрипки навсегда остается в истории – оно заносится в соответствующий реестр. По истечении контракта он может продать инструмент либо оставить как коллекционную вещь. А музыкант имеет счастливую возможность хотя бы ограниченное время играть на таком инструменте. Хотелось бы, чтобы такая практика прижилась и у нас.
– Вы выступаете в Армении?
– Конечно! Только в этом году я выступал в Армении 4 раза. Последний раз я играл на торжественной церемонии открытия 11-го Международного музыкального конкурса имени Арама Ильича Хачатуряна в Ереване Скрипичный концерт композитора на сцене Национального театра оперы и балета им. А. Спендиаряна.
– Как бы Вы отнеслись к тому, если бы Вас назвали армянским Паганини?
– Это была бы для меня высокая честь! Тем более если бы такое сравнение прозвучало из уст уважаемого музыканта.
– Первое – это достижение, хотя бы частичное, творческих целей, а они высокие. А второе – это восприятие и понимание публикой того, что ты пытаешься ей донести в музыке. Мои приоритеты сегодня – это совершенствование в исполнительстве, исполнение новых сочинений, прежде всего, тех, которые сегодня просто не играют, например Концерт Арно Бабаджаняна для скрипки с оркестром. Это потрясающий концерт, кстати, Леонид Коган его великолепно играл под управлением автора. Редко звучит на эстраде и Концерт Хачатуряна. Я хочу эти произведения «вывести в свет».
– Музыкантами становятся или рождаются?
– (Задумывается.) Я думаю, что все же рождаются.
– Немецкий писатель, композитор и художник Гофман сказал однажды, что для него мир делится на тех, кто любит музыку, истинных музыкантов и всех остальных. Вы согласны с этим?
– Музыка окружает меня с детства, она в каждой моей клеточке, если так можно сказать. Я слушал ее, еще даже не родившись. В моей семье нет профессиональных музыкантов, но родители очень музыкальны и любят классическую музыку.
Разговор подошел к концу. Гайк бережно заворачивает скрипку в большой красивый шелковый платок с изображением музыкальных инструментов и укладывает в футляр.
– Считается, что шелк оберегает инструмент от влаги.
Беседу вела Мария Григорьянц
Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване. В семь лет поступил в Ереванскую музыкальную школу им. Саят-Новы в класс профессора Левона Зоряна. В 1994 году удостоился первой премии на республиканском конкурсе скрипачей им. Габриеляна. В 1995 году на конкурсе скрипачей «Амадеус-95» получил золотую медаль и Гран-при и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами.
В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Э.Д. Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и аспирантуре. В период учебы в консерватории был удостоен стипендий президента РФ и правительства РФ.
В 2006-2008 годах стажировался у всемирно известного скрипача и педагога Ицхака Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк.
С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством Э.Д. Грача.
Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени Г. Венявского в Познани, имени П. И. Чайковского в Москве (в 2002 и 2015 годах), имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже. Удостоился первых премий на конкурсах Sion-Valais в Швейцарии, имени Дж. Энеску в Бухаресте, в Тонгенге (Южная Корея).
Является солистом Московской государственной академической филармонии и ведет активную концертную деятельность. Выступал в крупнейших концертных залах мира – Carnegie hall в Нью-Йорке, Victoria hall в Женеве, Barbican hall и Wigmore hall в Лондоне и многих других.
Гайк Казазян: Скрипка Страдивари – как красивая девушка, к ней нужно найти подход
Скрипач Гайк Казазян уверен, что счастливое детство и усердные занятия музыкой – вещи вполне совместимые. В семь лет он взял в руки свою первую скрипочку, а сейчас его называют одним из самых перспективных молодых музыкантов России. Тем не менее он помнит, как играл в футбол и как катался на велосипеде, и как бегал с соседскими мальчиками на улице. В минувшие выходные он выступил в Ульяновске – совместно с симфоническим оркестром «Губернаторский» музыкант исполнил концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.
– Гайк, какие у вас впечатления от нашего оркестра?
– Вы знаете, я в Ульяновске уже в третий раз, и сейчас особенно чувствуется уровень ваших музыкантов. Оркестр настолько быстро все схватывает, что мы даже особо не мучили друг друга. Просто поработали немного над сложными моментами. Но в целом для такого большого произведения, как концерт Хачатуряна, который идет примерно 35 минут, мы довольно быстро справились. Это значит, что музыканты настолько профессиональны, так чувствуют эту музыку, что им не требуется слишком много времени, чтобы собрать ее воедино.
– Для вас, как солиста, вообще важно найти эту точку соприкосновения с музыкантами?
– Это очень важно. Потому что, если я буду играть в одном настроении, а оркестр в другом, случится музыкальный дисбаланс, которого, конечно, не должно быть.
– Некоторые музыкальные издания называют вас одним из самых перспективных скрипачей своего поколения, а как вы относитесь к такому негласному званию?
– Это не мои слова, поэтому они мне очень приятны. Но они накладывают и определенную ответственность. Для меня важно, что люди видят во мне потенциал, и я, конечно, стараюсь оправдать эти надежды. Но надо сказать, что делать это непросто – для этого надо много и хорошо играть. Потому что даже один неудачный концерт запоминается людям гораздо лучше, чем десять удачных. Они бывают у всех, но лучше стараться, чтобы их не было.
