Скидки облагаются ли ндс
Скидки облагаются ли ндс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2020 г. N 03-07-11/3355 О применении НДС в отношении премий (поощрительных выплат), выплачиваемых продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за достижение определенного объема закупок и продаж товаров
Для стимулирования продаж товаров Общества и повышения стандартов обслуживания покупателям предоставляются поощрительные выплаты (бонусы) за выполнение условий бонусных программ, включая бонусы за последующую реализацию покупателями физическим лицам определенного объема товаров. Поощрительные выплаты (бонусы) предоставляются покупателям на основании отдельного бонусного соглашения, которое является приложением к договору поставки. Участие в программах не является обязательным, и покупатели вправе самостоятельно принять решение о вступлении в ту или иную программу.
Положениями п. 2.1. ст. 154 НК РФ предусмотрено, что выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
Согласно условиям бонусного соглашения, предоставляемые Обществом бонусы не изменяют стоимость ранее отгруженных товаров, на основании п. 2.1. ст. 154 НК РФ бонусы, предоставляемые покупателям, не уменьшают для целей исчисления налоговой базы Обществом и применяемых налоговых вычетов покупателями стоимость отгруженных товаров. Поскольку бонусное соглашение является неотъемлемой частью договора поставки, Общество полагает, что на него распространяется действие п. 2.1 ст. 154 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку покупатель товаров не берет на себя обязательства выполнить определенные действия по заданию Общества за вознаграждение (участие в бонусных программах является добровольным), соответственно, действия покупателя, направленные на достижение условий для получения бонусов, не рассматриваются в качестве оказания услуг в адрес Общества.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства не подлежат налогообложению НДС.
Учитывая вышеизложенное, поощрительные выплаты (бонусы), направленные на увеличение объема продаж товаров продавца на рынке, полученные покупателем от продавца товаров и не связанные с оказанием услуг покупателем (например, за объем закупок, за реализацию определенного объема продаж, за включение товарных позиций в ассортимент, и прочие), НДС не облагаются.
Данные выводы также поддерживаются в ряде разъяснений Министерства финансов РФ по вопросам, связанным с выплатой поощрительных премий покупателям товаров (письма Минфина России от 22 октября 2015 года N 03-07-11/60829, от 9 октября 2013 года N 03-07-11/42059, от 18 июля 2013 года N 03-07-11/28255; от 3 сентября 2012 года N 03-07-15/120; от 31 мая 2012 года N 03-07-11/163; от 25 октября 2007 года N 03-07-11/524). В частности, в разъяснении Министерства финансов РФ от 25 октября 2007 года N 03-07-11/524 указано, что во взаимоотношениях продавцов и покупателей могут применяться различные виды премий, которые не связаны с оказанием услуг. Кроме того, Министерство финансов РФ разъясняет, что премии, в том числе за достижение определенного объема продаж товаров покупателями, не рассматриваются в качестве сумм, увеличивающих на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу у покупателей (письмо Минфина России от 22 апреля 2013 года N 03-07-11/13674).
Принимая во внимание вышеизложенное, просим подтвердить, что бонусы, предоставляемые Обществом покупателям при выполнении ими определенных условий бонусных программ, включая выполнение покупателями определенных условий в отношении продаж товаров Общества конечным потребителям, не включаются на налоговую базу по НДС и не приводят к корректировке налоговых вычетов у покупателей при условии, что такие бонусы не связаны с оказанием услуг Обществу и предоставляются на основании бонусного соглашения, являющегося приложением к договору поставки товаров.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении премий (поощрительных выплат), выплачиваемых продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за достижение определенного объема закупок и продаж товаров, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. В связи с этим премии (поощрительные выплаты), выплачиваемые продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за достижение определенного объема закупок и продаж товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у покупателя не включаются.
В то же время необходимо иметь в виду, что, в случае если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (бонусы), налогообложение налогом на добавленную стоимость этих услуг у покупателя производится в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Премии (поощрительные выплаты), выплачиваемые продавцом товаров покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за достижение определенного объема закупок и продаж, в налоговую базу по НДС у покупателя не включаются.
Если договор поставки содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (бонусы), эти услуги облагаются НДС у покупателя в общем порядке.
НДС при скидках и бонусах
Что такое скидка и бонус
В Налоговом и Гражданском кодексе определения терминов «скидка» или «бонус» вы не найдете. Содержания этих понятий установлены деловым оборотом.
Скидка — условие договора, регламентирующее порядок и величину уменьшения базовой цены товара. Поставщик сам устанавливает величину скидки, исходя из параметров: объема продаж, сроков оплаты, вида сделки, характеристики товара и так далее.
Скидка может быть текущей и ретроспективной.
Бонус (премия, ретробонус) — это вознаграждение за достижение определенных результатов. Обычно бонус выплачивают в виде процентов от объема закупок. Поставщик устанавливает для покупателя условия, выполнив которые он получает вознаграждение. И это не всегда объем закупок, в качестве критериев получения бонуса может выступать, например, ускоренная оплата счетов.
Условия предоставления скидок и бонусов конкретной компании прописываются в договоре. Покупатель должен подтвердить выполнение этих условий, предоставив документы — их перечень также фиксируют в договоре.
НДС с текущих скидок
Текущую скидку стороны оговаривают до заключения договора. В ходе переговоров стороны приходят к согласованной скидке от базовой цены товара. Поэтому договор заключают уже со сниженной ценой, которую указывают в счете и во всех отгрузочных документах. Налоговый учет НДС ведется в штатном режиме.
Например, компания «Альфа» предложила «Омеге» купить 10 ноутбуков по цене 120 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 20 000 рублей, для последующей перепродажи. В ходе переговоров стороны до заключения договора пришли к соглашению о снижении цены на 20 %. В итоге цена 1 ноутбука составила 96 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 16 000 рублей. Цена контракта — 960 000 рублей.
«Альфа» при отгрузке выставляет товарную накладную и счет-фактуру на 960 000 рублей, в том числе НДС — 16 000 рублей. «Альфа» в бухучете строит следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
62 | 90.1 | 960 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 160 000 | Начислили НДС с реализации |
51 | 62 | 960 000 | Получили оплату от покупателя |
«Омега» ведет бухучет следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
41 | 60 | 800 000 | Получены ноутбуки для перепродажи от поставщика |
19 | 60 | 160 000 | Отражен НДС в стоимости ноутбуков |
60 | 51 | 960 000 | Перечислили оплату поставщику |
НДС с ретроспективных скидок
Ретроспективная скидка связана с изменением цены товара или услуг в прошлом. ГК РФ допускает изменение цены и условий договора при соглашении сторон.
В таком случае поставщик выставляет покупателю отгрузочные документы с базовой ценой до тех пор, пока последний не выполнит все условия для получения скидки. Затем продавец выставляет покупателю корректировочные документы, снижая цену купленного товара.
Пример ретроспективной скидки
Например, по договору поставки «Альфа» продает «Омеге» ноутбуки для последующей перепродажи. Цена 1 ноутбука 36 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 6 000 рублей. Для получения скидки в 10 % «Омега» должна в течение года купить ноутбуков на 3 млн рублей.
В октябре «Омега» купил 60 ноутбуков за 2 160 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 360 000 рублей. А в ноябре — 70 штук, но уже сразу со скидкой за 2 268 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 378 000 рублей. За выполнение критерия «Омега» получит скидку и на покупку в октябре.
Учет ретроспективной скидки и НДС у поставщика
Поставщик в течение 5 дней должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, подтверждающий согласие покупателя на снижение цены (п. 3 ст. 168 НК РФ). Корректировочный счет-фактура дает поставщику право принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгрузки.
Согласие покупателя на снижение цены подтверждают следующим способом:
После предоставления ретроспективной скидки поставщик корректирует данные налогового учета, подавая уточненные налоговые декларации, если скидки затронули предыдущие налоговые периоды.
Бухучет у «Альфы» будет выглядеть следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
---|---|---|---|
Октябрь | |||
62 | 90.1 | 2 160 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 360 000 | Начислили НДС с реализации |
Ноябрь | |||
62 | 90.1 | 2 268 000 | Отразили выручку от продажи ноутбуков |
90.3 | 68 | 378 000 | Начислили НДС с реализации |
62 | 90.1 | 216 000 | (СТОРНО) Уменьшили выручку в октябре на величину скидки 10 % |
90.3 | 68 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили начисленный в октябре НДС, связанный с суммой скидки |
Учет ретроспективной скидки и НДС у покупателя
У покупателей из-за ретроспективной скидки возникают проблемы, если скидка получена в периоде, следующем за отчетным налоговым периодом, в котором произошла отгрузка. По факту, скидка привела к снижению стоимости закупленных товаров и к снижению «входящего» НДС. На основании корректировочных документов покупатель внесет исправления в налоговый учет и обнаружит, что у него есть задолженность по налогу на прибыль и НДС, так как суммы расходов и «входящего» НДС уменьшились.
В таком случае покупатель попадет на пени со стороны ФНС. С налоговой можно поспорить, но отстоять свою позицию будет сложно.
Бухучет у «Омеги» выглядит следующим образом.
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
---|---|---|---|
Октябрь | |||
41 | 60 | 1 800 000 | Оприходованы 60 ноутбуков |
19 | 60 | 360 000 | Отразили «входящий» НДС |
68 | 19 | 360 000 | Приняли НДС к вычету |
Ноябрь | |||
41 | 60 | 1 890 000 | Оприходованы 70 ноутбуков |
19 | 60 | 378 000 | Отразили «входящий» НДС |
41 | 60 | 180 000 | (СТОРНО) Уменьшили стоимость купленных в октябре ноутбуков |
19 | 60 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили «входящий» НДС в октябре |
68 | 19 | 36 000 | (СТОРНО) Уменьшили сумму НДС к вычету |
Из-за проблем с ФНС к ретроспективным скидам прибегают редко. Вместо этого ее заменяют на бонус, который выплачивается по итогам периода, но не влияет на стоимость отгруженных товаров.
НДС с бонусов и премий
Обычно поставщик выплачивает премию в денежной форме. В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ бонус относится к внереализационным доходам у покупателя и внереализационным расходам у поставщика, если выполнены все условия для получения премии, зафиксированные в договоре. Премия не облагается НДС, так как ею не платят за товары или услуги.
Например, между «Альфой» и «Омегой» заключен договор поставки, по условиям которого поставщик выплачивает бонус 2% от суммы покупок, превышающей 5 000 000 рублей.
В августе «Омега» закупил товаров на 7 500 000 рублей, в том числе НДС 20 % — 1 250 000 рублей. В результате «Альфа» выплатил премию 50 000 рублей. В бухучете поставщика будут следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
62 | 90.1 | 7 500 000 | Получена выручка от продажи товаров |
90.3 | 62 | 1 250 000 | Начислен НДС с продажи |
44 | 76 | 50 000 | Начислена премия покупателю |
76 | 51 | 50 000 | Перечислили премию на расчетный счет покупателя |
Для учета бонусов и премий в составе внереализационных расходов необходимо оформлять и подтверждать их документами.
В бухгалтерском учете «Омеги» будут следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание |
---|---|---|---|
41 | 60 | 6 250 000 | Получены товары от поставщика |
19 | 60 | 1 250 000 | Отражен «входящий» НДС |
76 | 91.1 | 50 000 | Начислена премия по уведомлению или дополнительному соглашению |
51 | 76 | 50 000 | На расчетный счет поступила премия от «Альфы» |
Важно! Если в договоре указать, что бонус снижает стоимость ранее проданных товаров — это будет ретроспективная скидка. Наш совет — фиксируйте в договоре, что выплаченная премия не изменяет стоимость ранее отгруженных товаров и услуг.
Премию можно выдать в «натуральной» форме в виде дополнительного количества товара. Но при передаче ТМЦ поставщик должен начислить и уплатить НДС за счет собственных средств. Налоговую базу определяют исходя из фактической продажной цены товара без НДС.
Ввиду дополнительных затрат для поставщика в виде НДС, такой вид премирования используется редко.
Для бухгалтерского учета скидок, бонусов и НДС по ним рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. С нашей программой вы без труда проведете скидку или бонус и правильно отразите их в налоговом учете по НДС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета.
Любая организация, реализующая свои товары, работы или услуги, заинтересована в увеличении объемов продаж. Наиболее эффективным методом привлечения и стимулирования клиентов в настоящее время является предоставление им скидок и бонусов.
Стимулирующие выплаты не только привлекают новых покупателей, но и побуждают действующих клиентов к увеличению объемов закупок.
Действующее законодательство не содержит определения понятий скидок и бонусов (премий). Согласно экономической терминологии:
1. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. По сути, это уменьшение базисной цены товара или услуги с учетом состояния рынка, условий контракта и др. Наиболее распространенными ценовыми скидки могут быть:
Предоставление скидки ведет к уменьшению договорной цены.
В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
2. Бонус (премия) – премия*, дополнительное вознаграждение, дополнительная скидка, предоставляемая продавцом клиенту в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.
*Премия является денежным или материальным поощрением за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.
Обычно понятием «премия» оперируют, если стимулирующая выплата предусмотрена в виде денежной премии. Бонусами называют бесплатные:
Предоставление бонуса или премии не изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги).
Таким образом, основное отличие скидок от бонусов (премий), заключается в следующем: скидки – изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонусы (премии) – не изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги).
Данное различие приводит к тому, что скидки и бонусы по разному отражаются в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДС, предоставляемых клиентам скидок и бонусов.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ
При оформлении договора, предусматривающего получение клиентом скидок и бонусов, очень важно уделить внимание формулировкам:
Так, в соответствии с п.4 ст.9 закона №381-ФЗ, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
При этом, в соответствии с п.6 ст.9 закона №381-ФЗ, включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения не допускается.
Условиями, на которых предоставляются скидки и бонусы, могут быть, например, следующими:
Документами, подтверждающими выполнение договорных условий могут быть:
Налогообложение НДС скидок и бонусов зависит от момента их предоставления:
1. До отгрузки (либо в момент отгрузки) товаров покупателю.
В этом случае сумма задолженности покупателя перед продавцом за полученные товары (работы, услуги), сразу уменьшается на сумму скидок.
2. После отгрузки товаров покупателю (оказания услуг, выполнения работ).
Поставщик товаров (работ, услуг) возвращает покупателю оговоренную в договоре сумму или уменьшает задолженность покупателя (признает аванс) по акту взаиморасчетов.
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ДО ОТГРУЗКИ (В МОМЕНТ ОТГРУЗКИ) ТОВАРА
Скидки, предоставляемые до отгрузки товара (или в момент его отгрузки) часто связаны с сезонными скидками и распродажами.
Кроме того, такие скидки могут предоставляться:
При предоставлении скидки до отгрузки (или в момент отгрузки), товары (работы, услуги) сразу приходуются по цене приобретения (с учетом скидки).
Цена реализации товара (работы, услуги) поставщиком, отражается в учете с учетом предоставленных скидок.
Такой вид скидок не вызывает сложностей при отражении в бухгалтерском и налоговом учете.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров.
Стоимость товаров будет учитываться в соответствии с первичными документами (накладными, актами, счетами-фактурами), составленными с учетом предоставленных скидок.
У покупателя налоговая база по НДС уменьшается на установленные ст.171 НК РФ вычеты.
В соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса, вычетам подлежат предъявленные покупателю суммы НДС.
Так как покупателю выставлены документы (товарные накладные, акты, счета фактуры) с учетом предоставленных скидок, то к вычету принимается соответственно уменьшенный с учетом скидок и указанный в документах НДС.
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ПОСЛЕ ОТГРУЗКИ ТОВАРА
Скидки, предоставленные после отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ), вызывают куда больше вопросов при их учете и налогообложении.
Так как скидка является уменьшением цены товара (работ, услуг), то происходит пересмотр в меньшую сторону цены товара, который уже отгружен поставщиком и оприходован покупателем.
Скидка может быть предоставлена как до оплаты товара покупателем, так и после такой оплаты.
В первом случае, сумма задолженности покупателя уменьшается на величину скидки. Во втором случае деньги либо возвращаются покупателю, либо сумма скидки признается переплатой и учитывается, как аванс поставщику в счет предстоящих отгрузок (тогда с этой суммы поставщик обязан начислить НДС с полученного аванса в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2011г. в силу вступила новая редакция п.3 ст.168, регламентирующая порядок начисления НДС, в случае предоставления скидок после отгрузки товаров.
В соответствии с п.3 ст.168, при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п.10 ст.172 Налогового Кодекса.
(данный абзац введен законом от 19.07.2011г. №245-ФЗ)
Обратите внимание:Форма корректировочного счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.
Скидка, предоставляемая после отгрузки товара (работ, услуг), изменяет цену отгруженных товаров.
В этом случае продавец должен выставить покупателю корректировочный счет – фактуру не позднее 5 дней с момента уведомления поставщиком покупателя об изменении цены товаров.
Датой уведомления поставщиком покупателя будет являться дата:
Первичные документы, подтверждающие реализацию товара, продавцу придется выставить заново с учетом предоставленной скидки. Кроме того, и покупателю и продавцу придется вносить корректировки в регистры бухгалтерского учета.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.13 ст.171.
При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Корректировочный счет-фактура вносится поставщиком в книгу покупок.
У покупателя налоговая база в соответствии с п.10 ст.172 НК РФ, увеличивается на сумму разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии:
Корректировочный счет-фактура вносится покупателем в книгу продаж.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРЕМИЙ
Предоставление денежной премии, в отличии от предоставления скидок, не влияет на договорную цену товаров, в том числе – ранее отгруженных.
А значит, в регистрах бухгалтерского и налогового учета стоимость товаров никак не изменяется. Так же не нужно переделывать первичные документы, которые подтверждают реализацию товаров (работ, услуг).
Соответственно, не возникает оснований:
Денежные премии не только просты в учете и оформлении, они так же не облагаются НДС, в случае, если договорными отношениями не предусмотрено встречное оказание услуг (от покупателя – поставщику).
Если покупатели одновременно с получением от поставщиков премии, оказывают поставщику услуги:
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), на территории РФ.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде:
Так, в своем Письме от 16.07.2010г. №03-01-10/2-62, Минфин рекомендует руководствоваться своим же Письмом от 26.07.2007г. №03-07-15/112, которое гласит:
«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например:
Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.
В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров).»
При этом в своем Письме от 13.11.2010г. №03-07-11/436, Минфин высказал мнение, что при предоставлении премий цена договора также может изменяться. В таком случае премии следует считать формой скидок, а значит, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, подлежащие уплате и вычету.
Большая часть судебных решений выражает согласие с такой позицией.
Например, в соответствии с Постановлением от 21.05.2009г. №КА-А40/4338-09, ФАС Московского округа указано, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС.
В соответствии с Постановлениями от 04.06.2010г. №А26-8794/2009, от 24.07.2009г. №А13-10612/2008, ФАС Северо-Западного округа, подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги.
Такого же мнения придерживаются и другие суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.08.2011г. №А55-22303/2010, ФАС Центрального округа от 26.07.2011г. №А68-8136/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. №А33-20390/2009).
При этом, есть Постановление от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2 ФАС Московского округа, в котором суд пришел к выводу, что премии (бонусы), полученные за выполнение обязательств по дистрибьюторскому соглашению, НДС облагаются.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС БОНУСОВ
Необходимо отметить, что порядок учета и налогообложения бонусов отличается от порядка учета и налогообложения денежных премий.
Предоставление бонусов означает получение подарков (дополнительной партии товара, услуг, работ) покупателем от поставщика, при выполнении предусмотренных договором условий.
При этом, с точки зрения налогового законодательства, предоставление подарков является безвозмездной передачей, что влечет за собой определенные налоговые последствия.
Именно таким образом налоговые органы трактуют предоставление бонусов поставщиками.
У поставщика возникает обязанность начислить НДС, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса.
НДС начисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ.
Счет-фактура при безвозмездной передаче выставляется в единственном экземпляре и регистрируется в книге продаж поставщика.
У покупателя НДС с безвозмездно полученного товара к вычету не принимается в соответствии с п.1 ст.171 НК РФ.
Таким образом, предоставление бонусов один из самых невыгодных видов стимулирующих выплат, с точки зрения налогообложения.
Чтобы избежать подобных налоговых последствий, можно оформить передачу бонусных товаров совместно с реализуемыми, как продажу товаров со скидкой в размере цены «подарочных» товаров.
В этом случае сумма выручки от проданного товара будет уменьшена на сумму бонуса. Например, партия из 110 единиц товара может быть продана по цене за 100 единиц товара.
В этом случае безвозмездной передачи не возникает и платить НДС дополнительно не потребуется.
Первичные документы (накладные, акты, счета-фактуры) оформляется в таком случае на уменьшенную (в размере цены бонуса) сумму.
Ссылки по теме:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу