Сколько акций spacex у илона маска
Tesla и не только: как вложиться в бизнесы человека года Илона Маска
Впервые текст был опубликован 10 июня 2020 года.
Единственный способ инвестировать в бизнес Илона Маска, которого журнал Time признал человеком 2021 года, доступный каждому, у кого есть лишняя тысяча долларов. Примерно столько по состоянию на середину декабря 2021-го стоят акции Tesla Motors — производителя электрокаров и единственной публичной компании Маска. За 11 лет с момента IPO они выросли почти на 18 000%.
Tesla известна целой линейкой популярных машин: от спорткара Roadster до кроссовера Model Y, а также сетью станций зарядки электромобилей SuperCharger. В планах компании — производство электровнедорожника Cybertruck, мгновенно снискавшего популярность в интернете из-за оригинального внешнего вида.
SpaceX — вероятно, самый значимый проект Маска. С этой компанией связана мечта всей его жизни — колонизация Марса. Сейчас основной бизнес компании — доставка грузов на околоземную орбиту. А главными партнерами SpaceX являются NASA и Министерство обороны США.
Тогда вы получите доступ к специальным инвестиционным платформам (например, EquityZen или Microventurers), которые вкладываются в SpaceX. Но даже в этом случае вас ждет высокий порог входа и большие комиссии. Кроме того, сделать это можно только по ходу раундов финансирования, которые проходят не слишком часто.
Вариант косвенных инвестиций в SpaceX — покупка акций Alphabet, которая вложила в космическую компанию £800 млн в 2015-м и еще £400 млн в 2019-м. По приблизительным оценкам, ей принадлежит около 9% бумаг Space X.
Но, возможно, через какое-то время в часть SpaceX сможет вложиться каждый. Речь о Starlink — мегапроекте Маска по созданию системы околоземных спутников для обеспечения доступа к высокоскоростному интернету по всей Земле. В планах SpaceX — вывод на орбиту 12 тыс. спутников к середине 2020-х годов. В апреле 2020-го на орбите было уже 418 спутников из запланированных 12 тыс. — для минимального покрытия достаточно довести их число до 720.
В феврале 2020-го президент Starlink Гвинет Шотвелл во время встречи с инвесторами заявила о возможном выделении проекта в отдельную компанию и размещении его акций на фондовой бирже. «Сейчас мы частная компания, но Starlink — правильный бизнес для того, чтобы сделать следующий шаг и выйти на биржу», — цитирует Шотвелл Bloomberg.
Однако спустя месяц сам Илон Маск опроверг эти намерения или по крайней мере дал понять, что ждать IPO Starlink придется еще долго. Он заявил, что в компании пока вообще не думают об этом, добавив: «Мы должны заставить Starlink работать». Маск также отметил, что все усилия других стартапов по созданию дешевого спутникового интернета заканчивались провалом и банкротством компаний.
В июне 2021-го Маск повторил свою точку зрения: отметил, что выход на биржу может произойти лишь тогда, когда выручка Starlink станет «достаточно предсказуемой», а это произойдет «по крайней мере через несколько лет».
Еще одна компания Маска — SolarCity, занимающаяся проектированием и установкой солнечных энергосистем. Ее в 2006 году основали Питер и Линдон Райвы, которые приходятся Илону кузенами. Идея родилась во время их совместного путешествия на знаменитый фестиваль Burning Man в пустыне Невада. Самого Маска они поставили во главе компании.
Довольно быстро SolarCity захватила калифорнийский рынок установки солнечных панелей и успешно провела IPO. Но публичной она была всего несколько лет: в 2016 году ее приобрела Tesla, а сама SolarCity ушла с биржи NASDAQ. Так что для инвестиций в SolarCity сегодня нужно вкладываться в Tesla.
Neuralink и The Boring Company
Маск основал Neuralink в 2016 году — о стартапе было известно лишь то, что он будет заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов.
Около трех лет компания хранила молчание, а затем в июле 2019-го презентовала первые результаты своих работ — робота-нейрохирурга, нейтроинтерфейс и чип для считывания мозговых сигналов. Их практическое применение — помощь парализованным людям, которые смогут передавать сигналы компьютеру силой мысли и даже общаться.
История еще одной компании Маска началась с твита. В декабре 2016-го Илон застрял в пробке и написал в твиттере: «Пробки сводят меня с ума. Я собираюсь построить бурильную машину для тоннелей и просто начать копать». А потом уточнил, что не шутит и собирается назвать новый стартап The Boring Company («скучная компания»).
«Когда случится зомби-апокалипсис, вы будете рады, что купили огнемет. Либо он спасет вас от орды нежити, либо мы вернем деньги!» — написал Маск в твиттере. Но помимо пиара, The Boring Company занимается реальными делами по основному профилю.
Уже в феврале 2017-го она начала рыть тестовую траншею в штаб-квартире SpaceX в надежде совершить революцию в сфере транспорта. В конце 2018-го The Boring Company открыла испытательный тоннель под Лос-Анджелесом и провела демонстрацию с перемещением по нему Tesla Model X со специальными выдвижными колесами.
А в мае 2020-го она завершила прокладку тоннелей для своего первого коммерческого проекта — скоростной подземной системы выставочного комплекса Las Vegas Convention Center LVCC Loop для скоростной перевозки людей.
Но их импульсивный основатель может резко поменять планы, вывести стартапы на биржу и свести инвесторов с ума.
Больше интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Илон Маск продолжает подготовку к IPO эпохи
В последние годы компании, выходя на IPO, бьют рекорды по доходности и размеру капитализации. Если 2019 г. потряс самым крупным первичным размещением акций в мире, проведенным нефтяной компанией Saudi Aramco из Саудовской Аравии, то 2020 г., несмотря на нестандартные трудности, стал рекордным для многих компаний.
В фокусе внимания крупных инвестдомов — рынок космических услуг. По прогнозам аналитиков, выход на публичный рынок Starlink — второго по значимости проекта Илона Маска — станет событием века не только для биржевых игроков, а для всего мира.
Это эпохальное событие даст ответ практически на все вопросы коммерческого освоения космоса.
В настоящий момент выбор акций из космической отрасли невелик. Выход на IPO подразделения Starlink или всей компании Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX), по мнению самого Илона Маска, может произойти только после получения стабильных финансовых результатов.
SpaceX укрепляет свои позиции в развивающейся космической отрасли. Обладая инфраструктурой для запуска и производства кораблей, компания уже доставила 788 спутников Starlink на орбиту. С помощью космических кораблей, построенных SpaceX, отправляются космонавты и грузы на МКС, в планах — обеспечить доступ к интернету во всем мире.
SpaceX развивает три основных направления бизнеса:
В расчет не берется сегмент полетов на Марс: на данном этапе полеты в дальний космос невозможно перевести в точные цифры.
Читайте также: Илон Маск стал самым богатым человеком в мире
В оценках не указывают финансовые показатели, такие как размер получаемого дохода в 2020 г. и прогнозы на 2021 г., нет информации о прибыльности. К рискам можно отнести конкуренцию в сфере спутникового интернета с Amazon, которая планирует запуск своей сети.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
ФРС не изменила ключевую ставку и дала комментарии по монетарной политике
Итоги торгов. Не смогли продолжить восстановление
Почему сыпятся бумаги китайских эмитентов
Топ-5 долгосрочных трендов, которые изменят рынок
Заседание ФРС. Рождественский Tapering не за горами
10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022
Сбербанк проводит День инвестора. Главное
Meta Platforms (Facebook): акционеры требует перемен. Что ждать инвесторам
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Насколько SpaceX принадлежит Маску?
(краткий рассказ Yurasumy)
Тот человек, которого миллионы считают гением и преклоняются перед ним, в России давно хлебал бы баланду. Причем, совершенно заслуженно.
2017 год стал переломным в космической гонке старых соперников (России и США). Американцы при помощи «гения» Илона Маска смогли довести до ума ракету «Фалкон 9» и она буквально за год смогла вытеснить с мирового рынка коммерческих запусков старый, добрый, надежный российский «Протон-М». Это позволило некоторым СМИ, в том числе и российским написать, что Москва проиграла космическую гонку американским бизнесменам и ей надо … следовать их проторенным курсом.