– Вы занялись музыкой в семь лет, и уже через несколько лет вас стали приглашать на сольные концерты во Францию и Бельгию, начались победы в конкурсах. Благодаря чему получился такой быстрый рывок от нуля до серьезного успеха?
– Во-первых, благодаря моему педагогу, у которого я начинал учиться в музыкальной школе в Ереване, Левону Зауряну. Он занимался со мной тщательно и не спеша. Мы старались не «прыгать», а идти шаг за шагом. Я не люблю себя хвалить, но потом, когда начались приглашения на гастроли и появился этот статус «звездного ребенка», нам, конечно, потребовались сложные, виртуозные вещи. К примеру, в пятом классе школы я играл труднейший каприс Паганини. Я справлялся с такими произведениями, но на тот момент это было очень непросто.
– А в семье были музыкальные традиции?
– Музыкантов в нашей семье нет, но традиции, конечно, были и есть. Мой отец очень любит классическую музыку, и можно сказать, что я слушал ее, еще не родившись. В молодости он также увлекался скрипкой и кларнетом, но не занимался ими профессионально. Он вообще очень увлекающийся человек, и мне это тоже передалось от него.
– А скрипку вы сами выбрали или все-таки родители?
– Получилось как-то обоюдно. Мне действительно было очень интересно, поэтому ломать себя не приходилось. Вообще начинать осваивать скрипку очень тяжело. Всем известно, что, например, на фортепиано начинать легче. Но все равно эти трудности меня не останавливали. Я хотел заниматься и занимался.
– Вся ваша семья переехала в Москву, чтобы вы могли заниматься музыкой, это было сложным решением?
– Да, нам действительно пришлось оставить родину. Дело в том, что я получил предложение учиться в Москве, и это, наверное, судьба, но как раз в эти дни в Ереван приехал с концертом мой будущий преподаватель, народный артист СССР Эдуард Грач. Мы подошли к нему, он меня послушал и сказал, что мог бы взять меня в свой класс. Естественно, такой шанс нельзя было упускать и мы переехали в Москву. Это было не так просто, пришлось решать вопрос с жильем и так далее. Но мне было 13 лет, и одного родители меня бы не отпустили, поэтому решение не могло быть другим.
– Чем-то приходилось жертвовать ради музыки? Может быть, пришлось отказаться от каких-то увлечений?
– Я как-то все успевал – и во дворе бегал, и на скрипке играл. Нельзя сказать, что у меня не было детства. И мои родители, и теперь я сам всегда придерживались мнения, что человек должен развиваться гармонично. Я никогда не был фанатиком, целиком погруженным в свое дело, который ничего, кроме скрипки, в этом мире не видит. Мне кажется, это неверный путь: даже если ты будешь технически совершенно играть, не живя нормальной жизнью, не влюбляясь и не страдая, ты не будешь играть по-настоящему. Поэтому я очень люблю бывать с друзьями на природе, гулять по красивым местам, интересуюсь астрономией. Не могу сказать, что есть какое-то конкретное хобби, скорее – всего по чуть-чуть. Стараюсь, кроме скрипки, просто интересоваться жизнью. Впрочем, я убежден, что и в профессии надо постоянно учиться чему-то новому. Потому что оставаться в рамках одного направления и стиля – это неинтересно, и это может привести к тому, что вы будете не стоять на месте, а идти назад. В любом случае надо всегда стремиться искать что-то новое, иначе это будет уже не творчество, а сухая, неинтересная работа, которая очень скоро наскучит.
– Вы сейчас и сами преподаете, вам комфортно в этом амплуа?
– Мне нравится, но скажу честно: я нахожу в этом больше пользы, чем удовольствия. Настоящее наслаждение я получаю, когда играю. Но и в этой работе есть огромная польза – когда ты преподаешь, ты находишь в произведении, которое играет ученик, новые звучания, новые проблемы, и это очень развивает. Это очень полезно.
– При вашем ритме работы удается выкраивать время для личной жизни?
– Я пока не женат, и как бы банально это ни звучало, но на личную жизнь действительно нет времени. Перед поездкой к вам я был в Москве всего неделю, а до этого не был дома больше месяца. Редко бывает, чтобы целый месяц я был дома. Поэтому-то многие музыканты достаточно поздно обзаводятся семьей: например, Денису Мацуеву – 38, и он до сих пор не женат. И таких примеров много.
– То есть сейчас ваша главная спутница – ваша скрипка? На каком инструменте вы сейчас играете?
– Я пока в поиске основного инструмента. Многое упирается в высокую стоимость скрипок, поэтому приходится пробовать и искать что-то свое среди доступной для меня ценовой категории. Сейчас я играю на скрипке современного американского автора, это очень удачная копия скрипки Страдивари. К вам я уже приезжал с инструментом мастера Гваданини, это очень дорогой инструмент 1750 года. Его мне временно предоставили на два месяца. Очень часто я играю на Страдивари и на Гварнери. Но стоят они миллионы, купить их может, мягко говоря, не каждый. Если же отвлечься от цены, то мне наиболее близки по духу скрипки Страдивари. Это очень своеобразные, даже капризные инструменты, но мне они подходят. К ним надо привыкнуть, но это как с девушкой: когда она очень красивая, она может быть и капризной, и избалованной, но к ней все равно хочется найти подход. То же самое и со скрипками – чем лучше скрипка, тем труднее найти с ней взаимопонимание.
Анастасия Гайнутдинова