сколько лет зарема ростов блогеру
Фокус на еду
Зарема Хаджиева — мать пятерых детей, а также ростовский фудблогер с почти двумя миллионами подписчиков. Сейчас её авторский блог — один из самых известных и крупных в российском сегменте «Инстаграм»
Зарема со своей семьёй уже более 10 лет живёт в Ростове-на-Дону. По её словам, развитие блога — это хобби, которое постепенно превратилось в настоящую работу. «Эксперт ЮГ» узнал, чем удалось привлечь аудиторию, почему искренность и открытость в общении с подписчиками не заменить никаким продвижением и как один видеорецепт изменил всю её жизнь.
Рецепт успеха
Сегодня на страницу zarema.rostov в «Инстаграм» подписано без малого 2 млн человек. По данным сервиса AdinBlog, это второй по популярности аккаунт в России в сегментах «еда/фудблогер» и «рецепты» — и первый среди всех ростовских аккаунтов. Эту страницу почти три года ведёт Зарема Хаджиева, которая за это время стала настоящей звездой российского «Инстаграм». Каждый ее пост собирает примерно 500 тысяч просмотров и порядка тысячи комментариев. Практически все видео на этом канале посвящены приготовлению различных блюд: от тортов и выпечки до салатов и жаркого. По словам автора страницы, всё началось три года назад, когда она впервые опубликовала рецепт и фото готового блюда. «У меня была личная страница. В то время на неё было подписано 300–400 человек — в основном друзья моих детей, которые учатся в высших учебных заведениях, — пояснила Зарема Хаджиева. — Ребята, которые приехали в Ростов из других городов, жили в общежитиях, готовить толком не умели. Я решила им как-то помочь и начала выкладывать рецепты простых и вкусных блюд».
На тот момент страница Заремы была закрытой, её посты могли видеть только подписчики. Дети предложили ей открыть страницу, чтобы можно было скачивать рецепты. После открытия страницы Зарема заметила, что её посты стали набирать в несколько раз больше лайков, появились комментарии от новых подписчиков, которые интересовались подробностями приготовления того или иного блюда. «Работать с “Инстаграм” мне помогли дети, я тогда толком не разбиралась в соцсетях, — пояснила Зарема Хаджиева. — Моя дочь показала, как другие фудблогеры выкладывают видео. Их тогда не так было много в“Инстаграм”. Я отказалась, объяснив, что я это не смогу сделать. Тем не менее, мы попробовали и сделали первый видеорецепт». То самое первое видео собрало довольно большое количество просмотров, его стали репостить кулинарные паблики. Зарема Хаджиева призналась, что совсем не ожидала такой популярности. «Я до сих пор не привыкла. Я просто люблю своё дело», — пояснила она.
По данным компании Quintly, которая анализирует миллионы аккаунтов в «Инстаграм», самым эффективным форматом контента является видео. Например, в 2018 году видео было популярнее изображений на 21,2%, а в 2019 году — уже на 49%. Можно сказать, Зарема Хаджиева попала как раз в тренд, который ей позволил собрать огромную аудиторию.
Тем не менее, секрет её успеха, уверена Зарема, скрывается в том, что многие подписывались на страницу не ради рецептов, а подписались на личность. «Им важно моё мнение по многим вопросам. Это большая ответственность для блогера», — пояснила она.
Своя аудитория
Как объяснили в Popsters, чтобы стать популярным блогером в «Инстаграм», нужно активно продвигать свой блог различными средствами: пригласить свой друзей из других соцсетей, участвовать в конкурсе по привлечению аудитории, применять массфоловинг, использовать популярные хештеги в постах, а также качественно оформить свою страницу. По мнению экспертов, сделать популярный блог — это сложная задача, которая требует времени, терпения и денег. По словам Заремы Хаджиевой, при создании своей страницы она не потратила ни рубля. Она никогда не покупала рекламу у других блогеров и не участвовала в конкурсах и giveaway. «Все мои подписчики пришли по совету своих друзей. После того, как я выпустила книгу рецептов количество подписчиков значительно выросло. Такая простая история. Таких историй, наверное, нет в “Инстаграм”», — подчеркнула она.
По мнению основателя сервиса Tooligram Александра Соколовского, инстаграм-гивы — это конкурсы с дорогими призами, участие в которых требует подписки на огромное количество аккаунтов. Этот метод продвижения может навредить автору канала. Главная опасность для участника giveaway заключается в том, что, после завершения конкурса, подписчики зачастую отписываются от блогов. Да и сама соцсеть может заблокировать страницу, на которую очень быстро подписалось огромное количество новых подписчиков. Тем не менее, за три года Зарема Хаджиева, благодаря своим видеорецептам, собрала внушительную аудиторию. Как уточнил директор «Интернет компания Юг» Евгений Шаповал, в блоге zarema.rostov ростовская аудитория занимает всего 9% от общего количества подписчиков. Но это не значит, что её страница имеет признаки «накрутки». Наоборот, по его мнению, анализ сервиса Llivedune показал, что аккаунт качественный. Основные подписчики страницы — это жители Москвы и Московской области. На них приходится 31,2%.
Примечательно, что по данным сервиса AdinBlog, в аудитории блога боты занимают лишь 5%. В эту категорию зачастую попадают бизнес-аккаунты, авторы которых сами иногда подписываются на интересные им страницы.Зарема уверена, что участие в конкурсах не принесёт пользы. По её оценкам, если она принимала бы участие в них, то её аудитория составляла бы 5–6 млн человек. Автор блога пояснила, что на её страницу подписываются жители других стран, а языковой барьер в видеорецептах не так ощутим. «Иностранцы начинают приходить сразу. Если видео попадает в топ, то его показывают не только для русскоговорящей аудитории. Паблики других стран берут мои видео: Турция, Корея, Италия, Украина, Армения, Азербайджан, — прокомментировала она. — Много комментариев получаю, чтобы рецепты были на английском, подписчики хотят повторять за мной».
На данный момент, кроме страницы в «Инстаграм», Зарема запустила канал на «Ютуб», где планирует публиковать видео с большим хронометражем и подробными объяснениями. «Я начала с “Инстаграм”. Очень много людей просит, чтобы я выкладывала видео на “Ютуб”, ведь “Инстаграм” позволяет выкладывать в ленте только короткие видео до 1 минуты. Подписчики же хотят видеть весь процесс приготовления с моими комментариями», — заметила она. Кстати, видео на её канале уже просмотрели более 600 тысяч раз.
Зарема Хаджиева считает, что качественное ведение блога — это полноценная работа, которая требует очень много времени, знаний и умений. В день она тратит на это примерно 6–8 часов. Значительную часть этого времени Зарема общается со своими подписчиками. Если посмотреть ветку комментариев под любым её видео, то можно увидеть, что на многие вопросы подписчиков автор блога отвечает сама. «Я очень много общаюсь со своими подписчиками и не только по вопросам кулинарии. Ко мне обращаются с разными житейскими вопросами, делятся своими семейными проблемами. В директе отвечаю. Но, конечно, не всем успеваю ответить», — подытожила она.
От блога к литературе
Зарема Хаджиева признаётся, что никогда не думала про заработок в «Инстаграм». По её словам, она прекрасно помнит, как у нее купили рекламу за 500 рублей. «Я была потрясена тем, что мои видео могут приносить доход. Мне предложили разместить рекламу, я согласилась, ведь это что-то новое. Было просто интересно, как это всё работает», — резюмировала она. Сегодня, как пояснила Хаджиева, качественный блог может приносить его автору хороший доход.
Зарема Хаджиева рассказала, что практически отказалось от публикаций рекламных постов. Она использует формат рекомендаций, когда в своих видео или сторис рассказывает о каких-то вещах, которыми она реально пользуется в жизни. «Я делаю исключительно рекомендации, я не делаю рекламу того, чего я не знаю. Я проверяю всю информацию. Бывают блогеры, которые показывают всё подряд, доверие к ним у подписчиков рано или поздно теряется. Нужно быть честным со своими подписчиками», — пояснила она.
По мнению соучредителя GambitMedia Александра Ганаева, на странице не видно рекламы, а это значит, что автор делает то, что любит, и не старается монетизировать всё — это очень нравится аудитории.
Сейчас у Заремы Хаджиевой есть несколько постоянных крупных рекламодателей. Бренды этих компаний можно заметить в её видео. «Реклама много лет с одними и теми же компаниями — посуда на кухне. Мельницы на батарейках появились, я их показываю сейчас, — уточнила автор блога. — Не было проблем с рекламодателями никогда. У меня всегда остаются хорошие отношения с ними, мы поддерживаем сотрудничество».
С другой стороны, признаётся Зарема, она практически бесплатно помогает начинающим блогерам. «Одним фудблогерам я подсказала, как начать, как правильно делать видео, и они благодаря моим советам добились больших результатов. Есть блогер, которая начинала с меня и выросла до миллиона подписчиков, она тоже из Ростовской области», — пояснила автор страницы zarema.rostov.
По данным сервиса AdinBlog, стоимость одного рекламного поста на её странице может составлять от 124 до 186 тыс. рублей. Согласен с таким расценками и Евгений Шаповал, который считает, что хороший блогер можно получать за один рекламный пост от 50 до 100 тысяч рублей. О конкретной цене за рекламу Зарема Хаджиева в интервью «Эксперт ЮГ» не рассказала, но уточнила, что качественный блог с аудиторией более 1 млн подписчиков может приносит автору порядка 500 тысяч рублей в месяц.
«Цена рекламы зависит от доверия подписчиков к блогеру. Если реклама не заходит, её не будут брать рекламодатели. Есть блогеры с большой аудиторией, но они не умеют это подать и не умеют рассказать», — пояснила она.
Зарема Хаджиева подчёркивает, что блог для неё стал отличной возможностью для саморазвития. В прошлом году у нее вышла книга рецептов «Восток — дело вкусное!». В планах автора выпустить целую серию книг о кулинарии. По её словам, сейчас как раз ведутся переговоры с издательством. «Моя книга отлично покупается не только в России, но и за её пределами», — отметила она. Автор блога призналась, что главная её мечта — это открыть семейное кафе. Конечно, она планирует продолжать развивать свой блог в «Инстаграм» и канал на «Ютуб».
Зарема Хаджиева: биография кулинарного блогера
Если бы еще несколько лет назад Хаджиевой Зареме сказали, что она достигнет огромного успеха в социальных сетях, она бы не поверила, ведь ранее выход в Интернет для нее был подобен полёту на Марс. Постепенно, шаг за шагом Хаджиева освоила все премудрости нового дела, а потом начала публиковать рецепты приготовления своих блюд. Сейчас она является одним из самых популярных российских фуд-блогеров в Instagram, а ее аудитория насчитывает уже более 2 млн подписчиков.
Став известной, ростовчанка не изменила своим принципам и жизненным устоям, ведь главное для нее — быть любящей и заботливой мамой и женой. Теперь через свой блог она хочет показать другим людям, как важно в жизни иметь крепкую семью, пусть даже через пироги и котлеты.
Детские годы и юность
Зарема родилась в 1977 году в Чеченской Республике. Чтобы прокормить семью и воспитать детей, ее родители много работали. Мама очень уставала, но вечером всех собирала за столом и кормила вкусным ужином. Именно от нее будущий блогер переняла то, что все члены семьи должны быть сытыми, причём не купленной в магазине едой, а приготовленной самой.
Маме девочки некогда было учить ее кулинарным премудростям, поэтому она осваивала сама. Хаджиевой всегда нравилось бывать на кухне и колдовать над обедом или ужином, а вскоре родные стали хвалить юную хозяйку.
Отец и мама стремились дать детям высшее образование, вот и Зарема мечтала стать медиком и после окончания школы хотела подавать документы в медицинский университет, однако, этому помешала война, которая началась в 90-х годах в ее родном краю. Чтобы как-то выжить, девушка пекла, а потом продавала выпечку, что зачастую спасало семью от голода.
Создание кулинарного блога в Instagram
Зарема сначала создала закрытую страничку в Instagram, на которую были подписаны ее родственники и их друзья. Женщина любила готовить, а когда у нее появился первый мобильный телефон, стала делиться с подписчиками фотографиями накрытого стола. Людям нравились эти кулинарные изыски, и они начали просить рецепты того или иного блюда. Со временем в блоге Хаджиевой стали появляться не только рецепты, но видеоролики, на которых был снят процесс приготовления.
Тогда подписчиков блога было немного, но благодаря тому, что видео попадало в топ, люди проявляли интерес и стали подписываться. Сама Зарема не стремилась кого-то удивить или сделать что-то особенное для развития своего блога, просто она любила заниматься готовкой и стремилась поделиться с другими женщинами своим умением.
Сейчас блогер публикует в основном рецепты блюд чеченской, грузинской, азербайджанской и узбекской кухонь. Она постоянно общается с местными женщинами и многое берет у них на заметку, а потом делится с подписчиками рецептами местной донской кухни. Хаджиева планирует также изучить кухни разных стран мира, но при этом будет выкладывать в блог лишь несложные рецепты, чтобы они были доступны и понятны многим людям.
Личная жизнь
Хаджиева вышла замуж за красивого парня; супруги мечтали жить на родной земле, но после войны в Чечне наступили тяжёлые времена. Тогда они отправились за лучшей долей в Костромскую область, прожив около 6-ти лет в заброшенной деревне. Муж Заремы некоторое время ездил на заработки в Москву, а вскоре туда перебралась и она сама. Жизнь в столице была им чужда, и супруги вернулись в Грозный, но и там они не задержались долго, так как мужу предложили работу в Ростове. Женщина была рада этому переезду, ведь она давно мечтала жить в этом прекрасном городе.
Зарема Хаджиева с мужем и детьми
В семье Хаджиевых родились пятеро детей: четверо сыновей и дочь. Самое большое счастье для нее — это дети и муж. Не просто растить и воспитывать пятерых детей, ведь главное, чтобы они стали честными, порядочными и полезными обществу людьми. Старший сын Заремы уже взрослый; он поступил в Ростовский государственный экономический университет, который окончил с красным дипломом, а в июле 2021 года женился.
За годы многолетнего брака между супругами было всякое, но то, что их семья существует до сих пор, говорит о многом. Главная причина, по которой супруги вместе до сих пор — они не безразличны друг другу.
Зарема Хаджиева с мамой
«Ко мне добавляются подписчики со всего мира»
Ростовский фудблогер Зарема Хаджиева за три года сумела нарастить аудиторию своей страницы zarema.rostov в Инстаграме c 350 до 2,2 млн подписчиков. Сейчас она занимает третье место в рейтинге самых популярных российских фудблогеров в Инстаграме и второе — в топ-10 аккаунтов Ростова, по данным сервиса AdinВlog.
Этой весной у Заремы Хаджиевой вышла вторая кулинарная книга «Пеки со мной и радуй», первоначальный тираж составляет 10 тысяч экземпляров. Первая книга «Восток — дело вкусное» была распродана тиражом 12 тысяч экземпляров, планируется к печати еще один тираж — пять тысяч экземпляров. В прошлом году издательство «АСТ» включило ее в каталог самых интересных новинок, имеющих перспективы зарубежных продаж, и представило на Франкфуртской книжной ярмарке в Германии.
N: — Как вы решили создать кулинарный блог в Инстаграме?
З.Х.: — Это получилось спонтанно, я изначально ничего такого не планировала. У меня была своя закрытая страничка, на которую были подписаны родственники, дети, их друзья. Я всегда любила готовить и, бывало, ужин сделаю, стол накрою и выложу фото. Постепенно у меня начали просить рецепты друзья детей, которые уехали на учебу в вузы и жили сами, без родителей. Со временем я стала делать описания под фото. Дочка начала снимать процесс приготовления на видео, и они собирали несколько тысяч просмотров и лайков. Мне было непонятно, почему так много, ведь подписчиков всего 350. Потом уже я поняла, что мои видео просто попадали в топ. Люди стали подписываться, сохранять посты. И так пошло-поехало, я стала выкладывать рецепты каждый день.
N: — А как вам приходят идеи рецептов?
З.Х.: — Я, если честно, никогда не старалась что-то особенное для блога делать, чтобы его разнообразить или кого-то удивить. Здесь все, что моя семья любит, и я люблю, что-то вкусное и простое, чтобы женщинам не приходилось бегать по магазинам в поисках ингредиентов, а можно было приготовить из продуктов, которые есть под рукой.
Я планирую изучать кухни разных стран мира, но пока не углубляюсь в сложные рецепты. В основном в блоге восточная кухня: чеченская, азербайджанская, грузинская, узбекская. Из местной донской кухни — в первую очередь рецепты из рыбы, соленья, варенья. Я общаюсь с ростовскими женщинами, что-то у них беру на заметку.
N: — Как вы учились готовить?
З.Х.: — Я этому нигде не училась, все осваивала сама. Мне всегда это очень нравилось, я любила возиться с детства. Мама много работала: кастрюлю борща на несколько дней сварит, с работы придет — быстро ужин сделает; времени готовить и учить у нее не было.
Для меня до сих пор большую сложность составляет что-то измерять для рецептов, я обычно готовлю на глаз, интуитивно.
N: — Как вам удалось сделать блог таким популярным и достичь показателя в 2,2 млн подписчиков?
З.Х.: — Могу сказать только одно: я для своего блога никогда в жизни не покупала рекламу. В самом начале я участвовала в нескольких гивах (конкурсы с призами. — N), но сразу бросила, потому что поняла, что аудитория, которая таким образом приходит, некачественная и неактивная. У меня никогда не было задачи расти в числе, для меня самое главное было получать обратную связь от аудитории, видеть, как люди готовят по моим рецептам.
Наверное, я очень быстро расту потому, что у меня очень мало отписок, новые люди приходят и старые остаются со мной — они привыкли и меня не бросают. А основной рост — за счет топов. Я выкладываю рецепт, попадаю в топ, его все видят, публикуют иностранные паблики, за счет этого ко мне добавляются подписчики со всего мира.
N: — Сколько времени уходит на ведение блога?
З.Х.: — Один видеорецепт, если он простой, занимает в среднем 2–3 часа с учетом подготовки, монтажа, написания текста. Следом идет общение с подписчиками под постом, ответы на сообщения в директ. Затем — сторис, где меня все время ждут, там хотя бы пару раз в день надо показаться. Выходит около 8 часов в день. Тут еще чувство долга: ты знаешь, что люди скучают, и неудобно бывает даже один день взять и отдохнуть и не выходить в сторис, не выкладывать рецепты. Потому что сразу начинают писать, спрашивать, все ли в порядке, не заболела ли, поэтому проще показаться, чем потом на тысячу вопросов отвечать.
N: — Как вы начали писать книги?
З.Х.: — Я всегда хотела написать кулинарную книгу, но не знала, как это осуществить. Когда количество подписчиков достигло 1,5 миллиона, издательство «АСТ» само со мной связалось. Я долго думала, потому что люблю все делать сама. Но потом поняла, что мне нужен опыт, взаимодействие с людьми, чтобы получить представление, как это делается. Мы заключили долгосрочный договор об эксклюзивной серии книг, они будут друг друга дополнять. В прошлом году вышла моя первая книга «Восток — дело вкусное», в ней собраны блюда чеченской, дагестанской, татарской, азербайджанской, грузинской, узбекской, казахской и турецкой кухонь. В этом году — «Пеки со мной и радуй», в которую я включила лучшие известные мне рецепты домашней выпечки. Вторая книга получилась очень красивая и яркая, там много старых забытых рецептов выпечки наших бабушек и мам.
N: — Какой тираж у книг?
З.Х.: — Продано 12 тысяч экземпляров первой книги, в апреле должен был быть напечатан еще один тираж — пять тысяч экземпляров, но пока что все перенеслось из-за карантина. Первая книга еще до появления в магазинах стала бестселлером и до сих пор держится на самых высоких строчках в рейтингах. Издательство «АСТ» включило ее в каталог интересных новинок, имеющих перспективы зарубежных продаж. Осенью прошлого года она была представлена на самой престижной и крупной Франкфуртской книжной ярмарке в Германии. Это очень большой успех для меня. Спустя месяц продаж в России она появилась в интернет-магазинах Европы, пока на русском языке.
Вторая книга «Пеки со мной и радуй» в феврале была доступна к предзаказу, и уже к марту было заказано пять тысяч экземпляров. Как только все книги будут развезены, будет напечатан еще один тираж — пять тысяч экземпляров.
N: — Рецепты в книгах и в блоге повторяются?
З.Х.: — Обязательно. Книга — дополнение блога, своего рода записная книжка. Потому что Инстаграм сегодня есть, завтра нет, поэтому нужно, чтобы у человека под рукой всегда оставалось руководство к тем блюдам, которые я научила готовить. Людям нравится, что рецепты из блога собраны в книге, не надо ничего переписывать. Конечно, есть маркетинговый ход — условие издательства: в книгу обязательно нужно включать рецепты, которых нет в блоге. Но это не значит, что если человек не может позволить себе купить книгу, не должен это приготовить. Я просто жду, когда книга себя реализует, и потом выкладываю эти рецепты в ленту.
N: — Вы планируете писать еще книги?
З.Х.: — Есть идеи написать в таком же формате о праздничных блюдах, соленьях. Я могу писать, сколько хочу, насколько хватит сил и здоровья. Но хотелось бы сначала увидеть, как продастся вторая книга, как по ней будут готовить люди, и тогда я готова буду подписать третий контракт. Я не хочу писать книги, которые будут пылиться в магазинах. Для меня важны не только продажи книги, но чтобы по ней готовили. Даже если ты продал миллион экземпляров, но по твоей книге не готовят, эта книга провальная, она не выполнила свое предназначение. На встречах с подписчицами мне, бывает, говорят: мы поставим твою книгу на самую высокую полку и будем на нее смотреть и не дышать. На что я отвечаю: если вы хотите меня обидеть, то именно так и сделайте. Для меня мой труд и моя душа, которые я в нее вложила, будут оправданны, если она у вас будет вся в муке и в масле, потрепанная, может, ваши дети даже порвут ее где-то немного, но вы будете по ней вместе готовить и кормить свои семьи. Продастся вторая книга, станут по ней готовить — начну третью, если нет, займусь еще чем-то полезным для своей семьи и общества.
N: — Какой доход приносят книги?
З.Х.: — Начнем с того, что книга отнимает немало времени и сил, это очень большой труд. Когда начинаешь писать, отстраняешься от семьи, от личной жизни и от всего, что происходит вокруг. Это идет на одном вздохе, поэтому, когда отдаешь книгу в издательство, чувствуешь, как будто из тебя все соки выжали.
Поэтому с точки зрения затраченных сил я не могу сказать, что это большие деньги, очень маленький процент платит издательство автору. Для начинающего автора роялти составляет 8–12%, причем не от конечной стоимости книги в магазине, а от отпускной цены издательства — 200–300 рублей за экземпляр.
Контракт на вторую книгу я заключила уже на более выгодных условиях — 20% роялти, но даже так это небольшие деньги. Но я никогда бы не стала писать книгу ради денег, оно того не стоит.
З.Х.: — Блог может приносить хороший доход. Но я практически не делаю рекламных постов, а использую только формат рекомендаций. В основном это бытовая техника, посуда, которыми я сама пользуюсь и которые мне нравятся. У меня есть несколько постоянных крупных рекламодателей, мы сотрудничаем уже давно. Мне очень важно доверие моих подписчиков, поэтому я очень избирательно подхожу к товарам, которые рекомендую.
Фокус на еду
Зарема Хаджиева — мать пятерых детей, а также ростовский фудблогер с почти двумя миллионами подписчиков. Сейчас её авторский блог — один из самых известных и крупных в российском сегменте «Инстаграм»
Зарема со своей семьёй уже более 10 лет живёт в Ростове-на-Дону. По её словам, развитие блога — это хобби, которое постепенно превратилось в настоящую работу. «Эксперт ЮГ» узнал, чем удалось привлечь аудиторию, почему искренность и открытость в общении с подписчиками не заменить никаким продвижением и как один видеорецепт изменил всю её жизнь.
Рецепт успеха
Сегодня на страницу zarema.rostov в «Инстаграм» подписано без малого 2 млн человек. По данным сервиса AdinBlog, это второй по популярности аккаунт в России в сегментах «еда/фудблогер» и «рецепты» — и первый среди всех ростовских аккаунтов. Эту страницу почти три года ведёт Зарема Хаджиева, которая за это время стала настоящей звездой российского «Инстаграм». Каждый ее пост собирает примерно 500 тысяч просмотров и порядка тысячи комментариев. Практически все видео на этом канале посвящены приготовлению различных блюд: от тортов и выпечки до салатов и жаркого. По словам автора страницы, всё началось три года назад, когда она впервые опубликовала рецепт и фото готового блюда. «У меня была личная страница. В то время на неё было подписано 300–400 человек — в основном друзья моих детей, которые учатся в высших учебных заведениях, — пояснила Зарема Хаджиева. — Ребята, которые приехали в Ростов из других городов, жили в общежитиях, готовить толком не умели. Я решила им как-то помочь и начала выкладывать рецепты простых и вкусных блюд».
На тот момент страница Заремы была закрытой, её посты могли видеть только подписчики. Дети предложили ей открыть страницу, чтобы можно было скачивать рецепты. После открытия страницы Зарема заметила, что её посты стали набирать в несколько раз больше лайков, появились комментарии от новых подписчиков, которые интересовались подробностями приготовления того или иного блюда. «Работать с “Инстаграм” мне помогли дети, я тогда толком не разбиралась в соцсетях, — пояснила Зарема Хаджиева. — Моя дочь показала, как другие фудблогеры выкладывают видео. Их тогда не так было много в“Инстаграм”. Я отказалась, объяснив, что я это не смогу сделать. Тем не менее, мы попробовали и сделали первый видеорецепт». То самое первое видео собрало довольно большое количество просмотров, его стали репостить кулинарные паблики. Зарема Хаджиева призналась, что совсем не ожидала такой популярности. «Я до сих пор не привыкла. Я просто люблю своё дело», — пояснила она.
По данным компании Quintly, которая анализирует миллионы аккаунтов в «Инстаграм», самым эффективным форматом контента является видео. Например, в 2018 году видео было популярнее изображений на 21,2%, а в 2019 году — уже на 49%. Можно сказать, Зарема Хаджиева попала как раз в тренд, который ей позволил собрать огромную аудиторию.
Тем не менее, секрет её успеха, уверена Зарема, скрывается в том, что многие подписывались на страницу не ради рецептов, а подписались на личность. «Им важно моё мнение по многим вопросам. Это большая ответственность для блогера», — пояснила она.
Своя аудитория
Как объяснили в Popsters, чтобы стать популярным блогером в «Инстаграм», нужно активно продвигать свой блог различными средствами: пригласить свой друзей из других соцсетей, участвовать в конкурсе по привлечению аудитории, применять массфоловинг, использовать популярные хештеги в постах, а также качественно оформить свою страницу. По мнению экспертов, сделать популярный блог — это сложная задача, которая требует времени, терпения и денег. По словам Заремы Хаджиевой, при создании своей страницы она не потратила ни рубля. Она никогда не покупала рекламу у других блогеров и не участвовала в конкурсах и giveaway. «Все мои подписчики пришли по совету своих друзей. После того, как я выпустила книгу рецептов количество подписчиков значительно выросло. Такая простая история. Таких историй, наверное, нет в “Инстаграм”», — подчеркнула она.
По мнению основателя сервиса Tooligram Александра Соколовского, инстаграм-гивы — это конкурсы с дорогими призами, участие в которых требует подписки на огромное количество аккаунтов. Этот метод продвижения может навредить автору канала. Главная опасность для участника giveaway заключается в том, что, после завершения конкурса, подписчики зачастую отписываются от блогов. Да и сама соцсеть может заблокировать страницу, на которую очень быстро подписалось огромное количество новых подписчиков. Тем не менее, за три года Зарема Хаджиева, благодаря своим видеорецептам, собрала внушительную аудиторию. Как уточнил директор «Интернет компания Юг» Евгений Шаповал, в блоге zarema.rostov ростовская аудитория занимает всего 9% от общего количества подписчиков. Но это не значит, что её страница имеет признаки «накрутки». Наоборот, по его мнению, анализ сервиса Llivedune показал, что аккаунт качественный. Основные подписчики страницы — это жители Москвы и Московской области. На них приходится 31,2%.
Примечательно, что по данным сервиса AdinBlog, в аудитории блога боты занимают лишь 5%. В эту категорию зачастую попадают бизнес-аккаунты, авторы которых сами иногда подписываются на интересные им страницы.Зарема уверена, что участие в конкурсах не принесёт пользы. По её оценкам, если она принимала бы участие в них, то её аудитория составляла бы 5–6 млн человек. Автор блога пояснила, что на её страницу подписываются жители других стран, а языковой барьер в видеорецептах не так ощутим. «Иностранцы начинают приходить сразу. Если видео попадает в топ, то его показывают не только для русскоговорящей аудитории. Паблики других стран берут мои видео: Турция, Корея, Италия, Украина, Армения, Азербайджан, — прокомментировала она. — Много комментариев получаю, чтобы рецепты были на английском, подписчики хотят повторять за мной».
На данный момент, кроме страницы в «Инстаграм», Зарема запустила канал на «Ютуб», где планирует публиковать видео с большим хронометражем и подробными объяснениями. «Я начала с “Инстаграм”. Очень много людей просит, чтобы я выкладывала видео на “Ютуб”, ведь “Инстаграм” позволяет выкладывать в ленте только короткие видео до 1 минуты. Подписчики же хотят видеть весь процесс приготовления с моими комментариями», — заметила она. Кстати, видео на её канале уже просмотрели более 600 тысяч раз.
Зарема Хаджиева считает, что качественное ведение блога — это полноценная работа, которая требует очень много времени, знаний и умений. В день она тратит на это примерно 6–8 часов. Значительную часть этого времени Зарема общается со своими подписчиками. Если посмотреть ветку комментариев под любым её видео, то можно увидеть, что на многие вопросы подписчиков автор блога отвечает сама. «Я очень много общаюсь со своими подписчиками и не только по вопросам кулинарии. Ко мне обращаются с разными житейскими вопросами, делятся своими семейными проблемами. В директе отвечаю. Но, конечно, не всем успеваю ответить», — подытожила она.
От блога к литературе
Зарема Хаджиева признаётся, что никогда не думала про заработок в «Инстаграм». По её словам, она прекрасно помнит, как у нее купили рекламу за 500 рублей. «Я была потрясена тем, что мои видео могут приносить доход. Мне предложили разместить рекламу, я согласилась, ведь это что-то новое. Было просто интересно, как это всё работает», — резюмировала она. Сегодня, как пояснила Хаджиева, качественный блог может приносить его автору хороший доход.
Зарема Хаджиева рассказала, что практически отказалось от публикаций рекламных постов. Она использует формат рекомендаций, когда в своих видео или сторис рассказывает о каких-то вещах, которыми она реально пользуется в жизни. «Я делаю исключительно рекомендации, я не делаю рекламу того, чего я не знаю. Я проверяю всю информацию. Бывают блогеры, которые показывают всё подряд, доверие к ним у подписчиков рано или поздно теряется. Нужно быть честным со своими подписчиками», — пояснила она.
По мнению соучредителя GambitMedia Александра Ганаева, на странице не видно рекламы, а это значит, что автор делает то, что любит, и не старается монетизировать всё — это очень нравится аудитории.
Сейчас у Заремы Хаджиевой есть несколько постоянных крупных рекламодателей. Бренды этих компаний можно заметить в её видео. «Реклама много лет с одними и теми же компаниями — посуда на кухне. Мельницы на батарейках появились, я их показываю сейчас, — уточнила автор блога. — Не было проблем с рекламодателями никогда. У меня всегда остаются хорошие отношения с ними, мы поддерживаем сотрудничество».
С другой стороны, признаётся Зарема, она практически бесплатно помогает начинающим блогерам. «Одним фудблогерам я подсказала, как начать, как правильно делать видео, и они благодаря моим советам добились больших результатов. Есть блогер, которая начинала с меня и выросла до миллиона подписчиков, она тоже из Ростовской области», — пояснила автор страницы zarema.rostov.
По данным сервиса AdinBlog, стоимость одного рекламного поста на её странице может составлять от 124 до 186 тыс. рублей. Согласен с таким расценками и Евгений Шаповал, который считает, что хороший блогер можно получать за один рекламный пост от 50 до 100 тысяч рублей. О конкретной цене за рекламу Зарема Хаджиева в интервью «Эксперт ЮГ» не рассказала, но уточнила, что качественный блог с аудиторией более 1 млн подписчиков может приносит автору порядка 500 тысяч рублей в месяц.
«Цена рекламы зависит от доверия подписчиков к блогеру. Если реклама не заходит, её не будут брать рекламодатели. Есть блогеры с большой аудиторией, но они не умеют это подать и не умеют рассказать», — пояснила она.
Зарема Хаджиева подчёркивает, что блог для неё стал отличной возможностью для саморазвития. В прошлом году у нее вышла книга рецептов «Восток — дело вкусное!». В планах автора выпустить целую серию книг о кулинарии. По её словам, сейчас как раз ведутся переговоры с издательством. «Моя книга отлично покупается не только в России, но и за её пределами», — отметила она. Автор блога призналась, что главная её мечта — это открыть семейное кафе. Конечно, она планирует продолжать развивать свой блог в «Инстаграм» и канал на «Ютуб».