сколько зарабатывает актер в беларуси
Каково это, быть актрисой в Беларуси. Как жить и зарабатывать—честный разговор с Александрой Войцехович
Зачем актерские техники нужны в жизни обычным людям? Действительно ли современные дети на дух не переносят театр?
Обо всем этом журналистка VELVET.by поговорила с артисткой театра и кино, преподавателем, автором книги для детей Александрой Войцехович.
— Профессию выбрала еще в детстве — у меня не было особых сомнений в том, что я стану актрисой. Чувствовала себя на сцене комфортно, получала удовольствие от выступлений.
Хотя семья у меня вообще не театральная: папа — строитель, мама пробовала себя в разных сферах, но творчеством никогда не занималась. Мы с братом выбрали далеко не приземленные профессии: я стала актрисой, а брат музыкантом.
К своей мечте я шла довольно долго: в течение четырех лет пробовала поступать в театральные вузы и в Минске, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Я стабильно доходила до последних этапов отбора — и на них вылетала.
Во ВГИК, к примеру, я, вчерашняя одиннадцатиклассница, проходила на платное отделение. Единственный вопрос, который мне задали на финальном собеседовании: «А кем работают ваши родители? Они смогут оплатить вашу учебу»? Я честно призналась, что мама с папой финансово не потянут это. В итоге получила два балла и вернулась в Минск.
Но желания сдаться не возникло ни разу. Верила в то, что рано или поздно поступлю.
— Сейчас часто говорят о том, что одно из важных качеств успешного человека — это толерантность к неопределенности.
— Не буду лукавить: психологически это все далось мне сложно. Спасало то, что я любила дело, которым занималась, и видела, что у меня неплохо получается. Плюс вспоминала истории знаменитых актеров — многие из них и по шесть раз пытались поступить. Такие примеры доказывают: неудачи в актерском мире — это нормально.
Но да, толерантность к неопределенности действительно получилось развить.
Я понимала, что на творческих экзаменах все в большой степени зависит от удачи. Это не тест по математике, где достаточно просто подсчитать количество набранных за верные ответы баллы и на основании этого определить лучших абитуриентов.
У актеров все иначе — на экзаменах нет объективных критериев оценки. Кому-то в комиссии нравятся брюнетки, а кому-то блондинки… Бывает, что уже заранее известно, какой дипломный спектакль будет ставить мастерская, и тогда студентов сразу подбирают под нужные типажи.
Например, у невысоких девушек гораздо меньше шансов поступить изначально. Обычно миниатюрных барышень набирают одну — две на курс, не больше. Дело в том, что высокий человек на сцене выглядит нормально, а невысокий кажется зрителям очень уж маленьким. Маленькие актеры востребованы разве что в кукольном театре.
С годами у меня появился опыт: я уже представляла, какой отрывок следует читать этому мастеру, а какой — тому. Знала, какие нюансы есть в каждом из вузов.
Но даже при таком раскладе очень много зависит от господина Случая: сколько людей придет на экзамены, какие люди будут с тобой в десятке — если много тех, кто внешне похож на тебя, то шансы поступить у тебя минимальны.
В образе Голубого щенка
— Родные не давили из-за того, что вы не с первого раза поступили? Для многих семей это становится настоящей трагедией.
— Нет, они восприняли все довольно спокойно. К тому же, я сперва поступила в колледж искусств, а вузы стала штурмовать уже после этого. Как раз после того, как я закончила школу, в колледже был экспериментальный набор на специальность актер драматического театра и кино.
Уже закончив колледж, поступила в Академию искусств на специальность актриса музыкального театра. Еще на первом курсе стала работать в Белорусском государственном академическом музыкальном театре, в Современный художественный театр меня тоже взяли. Чуть позже в моей жизни появился театр «Территория мюзикла».
В образе Красной шапочки
— Насколько реально в Беларуси жить на зарплату актрисы?
