сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

Ваш малыш: физиологические отправления в норме?

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозивеМочеиспускания и стул грудничка

Во все времена врачи по характеру и частоте мочеиспусканий и стула у малыша судили о состоянии его здоровья. Да и каждую молодую маму волнует резонный вопрос: как часто должен удовлетворять свои «естественные потребности» здоровый малыш? Содержимое детского подгузника также вызывает много вопросов: каковы могут быть объем, цвет и консистенция каловых масс? Действительно, что же считается нормой?

Мочеиспускания грудничка

При использовании одноразовых подгузников понять, когда в первый раз помочился малыш, мочился ли он вообще, каков объем мочи невозможно. Поэтому в первые 4-5 суток жизни желательно использовать только пеленки (или одноразовые пеленки), чтобы врач-неонатолог был информирован о состоянии здоровья вашего малыша.

Незамедлительно обратитесь к врачу, если у вашего малыша:

Дефекация у малыша

В течение 1-2 суток выделяется значительное количество мекония с частотой стула 3-4 раза в сутки. Отсутствие мекония в первые сутки или задержка его отхождения (на 2-3 сутки) может свидетельствовать о врожденной непроходимости кишечника, что требует дополнительного обследования.

После отхождения всего объема мекония у малыша может не быть стула в течение 1-2 суток, пока у мамы не прибудет достаточно молока. Если ребенок находится на грудном вскармливании, при этом не беспокоится, у него не вздут живот, нет обильных срыгиваний и отходят кишечные газы, то такая задержка стула допустима. Ведь в первые дни кроха питается молозивом, которое практически полностью всасывается.

Случается и такое, когда грудное молоко так хорошо и полностью переваривается и всасывается, что в кишечнике ничего не остается и стул у малыша бывает 1 раз в 3-4 дня. Нормой такое состояние может считаться только тогда, когда ребенок находится полностью на естественном вскармливании, хорошо себя чувствует, у него нет кишечных колик и болезненной дефекации, а живот не вздут.

У малыша-искусственника стул может быть густой замазкообразной консистенции и коричневого или темно-коричневого цвета с частотой 1-3 раза в сутки. Опорожнять кишечник такой малыш должен не реже 1 раза в сутки, все остальное считается запором.

После введения прикорма частота стула, как правило, не превышает 1-2 раз в сутки как у искусственников, так и у малышей на грудном вскармливании.

Вообще частота стула в целом очень индивидуальна и зависит от множества факторов: состояния здоровья ребенка, вида его вскармливания, рациона питания кормящей мамы, питьевого режима малыша, характера и объема прикорма и т. д. В большинстве случаев, изменяя диету кормящей мамы, можно изменить частоту и характер стула у малыша, ликвидировать склонность к запорам.

Вам нужно обратиться к врачу, если у вашего малыша:

Запоры при грудном вскармливании

О запоре у малыша можно говорить в том случае, когда нет стула более суток (исключая состояние полного всасывания грудного молока) и когда малыш не может самостоятельно опорожнить кишечник.

Запоры при искусственном вскармливании

Искусственные смеси малышам труднее переваривать, чем грудное молоко, и запоры у них встречаются чаще. Рекомендуется подбирать смесь только совместно с педиатром, наблюдающим вашего малыша. Возможно одну третью часть суточного объема питания заменить кисломолочной смесью или использовать лекарственные препараты (свечи, микроклизмы или таблетированные средства) только по назначению врача. Лечить запоры самостоятельно чревато очень серьезными последствиями!

Автор: Т. Карих, врач-педиатр ГЦМП.

Источник

Как посчитать количество мочеиспусканий?

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

Подсчет количества мочеиспусканий новорожденного несколькими способами. Взвешивание сухих и вес использованных подгузников с мочей за сутки. Тест на мокрые подгузники (пеленки), формула.

Необходимость считать мочеиспускания возникает, когда мама сомневается в том, что малышу хватает грудного молока (подробнее о признаках нехватки). Именно учёт мочеиспусканий позволяет быстро и достаточно достоверно ответить на этот вопрос, в отличие от контрольных взвешиваний до и после кормления.

