сколько детей у ип мана в жизни
Ип Ман: единственный Учитель Брюса Ли.Равный среди Первых. Первый среди Равных (9 фото)
Старик прислонился к стене для опоры. Теперь уже всё его тело тряслось, как в истерике, когда он пытался скрыть свой смех. Внезапно его силы иссякли и его тихое хихиканье превратилось в громкий хохот.
Леун остановил класс, его лицо покраснело от гнева. «Эй, старик!»– спросил он резко,–“Над чем Вы смеётесь?»
«О, ничего, ничего,”– ответил тот. – “Пожалуйста, продолжайте. Я постараюсь не беспокоить Вас больше”.
Леун Шеун глубоко вздохнул и прошёлся по комнате вперёд и назад. Он всё ещё был рассержен.
«Послушай, старик, несколько месяцев назад мы нашли тебя в Макао. Ты жил в контейнерах для мусора. Мы привели тебя сюда, в зал нашего Союза. Мы дали тебе место, чтобы спать, и еду, чтобы есть. Самое маленькое, что ты мог бы сделать – это проявить немного уважения, когда я преподаю”.
Старик навострил уши. Он правильно услышал? Уважение? Уважение к чему? Уважение к тому, что он видит?
Старик покачал головой: «Если Вы действительно изучаете кунфу, то должны, или делать это серьёзно или никак!»
«Послушай, старик,»– уже зарычал мастер Леун,– “если ты думаешь, что знаешь что-то особенное, то почему бы тебе не выйти сюда и не поучить меня?»
С этого вызова от Леуна Шеуна в тот далёкий день 1952 года начался официальный отсчёт двадцатилетней карьеры Ип Мана, как учителя боевых искусств и патриарха стиля Вин Чунь.
Ип Ман имел рост чуть больше 150 см и вес около 120 фунтов (54,4 кг), Он казался “малышом” рядом со своим противником, у которого рост был около 180 см и вес около 200 фунтов (90,7 кг). Но во время этого легендарного поединка, который проходил на глазах многочисленных очевидцев, Ип Ман, казалось, без больших усилий бросал мастера Бак Мэй по всей комнате. Как ни пытался атаковать Леун Шеун, но всегда оказывался на полу. Когда “всё было сказано и сделано”, Леун Шеун признал поражение и передал свой класс кунфу Ип Ману, а сам стал его первым учеником.
Однако, для Ип Мана его новая роль шифу не была счастьем. Перед Второй Мировой войной он был членом богатого семейного клана, который занимался торговлей в южном китайском городе Фатшань, расположенном в провинции Гуаньдун. Он имел большой дом, магазины в городе и усадьбу в деревне. Он наслаждался своей безбедной жизнью с женой и детьми.
В период с 1937 по 1941 годы Ип Ман служил в китайской армии. Китай в тот период подвергся нападению Японии и войну проиграл. Ип Ман вернулся к своей семье в Фатшань. Времена были трудные. Его хозяйство в деревне было разорено. Его жена тяжело заболела.
Конец войны принес небольшое облегчение. Китай нуждался в восстановлении разорённых городов и деревень, но, вместо этого, оказался втянутым в большую гражданскую войну.
Националистическое китайское правительство завербовало Ип Мана на службу капитаном полицейских патрулей в деревне Намхой. Это правительственное назначение помогло восстановить хозяйство Ип Мана, но помощь пришла уже слишком поздно. Его любимая жена после долгой болезни умерла.
«Когда в Китае к власти пришли коммунисты,”– рассказывает Вильям Чеун, один из самых старших учеников Ип Мана,– “он потерял все главные материальные ценности. Но у него ещё оставалось то, что он смог унести с собой – деньги, золотые слитки, золотые украшения и прочее. Но Фатшань был очень маленьким городом, по сравнению с Гонконгом или Макао, в которых было много жуликов. Ип Ман сразу же потерял большую часть свои денег и ценностей “с помощью” людей, которые его нагло обманули”.
«Тогда горе от потери дома, жены и семьи добило его. Он разочаровался в жизни и начал жалеть себя. Очень скоро бывший богач и бывший полицейский стал настоящим нищим”.
«В это время Леун Шеун и парень по имени Чен Као,»– продолжает Чеун,– “нашли его блуждающим по пирсу Макао. Он выглядел бездомным бродягой. Они не знали, что он был мастером боевого искусства, но были с ним вежливы. Они помогли бы любому на его месте. Они взяли его в помещение зала Союза Ресторанных Рабочих и позволили ему остаться жить там”.
«Когда Ип Ман начал преподавать в Союзе Ресторанных Рабочих, он сначала обучал только Леуна Шеуна, Лок Йина и Чен Као. Потом появились несколько других учеников, например, Цуй Сун Тин. Конечно, Леун Шеун, который уже был мастером кунфу до изучения Вин Чунь, прогрессировал намного быстрее остальных учеников. Несколько месяцев спустя, пришли и другие ученики”.
Ип Ман быстро проявил себя, как необычный преподаватель. Например, Вильям Чеун вспоминает, что в течение семи лет, которые он провёл с мастером, он ни разу не видел, чтобы Ип Ман сам вёл занятие в классе. Обычно Ип Ман стоял в конце комнаты, наблюдая за своими помощниками и поправляя любимых учеников, но конкретные указания им давали Леун Шеун, Лок Йин, Цуй Сун Тин, Вон Шун Леун и Вильям Чеун.
«Он никогда не проводил занятия сам,»– говорит Чеун. –“Только изредка, с богатыми клиентами, которые могли заплатить очень дорого за частный урок. В те времена он часто брал меня с собой. Теперь предположите, что он собирался показать клиенту технику упражнений с деревянным манекеном. Он показывал ему эту технику только один раз, а после этого с клиентом занимался я”.
Регулярные занятия Ип Мана состояли, в основном, из практики форм, Чи Сао, тренировки с деревянным манекеном, и свободного спарринга. Не существовало никакого плана занятий. Каждый его помощник выбирал упражнения по своему усмотрению.
В редких случаях великий мастер мог коснуться рук одного из любимых учеников в практике Чи Сао. Но это продолжалось всего несколько секунд. Ип Ман боялся, что, если он будет делать Чи Сао с новичком, то его собственная техника станет хуже, так как ему приходилось “замедляться” для ученика и специально для него “раскрываться”, чтобы тот мог его атаковать. Ип Ман боялся, что со временем это может превратиться в дурную привычку.
Ип Ман говорил на своих уроках очень мало и стремился учить своих учеников скорее примером, чем словами. Однако, как уже говорилось, показывал он свою подлинную технику очень редко и только самым близким ученикам.
Он всегда призывал своих учеников не использовать боевое искусство для дурных целей, учил не обижать людей, быть вежливыми и воспитанными. Он пытался удержать их от драк с уличными бандами Гонконга, но он всегда поддерживал честные спортивные соревнования и честные поединки.
В своей книге “Брюс Ли: Человек, которого знала только я” (bruce lee: the man only i knew, warner books, 1975) Линда Ли приводит текст эссе, написанного её мужем для учительницы английского языка в 1961 году. Эссе ясно иллюстрирует тонкую тактику Ип Мана, которую он использовал, чтобы влиять на своих учеников.
«После четырёх лет трудного обучения в искусстве гунфу, я начал понимать и чувствовать принцип мягкости – искусство нейтрализации усилий противника с минимальными затратами энергии. Всё это следовало делать в спокойствии и без приложения усилий. На словах это казалось простым, но сделать это было трудно. В тот момент, когда я дрался с противником, моё сознание было возбуждённым и неустойчивым. Особенно после обмена сериями ударов руками и ногами, вся моя теория мягкости исчезала совершенно. Моей единственной мыслью было: “во что бы то ни стало, я должен бить его и победить”.
«Мой инструктор, учитель Ип Ман, глава школы Вин Чунь, подошёл ко мне и сказал: “Лун, расслабься и успокой своё сознание. Забудь о самом себе и следуй движениям своего противника. Позволь своему сознанию на основе реальности противодействовать противнику без предварительного процесса обдумывания. Прежде всего, изучи искусство “не выбирания”.
«Это было то самое! Я должен был расслабиться. Однако, принимая это решение, я уже делал что-то, противоречащее моему желанию. Когда я сказал себе, что я “должен расслабиться”, то требование усилия в слове “должен” уже противоречило отсутствию усилий в слове “расслабиться”. Когда моё острое самосознание дошло до того состояния, которое психологи часто называют состоянием “двойной смеси”, мой инструктор снова подошёл ко мне и сказал:
“Лун, сохраняй себя, следуя естественному ходу событий и не вмешиваясь в него. Никогда не противопоставляй себя природе, никогда не встречай любые проблемы “в лоб”, но контролируй их, соприкасаясь с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом”.
Хотя Брюс Ли добавил немного собственного гения к случаю, который он описал в этом эссе, оно показывает интеллектуальные и технические высоты, к которым Ип Ман вёл своих учеников.
Но в то же самое время великий мастер Вин Чунь сохранил черты детства. Он очень любил необычные шутки Брюса Ли, хотя иногда примириться с ними было трудно, например, если Брюс приходил в класс с порошком, вызывающим зуд, с особым вибратором, трясущим руку во время рукопожатия, или с детскими водяными “брызгалками”.
«Мастер Ип Ман имел очень хорошее чувство юмора,»– вспоминает Вильям Чеун. – «Он любил давать прозвища своим ученикам, и он долго думал, выбирая их. Например, Вон Шун Леун (старший ученик Ип Мана) получил прозвище “Вон Чин Леун”, что буквально означает, “Подобный быку”. Меня он называл “Большой Хриплый Мальчик”, а Брюс получил от него прозвище “Выскочка”.
Через два года после того, как Ип Ман начал преподавать в зале Союза Ресторанных Рабочих, его попросили уехать. Его классы стали слишком большими, и их посещали многие люди, которые не были членами этого профсоюза. Этот зал фактически превратился в школу кунфу. Тогда Ип Ман и его последователи открыли первую коммерческую школу Вин Чунь на улице Лэй Дат в районе Яуматэи в Коулуне.
Хотя Ип Ман был уже известным членом общества с успешным бизнесом, его жизнь всё ещё не была счастливой.
Вильям Чеун рассказывал: «Ип Ман повторно женился в 1954 году. Ему было приблизительно пятьдесят шесть лет, а ей около сорока. Он встретил её в ресторане, я думаю. Так или иначе, некоторые люди думали, что у неё не очень чистое прошлое. Все его ученики сторонились её, и это делало Ип Мана очень несчастным”.
«Люди не понимают, что жизнь изменяется. Это происходит циклически. Иногда жизнь улучшается, иногда становится хуже. Есть времена, когда вы должны забыть о прошлом. Ученики часто мыслили очень узко. Они даже не проявляли уважения к своему мастеру. Они даже могли иногда называть его “стариком”, при этом очень и очень непочтительно”.
«Это было одной из причин, по которым Ип Ман никогда не преподавал в классе лично. И я не думаю, что он делал неправильно, не преподавая. Только после того, как прославился Брюс Ли, его ученики поняли, что их мастер и его стиль были действительно великими. Они увидели, что он мог воспитывать учеников, подобных Брюсу”.
Чеун рассказывал также, что проблемы Ип Мана с его учениками возникали от того, что он долгое время употреблял наркотики и использовал плату за обучение для покупки кокаина. По этой причине, он иногда не платил арендную плату за школу. В 1956 году Ип Мана выселили из его первой школы в Яуматэи.
Клан Вин Чунь переехал тогда в квартиру в государственном доме. Ип Ман жил и преподавал в этой квартире. Его ученики создали комитет, который собирал плату за обучение, платил за аренду помещения и выплачивал Ип Ману пособие на жизнь. Вильям Чеун вспоминает, что в этот период его мастеру иногда приходилось бороться за жизнь в буквальном смысле слова.
«Когда мы переехали в государственный дом, там были установлены ограничения на воду. Воду давали только раз в четыре дня по четыре часа. Нужно было набирать воду в вёдра, чтобы её хватило на следующие четыре дня.
Обычно я делал все хозяйственные работы и убирал квартиру, но тем утром я был на рынке. Мой мастер захотел набрать немного воды. Все арендаторы должны были набирать воду из одного “государственного” крана. Местные гангстеры стали хозяевами этого крана и брали с жителей по 50 центов с каждого ведра. Дело было ранним утром, и у Ип Мана не хватило юмора, чтобы ответить на требование денег. Он послал этих ребят подальше.
Я как раз возвращался с рынка. Сначала я услышал громкие крики, а потом увидел, что происходит. Я сразу бросился к нему на помощь. Ип Ман дрался один против шести или семи бандитов. Эти головорезы имели шесты для переноски вёдер. Они, вероятно, использовали их, чтобы запугивать людей. Ип Ман выхватил у одного из них шест и сбил всех противников с ног за несколько секунд. Когда я подбежал к ним, они собрали свои шесты и, хватаясь за головы, бросились бежать. С того времени каждое утро, не раз в четыре дня, а каждое утро, два ковша воды стояли у дверей его квартиры”.
После многих лет обучения репутация Ип Мана, как преподавателя Вин Чунь, сильно выросла, и он смог, наконец, позволить себе лучшие условия для жизни. В 1964 году он добился разрешения на выезд из Китая в Гонконг для двух своих сыновей вместе с их семьями. Ещё через три года, частично благодаря процветанию, которое принесла ему слава Брюса Ли, снявшегося в сериале “Зелёный Шершень”, Ип Ман создал большую и хорошо оборудованную школу.
Сегодня наследие боевого искусства Ип Мана покрыто тайной. Многие преподаватели Вин Чунь утверждают, что были его прямыми учениками и лично унаследовали от мастера некие секретные техники Вин Чунь. Однако, как говорит Вильям Чеун, «вероятно было меньше шести человек во всём огромном клане Вин Чунь, которым Ип Ман лично преподавал всё своё искусство, или хотя бы его часть. Ип Ман учил первых двух так, чтобы эти двое могли обучить следующих шесть”.
«Уровень Ип Мана в боевых искусствах был настолько высок, что он не мог выдержать медлительного ученика. Он был очень нетерпелив с медлительными учениками. Так что он не мог стоять и обучать более нескольких человек. Кроме того, он придерживался старой традиции времён Боксёрского Восстания, которая не позволяла обучать боевым искусствам европейцев или американцев. Он считал, что Вин Чунь должен быть только национальным китайским искусством.
«Ип Ман был образованным человеком, и он никогда не собирался преподавать кунфу, чтобы этим зарабатывать себе на жизнь. Больше всего он любил смотреть футбол и посещать китайскую оперу. Больше всего на свете он ненавидел невежество. Именно поэтому он не любил многих мастеров боевых искусств. Он всегда стремился к совершенству. Он никогда не останавливался на полпути к цели. Именно поэтому многие люди не понимали его”.
В мае 1970 года Ип Ман навсегда прекратил преподавать боевые искусства. Он умер от рака горла 2 декабря 1972 года. Ему было 74 года.
Биография Ип Мана
Ип Ман (1893-1972) – великий мастер боевого искусства в стиле Вин-Чунь. В Гонконге в середине ХХ века он впервые начал открытое обучение мастерству кунг-фу Вин-Чунь. Являлся наставником гонконгского актёра кино Брюса Ли, благодаря которому это боевое искусство стало доступно европейцам и американцам.
Семья, детские годы и знакомство с восточным искусством боя
Ип Ман появился на свет на юге Китая в провинции Гуандун, в центральном городе Фошань14 октября 1893 года. Это был важный сухопутный и морской транспортный узел, плодородный регион в дельте «Жемчужной реки» (Чжу Цзян). С древности Фошань считался в Китае крупнейшим историческим городом, здесь процветали торговля, ремесленничество и промышленность, а население проживало размеренно и довольно богато. В одном из таких уважаемых, состоятельных, аристократичных семейств и родился Ип Ман, который был младшим среди всех детей.
Глава семьи держал большую ферму, был богатым собственником, ему также принадлежали дома по всей длине улицы. Хоть по китайской традиции младшему сыну не полагалось наследовать семейный капитал и общественное положение, всё равно в будущем ему была уготована обеспеченная и беззаботная жизнь молодого дворянина. Но, к удивлению всех родных, у маленького Ип Мана в раннем возрасте проявилась необыкновенная тяга к изучению искусства боя. Как раз в тот период в Китае активно развивалась культура, неотъемлемой частью которой являлись восточные единоборства.
Постижение техники кунг-фу Вин-Чунь
Мальчик был ещё совсем маленьким, когда его отдали в традиционную китайскую школу получать образование. Так как неотъемлемой частью образовательной программы было изучение искусства боя, уже в возрасте шести лет Ип Ман занялся постижением кунг-фу Вин-Чунь.
Его наставник, известный мастер Чэнь Хуа Шунь, в тот момент находился уже в преклонных годах и скончался, когда Ип Ману едва исполнилось двенадцать лет. Перед смертью Чэнь Хуа Шунь обратился с просьбой к своему старшему ученику Нг Чун Со не бросать талантливого мальчишку и заниматься с ним. Так на жизненном пути Ип Мана появился второй наставник.
Его третьим учителем стал Лян Би, сын мастера Лян Цзаня. С ним Ип Ман познакомился в 1908 году, будучи уже пятнадцатилетним подростком, в Гонконге, куда в колледж Святого Стефана его направил отец, чтобы сын получил современное образование.
Жизненный период в Китае
Ип Ману было уже двадцать четыре года, когда он вновь приехал в Фошань. Молодой человек устроился служить в полицию офицером. При этом продолжал совершенствовать навыки в единоборстве, к тому времени он уже почти сформировался как мастер. Ип Ман участвовал в поединках с другими бойцами, а в саду возле дома проводил с ними совместные тренировки, что позволяло обмениваться опытом. Наряду с мастерством он приобретал в родном городе популярность.
Ип Ман сочетался законным браком с девушкой Чжан Юнчэн. У супругов было четверо детей – две девочки и два мальчика.
С момента возвращения в Фошань и до начала войны между Китаем и Японией Ип Ман официально не набирал учеников, но передавал свой опыт владения искусством боя Вин-Чунь коллегам по работе и родным.
В 1937 году оккупационные войска Японии вошли в Фошань. С ними Ип Ман контактировать и сотрудничать не желал, поэтому потерял работу, а вскоре у него не осталось и денег. Ему оказал материальную помощь друг, который владел хлопковой фабрикой, и Ип Ман выехал в Гонконг. Когда закончилась Вторая мировая война, он вернулся домой и вновь устроился работать полицейским.
Но потом началась гражданская война, и к 1949 году власть над континентальным Китаем перешла к коммунистам. Ип Ман был сторонником консервативного политического направления и к тому же работал полицейским, при власти Коммунистической партии у него не было уверенности в безопасном существовании. Он опять отправился в Гонконг, оставив семью в Китае.
Гонконгский период жизни
Ему было за пятьдесят, когда без денег, не имея знакомых, Ип Ман очутился в чужом краю. Выхода не было, кроме как отойти от традиционной передачи боевого единоборства Вин-Чунь. Он устроился в ассоциацию ресторанных работников на должность инструктора кунг-фу и стал преподавать уроки за определённую плату. После двух лет работы открыл свой зал. Это была не коммерция, а скорее вынужденные обстоятельства. Ученики обращались к нему сами, он с ними занимался, так Вин-Чунь постепенно превратилось в дело всей его жизни.
В 1962 году приехали сыновья и также начали обучение у отца. В Гонконге слухи о мастере разрослись довольно быстро, а к концу 1960-х годов добрались и до Европы с Америкой. И лишь в Китае имя мастера долго предавали забвению.
В 1967 году Ип Ман был инициатором создания «Атлетической ассоциации Вин-Чунь», в которой объединились его ученики. Целью и задачами этой организации было развивать и распространять боевое искусство. Сейчас ассоциация уже имеет международную форму, и её численность ежегодно увеличивается.
