Скидка в чеке как принять к учету
Учет скидок в бухучете: как упростить себе жизнь и избежать разбирательств с налоговой
Скидки используются как в розничной, так и в оптовой торговле: для стимулирования сбыта, быстрой реализации складских остатков и повышения лояльности покупателей. И если со сниженными до момента оплаты ценами проблем не возникает, то ретроспективные скидки и бонусы вызывают вопросы. Используя их неправильно, можете нарушить требования Налогового кодекса и долго объясняться с инспекторами ФНС.
Мы подготовили статью о том, как осуществлять учет акций в бухгалтерском учете. Пояснили на примере оптовой торговли, где обе стороны — ИП или юрлица, но те же принципы работают в случае, если ваши клиенты — физлица.
Варианты снижения цен: текущая и ретроспективная скидка
Есть две возможности уменьшить итоговую стоимость для покупателя:
Важно! Скидка не должна быть больше 20%, иначе у ФНС могут возникнуть подозрения, которые приведут к проверке.
Также вы можете выплачивать бонус (премию) в денежном или натуральном виде при достижении результатов: например, определенного объема или стоимости заказов. От ретроспективной скидки бонус отличается тем, что не уменьшает исходную цену товара или услуги.
Систему скидок и бонусов нужно зафиксировать в ценовой и учетной политике, а также прописать условия их получения в договоре.
Налоговый учет скидок в каждом случае имеет свои особенности. Его порядок также зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.
Как правильно рассчитывать НДС при скидках и бонусах
Текущие скидки
Самый простой вариант с точки зрения учета. Продавец указывает в договоре, счете и отгрузочных документах сниженную цену. НДС оба участника сделки рассчитывают в стандартном порядке.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. Стандартная стоимость одного ноутбука — 30 000 рублей. Поступил заказ от ООО «Зеленый город», также плательщика НДС, на 10 ноутбуков, договорились о скидке. Итоговая стоимость каждой единицы товара — 28 000 рублей, заказ на сумму 280 000, включая НДС.
Вы формируете накладную и счет-фактуру на 280 000 рублей, в том числе НДС — 46 666,67 рублей (280000/120*20). С полученной выручки начисляете НДС к уплате. ООО «Зеленый город» оплачивает вам 280 000 рублей и принимает НДС в размере 46 666,67 рублей к вычету.
Ретроспективные скидки
Гражданский кодекс РФ допускает снижение стоимости товаров или услуг постфактум по соглашению сторон. Использование таких скидок сопряжено с рядом сложностей для продавца и покупателя.
Действия продавца
Если договорились о ретроспективной скидке при достижении определенного объема заказов, выставляете покупателю отгрузочные документы с исходной ценой до тех пор, пока он не выполнит условие. Когда это произойдет, оформляете предоставление скидки подписанием доп. соглашения к договору, акта о снижении стоимости, протокола согласования цен или другого подобного документа. В нём должна содержаться информация о том, на какие товары распространяется скидка, по каким первичным документам они были отгружены покупателю, какая цена была до и какая будет после скидки.
В течение 5 дней с момента подписания любого из перечисленных выше документов вы обязаны направить заказчику корректировочный счет-фактуру, подтверждающий его согласие на снижение цены ( п. 3 ст. 168 НК РФ ). Этот документ позволит вам принять к вычету НДС, который приходится на разницу между исходной и итоговой ценой реализованной партии товара.
Пример корректировочного счета-фактуры, который заполняется при предоставлении скидки на уже оплаченный товар.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. Стандартная стоимость одного ноутбука — 30 000 рублей. Вы продали партию из 100 ноутбуков ООО «Инфоблок» за 3 000 000 рублей и договорились, что при оплате еще 200 за следующие 2 месяца дадите скидку 5% на все 300 единиц товара. Условие было выполнено, ноутбуки оплачены в полном объеме — 9 000 000 рублей. Цена партии со скидкой — 8 550 000 рублей. 450 000 рублей возвращаете покупателю.
После предоставления скидки нужно пересчитать НДС и, если она затрагивает предыдущие налоговые периоды, подать уточненную декларацию в налоговую. В случае, если налог уже уплачен, вы можете подать на вычет НДС с разницы между исходной и фактической стоимостью товара.
Действия покупателя
Если отгрузка товара произведена в одном налоговом периоде, а скидка получена в другом, возникает проблема. Из-за снижения стоимости партии уменьшаются расходы и «входящий» НДС, который был принят к вычету. На основании корректировочных документов от продавца нужно исправить налоговую декларацию, из-за чего получается недоплата налога на прибыль и НДС. ФНС потребует погасить задолженность и начислит пени — можно попробовать отстоять свою позицию, но это будет непросто.
Бонусы (премии)
При использовании ретроспективных скидок возникают сложности с ФНС, поэтому на практике чаще используются бонусы — вознаграждение, которое выплачивается по итогам периода, но не влияет на стоимость товара.
Ваше ООО «Компьютер и компания» является плательщиком НДС, торгует техникой. ООО «Инфоблок» — покупатель, с которым вы договорились о премии в размере 1% от стоимости заказа, превышающей миллион рублей. В июне контрагент оплатил партию ноутбуков на 1 200 000 — вы должны выплатить ему бонус 2 000 рублей.
Для продавца премия — внереализационный расход ( пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ ), а для покупателя — внереализационный доход. В обоих случаях сумма не облагается НДС, т. к. не является оплатой за товары или услуги.
Важно! Укажите в договоре, что бонус не снижает стоимость товаров или услуг. В противном случае он будет считаться ретроспективной скидкой со всеми вытекающими обязанностями.
Бонус может быть выражен в натуральной форме — дополнительных единицах товара. Но такой способ используется редко, т. к. при передаче товара покупателю продавец должен начислить НДС от фактической стоимости товара и уплатить его из собственных средств.
Доверьте бухгалтерский учет нам! Поможем правильно рассчитать НДС при скидках и бонусах, подготовим и в срок сдадим отчеты, обработаем требования ФНС. Страховка от ошибок — 1 миллион рублей.
Как продавцу и покупателю учитывать скидки на УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы»
Текущие скидки
Тут все просто. Поскольку о скидке договорились до подписания договора и оплаты, во всех документах фиксируется сниженная стоимость товара или услуги. Продавец фиксирует оплаченную покупателем сумму как доход, и использует ее для расчета налога в стандартном порядке. Покупатель относит стоимость товара к расходам и может уменьшить на нее налогооблагаемую базу, если применяет УСН «Доходы минус расходы».
Ретроспективные скидки
Можно договориться о том, что скидка будет перечислена покупателю в денежном эквиваленте или учтена при оплате следующей партии товара. Порядок действий зависит от того, какой вариант выбрали:
Бонусы (премии)
Покупатель фиксирует полученную от поставщика премию как внереализационный доход, который учитывается при расчете налога и на УСН «Доходы», и на УСН «Доходы минус расходы».
Если предусмотрены бонусы в натуральном виде (дополнительные товары), продавец также может списать их стоимость, как рекламные расходы. Покупателю придется внести в доходы отпускную стоимость полученных товаров, что увеличит доход, используемый для расчета налога.
Учет акций в бухгалтерском учете при работе с физлицами
Если у вас розничный магазин, для стимулирования продаж могут использоваться текущие скидки и бонусы. Ориентируйтесь на схемы налогового учета скидок, описанные выше.
Учет скидок в бухучете: коротко о главном
Возьмем на себя бухгалтерский, налоговый и кадровый учет в вашей торговой компании. Интегрируемся со складским ПО, чтобы исключить ошибки, ведущие к проблемам с ФНС и переплатам.
Покупка работником товара за счет личных накопленных бонусов. Бухучет и налоги
На практике часто встречаются ситуации, когда сотруднику организации выдаются денежные средства под отчет на покупку того или иного товара для нужд предприятия.
Это может быть недорогая оргтехника, хозяйственный инвентарь, продукты питания, предназначенные для представительских расходов.
При этом не редко, подотчетное лицо покупает товары за счет своих личных накопленных бонусов.
И у бухгалтерии возникает множество вопросов:
Ответам на эти вопросы посвящена наша статья.
Квалификация бонусов
Маркетологи торговых компаний не устают придумывать все новые и новые способы борьбы за клиента для привлечения и удержания розничных покупателей.
Так, на практике покупателям предоставляются различные привилегии, на на которые клиент может рассчитывать после того, как совершил покупку.
Магазины в своей работе применяют множество форм такого поощрения.
К маркетинговым ходам относятся операции по начислению баллов на счет пользователя или на его карточку (например, интернет-магазины «Озон», «М-видео», «Эльдорадо», «Оби»), или операции по выдаче покупателям различных наклеек или купонов, дающих право на бесплатное получение товара, или покупку его по сниженной цене (например, торговые сети «Лента», «Седьмой континент», «Пятерочка», «Перекресток»).
Суть у всех перечисленных и других аналогичных вариантов одна: это своеобразная форма скидки или премии покупателю, которая может достигать даже 100% от стоимости товара.
Разница заключается лишь в способе ее предоставления.
В случае с баллами, купонами и наклейками эта скидка предоставляется на последующие покупки, которые совершит покупатель.
Порядок оформления кассового чека
Кассовый чек должен содержать ряд обязательных реквизитов.
Их перечень определен п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В этом перечне, помимо прочего, упомянута цена (стоимость) с учетом скидок и наценок.
Таким образом, в случае, когда товар продается со скидкой на сумму бонусных баллов, в кассовом чеке должна быть указана цена товара с учетом скидки (баллов).
При этом следует учитывать, что согласно п. 7 названной статьи кассовый чек может содержать реквизиты, не указанные в п. 1, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
Следовательно, пользователь ККТ при расчетах с использованием скидки в виде баллов дополнительно для покупателя может указать на кассовом чеке количество баллов и их стоимостный эквивалент (Письмо ФНС России от 26.09.2017 N ЕД-3-20/6387@).
Учет бонусных баллов
По нашему мнению, организация не имеет оснований для возмещения работнику накопленных личных бонусных балов.
Если же руководство несмотря ни на что примет решение компенсировать полную стоимость товара, то с части стоимости товара, оплаченной бонусами, придется удержать НДФЛ, начислить страховые взносы и не учитывать это возмещение в «прибыльных» расходах.
Кроме этого, получается, что работник таким вот нестандартным способом фактически обналичивает свои накопленные бонусы, что не предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенной позиции, покупку подотчетным лицом за счет бонусов следует отражать в учете следующим образом:
Бухгалтерский учет
В общем случае приобретенные хозяйственные товары принимаются к учету в качестве МПЗ по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Фактической себестоимостью, по которой товары принимаются к бухгалтерскому учету, признается стоимость оплаченного товара, то есть цена товара за вычетом бонусных баллов.
Если НДС по приобретенным хозяйственным товарам не принимается организацией к вычету (т.е. является невозмещаемым налогом), фактической себестоимостью, по которой товары принимаются к учету, признается цена, уплаченная продавцу с учетом НДС (абз. 3, 6 п. 6 ПБУ 5/01).
На дату передачи указанных МПЗ для использования в хозяйственных целях их фактическая себестоимость признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Бухгалтерские записи по отражению в учете выдачи денежных средств работнику под отчет для приобретения товаров для хозяйственных нужд, а также принятию к учету приобретенных материально-производственных запасов (МПЗ) и их передаче для использования производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
По общему правилу суммы НДС, уплаченные организацией при приобретении товаров, которые предназначены для использования в облагаемых НДС операциях, подлежат налоговым вычетам после принятия товаров к учету при наличии соответствующих первичных документов.
Вычет производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами и оформленных согласно требованиям налогового законодательства РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Сумма НДС в выданном кассовом чеке выделена отдельной строкой.
Заметим, что обязанность продавца (в рассматриваемой ситуации — розничного магазина) по выставлению счетов-фактур, установленная п. п. 3, 4 ст. 168 НК РФ, считается исполненной при выдаче кассового чека (п. 7 ст. 168 НК РФ).
По мнению Минфина России, при приобретении товаров у организаций розничной торговли кассовый чек не является основанием для принятия НДС к вычету, вычет НДС производится только при наличии счета-фактуры продавца (см., например, Письмо от 24.01.2017 N 03-07-11/3094).
В то же время Президиум ВАС РФ сделал вывод о правомерности применения налогового вычета по НДС по товарам, приобретенным в организации розничной торговли за наличный расчет, при отсутствии счета-фактуры продавца на основании кассового чека с выделенной суммой НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07 по делу N А40-13151/06-98-80). Данная позиция поддерживается рядом нижестоящих судов.
Налог на прибыль организаций
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Затраты на приобретение хозяйственных товаров являются экономически оправданными, поскольку произведены для нужд организации.
Документальным подтверждением произведенных затрат являются авансовый отчет работника и приложенный к нему кассовый чек розничного магазина.
Таким образом, затраты на приобретение хозяйственных товаров удовлетворяют всем критериям признания расходов, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, и могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Расходы на приобретение хозяйственных товаров можно отнести к материальным расходам в силу пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ как расходы на приобретение материалов, используемых на другие производственные и хозяйственные нужды в размере стоимости покупки за вычетом бонуса.
В соответствии с п. 1 ст. 170 НК РФ сумма НДС, предъявленная продавцом (выделенная в чеке ККТ отдельной строкой) и не принятая к вычету по причине отсутствия счета-фактуры, в целях налогообложения расходом не признается (за исключением случаев, перечисленных в п. п. 2, 2.1 ст. 170 НК РФ).
Отсутствие у организации счета-фактуры продавца, подтверждающего ее право на применение вычета по НДС, п. п. 2, 2.1 ст. 170 НК РФ не предусмотрено.
По мнению Минфина России, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль сумму НДС, предъявленную покупателю, указанную в кассовом чеке при приобретении товаров в розничной торговле и не принятую к вычету в целях НДС (см. Письмо от 24.01.2017 N 03-07-11/3094).
Таким образом, стоимость приобретенных подотчетным лицом хозяйственных товаров включается в состав расходов без учета суммы НДС, выделенной в кассовом чеке.
Применение ПБУ 18/02
Расходы в сумме НДС, выделенной в чеке ККТ, признаются в бухгалтерском учете, но не учитываются для целей налогообложения прибыли.
В связи с этим при признании указанных расходов в бухгалтерском учете у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Работник оплатил личными бонусными баллами покупку для нужд компании и представил в бухгалтерию предприятия авансовый отчет с приложением кассового чека, выданного в магазине.
В чеке указана полная стоимость товара, сумма списанных в оплату бонусов и остаток, оплаченный деньгами, а также отдельной строкой выделена сумма НДС.
Счет-фактура розничным магазином не выдавался.
Полная стоимость хозяйственных товаров составила 8 000 руб.
Бонусные баллы — 2 000 руб.
Таким образом, конечная стоимость покупки составила 6 000 руб., в том числе НДС по ставке 20% −1 000 руб.
В месяце приобретения все хозяйственные товары переданы для использования.
Организация, руководствуясь разъяснениями официальных органов, придерживается более безопасной позиции и не принимает к вычету сумму «входного» НДС по приобретенным хозяйственным товарам, выделенную в чеке контрольно-кассовой техники (ККТ), поскольку соответствующий счет-фактура продавцом выставлен не был.
В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Выданы из кассы денежные средства под отчет
Расходный кассовый ордер
Приобретенные хозяйственные товары приняты на учет в составе МПЗ за вычетом бонусных баллов
Приходный ордер, Авансовый отчет
Хозяйственные товары переданы для использования по назначению
Бухгалтерский и налоговый учет скидок
Предоставление различного рода торговых скидок является обычной коммерческой практикой в оптовой и розничной торговле. Это один из самых распространенных методов привлечения покупателей.
1. Правовые основы скидок
Определения понятия «скидка» в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также в законодательстве о налогах и сборах нет. В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара. Обычно она представляется покупателю, исполнившему условия, установленные продавцом.
Согласно ГК РФ продавец товара свободен при определении цены на него. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст.424 ГК РФ).
Устанавливая цену на товар, продавец может предусмотреть скидки. В зависимости от условий предоставления скидка может рассматриваться как согласование новой цены договора или как изменение цены после заключения договора. После заключения договора изменение цены допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Договор купли-продажи в розничной торговле фактически считается заключенным в момент выдачи продавцом кассового чека покупателю товара.
На какую же сумму можно осуществлять скидку от первоначальной цены? На любую – гражданское законодательство не ограничивает продавца в пределах снижения цены товаров, работ, услуг.
По общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Но следует помнить, что при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы могут проверить правильность применения цен по сделкам (подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ). При выявлении отклонения они вправе доначислить налог и пени.
Поэтому во избежание разногласий с налоговыми органами лучше устанавливать максимальный размер скидки в 20 процентов от уровня обычной цены (если цены держатся на уровне средних рыночных).
При предоставлении скидок в размере, превышающем 20% продажной цены, в целях избежания налоговых рисков должно быть подготовлено обоснование предоставления скидки, указывающее на то, что:
— скидка является обычной;
— скидка предоставлена по основаниям, предусмотренным в пункте 3 статьи 40 НК РФ (обусловлена маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки, сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей).
Чтобы иметь право торговать со скидками, прежде всего надо оформить такие документы:
Кроме того, в организации должны быть разработаны и утверждены следующие первичные документы.
Если учет товаров ведется по продажным ценам, то для начисления торговой наценки предназначен «Реестр розничных цен». Его примерная форма приведена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Форма рекомендована письмом Минэкономики России от 20.12.95 № 7-1026 и обязательной не является. В соответствии с п.п. 9.28 и 9.29 «Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5, переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации и оформляется актом. Форма такого акта в «Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 не предусмотрена.
Поэтому организация самостоятельно разрабатывает эти формы с соблюдением всех установленных ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» реквизитов.
2. Виды торговых скидок
Торговая скидка может быть предоставлена в виде:
· обычной скидки (суммы, на которую снижается продажная цена товаров);
· вознаграждения за объем закупок.
3. Обычная скидка
Обычная скидка может быть предоставлена покупателю различными способами:
ФНС России указала, как в кассовом чеке отразить баллы при их использовании
tonodiaz / Depositphotos.com |
Нормами законодательства о применении кассовой техники установлено, что пользователи ККТ обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) кассовые чеки или бланки строгой отчетности при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее Закон № 54-ФЗ).
НАША СПРАВКА
Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Налоговая служба указала, что при осуществлении расчетов с использованием скидки в виде баллов пользователь ККТ дополнительно для покупателя может указать на кассовом чеке количество баллов и их стоимостный эквивалент (письмо ФНС России от 30 апреля 2021 г. № АБ-4-20/6093). При этом, если условием получения «бонусов» является совершение участником определенных действий «программы лояльности» и скидка на товары (работы, услуги), размер которой определяется начисляемыми покупателю (клиенту) баллами, составляет 100%, то расчет будет осуществляться встречным предоставлением. При этом цена предмета расчета (тег 1079) и стоимость предмета расчета (тег 1043), сумма по чеку встречным предоставлением (тег 1217) указываются с учетом скидки, то есть «0 руб.».
Если же скидка на товары (работы, услуги), размер которой определяется начисляемыми покупателю (клиенту) баллами, составляет менее 100%, то расчет осуществляется иными способами, например, наличными или безналичными средствами.