Этот метод применим, если ребёнок не получает из еды и питья ничего, кроме грудного молока – поэтому обычно подходит для малышей до 6-7 месяцев. Если Ваш ребёнок старше, то смысла считать мочеиспускания нет – лучше ориентируйтесь на ежемесячные прибавки веса. Если же ребёнок младше, но получает докорм, то данный метод не даст ответ на вопрос о том, достаточно ли у Вас молока, но поможет определиться с объёмом докорма: возможно, его стоит уменьшить или увеличить для адекватных прибавок веса.

Узнав, сколько ребёнок писает, мы сможем понять, сколько он получает питания, достаточно ли ему еды, а может, наоборот — слишком много? Этот метод информативен для оценки питания малышей примерно до 5-7 месяцев — до начала введения прикорма. Обычно у здорового грудничка с мочой выходит 46-66% от всего объема молока, которое он потребляет. Хороший результат по количеству мочеиспусканий за 24 часа – 12-22 пописа.

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

Как считать?

Способ 1: просто считаем

Для этого необходимо провести «тест на мокрые пелёнки» – то есть, подсчитать, сколько раз за сутки малыш пописал. Сделать это проще всего с помощью тканевых многоразовых подгузников – результат будет абсолютно достоверный.

Если ребёнок без подгузников

Просто считаем, сколько раз пописал. Начинайте подсчитывать с утра, после пробуждения, и если за 12 и меньшее количество часов Вы насчитали 8 мочеиспусканий и более (норма 8-20 мочеиспусканий), то на этом можно остановиться и успокоиться – всё прекрасно, молочка малышу хватает. Если меньше 8, то досчитываем за полные сутки.

К недостаткам этого способа можно отнести относительное неудобство (для тех, кто привык к одноразовым подгузникам), а также то, что иногда (очень редко), бывают ситуации, когда ребёнок мочится положенное количество раз, но при этом всё равно недополучает питания (как правило, это связано с тем, что ребёнок писает часто, но по чуть-чуть).

Нормы

Возраст ребенкаКоличество мочеиспусканийКоммментарий
1-7 сутки1-7 (столько же, сколько дней ребёнку)Не являются критерием достаточности питания
8-14 сутки8-12в среднем около 10
После 2 недель12-22При расчёте докорма ориентировочное количество мочеиспусканий в сутки = 15 (девочки 14-15, мальчики 15-16)

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

Способ 2: взвешивание одноразовых подгузников

В течение суток собираем все использованные подгузники в полиэтиленовый пакет, каждый плотно заворачиваем в отдельный пакетик, чтобы моча не испарялась, кал аккуратно счищаем ложкой.

Вес подгузников за сутки

Через сутки взвешиваем пакет с использованными подгузниками. Затем взвешиваем такое же количество чистых подгузников. Вычитаем из первого значения второе – и получаем вес мочи за сутки. Далее делим его на 30 г (это условно-приблизительный вес одного мочеиспускания) – и получаем количество мочеиспусканий.

Как посчитать сколько писает младенец за час

1 час. Если интересует количество мочеиспусканий за этот интервал времени, рекомендуется в течение часа считать одноразовые простыни. Попис сразу заметен. Следом стелим свежую простынку.

Посчитать объем в граммах (миллилитров) «пописов» за 1 час – удобнее считать через подгузник. В течение часа собираем пописы в подгузник. Взвешиваем полный подгузник и пустой. Получаем сколько миллилитров пописал ребенок за 1 час.

Пример расчета

Вес использованных за сутки 6 подгузников:458 грамм
Вес 6 таких же чистых подгузников:96 грамм
Общий вес мочи за сутки:458 – 96 = 362 грамма
Количество мочеиспусканий в сутки:362 / 30 = 12,07 «пописов»

Сокращённая формула

Количество мочеиспусканий = (Вес использованных подгузников – Вес чистых подгузников) / 30

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

Способ 3: самый простой

Похож на предыдущий способ тем, что здесь тоже нужно взвешивать одноразовые подгузники, но вычислять здесь особо ничего не приходится. Основан этот способ на эмпирическом опыте консультантов по грудному вскармливанию, которые в течение долгого времени отслеживали взаимосвязь между массой подгузников и набором веса малышей (о нормах прибавок веса).

Итак, необходимо собрать в пакет и взвесить все подгузники, испачканные за 24 часа (начать можно с любого времени), потом взвесить столько же сухих подгузников, вычесть из первого значения второе и получить вес нетто (то есть, делаем то же самое, что и при способе 2, только “покаки” не счищаем). Если в течение этих суток случайно написали мимо подгузника – то за каждый “промах” накидываем 30 г.

Интерпретация результатов

(актуально для ребёнка возрастом до 4 месяцев, весом 3500г и более: для детей с меньшим весом цифры меньше):

Суточная масса содержимого подгузниковОжидаемая месячная прибавка веса малыша
500 г и большеПрекрасно! При такой динамике месячная прибавка составит 1 кг и выше (если окажется меньше 1 кг, то это индивидуальная норма или влияние стресса). Стул здесь обычно жёлтый зернистый, 4 и более раз в сутки.
450 гМесячная прибавка будет не очень большой: порядка 600-700 г.
400 гСкорее всего, прибавки не будет – в этом случае увеличиваем количество молока и, возможно, вводим докорм (в зависимости от цифр) – желательно обратиться к консультанту по ГВ.
350 г и меньшеБудет потеря веса: необходим докорм. Здесь, скорее всего, имеет место редкий жидкий зелёный стул.

Предлагается проводить такие взвешивания либо однократно для составления общей картины, либо если предполагается недостаток молока – то в течение 2-3 дней или 2-3 недель, пока разбираемся.

Контрольное взвешивание ребёнка проводится 1 раз в неделю.

Источник

Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста

сколько должен писать новорожденный в первые дни жизни на молозиве

В статье обсуждаются вопросы физиологии мочеиспускания у детей раннего возраста, изменения механизма моче­испускания по мере роста ребенка, приведены клинические признаки зрелого (полностью управляемого) мочеиспускания.

The article covers the issues of urination physiology in children of the early age, changes in urination mechanism as the child grows. Clinical signs of mature (completely controlled) urination are presented.

Изучение уродинамики нижних мочевых путей является обязательным этапом обследования детей с пороками развития почек и верхних мочевых путей, расстройствами мочеиспускания и энурезом, рецидивирующим течением инфекции мочевыводящих путей, пиелонефритом. Наибольшую значимость и сложность эта проблема приобретает при лечении новорожденных и детей раннего возраста, стертости клинических проявлений нарушений мочеиспускания, сложности проведения специальных уродинамических исследований.

В данном аспекте особую значимость для урологов и нефрологов педиатрического профиля приобретают сведения о физиологии мочеиспускания новорожденных и детей младшего возраста, имеющие определяющее значение для ранней диагностики патологии мочевыделительной системы и предупреждения осложнений.

Физиология мочеиспускания у детей раннего возраста до настоящего времени остается не до конца изученной.

Акт мочеиспускания состоит из двух фаз — фазы накопления мочи и фазы эвакуации мочи. При этом детрузор мочевого пузыря и его сфинктеры (гладкомышечный и наружный, поперечно-полосатый) находятся в реципрокных отношениях: в фазу накопления мочи детрузор расслабляется, а сфинктер сокращен и удерживает мочу; в фазу опорожнения мочи — сокращается детрузор и расслабляется сфинктер, происходит опорожнение мочевого пузыря. Обеспечивает этот процесс сложная регуляторная система, в работе которой участвуют спинной мозг, субкортикальные и корковые центры, система биологически активных веществ и половые гормоны.

В фазу накопления мочи основная роль принадлежит детрузору мочевого пузыря, который обеспечивает адекватную резервуарную функцию (за счет эластичности мышц мочевого пузыря и благодаря системе детрузор-стабилизирующих рефлексов), при этом давление в мочевом пузыре, несмотря на его заполнение, поддерживается на низком уровне (5–10 см водного столба). Эвакуация мочи — сложный рефлекторный акт, во время которого происходит синхронное расслабление внутреннего и наружного сфинктеров мочевого пузыря и сокращение мышцы мочевого пузыря — детрузора. В эвакуации мочи принимают участие также мышцы брюшного пресса и промежности. Нормальное моче­испускание определяется анатомической и функциональной полноценностью не только сфинктеров и детрузора, но и системой нервных структур, регулирующих этот сложный акт.

Основным вегетативным центром является спинальный центр регуляции мочеиспускания, располагающийся на уровне пояснично-крестцовых сегментов спинного мозга, который, в свою очередь, имеет симпатическое (Th XII — L II–III) и парасимпатическое (L IV–V) представительство. Следует помнить, что парасимпатический отдел отвечает за вегетативное обеспечение сократительной активности детрузора, а симпатический — за его адаптацию (по мере заполнения мочевого пузыря давление в нем не повышается). Соматическое обеспечение поперечно-полосатой мускулатуры тазового дна обеспечивается за счет сакральных сегментов. А вот связь соматического и вегетативного звеньев осуществляется благодаря системе рефлексов, стабилизирующих детрузор. Именно благодаря этой сложной системе и обеспечиваются реципрокные отношения между детрузором и сфинктером (при сокращении детрузора — сфинктер расслабляется, и, наоборот, прекращение мочеиспускания и сокращение сфинктера ведут к восстановлению резервуарной функции мочевого пузыря) [1, 2].

Динамический характер изменений мочеиспускания в процессе роста ребенка затрагивает как увеличение гидродинамических параметров мочеиспускания (объем мочевого пузыря, частота мочеиспусканий, изменение скорости тока мочи), так и контролируемые сознанием характеристики (позыв, умение прерывать моче­испускание, поведенческие реакции), что в совокупности позволяет констатировать формирование «зрелого» типа мочеиспускания [1].

Традиционная концепция предполагает, что мочеиспускание новорожденного происходит автоматически, за счет спонтанно возникающего рефлекса, замыкающегося на уровне спинного мозга. Однако последние исследования фетальной уродинамики показали, что такое мнение довольно упрощенное. Появились доказательства того, что даже внутриутробно мочеиспускание имеет поведенческие зависимости: отмечены задержки мочеиспускания во время сна плода и максимально частое опорожнение пузыря во время бодрствования плода.

При изучении вопросов физиологии мочеиспускания плодов 19–40 недель гестации с использованием антенатальной ультразвуковой цистометрии при естественном наполнении оценены накопительная, эвакуаторная функции мочевого пузыря, характер мочеиспускания плодов. Уродинамика плодов оценивалась с помощью таких показателей, как максимальный объем мочевого пузыря, продолжительность микционного цикла, процент остаточной мочи, продолжительность выведения мочи, диурез [3, 4].

Отмечено, что с 19-й до 38–40 недели гестации размеры мочевого пузыря возрастают практически в 30–40 раз и составляют в 20 недель 0,65–1,0 мл, а в 40 недель — 25–30 мл. Закономерности темпов роста объема мочевого пузыря опережают темпы роста массы плода, которая за эти же сроки возрастает более чем в 10 раз.

При изучении продолжительности микционного цикла — показателя, эквивалентного ритму спонтанных мочеиспусканий, отмечено его увеличение по мере возрастания срока гестации. Предположено, что плод мочится 72 раза в сутки в 20 недель и 32–36 раз в 38–40 недель.

У большинства плодов опорожнение мочевого пузыря полное. При этом во II и III триместрах беременности допустимым является наличие 10–15% остаточной мочи [3–5].

Характер мочевыведения плода значительно отличается от такового у детей постнатального периода. Наряду с одномоментным мочеиспусканием отмечается фракционное мочеиспускание, чаще встречаемое в III триместре беременности.

Такие характеристики, как фракционный способ опорожнения мочевого пузыря и его неполная эффективность (с остаточной мочой 10–15%), определяют так называемый «фетальный тип мочеиспускания».

Эквиваленты фетальных поведенческих реакций проявляются в виде двигательной активности плода, предшествующей выведению мочи, или прежде­временным опорожнением мочевого пузыря в ответ на шумовой раздражитель. Таким образом, в процессе антенатального периода становление мочеиспускания плода осуществляется за счет поддержания функционального режима чередования микционных циклов, формирования основных показателей мочеиспускания: пузырного рефлекса, «фетального» типа выведения мочи, эквивалентов фетальных поведенческих реакций [4, 5]. В течение последнего триместра беременности внутриматочной мочи производится намного больше, чем в постнатальный период (30 мл/час), а частота мочеиспускания плода приблизительно равна 30 раз в сутки [4–6].

В постнатальный период механизмы контроля мочеиспускания претерпевают дальнейшие изменения. Использование амбулаторного мониторинга мочевого пузыря в сочетании с методом полисомнографии показало, что у новорожденных во время сна мочевой пузырь находится в состоянии покоя и мочеиспускание во время сна не происходит [7].

Сразу после рождения мочеиспускание обычно редкое. Первый раз младенец может помочиться через 12 и более часов (до 24 часов). После первой недели частота мочеиспусканий быстро возрастает и достигает максимума в возрасте от 2 до 4 недель и составляет в среднем один раз в час. Затем частота уменьшается и остается стабильной до 6 месяцев — 10–15 раз в день. После первого года число мочеиспусканий уменьшается до 8–10 раз в день. У новорожденных мочеиспускание может иметь прерывистый характер, при этом более чем в 80 процентах мочевой пузырь опорожняется полностью [8]. Для детей до шести месяцев жизни характерным является частое и неполное опорожнение мочевого пузыря, мочеиспускание в два приема, относительно большой объем остаточной мочи, что указывает на функциональную нестабильность мочевого пузыря, которая уменьшается с возрастом и достигает определенной зрелости к одному году [9].

Установлено, что становление функции мочевого пузыря у здоровых детей протекает в три стадии, которые имеют определенную последовательность и четкие возрастные границы. На первой стадии формирования функции мочевого пузыря значительные изменения претерпевает емкость мочевого пузыря, которая на первом году жизни увеличивается в два раза, а к трем годам в шесть раз. Со второго месяца жизни происходят существенные колебания емкости мочевого пузыря в течение дня, что позволяет выделить максимальный и минимальный объемы. Эффективный объем первого после сна мочеиспускания формируется к середине второго года жизни. С 6–8 месяцев до одного года ребенок начинает ощущать и пытаться как-то «сигнализировать» о необходимости мочиться. Идет активное формирование условного рефлекса, формируются кортико-висцеральные (вертикальные) связи, осуществляемые через подкорковые, понтийные центры. Важным моментом на первой стадии формирования емкости мочевого пузыря является период, когда ребенок начинает ходить. В это время отмечается учащение мочеиспускания, уменьшение объема порции мочи, появление «прерывистого» мочеиспускания. С полутора лет у здоровых детей стабильно увеличивается эффективная емкость мочевого пузыря и уменьшается частота мочеиспусканий. В период становления основных черт зрелого мочеиспускания выявлены отличительные особенности уродинамики нижних мочевых путей у детей грудного и раннего возраста. Установлено, что процесс наполнения мочевого пузыря у них осуществляется в условиях базовой гипертензии. Реализация микционного цикла при относительно высоком давлении отражает свойственный этому периоду жизни ребенка гипертонус гладких мышц мочевого пузыря, обеспечивающий высокий автоматизм эвакуации мочи до появления произвольного контроля мочеиспускания [10].

Также отмечено, что давление вытеснения у мальчиков выше, чем у девочек, а до 70% младенцев имеют прерывистое мочеиспускание. Эти более высокие значения давления детрузора и прерывистый характер мочеиспускания постепенно уменьшаются с возрастом в течение 1–2 лет жизни, отражая процесс созревания детрузора и сфинктерной координации. Видеоуродинамические исследования подтверждают эти результаты [8, 11–14]. По мере взросления ребенка, в привитии навыков моче­испускания и формирования зрелого типа контроля над ним, особую важность приобретают три основных фактора:

1) увеличение емкости мочевого пузыря для обеспечения его резервуарной функции;

2) появление произвольного контроля над поперечно-полосатой мускулатурой (наружный уретральный сфинктер) для обеспечения произвольного начала и окончания акта мочеиспускания, что обычно появляется к третьему году жизни;

3) формирование прямого произвольного контроля над микционным рефлексом, что позволяет ребенку управлять процессом сокращения детрузора собственным волевым усилием.

О «зрелом типе» мочеиспускания можно говорить тогда, когда оно становится полностью управляемым (контролируемым ребенком). Его клиническими признаками являются:

Сформированный механизм контроля над микционным рефлексом, аналогичный взрослому, у большинства детей складывается к 4–5 годам. Контроль над мочеиспусканием в ночное время имеет более широкие возрастные границы (3–7 лет) [17].

Определение эффективной емкости мочевого пузыря у детей различных возрастов производится по формулам:

Таким образом, знание сложных и многокомпонентных регуляторных механизмов мочеиспускания поможет разобраться в этиопатогенезе расстройств мочеиспускания и недержания мочи у детей. Тем не менее, следуя диагностическому протоколу, разработанному на основании рекомендаций Международного общества по удержанию мочи у детей (International Children’s Continence Society, ICCS), можно, проведя необходимые исследования, четко дифференцировать различия в причинах и характере недержания мочи, назначить лечение, обоснованное патогенетически, провести курс реабилитации и добиться выздоровления [19].

Работа выполнена в рамках государственного задания Минздрава России «Разработка тактики постнатального лечения детей с антенатально выявленными пороками мочевыделительной системы».

Литература

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского, Саратов

Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста/ Т. В. Отпущенникова
Для цитирования: Лечащий врач № 9/2018; Номера страниц в выпуске: 26-28
Теги: энурез, пиелонефрит, нижние мочевые пути, условный рефлекс

Источник

Грудное вскармливание новорожденного: чего ожидать в первую неделю

Первая неделя жизни ребенка — чудесное, но беспокойное время, особенно если до этого Вам не приходилось кормить грудью. Наши советы по грудному вскармливанию помогут Вам освоиться как можно быстрее

Когда следует начинать кормить новорожденного грудью?

Попытайтесь покормить малыша грудью в первый же час после рождения. Когда ребенок захватывает грудь и начинает ритмично сосать, это стимулирует клетки молочных желез и запускает выработку молока. 1 Не зря это время называют «волшебным часом»!

«В идеале ребенка желательно положить маме на живот сразу же после рождения, чтобы он тут же мог приложиться к груди. Он не обязательно станет есть, но у него должна быть такая возможность», — объясняет Кэти Гарбин, признанный международный эксперт по грудному вскармливанию.

«Придерживайте малыша и дайте ему возможность самостоятельно найти грудь и взять сосок в рот. Это называется рефлексом поиска материнской груди. В Интернете Вы можете посмотреть видеоролики, в которых показано, как выглядит этот процесс. Если малыш не захватывает сосок сам, акушерка поможет правильно приложить его к груди. Но для начала хорошо дать малышу возможность сделать это самостоятельно. Оптимальная поза для мамы при этом — полулежа».

Не тратьте этот первый особенный час жизни ребенка на взвешивание и пеленание — или хотя бы повремените с этим, пока он не приложится к груди в первый раз. Наслаждайтесь объятиями и тесным контактом кожа к коже. Это способствует выработке окситоцина, гормона любви, у Вас и у Вашего малыша, а окситоцин играет ключевую роль в поступлении первого грудного молока — молозива. 3

«Как только врачи-акушеры убедились, что наш сын здоров, нас оставили втроем — меня, мужа и нашего малыша, — чтобы дать нам возможность познакомиться. Это был совершенно особенный час — час неловкости, бурных эмоций и блаженства. За это время я дважды покормила сына грудью», — вспоминает Элли, мама двоих детей из Великобритании.

А знаете ли Вы, что кормление грудью помогает восстановиться после родов? Дело в том, что окситоцин стимулирует сокращение матки. В первые часы после родов это способствует естественному выходу плаценты и уменьшает кровопотерю. 4

Что делать, если роды прошли не по плану?

Если у Вас было кесарево сечение или другие осложнения при родах,
Вы все равно можете наладить с малышом контакт кожа к коже и покормить его грудью в первые часы после рождения.

«Если Вы не можете взять малыша на руки, пусть Ваш партнер сделает это за Вас и обеспечит ребенку контакт кожа к коже. Это даст малышу ощущение безопасности, заботы и тепла, чтобы он мог продержаться, пока Вы не придете в себя», — советует Кэти.

Если ребенок не может взять грудь, желательно как можно раньше начать сцеживание молока и делать это как можно чаще до тех пор, пока малыш не сможет есть сам. «Хотя кормление грудью в первые часы после рождения закладывает прекрасную основу на будущее, это не настолько принципиально, — успокаивает Кэти. — Гораздо важнее запустить лактацию, чтобы в дальнейшем при необходимости можно было приступить к грудному вскармливанию».

Чтобы запустить выработку молока, можно сцеживать молоко вручную или использовать молокоотсос, который могут выдать Вам в роддоме. 5 А сцеженным драгоценным молозивом можно будет накормить ребенка. Это особенно важно, если малыш родился недоношенным или слабым, поскольку грудное молоко чрезвычайно полезно для здоровья.

Если ребенок родился раньше срока или страдает каким-либо заболеванием и его нельзя сразу же приложить к груди, это вовсе не повод отказываться от грудного вскармливания в дальнейшем. «Я работала со множеством молодых мам, которые не имели возможности кормить ребенка грудью в первые шесть недель — из-за преждевременных родов или по другим причинам. Тем не менее все они в дальнейшем успешно перешли на грудное вскармливание», — рассказывает Кэти.

Правильно ли ребенок захватывает грудь?

«Пока я лежала в роддоме, я при каждом кормлении вызывала врача и просила проверить, правильно ли я прикладываю ребенка к груди, — рассказывает Эмма, мама двоих детей из Австралии. — Было несколько случаев, когда мне казалось, что все вроде бы правильно, но кормить было больно, и врач помогала мне отнять ребенка от груди и приложить правильно. К моменту выписки я уже научилась делать это уверенно».

Прикладывая ребенка к груди, направляйте сосок к его небу. Так ребенок сможет захватить в рот сосок и часть ареолы под ним. Ему будет проще сосать, если во рту у него будет и сосок, и часть ареолы вокруг. 6

«Если ребенок правильно захватывает грудь, это не создает дискомфорта и вызывает тянущее ощущение, а не боль, — объясняет Кэти. — Рот ребенка широко открыт, нижняя губа может быть немного вывернута наружу, а верхняя удобно лежит на груди. Язык тела ребенка говорит о том, что ему комфортно. Молока на этом раннем этапе немного, поэтому Вы, скорее всего, не заметите, как ребенок глотает, но он будет много сосать и часто брать грудь».

Как часто следует кормить новорожденного?

Частота и продолжительность кормления грудью в первую неделю может сильно различаться. «Первые 24 часа жизни совершенно разные у разных детей. Кто-то много спит (все-таки роды утомляют!), а кто-то часто ест, — рассказывает Кэти. — Такое разнообразие сильно запутывает молодых мам. Все дают разные советы, поэтому важно не забывать, что у каждой мамы и ребенка все происходит по-своему».

«Молозиво гуще, чем зрелое грудное молоко, и вырабатывается в меньших количествах, но приносит массу пользы. Когда малыш ест молозиво, он учится сосать, глотать и дышать, пока молоко не начало поступать в большем объеме», — объясняет Кэти.

Молоко обычно прибывает на второй–четвертый день после родов. До этого времени малыш прикладывается к груди 8–12 раз в сутки (а иногда чаще!), в том числе и ночью. 7 На этом этапе кормление может продолжаться 10–15 минут, а может — 45 минут или даже час, поскольку ребенок еще только начинает разрабатывать мышцы и развивать координацию для эффективного сосания.

«На первых порах интенсивность кормления очень высока, зачастую выше, чем многие себе представляют, и это шокирует большинство молодых мам, — отмечает Кэти. — Порой маме бывает некогда отлучиться в туалет, принять душ и перекусить. Обычно это оказывается сюрпризом».

С этим столкнулась Камилла, мама из Австралии. «В первую неделю Фрэнки ела каждые два часа, днем и ночью, и всякий раз кормление занимало от получаса до часа, — вспоминает она. — Мы с мужем были совершенно измучены!»

Нужно ли кормить новорожденного по расписанию?

Хорошая новость заключается в том, что частое кормление способствует установлению лактации и стимулирует выработку молока. 7 Чем больше ребенок ест, тем больше у Вас будет молока. Поэтому забудьте о кормлении новорожденного по расписанию — так у него будет меньше шансов для кормления. Старайтесь кормить ребенка, когда он подает сигналы о том, что он голоден 8 :

Плач — последний признак голода, поэтому если сомневаетесь — просто предложите ребенку грудь. Если он расплачется, накормить его будет труднее, особенно на первых порах, когда вы оба только учитесь это делать. По мере роста ребенок, скорее всего, будет есть реже, а кормления будут занимать меньше времени, поэтому грудное вскармливание будет казаться более предсказуемым.

Больно ли кормить грудью?

Возможно, Вам приходилось слышать, что кормить грудью совсем не больно, но на самом деле в первые дни многие молодые мамы испытывают дискомфорт. И это совсем неудивительно, если учесть, что соски не привыкли к такому частому и сильному сосанию.

