Скидка на товар задним числом
Учет скидок задним числом – подчищаем «хвосты» в бухгалтерии и налогах
В прошлой статье мы обсудили общие вопросы предоставления скидок, их обоснование. Одной из самых сложных ситуаций является предоставление так называемых ретроскидок, т.е. скидок, предоставляемых задним числом. Сначала покупатель выполняет условия, выдвинутые продавцом, а затем последний его поощряет.
Условием предоставления скидки может быть закуп определенного количества товара за конкретный срок, выполнение условий по быстрой оплате товаров и др. После выполнения условий договора стоимость всей партии товара пересчитывается, в том числе и отгруженная покупателю ранее. Это один из наиболее трудоемких для бухгалтера вариантов предоставления скидки.
Фиксируем изменение стоимости
В первую очередь составьте документ об изменении стоимости. Им может быть допсоглашение к договору, уведомление о скидке, протокол согласования цен и др. Однако право на получение скидки может быть предусмотрено и самим договором.
Важно: условие об уменьшении цены не стоит прописывать в договорах на поставку продовольственных товаров. Для этой категории продукции определено, что предоставленные покупателю денежные премии не изменяют цену товаров (п.4 ст.9 закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ).
Корректировка проводок у продавца
Дебет 62 – Кредит 90 — отражена выручка
Дебет 90 — Кредит 68 — начислен НДС
Дебет 90 – Кредит 41 — списана покупная стоимость товара
Дебет 62 – Кредит 90 — скорректирована выручка на сумму скидки сторно
Дебет 90 — Кредит 68 — скорректирован НДС сторно
Дебет 76 – Кредит 68 – НДС с аванса, если переплата остается как аванс
Если реализация произошла в одном году, а скидку предоставили в следующем, то ее сумма признается в составе прочих расходов.
Дебет 91 – Кредит 62 – отражена скидка
Дебет 68 – Кредит 91 – отражен вычет НДС по корректировочному счету-фактуре
Дебет 76 – Кредит 68 – НДС с аванса, если переплата остается как аванс
Корректировка документов по НДС
Оформляем корректировочный счет-фактуру (п.3 ст.168 НК), корректируем товарно-сопроводительные документы
Корректировочный счет-фактура регистрируется в книге покупок за текущий период и в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (п.10 ст.172 НК).Уточненная декларация по НДС за период отгрузки не подается (Постановление Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137).
Если покупатель уже расплатился с продавцом в полном объеме, и разница между суммой со скидкой и без нее не возвращается, то она считается у продавца как полученный аванс в счет следующих поставок. А значит, с суммы такого аванса надо заплатить НДС.
Налог на прибыль
Возможны следующие ситуации и их решения:
1. Вы уже сдали декларацию по налогу на прибыль:
— вы подаете уточненную декларацию за период отгрузки и уменьшаете выручку;
— вы отражаете сумму скидки в текущей декларации по налогу на прибыль как выявленный убыток прошлых периодов (письмо Минфина от 23.06.2010 г. №03-07-11/267).
2. Вы еще не сдавали декларацию – в декларации укажите уменьшенную выручку.
Изменения у покупателей
Полученный от поставщика корректировочный счет-фактура занесите в книгу продаж текущего периода, этим вы восстановите вычет по НДС. Вносить исправления в книгу покупок за прошлый период не нужно.
При получении от продавца исправленных первичных документов, расходы, которые вы возможно уже учли для расчета налога на прибыль, надо пересчитать (например, все товары или их часть продали). В итоге получится, что расходов у вас станет меньше, т.е. вы недоплатили налог на прибыль. Перечислите в бюджет пени и недоимку, а затем подайте уточненную декларацию по налогу на прибыль (письмо Минфина от 20.03.2012г. №03-03-06/1/137).
Дебет 41 – Кредит 60 – оприходованы товары
Дебет 19 – Кредит 60 – отражен НДС
Дебет 41 – Кредит 60 – сторнирована стоимость товаров на величину скидки без НДС сторно
Дебет 19 – Кредит 60 – сторнирован НДС с суммы предоставленной скидки сторно
Скидки покупателям. Документы и налоги
«Современный предприниматель», 2008, N 5
Для увеличения объемов продаж, повышения конкурентоспособности многие предприниматели предоставляют скидки. Рассмотрим, как правильно оформить скидки и какие проблемы могут возникнуть с налогами.
Если скидка не превышает 20 процентов стоимости товара, возражений со стороны инспекторов не возникнет. Даже если нет отдельных документов, обосновывающих применение скидки.
Контролеры обратят внимание, когда скидка предоставляется в большем размере. Дело в том, что при отклонении цены с учетом скидки более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам, контролеры могут проверить правильность применения цен (ст. 40 НК РФ). Если они докажут, что ИП слишком занизил или завысил цену, то ему будут доначислены налоги исходя из цен, указанных проверяющими. Но у бизнесменов есть защита от таких ревизий и названа она в ст. 40 Налогового кодекса. Так, если коммерсант снизил цену, основываясь на своей маркетинговой политике, претензий быть не может, независимо от суммы снижения. Отметим, наличие этого документа нередко становится решающим в налоговых спорах. Поэтому оформить его стоит. Форма маркетинговой политики и содержание законами не установлены. В ней должно четко определяться, когда, на какие товары, в каких размерах могут предоставляться скидки.
В дальнейшем решение о предоставлении конкретной скидки закрепляется во внутреннем документе (приказе, распоряжении предпринимателя, прайс-листе), где оговариваются причины снижения цен, период действия скидок, порядок опубликования информации о ценах с отражением суммы скидки и т.д.
В договоре с партнером, если предполагаются скидки, обязательно нужно предусмотреть условия возникновения обстоятельств для предоставления скидки. Это может быть, например, объем закупки (в денежном или товарном выражении), разовый или достигаемый в течение определенного времени. Если в первоначальном тексте договора таких условий нет, рекомендуем оформить дополнительное соглашение к договору.
Скидка «задним числом»
Скидка может предоставляться по итогам определенного периода. Допустим, в зависимости от того, сколько товара данный покупатель приобрел за месяц (скидка за объем продаж). Такая льгота предоставляется после продажи товаров, когда сумма выручки уже поступила на счет коммерсанта. Поэтому после предоставления клиенту скидки необходимо скорректировать выручку.
Пример 1. ИП Сидоров в апреле продал товар на сумму 60 000 руб., в мае на сумму 50 000 руб. По условиям договора, когда клиент делает закупку на общую сумму, превышающую 100 000 руб., ему на все закупленные ценности предоставляется скидка 10 процентов. Таким образом, льгота клиенту составит 11 000 руб. ((60 000 руб. + 50 000 руб.) x 10%).
На момент выполнения условий договора ИП уже отразил в учете (в книге доходов и расходов) выручку на сумму 110 000 руб. Поэтому скидка показывается в составе расходов. Если быть точными, она относится к внереализационным расходам (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Правило касается ИП на общем режиме.
Скидка должна оговариваться в договоре. Если вы предоставили скидку, не предусмотренную условиями контракта или дополнительного соглашения, фактически получится, что клиенту прощена часть долга. А это приравнивается к безвозмездной передаче части товара. Такие суммы в расходы не включаются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
По итогам каждого месяца (или иного периода) вы, подсчитав сумму поставок, оформите дополнительное соглашение к договору. В нем укажите сумму премии и способ ее предоставления. Если в примере покупатель полностью оплатил товар, предприниматель перечислит ему 11 000 руб., либо по соглашению стороны могут считать эту сумму предоплатой в счет будущих поставок. В случае, когда партнер долг погасил не полностью, оплачивая последнюю закупку, он может перечислить сумму за вычетом скидки.
ИП на обычном режиме придется корректировать не только выручку, но и НДС. Налог рассчитывается исходя из тех цен, по которым фактически проданы товары (п. 1 ст. 154 НК РФ). Если вы предоставили скидку, скорректировали фактически полученную выручку, в результате товары оказались проданы по более низким ценам, а потому следует скорректировать и НДС.
Предоставляя скидку уже после продажи товаров, необходимо внести изменения в первичные документы, в том числе и в счет-фактуру. В выставленные ранее счета-фактуры (которые к этому моменту уже находятся у покупателя) ИП вносит изменения на сумму скидки, заверяя их своей подписью, указав дату исправления (п. 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914). На основании этого исправления уменьшается рассчитанный НДС. Если декларация уже сдана, придется подать уточненную.
Отметим, предоставление скидки «задним числом» удобно для бизнесменов на общем режиме. Для коммерсантов на «упрощенке» оно может оказаться невыгодной.
А вот если поступила только часть суммы, ИП может внести исправления в документы, ведь они уже выставлены, а партнер перечислит долг за вычетом скидки.
Простые скидки
Розничные скидки
В розничной торговле заключать договор с каждым клиентом не удастся. Такие договоры являются публичными, соответственно, цена товаров должна быть одинаковой для всех потребителей (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Скидку и новую цену товара с учетом скидки достаточно указать на ценнике.
Отметим, при организации сезонных распродаж, в случае снижения качества товара или истечения срока его годности, необходимо составить приказ, в котором, следуя внутренним положениям, коммерсант устанавливает те или иные скидки. На основании приказа следует оформить акт на уценку товаров (форма N МХ-15, утверждена Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66).
Образец. Приказ о предоставлении скидок в розничной торговле Приказ N 5 о предоставлении скидок в розничной торговле
Скидки по услугам
Теперь остановимся на специфике налогообложения скидок по работам и услугам.
По мнению Минфина России, в состав расходов их включать нельзя (Письмо от 28 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/138). Так что, если ИП предоставляет по услугам скидку «задним числом», налог придется платить с полной суммы сделки. В обоснование своей позиции финансовое ведомство указывает, что в Налоговом кодексе говорится о скидках, предоставленных продавцом покупателю. Следовательно, речь идет о сторонах договора купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). Стороны договора возмездного оказания услуг называются «заказчик» и «исполнитель» (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Такая позиция ставит стороны договора подряда (оказания услуг) в неравное положение с лицами, заключившими договор купли-продажи. Тем самым нарушается принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Отметим, позиция Минфина не бесспорна.
В Налоговом кодексе термины «продавец» и «покупатель» далеко не всегда употребляются только для обозначения сторон договора купли-продажи. Например, в ст. 40 используются понятия «продавец» и «покупатель» при трактовке правила определения рыночной цены как товаров, так и работ (услуг). А в ст. 169 говорится о том, что счет-фактура выставляется продавцом покупателю, однако счета-фактуры выставляются, как известно, не только в случае продажи товаров, но и при выполнении работ, оказании услуг. Заказчики услуг называются покупателями и в ст. 148. Перечень примеров можно продолжить.
Налоговый кодекс достаточно широко трактует термины «покупатель» и «продавец». Обращаться к нормам гражданского законодательства в данном случае вряд ли уместно. Кроме того, перечень внереализационных расходов, предусмотренный ст. 265 НК РФ, является открытым. Таковыми могут стать любые обоснованные затраты. Получается, даже если формально расходы в виде скидок, предоставленных по договору выполнения работ или оказания услуг, не могут быть учтены по пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса, они могут быть признаны как иные внереализационные расходы. Но в данной ситуации коммерсанту стоит предоставлять скидки сразу при заключении договора на выполнение услуг.
Предоставляем скидки и сводим налоговые риски к минимуму
Лектор семинара: О. А. Шаркаева
Скидки – хорошая возможность привлечь покупателей. Особенно в условиях постоянно снижающегося из-за кризиса потребительского спроса. Но таким инструментом, как скидка, необходимо пользоваться очень осторожно. Потому что неудача может обернуться претензиями со стороны налоговых инспекторов и доначислением налогов. Чтобы этого не произошло, читайте конспект семинара.
Все скидки условно можно поделить на две группы. К первой группе относятся скидки, которые изменяют цену товара. Ко второй – скидки, которые не связаны с изменением цены товара. Они предоставляются, как правило, за достижение определенного объема покупок или выполнение иных условий договора. К такому виду скидок относятся, в частности, бонусы и денежные премии. Но о них мы поговорим чуть позже, а сейчас – о первой группе скидок, которые снижают стоимость каждой единицы товара. Такие скидки могут быть предоставлены как в момент реализации, так и после реализации товара.
Начнем с самого простого варианта. Предположим, продавец предоставляет скидку в момент продажи товара. Например, в связи с тем, что покупатель внес стопроцентную предоплату. В этом случае в учете продавца отражается реализация сразу по сниженным ценам. Цена товара в первичных документах и счете-фактуре указывается уже с учетом скидки. Очевидно, что такой вариант поощрения покупателя никаких последующих корректировок в учете и документах не требует.
У бухгалтера не будет головной боли и со скидками, которые предоставляются покупателям по итогам прошедших продаж на будущие отгрузки. Например, ценовая политика может быть такова: после того, как покупатель приобретает товар на сумму 500 000 рублей, он получает право на скидку 10 процентов при последующих покупках. Такие скидки также учитываются в момент отгрузки при формировании цены реализации товара. Соответственно выручка признается сразу с учетом скидок.
Проблемы возникают при так называемых ретроспективных скидках. То есть когда скидка предоставляется задним числом и снижает цену на уже проданный товар. В этом случае продавцу придется вносить изменения в «первичку», счета-фактуры и подавать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС.
Чиновники настаивают, что корректировать налоговые базы по прибыли и НДС следует в том отчетном периоде, в котором состоялась реализация товара. Так разъясняют Минфин России и налоговая служба. ( Письма Минфина России от 26 июля 2007 г № 03-07-15/112, ФНС России от 30 августа 2007 г № ШС-6-03/688 @ )
Что касается корректировки базы по НДС, порядок такой. Сначала продавец исправляет первичные документы и счета-фактуры с учетом скидки. Причем он корректирует как свои экземпляры документов, так и экземпляры покупателя. Далее он вносит изменения в книгу продаж за тот период, когда товар был реализован. Для этого оформляется дополнительный лист, в котором делаются две записи. Одна – об аннулировании старого счета-фактуры, вторая – о регистрации исправленного. Затем подается уточненная декларация по НДС.
Для покупателя такие ретроскидки еще более проблематичны. Ему придется в периоде отгрузки восстановить весь «входной» НДС по товарам, на которые он теперь получил скидку. Это означает, что нужно будет подать «уточненку» за период покупки товара, заплатить возникшую недоимку и пени. А вот принять налог к вычету снова, но уже по исправленному счету-фактуре покупатель сможет только в текущем квартале. Согласитесь, такая перспектива вряд ли кого обрадует, особенно если процент скидки меньше ставки НДС.
Таким образом, как видите, снижение цены путем ретроскидок не самый удачный способ. Поэтому по возможности лучше снижать цены по текущим или будущим поставкам.
КОНТРОЛЬ ЦЕН
Теперь что касается вероятности контроля цен со стороны налоговых органов.
Если колебание цен при продаже идентичных или однородных товаров в течение непродолжительного периода времени превышает 20 процентов, налоговые инспекторы могут проверить цены на соответствие рыночным. Такое право им дает подпункт 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ.
И если окажется, что цена товара отклоняется от рыночной цены более чем на 20 процентов, то сделку инспекторы могут пересчитать по рыночной цене. В результате организации будут доначислены налоги и пени.
На самом деле контроля цен можно избежать, даже если цены снижены на 80 процентов.
Для этого важно правильно оформить документы. Дело в том, что, согласно пункту 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночная цена определяется с учетом скидок, обычных для сделок между невзаимозависимыми лицами. В частности, при этом учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями спроса на товары;
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– приближением сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров;
– реализацией опытных моделей и образцов товаров.
Соответственно у вас должны быть документы, подтверждающие, что предоставление тех или иных скидок обусловлено ценовой политикой компании.
Таким документом прежде всего является маркетинговая политика. В ней подробно прописываются виды скидок, основания и порядок их предоставления. Для того чтобы система скидок была более гибкой, целесообразно закрепить в маркетинговой политике только общие положения снижения цен. А конкретный размер скидок указывать в более мобильных документах, например в прайс-листах или приказах руководителя.
Если вы скидки предоставляете в зависимости от объемов, разбейте прайс-лист на колонки. В первой колонке пропишите цены за выборку одного объема товаров, во второй – цены за другой объем и т. д. Здесь уже статью 40 Налогового кодекса РФ проверяющие точно не применят. Так как условия в целях контроля цен должны быть идентичными, а они у вас меняются.
Следующий нюанс. Размеры скидки можно предусмотреть в договоре, но я бы вам не советовала так делать, особенно если скидка превышает 20 процентов. Лучше в договоре сделать отсылку к прайс-листу или указать, что возможно предоставление скидки в соответствии с маркетинговой политикой.
– Ольга Анатольевна, а как лучше оформить уценку товара?
– Составьте приказ руководителя о проведении уценки. В нем нужно указать причину уценки, например из-за потери качества или окончания срока годности товара. И пропишите, с какого числа начинают действовать скидки. На основании приказа оформляется акт на уценку товаров. Для него предусмотрена специальная форма № МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.
ВАРИАНТ 2. Отгрузка бонусного товара.
Предположим, в договоре поставки указано, что при достижении определенного объема закупок покупатель получает бонус товаром. То есть покупателю отгружают партию товара бесплатно.
Сразу скажу, что бонусные скидки очень невыгодный вариант с точки зрения налогообложения.
Дело в том, что передачу бонусного товара проверяющие считают безвозмездной передачей. Хотя на самом деле товар передан не безвозмездно, а после того, как покупатель его «заработал», выполнив определенные условия договора. Но убедить в этом налоговых инспекторов практически невозможно.
Поэтому в случае бонусных скидок негативные налоговые последствия возникают для обеих сторон сделки.
Продавец должен перечислить в бюджет НДС исходя из рыночной стоимости «подарка» согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Поскольку в целях исчисления НДС безвозмездная передача товара признается реализацией. ( Подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ)
В расходах при расчете налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара не учитывается. Это следует из нормы пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.
Покупатель в налоговом учете отражает доход на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Причем величина этого дохода определяется исходя из рыночной стоимости полученного товара. Сумма «входного» НДС по безвозмездно полученному товару к вычету не принимается. Поскольку не выполняются требования статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Как видите, бонусный товар – это своеобразная ловушка для обеих сторон сделки. Поэтому такую форму поощрения покупателя лучше не применять.
ВАРИАНТ 3. Выплата покупателю денежной премии.
Скидка покупателю может быть предоставлена в форме денежной премии. На практике такие премии зачастую выплачивают крупные поставщики своим дилерам, например, за определенный объем закупок, за поставку товаров в новый магазин.
Чем интересна скидка-премия для продавца?
Во-первых, она не привязана к стоимости товара. А это значит, что не нужно возвращаться в прошлые периоды и делать корректировки, поскольку цена товара не меняется. Во-вторых, такую скидку продавец при расчете налога на прибыль включает во внереализационные расходы. Расход в виде премии признается на дату оформления соответствующего акта. ( Подпункт 191 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ )
На мой взгляд, скидки в форме премии самые беспроблемные. Единственно, их нужно правильно оформить. Все расходы, согласно требованиям налогового законодательства, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. ( Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ)
Скидки-премии лучше зафиксировать в маркетинговой политике. А в договоре прописать условия, при которых у покупателя появляется право на такие скидки. Кроме того, у вас должен быть акт о том, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку.
– Ольга Анатольевна, может ли поставщик принять к вычету НДС с суммы выплаченной покупателю премии?
ВАРИАНТ 4. Списание части задолженности покупателя.
В договоре могут быть предусмотрены условия, при выполнении которых поставщик списывает часть задолженности покупателя. Например, если покупатель увеличит в два раза объем закупок. Такой вариант поощрения также можно рассматривать как скидку без изменения цены товара.
Но если вы решите дать покупателю такую скидку, будьте готовы к налоговым спорам. Дело в том, что уменьшение задолженности покупателя налоговики могут посчитать прощением долга. Соответственно учесть сумму списанной «дебиторки» в расходах при расчете налога на прибыль вы не сможете. ( Пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ)
Так считает и Минфин России в письме от 12 июля 2006 г. № 03-03-04/1/579.
Хотя точка зрения чиновников небесспорна. Ведь в данном случае долг прощается не безвозмездно, а в обмен на определенные действия покупателя. Но убедит ли это судей, спрогнозировать трудно.
Покупателю сумму такой скидки придется включить в доходы. Кроме того, налоговые инспекторы могут потребовать от него восстановить «входной» НДС в части списанной кредиторской задолженности.
НДС по ретроскидкам можно учесть в текущем периоде
По мнению Минфина России, в случае снижения цены на отгруженные ранее товары следует корректировать базу по НДС прошлого периода, в котором прошла отгрузка. В то же время есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем. Предоставление скидки можно считать отдельной хозяйственной операцией. Поскольку период, в котором предоставлена скидка, не совпадает с периодом продажи товара. В периоде реализации поставщик отразил доход правильно, исходя из фактической цены товара. Поэтому нет необходимости корректировать налоговую базу этого периода. Ведь, согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ, перерасчет налоговой базы прошлого периода производится при обнаружении в ней ошибок и искажений.Скидку продавец может учесть в текущем периоде в составе внереализационных расходов. То есть воспользоваться нормой подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры решений судей, которые поддерживают такую точку зрения. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. по делу № А56-1302/2006. Оно было одобрено определением ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16352/08.
рекомендация лектора.
Предоставлять скидку в одностороннем порядке не стоит
Бывают ситуации, когда в договоре поставки установлена твердая цена товара, а после его отгрузки продавец решает предоставить покупателю скидку, чтобы заинтересовать его в дальнейшем сотрудничестве. При этом он направляет покупателю уведомление об изменении первоначальной цены договора, то есть кредит-ноту. Учтите, что такое одностороннее решение по своей сути – это не что иное, как прощение покупателю части долга по сделке. На это указывает статья 415 Гражданского кодекса РФ.Прощение долга инспекторы рассматривают как безвозмездную передачу товара на сумму прощенной задолженности. А это значит, что продавец не сможет учесть расходы по нему при расчете налога на прибыль. Основание – пункт 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Что касается покупателя, то ему придется включить сумму прощенной задолженности в состав внереализационных доходов и заплатить с нее налог на прибыль. Это следует из пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса РФ.Чтобы обезопасить себя и покупателя от таких негативных налоговых последствий, предоставлять скидки в одностороннем порядке не следует. Рекомендую возможность предоставления скидок предусматривать сразу в договоре поставки либо оговаривать в дополнительном соглашении к нему.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.