Между тем, Россия не спешит воспользоваться «добрым» советом и правильно делает. Потому, что она понимает реальное положение вещей и знает, что выигрыш SpaceX не имеет ничего общего с конкуренцией. Да и вообще, если бы Маск в России вытворял бы то же самое, он давно бы уже сидел бы за решеткой.
Обратная сторона «успеха» SpaceX
В чем главное преимущество «Falcon 9» перед своими конкурентами. Если верить Илону Маску, то все дело тут в частичной многоразовости ракеты, что позволяет резко сократить стоимость пусков. Таким образом якобы удалось снизить их себестоимость, что позволяет производить коммерческие пуски всего за 60-65 миллионов долларов. А это ровно столько же сколько стоит запуск российского «Протона» (какую собственно задачу и поставило перед собой NASA в начале 2000-х). Именно эта ракета и позволила американцам 20 лет спустя вернуть себе рынок коммерческих запусков в космос, который они потеряли еще в середине 90-х, когда Москва смогла буквально задавить их своими дешевыми и надежными ракетами.
Но это всего лишь красивая внешняя картинка для прессы. А что же стало реальным, а не «пиарным» секретом такого успеха? Нет, это не гений Илона Маска и не более рачительное использование средств на разработку.
Но и это еще не все. Никто и никогда не видел полной финансовой отчетности SpaceX (ибо опять же военная тайна). Но по тем данным, которые просачиваются в прессу, это главное детище «гения» почти также убыточно, как и его Tesla. Причем, убыточность ее началась не во время разработки супер-ракет, как должно было быть по логике, а как раз в тот момент, когда эти ракеты начали выводить на орбиту полезную нагрузку. Странно? А ничего странного.
Тут тоже все очень просто. SpaceX родился под счастливой звездой. Вернее, фирма оказалась в нужное время в нужном месте. Итак, представим, март 2006 года. Первый запуск «Фалкон 1» оканчивается грандиозным провалом. И буквально сразу же компания Маска получает грант от правительства США на 396 миллионов долларов на разработку новых ракет (не кредит, а просто деньги без возврата), а еще предоплату за первые два пуска от Пентагона.
Далее было еще интереснее. Именно в 2006-07 году началось беспрецедентный отток кадров из самой NASA (за два года 900 человек) и практически такой же набор в штат SpaceX. Я списков не видел, но рискну предположить, что подавляющее число сотрудников уволившихся из NASA и принятые в SpaceX это одни и те же люди. При этом, они принесли в новую компанию все наработки по проектам, которые финансировались до этого из бюджета США. А это, как мы понимаем, гораздо важнее, чем грант на 396 миллионов долларов.
И тут, как говорится SpaceX, вернее Илону Маску масть и поперла. Сразу же начались настоящие технические прорывы и настоящий золотой дождь бюджетного финансирования. По состоянию на май 2012 года детище Маска имело уже 40 предоплаченных контрактов на запуски от NASA. В 2014 году контракт на 2,6 миллиардов долларов за будущую доставку астронавтов на МКС. Еще 1,6 миллиарда компания получила за 12 будущих запусков грузового космического корабля «Драгон». И т.д.
А теперь давайте разберемся, а какова в этом роль самого Маска.
Коррупция и ничего личного
Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что сама идея проекта принадлежит не Маску. Он клоун, пиарщик, который просто очень хорошо играет свою роль. За его спиной работают гораздо более крупные хищники, которые придумали очень хорошую схему зарабатывания денег за счет американских налогоплательщиков. Доказать это не сложно. Достаточно понять, что Илон Маск, это не более чем хорошо раскрученный бренд. Кто главный акционер, а значит и владелец SpaceX. Мне сразу ответят, конечно же Маск. А вот и нет. Формально компанией владеет Elon Musk Trust.
В этом слове Trust кроется ответ. Дело в том, что, отдавая свое имущество в трастовое управление, Илон Маск им не распоряжается до какой-то заранее прописанной даты (не удивлюсь, если очень далекой). Все это время фактически распоряжается имуществом компании управляющий, который формально не является ее собственником. И вот кто этот управляющий и до какого момента Илон Маск доверил ему управлять своей империей вы нигде и никогда не найдете, ибо это есть еще одна великая «военная тайна». По-моему, просто отличная схема. Есть некий мистер «Х» (или группа), которые выбивают деньги из бюджета США и закачивают их в компанию SpaceX. При этом, они же фактически ею и управляют, оставаясь всегда в тени. А на виду остается лишь клоун Илона Маск со своими вечно «гениальными» идеями и вполне приличной зарплатой.
Но и это еще не все. Оказывается, SpaceX является также главным спонсором и других детищ Маска. Пользуясь полной непрозрачностью головной компании и дырками в американском законодательстве, Маск выстроил настоящий денежный насос по перекачке денег из SpaceX в другие свои компании, SolarCity и Tesla. По разным оценкам таким образом сумма вливаний уже приблизилась к 1 млрд. долларов и только это и помогает до сих пор удерживать на плаву пирамиду «Tesla». Попытка американских конгрессменов в 2016 году навести здесь порядок окончилась безрезультатно.
Кстати, по российскому законодательству за те же самые махинации Маск бы уже давно получил свой срок, как и … Сергей Мавроди. И заслуженно. Это по поводу того, что в США с коррупцией борются, а в России нет.
В общем, можем приступать к выводам. SpaceX, как и остальные детища Илона Маска, это не гениальная идея, а очень хорошо продуманная схема по распиливанию американского госбюджета. Не будь этого финансирования ни одна ракета до сих пор бы не поднялась в космос, и мы бы не слышали ни о компании SpaceX, ни о ракетах «Фалкон», ни об их «изобретателе», а на самом деле просто отличном пиарщике Илоне Маске.
Стоит ли покупать акции SpaceX: полный обзор компании
Падающие и взлетающие ракеты Falcon, космические туристы и Илон Маск время от времени появляются в новостях. Все мы слышали что-то о фантастических планах колонизации Марса, но мало что знаем о SpaceX как о компании. На чем она зарабатывает? Кто её конкуренты? Имеет ли смысл покупать её акции?
Рассказываем, как обстоят дела у одной из самых популярных частных компаний среди инвесторов – SpaceX.
Space Exploration Technologies – одна из крупнейших и самых популярных среди инвесторов частных компаний в мире. Она основана в 2002 году известным предпринимателем, сооснователем Paypal и Tesla, инициатором проекта вакуумного поезда Hyperloop Илоном Маском.
SpaceX видит своей миссией снижение стоимости освоения космоса и исполнения мечты Маска – освоения и колонизации Марса: создания там полностью автономного поселения, а в отдаленном будущем и террафомирование планеты. Для этого компания надеется снизить стоимость полета на Марс до всего 200 000 долларов на одного и перевезти туда 1 миллион человек. По словам Маска, пока этой темой мало кто интересуется, но он надеется показать, что полеты на Марс – не такое необычное дело, как кажется сейчас.
В рамках этой отдаленной цели, компания занимается более приземленными задачами, которые помогут сделать запуски гораздо более дешевыми за счет эффекта масштаба и повторного использования ракет – так, компания первой в мире отправила грузы с помощью повторно использованной первой ступени ракеты, разработала космический корабль Dragon, предназначенный для пополнения запасов на МКС, ведет разработку пассажирской версии корабля Dragon V2 для астронавтов, которых отправит к МКС, а также готовит к запуску спутниковый интернет, доступный из любой точки планеты.
С самого основания SpaceX заявляет снижение расходов на освоение космоса как одной из основных целей, поэтому стоимость запусков у SpaceX значительно ниже, чем у конкурентов, которые ощущают большое давление со стороны компании. Непубличный статус SpaceX позволяет держать в секрете, как им удается удерживать такие низкие цены. При этом компания не регистрирует патенты, чтобы не раскрывать секреты.
Некоторые специалисты считают, что снижение расходов достигается за счет вертикальной интеграции. Почти все комплектующие компания производит сама: SpaceX контролирует большую часть цепочки поставок, что заметно снижает расходы и позволяет производить более инновационные технологии. Также снижение расходов достигается за счет гораздо меньшего количества рабочих по сравнению с конкурентами.
Рост SpaceX привел к тому, что United Launch Alliance в 2015 году объявляла об угрозе банкротства и масштабной реструктуризации. Она, как Mitsubishi и Heavy Industries, уже заявили о планах снижения стоимости запусков в 2 раза, чтобы не терять долю рынка. Руководитель французской Arianespace заявил, что из-за давления SpaceX реструктурируется вся европейская космическая индустрия – компания вынуждена снижать цены и запрашивать субсидии у государства. Роскосмос также заявлял о том, что организация планирует снизить себестоимость, чтобы выдерживать конкуренцию со SpaceX.
Маск сравнивает космическую индустрию с авиацией и предлагает представить, что было бы, если самолеты, которые стоят сотни миллионов долларов, летали только один раз и для каждого нового рейса нужно было строить новый. Билеты на рейс стоили бы миллионы долларов.
На сопоставимый эффект рассчитывает и SpaceX, научившись использовать ракеты многократно, ведь производство ракет – самая крупная составляющая расходов на запуск.
В марте 2017 компания впервые в истории запустила и посадила ракету-носитель Falcon 9 с грузом, выведя на орбиту спутники. Первая ступень запущенной ракеты была ранее использована во время запуска с грузом NASA в апреле 2016. По словам Маска, эти части Falcon 9 могут быть использованы повторно до 100 раз, но ожидает, что реально это будет 10-20 раз для каждой ступени. Президент SpaceX Gwynne Shotwell рассчитывает на экономию в 30% при повторных запусках, хотя пока компания предлагает скидку в 10%, что для таких больших сумм уже является существенным. При этом Маск заявлял, что целью компании в будущем является повторный запуск той же ступени в течение 24 часов.
В июне 2017 в рамках миссии SpaceX CRS-11 к МКС корабль Dragon впервые был запущен с повторно используемой спускаемой капсулой, ранее вернувшейся после миссии SpaceX CRS-4, во время которой он доставил запасы и материалы для научных экспериментов. В прошлый раз этот Dragon был запущен в 2014 году. Основные компоненты капсулы остались прежними, но были заменены отдельные элементы, например тепловой щит, который пострадал от соленой воды. Корабль состыковался с МКС спустя 36 часов после взлета, провел месяц на станции и затем успешно вернулся на землю, приземлившись в океане, как и планировалось. Таким образом, миссия SpaceX к МКС стала первой в истории, с использованием уже летавшей ранее ракетой.
В этому году компания планирует отправить более 70 спутников на орбиту за раз – это самая большая партия спутников, которую запустит какая либо американская компания за один раз на одном носителе. Спутники из 18 разных стран будут отправлены во время этого запуска – как коммерческие, так и научные.
Пока в компании точно не решили, но, скорее всего, именно эта миссия будет следующим шагом к многократному использованию ступеней. Уже скоро будет впервые запущена дважды использованная ступень для доставки спутников на орбиту – предположительно это произойдет 19 ноября. Следующим этапом станет использование таких ступеней до десяти раз с минимальной диагностикой и ремонтом.
Боковые разгонные блоки успешно вернулись на Землю, но центральный упал в 100 метрах от плавучей платформы, на которую он должен был приземлиться. Эта ступень не смогла воспламенить топливо тормозных двигателей, поскольку закончилась смесь, используемая в качестве жидкости для зажигания – два двигателя из трех не запустились, и ступень упала в воду, повредив два двигателя.
Такой исход запуска – уже успех. Сам Маск говорит, что вероятность неудачи порядка 50%, и успехом будет, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется на месте. Сложность заключается в необходимости слаженной работы всех 27 двигателей. Советский Союз 4 раза пытался запустить ракету с 30 двигателями, но ни одна не дошла до орбиты.
Для эффектной демонстрации возможности вывода нагрузки на Марс личный автомобиль Маска Tesla Roadster был выведен на вытянутую околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса. За рулем машины сидел манекен, а внутри был роман «Автостопом по Галактике», цитата из него “Don’t panic” и полотенце – обязательный атрибут путешественников из книги.
Грузоподъемность Falcon Heavy – 64 тонны, до Марса ракета сможет доставить 17 тонн груза. Но при условии возвращения первой ступени потребуется дополнительное топливо, а значит, количество груза придется уменьшить. С помощью таких ракет станет возможен запуск гораздо более крупных спутников, а также запуск спутников группами. Дальше будет также возможен запуск более крупных и продвинутых роботов на Марс и другие планеты. Основными клиентами, которым потребуются запуски таких ракет станут, скорее всего, министерства и агентства американского правительства – NASA и министерство обороны.
Маск заявил, что SpaceX могла бы создать еще более грузоподъемный носитель Falcon Super Heavy за счет дополнительных боковых ускорителей, но в настоящий момент SpaceX фокусируется на разработке главной ракеты компании – BFR.
В сентябре 2017 на IAC 2017 (Международный Конгресс астронавтов) Маск представил новый мощный проект – BFR (Big Falcon Rocket), который представляет собой ракету-носитель на первой ступени и несколько вариантов второй ступени:
Это будет самая большая в истории ракета и первая полностью многоразовая ракета. BFR будет состоять из сверхтяжелой ракеты и пилотируемого корабля, вмещающего около 100 человек, при этом предполагается полная многоразовость обеих ступеней. Эта система позволит совершать околоземные полеты, например к МКС, запускать спутники и другие космические аппараты, а также миссии на Луну и Марс. BFR сможет делать несколько дозаправок на орбите Земли, чтобы выполнить рейсы до Луны. Для полетов на Марс и обратно потребуется организация производства топлива из ресурсов Марса. Система двигателей будет обладать отказоустойчивостью, и аппарат сможет осуществить посадку даже при выходе из строя нескольких двигателей; надежность посадки будет на уровне современных самолетов.
BFR в сравнении с самым большим в мире авиалайнером Airbus A380 и Falcon Heavy:
Впоследствии BFR должна заменить все ракеты и корабли SpaceX. Ракета способна вывести на орбиту 150 тонн. Будет использоваться 31 двигатель Raptor, который сейчас разрабатывает и испытывает компания. Этот двигатель будет иметь рекордную в истории двигателей тяговооруженность (соотношение тяги и массы).
Маск также предлагает использовать BFR для межконтинентальных путешествий между любыми двумя точками Земли, которые займут не больше часа. Максимальная скорость ракеты составит 29 000 км/ч, а стоимость билета должна быть сопоставима с авиарейсом, но пока это лишь идея и побочный продукт, который рассматривает компания.
SpaceX планирует начать производство BFR уже в этом году и использовать их для строительства баз на Луне и Марсе. В бизнес-плане значатся два грузовых полета к Марсу с помощью BFR в 2022 году, и в случае подтверждения возможности добычи воды на Марсе для производства топлива, в 2024 отправление четырех миссий – двух грузовых и двух пилотируемых с людьми на борту. При этом полноценная база на Марсе может быть построена к 2028 году.
По словам Маска, если все пойдет по плану, то в следующем году уже начнутся короткие тестовые полеты BFS (верхней части BFR), затем компания будет тестировать тепловой щит, который будет рассчитан на вход в атмосферу на «межпланетной» скорости. Первые орбитальные испытания BFR компания надеется начать через 3-4 года. Большинство персонала будет занято разработкой этой ракеты.
Еще один важный для SpaceX проект – Starlink, программа по обеспечению дешевым высокоскоростным интернетом всей планеты из любой точки (на Северном полюсе, в горах или посреди океана) с помощью системы околоземных спутников. Разработка проекта ведется с 2015 года, а в феврале 2018 были запущены два тестовых спутника.
Компания планирует запустить в общей сложности 12 000 спутников на орбиту Земли к середине 2020-х годов, а в 2019-2020 начать использовать первые из них. Федеральная комиссия по связи США уже одобрила заявку на 4425 спутников. Планируемая пропускная способность составит до 50% всего интернет-трафика в мире.
Однако пока планы выглядят слишком оптимистично, ведь срок эксплуатации одного спутника составит 7 лет, а значит, запуски ракет со спутниками придется проводить чуть ли не раз в несколько дней. Также сложности могут возникнуть и с тем, что компании будут нужно запрашивать выделение нужных частот у государства, особенно в таких больших количествах. Так, например, конкурент SpaceX – британская компания OneWeb – получила отказ от российских властей.
В июне Маск сообщил, что спустя три месяца орбитальных тестов спутники работают нормально. Два спутника установили связь с землей через фазированную решетку в диапазоне высоких частот с низкой степенью задержки (25 мс), что достаточно для того, чтобы играть в видеоигры. Во время телефонной конференции после публикации квартального отчета Tesla, Маск сообщил, что услуги Starlink не будут доступны абонентам в течение как минимум трех лет, что означает начало работы сети не ранее 2021 года.
Успешная реализация этого проекта может дать хорошую синергию в том смысле, что для этого придется делать очень большое количество запусков производимых самой SpaceX ракет, а значит за счет эффекта масштаба уменьшится стоимость каждого из них. При этом спутниковая система по планам будет приносить основную часть выручки компании и поможет в финансировании проектов по освоению космоса. Сейчас уже существуют спутники, предоставляющие интернет, но они имеют низкую скорость и другие проблемы, которые SpaceX надеется решить за счет намного более низкой высоты, на которой они будут находиться.
SpaceX станет первой компаний, которая запустит многоразовый пилотируемый корабль со времен программы Шаттлов, закрытой в 2011 году. В августе 2018 NASA объявила имена астронавтов, которые полетят на аппарате производства SpaceX – Crew Dragon – к МКС. Первая тестовая беспилотная миссия для проверки всех систем и готовности отправить людей на этом аппарате изначально планировалась в ноябре 2018, но была перенесена на январь 2019. Затем корабль уже с астронавтами на борту должен был отправиться в апреле 2019 года, но из-за переноса первого запуска он тоже отложен до июня 2019.
В сентябре 2018 года SpaceX объявила имя первого туриста, который облетит вокруг Луны на BFR. Им станет Yusaku Maezawa. Полет планируется не раньше, чем в 2023 году, пока SpaceX продолжает разработку BFR. Цена для Maezawa не разглашается, но как отметил Маск, Maezawa внес существенный вклад в развитие проекта BFR. Кроме того, Maezawa выкупил все места на корабле и планирует взять с собой от 6 до 8 артистов. Это будет первый полет человека к Луне с 1972 года.
Маск ранее заявлял, что долгосрочные цели компании не очень хорошо согласуются с квартальными ожиданиями акционеров. То есть в случае выхода на IPO компании придется поменять цели и стремиться не к освоению Марса, а к повышению текущей прибыльности, что может помешать этому освоению. Поэтому, по его словам, компания может стать публичной лишь после того, как SpaceX обеспечит регулярные полеты на Марс. По текущему плану первый грузовой полет ожидается в 2022 году. К тому же публичность может снизить шансы на получение некоторых военных контрактов. В некоторых интервью можно встретить слова Маска, который спрашивает инвесторов о том, готовы ли они ждать по 10-15 лет возврата своих инвестиций, поэтому в ближайшие годы IPO маловероятно.
Пока полноценная жизнь на Марсе кажется фантастикой и очень отдаленным будущим. Еще много сложностей, которые предстоит решить, ведь путешествие к Марсу даже во время максимального сближения планет составит от 6 до 9 месяцев, а первая миссия для обустройства планеты может продолжиться до 3 лет. На сегодняшний день самым длительным пребыванием человека в условиях космоса был год. Длительное же пребывание в условиях низкой гравитации негативно сказывается на здоровье, и ученых пока недостаточно данных для понимания этих процессов в течение длительного времени.
Еще одной проблемой будет обеспечение продовольствия – одной только еды для такой миссии потребуется около 10 тонн, а предварительная доставка еды на годы вперед опять же может негативно сказаться на здоровье, ведь полезные вещества со временем разрушаются.
Однако остальные проекты, реализованные SpaceX, показывают, что компания может успешно справляться с очень сложными задачами. Так что SpaceX чувствует себя уверенно и без межпланетных путешествий.