Скидки налог на прибыль
Налоговый учет скидок и бонусов
Одним из способов стимулирования роста объемов продаж товаров является применение системы скидок, премий или бонусов. Их представление покупателю создает более привлекательные условия для приобретения товаров. При этом возникают спорные ситуации по вопросам, как учитывать такие виды поощрений для целей налогообложения.
Определений таких понятий как скидки, бонусы, премии законодательство о налогах и сборах не содержит. Скидки и премии широко применяются в деловом обороте и предполагают систему поощрения путем возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре. Также при приобретении товаров популярно предоставление продавцом покупателю бонуса – дополнительного вознаграждения за выполнение каких-либо условий сделки. Например, поощрение может быть предоставлено за приобретение определенного количества или ассортимента товаров. Помимо этого стороны могут предусмотреть в договоре в качестве условия для получения вознаграждения (премии) факт ускоренной или досрочной оплаты товара за определенный период. Предполагается, что при соблюдении условий для предоставления скидки (премии) покупатель никаких специальных действий по заданию поставщика не совершает. То есть покупатель совершает только действия, связанные непосредственно с исполнением своих обязанностей, вытекающих из договора – приобрести определенное количество товара.
Выполнение условий, необходимых для получения скидки (премии, бонуса), покупателю надлежит подтвердить соответствующими документами. Перечень таких документов сторонам сделки необходимо согласовать в договоре.
Скидки текущие и ретроспективные
Предоставление скидок может осуществляться за текущий период либо ретроспективно по итогам работы за определенный период. Под текущей скидкой понимается сумма, на которую снижается цена еще не отгруженной договорной продукции и учитываемая непосредственно при предоставлении покупателю счета. В случае предоставления скидки при таком варианте (в момент отгрузки) поставщиком сразу указывается уменьшенная цена товара.
В свою очередь под ретроспективной скидкой понимается сумма, на которую снижается цена уже отгруженной покупателю и оплаченной им договорной продукции (скидка после отгрузки).
Важно определить, когда именно предоставлена ретроспективная скидка (ретроскидка): до или после оплаты товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателем. От этого зависит порядок налогообложения при получении скидки.
Продавец может быть привлечен к административной ответственности за включение в цену договора поставки продовольственных товаров сумм вознаграждений, не связанных с приобретением определенного их количества. В этом случае для должностных лиц штраф составит от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, для юридических лиц – от 1 миллиона до 5 миллионов рублей (ч. 2 ст. 14.42 КоАП РФ).
Вариант первый: скидка представлена до оплаты покупателем товаров. В таком случае поставщик уменьшает сумму задолженности покупателя.
Вариант второй: на момент предоставления скидки покупатель оплатил товары, то есть скидку он получил после их оплаты. В этом случае поставщику следует вернуть покупателю разницу между ценой товаров с учетом скидки и фактически оплаченной суммой. Стороны сделки могут принять альтернативное решение: по согласованию признать сумму скидки авансом в счет оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом поставщик может принять к вычету НДС с суммы аванса при отгрузке соответствующих товаров (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-07-15/118).
Договор со скидкой
Гражданское законодательство допускает изменение цены после заключения договора (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Договор также может предусматривать систему поощрений путем предоставления скидок, премий или дополнительного вознаграждения в форме бонусов. При этом предоставление ретроскидки неразрывно связано с реализацией товара и правомерно уменьшает его цену (постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09). Изменение установленной соглашением сторон цены договора в предусмотренных им случаях оформляется в соответствии с обычаями делового оборота (кредит-нотами, авизо и др.). При таком оформлении не нужно корректировать первичные документы по операциям сделки.
Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекций, покупателю и продавцу непродовольственных товаров в случае предоставления скидок по сделке, важно обратить внимание на дату ее совершения. С 1 июля 2013 года выплата (предоставление) премии покупателю за выполнение определенных условий договора не уменьшает стоимость отгруженных непродовольственных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в целях исчисления продавцом налоговой базы. Вместе с этим не уменьшается сумма применяемых налоговых вычетов покупателем. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму поощрительной выплаты предусмотрено условиями договора. Такой порядок учета связан со вступлением в силу с 1 июля 2013 года положений пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, который был введен Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ.
При реализации физическим лицам в розницу товаров по ценам с учетом скидок, эквивалентных сумме, накопленной ими при совершении предыдущих покупок, налоговая база по НДС определяется с учетом таких скидок (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2015 № Ф08-10984/2014 по делу № А53-20341/2013).
Изменению стоимости отгруженных товаров (выполненных работ или оказанных услуг) надлежит учитываться при расчете налоговой базы по НДС за тот квартал, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочного счета-фактуры (п. 10 ст. 154 НК РФ в ред. Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ).
Если покупатель получил от продавца премии (бонусы) за приобретение определенного объема товаров в период до 1 июля 2013 года, то обязанность по корректировке вычетов по НДС у него не возникает. В свою очередь у продавца отсутствует право на корректировку налоговой базы по НДС. При этом не имеет значения, предусмотрено ли условиями договора изменение стоимости отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса). Если в рассматриваемом случае стороны сделки при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то они вправе не производить перерасчеты с бюджетом. Такой позиции придерживается ФНС России, проанализировав судебную практику по вопросам учета поощрений за выполнение определенных условий договора (письмо от 09.06.2015 № ГД-4-3/9996@). Стоит отметить, что судебная практика по налоговому учету скидок, премий (бонусов) спорная, и есть мнения арбитражных судов, не согласные с выводами ФНС России. Например, Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 11.02.2015 № Ф09-9920/14 по делу № А50-6686/2014 сделал вывод, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, подлежит пропорциональному уменьшению с учетом полученных скидок в отношении сделок, осуществленных в 2009-2011 годах. Отметим, что в такой ситуации нельзя применять положения пункта 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ в качестве нормы, имеющей обратную силу и вместе с тем устраняющей или смягчающей ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, поскольку рассматриваемый пункт 2.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ вступил в силу 1 июля 2013 года и применяется к хозяйственным операциям, осуществленным с этой даты (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2015 № Ф08-140/2015 по делу № А32-37616/2013).
Скидка при покупке продовольственных товаров
Продовольственные товары с учетом премий облагаются НДС в особом порядке. Договор поставки продовольственных товаров может предусматривать включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю в связи с приобретением их определенного количества. Размер вознаграждения согласуется сторонами договора, включается в цену договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. При этом сумма вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, суммы вознаграждений, предоставленные продавцом покупателю при достижении определенного объема закупок, не изменяют стоимость поставленных продовольственных товаров вне зависимости от условий договора. В связи с этим отсутствуют основания для корректировки налоговой базы по НДС у продавца. Покупателю также не нужно восстанавливать суммы налоговых вычетов. Такой вывод согласуется с мнением Минфина России, выраженном в письме от 07.09.2012 № 03-07-11/364.
Бонусы как безвозмездная передача товара
Если договорная цена товара не пересматривается, а остается прежней, при этом продавец за выполнение условий сделки предоставляет покупателю поощрение, то в этом случае под ним понимается бонус. Налоговый учет использования бонусов отличается от применения скидок. Допустим, в качестве бонуса покупатель получает оговоренное количество товара без дополнительной оплаты в случае приобретения им определенного его объема. В этом случае передача поставщиком товаров в качестве дополнения к основному товару (в частности, бонусов) без взимания отдельной платы подлежит обложению НДС. Поскольку такая передача признается осуществленной на безвозмездной основе, если только налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает стоимость дополнительно переданных товаров. При этом исчисленный с основной операции налог должен охватывать и передачу дополнительного товара (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). При реализации товара на безвозмездной основе налоговая база по НДС рассчитывается исходя из цен, которые определяются в порядке, предусмотренном статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 2 ст. 154 НК РФ). То есть при предоставлении в качестве бонуса дополнительного количества товаров, оплата которых не предполагается, продавцу следует исчислить в отношении этих товаров НДС исходя из рыночных цен. В рассматриваемом случае для расчета НДС можно взять цену, установленную в отношении единицы основного товара. Но это необходимо делать по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ в случае, если продавец не докажет, что в цену основного товара включена стоимость бонусных товаров.
Скидки в целях налогообложения прибыли
Положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ позволяет признать расход в целях налога на прибыль, если скидка предоставлена при выполнении условий договора. Поощрение покупателя возможно до и после поставок, если возникли экономические основания для такого поощрения. То есть, если имеется объективная связь, при которой поощрение предоставляется вследствие выполнения условий договора. Согласование поощрения после поставок само по себе не исключает признание поощрения в составе расходов. Более того, даже если расценивать поощрение покупателя в качестве уменьшения цены и выручки от продажи, подобное уменьшение также следует признать в налоговых целях, пока не доказано отсутствие его экономического смысла (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 № 09АП-18412/2015 по делу № А40-199817/14).
Фирма-продавец, не отразившая в договоре с покупателями условия о предоставлении скидок, затраты на скидки (бонусы) в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли учесть не вправе. К такому выводу пришел судья при рассмотрении вопроса об учете скидок по операциям, совершенным в 2010-2011 годах (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2014 № Ф05-13640/2014 по делу № А40-13473/14 (определением ВС РФ от 20.03.2015 № 305-КГ15-816 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства)).
Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 июля 2013 года, предоставление продавцом товаров их покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС стоимость отгруженных товаров. Исключением являются случаи, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму предоставляемой премии предусмотрено договором.
В свою очередь у покупателя скидки (бонусы), полученные вследствие выполнения определенных условий договора, не связанные с изменением цены единицы товара, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Такой вывод согласуется с судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2015 № Ф05-16896/2014 по делу № А40-122078/13).
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ датой получения внереализационных доходов признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг). Вместе с тем предусмотрено право налогоплательщика учитывать доход по дате осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления ему документов, служащих основанием для произведения расчетов (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом право выбора даты получения внереализационных доходов ограничено рамками отчетного (налогового) периода, в котором было передано имущество (выполнены работы, оказаны услуги). Таким образом, в случае неосуществления расчетов по договору или непредъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, датой получения внереализационных доходов в любом случае является последний день отчетного (налогового) периода. Эти положения необходимо учитывать для своевременного отражения в налоговом и бухгалтерском учете доходов в виде полученных бонусов, скидок и премий. Поскольку отражение компанией не в том налоговом периоде сумм скидок (бонусов, премий) приводит к занижению налоговой базы по налогу на прибыль (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 17АП-16559/2014-АК по делу № А71-7107/2014). А это в свою очередь грозит фирме доначислением сумм обязательных платежей в бюджет и штрафами по итогам налоговых проверок.
Екатерина Егорова, для журнала «Практическая Бухгалтерия»
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Бонус не равно скидка: различия в налогообложении
Нередко в целях увеличения объемов продаж организации поощряют своих клиентов посредством установления скидочных и бонусных систем. Логика применения таких способов стимулирования проста: чем больше товара купит покупатель, тем большую скидку или бонус он получит от поставщика.
Как правило, под скидкой подразумевается уменьшение согласованной между сторонами стоимости товара. Возможность пересмотра цены договора прямо предусмотрена п. 2 ст. 424 ГК РФ.
Что касается бонусов, то специального нормативного закрепления возможности и условий их применения не существует. Однако в деловом обороте под бонусом обычно понимается материальное (обычно в натуральной форме) вознаграждение, предоставляемое продавцом покупателю за выполнение каких-либо условий сделки.
Например, в договоре, заключенном между А (поставщик) и Б (покупатель), содержится условие о том, что если Б в течение месяца приобретет у А 10 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), то А предоставит Б скидку в размере 10% (снизит покупную стоимость товара на 10%). При выполнении сторонами указанного условия получится, что Б купил у А 10 партий товара, общая стоимость которых составила 1062000 руб. (с НДС).
Однако указанное условие могло быть сформулировано в договоре и иначе: «В случае, если в течение месяца Б приобретет у А 9 партий товара, стоимость каждой из которых составляет 118000 руб. (с НДС), А обязуется предоставить Б бонус в виде передачи дополнительной партии товара». Экономический эффект от исполнения этого условия договора будет тем же самым, что и в выше описанном случае: Б получит от А всего 10 партий товара, заплатив за них 1062000 руб. (с НДС).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на имеющееся между двумя указанными системами поощрения весьма существенное различие. Оно заключается в цене договора. При предоставлении скидки она меняется в сторону уменьшения, в случае же предоставления бонуса цена остается неизменной. Такое различие приводит к разным налоговым последствиям как в отношении НДС, так и налога на прибыль.
При наличии в договоре условия об уменьшении цены товара в случае достижения покупателем определенных показателей (условия о скидке) поставщик в целях определения налоговой базы по НДС учитывает выручку, уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 НК РФ), и покупатель принимает к вычету НДС, также исчисленный с суммы договора с учетом скидки (п. 2 ст. 171 НК РФ).
При этом, если скидка была предоставлена в момент реализации товара, то в первичных документах сразу отражается уменьшенная цена и уменьшенный НДС. В случае же, если скидка носит ретроспективный характер и цена товара изменяется уже после отгрузки товара и оформления накладной и счета-фактуры, то поставщику после предоставления скидки необходимо будет внести изменения в документы и налоговую декларацию, уменьшив начисленный в момент реализации НДС. После получения исправленного счета-фактуры покупатель обязан будет уменьшить сумму налоговых вычетов, полученных им при приобретении товара по первоначальной цене, посредством подачи уточненной декларации по НДС.
Что касается налога на прибыль, то в случае предоставления скидки поставщик должен поставить в доходы от реализации уменьшенную стоимость товара (п. 1 ст. 249 НК РФ), покупатель поставит в расходы также стоимость товара с учетом скидки (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ). При этом, вопрос о необходимости корректировки ранее оформленных документов и внесения изменений в поданные декларации по налогу на прибыль решается по аналогии с НДС.
В случае же предоставления покупателю бонуса (например, в виде подарка или дополнительной партии товара) у поставщика возникнет безвозмездная передача товаров, приравниваемая Налоговым кодексом к реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Как следствие, организация обязана будет исчислить и уплатить в бюджет НДС, при этом в расчет будет приниматься рыночная цена безвозмездно переданного товара (п. 2 ст. 154 НК РФ). Однако несмотря на то, что покупатель включит НДС с суммы переданного покупателю товара в налоговую базу и уплатит его в бюджет, у покупателя права принять этот НДС к вычету не возникнет, так как по смыслу п. 1 ст. 171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС, предъявленные покупателю поставщиком при приобретении у него товаров.
При этом, в случае использования бонусной системы премирования «пострадает» не только поставщик, обязанный уплатить в бюджет дополнительную сумму НДС. Негативные последствия данной системы отразятся и на покупателе, но только в отношении налога на прибыль. Он должен будет поставить в доходы стоимость безвозмездно полученного товара и уплатить в бюджет налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Поставщик же может поставить произведенные на предоставление бонуса расходы в затраты, однако в этом случае он должен быть готов к спору с налоговым органом, ведь инспекция может настаивать на отсутствии у таких расходов направленности на извлечение доходов и, как следствие, неправомерности их включения в расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Вернемся к указанным выше примерам.
В первом случае, когда предоставляется скидка, А (поставщик) обязан будет уплатить в бюджет 162000 руб. НДС в связи с реализацией 10 партий товара и поставить в доходы по налогу на прибыль 900000 руб., а Б (покупатель) возьмет НДС в указанной сумме к вычету и поставит в расходы стоимость приобретенного товара.
Во втором же случае на А, помимо 162000 руб. НДС в связи с продажей 9 партий товара, будет возложена обязанность уплатить в бюджет еще 18000 руб. НДС, исчисленного с цены безвозмездно переданной покупателю партии товара в качестве бонуса, а покупатель обязан будет увеличить налоговую базу по налогу на прибыль на 100000 руб. и уплатить в бюджет 20000 руб. налога.
Как видно из описанных примеров и их налоговых последствий, различные по оформлению, но схожие по содержащемуся в них экономическому смыслу системы мотивации покупателей имеют своим результатом различную налоговую нагрузку как на поставщика, так и покупателя. Поэтому важным при установлении правил поощрения клиентов является выбор грамотной правовой конструкции, которая помогла бы достигнуть желаемого экономического эффекта с возложением на сторон сделки минимального налогового бремени.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета.
Любая организация, реализующая свои товары, работы или услуги, заинтересована в увеличении объемов продаж. Наиболее эффективным методом привлечения и стимулирования клиентов в настоящее время является предоставление им скидок и бонусов.
Стимулирующие выплаты не только привлекают новых покупателей, но и побуждают действующих клиентов к увеличению объемов закупок.
Действующее законодательство не содержит определения понятий скидок и бонусов (премий). Согласно экономической терминологии:
1. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. По сути, это уменьшение базисной цены товара или услуги с учетом состояния рынка, условий контракта и др. Наиболее распространенными ценовыми скидки могут быть:
Предоставление скидки ведет к уменьшению договорной цены.
В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
2. Бонус (премия) – премия*, дополнительное вознаграждение, дополнительная скидка, предоставляемая продавцом клиенту в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.
*Премия является денежным или материальным поощрением за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.
Обычно понятием «премия» оперируют, если стимулирующая выплата предусмотрена в виде денежной премии. Бонусами называют бесплатные:
Предоставление бонуса или премии не изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги).
Таким образом, основное отличие скидок от бонусов (премий), заключается в следующем: скидки – изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонусы (премии) – не изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги).
Данное различие приводит к тому, что скидки и бонусы по разному отражаются в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДС, предоставляемых клиентам скидок и бонусов.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ
При оформлении договора, предусматривающего получение клиентом скидок и бонусов, очень важно уделить внимание формулировкам:
Так, в соответствии с п.4 ст.9 закона №381-ФЗ, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
При этом, в соответствии с п.6 ст.9 закона №381-ФЗ, включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения не допускается.
Условиями, на которых предоставляются скидки и бонусы, могут быть, например, следующими:
Документами, подтверждающими выполнение договорных условий могут быть:
Налогообложение НДС скидок и бонусов зависит от момента их предоставления:
1. До отгрузки (либо в момент отгрузки) товаров покупателю.
В этом случае сумма задолженности покупателя перед продавцом за полученные товары (работы, услуги), сразу уменьшается на сумму скидок.
2. После отгрузки товаров покупателю (оказания услуг, выполнения работ).
Поставщик товаров (работ, услуг) возвращает покупателю оговоренную в договоре сумму или уменьшает задолженность покупателя (признает аванс) по акту взаиморасчетов.
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ДО ОТГРУЗКИ (В МОМЕНТ ОТГРУЗКИ) ТОВАРА
Скидки, предоставляемые до отгрузки товара (или в момент его отгрузки) часто связаны с сезонными скидками и распродажами.
Кроме того, такие скидки могут предоставляться:
При предоставлении скидки до отгрузки (или в момент отгрузки), товары (работы, услуги) сразу приходуются по цене приобретения (с учетом скидки).
Цена реализации товара (работы, услуги) поставщиком, отражается в учете с учетом предоставленных скидок.
Такой вид скидок не вызывает сложностей при отражении в бухгалтерском и налоговом учете.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров.
Стоимость товаров будет учитываться в соответствии с первичными документами (накладными, актами, счетами-фактурами), составленными с учетом предоставленных скидок.
У покупателя налоговая база по НДС уменьшается на установленные ст.171 НК РФ вычеты.
В соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса, вычетам подлежат предъявленные покупателю суммы НДС.
Так как покупателю выставлены документы (товарные накладные, акты, счета фактуры) с учетом предоставленных скидок, то к вычету принимается соответственно уменьшенный с учетом скидок и указанный в документах НДС.
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ПОСЛЕ ОТГРУЗКИ ТОВАРА
Скидки, предоставленные после отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ), вызывают куда больше вопросов при их учете и налогообложении.
Так как скидка является уменьшением цены товара (работ, услуг), то происходит пересмотр в меньшую сторону цены товара, который уже отгружен поставщиком и оприходован покупателем.
Скидка может быть предоставлена как до оплаты товара покупателем, так и после такой оплаты.
В первом случае, сумма задолженности покупателя уменьшается на величину скидки. Во втором случае деньги либо возвращаются покупателю, либо сумма скидки признается переплатой и учитывается, как аванс поставщику в счет предстоящих отгрузок (тогда с этой суммы поставщик обязан начислить НДС с полученного аванса в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2011г. в силу вступила новая редакция п.3 ст.168, регламентирующая порядок начисления НДС, в случае предоставления скидок после отгрузки товаров.
В соответствии с п.3 ст.168, при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п.10 ст.172 Налогового Кодекса.
(данный абзац введен законом от 19.07.2011г. №245-ФЗ)
Обратите внимание:Форма корректировочного счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.
Скидка, предоставляемая после отгрузки товара (работ, услуг), изменяет цену отгруженных товаров.
В этом случае продавец должен выставить покупателю корректировочный счет – фактуру не позднее 5 дней с момента уведомления поставщиком покупателя об изменении цены товаров.
Датой уведомления поставщиком покупателя будет являться дата:
Первичные документы, подтверждающие реализацию товара, продавцу придется выставить заново с учетом предоставленной скидки. Кроме того, и покупателю и продавцу придется вносить корректировки в регистры бухгалтерского учета.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.13 ст.171.
При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Корректировочный счет-фактура вносится поставщиком в книгу покупок.
У покупателя налоговая база в соответствии с п.10 ст.172 НК РФ, увеличивается на сумму разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии:
Корректировочный счет-фактура вносится покупателем в книгу продаж.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРЕМИЙ
Предоставление денежной премии, в отличии от предоставления скидок, не влияет на договорную цену товаров, в том числе – ранее отгруженных.
А значит, в регистрах бухгалтерского и налогового учета стоимость товаров никак не изменяется. Так же не нужно переделывать первичные документы, которые подтверждают реализацию товаров (работ, услуг).
Соответственно, не возникает оснований:
Денежные премии не только просты в учете и оформлении, они так же не облагаются НДС, в случае, если договорными отношениями не предусмотрено встречное оказание услуг (от покупателя – поставщику).
Если покупатели одновременно с получением от поставщиков премии, оказывают поставщику услуги:
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), на территории РФ.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде:
Так, в своем Письме от 16.07.2010г. №03-01-10/2-62, Минфин рекомендует руководствоваться своим же Письмом от 26.07.2007г. №03-07-15/112, которое гласит:
«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например:
Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.
В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров).»
При этом в своем Письме от 13.11.2010г. №03-07-11/436, Минфин высказал мнение, что при предоставлении премий цена договора также может изменяться. В таком случае премии следует считать формой скидок, а значит, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, подлежащие уплате и вычету.
Большая часть судебных решений выражает согласие с такой позицией.
Например, в соответствии с Постановлением от 21.05.2009г. №КА-А40/4338-09, ФАС Московского округа указано, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС.
В соответствии с Постановлениями от 04.06.2010г. №А26-8794/2009, от 24.07.2009г. №А13-10612/2008, ФАС Северо-Западного округа, подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги.
Такого же мнения придерживаются и другие суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.08.2011г. №А55-22303/2010, ФАС Центрального округа от 26.07.2011г. №А68-8136/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. №А33-20390/2009).
При этом, есть Постановление от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2 ФАС Московского округа, в котором суд пришел к выводу, что премии (бонусы), полученные за выполнение обязательств по дистрибьюторскому соглашению, НДС облагаются.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС БОНУСОВ
Необходимо отметить, что порядок учета и налогообложения бонусов отличается от порядка учета и налогообложения денежных премий.
Предоставление бонусов означает получение подарков (дополнительной партии товара, услуг, работ) покупателем от поставщика, при выполнении предусмотренных договором условий.
При этом, с точки зрения налогового законодательства, предоставление подарков является безвозмездной передачей, что влечет за собой определенные налоговые последствия.
Именно таким образом налоговые органы трактуют предоставление бонусов поставщиками.
У поставщика возникает обязанность начислить НДС, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса.
НДС начисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ.
Счет-фактура при безвозмездной передаче выставляется в единственном экземпляре и регистрируется в книге продаж поставщика.
У покупателя НДС с безвозмездно полученного товара к вычету не принимается в соответствии с п.1 ст.171 НК РФ.
Таким образом, предоставление бонусов один из самых невыгодных видов стимулирующих выплат, с точки зрения налогообложения.
Чтобы избежать подобных налоговых последствий, можно оформить передачу бонусных товаров совместно с реализуемыми, как продажу товаров со скидкой в размере цены «подарочных» товаров.
В этом случае сумма выручки от проданного товара будет уменьшена на сумму бонуса. Например, партия из 110 единиц товара может быть продана по цене за 100 единиц товара.
В этом случае безвозмездной передачи не возникает и платить НДС дополнительно не потребуется.
Первичные документы (накладные, акты, счета-фактуры) оформляется в таком случае на уменьшенную (в размере цены бонуса) сумму.
Ссылки по теме:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу