Скидки в налогообложении это
Бонус не равно скидка: различия в налогообложении
Нередко в целях увеличения объемов продаж организации поощряют своих клиентов посредством установления скидочных и бонусных систем. Логика применения таких способов стимулирования проста: чем больше товара купит покупатель, тем большую скидку или бонус он получит от поставщика.
Как правило, под скидкой подразумевается уменьшение согласованной между сторонами стоимости товара. Возможность пересмотра цены договора прямо предусмотрена п. 2 ст. 424 ГК РФ.
Что касается бонусов, то специального нормативного закрепления возможности и условий их применения не существует. Однако в деловом обороте под бонусом обычно понимается материальное (обычно в натуральной форме) вознаграждение, предоставляемое продавцом покупателю за выполнение каких-либо условий сделки.
Например, в договоре, заключенном между А (поставщик) и Б (покупатель), содержится условие о том, что если Б в течение месяца приобретет у А 10 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), то А предоставит Б скидку в размере 10% (снизит покупную стоимость товара на 10%). При выполнении сторонами указанного условия получится, что Б купил у А 10 партий товара, общая стоимость которых составила 1062000 руб. (с НДС).
Однако указанное условие могло быть сформулировано в договоре и иначе: «В случае, если в течение месяца Б приобретет у А 9 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), А обязуется предоставить Б бонус в виде передачи дополнительной партии товара». Экономический эффект от исполнения этого условия договора будет тем же самым, что и в выше описанном случае: Б получит от А всего 10 партий товара, заплатив за них 1062000 руб. (с НДС).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на имеющееся между двумя указанными системами поощрения весьма существенное различие. Оно заключается в цене договора. При предоставлении скидки она меняется в сторону уменьшения, в случае же предоставления бонуса цена остается неизменной. Такое различие приводит к разным налоговым последствиям как в отношении НДС, так и налога на прибыль.
При наличии в договоре условия об уменьшении цены товара в случае достижения покупателем определенных показателей (условия о скидке) поставщик в целях определения налоговой базы по НДС учитывает выручку, уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 НК РФ), и покупатель принимает к вычету НДС, также исчисленный с суммы договора с учетом скидки (п. 2 ст. 171 НК РФ).
При этом, если скидка была предоставлена в момент реализации товара, то в первичных документах сразу отражается уменьшенная цена и уменьшенный НДС. В случае же, если скидка носит ретроспективный характер и цена товара изменяется уже после отгрузки товара и оформления накладной и счета-фактуры, то поставщику после предоставления скидки необходимо будет внести изменения в документы и налоговую декларацию, уменьшив начисленный в момент реализации НДС. После получения исправленного счета-фактуры покупатель обязан будет уменьшить сумму налоговых вычетов, полученных им при приобретении товара по первоначальной цене, посредством подачи уточненной декларации по НДС.
Что касается налога на прибыль, то в случае предоставления скидки поставщик должен поставить в доходы от реализации уменьшенную стоимость товара (п. 1 ст. 249 НК РФ), покупатель поставит в расходы также стоимость товара с учетом скидки (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ). При этом, вопрос о необходимости корректировки ранее оформленных документов и внесения изменений в поданные декларации по налогу на прибыль решается по аналогии с НДС.
В случае же предоставления покупателю бонуса (например, в виде подарка или дополнительной партии товара) у поставщика возникнет безвозмездная передача товаров, приравниваемая Налоговым кодексом к реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Как следствие, организация обязана будет исчислить и уплатить в бюджет НДС, при этом в расчет будет приниматься рыночная цена безвозмездно переданного товара (п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако несмотря на то, что покупатель включит НДС с суммы переданного покупателю товара в налоговую базу и уплатит его в бюджет, у покупателя права принять этот НДС к вычету не возникнет, так как по смыслу п. 1 ст. 171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком при приобретении у него товаров.
При этом, в случае использования бонусной системы премирования «пострадает» не только поставщик, обязанный уплатить в бюджет дополнительную сумму НДС. Негативные последствия данной системы отразятся и на покупателе, но только в отношении налога на прибыль. Он должен будет поставить в доходы стоимость безвозмездно полученного товара и уплатить в бюджет налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Поставщик же может поставить произведенные на предоставление бонуса расходы в затраты, однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговым органом, ведь инспекция может настаивать на отсутствии у таких расходов направленности на извлечение доходов и, как следствие, неправомерности их включения в расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Вернемся к указанным выше примерам.
В первом случае, когда предоставляется скидка, А (поставщик) обязан будет уплатить в бюджет 162000 руб. НДС в связи с реализацией 10 партий товара и поставить в доходы по налогу на прибыль 900000 руб., а Б (покупатель) возьмет НДС в указанной сумме к вычету и поставит в расходы стоимость приобретенного товара.
Во втором же случае на А, помимо 162000 руб. НДС в связи с продажей 9 партий товара, будет возложена обязанность уплатить в бюджет еще 18000 руб. НДС, исчисленного с цены безвозмездно переданной покупателю партии товара в качестве бонуса, а покупатель обязан будет увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на 100000 руб. и уплатить в бюджет 20000 руб. налога.
Как видно из описанных примеров и их налоговых последствий, различные по оформлению, но схожие по содержащемуся в них экономическому смыслу системы мотивации покупателей имеют своим результатом различную налоговую нагрузку как на поставщика, так и покупателя. Поэтому важным при установлении правил поощрения клиентов является выбор грамотной правовой конструкции, которая помогла бы достигнуть желаемого экономического эффекта с возложением на сторон сделки минимального налогового бремени.
НДС при скидках и бонусах
Что такое скидка и бонус
В Налоговом и Гражданском кодексе определения терминов «скидка» или «бонус» вы не найдете. Содержания этих понятий установлены деловым оборотом.
Скидка — условие договора, регламентирующее порядок и величину уменьшения базовой цены товара. Поставщик сам устанавливает величину скидки, исходя из параметров: объема продаж, сроков оплаты, вида сделки, характеристики товара и так далее.
Скидка может быть текущей и ретроспективной.
Бонус (премия, ретробонус) — это вознаграждение за достижение определенных результатов. Обычно бонус выплачивают в виде процентов от объема закупок. Поставщик устанавливает для покупателя условия, выполнив которые он получает вознаграждение. И это не всегда объем закупок, в качестве критериев получения бонуса может выступать, например, ускоренная оплата счетов.
Условия предоставления скидок и бонусов конкретной компании прописываются в договоре. Покупатель должен подтвердить выполнение этих условий, предоставив документы — их перечень также фиксируют в договоре.
НДС с текущих скидок
Текущую скидку стороны оговаривают до заключения договора. В ходе переговоров стороны приходят к согласованной скидке от базовой цены товара. Поэтому договор заключают уже со сниженной ценой, которую указывают в счете и во всех отгрузочных документах. Налоговый учет НДС ведется в штатном режиме.
Например, компания «Альфа» предложила «Омеге» купить 10 ноутбуков по цене 120 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 20 000 рублей, для последующей перепродажи. В ходе переговоров стороны до заключения договора пришли к соглашению о снижении цены на 20 %. В итоге цена 1 ноутбука составила 96 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 16 000 рублей. Цена контракта — 960 000 рублей.
«Альфа» при отгрузке выставляет товарную накладную и счет-фактуру на 960 000 рублей, в том числе НДС — 16 000 рублей. «Альфа» в бухучете строит следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
62 | 90.1 | 960 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 160 000 | Начислили НДС с реализации |
51 | 62 | 960 000 | Получили оплату от покупателя |
«Омега» ведет бухучет следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
41 | 60 | 800 000 | Получены ноутбуки для перепродажи от поставщика |
19 | 60 | 160 000 | Отражен НДС в стоимости ноутбуков |
60 | 51 | 960 000 | Перечислили оплату поставщику |
НДС с ретроспективных скидок
Ретроспективная скидка связана с изменением цены товара или услуг в прошлом. ГК РФ допускает изменение цены и условий договора при соглашении сторон.
В таком случае поставщик выставляет покупателю отгрузочные документы с базовой ценой до тех пор, пока последний не выполнит все условия для получения скидки. Затем продавец выставляет покупателю корректировочные документы, снижая цену купленного товара.
Пример ретроспективной скидки
Например, по договору поставки «Альфа» продает «Омеге» ноутбуки для последующей перепродажи. Цена 1 ноутбука 36 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 6 000 рублей. Для получения скидки в 10 % «Омега» должна в течение года купить ноутбуков на 3 млн рублей.
В октябре «Омега» купил 60 ноутбуков за 2 160 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 360 000 рублей. А в ноябре — 70 штук, но уже сразу со скидкой за 2 268 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 378 000 рублей. За выполнение критерия «Омега» получит скидку и на покупку в октябре.
Учет ретроспективной скидки и НДС у поставщика
Поставщик в течение 5 дней должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, подтверждающий согласие покупателя на снижение цены (п. 3 ст. 168 НК РФ). Корректировочный счет-фактура дает поставщику право принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгрузки.
Согласие покупателя на снижение цены подтверждают следующим способом:
После предоставления ретроспективной скидки поставщик корректирует данные налогового учета, подавая уточненные налоговые декларации, если скидки затронули предыдущие налоговые периоды.
Бухучет у «Альфы» будет выглядеть следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
---|---|---|---|
Октябрь | |||
62 | 90.1 | 2 160 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 360 000 | Начислили НДС с реализации |
Ноябрь | |||
62 | 90.1 | 2 268 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 378 000 | Начислили НДС с реализации |
62 | 90.1 | 216 000 | (СТОРНО) Уменьшили выручку в октябре на величину скидки 10 % |
90.3 | 68 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили начисленный в октябре НДС, связанный с суммой скидки |
Учет ретроспективной скидки и НДС у покупателя
У покупателей из-за ретроспективной скидки возникают проблемы, если скидка получена в периоде, следующем за отчетным налоговым периодом, в котором произошла отгрузка. По факту, скидка привела к снижению стоимости закупленных товаров и к снижению «входящего» НДС. На основании корректировочных документов покупатель внесет исправления в налоговый учет и обнаружит, что у него есть задолженность по налогу на прибыль и НДС, так как суммы расходов и «входящего» НДС уменьшились.
В таком случае покупатель попадет на пени со стороны ФНС. С налоговой можно поспорить, но отстоять свою позицию будет сложно.
Бухучет у «Омеги» выглядит следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
---|---|---|---|
Октябрь | |||
41 | 60 | 1 800 000 | Оприходованы 60 ноутбуков |
19 | 60 | 360 000 | Отразили «входящий» НДС |
68 | 19 | 360 000 | Приняли НДС к вычету |
Ноябрь | |||
41 | 60 | 1 890 000 | Оприходованы 70 ноутбуков |
19 | 60 | 378 000 | Отразили «входящий» НДС |
41 | 60 | 180 000 | (СТОРНО) Уменьшили стоимость купленных в октябре ноутбуков |
19 | 60 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили «входящий» НДС в октябре |
68 | 19 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили сумму НДС к вычету |
Из-за проблем с ФНС к ретроспективным скидам прибегают редко. Вместо этого ее заменяют на бонус, который выплачивается по итогам периода, но не влияет на стоимость отгруженных товаров.
НДС с бонусов и премий
Обычно поставщик выплачивает премию в денежной форме. В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ бонус относится к внереализационным доходам у покупателя и внереализационным расходам у поставщика, если выполнены все условия для получения премии, зафиксированные в договоре. Премия не облагается НДС, так как ею не платят за товары или услуги.
Например, между «Альфой» и «Омегой» заключен договор поставки, по условиям которого поставщик выплачивает бонус 2% от суммы покупок, превышающей 5 000 000 рублей.
В августе «Омега» закупил товаров на 7 500 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 1 250 000 рублей. В результате «Альфа» выплатил премию 50 000 рублей. В бухучете поставщика будут следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
62 | 90.1 | 7 500 000 | Получена выручка от продажи товаров |
90.3 | 62 | 1 250 000 | Начислен НДС с продажи |
44 | 76 | 50 000 | Начислена премия покупателю |
76 | 51 | 50 000 | Перечислили премию на расчетный счет покупателя |
Для учета бонусов и премий в составе внереализационных расходов необходимо оформлять и подтверждать их документами.
В бухгалтерском учете «Омеги» будут следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
41 | 60 | 6 250 000 | Получены товары от поставщика |
19 | 60 | 1 250 000 | Отражен «входящий» НДС |
76 | 91.1 | 50 000 | Начислена премия по уведомлению или дополнительному соглашению |
51 | 76 | 50 000 | На расчетный счет поступила премия от «Альфы» |
Важно! Если в договоре указать, что бонус снижает стоимость ранее проданных товаров — это будет ретроспективная скидка. Наш совет — фиксируйте в договоре, что выплаченная премия не изменяет стоимость ранее отгруженных товаров и услуг.
Премию можно выдать в «натуральной» форме в виде дополнительного количества товара. Но при передаче ТМЦ поставщик должен начислить и уплатить НДС за счет собственных средств. Налоговую базу определяют исходя из фактической продажной цены товара без НДС.
Ввиду дополнительных затрат для поставщика в виде НДС, такой вид премирования используется редко.
Для бухгалтерского учета скидок, бонусов и НДС по ним рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. С нашей программой вы без труда проведете скидку или бонус и правильно отразите их в налоговом учете по НДС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Что такое налоговые льготы и какими они бывают
Налоговые льготы считаются инструментом для оздоровления экономики государства. Скидки предлагаются и физическим, и юридическим лицам. Первым они даются для сохранения материального благополучия, вторым – для создания стимула для ведения бизнеса. Льготы способствуют развитию производственных отраслей.
Что собой представляют налоговые льготы
Налоговая льгота – это, по сути, скидка на сумму налогов, предполагающуюся к уплате. Предоставляется она со следующими целями:
Весь перечень льгот перечислен в НК РФ. Некоторые из них оговорены местными нормативными актами.
Классификация
Предоставляемые уступки подразделяются по этим направлениям:
Разновидностей льгот очень много. Только по России их существует в количестве более 200 видов.
Налоговые изъятия
Изъятия позволяют вывести какой-либо объект из зоны обложения налогом. Перечень ситуаций, в которых проводится изъятие, оговорен в главе 25 НК РФ. Не облагаются поощрения, помощь, оказанная вследствие ущерба после ЧП. Все доходы, которые не подлежат обложению, перечислены в статье 217 НК РФ. Рассмотрим их подробнее:
Изъятие может быть постоянным. Подобная уступка также может выдаваться на какой-либо срок.
Налоговые скидки
Налоговые скидки предлагаются с целью снижения налогооблагаемой базы. Подразделяются они на эти типы:
Еще одна классификация:
К СВЕДЕНИЮ! Минимум, не облагаемый подоходным налогом, также будет являться скидкой.
Прочие виды льгот
Существует такая льгота, как освобождение. Представляет она собой непосредственное снижение взносов. То есть уступка предоставляется напрямую, а не косвенно. Подразделяется на эти виды:
Все рассмотренные льготы предоставляются в зависимости от конкретных обстоятельств.
Льготы в форме специальных режимов
Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:
Рассмотрим особенности каждой из систем:
К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.
Учет и налогообложение скидок, бонусов и премий
Поставщики продовольственных товаров стремятся к тому, чтобы их товары были представлены на полках сетевых магазинов. Попасть туда не так-то просто, посколь¬ку ритейлеры диктуют свои правила игры. Но лакомый кусок терять никто не хочет, поэтому продавцы платят. Бухгалтерам остается только грамотно учесть эти выпла¬ты и минимизировать налоговые потери.
Не секрет, что войти в качестве поставщика в какую-либо торговую сеть мечта большинства бизнесменов. Сотрудничество с сетевыми ритейлерами – это стабильный и очень емкий рынок сбыта продукции. Но по обычаям сложившегося делового оборота такое взаимодействие предполагает выплату поставщиками товаров различных премий, бонусов и вознаграждений.
Одними из самых популярных в этом смысле являются стимулирующие премии. Механизм их предоставления очень прост и эффективен: при выполнении определенных условий покупателем поставщик выплачивает бонус или делает скидку. В договоре поставки стороны могут прописать любые условия премирования, но обычно их связывают с заранее согласованным объемом закупок, досрочной оплатой партии товаров или приобретением широкого ассортимента продукции.
Налогообложение подобных операций является одним из наиболее спорных вопросов. Чаще всего разногласия с контролирующими органами возникают по поводу налога на добавленную стоимость. Подтверждением этому является недавнее рассмотрение в Высшем Арбитражном Суде России дела относительно налогообложения подобных премий.
Вместе с тем учет и налогообложение премий зависит от категории поставляемых товаров – продовольственные или непродовольственные. Так, для поставщиков продовольственных товаров Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены некоторые ограничения, которые также сказываются на налогообложении бонусов.
Ограничения, установленные Законом о торговле, распространяются только на договоры поставки продовольственных товаров.
Что есть премии в торговле
Применяемые в торговле премии и скидки достаточно разнообразны. Условия их предоставления обговариваются сторонами сделки индивидуально, но чаще всего происходит так, что покупатели-ритейлеры диктуют свои правила игры.
Вообще все скидки можно условно разделить на:
Кроме этого, широко распространено понятие ретроспективные скидки (бонусы). Это такие скидки, предоставлению которых предшествует история расчетов между поставщиком и покупателем.
Стоит отметить, что понятие «скидка» (премия, бонус) четко и однозначно в законодательстве не определено. В связи с этим контролеры зачастую трактуют понятие скидки по-своему, что приводит к спорам и сильно осложняет их учет.
Так, в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ упоминается только некое вознаграждение, связанное с приобретением определенного количества продовольственных товаров. При этом в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса речь идет о расходах в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю за выполнение определенных условий договора, к которым можно отнести выполнение объема закупок. Минфин России в письме от 30 июля 2010 г. № 03-03-06/1/499 высказал следующее мнение: понятие «вознаграждение», используемое в Законе № 381-ФЗ, тождественно премии (скидке), предусмотренной Налоговым кодексом. Таким образом, специалисты финансового ведомства дали понять, что для налогообложения не имеет значения, как в договоре называются подобные выплаты (премии, бонусы, скидки или вознаграждение), а значение имеет лишь сама суть, условия и последствия их предоставления.
Бонусы по продовольственным товарам
При рассмотрении вопроса об учете ретро-скидок (прогрессивных стимулирующих премий), которые предоставляют поставщики покупателям за выполнение определенных условий договора поставки, необходимо снова упомянуть Федеральный закон № 381-ФЗ.
Как уже говорилось, в нем содержится ряд ограничений для деятельности в сфере торговли продовольственными товарами.
В случае, когда цена продовольственных товаров по договору поставки включает в себя сумму НДС, цена вознаграждения должна исчисляться из цены этих товаров с учетом НДС.
Так, договорами поставки товаров может быть предусмотрено условие о выплате вознаграждения. Данное вознаграждение выплачивается только за приобретение определенного количества продовольственных товаров. При этом максимальный размер вознаграждения не должен превышать 10 процентов от цены товаров, а также не учитываться при определении цены на каждую единицу товара. Другими словами, при выплате подобных вознаграждений может меняться именно цена договора, но не цена поставляемого товара.
Как видно из примера, цена договора изменилась на общую стоимость товаров и размер вознаграждения. Но при этом цена на единицу товара осталась неизменной – 118 рублей.
О размере вознаграждения
Законом № 381-ФЗ установлен только предельный размер выплачиваемого вознаграждения. Но при этом порядок расчета подобных премий данным документом не установлен. В связи с этим поставщик и продавец самостоятельно разрабатывают этот порядок и фиксируют в договоре поставки. С этим соглашаются и специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 18 августа 2010 г. № 03-03-06/1/554).
Ну а поскольку определять порядок расчета стимулирующих премий финансисты отдали на откуп участникам договорных отношений, то вполне предсказуемым становится вопрос: цена каких товаров должна учитываться при определении 10-процентного лимита, ограничивающего размер вознаграждения?
На практике может возникнуть следующая ситуация. Продавцы товаров поставляют в торговые сети широкий ассортимент товаров. Понятно, что некоторые позиции расходятся «как горячие пирожки», а некоторые, особенно новые товары, продаются менее активно. Может ли при этом вознаграждение составлять, например, 20 или 30 процентов от цены по непопулярным позициям товаров, если в итоге размер вознаграждения в целом останется в пределах разрешенных 10 процентов?
Выплачивать вознаграждение покупателю в виде предоставления бонусного товара на сумму премии невыгодно с точки зрения НДС. Поскольку такие операции налоговые органы признают безвозмездной передачей товара, то с их рыночной стоимости нужно будет исчислить и уплатить НДС.
Официальных разъяснений профильных ведомств по данной проблеме нет. Но в Минпромторге отметили, что вознаграждение торговой сети по отдельным ассортиментным позициям может превышать максимально разрешенные Законом о торговле 10 процентов. То есть по разным позициям может устанавливаться разный размер вознаграждения, но в совокупности оно не должно превышать 10 процентов от общего объема (в денежном выражении) поставленного по договору товара. Также было отмечено, что поставщики и торговые сети вправе устанавливать меньшее вознаграждение по наиболее продаваемым товарам и большее по новым товарам.
Однако такой подход не поддержали в Федеральной антимонопольной службе. Там пояснили, что 10 процентов – это максимально возможное вознаграждение по каждой ассортиментной позиции. При этом было отмечено, что Закон № 381-ФЗ не идеален в этом смысле и допускает двойное толкование. Следовательно, возможны споры на этой почве и решаться они должны в зале суда.
Из вышесказанного очевидно, что для ритейлеров более выгодным будет вариант Минпромторга. Ведь в этом случае сетевики могут получить более высокое вознаграждение по менее продаваемым товарам, чем смогут компенсировать недополученные прибыли от их продажи. С другой стороны, поставщики в этом случае смогут более точечно влиять на спрос новых товаров, устанавливая дифференцированные стимулирующие премии.
Если же рассматривать этот вопрос через призму налогового учета, то мы бы посоветовали все же выбрать менее рискованный вариант – установить максимально возможное вознаграждение в пределах 10 процентов по каждой позиции.
Налог на прибыль
Поставщики продовольственных товаров могут учитывать выплаченные вознаграждения покупателям в составе внереализационных расходов. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 июля 2010 г. № 03-03-06/1/499.
Также было отмечено, что в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. При этом должно выполняться следующее условие: предоставление указанной премии (скидки) должно осуществляться без изменения цены единицы товара.
Помимо этого, имейте в виду, что расходы в виде вознаграждения, выплачиваемые на основании договора поставки и не предусмотренные пунктом 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Стоит также отметить, что в цену договора поставки не допускается включать иные виды вознаграждения за выполнение условий договора, кроме как за объем приобретенной продукции.
Так что широко применяемые на практике премии за мерчандайзинговые услуги, направленные на повышение привлекательности товаров (приоритетная выкладка, размещение полной ассортиментной линейки и др.), нельзя учитывать в составе внереализационных расходов. Выплату таких бонусов можно будет принять в расходах только в том случае, если на эти услуги будут оформлены отдельные договоры на возмездное оказание услуг. Специалисты финансового ведомства приравнивают их к рекламным расходам и разрешают учитывать только в пределе 1 процента выручки от реализации.
Ретробонус и НДС
Закон о торговле разграничивает такие понятия, как «цена единицы товара» и «цена договора». Ведь стимулирующие бонусы за объемы проданных товаров увеличивают цену самого договора поставки, но никак не влияют на цену товаров. Следовательно, расчеты по предоставленным ретроскидкам связаны с расчетами по договору в целом, а не с расчетами за реализованные товары.
Таким образом, суммы выплачиваемого поставщиком покупателю вознаграждения за достижение определенного объема закупок не включаются в базу по налогу на добавленную стоимость, конечно, если не изменяют цену товара (письмо Минфина России от 30 июля 2010 г. № 03-03-06/ 1/499).
Так что как для покупателей, так и для поставщиков продовольственных товаров предоставление ретроскидок не имеет никаких последствий по налогу на добавленную стоимость. Значит, не надо ни составлять корректирующие счета-фактуры, ни вносить изменения в книги покупок и продаж. Но еще раз обратим ваше внимание на то, что все это справедливо, только если не меняется цена единицы товара.
Бухгалтерский учет
Чтобы рассмотреть вопрос бухгалтерского учета предоставления прогрессивных стимулирующих скидок, обратимся к примерам. При этом нужно иметь в виду, что поставщик и покупатель могут договориться о предоставлении вознаграждения по одному из следующих вариантов: – продавец непосредственно перечисляет премию на расчетный счет поставщика (вариант 1); – продавец зачисляет премию в счет будущих поставок товаров (вариант 2). В зависимости от выбранного варианта взаиморасчетов бухгалтерский учет будет различаться.
В рассмотренных вариантах вознаграждение, подлежащее выплате покупателю, отнесено в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). При этом задолженность поставщика по выплате вознаграждения покупателю отражается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на специальном субсчете 76-5 «Расчеты по вознаграждениям».
Такие проводки помогают отразить в бухгалтерском учете две разные по смыслу операции в отношении одного и того же контрагента, осуществляемые в рамках одного и того же договора.
Относительно НДС необходимо учитывать, что в варианте 1 с суммы премии НДС начислять не нужно. Однако в варианте 2 (выплата вознаграждения путем зачета в счет будущих поставок) продавец обязан исчислить НДС с поступившей предоплаты и в последующем зачесть его на дату очередной отгрузки товара.
Специальный перечень
Стоит упомянуть и еще об одном ограничении, которое устанавливает Закон № 381-ФЗ. Запрещено выплачивать вознаграждение покупателям, если поставляются социально значимые продовольственные товары по специальному перечню.
Перечень этих товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. К таким товарам, в частности, относятся:
Вместе с тем на практике часто получается, что сетевые магазины навязывают условия, по которым поставщик все равно должен выплачивать стимулирующие премии, даже в отношении «специальных» продовольственных товаров.
В таком случае выплата вознаграждения будет иметь следующие налоговые последствия: поставщик не сможет учесть их в качестве внереализационных расходов по налогу на прибыль. Следовательно, в бухгалтерском учете придется сформировать постоянное налоговое обязательство на всю сумму премии.