— Выживать реально, а вот жить — вряд ли. В какой-то момент любому белорусском актеру необходимо сделать выбор: или уйти из профессии вообще и искать что-то более денежное, или крутиться и думать, где можно подработать. Многие становятся аниматорами, мимами на свадьбах, берутся вести детские театральные кружки…
На энтузиазме долго не протянешь: ты поступаешь на энтузиазме, учишься на энтузиазме, несколько лет работаешь на энтузиазме, а потом суровая реальность разбивает розовые очки. Здорово, конечно, если есть кто-то, готовый тебя материально обеспечивать, тогда можно сосредоточиться на творчестве и не думать о хлебе насущном. Но если нет — приходится крутиться.
Те, кто остаются в профессии, делают это только потому, что без сцены жить не могут. Опять же, нюансов в профессии хватает. Это не только овации зала. Это еще и куча репетиций, за которые тебе не платят, и специфический график работы — ты не можешь провести вечер с семьей, потому что допоздна пропадаешь в театре. И понятие праздник у актеров отсутствует: сколько раз у меня было, что я 31 декабря едва успевала вернуться домой до наступления Нового года. Ну, а выступить в детском спектакле второго января — это святое дело.
Однако самое сложное все-таки испытание безденежьем. Больно становится, когда ты внезапно осознаешь, как много работаешь, и как мало получаешь. Особенно трудно приходится семьям, где оба супруга личности творческие. Так было и в моей семье: я актриса, муж актер… В итоге супруг был вынужден пойти переучиваться на программиста.
Сейчас я помогаю абитуриентам готовиться к поступлению в театральные вузы и сразу честно предупреждаю: «Начинайте думать уже сейчас, где и кем вы сможете подрабатывать».
Спасение для белорусского актера — это съемки в кино. Тогда ты за один съемочный день можешь получить свою месячную зарплату в театре — и это еще не самый высокий гонорар. Российские компании обожают снимать у нас фильмы, потому что для них белорусские тарифы смешные. А нам суммы гонораров кажутся весьма неплохими.
Но опять же — можно успешно сняться в фильме, а потом несколько лет сидеть без ролей в кино. Это очень нестабильные деньги.
— А вы чем занимаетесь помимо работы в театре и съемок в кино?
— Я из тех, кто никогда не сидит на месте. В творческом мире мне интересно все. Буквально с первого курса я преподавала в театральных студиях. Но быстро поняла, что это не совсем мое. Когда работаешь с маленькими детьми, то занимаешься больше воспитанием, а не обучением актерскому мастерству. И вроде как все были довольны, но я чувствовала, что до конца не реализую себя.
Потом меня пригласили поработать с персоналом в одном элитном минском ресторане.
Съемки в кино
— Зачем официантам актерское мастерство?
— В Европе и США уже активно преподают актерское мастерство для бизнеса и жизни, но в Беларуси это пока звучит довольно загадочно.
Опыта работы с персоналом у меня самой не было, но я решила попробовать — интересно же! Здорово, что рискнула — действительно интересная задача была. И мне безумно понравилась эта тема.
Актерские техники пригодятся в жизни любому, не только официанту. Эти техники учат людей раскрепощению, живому общению, помогают начать СЛЫШАТЬ собеседника, улучшают речь.
Белорусы зажаты, для них любой «внеплановый» вопрос — это дикий стресс. У нас нет культуры small talk.
Простой пример: англоязычные гости заведения спрашивают у официанта, что он мог бы посоветовать им посмотреть в Минске — и человек теряется. Он легко расскажет наизусть меню, которое зубрил, но любая ситуация, хоть чуть-чуть отличающаяся от шаблонной, ставит его в тупик.
К тому же актер отличается от обычного человека тем, что умеет себя подать, знает, как нужно выглядеть и как себя вести, чтобы расположить к себе собеседника. Всему этому можно научиться.
Актеры еще и неплохие психологи. Мы же, когда вживаемся в роль, осмысливаем своего персонажа, определяем, почему он поступает так, а не иначе. И это ценный опыт — представлять себя на месте другого.
Теперь ко мне на тренинги актерского мастерства для бизнеса и жизни приходят люди из самых разных сфер. Кто-то признается, что чувствует себя зажатым во время переговоров. Кто-то теряется при виде начальника и начинает мямлить что-то нечленораздельное. Кто-то не умеет налаживать отношения — у человека постоянные конфликты и на работе, и в семье, а друзей нет и не было.
Недавно вместе с Юлией Пальчевской мы запустили проект «Мадам cherchez la femme». Хотим помочь женщинам найти себя, работая и над внутренним, и над внешним преображением, — будет эдакий синтез коучинга с актерским мастерством.
Программы самые разные. Например, как стать коучем для своего ребенка, как правильно направлять, чтобы не травмировать. Планируем помогать и мамам после декрета — ведь после трех лет дома многие женщины боятся выходить на работу.
— Кстати, а сами вы долго в отпуске по уходу за ребенком были?
— Формально, я еще в нем нахожусь — моему сыну нет трех лет, только на днях он пошел в детский садик. Но работать я начала уже давно: благо, у нас с мужем гибкие графики, мы можем заменять друг друга дома.
Я не из тех мам, которые могут заниматься только ребенком, — понимаю, что для этого нужно особое призвание.
— Знаю, что в декрете вы еще успели написать детскую книгу «Жизнь Рюшечки».
— Я фанат книг, с детства обожаю читать. Да и у сына любимые игрушки — это книги, он любит, когда ему читают. Нам нравится ходить по книжным магазинам, где есть игровые зоны.
И вот однажды я подумала, а почему бы мне самой ни написать детскую книжку? Пошло все легко: села и написала. Было много мыслей, которыми хотелось поделиться.
«Жизнь Рюшечки» — это история девочки, которая решила заранее написать свою жизнь. Естественно, получалось совсем не так, как она намечтала. Ведь в реальном мире далеко не все идет по плану, но в то же время если очень постараться, можно исправить ситуацию.
В книге я говорю о сложных темах простым языком: как отпускать обиды, как искать позитив, как справиться с потерей близкого.
— То, что вы актриса, в материнстве как-то помогает?
— Наверное, да. Я умею играть с ребенком — и мне это действительно интересно. Нахожусь с сыном на одной волне. У меня есть роли в детских спектаклях — Красная Шапочка, Буратино, Голубой Щенок, Золушка, Золотой цыпленок — поэтому неплохо владею техниками, позволяющими управлять детским вниманием, знаю детскую психологию.
— Существует миф о том, что современных детей невозможно загнать в театр. Так ли это?
— Это неправда. Не детей не загнать в театр, а их родителей. Дети делают то, что делают их мама и папа. Если в семье принято читать книги, то и дети будут читать книги. Но чего ждать от них, если родители ограничиваются лишь чтением переписки в социальных сетях?
Если взрослые любят театр и ходят туда, с раннего возраста водят детей на спектакли, то и дети будут также относиться к искусству. В этом я убеждена.
Слезы над расчетником. Белорусские звезды рассказали, сколько зарабатывают
Говорят о проблеме давно, но происходят ли изменения и что сами артисты думают о своих расчетниках, узнавал Sputnik.
Депутатский голос
Пожалуй, больше всего страдают в этой ситуации не популярные артисты, у которых есть медийность, а значит, возможность подзаработать на концертах и проектах. Страдают рядовые музыканты и исполнители, которые каждый день приходят в театр – на свое основное место работы.
Для понимания ситуации предлагаем зайти на любой сайт по поиску работы. Мало того, что вакансий недостаточно, так еще и заплаты… Артист балета в оперном театре – 650 рублей в месяц. Артист хора в национальной телерадиокомпании – 375 рублей.
В свое время проблему низких зарплат в сфере культуры поднимала Ирина Дорофеева. В 2016 году, когда она баллотировалась в парламент, заявляла, что будет добиваться повышения зарплат в сфере.
«Доходы этих специалистов не соответствуют их трудозатратам: у них ненормированный рабочий день, они работают в выходные и праздники. Стоит учесть, что работники сферы культуры одарены талантом, который развивается на протяжении всей жизни, и их зарплата должна быть в разы больше», – сказала Дорофеева в одном из своих интервью.
Sputnik связался с экс-депутатом с просьбой прокомментировать нынешнее положение дел с зарплатами работников культуры. Но, сначала согласившись на беседу, Ирина Дорофеева после от нее отказалась.
Популярный и небогатый
Оказалось, несмотря на недовольство, далеко не каждый артист готов говорить о своей зарплате на всю страну. Мы позвонили нескольким очень популярным исполнителям, и они отказались от комментариев. Те, кто согласились, попросили не указывать их имена.
Первый наш герой – популярный певец. Его имя на слуху. Сейчас он оформлен в качестве артиста в одном из театров. На четверть ставки его зарплата составляет 70 рублей в месяц.
«Остальные мои коллеги, которые работают на полную ставку, получают в лучшем случае 400 рублей. В театре все зависит от того, сколько у тебя постановок, концертов, кто ты, сколько песен поешь на этих выступлениях. Соответственно, чем больше концертов, тем выше гонорар. Зарплата может быть и 500, и 600, и 700 рублей. Но мы понимаем с вами, что даже эти деньги – это относительно средняя зарплата. И опять-таки большое количество концертов – это сезонная история. В новогодний период я получил что-то порядка 300 рублей. Но Новый год закончился, и надо жить дальше. Самое плохое в этой истории, что нет постоянства. Ты постоянно вынужден что-то искать», – говорит он.
Заработать артисту удается только на коммерческих мероприятиях, включая корпоративы, рекламу и т.д. Многие параллельно занимаются бизнесом.
Если артист хочет продвигать свое имя, то, конечно, все издержки ложатся на его плечи. Он оплачивает съемки клипа, костюмы и прочее.
«У большинства топовых артистов есть попутно какой-то бизнес. На сцену многие поднимаются только потому, что очень любят это дело. Это как хобби, к сожалению», – добавил собеседник Sputnik.
Слезы над расчетником
Вторая наша героиня – оперная певица. Прежде, чем устроиться в театр, она семь лет училась в Академии музыки и девять – в музыкальной школе. Ее зарплата на полставки – 300 рублей в месяц.
«Я иногда даже забывала, что у меня есть карточка из театра. На эти деньги можно сходить только поесть. У нас гонорар зависит от того, сколько дней ты выходишь на работу. Когда ты выезжаешь куда-то за границу для выступлений, то пишешь за свой счет. Однажды мне на карточку пришла просто прекрасная сумма – 9,99 рубля. Это был мой аванс. Я подумала, может, какие скидки в театре, потому что 9,99 – это что-то странное. После этого даже сделала скрин и разослала тем, кто жаждет заниматься искусством, чтобы они посмотрели, с чем им неизбежно придется столкнуться», – рассказывает она.
Основной доход певице приносят международные выступления. Она рассказывает, что за границей за один выход на сцену платят от 1000 евро. Также у нее есть свой бизнес.
«Для меня театр – это просто хобби. Приходишь, поешь в свое наслаждение – и все. Но я понимаю, что в театре есть люди, которые работают на ставку. И это 600 рублей в месяц, если ты обычный солист, а не заслуженный или народный. За звание неплохо доплачивают. Простые артисты каждый раз плачут, когда им дают расчетники. Это смешно, чтобы оперный певец получал 25 рублей за выход. Это издевательство», – отмечает собеседница агентства.
Певица рассказывает, что зарплата в театре рассчитывается по системе баллов. В основном она зависит от количества выходов на сцену. Также артисты участвуют в коммерческих мероприятиях. Но, как говорит собеседница, в этом есть свои нюансы.
«Я просто перестала участвовать в этой богадельне. Крупные компании приходят в театр и заказывают себе артистов для корпоратива. Позже я узнала, что это стоит порядка 12 тысяч долларов. Часовой концерт, а солисты ничего не получают. Им просто зарплата идет, просто идет балл. Я один раз выступила, второй раз выступила, а потом, когда узнала, что люди платят такие бешеные деньги, отказалась. И мне крутили у виска: ты что, дурочка, это же корпоратив. Не понимаю этих людей, им главное – выйти на сцену, а что за этим стоит… Непонятно», – говорит она.
“Это нищенское существование убивает“. Могилевский актер показал, сколько заработал за месяц
Актер Владимир Петрович показал, сколько заработал за месяц.
Актер Могилевского драматического театра Владимир Петрович призвал сограждан «показать, сколько мы зарабатываем». На своей странице в «Фейсбуке» он опубликовал расчетник с майской зарплатой. За 25 рабочих дней ему насчитали 348 рублей 42 копейки ($174), передает «Радыё Свабода».
Актер заявляет, что собирался распечатать расчетник большим форматом и выйти с ним на площадь, чтобы так привлечь внимание к нищенской жизни актеров. Но, говорит, такое намерение отложил, так как «окончательно не созрел».
Юбилей театра не прибавил к зарплате бонусов
Премьерой этого спектакля 15 мая могилевский театр отметил 130-летие. Те самые 348 рублей 42 копейки Владимиру Петровичу насчитали как раз за месяц, когда театр праздновал юбилей.
По словам актера, юбилейный месяц не добавил заметных бонусов к зарплате, так как занятость в театре считается участием в спектакле.
Актеры подрабатывают, ремонтируя квартиры
По его словам, механизм начисления заработка актеру очень путаный, и тому, кто не искушен в нюансах театральной бухгалтерии, разобраться в них трудно. Кроме тарифной ставки, говорит он, актер получает баллы за работу.
У актеров, продолжает он, нефиксированный рабочий день. Его график зависит от того, есть ли в определенный день спектакль, и тогда к нему привязываются репетиции.
Рассчитывать на подработку в творческой области, говорит он, могилевским актерам не приходится. В Минске же такие возможности есть на телевидении, киностудии, в рекламе. Их используют тамошние актеры.
У нас все скатывается к маргинальности и деградации
Все же, несмотря на трудности, Владимир Петрович считает, что белорусские театры не останутся без актеров. Эта профессия, по его мнению, пока остается востребованной, хотя прежних конкурсов на нее почти нет.
Владимир Петрович считает, что у власти на первом месте стоит вовсе не культура. В ее лексиконе, по его мнению, и слова такого нет.
Рассказываем про успешных актеров театра, которые уехали из страны
Когда вспоминают успешных артистов Беларуси, уехавших из страны в поисках лучшей доли, у всех на слуху оказываются, конечно же, эстрадные исполнители. Навскидку — «Ляписы», бобруйчане «Би-2», минчане Дмитрий Колдун и Руслан Алехно. Еще Ярослав Евдокимов, который позиционирует себя в качестве украинского, русского и белорусского певца. Его называли «поцелованным Богом», «белорусским соловьем», «золотым голосом Беларуси». Пик творчества артиста пришелся на 1980—90-е годы. Талантливый от природы, харизматичный баритон. Не имевший серьезного музыкального образования, он брал частные уроки итальянского языка. Евдокимов собирал полные концертные залы по всему СССР и в 39 лет стал народным артистом Беларуси. У него было много песен из репертуара Муслима Магомаева, и его недаром сравнивали с этим популярнейшим певцом того времени.
Сейчас Ярослав Евдокимов живет в Москве, по-прежнему дает концерты в России. Под Минском, в Ждановичском поселке, на горке одиноко стоит построенная им дача, куда он пускал для общения всех желающих. Там был продуманный до деталей его репетиционный зал.
