Сколько акций в свободном обращении у яндекса
Яндекс потерял 18% от максимумов. Когда ждать разворот
Снижение акций и рыночный фон
Акции Яндекса с середины ноября находятся под давлением из-за сочетания различных негативных факторов, имеющих по большей части общерыночный и секторальный характер. При этом, если опасения из-за омикрона и эффект геополитики могут быть временными, то риски для сектора из-за перспективы ускоренного ужесточения монетарной политики ФРС могут оставаться на повестке в ближайшие недели.
Акции компаний технологического сектора оцениваются по будущим денежным потокам, которые дисконтируются в соответствии с ожидаемым уровнем процентных ставок. Возможный рост ставки ФРС в 2022 г. дает повод повысить ставки дисконтирования. Поскольку в прогнозы по IT-компаниям заложены очень амбициозные планы по будущему росту показателей, для них эффект от такой переоценки может оказаться наиболее сильным.
При этом российские IT-компании имеют определенное преимущество перед зарубежными аналогами. Даже по текущим мультипликаторам, сравнивая с компаниями из США, акции Яндекса нельзя назвать дорогими. Кроме того, фундаментальный кейс компании выглядит очень уверенно. На краткосрочной дистанции распродажи в секторе могут оказать давление на Яндекс, но на более длинном горизонте у акций есть все шансы на продолжение роста.
Более того, на текущий момент сформировались достаточно привлекательные уровни для покупок, которые могут обеспечить дополнительный апсайд за счет сокращения перепроданности.
Позитивные новости от главы компании
Вчера по акциям Яндекса вышли позитивные новости. Глава компании и основной акционер Аркадий Волож согласился на дальнейшую блокировку принадлежащих ему акций класса B до конца 2023 г.
Продление соглашения о блокировке является положительным моментом. Оно точно снимает навес потенциального крупного продавца, что позитивно для отношения инвесторов к бумагам компании. Нет рисков, что основной голосующий акционер решит реализовать свой пакет. При прочих равных эти новости могут поддержать интерес покупателей к акциям Яндекса.
Техническая картина
В ходе распродаж последних трех недель акции теряли от максимумов до 20%. В понедельник котировки отскочили от уровня поддержки 4900 руб. и сформировали разворотную формацию «доджи» — дневную свечу с длинным хвостом вниз и узким телом, закрывшуюся в верхней трети внутридневного диапазона. На локальных минимумах такая формация часто предвещает разворот.
По осциллятору RSI на дневном графике прослеживается явная перепроданность. Сигнальная линия опустилась ниже 30%, чего не было с марта 2020 г. Акции сейчас находятся на тех же уровнях, где были в середине июня 2021 г. — до публикации результатов за II и III квартал 2021 г.
Все эти факторы склоняют в пользу того, что бумаги Яндекса могут развернуться к росту уже в ближайшие дни. Риски со стороны внешнего фона сохраняются, но даже при появлении новой порции негатива в информационном пространстве бумаги компании могут показывать результат лучше, чем другие представители сектора и рынок в целом.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
ФРС не изменила ключевую ставку и дала комментарии по монетарной политике
Итоги торгов. Не смогли продолжить восстановление
Почему сыпятся бумаги китайских эмитентов
Топ-5 долгосрочных трендов, которые изменят рынок
Заседание Банка России. Прогнозы
10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022
Сбербанк проводит День инвестора. Главное
Meta Platforms (Facebook): акционеры требует перемен. Что ждать инвесторам
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
В 2013 г. количество акций «Яндекса» в свободном обращении составляло 62,3%, сейчас – 84,7%. Акционеры «Яндекса»: основатель компании и гендиректор группы компаний «Яндекса» Аркадий Волож (10,2%), у менеджмента компании – 4,1%, у других акционеров – 0,8%.
То, что компания объявила выкуп, вовсе не означает, что будут совершены сделки на всю анонсированную сумму, сказал «Ведомостям» аналитик Sova Capital Александр Венгранович. О реальных сделках компания будет сообщать ежеквартально в своих отчетах.
Обратный выкуп должен поддержать котировки акций, которые, как у многих других работающих на российском рынке компаний, падали после введения санкций, говорит Венгранович. Такое решение компании он называет хорошим сигналом для инвесторов: «Сейчас для компании самое время поддержать стоимость акций, учитывая высокую ликвидность их бумаг, это распространенная практика для компаний в случае, если у них нет большого долга, а также если не планируются крупные приобретения в ближайшем будущем и крупные инвестиции на развитие собственного бизнеса».
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Фундаментальный анализ акций Яндекса или «не время»
В настоящее время Яндекс является крупнейшей и наиболее известной российской технологической компанией. В 2004 году в Нидерландах было зарегистрировано акционерное общество Yandex N.V., а сама компания основана в 2000 году.
Акции Яндекса стали торговаться на бирже NASDAQ в 2011 году, а с 2014 доступны и на Московской бирже. Поисковая система Яндекса (появилась в 1997 году в рамках компании CompTek International) занимает четвертое место в мире по числу поисковых запросов.
Яндекс активно развивает собственную экосистему, которая уже распространяется на множество сфер жизни. Из основных направлений можно выделить:
Это далеко не все сервисы. Наибольшую часть выручки Яндекс получает за счет продажи рекламы.
Руководитель: Аркадий Волож – генеральный директор.
Средний объем торгов: около 3 млрд руб. в день на Московской бирже. В последние месяцы объемы торгов существенно увеличиваются. К примеру, 31.08.2020 объем торгов по бумагам Яндекса составил фантастические 116 млрд руб. на фоне ребалансировки индекса MSCI.
Цена акции: 5100 руб. на 31.08.2020
Капитализация: 1,62 трлн руб.
Официальный Free—float (акций в свободном обращении): 97%
Основные акционеры
Капитал Яндекса состоит из двух типов акций:
На конец 2019 года структура акционеров Яндекса выглядела следующим образом:
Дивидендная политика
Яндекс никогда не выплачивал дивиденды и не собирается этого делать в ближайшем будущем. Всю прибыль компания направляет на развитие, являясь классической «историей роста».
Дивидендная доходность: 0%
Периодичность дивидендных выплат: —
Историческая динамика
Рассмотрим историческую динамику акций Яндекса с начала торгов на Московской бирже.
Средняя прогнозная справедливая цена от аналитических компаний: Консенсус-прогноз Инвестдомов: 4274,5 руб. (-16%). При этом, большинство рекомендаций «покупать».
Коэффициенты недооцененности / переоцененности
Вывод: На российском рынке Яндекс можно сравнивать разве что с Mail.ru. При подобном сравнении Яндекс выглядит существенно дороже по всем мультипликаторам. При этом, даже в сравнении с технологическим сектором США, который традиционно является более дорогим из-за значительно более низких геополитических рисков, Яндекс не выглядит дешевым. В частности, по коэффициенту P/E акции оценены в 2 раза дороже зарубежных аналогов. Можно однозначно заявить, что сейчас по мультипликаторам бумаги Яндекса являются очень дорогими.
Коэффициенты финансовой устойчивости
Вывод: У Яндекса нет никаких проблем с долговой нагрузкой. Чистый долг отрицателен.
Динамика основных показателей финансовой отчетности (по МСФО за последние 4 года)
Динамика финансовых результатов Яндекса за последние 4 года
Комментарий: За 1 полугодие 2020 года чистая прибыль Яндекса по US GAAP упала на 70% до 1,837 млрд руб. в сравнении с 6,117 млрд руб. за тот же период прошлого года. Выручка выросла на 12% до 88,41 млрд руб., а скорректированный EBITDA упал на 14% до 20,632 млрд руб. При этом, рекламная выручка компании, которая и является основным источником дохода, во 2 квартале этого года упала на 15% до 24,8 млрд руб.
В итоге, динамику финансовых результатов Яндекса можно назвать умеренно позитивной с учетом растущей со временем выручки, EBITDA и чистой прибыли. С другой стороны, негативная отчетность за 1 полугодие 2020 года явно свидетельствует о том, что пандемия коронавируса оказывает давление на бизнес технологических компаний. Кроме того, показатели эффективности ROA и ROE хоть и находятся на неплохих уровнях, однако постепенно стагнируют.
Яндекс и Фонд общественных интересов
Летом 2019 года в парламент РФ был внесен законопроект «о значимых интернет компаниях», согласно которому иностранные инвесторы не могли бы владеть более чем 20% «существенных информационных ресурсов» в России, одним из которых и является Яндекс. Обсуждение законопроекта привело к обвалу акций Яндекса на 15% за один день. Позже законопроект был поддержан с уточнением по иностранному участию, которое было установлено на уровне 50% минус одна акция.
В ноябре 2019 года Яндекс представил проект обновленной структуры собственности компании, который является «меньшим злом» в сравнении с новым законопроектом. Основные условия:
Новости о завершении «конфликта» в Яндексе позитивно отразились на котировках.
Комментарий Аркадия Воложа: «На протяжении 22 лет Яндекс создает технологии мирового уровня, которые являются важной частью жизни миллионов людей. Я надеюсь, что акционеры поддержат предложенные сегодня изменения, которые мы уже назвали между собой «золотой акцией 2.0». Это позволит нам и дальше фокусироваться на том, что мы делаем лучше всего – создавать инновационные продукты и сервисы, а также развивать компанию в интересах наших пользователей и акционеров».
Комментарий Джона Бойнтона, председателя Совета директоров Яндекса: «От имени Совета директоров я поддерживаю предлагаемые изменения и призываю акционеров одобрить их. Очевидно, что как и любая крупная IT-компания, Яндекс должен учитывать изменения в регуляторной среде на ключевом для себя рынке. Совет директоров проанализировал различные варианты решения данного вопроса. Предлагаемая структура соблюдает баланс всех сторон: учитывает общественные интересы, интересы публичных акционеров, сотрудников и пользователей и не влияет на операционную деятельность компании».
«Развод» Яндекса и Сбербанка
В августе 2017 года Сбербанк и Яндекс договорились создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета». Объем совместных инвестиций оценивался в 60 млрд руб. В 2018 году СП было создано вместе с запуском маркетплейса «Беру». Планировалась активная интеграция маркетплейса в различные сервисы Сбербанка, однако уже в 2019 году между двумя компаниями начали возникать разногласия. В первую очередь, это было связано с ростом конкуренции между самостоятельными сервисами.
В том же 2019 году, согласно сообщениям источников, у Сбербанка и Яндекса состоялся «разговор за чашкой чая», где банк высказывал идею о возможной о покупке технологической компании, что привело к обвалу акций Яндекса.
Помимо этого, постепенно росла конкуренция со стороны совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru. О создании СП две компании объявили летом 2019 года. Совокупная стоимость активов тогда оценивалась в 100 млрд руб. От Mail.ru Group была внесена доля в Delivery Club и сервисе такси «Ситимобил», а Сбербанк внес долю в компании Foodplex. Затем было приобретено 75,6% продуктового онлайн-магазина с экспресс-доставкой «Самокат».
В итоге, в июне 2020 года стало известно, что Сбербанк и Яндекс окончательно «разводятся». Яндекс выкупит у Сбербанка его долю в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб., становясь тем самым единоличным владельцем маркетплейса «Беру». Сбербанк же выкупит «Яндекс.Деньги» примерно за 2,4 млрд руб. Стоит отметить, что «развод» двух компаний прошел весьма мирно, что позволит в будущем достаточно спокойно и эффективно развиваться двум экосистемам одновременно.
Новостной фон
Уточнение от 23.09.2020: Яндекс заявил о намерениях купить «Тинькофф». Данная новость существенно улучшает долгосрочные перспективы Яндекса, так как закрывает последнюю непокрытую сферу в экосистеме (финансовую).
Факторы «ЗА» инвестирование в акции Яндекса
Итак, давайте кратко подытожим основные позитивные моменты в бумагах Яндекса:
Факторы «ПРОТИВ» инвестирования в акции Яндекса (основные риски)
Перечислим основные риск-факторы для акций Яндекса:
Итоговая оценка
Итак, в текущий период акции Яндекса стали одними из самых популярных на российском рынке. Что уж говорить, обороты торгов по Яндексу иногда даже превышают тот же показатель в Сбербанке или Газпроме. Темпы роста бумаг впечатляют, однако является ли это объективным отражением улучшения фундаментальных позиций компании на рынке? Я в этом очень сильно сомневаюсь. Ряд сервисов Яндекса, действительно, получили стимул к развитию благодаря всеобщей изоляции, однако в целом на деятельность компании пандемия конкретно в данный момент оказывает негативное влияние.
Яндекс – это отличная компания с крайне высокими перспективами развития собственной экосистемы во всех сферах жизни в России. Очевидно, что у отличной «компании роста» акции должны стоить дорого, однако, на мой взгляд, сейчас формируется явный разрыв между фундаментальной оценкой и стоимостью ценных бумаг. Предположения о том, что долгосрочные последствия пандемии окажут положительное влияние на деятельность Яндекса отнюдь не очевидны, однако ценные бумаги ускоренно движутся вверх, отражая поразительную эйфорию на рынке.
В моем долгосрочном портфеле акции Яндекса находятся уже около полутора лет. Мне по-прежнему импонирует данный бизнес, однако расширять, либо же вовсе формировать позиции впервые по данным акциям на текущих уровнях я бы не стал. Эйфория может длиться долго, однако, по моему мнению, рано или поздно фундаментальные факторы должны возыметь действие. Сейчас же лично для меня не лучшее время для покупки ценных бумаг этой безусловно интересной и перспективной, но уж слишком дорогой российской истории.
Автор: Алексей Соловцов
Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и отражает исключительно субъективное мнение автора. Помните о том, что инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным риском, в связи с чем Вам всегда необходимо проводить самостоятельный анализ рыночной ситуации и объектов инвестирования.
Вам может быть интересно:
Базовые знания о финансах и рынках:
Фундаментальные обзоры эмитентов:
Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант
Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.
«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.
В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.
Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.
Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.
Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:
На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.
Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:
В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.
Как победить выгорание
«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».
Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:
Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:
В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.
Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:
«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».
Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».