«В первые пару дней кормить грудью может быть некомфортно — Ваше тело и Ваш малыш еще только привыкают к этому процессу. Если ребенок слишком долго ест и плохо захватывает грудь, ощущения почти такие же, как от неразношенных новых туфель, — сравнивает Кэти. — Как тесная обувь может натирать ноги, так и неправильное сосание может повредить соски. Предотвратить проблему всегда лучше, чем устранять последствия, поэтому, если спустя несколько дней после начала кормления боль не проходит, обратитесь к консультанту по грудному вскармливанию или медицинскому специалисту».

С этим согласна Мария, мама из Канады: «Хотя мой сын как будто бы хорошо захватывал грудь, он повреждал соски при кормлении, и у меня все болело. Как оказалось, причина была в укороченной уздечке языка. Специалисты по грудному вскармливанию из нашей городской клиники оказали нам огромную помощь в диагностике и лечении».

Кроме того, после кормления в первые дни Вы можете испытывать спазмы, как при менструации, особенно если это не первый Ваш ребенок. Это так называемые послеродовые боли. Дело в том, что окситоцин, который выделяется при кормлении грудью, способствует дальнейшему сокращению матки для восстановления ее обычного размера. 4

Когда прибывает молоко, грудь обычно становится полнее, плотнее и больше, чем до родов. У некоторых женщин грудь набухает, твердеет и становится очень чувствительной — происходит набухание молочных желез. 10 Частое прикладывание ребенка к груди снимает эти симптомы. Дополнительные советы по уходу за грудью читайте в нашем материале Что такое набухание молочных желез?

Как часто новорожденный мочится и опорожняется?

То, что попадает в организм, должно выходить обратно. Молозиво
обладает слабительным эффектом, помогая выведению мекония — первородного кала. Выглядит он немного пугающе — черный и липкий, как деготь. 11 Но не волнуйтесь, так будет не всегда. У детей на грудном вскармливании кал обычно имеет слабый сладковатый запах.

Сколько раз в день Вам придется менять подгузники и как должно выглядеть их содержимое, смотрите ниже.

День первый

День второй

День третий

День четвертый и далее весь первый месяц

Моча младенца должна быть светло-желтой. В среднем младенцы мочатся один раз в сутки в течение первых двух дней. Начиная примерно с третьего дня количество мокрых подгузников возрастает до трех, а с пятого дня и далее подгузники приходится менять пять раз в сутки или чаще. К тому же на протяжении первых нескольких дней увеличивается вес мокрых подгузников. 11

Хватает ли ребенку грудного молока?

Поскольку на первых порах молока вырабатывается совсем немного,
Вам может показаться, что ребенку этого недостаточно. Но если Вы кормите ребенка по требованию, у Вас будет вырабатываться именно столько молока, сколько ему нужно. Если Вы хотите держать процесс под контролем, ориентируйтесь на частоту смены подгузников, приведенную выше. Если ребенок пачкает меньше подгузников, посоветуйтесь с врачом.

«В первые три–четыре недели большинство младенцев только едят и спят. Если ребенок беспокоится и постоянно просит грудь, стоит посоветоваться с лечащим врачом», — рекомендует Кэти.

Иногда после кормления ребенка может вырвать. Если рвота имеет цвет молока, это не повод для беспокойства. Но если в ней встречаются оранжевые, красные, зеленые, коричневые или черные вкрапления или ребенка рвет «фонтаном», обратитесь к врачу. К врачу следует обращаться и в том случае, если у малыша высокая температура, запал родничок (мягкое место на голове), в кале обнаруживается кровь, а также если вес, зафиксированный при рождении, не восстановился в течение двух недель. 11

Но если пугающих симптомов не наблюдается и малыш растет нормальными темпами, значит, молока ему хватает. Скоро вы оба привыкнете к грудному вскармливанию и наладите более стабильный режим.

О следующем этапе грудного вскармливания читайте в материале Грудное вскармливание в первый месяц: чего ожидать.

8 Australian Breastfeeding Association [Internet]. Feeding cues; 2017 Sep [cited 2018 Feb]. — Австралийская ассоциация грудного вскармливания [Интернет], «Сигналы готовности к кормлению»; сентябрь 2017 г. [процитировано в феврале 2018 г.]

6 простых шагов к правильному захвату груди

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *