сколько лет земной жизни пресвятой богородицы

Сколько лет было Богородице, когда Она окончила земную жизнь, и где находится Ее тело

Иоанн Кронштадтский говорил: «Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей любовью, какой любит нас Матерь Божия». Когда перестало биться это сердце, что испытывало величайшую боль от вида человеческих мучений. Сколько лет прожила Пресвятая Дева, и в каком городе можно поклониться Ее честным останкам.

сколько лет земной жизни пресвятой богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

По Вознесении Своего Сына Царица Небесная продолжала жить в доме Иоанна Заведеева. Апостол, по завету Христа, как родной сын, заботился о Богородице. «Оружие прошло Ее душу», но жизнь Пречистой продолжала освящать земное человечество. Она утешала и проповедовала, молилась и наставляла.

Богоматерь стала живой памятью о Сыне, несгибаемой совестью Церкви, Матерью и Молитвенницей апостольской общины. Ее земной путь оканчивался. В тоске по Сыну Пречистая много молилась. И как в далекой юности появился Архангел Гавриил и обрадовал Марию новостью: Господь призывает Ее.

Дата Успения Пресвятой Богородицы

Около 60 года по рождестве Христовом в Иерусалим прибыл евангелист Лука. Предание повествует об его встрече с Матушкой Божией, здесь святой написал три Ее образа по просьбе христиан из отдаленных общин. Отсюда, за арестованным Павлом, отправился в Рим, где закончил Евангелие.

Оно содержит важные детали о Благовещении, Рождестве и юности Иисуса, которых нет у других Евангелистов. Фактически называет Богородицу их источником. Около 62 года святой Лука пишет Деяния Апостольские, где последнее событие – появление Апостола Петра в Риме, но нет рассказа об Успении.

Где тело Богоматери

Апостолы похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманском саду. Дева Мария пожелала упокоиться во гробе, где уже почивали родители: Иоаким и Анна, Иосиф Обручник. Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома, который не успел к погребению. В печали он попросил отвалить камень от гроба, чтобы попрощаться с Матушкой.

Источник

УСПЕНИЕ.Матерь Божия прожила на земле 60 лет.

Сколько не живи на этом белом свете, а умереть, перейти в другую, вечную жизнь все-таки придется. Но вот вопрос – готовимся ли мы к будущей жизни? Не обременила ли нас слишком земная жизнь. Пусть каждый из нас даст себе отчет в этом, а теперь расскажем в наше назидание следующую притчу и приложим ее к себе. «Житель некоего большого города имел собственный свой дом, но до известного срока, по обстоятельствам не мог в него перейти, а потому он проживал на квартире, и хотя очень хорошо знал, что должно оставить ее, но, несмотря на это ничего не жалел на устройство своей квартиры, о том только и думал, как бы и чем ее украсить и обогатить, а о своем собственном доме вовсе забыл, а если иногда и приходила ему о нем мысль, то, по необходимому ослеплению, отгонял от себя это напоминание. Что же из этого вышло? Когда настало время (а настало оно вдруг и неожиданно) оставить квартиру и перебраться в свой дом, то он оказался не приютом, а вертепом, ибо брошен был без всякого внимания, завелись в нем отвратительные нечистоты, змеи и всякого рода гады, и принужден был несчастный домовладелец войти в такой оскверненный дом, но что всего неприятнее, – это то, что ему даже не дозволено было ни очистить дом, ни изгнать из него поселившихся в нем пресмыкающихся животных. Итак, из великолепной квартиры беспечный домовладелец перешел на бесконечное житье в свой дом. Без сомнения, и жалел и тужил он о своем безумии, и упрекал и даже проклинал себя, – но все это было гласом вопиющего в пустыне – время упущено безвозвратно и сделать ничего было уже невозможно. Смысл притчи ясен: домовладелец – каждый из нас, квартира – греховный этот мир, собственный дом – вечность» (Душеполезные размышления. 1882 г. Вып.5).

Господи! По молитвам Пречистая Твоея Матери дай нам грешным к привязанным к благам мира сего постоянную память последнего часа нашей жизни и той великой минуты, когда мы должны будем предстать пред лицо Твое, чтобы дать строгий отчет о всей нашей земной жизни. Аминь.

1914 г., августа 15 дня. праведный Алексий Мечев

Источник

Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие

Из биб­лей­ского рас­сказа мы не узнаем ничего ни об обсто­я­тель­ствах Ее Рож­де­ства, ни о Вве­де­нии во храм, ни о жизни Бого­ро­дицы после Пяти­де­сят­ницы. Такие подроб­но­сти жития Бого­ро­дицы доно­сит до нас Цер­ков­ное Пре­да­ние: древ­ние ска­за­ния, цер­ковно-исто­ри­че­ские сочи­не­ния, гомиле­ти­че­ско-биб­лей­ских све­де­ний о житии Бого­ма­тери яви­лись ран­не­хри­сти­ан­ские апо­крифы: «Исто­рия Иакова о рож­де­нии Марии» (иначе – «Про­то­е­ван­ге­лие Иакова»; 2‑я пол.–кон. II в., Египет), «Еван­ге­лие дет­ства» (иначе – «Еван­ге­лие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плот­ника» (ок. 400 г., Египет), «Свя­того Иоанна Бого­слова ска­за­ние об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы» (IV–V вв.).

Не при­зна­вая апо­крифы как источ­ник веро­уче­ния, Цер­ковь вместе с тем заим­ство­вала из них целый ряд сюже­тов, свя­зан­ных с земной жизнью Бого­ро­дицы. При этом сами апо­кри­фи­че­ские рас­сказы в новой отре­дак­ти­ро­ван­ной версии ока­за­лись очи­щены от гно­сти­че­ского эле­мента и согла­со­ваны с кано­ни­че­ским рас­ска­зом о Бого­ро­дице, содер­жа­щимся в Чет­ве­ро­е­ван­ге­лии. Попу­ляр­но­сти заим­ство­ван­ных из апо­кри­фов сюже­тов, свя­зан­ных с лич­но­стью Бого­ро­дицы, спо­соб­ство­вали и мно­го­чис­лен­ные пере­воды древ­них апо­кри­фов на раз­лич­ные языки: «Еван­ге­лие дет­ства», напр., было пере­ве­дено на сирий­ский, копт­ский, армян­ский, гру­зин­ский языки; суще­ствуют также его латин­ская (известна как «Еван­ге­лие псевдо-Матфея»), эфи­оп­ская, араб­ская и сла­вян­ская («Исто­рия Фомы изра­иль­тя­нина», «Дет­ство Хри­стово») версии.

Долгая мно­го­ве­ко­вая работа по очи­ще­нию апо­кри­фи­че­ских мате­ри­а­лов, свя­зан­ных с обра­зом Бого­ро­дицы, от содер­жа­щихся здесь непра­во­слав­ных идей и непри­ем­ле­мых для Церкви сюже­тов при­вела к сло­же­нию еди­ного и внут­ренне непро­ти­во­ре­чи­вого Пре­да­ния о земной жизни Бого­ро­дицы, к осу­ществ­ле­нию вза­и­мо­связи обсто­я­тельств Ее жития с бого­слу­жеб­ным годич­ным кругом (апо­кри­фи­че­скими ска­за­ни­ями о Бого­ро­дице активно поль­зо­ва­лись такие зна­ме­ни­тые пес­но­писцы, как свт. Андрей Крит­ский, прп. Косма Маи­ум­ский и прп. Иоанн Дамас­кин). Ска­за­ния о жизни Бого­ро­дицы издревле нахо­дили живой отклик у пра­во­слав­ных хри­стиан, были их люби­мым чте­нием. Они вхо­дили в раз­лич­ные агио­гра­фи­че­ские лите­ра­тур­ные тра­ди­ции помест­ных Церк­вей. Ска­за­ния нашли отра­же­ние и в про­по­ве­дях святых отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Зла­то­уста, прп. Иоанна Дамас­кина, свт. Гри­го­рия Паламы и др.) на цер­ков­ные празд­ники.

Пре­да­ние сви­де­тель­ствует о том, что на рубеже двух эр миро­вой исто­рии, раз­де­лен­ных рож­де­нием Христа, в г. Наза­рете жили немо­ло­дые и без­дет­ные супруги, святые пра­вед­ные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвя­щен­ную испол­не­нию Божией воли и слу­же­нию ближ­ним, меч­тали они и горячо моли­лись о том, чтобы Гос­подь даро­вал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвя­щена слу­же­нию Богу. Нако­нец, по про­ше­ствии 50 лет их супру­же­ства, молитва пре­ста­ре­лых пра­вед­ни­ков была услы­шана: дочь они назвали Марией (в пере­воде с еврей­ского – «гос­пожа» или «надежда»). Девочка, при­нес­шая уте­ше­ние и душев­ное облег­че­ние пре­ста­ре­лым и бого­бо­яз­нен­ным супру­гам, пред­на­зна­чена была стать Мате­рью буду­щего Спа­си­теля мира, Сына Божия. По отцу Она про­ис­хо­дила из колена Иудина, из рода Дави­дова; по матери – от пле­мени Ааро­нова; среди Ее пред­ков были вет­хо­за­вет­ные пат­ри­архи, пер­во­свя­щен­ники, пра­ви­тели и цари иудей­ские.

Цер­ков­ное Пре­да­ние доно­сит до нас ряд зна­чи­мых обсто­я­тельств собы­тия Рож­де­ства Бого­ро­дицы. Иоаким и Анна очень стра­дали из-за своего бес­пло­дия, в кото­ром вет­хо­за­вет­ная мораль видела нака­за­ние Божие. Иоакиму даже пре­пят­ство­вали при­но­сить в храме жертвы, считая, что он неуго­ден Богу, поскольку не создал потом­ства изра­иль­скому народу. Иоаким знал, что мн. вет­хо­за­вет­ные пра­вед­ники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых пре­клон­ных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молит­вам все же посы­лал им потом­ство. Иоаким уда­лился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в тече­ние 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько опла­ки­вала свою без­дет­ность. И ее, как и супруга, уни­чи­жали за бес­пло­дие окру­жа­ю­щие. Но одна­жды, когда Анна гуляла в саду и моли­лась Богу о том, чтобы Он даро­вал ей ребенка, как неко­гда даро­вал потом­ство пре­ста­ре­лой Сарре, перед Анной пред­стал ангел Гос­по­день и пообе­щал ей, что скоро она родит и о потом­стве ее будут гово­рить во всем мире (Про­то­е­ван­ге­лие. 4). Анна дала обет посвя­тить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, воз­ве­щая, что Бог внял его молит­вам. Иоаким воз­вра­тился домой к Анне, где вскоре совер­ши­лись зача­тие и Рож­де­ство Бого­ро­дицы.

Пре­ста­ре­лые роди­тели при­несли Богу бла­го­дар­ствен­ные жертвы за данный им дар. Анна после рож­де­ния дочери дала обет, что мла­де­нец не будет ходить по земле до тех пор, пока роди­тели не введут Марию в храм Гос­по­день. «…Они от Него,– гово­рит свт. Гри­го­рий Палама,– прияли обе­ща­ние о Твоем рож­де­нии и, пре­красно посту­пая, Тебя, обе­щан­ную им, в свою оче­редь Ему обе­щали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).

Когда буду­щая Бого­ро­дица достигла 3‑летнего воз­раста, Иоаким и Анна, откла­ды­вав­шие до этого момента Ее посвя­ще­ние Богу, решили, что настала пора при­ве­сти Марию в храм. По пре­да­нию (Про­то­е­ван­ге­лие. 7), вступ­ле­ние Марии во храм сопро­вож­да­лось тор­же­ствен­ным шествием, по дороге к храму стояли юные непо­роч­ные девы с зажжен­ными све­тиль­ни­ками. «…Да ликов­ствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них про­изыде, Мария све­то­нос­ная, боже­ствен­ная свеща, и раду­ется вхо­дящи во храм…» (седа­лен по поли­е­лее). Роди­тели поста­вили Ее на первую из 15 высо­ких сту­пе­ней храма. И здесь, по пре­да­нию, пере­да­ва­е­мому блж. Иеро­ни­мом Стри­дон­ским, свер­ши­лось чудо: Мария само­сто­я­тельно, без чьей-либо под­держки, взойдя по крутым сту­пе­ням, всту­пила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел пер­во­свя­щен­ник: по пре­да­нию, Заха­рия – буду­щий отец Иоанна Кре­сти­теля (Пред­течи). Он, по осо­бому откро­ве­нию Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право вхо­дить лишь 1 раз в году пер­во­свя­щен­ник.

После этого Иоаким и Анна оста­вили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом осо­бого Про­мысла Божия. Она вос­пи­ты­ва­лась и учи­лась вместе с др. девами, тру­ди­лась над пряжей и шила свя­щен­ни­че­ские обла­че­ния. Пищу буд. Бого­ро­дице при­но­сил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый воз­лю­била еси все­ли­тися, и со ангелы, Дево, бесе­ду­ющи пре­бы­ва­еши, пре­славне с небесе хлеб при­ем­лющи, Пита­тель­нице Жизни» (тро­парь 4‑й песни 2‑го канона на Вве­де­ние).

Пре­да­ние повест­вует о том, что Бого­ро­дица про­жила при храме до 12 лет. Насту­пило время, когда Ей над­ле­жало оста­вить храм и всту­пить в брак. Но Она объ­явила пер­во­свя­щен­нику и свя­щен­ни­кам, что дала обет дев­ства перед Богом. Тогда, из ува­же­ния к ее обету и для сохра­не­ния Ее дев­ства, чтобы юная дева не оста­ва­лась без покро­ви­тель­ства и попе­че­ния (к тому вре­мени почили Ее роди­тели), Марию обру­чили пре­ста­ре­лому плот­нику Иосифу, про­ис­хо­див­шему из рода царя Давида. По пре­да­нию, Гос­подь Сам указал на него в каче­стве буд. обруч­ника и защит­ника Бого­ро­дицы. Хра­мо­вые свя­щен­ники собрали 12 мужчин из рода Давида, поло­жили их посохи на жерт­вен­ник и моли­лись, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем пер­во­свя­щен­ник отдал каж­дому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него выле­тела голубка и села Иосифу на голову. Тогда пер­во­свя­щен­ник сказал старцу: «Ты избран, чтобы при­нять к себе и блюсти Деву Гос­пода». (Про­то­е­ван­ге­лие. 9). Бого­ро­дица посе­ли­лась в доме Иосифа в Наза­рете. Здесь Она пре­бы­вала в трудах, бого­мыс­лии и молитве. В это время воз­никла необ­хо­ди­мость в изго­тов­ле­нии новой завесы для иеру­са­лим­ского храма. Часть работы по пору­че­нию пер­во­свя­щен­ника испол­нила Дева Мария.

Насту­пил момент Бла­го­ве­ще­ния. Это собы­тие опи­сы­ва­ется в Новом Завете еван­ге­ли­стом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пре­чи­стой Деве арх. Гав­ри­ила, дабы он воз­ве­стил Ей о скором Рож­де­стве от Нее Гос­пода. По пре­да­нию, в тот момент, когда перед Ней явился архан­гел, Она читала отры­вок из Книги про­рока Исаии «се, Дева во чреве при­и­мет…» ( Ис. 7:14 ). Бого­ро­дица начала молиться о том, чтобы Гос­подь открыл Ей таин­ствен­ный смысл этих слов и скорее испол­нил Свое обе­то­ва­ние. Как раз в этот миг Она уви­дела перед Собой арх. Гав­ри­ила, кото­рый воз­ве­стил Ей о скором рож­де­нии Сына. Мла­де­нец будет Сыном Все­выш­него, наре­чется Иису­сом, насле­дует пре­стол Дави­дов и Его Цар­ству не будет конца. Мария недо­уме­вает: как может все это испол­ниться, если Она пре­бы­вает в дев­стве? Ангел отве­чает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Все­выш­него осенит Тебя; посему и рож­да­е­мое Святое наре­чется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). Мария в ответ на слова архан­гела дает Свое доб­ро­воль­ное согла­сие на Бого­во­пло­ще­ние: «Се, Раба Гос­подня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Арх. Гав­риил отхо­дит от Бого­ро­дицы. Совер­ша­ется без­муж­ное зача­тие Гос­пода Иисуса Христа.

После собы­тия Бла­го­ве­ще­ния Бого­ро­дица отпра­ви­лась наве­стить Свою род­ствен­ницу прав. Ели­са­вету, буду­щая мать св. Иоанна Кре­сти­теля (Пред­течи). Пра­вед­ные Заха­рия и Ели­са­вета жили в левит­ском г. Иута. В соот­вет­ствии с пре­да­нием, по дороге в Иуту Бого­ро­дица посе­тила Иеру­са­лим и пере­дала в храм уже гото­вое руко­де­лие – часть новой завесы. Там над Бого­ро­ди­цей про­из­нес воз­вы­шен­ное бла­го­сло­ве­ние пер­во­свя­щен­ник, ска­зав­ший, что Гос­подь про­сла­вит Марию во всех родах земных (Про­то­е­ван­ге­лие. 12). Собы­тие встречи Бого­ро­дицы и Ели­са­веты опи­сы­вает еван­ге­лист Лука ( Лк. 1:39–56 ). В момент встречи Марии и Ели­са­веты мла­де­нец взыг­рал во чреве Ели­са­веты. Она испол­ни­лась Св. Духа и про­из­несла про­ро­че­ские слова о Матери Гос­пода, посе­тив­шей ее дом. Бого­ро­дица отве­тила ей тор­же­ствен­ным поэ­ти­че­ским гимном: «Вели­чит душа Моя Гос­пода…» ( Лк. 1:46–55 ), про­слав­ля­ю­щим мило­сер­дие Божие, явля­е­мое Изра­илю в испол­не­ние древ­них про­ро­честв о Мессии. Она сви­де­тель­ствует, что отныне Ее убла­жат все поко­ле­ния живу­щих на земле. Бого­ро­дица нахо­ди­лась в доме Заха­рии и Ели­са­веты ок. 3 меся­цев, затем вер­ну­лась в Наза­рет.

Вскоре Иосиф заме­тил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в сму­ще­ние. Он хотел втайне отпу­стить Ее из своего дома, тем самым осво­бо­див от пре­сле­до­ва­ния по суро­вому вет­хо­за­вет­ному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засви­де­тель­ство­вал, что рож­да­ю­щийся от Бого­ро­дицы Мла­де­нец зачат наи­тием Свя­таго Духа. Она родит Сына, Кото­рого сле­дует назвать именем Иисус, так как Он спасет чело­ве­че­ство от грехов. Иосиф был послу­шен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, обе­ре­гая Ее чистоту и дев­ство ( Мф. 1:18–25 ).

Ново­за­вет­ный рас­сказ о собы­тии Рож­де­ства Хри­стова содер­жится в двух, допол­ня­ю­щих друг друга, Еван­ге­лиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повест­ву­ется о том, что во вре­мена цар­ство­ва­ния имп. Авгу­ста в Риме (под вла­стью кото­рого нахо­ди­лась в те вре­мена Пале­стина) и царя Ирода в Иудее по реше­нию импе­ра­тора, была устро­ена пере­пись насе­ле­ния. При этом евреям – для их уча­стия в пере­писи – над­ле­жало прийти в те города, откуда про­ис­хо­дил их род. Иосиф и Мария, ожи­дав­шая уже к тому вре­мени ско­рого рож­де­ния Ребенка, пришли в Виф­леем, так как про­ис­хо­дили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Виф­леем же был горо­дом Дави­до­вым. Не найдя сво­бод­ных мест в гости­нице, они вынуж­дены были (хотя это было холод­ное время года) посе­литься в загоне для скота – по Цер­ков­ному Пре­да­нию, беру­щему начало в ран­не­христ. апо­кри­фах и в сви­де­тель­ствах древ­них отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пре­свя­той Девы и родился Богом­ла­де­нец Иисус Хри­стос. Рож­де­ство совер­ши­лось без обыч­ных для роже­ниц физи­че­ских стра­да­ний. Бого­ро­дица Сама спе­ле­нала Гос­пода по Его Рож­де­стве и поло­жила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она ока­за­лась сви­де­тель­ни­цей покло­не­ния Гос­поду пас­ту­хов и сла­гала в сердце Своем слова их рас­сказа о чудес­ном явле­нии в поле ангель­ских сил ( Лк. 2:8–14, 19 ).

На 8‑й день по Рож­де­стве над Богом­ла­ден­цем был совер­шен обряд обре­за­ния и наре­че­ния имени ( Лк. 2:21 ), а по про­ше­ствии 40 дней при­несли Его в иеру­са­лим­ский храм. Это собы­тие вспо­ми­на­ется Цер­ко­вью под именем Сре­те­ния Гос­подня. Его обсто­я­тель­ства опи­сы­ва­ются еван­ге­ли­стом Лукой (2. 22–38). Мла­де­нец был при­не­сен в храм во испол­не­ние древ­них обы­чаев вет­хо­за­вет­ного закона Моисея ( Лев. 12:1–8 ). В соот­вет­ствии с этим зако­ном, жен­щины по исте­че­нии 40 дней, если родился маль­чик, и 80 дней, если роди­лась девочка, должны были прийти в храм для при­не­се­ния очи­сти­тель­ной жертвы.

Посе­щает храм ради при­не­се­ния такой жертвы и Бого­ро­дица. Ею при­но­сятся 2 гор­лицы и 2 голу­би­ных птенца – жертва, по закону допу­сти­мая лишь для бед­ня­ков. По обычаю после при­не­се­ния жертвы за пер­во­род­ного сына свя­щен­ник при­ни­мал мла­денца из рук матери и, обра­тив­шись к алтарю, высоко под­ни­мал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совер­шал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (пер­во­рож­ден­ные сыно­вья изра­иль­тян были пред­на­зна­чены, как при­над­ле­жа­щие Богу ( Ис. 13:1–2 ), слу­жить в скинии и храме – позд­нее эти обя­зан­но­сти были воз­ло­жены на леви­тов ( Чис. 8:14–19 ), но закон преду­смат­ри­вал воз­мож­ность осво­бож­де­ния от этого слу­же­ния через выкуп), др.– за даро­ва­ние пер­венца.

По древ­нему Пре­да­нию Вост. Церкви, именно после собы­тия Сре­те­ния (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рож­де­ства – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совер­ши­лось покло­не­ние Богом­ла­денцу при­шед­ших с востока волх­вов ( Мф. 2:1–12 ). Обма­ну­тый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семей­ство вскоре – по ука­за­нию явив­ше­гося Иосифу ангела – было вынуж­дено поки­нуть Пале­стину и бежать в Египет ( Мф. 2:13–15 ). Оттуда Иосиф и Бого­ро­дица с Мла­ден­цем вер­ну­лись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явив­ше­гося ему во сне ангела ( Мф. 2:19–21 ).

Сохра­нился целый ряд бла­го­че­сти­вых пре­да­ний, свя­зан­ных с пре­бы­ва­нием Свя­того Семей­ства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткну­лись на раз­бой­ни­ков, двое из кото­рых были в дозоре, осталь­ные спали. Один раз­бой­ник, смутно ощу­тив­ший Боже­ствен­ное вели­чие Мла­денца, не дал това­ри­щам нане­сти вред Свя­тому Семей­ству. Тогда Бого­ро­дица ска­зала ему: «Гос­подь Бог под­дер­жит тебя Своею дес­ни­цей и отпу­ще­нием грехов одарит» (Еван­ге­лие дет­ства Спа­си­теля Араб­ское. 23). По пре­да­нию, именно этот мило­серд­ный раз­бой­ник и ока­зался потом тем бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, чьи грехи были про­щены Гос­по­дом на кресте, и кото­рый удо­сто­ился войти в рай вместе со Хри­стом ( Лк. 23:39–43 ).

По воз­вра­ще­нии в Пале­стину Святое Семей­ство вновь посе­ли­лось в Наза­рете ( Мф. 2:23 ). По пре­да­нию, Бого­ро­дица зани­ма­лась руко­де­лием, учила гра­моте мест­ных детей. Она по-преж­нему пре­бы­вала в молитве и бого­мыс­лии. Каждый год все Семей­ство отправ­ля­лось – по суще­ству­ю­щему рели­ги­оз­ному обычаю – в Иеру­са­лим на празд­ник Пасхи. Во время одного из подоб­ных путе­ше­ствий уже поки­нув­шие храм Иосиф и Бого­ро­дица не заме­тили, что отрок Иисус, Кото­рому было тогда 12 лет, остался в Иеру­са­лиме. Они думали, что Иисус идет в Гали­лею с к.-л. из их род­ствен­ни­ков или зна­ко­мых; не найдя Его среди них и будучи обес­по­ко­ены этим, Иосиф и Бого­ро­дица воз­вра­ти­лись в иеру­са­лим­ский храм. Они нашли здесь Иисуса, бесе­ду­ю­щего с иудей­скими учи­те­лями, пора­жав­ши­мися при­су­щей Ему не по летам муд­ро­сти. Бого­ро­дица ска­зала Ему о той скорби, кото­рая охва­тила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди сопле­мен­ни­ков. Гос­подь отве­тил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что при­над­ле­жит Отцу Моему?» ( Лк. 2:49 ). Тогда они не поняли смысла ска­зан­ных Гос­по­дом слов. И все же Бого­ма­терь сохра­нила все Его слова в Своем сердце, смутно преду­га­ды­вая то буду­щее, что ожи­дает Ее Сына и Саму Бого­ро­дицу ( Лк. 2:41–51 ).

В соот­вет­ствии с Цер­ков­ным Пре­да­нием, через несколько лет после этого собы­тия умер Иосиф. Теперь о Христе и Его бра­тьях (в согла­сии с вост. экзе­ге­ти­че­ской тра­ди­цией, детях Иосифа от пер­вого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерз­лю­кин. С. 25–26) забо­ти­лась Бого­ма­терь.

После Кре­ще­ния Гос­подня и 40-днев­ного поста в пустыне, Сын Божий ока­зался вместе со Своей Мате­рью на брач­ном пире в Кане Гали­лей­ской. Здесь Бого­ро­дица попро­сила Его уте­шить испы­ты­вав­ших недо­ста­ток в вине пиру­ю­щих и явить ради этого Свою Боже­ствен­ную силу. Гос­подь сна­чала отве­тил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упо­ва­ние Бого­ро­дицы на все­мо­гу­ще­ство Боже­ствен­ного Сына и из почте­ния к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудес­ным обра­зом пре­тво­рил воду в вино ( Ин. 2:1–11 ). По пре­да­нию, вскоре после пре­бы­ва­ния на браке в Кане Бого­ро­дица по воле Сына пере­се­ли­лась в Капер­наум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Испол­не­ние воли Небес­ного Отца было для Иисуса несрав­ненно важнее семей­ного род­ства. Об этом сви­де­тель­ствует извест­ный эпизод, опи­сан­ный в синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях ( Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:31–35 ; Лк. 8:19–21 ): придя к дому, где про­по­ве­до­вал Хри­стос, поже­лав­шие Его уви­деть Бого­ро­дица и братья Гос­пода послали к Нему про­сить о встрече; Иисус Хри­стос отве­тил, что всякий, испол­ня­ю­щий волю Его Небес­ного Отца, явля­ется Его братом, сест­рой и мате­рью.

Во время Крест­ных стра­да­ний Гос­пода Бого­ро­дица нахо­ди­лась непо­да­леку от Своего Боже­ствен­ного Сына. Она не оста­вила Гос­пода и у Креста, раз­де­ляя с Ним Его стра­да­ния. Здесь Она пред­сто­яла Рас­пя­тому вместе с ап. Иоан­ном Бого­сло­вом. Хри­стос сказал Бого­ро­дице, ука­зы­вая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апо­столу: «се, Матерь твоя» ( Ин. 19:26–27 ). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Бого­ро­дице.

Цер­ковь верит, что Гос­подь явился Своей Матери сразу по Вос­кре­се­нии. Блж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский счи­тает (Theoph. Bulg. In Matth. 27), что именно Бого­ро­дица упо­ми­на­ется среди жен миро­но­сиц у еван­ге­ли­ста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» ( Мф. 27:56 ), т. к. Иаков и Иосия – дети почив­шего Иосифа, обруч­ника Ее, а также – «другой Марии» ( Мф. 27:61; 28. 1 ). Ей и Марии Маг­да­лине сна­чала явился ангел, воз­ве­стив­ший о Вос­кре­се­нии Христа, а затем и Сам вос­став­ший из гроба Гос­подь ( Мф. 28:1–10 ). О том, что «другая Мария» и Бого­ро­дица – одно лицо, утвер­жда­ется и в синак­сар­ном чтении во Святую Неделю Пасхи.

Пре­да­ние Церкви утвер­ждает, что Бого­ро­дица при­сут­ство­вала и при Воз­не­се­нии Гос­под­нем. Ее изоб­ра­же­ние всегда име­ется на иконе этого Празд­ника. По Воз­не­се­нии Христа Бого­ро­дица нахо­ди­лась в Иеру­са­лиме вместе с апо­сто­лами ( Деян. 1:14 ) и ожи­дала испол­не­ния обе­то­ва­ния Своего Сына – схож­де­ния Свя­того Духа. По про­ше­ствии 10 дней после Воз­не­се­ния на Бого­ро­дицу и апо­сто­лов сошел Святой Дух в образе огнен­ных языков – осу­ще­стви­лось чудо Пяти­де­сят­ницы ( Деян. 2:1–4 ).

Цер­ков­ное Пре­да­ние повест­вует о мор­ском путе­ше­ствии Бого­ро­дицы к неко­гда вос­кре­шен­ному Гос­по­дом и став­шему кипр­ским епи­ско­пом Лазарю. По дороге Ее корабль был под­хва­чен бурей и пере­не­сен к горе Афон. Постиг­нув, что это та самая земля, о кото­рой Ей бла­го­вест­во­вал в Иеру­са­лиме ангел, Бого­ро­дица сту­пила на Афон­ский п‑ов. В те вре­мена на Афоне про­цве­тали самые раз­но­об­раз­ные язы­че­ские культы, однако с при­хо­дом Бого­ро­дицы язы­че­ство ока­за­лось на Афоне повер­жено. Силой Своей про­по­веди и мно­го­чис­лен­ными чуде­сами Бого­ро­дица обра­тила мест­ных жите­лей в хри­сти­ан­ство. Перед отплы­тием с Афона Бого­ро­дица бла­го­сло­вила народ и ска­зала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия бла­го­дать на место сие и на пре­бы­ва­ю­щих в нем с верою и со стра­хом и с запо­ве­дями Сына Моего; с малым попе­че­нием изобильно будет им вся на земле, и жизнь небес­ную полу­чат, и не оску­деет милость Сына Моего от места сего до скон­ча­ния века, и аз буду тепла заступ­ница к Сыну Моему о месте сем и о пре­бы­ва­ю­щих в нем » (Пор­фи­рий (Успен­ский), еп. Исто­рия Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Бого­ро­дица отплыла со Своими спут­ни­ками на Кипр, где посе­тила Лазаря. Во время своего путе­ше­ствия Божия Матерь побы­вала в Ефесе. Воз­вра­тясь в Иеру­са­лим, Она по-преж­нему часто и подолгу моли­лась в местах, кото­рые были свя­заны с собы­ти­ями земной жизни Ее Сына. Как повест­вует «Ска­за­ние об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы», о том, что Ее земная кон­чина уже близка, Бого­ро­дица узнала от арх. Гав­ри­ила. Эту весть Бого­ро­дица при­няла с боль­шой радо­стью: Ей пред­сто­яла скорая встреча со Своим Сыном. В каче­стве пред­зна­ме­но­ва­ния ожи­да­ю­щей Бого­ро­дицу по Ее Успе­нии славы архан­гел вручил Ей рай­скую ветвь от фини­ко­вого дерева, сия­ю­щую незем­ным светом. Эту ветвь над­ле­жало нести перед гробом Бого­ро­дицы в день Ее погре­бе­ния.

Когда Бого­ро­дица воз­ле­жала на смерт­ном одре, совер­ши­лось чудес­ное собы­тие: силой Божией в Ее дом были собраны нахо­див­ши­еся тогда в раз­лич­ных стра­нах апо­столы, кото­рые бла­го­даря этому чуду смогли при­сут­ство­вать при Успе­нии Девы Марии. Об этом чудес­ном собы­тии сви­де­тель­ствует бого­слу­же­ние утрени Успе­ния Бого­ро­дицы: «Все­чест­ный лик пре­муд­рых апо­стол собрася чудно погре­бести славно тело Твое пре­чи­стое, Бого­ро­дице все­пе­тая: с ними же вос­пеша и ангел мно­же­ство, Пре­став­ле­ние Твое честно хва­ляще, еже верою празд­нуем» (седа­лен по 1‑й кафизме на Успе­ние). По Цер­ков­ному Пре­да­нию, сия­ю­щую чисто­той душу Бого­ма­тери принял Гос­подь, явив­шийся с сонмом небес­ных сил: «Див­ля­хуся ангель­ския силы, в Сионе смот­ря­юще своего Вла­дыку, жен­скую душу руками нося­щаго: пре­чи­сто бо рожд­шей, сыно­лепно про­воз­гла­шаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом про­слав­лена буди» (тро­парь 9‑й песни 1‑го канона Успе­ния). Не было у одра Бого­ро­дицы лишь ап. Фомы (эпизод и опи­са­ние воз­не­се­ния Бого­ро­дицы по лат. версии апо­крифа об Успе­нии Святой Бого­ро­дицы). Согласно Цер­ков­ному пре­да­нию, после смерти Бого­ро­дицы апо­столы поло­жили Ее тело в гроб­нице-пещере, зава­лив вход боль­шим камнем. На 3‑й день к ним при­со­еди­нился отсут­ство­вав­ший в день Успе­ния Фома, кото­рый очень стра­дал от того, что так и не успел про­ститься с Бого­ро­ди­цей. По его слез­ной мольбе апо­столы отва­лили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попро­щаться с телом умер­шей Бого­ро­дицы. Но, к их удив­ле­нию, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от кото­рых исхо­дило дивное бла­го­уха­ние. Пра­во­слав­ная Цер­ковь хранит Пре­да­ние, что Бого­ро­дица была вос­кре­шена силой Божией на 3‑й день после Своего Успе­ния и взошла на Небо. «Побед­ныя поче­сти взяла еси на есте­ство Чистая, Бога рождши: Обаче же подо­бя­щися Творцу Твоему и Сыну, паче есте­ства пови­ну­е­шися есте­ствен­ным зако­ном. Темже умерши, с Сыном воста­еши веч­ну­ющи» (тро­парь 1‑й песни 1‑го канона Успе­ния).

У неко­то­рых древ­них писа­те­лей про­скаль­зы­вала мысль о муче­ни­че­ской смерти Бого­ма­тери (напр. в Слове, при­пи­сы­ва­е­мом Тимо­фею, пресв. Иеру­са­лим­скому, V в.), однако это пред­по­ло­же­ние отвер­га­ется свя­тыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Цер­ков­ным Пре­да­нием.

Год Успе­ния Бого­ма­тери древними духов­ными писа­те­лями и цер­ков­ными исто­ри­ками назы­ва­ется раз­лично. Евсе­вий Кеса­рий­ский ука­зы­вает 48 г. по Р. Х., Иппо­лит Рим­ский – 43 г. по Р. Х., Епи­фа­ний Кипр­ский – 25‑й год по Воз­не­се­нии Хри­сто­вом, Ники­фор Кал­лист – 44 г. по Р. Х.

Ист.: Смир­нов И., прот. Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния о Божией Матери и дея­ниях апо­сто­лов // ПО. 1873. Апр. С. 569–614; Amann E. Le Protoevangelie de Jacques et ses remaniemant latenes. P., 1910; Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния о Христе. СПб., 1914. Вып. 3: Книга Иосифа Плот­ника; Michel C. Evangelies apocryphique. P., 1924; Krebs E. Gottesgebaererin. K?ln, 1931; Gordillo M. Mariologia orientalis. R., 1954; A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary // Ed. by M. O’Caroll. Wilmington, 1983; Еван­ге­лие дет­ства (Еван­ге­лие от Фомы) // Апо­крифы древ­них хри­стиан. М.,1989. С. 142–150; Исто­рия Иакова о рож­де­нии Марии // Там же. С. 117–129; Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния об Иисусе, Святом Семей­стве и сви­де­те­лях Хри­сто­вых / Сост. И. С. Свен­циц­кая, А. П. Ско­го­рев. М., 1999; Logoi Qeomhtopikoi MonacOj Maximos. Hsuxastherion tes koimhseos tes theotokou. Katounakia; Agion Oros, 1999.

Лит.: Ска­за­ния о земной жизни Пресв. Бого­ро­дицы: С 14 рис. и 26 поли­ти­па­жами. СПб., 1870; Барсов М. В. Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие: Тол­ко­ва­ния и руко­вод­ство к изу­че­нию. СПб., 1893. Серг. П., 2002: Тол­ко­ва­ние Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия: Сб. ст. для нази­да­тель­ного чтения; Снес­со­рева С. Земная жизнь Пресв. Бого­ро­дицы. СПб., 1892. М., 1997. Яро­славль, 1994, 1998; Бого­ма­терь: Полное иллю­стри­ро­ван­ное опи­са­ние Ее земной жизни и посвя­щен­ных Ее имени чудо­твор­ных икон. / Под ред. Посе­ля­нина Е. СПб., 1909. К., 1994. М., [1997]; его же. Бого­ма­терь на земле. СПб.; М., 2002; Ска­бал­ла­но­вич М. Хри­сти­ан­ские празд­ники: Рож­де­ство Пресв. Бого­ро­дицы. Вве­де­ние во Храм Пресв. Бого­ро­дицы. Успе­ние Пресв. Бого­ро­дицы. К., 1915–1916. Серг. П., 1995; Мерз­лю­кин А. Родо­сло­вие Пресв. Девы Марии и про­ис­хож­де­ние «бра­тьев Гос­под­них». П., 1955, СПб., 1995.

статья из V т. «Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии», М. 2002, С. 486–487.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *