сколько отсидел жженов актер жженов
Ссылки, лагеря и обвинения в шпионаже актёра Георгия Жжёнова
Советский и российский актёр театра и кино, литератор, мемуарист и общественный деятель, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и народный артист СССР Георгий Жжёнов может быть знаком старшему поколению наших читателей по фильмам «Ошибка резидента», «Остров Волчий», «Меченый атом» и «Личное счастье».
Народный артист СССР Георгий Жжёнов провёл в ссылках и лагерях 17 лет. Как сложилась его судьба?
Ошибка героя
Георгий Жжёнов появился на свет 22 марта 1915 года в Санкт-Петербурге, который в то время именовался Петроградом. Его отец в 1921 году был приговорён к исправительным работам за контрреволюционную агитацию, мать во времена НЭПа предстала перед судом по обвинениям в незаконной частной торговле. Клеймо выходца из неблагонадёжной семьи не помешало Жжёнову после школы поступить в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум на акробатическое отделение. В цирке Георгия заметили работники «Ленфильма», которые предложили юноше сниматься в кино, причём сразу в главной роли в социальной драме «Ошибка героя».
Георгий Жжёнов и его старший брат Борис. Фото: Википедия
Жжёнову понравилось работать на съёмочной площадке, он решил развиваться в этом направлении и поступил в Ленинградский техникум сценических искусств, где его наставником в профессии стал режиссёр Сергей Герасимов. Этот человек впоследствии сыграет большую роль в судьбе актёра. Кроме того, во время учёбы Жжёнов женился на однокурснице, актрисе Евгении Голынчик.
В 1936 году старший брат Георгия, Борис, пропал в застенках НКВД. Позднее стало известно, что он, как и отец, был осуждён за контрреволюционную деятельность. Семью Жжёновых выслали в Казахстан, но Георгий отказался уезжать и был арестован. Тогда лишь ходатайство Герасимова спасло актёра от лагерей.
Георгий Жжёнов в фильме «Чапаев»
Ошибка резидента
В 1937 году Георгий Жжёнов на поезде выехал в Хабаровский край для участия в съёмках производственной драмы «Комсомольск», рассказывающей о строительстве города на берегах Амура. На свою беду в поезде Георгий познакомился с дипломатом из США, который ехал во Владивосток. После возвращения из Комсомольска-на-Амуре, который в те годы был секретным городом, Жжёнов ещё дважды пересекался со своим американским знакомым. На актёра донесли его коллеги и Жжёнов был арестован по обвинению в шпионаже. Георгия выслали на Колыму, где он трудился диспетчером и шофёром в гараже экскаваторной станции. В 1944 году Жжёнов также стал выступать на сцене Магаданского музыкально-драматического театра. В этом театре он сошёлся с актрисой Лидией Воронцовой, отбывавшей срок за «связи с иностранными моряками». Лидия стала второй его женой и подарила актёру дочь Елену.
Георгий Жжёнов в фильме «Комсомольск»
В конце 1946 года Георгий Жжёнов получил возможность покинуть Магадан, оставив там жену и дочь. Ему запрещено было приближаться к Москве и Ленинграду, но по ходатайству Герасимова для актёра нашлось место на Свердловской киностудии. 2 июня 1949 года Жжёнов снова был арестован по обвинению в шпионаже и отправлен в ссылку в Норильск. По злой иронии судьбы туда же сослали получившую новый срок Лидию Воронцову. Малолетняя дочь Жжёнова осталась с матерью актёра в Ленинграде.
Георгий Жжёнов в ссылке. Фото: Википедия
Человек с будущим
В Норильске Георгий Жжёнов писал ходатайства, где просил дать ему возможность работать по специальности.
«Я могу и способен работать плодотворно. Почему я, актёр, отдавший годы работе в кино и театрах, оказался в одном месте с поселенцами, не имеющими никакой квалификации, никакого образования? — вопрошал Жжёнов. — Ведь артист — это творческий человек, а творчество — главное в жизни! Прошу вас дать мне возможность работать в каком-нибудь театре Красноярского края. Убеждён, что окажусь хорошим актёром и человеком».
Георгий Жжёнов в фильме «Исправленному верить»
Ходатайство было удовлетворено и Георгий Степанович стал играть на сцене Норильского Заполярного театра драмы, где познакомился с также отбывающим срок Иннокентием Смоктуновским. Жжёнов вскоре расстался с Воронцовой и женился на актрисе Ирине Махаевой, которая работала в том же театре. Именно Ирина в середине пятидесятых смогла добиться реабилитации Жжёнова и его возвращения в Ленинград. Сергей Герасимов помог Георгию Степановичу снова стать штатным актёром «Ленфильма». В 1956 году Махаева родила от Жжёнова дочь Марину, но четыре года спустя их брак распался, а ещё через два года Георгий женился на актрисе Лидии Малюковой, с которой играл в Театре им. Ленсовета.
Георгий Жжёнов в фильме «Человек с будущим»
Конец операции «Резидент»
После возвращения из ссылки Георгий Жжёнов сыграл 68 ролей в кино, снялся в таких любимых народом фильмах, как «Экипаж», «”Посейдон” спешит на помощь», «Судьба резидента» и «Остров Волчий». В 1975 году он стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, а пять лет спустя получил звание народного артиста СССР. Георгий Степанович написал несколько книг мемуаров, где помимо прочего подробно описал жизнь в лагерях.
Георгий Жжёнов в фильме «Конец операции “Резидент”»
Георгий Жжёнов ушёл из жизни 8 декабря 2005 года в возрасте 90 лет. Причиной смерти актёра стал рак лёгких. Тело Жжёнова было предано земле на Новодевичьем кладбище.
Георгий Жженов: Загубленная молодость в лагерях и четыре жены знаменитого «резидента»
Георгий Жженов был потрясающим, ярким актером. Популярность принесла главная роль в легендарной картине Вениамина Дормана «Ошибка резидента».
Георгий Степанович Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде, на Васильевском острове, в семье нищих многодетных крестьян. Жили очень трудно, отец пропивал все заработанное и часто поднимал руку на мать. Поэтому маленький Жора его не любил.
Мальчик учился в школе с физико-математическим уклоном, а после увлекся цирком. Георгию Степановичу так сильно хотелось стать цирковым артистом, что он решился на небольшую аферу. Поступил по документам старшего брата Бориса.
Юноша выбрал акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Впоследствии он признался в своем обмане, и его простили.
Жженов собирался всю свою жизнь посвятить цирку. Проучившись всего лишь год, вместе с сокурсником Жоржем Смирновым, придумали акробатический номер под названием «Китайский стол». Дуэт «2-ЖОРЖ-2» начал выступать в Ленинградском цирке «Шапито».
Во время одного из выступлений Георгия заметили ассистенты режиссера и пригласили сниматься в фильм «Ошибка героя». Роль тракториста Пашки Ветрова стала дебютной, и сразу же главной в жизни простого циркача.
Уже в преклонных годах Жженов невесело шутил, что вся его жизнь — сплошная ошибка: героя, резидента и так далее. Однако, попав в кино, Георгий Степанович понял, что готов променять запах цирковых кулис на запах ацетона в павильонах киностудий.
После острого желания стать артистом, талантливый юноша поступил на учебу к мастеру кино – Сергею Аполинариевичу Герасимову. Еще будучи студентом молодой человек снимается в таких кинокартинах, как: «Золотые огни», «Строгий юноша», «Наследный принц Республики».
Так же Георгий Степанович начинает сочинять небольшие рассказы, и Герасимов советует ему всерьез подумать еще и о карьере сценариста.
Репресси и тяжелая жизнь в заключении
Казалось бы, жизнь складывается наилучшим образом. Но наступает расстрельный 1937 год, и над семьей Жженовых нависает жуткая тень репрессий.
Сначала по доносу арестовывают любимого брата Бориса. Юноша отлично учился, подавал пример Георгию и всегда его выручал. Но молодой человек не смог пойти на митинг в связи со смертью Сергея Кирова. И благодаря анонимной кляузе кого-то из сокурсников был объявлен врагом народа. Позже выслан в Воркуту, где вскоре умер, не вынеся тяжелых лагерных работ.
В целом от репрессий пострадала вся семья. Родственников врага народа тоже ждала незавидная судьба. Они были высланы в Казахстан. За Георгия вступился учитель Герасимов, и на какое-то время ему разрешили остаться в Москве. Но вскоре и нашего героя постигла незавидная участь лагерного заключённого.
Во время съёмок в фильме «Комсомольск» актер отправился в город Комсомольск-на-Амуре на поезде. И по случайному стечению обстоятельств в вагоне он познакомился, и разговорился, с американским атташе и дипломатом, ехавшим во Владивосток.
Этой случайной встречи хватило для обвинения Георгия Жженова в шпионаже и ссылке на 5 лет в исправительно-трудовой лагерь на Колыму. Он валил лес, работал на золотых приисках. Отсидев положенный срок, актер по непонятной причине получил еще 21 месяц исправительных работ.
Тяжелая жизнь не сломила актёра
Любой другой человек сломался бы и погиб, но Георгию Степановичу, можно сказать, повезло. В заключении был организован Магаданский музыкально-драматический театр, где половина труппы состояла из заключенных.
Выходя на магаданскую сцену, артист продолжал оставаться в профессии, несмотря ни на что. Его герои полюбились местной публике, а среди лагерного начальства Георгий Степанович заслужил уважение.
Даже когда он, в конце концов, освободился, еще около года оставался в Магадане. Работал в театре, пока не закончилось действие договора по найму.
Снова любимый педагог Герасимов не бросает своего ученика. Вернуться в Москву Жженову нельзя, и Сергей Аполлинариевич просит своих знакомых устроить актера на Свердловскую киностудию. А после ее внезапного закрытия, актер перебирается в маленький уральский городок Павловск-на-Оке и устраивается в местный театр.
Но вторая волна уже послевоенных репрессий настигает Георгия Жженова. Его снова арестовывают и ссылают на этот раз в Норильский трудовой лагерь. Но и здесь его спасает театр. Коллегой по сцене для Жженова в этот период становится другой прославленный артист, будущий Гамлет, Иннокентий Смоктуновский.
Долгожданный взлёт
Лишь в 1955 году Георгий Жженов был полностью реабилитирован и смог перебраться в Ленинград. Там он находит работу в Ленинградском драматическом театре, а после возвращается в кино.
Небольшая роль автоинспектора в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» принесла артисту первую волну славы. К тому же здесь он снова встретился со своим другом Смоктуновским.
После знакомства с режиссером Вилленом Азаровым, Георгий Степанович сыграл главные роли в трех серьезных картинах: дилогии «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», и еще в одном фильме «Бой после победы».
Жженов не побоялся наравне с генералами КГБ играть роли шпионов и резидентов. За все свои киноработы он был награжден и отмечен множеством правительственных знаков отличия.
Но настоящим звездным часом для Георгия Жженова стала картина Вениамина Дормана «Ошибка резидента». Роль опытного разведчика сразу полюбилась советскому народу и конечно же власть имущим. Благодаря успеху было снято несколько продолжений – «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
Череда звездных ролей тянулась нескончаемым потоком: генерал Бессонов в фильме «Горячий снег» (Гос. Премия РСФСР), командир авиалайнера Андрей Тимченко в фильме-катастрофе «Экипаж», «Лекарство против страха» и «Ворота в небо».
Личная жизнь
Георгий Степанович был женат четыре раза.
О первой жене, белорусской актрисе Евгении Голынчик, известно немного. Их брак был недолгим и прервался после первого ареста артиста. Жженов тогда посоветовал девушке не ждать его из заключения.
Со второй женой, такой же ссыльной «шпионкой» Лидией Воронцовой, Жженов познакомился в Магаданском драматическом театре. Они вместе выходили на сцену. В этом браке родилась дочь Елена.
Дочь Елена стала дизайнером. Внучка Дарья в данный момент проживает в Латвии.
Будучи в ссылке в Норильске (так же в театре), Жженов познакомился со своей третьей женой – Ириной Махаевой. Она была вольнонаёмной актрисой. Именно Ирина, по возвращении актера в Ленинград, добилась его полной реабилитации после судимостей.
В этом браке появилась дочь Марина, ныне филолог, общественный деятель. Она подарила Георгию Степановичу внука Петра.
Обосновавшись в Ленинграде, Георгий Жженов вскоре влюбился в молодую актрису Лидию Милюкову. Несмотря на то, что оба были несвободны, артисты создали новую семью. Вскоре переехали в Москву, получив приглашение в театр Моссовета.
В этом браке родилась дочь Юлия. Она пошла по стопам родителей и стала актрисой. Сейчас женщина преподает во ВГИКе. Внуки Георгий и Полина.
Все дочери Георгия Степановича знакомы между собой и поддерживают хорошие отношения.
Увлечения
Несмотря на тяжелую судьбу, актер не сломался, не озлобился. Он прожил много лет и часто признавался, что очень любит жизнь. Георгий Степанович любил природу, спорт. Еще в ссылке освоил фотографию и делал неплохие снимки. А юношеское увлечение писательством актер не забросил в зрелом возрасте. Впоследствии, из-под его пера вышли четыре книги, которые можно назвать мемуарами. В пожилом возрасте актер очень полюбил рыбалку.
Смерть
До самой смерти актер был очень бодр и подвижен. Даже в 90 лет водил машину, любил возиться на даче. Но все же в декабре 2004 артист был госпитализирован по подозрению на воспаление легких. Накануне Георгий Степанович сломал шейку бедра, что отняло у него шансы стать на ноги. А в больнице ему поставили неутешительный диагноз – рак. Вскоре Жженов умер от легочной недостаточности.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
17 лет лагерей и ссылок: злой рок в судьбе Георгия Жженова
Советским зрителям Георгий Жженов хорошо знаком по фильмам «Экипаж», «Берегись автомобиля», «Ошибка резидента», «Горячий снег» и «Операция на сердце». Он никогда не исполнял негативные роли, ведь в его жизни хватало зла. Мало кто знает, чего ему стоила его карьера: репрессии, ссылки, подорванное здоровье. Несмотря на это, он не бросил свою профессию.
Циркач из крестьянской семьи
Будущий актер родился в Петрограде (нынешний Санкт-Петербург) 22 марта 1915 года. Его отец был крестьянином, а это значит, что путь в артисты маленькому Гоше был закрыт. Несмотря на то, что мальчик учился в школе с физико-математическим уклоном, науки его совсем не привлекали. После окончания школы, Георгий Жженов решил поступить в эстрадно-цирковой техникум, воспользовавшись документами брата. Через несколько лет он сам признался педагогам в своем обмане, однако те пошли навстречу и выдали ему диплом на его имя. После окончания техникума Георгий стал работать в цирке. Там-то во время одного из выступлений его заметили представители «Ленфильма», они же и пригласили его поработать в кино.
«Любил спорт, старший братишка в цирке работал – это, видимо, повлияло. Искал я себя. А в цирке в 32-м году меня впервые «подсмотрели» киношники ленфильмовские – и пригласили сниматься в фильме «Ошибка героя», – рассказывал сам Георгий Жженов.
После выхода первого фильма со своим участием Жженов решил оставить карьеру циркача и поступил на киноотделение в Ленинградский техникум сценических искусств. Уже во время обучения он успел сняться в нескольких фильмах. Среди них – «Наследный принц Республики», «Золотые огни», «Комсомольск» и «Чапаев».
К окончанию техникума Георгий Жженов стал довольно успешным, но в 1937 году в жизни актера началась черная полоса.
Фото: Строков Михаил/ТАСС
Брат «врага народа», шпион и актер
После убийства Сергея Кирова в 1934 году старший брат Жженова не вышел на прощальную демонстрацию. Из-за этого его сначала исключили из института, а затем отправили в лагеря. Борис умер в 1943 году под Воркутой.
Остальную семью как «врагов народа» сослали в Казахстан. Однако Георгий проявил упрямство, отказался от высылки и был арестован. Благодаря поддержке режиссера Сергея Герасимова актер был отправлен на киностудию «Ленфильм».
Но на свободе Георгий пробыл недолго – в 1938 году во время съемок фильма «Комсомольск» он выехал на съемочную площадку в Комсомольск-на-Амуре. В поезде Жженов познакомился с американским дипломатом, который ехал во Владивосток для встречи с деловой делегацией. Об этом знакомстве рассказали работники кино – их доносы послужили поводом для обвинения в шпионской деятельности. Георгия Жженова сослали на Колыму, там он отбывал наказание в трудовом лагере. Изначально предполагалось, что актер проведет там пять лет. Однако по истечению срока ему без объяснения причин приписали еще 21 месяц исправительных работ.
«В 43-м году кончился срок моего заключения и мне вручили официальную бумагу с гербом – к заключению добавили еще 21 месяц лагерей. Я прочел ее почти равнодушно – а что еще можно было ждать от этой системы?» – рассказывал актер.
Однажды Георгию Жженову сообщили о том, что ему вдруг пришли две посылки, посланные матерью. Идти за ними в лагпункт нужно было 10 километров пешком.
«Я понимал, что посылки могут спасти мне жизнь, ибо от постоянного голода силы убывали каждодневно и неуклонно, и я отдавал себе отчет, что долго не протяну. Но я физически не мог пройти эти проклятые десять километров. У меня просто не было сил. И тут случилось второе чудо: меня взял с собой опер, возвращавшийся на лагпункт. А когда по дороге я окончательно рухнул в снег, не в силах сделать и шага, и с глубоким безразличием понял, что это конец, опер взвалил меня на санки, которые тащил за собой, и повез. Чтобы жестокий опер, давно забывший, что такое сострадание, вез на санках зэка – это было больше, чем чудо», – писал в своей автобиографической повести «Саночки» Георгий Жженов.
Фото: Шаповал Ю./ТАСС
Как оказалось, посылки были посланы еще три года назад. Все их содержимое – сало, колбаса, чеснок, лук, конфеты и табак – превратились в смерзшийся камень. Как рассказывал заключенный актер, глядя на эти посылки он из последних сил сопротивлялся желанию тут же вцепиться зубами в этот камень. Однако знал, что тут же умрет от заворота кишок.
Единственной отдушиной в заключении для Жженова стала сцена Магаданского музыкально-драматического театра им. Максима Горького. Здесь он выступал с 1944 года и не бросил театр даже после освобождения. В паспорте Жженова была отметка, которая запрещала ему жить в крупных промышленных городах, где есть киностудии. Однако ему снова помог режиссер и учитель Сергей Герасимов – по его ходатайству актера отправили на Свердловскую киностудию. Но в 1948 году ее закрыли и Георгий устроился в драматический театр в Павлово. Там он проработал вплоть до 1949 года, до тех пор, пока снова не был арестован за шпионскую деятельность и отправлен в Норильск. Отбывая очередное наказание, Георгий Жженов выступал в Норильском заполярном театре драмы, где долгое время работал вместе с Иннокентием Смоктуновским.
«Вся моя жизнь – сплошная ошибка»
Только к 1955 году Георгия Степановича полностью реабилитировали и окончательно освободили из советских лагерей – на тот момент ему было 40 лет. Тогда он вновь смог вернуться на сцену. В конце 50-х годов актер стал выступать в Ленинградском областном драмтеатре, а спустя некоторое время вернулся в кино. Слава и любовь зрителей пришла к нему после выхода на экраны трагикомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», там он сыграл роль автоинспектора.
Настоящий бум вокруг артиста начался в 1968 году после выхода на экраны первой части тетралогии о советском разведчике «Ошибка резидента». Удивительно, но его самый первый фильм имел похожее название, по этому поводу Георгий Жженов очень любил шутить:
«Вся моя жизнь – сплошная ошибка: героя, резидента и так далее…»
В 1979 году Жженов сыграл командира авиалайнера в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». Всего у актера около 70 картин, при этом он категорически отказывался играть негодяев. В кино Георгий Степанович снимался до 1998 года, в последнее время появляясь в исторических картинах «Иван Великий», «Незримый путешественник» и «Загон».
Четыре жены и дочери: личная жизнь Георгия Жженова
Георгий Жженов был женат четыре раза. Первой его супругой стала начинающая актриса Евгения Голынчик, с ней актер расписался еще в студенчестве. Когда артиста арестовали, он сам попросил Евгению развестись с ним.
Третьей супругой стала актриса Ирина Махаева, она, так же как и Жженов, служила в Норильском театре. Именно она два года добивалась того, чтобы ее мужа реабилитировали. В конце концов, ей удалось доказать невиновность Георгия. В их семье росла дочь Марина, но и в этот раз пути Жженова с супругой разошлись.
Четвертой и последней женой актера стала Лидия Малюкова – известная актриса Театра им. Ленсовета. С ней Георгий прожил до конца своих дней. От каждой супруги у Георгия Степановича было по дочери.
Фото: Владимир Яцина/ТАСС
Смерть артиста
В 2005 году Георгий Жженов упал и сломал бедро. Его успешно прооперировали, но через две недели он снова попал в больницу с воспалением дыхательных путей. Обследование выявило у актера запущенную стадию рака легких. Спустя две недели, 8 декабря 2005 года, в возрасте 90 лет Георгий Степанович скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В сумме актер провел в лагерях и ссылках 17 лет. По воспоминаниям очевидцев, спустя много лет он встретился с охранниками из лагеря на Колыме и пожал им руки. Георгий Жженов был совершенно незлобивым, незлопамятным человеком, он умел прощать.
Яркие роли в многочисленных фильмах принесли актеру звание Заслуженного артиста РСФСР, орден Ленина, орден «За заслуги перед отечеством». В 1979-м и 1980-м годах Георгий Жженов был удостоен званий Народного артиста РСФСР и Советского союза.
17 лет провел в сталинских лагерях и ссылках актер Георгий Жженов
22 марта 1915 года, 106 лет назад, родился известный советский актер Георгий Жженов. Он прожил 90 трудных, но ярких творческих лет. 17 из них Жженов провел в ссылках и лагерях Красноярского края.
«Ошибка резидента», «На острове Дальнем», «О чём молчала тайга», «Личное счастье», «Операция на сердце», «Время сыновей», «Чужая родня», «Экипаж». На фильмах с участием Жженова выросло целое поколение. Правда, большинству поклонников его творчества тогда было неизвестно, через какие испытания пришлось пройти артисту. Впервые его осудили за «шпионскую деятельность» в 1938 году. Повод был по тем временам достаточный – группа киноактеров, в которой находился молодой Жженов, ехала на съемки в Комсомольск-на-Амуре, и артисты разговорились с попутчиком – американским дипломатом. Вскоре список тех, кто имел с ним контакт, попал на стол следователя НКВД. Жженов на тот момент уже был родственником «врага народа» – в январе 1937-го арестовали его старшего брата Бориса. За время следствия Георгий Степанович прошёл все круги ада: бесконечные допросы с пристрастием, избиение, лишение сна. Многие не выдерживали и подписывали обвинения, которые сочиняло следствие. Жженов отказался и получил приговор «тройки» – 5 лет лагерей, которые растянулись на 17. В 1949-м актера осудили повторно и сослали в Норильск. Окончательно свободным он стал только в 1954 году, на тот момент ему было сорок лет.
Сегодня в заполярном городе нет ни памятника Жженову, ни мемориальной доски. Но в постоянной выставке местного музея «Пересмотру не подлежит» есть стенд, посвященный актеру. Также в Норильске действует передвижная выставка «Личное счастье Георгия Жженова», которая рассказывает о его жизни и работе в северном городе
Личное дело Георгия Степановича было рассекречено лишь через 50 с лишним лет и сегодня хранится в Красноярске. В один из приездов Жженова в Красноярск тогдашний губернатор края Александр Лебедь подарил актеру ксерокопию его дела, сшитую и оформленную, как настоящее. Ксерокопии снимались не с уголовного дела о шпионаже (оно хранится в архиве Санкт-Петербургского управления ФСБ), а с дела Жженова-ссыльного. Само дело – это около ста листов: путь Жженова по этапу, анкета, из которой следует, что других судимостей, кроме как за шпионаж, он не имел, в партию не вступал.
В норильском музее хранятся: протокол личного обыска (осмотрены пиджак, рубашка, носки, запрещенных и ценных вещей не обнаружено), отпечатки пальцев, просьба Жженова о том, чтобы власти позаботились о его малолетней дочери, оставшейся при живых родителях сиротой (супруга Жженова в это время тоже сидела), характеристика из норильского театра, в которой сказано, что Жженов играет главные роли и ведет себя в целом сознательно, письмо 70-летней матери артиста, где она умоляет распространить на ее сына амнистию и разрешить ему возвращение в Ленинград. И резолюция – «оставить без удовлетворения». А ещё – просьба разрешить работать по профессии: «Я могу и способен работать плодотворно. Почему я, актёр, отдавший годы работе в кино и театрах, оказался в одном месте с поселенцами, не имеющими никакой квалификации, никакого образования? Ведь артист – это творческий человек, а творчество – главное в жизни! Прошу вас дать мне возможность работать в каком-нибудь театре Красноярского края. Убеждён, что окажусь хорошим актёром и человеком. «
Такую возможность власть актеру в конце концов предоставила.
«Единственный из сыновей, оставшийся в живых»
15 декабря 1953 года ссыльный-поселенец Георгий Жженов пишет начальнику Управления МВД города Норильска Дергунову заявление:
«Убедительно прошу вас содействовать мне в хлопотах о снятии с меня ссылки. В ссылке нахожусь пятый год. Четыре года работаю в Норильском драматическом театре, артист. Добросовестность моей работы может быть подтверждена производственной характеристикой, моей трудовой книжкой и отзывами зрителей. Женат. Дочь, 1946 года рождения, находится в Ленинграде, у моей матери. Матери 74 года. Жизнь ее держится лишь на надежде увидеть наконец своего сына свободным. Тем более что я единственный из трех сыновей, оставшийся в живых после войны. Старшего моего брата – Сергея – в Мариуполе, на глазах у матери, расстреляли немцы в 1943 году. Средний брат – Борис – умер в исправительно-трудовых лагерях Воркуты в 1943 году (тиф, дистрофия). Отец умер в 1940 году в Ленинграде. Продлить и поддержать жизнь матери я смогу, только освободившись из ссылки. «.
Но на эту жалобу не обратили внимания. Освободили артиста только в 1954-м. А полностью реабилитировали 2 декабря 1955 года Военным трибуналом Ленинградского военного округа.
Георгий Жженов был женат четыре раза. От трех жен у него родилось по дочери. Одна из дочерей – Марина Жженова по образованию филолог и хореограф, сейчас живет в Петербурге. Ее мать, Ирину Махаеву, Жженов встретил в Норильском театре.
– Он прошествовал мимо нее на руках, теряя всё, что лежало в его карманах, а после встал на ноги и смущенно заулыбался. Они вместе работали над спектаклем «Близкое», где им предстояло играть супругов. Потом в театральном общежитии по традиции отмечали премьеру, и Жженов взялся проводить маму до ее комнаты. А там – заговорил о любви. Но вдруг, горько улыбнувшись, сказал: «Я все понимаю, Ирочка, зачем вам связывать себя? Я же – ссыльная морда!» Но мама ответила ему взаимностью, и вскоре они стали жить вместе. Именно она, после смерти Сталина, заставила отца написать очередное прошение о снятии с него ссылки. И сама повезла его в Москву, на Лубянку, чтобы письмо не затерялось. И в 1954 году Жженов в числе первых был освобожден. Они вместе приехали в Ленинград, где и родилась я, – рассказывает Марина Жженова.
В 2000 году Георгий Жженов вновь приехал в Норильск, но уже в качестве почетного гостя. На встрече с норильчанами он рассказал о своей тюремной любви, работе «фотографа-педиатра» и встрече с Иннокентием Смоктуновским, работавшим тогда в театре Норильска. Воспоминания о той встреча актера с жителями Норильска записали журналисты местной газеты «Заполярная правда». Этот пожелтевший уже номер газеты хранился все эти годы в местном краеведческом музее. Вот несколько отрывков из тех воспоминаний о лагерной жизни, которыми Георгий Жженов делился на встрече с норильчанами:
Тюремная любовь. Из воспоминаний Георгия Жженова
«Питер. Тюрьма «Кресты». Я уже второй год заключенный. Человек, прошедший очень трудное следствие и брошенный в тюрьму на консервацию. Государство не знает, что со мной делать. А находилось нас в тюрьме, в одиночной камере больше 20 человек. Тюрьма под завязку была наполнена такими же, как я, – подследственными, ждущими приговора. Это был неопределенный период в жизни государства. Уже назревала Вторая мировая война, но союзы и противоборствующие группировки еще не определились. Среди заключенных ходили разговоры, что большинство из нас «выкинут» на волю, что будет переследствие, что следствие откажется от своих первоначальных решений и так далее.
Однажды меня вызвали к тюремному врачу. Роскошная молодая женщина с копной рыже-каштановых волос произвела на меня, по сути еще мальчишку, удивительное впечатление. После этого она стала мне сниться чуть ли не каждую ночь в соответствующих снах.
Однажды вызвала меня и говорит: «Ну показывай, где там у тебя увечья, переломы, ушибы, синяки». Я говорю: «Доктор, вы вчерашний день ищете. Если вы интересуетесь следами следствия, вам надо было вызвать меня минимум год назад. А сейчас на мне, слава Богу, как на собаке все зажило».
Ты не огорчайся, бывает, те, кто тебя били, теперь сами сидят.
Но мне-то от этого не легче.
Ерунда, ты человек молодой. Получишь лет 5 максимум, поедешь на Камчатку, там апельсины растут.
Ну, доктор, спасибо за ваше человеколюбие.
Она спросила: «Ты, что ли, написал?» – «Да, вместе с Пушкиным». – «А, ну хорошо, читай еще». Тогда я сказал, что в следующий раз, когда она придет, я постараюсь сочинить для нее специальные строки.
– Не забудьте вы, доктор.
– О чем? Я никогда ничего не забываю.
– Вы еще в прошлом году пообещали винегрет, когда я пожаловался, что от цинги зубы выпадают.
– В конце концов вас много, а я одна. Хорошо, тебе буду носить рыбий жир. Правда, сейчас весна, жир портится, тебе буду носить его с осени.
Я подумал: «Нежная ты моя, ты мне пророчишь здесь сидеть еще весну, лето и осень!» Последняя встреча с этой роскошной женщиной состоялась после того, как меня, одного из многих, вызвали к начальнику тюрьмы и зачитали бумагу – постановление особого совещания НКВД СССР, в котором было написано: «Пять лет Колымы». Когда я вышел от начальника тюрьмы, в дверях медпункта стояла моя красавица.
– Как вы и предсказывали, пять лет, только не Камчатки, а Колымы.
– Ничего, там тоже апельсины растут.
Она вошла в кабинет, вытащила из стоявшего на столике букета ромашек один цветок и протянула его мне на память. Когда ромашка совсем замусолилась, я решил на ней погадать: вернусь – не вернусь. Последний лепесток оказался – вернусь. И вот сегодня я имею удовольствие рассказать вам о моей тюремной любви».
«Фотограф-педиатр». Из воспоминаний Георгия Жженова
«За 8 месяцев повторной тюрьмы я, честно говоря, задолжал своей матери, которая помогала мне как могла. Поэтому когда я приехал в Норильск, повременил устраиваться в театр. Известно, что там платят гроши, даже нищие учителя получают больше. Я пошел в клуб профсоюзов, руководил там самодеятельностью и начал заниматься фотографией. При этом очень рисковал, так как проходил по делу как американский шпион. Конечно, эта беллетристика не имела под собой никакой почвы, но фотографирование здесь, в ссылке, привлекало ко мне ненужное внимание. Я оказался способен к фотоделу, и вскоре меня стали называть «фотограф-педиатр». Я приходил в детские сады и говорил: «Дайте мне возможность поснимать детишек. Пусть вас не волнуют затраты на пленку и бумагу». И я фотографировал всех на свой вкус. Потом дома печатал то, что казалось мне интересным, приносил готовые фотографии в детский сад и говорил: «Зайду через неделю».
Как правило, потом меня встречали с распростертыми объятиями: «Где ж вы были, родители хотят вам сделать заказ». Многие норильчане потом присылали мне свои портреты в детстве, которые я снимал.
Я жил безбедно. Другое дело, что мне не хотелось так много зарабатывать. Мне было нужно только чувствовать себя живым. Надежда быть свободным исчезла, я жил по инерции, одним днем. Единственная польза от того времени – я расплатился с людьми, которые помогали мне в трудные времена. Потом я пришел в Норильский театр».
Кеша Смоктуновский. Из воспоминаний Георгия Жженова
«Тогда в Норильском театре работал Кеша Смоктуновский. Так продолжалось года до 1946-го, когда я ему сказал: «Ну ладно я, ссыльная морда, но ты-то зачем здесь сидишь? Тебе Бог велел быть на большой сцене». – «Жорка, куда я поеду, денег нет». Дал ему тысяч 15, показал, как снимать. Недели через две он возвращает мне долг: «Жорка, платят». Я написал письмо Аркадию Райкину, с которым мы вместе учились в институте. Попросил присмотреться к молодому актеру Смоктуновскому и помочь на первых порах. Кеша встретился с Райкиным. Как я потом выяснил, Аркадий ему сказал: «Начну после гастролей работать следующую программу. Приезжай в Ленинград, я тебя возьму». Но Кеша зацепился за Сталинградский театр, женился и после ряда мучений оказался в Москве, в театре Ленинского комсомола, раскрутился, став очень большим артистом. А начиналось все в Норильске, откуда бывший военнопленный Иннокентий Смоктуновский боялся уезжать, не желая повторить судьбу других солдат, вернувшихся из немецкого плена».
Свобода. Из воспоминаний Георгия Жженова
«После второго возвращения из ссылки я как-то легко вошел в мир кино. Снимался в шести-семи фильмах одновременно. И уже старался в театре загружать себя минимально. Потому что не успевал переезжать из Ленинграда в Москву, Одессу, Киев, Минск, Среднюю Азию. Не экономил, не щадил себя. Даже казалось, чем больше я работаю, тем лучше я себя чувствую. Зря, кстати, я был так не разборчив в смысле выбора сценария. Иногда говорил себе: «Ну, сценарий плох, режиссер тоже не шибко хорош, но я постараюсь работать добросовестно, чтобы зритель не бросил в меня камень». Сегодня понимаю, так нельзя. По-настоящему актер должен скрупулезно знать, стоит ли ему соглашаться играть именно в этом фильме.
Все-таки причудливо складывается жизнь человеческая. Пройти тюрьмы, ссылки, этапы не единожды, а два раза – и вернуться. Да еще заниматься любимым делом. Объездить свет, стать знаменитостью, общаться с коронованными особами (как это было на приеме у английской королевы Елизаветы Второй), чтобы однажды вновь увидеть места лагерей и ссылок. почетным гостем».
Так же как и другие жертвы сталинских репрессий, Георгий Жженов имел право требовать от государства, чтобы срок, проведённый им в заключении, был засчитан как трудовой стаж в тройном размере. Но актер не стал обращаться за документами для оформления такой льготы.
«Своим личным долгом считала создание мемориала жертвам сталинских репрессий»
Марина Жженова написала книгу «Реквием по семье», где рассказала о судьбе своих родителей и о собственных непростых отношениях с отцом.
– Он ушел из семьи к другой женщине, оставив жену и маленькую дочь. Родители договорились, что папа будет перечислять какую-то скромную сумму, но появляться в моей жизни ему не стоит. Мама так решила. Боялась, что общение с ним меня травмирует: буду требовать встреч, а он приходить не сможет. Мол, ребенок ко всему привыкает. А я не привыкла – было ощущение, будто меня лишили половины мира. Осознать этого не могла, но чувствовала трагедию. Болела. Однажды в поезде чуть не умерла от воспаления легких… С годами это ощущение усиливалось. Мы долго не виделись и встретились, когда я в 13 лет попала в больницу, заболела мононуклеозом. Температура, распухшие лимфоузлы. Худой подросток в грязной пижаме. И вдруг, словно во сне, открывается дверь и в палату входит сам Георгий Жженов! Первая встреча в сознательном возрасте… «Привет, как себя чувствуешь?» – говорит он так, будто мы всю жизнь общались. Я же гляжу на него в испуге, шоке, стеснении… Наверное, отец узнал, что я болею, от своей сестры Надежды Степановны. И вот почувствовал желание поддержать. К тому времени у Жженова уже была дочь от четвертой жены.
Я благодарна отцу за помощь, которую он оказывал, когда я об этом просила, но теплых и доверительных отношений между нами так и не сложились. Детская обида оказалась сильнее. Последний раз мы виделись на праздновании его 90-летия. Я с сыном сидела на одном из последних рядов и так и не смогла заставить себя подойти и поздравить юбиляра, – говорит Марина.
А в 1988 году Марина Жженова стала одной из основательниц общества «Мемориал» в Ленинграде.
– Я считала своим личным долгом восстановление исторической справедливости и создание мемориала жертвам сталинских репрессий. Мой знаменитый папа отсидел 17 лет в сталинских лагерях, и я с детства прекрасно знала, что это такое, я представляла себе, где правда, а где ложь. У меня было все для того, чтобы вести эту работу, и не было никакого страха. Многие из тех, к кому я обращалась в 1987-м с нашими воззваниями, с ужасом отказывались, не желая их подписывать, – страх реально присутствовал в этих людях. Поскольку нас было не так уж много, мне предложено было, во-первых, обратиться за помощью в Москву, где «Мемориал» уже был, а во-вторых, самой здесь поискать соратников и организовать эту работу. Я с удовольствием согласилась. Приехав в Москву (думаю, это было в 1987, может быть, в конце 1986), я познакомилась с московскими демократами, которые уже занимались «Мемориалом». Это были люди разных политических убеждений, но они поставили общую задачу – пробить стену многолетнего замалчивания, которая окружала сталинские преступления. Конкретной целью было обращение в адрес ЦК КПСС и лично к М.С. Горбачеву с целью восстановить историческую справедливость, реабилитировать еще нереабилитированных, добиться официально признанного статуса для жертв политических репрессий, со всеми вытекающими отсюда социальными льготами и компенсациями. Было составлено обращение, которое мне и было вручено. Вернувшись домой, я поставила цель: собрать как можно больше подписей, причем у людей известных, которые имели бы вес в общественном мнении для того, чтобы на XIX партконференции вручить все это главе партии и государства. Публично и убедительно.
Очень хорошо помню, как я пришла к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который немедленно подписал это воззвание и очень горячо, очень заинтересованно расспрашивал, как мы будем действовать дальше и чем он может еще помочь. Были люди, которые сперва соглашались поставить свою подпись, но в последний момент кто-то заболевал, кто-то куда-то уезжал, до кого-то было не добраться и не дозвониться. Эти подписанные воззвания, их было несметное количество, были собраны в мешки. Сотни мешков… Историческая сцена: на XIX партконференции перед Горбачевым наши товарищи вывалили обращения к нему на стол. Генсек оказался физически завален, в буквальном смысле слова, этими требованиями. Ему уже ничего не оставалось делать, как принять решение о строительстве Мемориала, о социальной реабилитации репрессированных и переоценке не только самих преступлений сталинского режима, но и их замалчивания.
– В сети есть ваше фото с Анастасией Смоктуновской – внучкой Иннокентия Михайловича. Как вы познакомились?
– На одной из ТВ-передач в Останкино несколько лет назад. С ее папой я виделась еще в детстве в Ленинграде, когда мои родители приходили к Иннокентию Михайловичу в гости. Настя славная молодая актриса и чудесная девушка, мы дружим.
– Георгий Жженов 17 лет провел в сибирских лагерях и в ссылке. Но ни в Красноярске, ни в Норильске нет ни памятника, ни мемориальной доски, посвященной ему, не было у вас мысли сделать что-то подобное?
– Есть идея провести в 2020 году в Красноярске совместный вечер памяти Иннокентия Михайловича и Георгия Степановича. Там могу участвовать и я, и Анастасия Смоктуновская, и мой сын Петр, и известный киновед Вячеслав Юрьевич Шмыров. Но для этого нужны средства. Если Красноярский край сможет нам помочь в этом финансово, мы готовы организовать. Моего отца все так любят, но больше на словах. Вот есть реальная возможность почтить его память.