За несколько лет до смерти Ип Ман прекратил заниматься с группами, но некоторых учеников продолжал принимать дома. В 1972 году медики диагностировали у него онкологическое заболевание гортани. В этом же году 1 декабря Ип Ман ушёл из жизни. Буквально перед смертью он записал выполнение техники Вин-Чунь на плёнку, желая таким образом передать систему будущему поколению.
Лишь с наступлением XXI века историческую роль мастера признали на родине, в 2002 году в Фошане создали музей Ип Мана. При жизни он не получал титулов и званий, но на сегодняшний день Ип Мана признали великим мастером Вин-Чунь. Отцовские традиции продолжили сыновья, которые основали школы и преподают боевое единоборство.
Работа с учениками
Отбору талантливых учеников мастер уделял большое внимание. Он часто повторял: «Ученику нелегко попасть к хорошему Учителю, но ещё сложнее Учителю найти достойных учеников». В те времена сохранить такой тип мышления было сродни чему-то сверхъестественному, ведь за счёт боевого искусства приходилось выживать. Это говорило о том, что, отбирая учеников, мастер осознавал весь груз ответственности за них, потому и устанавливал строгие требования.
За все годы на входных дверях Ип Ман не разместил ни одного объявления о наборе учеников. Он всегда пытался сохранить за собой право самому их выбирать, данного принципа придерживался почти двадцать лет.
Несложное на первый взгляд искусство боя Вин-Чунь почти лишено «пёстрых» движений. Ип Ман, набирая учеников, сразу делал акцент на занятиях базовой техникой. Во время преподавания формы Сиу Ним Тао он строго требовал от учеников правильно использовать силу, принимать стойку, особенное внимание уделять положению поясницы. Часто мастер не начинал объяснение нового до той поры, пока ученик не доказывал ему, что усвоил предыдущую часть. Никогда Ип Ман не давал поверхностных уроков.
Ещё одной особенностью тренировок Ип Мана было то, что для каждого ученика он подбирал индивидуальный подход, в зависимости от образования, физической подготовки и даже от социального статуса. Но главное, на что обращал внимание мастер, – насколько способен ученик усваивать знания. Чтобы его подопечные обучались как можно легче, Ип Ман к каждому из них находил особенные пути.
Важной частью в процессе постижения искусства он считал отработку форм и свободные спарринги. С помощью таких подходов мастер воспитывал у подопечных любовь к искусству боя Вин-Чунь. Также он всегда давал наставление, что боевое искусство нельзя применять для плохих дел, а владеющий им должен быть воспитанным и вежливым.
Великий мастер в кинематографе
До 2008 года Ип Мана упоминали как второстепенного героя, лишь в документальных картинах о знаменитом актёре Брюсе Ли. В одном из таких фильмов роль мастера досталась его сыну Ип Чуну.
В основу фильма положены события, которые произошли в Фошане в период Второй японо-китайской войны (между 1930 и 1940 годами). Премьера картины состоялась в Гонконге в конце 2008 года, сразу же фильм получил множество положительных отзывов от кинокритиков и зрителей. Такая волна успеха послужила поводом для съёмок второй части фильма, вышедшего в 2010 году, здесь речь идёт о гонконгском периоде жизни мастера. В 2016 году почитатели таланта Ип Мана с удовольствием встретили третью часть картины.
В 2012 году гонконгский кинорежиссёр Вонг Карвай тоже снял художественный фильм «Великий мастер» о жизненном пути Ип Мана. Здесь затронут период с 1930-х годов и до конца жизни мастера. Главную роль сыграл гонконгский актёр Тони Люн Чу Вай. Мировая премьера прошла в Пекине в начале 2013 года, спустя месяц фильм стал открытием Берлинского кинофестиваля. В 2014 году картина номинировалась на «Оскар» в категориях «Лучшие костюмы» и «Лучшая операторская работа».
Также в 2013 году состоялась премьера ещё одного фильма о жизни мастера Вин-Чунь «Ип Ман: Последняя схватка». Картину снял режиссёр Херман Яу, главную роль сыграл актёр Энтони Вонг Чау-Санг.
Все вышедшие картины нельзя считать биографическими, в них отображена лишь часть реальных событий из жизненного пути Ип Мана.