Частично к эстрадным певцам принадлежит Алексей Шедько, хотя Беларусь хорошо знает его как драматического артиста. Родившись в Минске, получив образование в нашем Театрально-художественном институте, Шедько 15 лет работал в НАДТ им. Горького и играл ведущие роли в спектаклях по пьесам Шиллера, Плавта, Шекспира, Брехта, Купалы. На мой взгляд, драматической вершиной творчества был царевич Алексей в пьесе забытого Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист». В дуэте со знаменитым Ростиславом Янковским, игравшим царя Петра І, происходила сильная человеческая борьба, фактически дуэль взглядов и личностей. В «Опере нищих» Шедько играл бандита Мэкки-Ножа уже не только как артист драмы, но и популярный певец.
Алексей создал вокальную группу «Сестра», работает как композитор. Выпустил 15 альбомов. Снялся в 15 фильмах. Получил «Рок-корону 99» за свои песни, а вот почетных званий ни в Беларуси, ни в России не удостоился.
Он переехал в Москву в 2011 году и восемь лет играл на сцене МХАТа им. Горького, который известен как театр Татьяны Дорониной. Ушел оттуда и взялся за гитару. После Минска и Москвы в жизни артиста появился Лондон. С молодых лет он хорошо знал английский и получил возможность играть на сценах Великобритании. Наверное, из-за владения английским Шедько получил роль американского диверсанта в фильме «Краповый берет», хотя к съемкам на экране относился скептически.
Приезжает в Минск с концертами, рассчитанными на небольшую аудиторию. От рок-музыки перешел к балладам и романсам.
Кто-то хорошо поет, а кто-то вдобавок к артистическому таланту неплохо танцует. Голубоглазый грузин Джемал Тетруашвили родился и долгое время жил в Минске. Детсадовцем попал в белорусский ансамбль народного танца «Ровесник» и на 14 лет связал с ним свою юность, пока не пошел учиться на артиста в Академию искусств. По окончании стал метаться и искать театры. Поработал на «Вольной сцене», в Театре кукол, Театре-студии киноактера, Молодежном театре и наконец попал в НАДТ им. Горького. Здесь, казалось, закрепился. Подвернулось кино.
Ради съемок пришлось подводить театр, поэтому настал момент выбора. Было нелегко, так как Джемал играл серьезные большие роли в «Пире во время чумы», «Трагической повести о Гамлете» и даже белоруса Сымона в «Раскиданном гнезде». Ухитрялся участвовать и в антрепризе «Виртуозы сцены». Поклонниц у него было множество. Личную жизнь не афишировал. Потом навсегда рванул в Москву — уж очень заманчивое предложение поступило от прекрасного сценографа из Минска Зиновия Марголина, который уже некоторое время жил в Москве и перетаскивал туда своих друзей.
Джемалу режиссер Тигран Кеосаян предложил сыграть в мюзикле «12 стульев» самого Остапа Бендера. В этой роли уже прославились Андрей Миронов и Сергей Юрский. Тетруашвили не смутился и решил оправдать этого знаменитого авантюриста и любимца женщин тем, что он глубоко одинокий человек, который родился не в то время и не в том месте. Не берусь утверждать, как это получилось, но Джемала стали узнавать на улицах Москвы. Мюзикл шел долго. Посыпались приглашения в кино. На сегодняшний день в фильмографии набралось больше 50 картин. Вот так пригодилось артисту умение танцевать. Он купался в славе, располнел, стал терять форму. В 2011 году его пригласили на очень интересную роль в фильм «Светофор». Потребовалось сбросить вес. Сказано — сделано. Похудел на 10 кг, стал сыроедом. На съемках встретил свою любовь. Женился и теперь постоянно живет в Москве.
Подался в Москву за лучшей перспективой еще один наш соотечественник — Эдуард Трухменев. Почти двухметрового роста мачо с солнечной улыбкой легко и быстро делал карьеру в Купаловском театре. При таких внешних данных, как у него, актеры всегда получают роли настоящих мужчин, готовых на подвиги и нежные чувства. Начинал жизнь технарем и трудился, скучая по легкой жизни. Такой ему казалась жизнь артиста. Став им, понял, что легкого здесь мало, а по-настоящему увлекательное надо долго искать.
В Купаловском театре играл в хороших спектаклях «Идиллия», «Поминальная молитва», «Кровавая Мэри». В последнем у актера была только одна фраза: «Я люблю тебя». Все остальное — пластика, танец любви. Молодой актер со светлым лицом вызывал восторг у зрительниц. Поговаривали, что, уехав в Москву, он работал в стриптиз-баре, как известный Сергей Глушко (Тарзан). Сведения непроверенные, но говорят о красоте актера. Недаром он попал в театр Романа Виктюка, задержавшись там на 6 лет. Поиск перспективы, о которой мечтал, привел Эдуарда в московский ТЮЗ к прекрасному режиссеру Каме Гинкасу. Там он и сыграл, как сам считает, свои лучшие роли.
Однако опять талантливого актера переманило кино. Конечно, он рано начал сниматься, но тогда — в 2006 году — подвернулся фильм «Телохранитель». Картина шла несколько сезонов и сделала Трухменева известным. Ради съемок пришлось пройти курс молодого бойца и потренироваться в группе «Альфа». К сегодняшнему дню у актера больше 40 ролей в кино. Для театра не остается времени, но мечты о театральных ролях Эдуард не оставляет.
Там, в Москве, на съемочных площадках минчане, конечно же, встречаются с еще одним белорусским актером, уехавшим для самореализации и имеющим сегодня фильмографию из 120 картин. Это Анатолий Кот. Парень из многодетной семьи закончил Белорусскую академию искусств и долго выбирал для себя театр. Успел поработать на «Вольной сцене», в Молодежном театре, Театре-студии киноактера, в Театре кукол и антрепризах. Всюду был замечен, но ни на чем не остановился.
Может показаться странным, но из всего этого списка мне больше всего запомнился его Лопахин из «Вишневого сада» в Театре кукол. Этот талантливый, очень экспериментальный спектакль режиссера Алексея Лелявского вызвал бурю споров и был интересен не куклами, а живыми актерами. Все было перевернуто с ног на голову. Вместе с Котом пришла в куклы и его сестра. Он уехал, а она и сейчас (Наталья Кот-Кузьма) украшает эту маленькую сцену.
Как театральный актер Кот нашел себя в коллективе Армена Джигарханяна, где работает до сих пор. В трудные безработные 1990-е уехал за длинным рублем в Германию. Его заметили, но там он не прижился. Успешно работал на радио диджеем и даже дорос до руководителя. И опять его утянуло кино.
Стал известным после исторической драмы «Анастасия Слуцкая». За роль князя Владимира Друцкого трижды получал высокие награды на кинофестивалях. Возможно, после этой работы за Анатолием закрепился типаж негодяя и злодея. Такие роли посыпались градом. И это его расстраивает. В интервью всегда просит не смешивать актера и его персонажа: «Я разный, не черный и не белый». Анатолию обидно прозвище «официального злодея нашего кино». Хочет сыграть доброго персонажа из сказки. Любит сниматься на «Беларусьфильме», потому что в Минске живут семья и друзья. И все-таки признается:
— Я попробовал актерский хлеб в Беларуси, Германии, России, и больше всего возможностей реализоваться именно в Москве.
Мне не хочется заканчивать статью этой цитатой. По большому счету реализоваться можно в любой стране. Наши герои ярко заявили о себе именно в Беларуси. Другое дело — кинематограф большого государства, где можно быстро стать знаменитым и получать деньги на обеспеченную жизнь. Хочу, чтобы читатели обратили внимание на то, что душа наших уехавших актеров осталась здесь — там, где они выросли и сделали первые шаги к славе.