Скидки на бытовую технику перед новым годом
Эксперты о новогодних распродажах: Покупатель всегда в проигрыше
Новогодние распродажи в России имеют особенный окрас. Они больше напоминают охоту за покупателями, нежели цивилизованную торговлю. Маркетологи буквально гипнотизируют потребителей, выманивая у них всевозможными способами как можно больше денег
В России процесс распродаж как-то самостоятельно приобрел хаотичный характер. Никто не знает, когда они точно начинаются и когда заканчиваются. Скидочные сезоны у нас никем не регламентируются. Всё исключительно на совести продавца. Вот и получается, что игра зачастую идет только в одни ворота. Покупателю остаться в плюсе удаётся крайне редко.
Антон Недзвецкий, сопредседатель Союза потребителей России. Фото: Телеканал «Царьград»
«Человек, который не потратил кучу денег на всякую ненужную мелочь, уже чувствует себя несостоятельным, он думает, что жизнь прошла мимо него. А думать так его заставляют маркетологи, которых готовят в США. Америка вкладывает огромные деньги в психологические исследования, они прекрасно знают, как стимулировать спрос. Без такой стимуляции экономика потребительского общества существовать не может. Новый год в этом смысле, как лампочка для собаки Павлова».
Такого эффекта в России опытные маркетологи добивались долгих 10 лет. Серьёзные распродажные войны начались в нашей стране в 2008 году, когда страна испытала тяжёлый экономический кризис. Понимая, что денег у населения стало меньше, продавцы начали думать, как стимулировать спрос. Магазины один за другим стали объявлять о беспрецедентных скидках и акциях. В результате к 2018 году люди настолько привыкли к распродажам, что покупать что-либо без них считают уже нецелесообразным. А магазины, зная, что покупатель готовится к скидкам, заранее повышают цены, чтобы потом иметь свою экономическую выгоду.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Андрей Арно, маркетолог. Фото: Телеканал «Царьград»
В действительности за скидкой в 50-70% могут в лучшем случае стоять 10, от силы 15% экономии. Бывает, что товар с новогодней скидкой после праздника стоит даже дешевле, чем в период так называемых распродаж. По мнению психолога Александра Невеева, предпраздничный шопинг становится настоящим испытанием для рядовых потребителей, которых целенаправленно заманивают в ловко расставленные финансовые ловушки:
«Продавцы специально используют соответствующее оформление продукции. Например, есть обычная чашка, которую продать довольно сложно. Но если ее представить как новогодний подарок, привязать к ней какой-нибудь бантик, то люди уже готовы за чашку, себестоимость которой составляет 20-30 рублей, заплатить 200-300. Вводится также искусственное ограничение, когда говорят, что в одни руки отпускают не более 3 или пяти чашек. Таким образом происходит подстёгивание чувства жадности и халявы».
Распродажи в России – это, по сути, ловкая манипуляция потребительским поведением для того, чтобы отключить рациональное мышление и включить праздничное и бессознательное с целью получения выгоды.
Член общественной организации «Опора России» юрист Алексей Петропольский рассказал, как некоторые мелкие предприниматели обеспечивают себе безбедное существование на целый год за счёт праздничных распродаж:
Есть категория людей, которые открывают островки в торговых центрах исключительно под Новый год, потому что в этот период продается практически все. Они платят огромную аренду в период предпраздничного ажиотажа, снимают квадратные метры на 3-4 месяца. У них везде акции, везде скидки. При этом надо понимать, что весь товар они завозят из Китая, покупая его в начале осени. Наценка на такой товар, какие-нибудь свечи или свитера, составляет от 500% и выше. И это конечная цена товара, на которой якобы объявлена скидка в 70%. И народ сметает всё. За два месяца новогодней распродажи они зарабатывают больше, чем другие розничные магазины за целый год торговли. Перед Новым годом у всех идёт самая большая выручка.
Алексей Петропольский, член «Опоры России», генеральный директор юридической компании. Фото: Телеканал «Царьград»
Пользуясь всеобщим ажиотажем, успешно продают и фальсификат, и залежавшиеся коллекции. Этим грешат абсолютно все магазины, начиная от мелких и заканчивая крупными торговыми сетями. Бывает, что во время скидок сбывают уценённый товар, который потом вернуть обратно в магазин просто невозможно. Поэтому главное правило – внимательно смотреть ценник и читать всю информацию о товаре. Наш покупатель пока ещё не обладает тем уровнем потребительской культуры, какая существует в Европе, где всё чётко регламентировано и соблюдаются все правила игры.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
На самом деле скидки и распродажи у нас стали обычным круглогодичным явлением. В смартфонах уже давно появились специальные программы, где можно узнать об акциях на тот или иной товар. Многие магазины регулярно устраивают специальные клиентские дни, закрытые распродажи по промокодам. И это замечательно, когда есть возможность сэкономить. Только надо помнить, что за каждым заманчивым объявлением о скидке стоит команда опытных маркетологов. Поэтому эксперты советуют, прежде чем совершить, казалось бы, выгодную покупку, проверить, сколько этот товар стоит на разных интернет-сайтах.
Банальное сравнение цены зачастую даёт реальное представление о ситуации. Крупные новогодние подарки имеет смысл приобретать не заранее, а за несколько дней до праздника, чтобы была возможность вернуть их обратно в магазин в случае, если они придутся кому-то не по душе, в четко обусловленный законом срок. Продавец не имеет права отказать в возврате товара, купленного по распродаже, за исключением отдельной категории, которая прописана в специальном постановлении правительства.
Стоит также иметь в виду, что в интернет-магазинах срок возврата гораздо меньше, да и гарантийные обязательства могут быть совсем иными. Чтобы не оказаться на волне потребительского зуда в дураках, надо внимательно изучать все документы, чеки и информацию о том, что вы собираетесь приобрести. И даже если продавец предлагает купить товар с беспроцентной рассрочкой, то стоит помнить, что все банковские проценты уже с лихвой включены в стоимость предлагаемой вещицы.
Когда дешевле всего покупать бытовую технику и электронику
Когда покупать кондиционеры и обогреватели
Спрос рождает предложение, а при высоком спросе производители и поставщики могут себе позволить завышать цену, особенно когда товар становится крайне необходимым.
Это простое правило объясняет рост цен на сезонную технику. В летнюю жару владельцы квартир, скорее всего, задумаются о кондиционере, ведь зимой тратить большую сумму на ненужную сейчас вещь не хочется. Спрос на кондиционеры в летний период увеличивается в несколько раз. То же касается и домашних обогревателей — их начинают активно покупать в сентябре, когда отопительный сезон еще не начался, а температура на улице опускается ниже нуля, и в апреле, если топить перестали, а на улице еще прохладно. Конечно, не стоит ждать осенних холодов, если жара в квартире мучает уже сейчас, но желательно подумать об этих тратах заранее и покупать кондиционеры зимой, а обогреватели — летом.
Когда покупать компьютеры и ноутбуки
Покупка компьютера, планшета или ноутбука тоже зависит от сезона. Некоторые продавцы искусственно завышают цены перед праздниками, чтобы потом «удивить» клиентов скидками, с которыми товар стоит так же, как в обычное время. Если хотите купить цифровую технику в подарок, старайтесь сделать покупку за месяц до государственных праздников — Нового года, 23 Февраля, 8 Марта, а также до начала учебного года. Кстати, перед сентябрем цены на электронику также часто повышаются, потому что она нужна ученикам и студентам. Еще один лайфхак: не бежать за свежими моделями сразу после их анонсирования. В большинстве случаев новая версия одного и того же товара в линейке не сильно отличается по функционалу от предыдущей, а стоить он будет на 15–20% дороже. Подождите выхода очередного флагмана или обратите внимание на предшественника понравившейся модели компьютера. В среднем дорогая техника значительно теряет в цене через полгода после появления на прилавках.
Когда покупать фотоаппараты и телевизоры
Фотоаппарат среднестатистическому покупателю нужнее всего в отпуске. А большинство отпусков россиян приходятся на период с июня по сентябрь. Именно с октября заметно падают цены на недорогие цифровые фотоаппараты для любителей и начинающих. Дорогие профессиональные модели фотоаппаратов и объективов при этом редко дешевеют, ведь они нужны фотографам и операторам, которые используют технику независимо от времени года. А если вы хотите купить телевизор, то осень и начало зимы — неподходящее для этого время. Люди меньше времени проводят на улице, в поездках и прогулках, все чаще предпочитая им тихие семейные и дружеские вечера за просмотром фильмов, поэтому спрос на телевизоры растет. Их выгоднее всего покупать в конце весны — начале лета.
Когда покупать стиральные машины и холодильники
Крупную бытовую технику чаще всего покупают в новую квартиру взамен старой. Как правило, спрос на нее растет в мае с началом дачного сезона. Холодильники часто покупают летом, когда старые модели не справляются с высокими температурами воздуха, а людям по-прежнему нужно хранить продукты и чаще хочется холодных напитков. Холодильник вынужден работать на максимуме, что приводит к частым поломкам. Также в жару растет спрос на морозильные камеры, в том числе для коммерческого использования — в июльский зной продавцы мороженого всегда наготове. Стиральные машины тоже меняют сезонно и по причине поломок, которые чаще всего возникают в период активного использования — летом. Тогда одежду нужно стирать чаще или загрузить машинку на несколько циклов бельем, привезенным из отпуска. К тому же летом часто устраивают стирку чехлов, ковриков и покрывал.
Как найти самые низкие цены
Благодаря интернету удобно сравнивать стоимость товаров и услуг. Некоторые сайты предлагают эту опцию в онлайн-магазине, другие помогают сравнивать технику от разных продавцов. Сейчас магазинам невыгодно делать большие накрутки, им гораздо важнее сохранить конкурентоспособность и лояльность покупателей. Поэтому, прежде чем купить понравившийся пылесос, сравните варианты комплектации, цены и отзывы на нескольких сайтах, проследите изменения цены за период времени от месяца до полугода, если покупка несрочная. Агрегаторы типа «Яндекс.Маркет» и Biglion получают информацию напрямую от магазинов, через них вы быстрее всего получите данные о скидках, если не подписаны на рассылки непосредственно от компаний-продавцов.
Как не пропустить скидки
У крупных розничных магазинов остается подпорченная, морально устаревшая техника. Чаще всего это телевизоры, микроволновки, миксеры и ноутбуки, которые стояли на витрине. Покупатели их ежедневно тестируют, поэтому на некоторых остаются царапины, отрываются ручки, скалываются края. При этом техника остается работающей, ею можно пользоваться, если вас не смущает слегка потрепанный внешний вид. Такие модели в дальнейшем продаются с большими скидками, а некоторые сети открывают отдельные дисконт-магазины, цены в которых в четыре-пять раз ниже стоимости тех же моделей в основных залах. Ответ на вопрос «Когда покупать?» здесь будет зависеть от маркетинговой стратегии компании, но в дисконте можно уточнить, как часто у них бывают поставки очередной партии товаров со скидками, а иногда и оставить заявку на нужную вам вещь. В магазине, где скидок нет, продавцы часто идут навстречу и указывают, как можно заказать или в каком магазине сети купить дешевле понравившийся товар. Кстати, к неликвиду относят расходники и аксессуары для техники, здесь они обойдутся покупателю намного дешевле.
Когда отправляться за покупками
Сезонный фактор надо рассматривать касательно конкретного вида техники. Но существуют и общие правила, когда магазины устраивают распродажи большинства позиций в каталоге, акции и скидки: например, перед Новым годом. Это связано с желанием продавца «закрыть год» с наибольшей прибылью, а также продать побольше товара в период покупки подарков и получения годовых премий на работе. Но здесь важно убедиться, что скидка не формальная, написанная поверх перечеркнутой огромной цены, как часто поступают недобросовестные продавцы в период «черной пятницы». Что касается дня недели, то в пятницу многие магазины делают максимальную скидку на товар, чтобы привлечь посетителей, у которых конец рабочей недели не ассоциируется с вечерним походом по магазинам. Скидки устанавливают в среднем на неделю. При этом в выходные что-то из наиболее выгодных предложений уже купят. Если хотите выбирать из множества моделей, идите в магазин в пятницу после работы.
Акции, распродажи или новый цикл моделей: когда лучше всего покупать бытовую технику?
Бытовая техника, особенно крупная, относится к товарам длительного пользования. Но рано или поздно технику нужно менять – она устаревает как морально, так и физически. Казалось бы, выбор огромный – можно пойти в ближайший магазин бытовой техники, можно сделать заказ в интернет-магазине, а можно вообще оформить покупку в лизинг. Но когда это лучше делать – сейчас или подождать новую распродажу. Разбираемся в этом вместе с вами и приглашенными экспертами.
Скидки и распродажи становятся формальностью?
Последняя распродажа в «Черную пятницу», которая прошла в ноябре прошлого года, не оправдала надежд офлайн-розницы – те немногочисленные клиенты, которые еще надеялись получить скидку на какой-то дорогой товар, предпочли сделать покупку в онлайн-магазине. Вышло так, что больше всех заработали маркетплейсы – Ozon, Wildberries и некоторые другие, но касательно крупной бытовой техники все не так просто.
Прошлый год стал рекордным за последние 6 лет по продажам крупной бытовой техники – в прошлый раз компании продавали столько в кризис 2014-2015 годов, когда россияне бросились скупать технику, чтобы спасти рублевые накопления на фоне сильной девальвации национальной валюты.
В 2020 году компании смогли продать неплохие объемы техники и заработать на этом, свидетельствуют данные объединенной компании «М.Видео – Эльдорадо»:
Компании полагают, что россияне из-за пандемии стали проводить больше времени дома, что сделало бытовую технику предметов первоочередного спроса. Другие компании тоже отчитались о росте продаж на треть или больше, а некоторых ее видов продали в разы больше. Этому мог помочь и тот факт, что россияне решили не ехать в отпуск в 2020 году, а потратить деньги на что-то полезное и важное для дома.
Существующий тренд «цифровизации» привел к тому, что продажи крупной бытовой техники переходят из больших офлайн-магазинов в интернет. Например, в том же магазине DNS можно заказать холодильник или стиральную машину с доставкой или самовывозом из магазина. Даже Ozon, который изначально продавал не самые крупные и объемные товары, тоже работает с крупной техникой, причем не обязательно от сторонних поставщиков (по многим позициям поставщик – сам Ozon). Относительно крупная техника (вроде вытяжек и варочных поверхностей) появляется в Wildberries.
У этих вариантов есть одна особенность – система динамического ценообразования. Так, в отличие от обычного магазина бытовой техники, где переоценка проводится не так часто, цены в онлайн-ритейлерах могут меняться буквально «на лету». Компании отслеживают клиентский трафик, загруженность пунктов выдачи заказов и логистических центров, и готовы делать скидки, чтобы «подогреть» продажи.
Соответственно, скидки уже не привязываются к каким-то конкретным датам (вроде «Черной пятницы» или «Киберпонедельника»), а могут появляться в течение всего года. Более того, в моменты пиковых продаж (перед праздниками) вместо реальных скидок клиенты интернет-магазинов могут получить наценку: все подчинено одной цели – получать максимальную прибыль.
Чтобы не прогадать, нужно серьезно и взвешенно подойти к анализу цен, говорит Павел Комаров из Авито. Эксперт советует и к распродажам готовиться заранее и изучать цены до того, как их «снизят»:
Сегодня многие компании меняют цены на технику несколько раз в день, чтобы оставаться конкурентными на рынке. Цены могут как расти, так и падать в течение дня. Как правило, обычный пользователь не замечает такой быстрой смены цен, если не мониторит их на протяжении всего дня – в этом смысле не принимать решение о покупке «сгоряча» является хорошим способом приобрести бытовую технику и электронику выгодно. Стоимость товаров меняется исходя из сравнения с ценами конкурентов, себестоимости продукта и объема остатков товара на складе. Например, если ритейлер купил у производителя большое количество одной модели (лот) то скорее всего эта позиция будет предложена в акцию по действительно привлекательной цене. Наиболее выгодной стратегией для пользователя в настоящее время является спокойный и последовательный анализ акционных предложений на рынке.
Также можно найти выгодные предложения на распродажах, однако не стоит верить всем горячим предложениям. Если готовиться к распродаже и внимательно изучать ассортимент ритейлеров и цены на товары заранее, то, когда акция начнется, можно будет принять взвешенное решение о покупке.
Павел Комаров, руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника» Авито.
Как показывает практика, действительно выгодные цены можно найти на старте продаж определенных товаров, но товар может закончиться буквально за несколько минут. Например, на Tmall несколько лет назад отдавали только вышедший смартфон Xiaomi Redmi 5A за 6 тысяч рублей, а в DNS продавали новые Smart-телевизоры Redmi от 10 тысяч рублей. Товар в обоих случаях быстро закончился, а потом появился в рознице на 2-3 тысяч рублей дороже.
Из-за такого подхода традиционные распродажи становятся устаревшей формальностью – онлайн-магазины в них участвуют, но реальный размер скидки будет не очень ощутимым (в отличие от собственных акций, где скидки бывают действительно очень хорошими).
Еще несколько лет назад тренд на новогодние распродажи был довольно заметным. Компании в конце года стремились продать товары предыдущих лет, чтобы в начале следующего представить новинки. Сейчас ситуация поменялась. Распродажи техники перестали быть сезонными. Все зависит от конкретного товара.
Если говорить о выборе наиболее удачного времени для покупки техники, я бы не рекомендовал привязывать это событие к большим праздникам. Новый год, 8 марта, 23 февраля – в эти даты традиционно потребительский спрос увеличивается. Не редкость, когда ритейл в этот период поднимает продажную стоимость товара, устанавливая скидку на уровне цены, актуальной до потребительского бума.
Стоит ли ждать выхода новой модели и покупать старую?
Рынок потребительской электроники иногда работает по тем же принципам, что и рынок fashion-товаров: на самые новые модели устанавливается «имиджевая» наценка, чтобы производитель заработал максимум прибыли. Потом цена приходит в норму, а с выходом новой модели старую могут отдавать со скидкой. Заметнее всего это на рынке смартфонов, «умных часов», и других технологичных устройств, но актуально ли это для крупной бытовой техники?
В этом случае, на первый взгляд, нет никакого смысла раз в полгода-год выпускать новую модель – ведь новые функции добавлять чаще всего уже некуда, поэтому производители ограничиваются новым дизайном. Старая техника в этом случае получает лишь моральный износ, но продолжает выполнять свои функции. Но так было лишь до недавнего времени.
Современная крупная бытовая техника имеет достаточно четкий срок службы – не гарантийный, а реальный. Если собрать реальные отзывы пользователей, выйдет такая картина:
То есть, «запланированное устаревание» – уже не теория заговора, а вполне обыденная реальность. Производители закладывают в свою технику определенный ресурс, по исчерпании которого ее работа не гарантируется. А гарантийный срок – это максимум треть от реального срока службы. По факту это обычно год, после которого производитель имеет полное право снимать устаревшую модель с производства. Заодно снимаются с производства комплектующие – и отремонтировать сломавшуюся стиральную машину или холодильник будет уже нельзя даже за деньги.
И с этим связана одна интересная возможность – чтобы «расчистить» склады после выхода новой модели стиральной машины или газовой плиты, производитель готов отгружать старые модели торговым сетям с большой скидкой (но необязательно себе в убыток). Соответственно, если продавец закупит партию техники прошлого модельного года с хорошим дисконтом, конечный покупатель тоже может получить скидку.
Как говорит Павел Комаров, ждать более низких цен долго не придется – в среднем через полгода уже можно «ловить» скидки:
Цены на новые модели бытовой электроники падают в среднем через полгода с момента выхода товара в продажу. Снижение стоимости зависит от различных факторов, например, это выход аналогичной модели у компании-конкурента, выпуск новой модели в линейке товаров и другое. В таких случаях цена на предыдущую модель снижается.
Ценообразование на рынке бытовой техники также подчиняется определенной сезонности. Существуют так называемые «высокие сезоны», когда производители проводят маркетинговые акции. Обычно это новогодний период, гендерные праздники, Черные пятницы.
Для потребителя имеет смысл искать интересные предложения во время подобных акций. Как правило, ритейлеры, которые дорожат своей репутацией, в такие периоды не применяют технику «зачеркнуть более высокую цену, а в качестве акционной оставить оригинальную». Во-первых, это нечестно, а во-вторых, всегда есть пользователи, которые заранее присматривают товары и следят за их стоимостью, чтобы приобрести их во время распродажи. Если же пользователь заметит, что его обманывают с акционной ценой, это будет большим ударом по репутации ритейлера.
Павел Комаров, руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника» Авито.
Это актуально в большей степени для имиджевого товара вроде смартфонов. Так, известны истории о том, как Samsung выпустил новую линейку смартфонов среднего сегмента («A» третьего поколения), после чего на модели «А» прошлого поколения резко снизил цену – чтобы не создавать лишнюю конкуренцию от своих же устройств. И те покупатели, которым не принципиально иметь новейшую модель, смогли купить очень неплохие прошлогодние гаджеты с очень интересными скидками.
Минусов в этой схеме несколько: производитель может так точно рассчитать объем производства, что устаревших моделей к моменту выхода на рынок новинки просто не останется. А еще продавец не обязан снижать цену, даже если закупает товар с большой скидкой – даже если продажи пойдут медленно, он получит хорошую прибыль.
Падающий рубль и цены на контейнерные перевозки
Российская валюта в последний год ведет себя не очень предсказуемо – обрушившись с 63 до 75 рублей за доллар, рубль продолжает колебаться в достаточно широких пределах. И если основная волна девальвации уже давно учтена в ценах на технику, то дальнейшие колебания российской валюты производители и розница могут включить в цену.
Крупная бытовая техника почти всегда производится в России или в странах ЕАЭС (в Белоруссии) – из-за габаритов, веса и относительно низкой стоимости ее просто нерентабельно ввозить из других стран. К тому же свое влияние вносит и ослабевший рубль – российским торговым сетям проще закупаться у российских производителей. Но уровень локализации производства оставляет желать лучшего – и в период пандемии зависимость от импорта комплектующих дала свои плоды.
В 2020 году производители электроники столкнулись с нехваткой компонентов, производимых в Китае – если сначала их дефицит объясняли локдауном в КНР, то потом Китай очень долго открывал границы. Спрос на технику тем временем рос, и производители оказались в сложном положении.
Например, по электронике дефицит комплектующих и девальвация рубля в итоге могут привести к росту цен на 20-50%.
Крупной бытовой технике грозит рост цен примерно на 20%, а на 10% она уже подорожала из-за роста цен на контейнерные перевозки. Дело в том, что из-за локдауна и очередной торговой войны США и Китая, морские контейнеровозы оказались сосредоточены у берегов США, откуда им пока нечего вывозить. Из-за этого другие грузоотправители платят в 2-3 раза дороже за доставку товаров контейнерами – в том числе и российские импортеры.
Так что падающий рубль и сложная ситуация на рынке грузоперевозок могут поднять цены на бытовую технику в России на 20%. Вероятно, многие продавцы уже заложили эти риски в цену – так что сэкономить, купив холодильник в период крепкого рубля, скорее всего, не получится.
Альтернатива – лизинг и восстановленная техника
С начала 2000-х россияне привыкли покупать технику в «рассрочку», под которой обычно подразумевается обычный банковский кредит на товар. Иногда проценты платит магазин (формально продавая технику с большой скидкой), иногда – клиент. Но с середины прошлого года в России появился альтернативный вариант – лизинг бытовой техники.
Лизинг – это передача определенного товара в пользование лизингополучателю, причем по условиям договора после выплаты всей стоимости товар может оставаться ему, а может возвращаться лизингодателю. В России с бытовой техникой пока работает только ООО «Форвард Лизинг». Условия не самые привычные для страны:
Судя по всему, часть вознаграждения лизингодателя идет из первоначальной суммы – например, холодильник Whirlpool WTNF 923 X оценен в 52,5 тысячи рублей, тогда как в официальном интернет-магазине он стоит 39,5 тысяч рублей. К тому же лизинговая компания зарабатывает на штрафах.
Что касается цен, они разные: например, можно взять в пользование стиральную машину за 579 рублей в месяц, холодильник за 643 рубля или встраиваемую микроволновую печь за 619 рублей в месяц. Пока все портит небольшое количество моделей, а также новизна этого вида деятельности.
Другая альтернатива покупке дорогой техники – купить восстановленные экземпляры. По России (чаще, конечно, в Москве) есть фирмы, которые скупают б/у технику, восстанавливают ее, и затем продают. Восстановление достаточно серьезное – например, на стиральной машине, которую купил один блогер за 7000 рублей, заменены подшипники, щетки двигателя и амортизаторы, корпус и бак отмыты и продезинфицированы. К тому же продавец готов бесплатно привезти технику прямо домой к покупателю, установить ее и даже научить пользоваться.
Подобные фирмы есть в разных городах – важно ориентироваться на отзывы и число успешных сделок. В целом же покупка техники, выпущенной 7-10 лет назад, да еще и от хорошего бренда – грамотная покупка, потому что в те годы концепция запланированного устаревания еще так активно не использовалась производителями.