Скидка на низкую ликвидность недвижимости
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.
Пять основных стратегий инвестирования в жилую недвижимость
В этом материале будет минимум конкретных цифр — когда речь идет о вложениях в недвижимость, суммы могут быть очень разными в зависимости от возможностей инвестора, региона и ряда других факторов. Коротко разбираем основные стратегии инвестирования в жилую недвижимость, их плюсы и минусы, а также рискованность и доходность каждой из них.
Здесь действует простое правило — больше риска, больше прибыль. Рентабельность стратегии будет тем выше, чем раньше инвестор приобретет актив. Однако из-за перемен в законодательстве и перехода девелоперов на эскроу-счета доходность таких инвестиций резко упала.
Сегодня вложение на уровне котлована позволяет рассчитывать на доходность от 10% до 25% после сдачи объекта в эксплуатацию. Раньше прибыль от подобных инвестиций могла достигать 40–50%.
«Доля инвестиционных покупок существенно сократилась — с прежних 20–30% до малозначимых 5%. Наверное, на этом уровне она и стабилизируется, так как всегда будут инвесторы, которым важно просто «припарковать» деньги в бетоне, а на доходность они почти не смотрят», — цитирует «Коммерсантъ» руководителя отдела рынков капитала и инвестиций Maris в ассоциации с CBRE Алексея Федорова.
Перепродать объект в теории можно и раньше на любом этапе строительства. Лучшее время для сделки — обычно поздняя осень и декабрь, когда девелоперы часто дают покупателям скидки и бонусы перед Новым годом.
Главный минус стратегии очевиден: даже после перехода на более надежную систему эскроу-счетов остается риск, что стройка будет заморожена из-за финансовых затруднений или банкротства девелопера. Как минимум сроки сдачи объекта всегда могут сильно сдвинуться. Кроме того, на рентабельность инвестиций может негативно повлиять активное строительство рядом с объектом.
Перепродажа после ремонта
Интуитивно понятный способ увеличить стоимость актива. Инвестор покупает дешевый изношенный вариант на вторичном рынке, после чего делает ремонт, чем поднимает рыночную цену объекта. Дополнительную ценность составляет даже обычная чистовая отделка помещения, не говоря уже о полноценном ремонте. Прибыльность такой стратегии оценивается в районе 10–20% — конкретная цифра зависит от объема вложений и масштаба ремонта.
При выборе этой стратегии стоит искать жилье, чья стоимость будет ниже среднего в районе. Он должен быть популярным среди покупателей, иначе вернуть инвестиции быстро не получится. Наличие крупных транспортных узлов или другой важной инфраструктуры в данной стратегии особенно важно.
Скидка на «убитое» жилье обычно составляет не менее 10%, в то же время наценка за свежий ремонт, по оценкам экспертов компании «НДВ-Супермаркет недвижимости», составляет порядка ₽20 тыс. за квадратный метр. При покупке однокомнатной квартиры со скидкой ₽500–700 тыс. после ремонта она прибавляет ₽600–800 тыс. Если вложения в ремонт составили не более ₽10 тыс. на квадратный метр, то доход от перепродажи составит ₽700 тыс. — ₽1 млн.
Важный момент: при продаже квартиры, которая находится в собственности менее пяти лет и не является единственным жильем, владельцу придется заплатить НДФЛ 13%. Правда, можно рассчитывать на налоговый вычет — ₽1 млн или фактические расходы на покупку.
Перевод помещения из жилого в нежилой статус
В зависимости от ситуации такие юридические маневры могут резко поднять в цене стоимость актива. Перевод жилого помещения в нежилое имеет смысл при покупке квартир на первых этажах, которые пользуются высоким спросом у самого разного бизнеса — розничных торговых сетей, аптек, банков, салонов красоты. Ключевой фактор — расположение дома: особенно удачно, если жилье расположено на первой линии домов около оживленных транспортных узлов и людских потоков.
Доход от сдачи помещения в аренду под бизнес по разным оценкам в 2–2,5 раза превышает доход от аренды под жилье. Сложность стратегии — в ее забюрократизированности: процесс перевода квартиры в нежилое помещение в последние годы сильно усложнился.
Жилье должно принадлежать собственнику, ничем не обременено (ипотека или залог не допускается), в нем никто не должен быть прописан, а все изменения и перепланировки придется регистрировать. Также нужно согласие двух третей собственников дома — и это зачастую становится главным камнем преткновения.
Для этого нужна масса бумаг: заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на квартиру, план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, проект переустройства или перепланировки и т. д.
«В Москве осуществить перевод квартиры в нежилой фонд очень сложно, но если удастся, это повысит арендную ставку минимум в два раза, а цену продажи не менее чем в полтора, — отметили в «НДВ-Супермаркет недвижимости». — Стоимость услуги от ₽500 тыс., если все делать своими силами, до ₽2 млн, если привлекать подрядчика. Но стоимость однушки в спальном районе можно за полгода-год превратить из ₽6 млн в ₽10 млн и даже больше».
Довольно популярная схема, чья распространенность объясняется необходимостью минимальных вложений. Для ее реализации не нужно приобретать дорогостоящую квартиру или дом — достаточно заключить с владельцем договор субаренды на длительный срок, дающий право самому сдавать жилье в аренду. Это имеет смысл, если инвестор сдает его на короткий срок: посуточная аренда куда более выгодна, чем помесячная — прибыль может примерно на 50% превышать затраты.
Для посуточной аренды лучше всего подходят студии и однокомнатные квартиры — в таких небольших помещениях заинтересовано 57% потенциальных клиентов.
Впрочем, сложностей хватает и здесь. Во-первых, найти согласных на такой вариант собственников непросто: многие владельцы жилья не хотят, чтобы их квартиры сдавались посуточно и быстро «изнашивались». А те, кому этот вариант подходит, зачастую занимаются сдачей собственности в посуточную аренду без посредников.
Поиск арендаторов может быть довольно сложным и утомительным занятием, к тому же подверженным сезонности. А еще сдаваемое посуточно помещение требует регулярной уборки и контроля — недобросовестные жильцы могут испортить бытовую технику или мебель.
Трансформация одной квартиры в две
Суть данной стратегии — выжать максимум из площади жилья: из одно- или двухкомнатной квартиры получатся две студии, стоимость которых будет выше. Это задача более сложная, чем простой ремонт: нужно возвести дополнительные стены, в одной из комнат установить сантехнику (ванную или душевую кабину, туалет), переделать электрику для новой кухни, учесть наличие окон и обеспечить максимально большое жилое пространство для каждой студии. Кроме квартир, делить на студии можно, к примеру, таунхаусы.
Две студии можно как продать и получить единоразовую прибыль, так и сдавать в аренду. Второй вариант существенно более выгодный: на рынке жилья студии оцениваются ненамного дешевле однокомнатных квартир. Срок окупаемости объекта может существенно уменьшиться — каждый квадратный метр начинает приносить примерно в 1,5 раза больше дохода. Но в то же время на студии труднее найти арендаторов.
«Однокомнатные квартиры более востребованы на рынке аренды. Стоимость проживания в них всего на 2000–3000 рублей выше, чем в студии. И арендаторы готовы платить эту сумму ради более комфортных условий проживания», — цитирует риелтора Артема Сошникова «Яндекс.Недвижимость».
Купить акции ведущих застройщиков можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций
к.т.н. Яскевич Е.Е.
В отчете по оценке пакета акций, основанном на применении нескольких подходов, оценщик должен принять 2 существенно влияющих на конечный результат решения:
Подходам к решению этих вопросов посвящена настоящая работа.
Актуальность затронутой тематики заставляет сконцентрировать в данной работе отдельные рекомендации по определению диапазонов и конкретных величин скидок и надбавок, а также методики определения этих величин. Рыночные данные по продажам российских пакетов акций конкретизируют оцениваемые величины скидок и надбавок. В работе рассматриваются отдельные аспекты, связанные с определением стоимости привилегированных пакетов акций.
Данная работа ориентирована на подготовленного специалиста оценщика, — поэтому общие пояснения применяющимся терминам и определениям не приводятся, а указываются источники информации, откуда они взяты.
1. Виды надбавок и скидок.
Виды надбавок и скидок:
Другие виды скидок: скидка на блокирование (для относительно больших миноритарных пакетов акций); скидка на потерю ключевой фигуры (например, наследство); скидка на структуру портфеля (для двух и более не совпадающих видов действий компаний) и т.п. /2/
2. Факторы, обуславливающие введение скидок и надбавок.
Существенный характер имеет учет возможности государственного регулирования (например, наличие «золотой акции»).
3. Условия применимости скидок и надбавок. Взаимовлияние скидок и надбавок
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
- т стоимости контрольного пакета акций) /2/.
4. Диапазоны скидок и надбавок по данным зарубежных источников информации.
По данным работы /2/
По данным работы /3/:
По данным «Mergerstat Review» /www.mergerstat.com/:
По данным работы /5, Украина/:
5. Диапазоны скидок и надбавок по данным отечественных источников информации
ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Количество акций (процентов уставного капитала) | Коэффициент контроля |
От 75 до 100 % | 1,0 (1) |
где:
Уа — удельный вес пакета акций;
О — общая стоимость предприятия (бизнеса) как 100 % мажоритарный пакет;
НА — стоимость неоперационных активов;
Кк — надбавка за контроль;
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Следует отметить, что формула (1) при наличии «ликвидных» неоперационных активов (НА) не отражает полностью взаимовлияния скидок и надбавок (потребуется определять Кл и Кп для этих активов), как отмечалось в вышеприведенных источниках информации, — поэтому иногда целесообразно при этих условиях применять формулу:
Са = Уа * [(О — НА)*(1 + Кк)*(1-Кл)*(1 — Кп) + НА] (2)
Са = Уа * О *(1 — Кк)*(1-Кл)*(1-Кп) (3)
где:
Кк — скидка за контроль (для удобства применения используется обозначение — идентичное надбавке за контроль);
Кл — скидка за ликвидность;
Кп — скидка за иные факторы влияния.
Для блокирующего пакета может быть применен промежуточный вариант, в зависимости от оперативного применения либо скидок, либо надбавок.
9. Исследования российского рынка акций.
Для проведения исследований анализировались данные по продаже российских пакетов некотируемых акций ОАО. Для анализа были использованы данные:
У автора имеются дополнительные данные (около 15 продаж), однако отсутствие информации по «чистоте» проведенных сделок не позволяет применять их для анализа.
Нижеприведенный график показывает общие тенденции изменений надбавок и скидок для проданных пакетов некотируемых акций ОАО.
Как видно из графика, мажоритарные пакеты имеют наибольшие надбавки при продажах пакетов, близких к контрольным. Миноритарные пакеты имеют скидки, имеющие тенденции увеличения пропорционально удельному весу пакетов.
Максимальная надбавка (72,9 %) зафиксирована при продаже 51 % — го пакета акций предприятия, относящегося к пищевой промышленности.
Минимальная скидка в 73,0 % зафиксирована при продаже 0,5 % — го пакета акций автотранспортного предприятия.
На графике зафиксирована неявная тенденция снижения скидок в области «блокирующих» пакетов (20…40 %). Тенденция может быть случайной (во всяком случае, она требует статистической проверки).
На основании полученных данных определены ориентировочные диапазоны надбавок и скидок для различных пакетов акций
В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО
ПАКЕТ | 0+ | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5- | 0,5+ | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
НАДБАВКА | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + |
Максимум | 0,73 | 0,58 | 0,39 | 0,22 | 0,04 | ||||||
Среднее | 0,50 | 0,405 | 0,285 | 0,155 | 0,02 | ||||||
Минимум | 0,27 | 0,23 | 0,18 | 0,09 | 0 | ||||||
СКИДКА | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — |
Максимум | 0,75 | 0,48 | 0,36 | 0,29 | 0,25 | 0,19 | |||||
Среднее | 0,615 | 0,40 | 0,26 | 0,185 | 0,145 | 0,095 | |||||
Минимум | 0,48 | 0,32 | 0,16 | 0,08 | 0,04 | 0 |
10. Привилегированные и обыкновенные акции (подходы на основе выплаты дивидендов, сравнительные подходы, обобщения подходов).
Облигации, привилегированные и обыкновенные акции различаются последовательностью возмещения денежных средств (если предприятие ликвидировано, то в первую очередь погашается задолженность по облигациям, затем по привилегированным акциям и в последнюю — по обыкновенным акциям). Облигации дают право на гарантированные выплаты, привилегированные акции — на дивиденды (при наличии прибыли). Скидки на ликвидность, по своей величине, — меньше для облигаций, более высокие по привилегированным акциям и самые высокие — по обыкновенным /3/.
При изучении Устава предприятия и отчетов по эмиссии акций устанавливаются:
Рассмотрим общий случай и установим максимально возможную стоимость привилегированных акций при условии выплаты дивидендов только по привилегированным акциям в размере 10 % от ЧОД.
О = Оо + Оп (4)
где:
Оо — стоимость всех обыкновенных акций;
Оп — стоимость всех привилегированных акций.
Найдем стоимость Оп путем капитализации дивидендов:
Оп = 0,1*ЧОД / Кп.кап (5)
где:
Кп.кап. — коэффициент капитализации привилегированных акций
Максимальная стоимость привилегированной акции (Сп):
Сп = Оп / 0,25*N = 0,1*ЧОД / (Кп.кап.* 0,25* N) = 0,4*ЧОД / Кп.кап.* N (6)
где:
N — общее количество выпущенных акций.
Найдем общую стоимость предприятия путем капитализации денежного потока:
О = ДП / Ккап. (7)
где:
ДП — денежный поток для всего предприятия;
Ккап. — коэффициент капитализации для всего предприятия.
Определим стоимость всех обыкновенных акций:
Оо = О — Оп = ДП / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. (8)
Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда ДП = ЧОД:
Оо = ЧОД / Ккап. — 0,1*ЧОД / Кп.кап. = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) (9)
Определим стоимость обыкновенной акции Со:
Со = Оо/ 0,75* N = ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / 0,75*N = 1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N (10)
Найдем соотношение между максимальной стоимостью привилегированной и стоимостью обыкновенной акции:
Сп/Со = (0,4*ЧОД / Кп.кап.* N) / (1,33*ЧОД*(1/ Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) / N) = 0,3 / [ Кп.кап.*(1/Ккап. — 0,1/ Кп.кап.) = 0,3 / (Кп.кап./Ккап. — 0,1) (11)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 3,00 | 1,50 | 1,00 | 0,75 | 0,60 | 0,50 | 0,43 | 0,38 |
В табл.5 приведены соотношения стоимостей обыкновенных акций и максимальных стоимостей привилегированных акций (при расходовании 0,1 ЧОД на выплату дивидендов только по привилегированным акциям ).
Рассмотрим ситуацию, когда на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД и общие дивиденды выплачиваются равномерно:
0,05 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующее выражение:
Сп/Со = 0,15 / (Кп.кап./Ккап. — 0,05) (12)
Найдем цифровые выражения для «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 1,00 | 0,60 | 0,43 | 0,33 | 0,27 | 0,23 | 0,20 | 0,18 |
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда дивиденды выплачиваются из расчета: дивиденды по обыкновенным акциям равны половине от дивидендов по привилегированным акциям, при этом на выплату дивидендов может расходоваться 0,1 ЧОД:
Несложные математические выкладки при соотношениях 25/75%% привилегированных и обыкновенных акций показывают, что в этом случае получается:
0,04 ЧОД — по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — по обыкновенным акциям.
Небольшие математические выкладки с измененными условиями в этом случае дают нам следующие выражения:
Сп/Со = 0,12 / (Кп.кап./Ккап. — 0,04) (13)
Найдем цифровые выражения для соотношения «Сп / Со», принимая произвольные значения коэффициентов капитализации при выполнении следующего условия:
Ккап. > Кп.кап.
Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Сп / Со | 0,75 | 0,46 | 0,33 | 0,26 | 0,21 | 0,18 | 0,16 | 0,14 |
При производстве показательных расчетов автор намеренно сделал упрощения, которые не потребуются в процессе производства расчетов при работе над отчетом по оценке. Определим ориентировочно необходимые сведения, требующиеся для установления соотношения «Сп / Со»:
Автор считает, что сложности с определением отдельных параметров оперативно устранимы (например, в части определения Ккап., — могут быть применимы косвенные методы).
Нами рассмотрены соотношения «Сп / Со» на базе дивидендной политики предприятия (доходным подходом). Попытаемся осмыслить эти соотношения с точки зрения сравнительного подхода, опираясь на следующие положения:
Вероятно, в первом приближении, стоимость как обыкновенной, так и привилегированной акции может быть привязана к базовой стоимости акции:
По общему определению стоимость обыкновенной акции можно выразить в виде:
Со = Б*(1-Кок)*(1 — Кол) (14)
Стоимость привилегированной акции можно выразить в виде:
Сп = Б*(1-Кпк)*(1 — Кпл) (15)
где:
Б — базовая стоимость акции (определяется как общая стоимость предприятия «О», деленная на общее количество выпущенных акций «N»: Б = О / N );
Кок и Кпк — скидки за контроль к обыкновенным и привилегированным акциям;
Кол и Кпл — скидки за ликвидность к обыкновенным и привилегированным акциям.
Прочие скидки для упрощения расчетов — не учитываем.
Сп / Со = (1-Кпк)*(1 — Кпл) / (1-Кок)*(1 — Кол) (16)
Следует учесть, что при выплате дивидендов скидка Кпк — максимальная (как следует из табл.4, — 0,75), откуда имеем:
Сп / Со = 0,25*(1 — Кпл / (1-Кпк)*(1 — Кпл) (17)
В условиях невыплаты дивидендов по всем типам акций следует ориентироваться на формулу (16). В этих условиях коэффициенты контроля и ликвидности для привилегированных и обыкновенных акций могут быть близки, однако теоретически коэффициенты контроля и ликвидности по привилегированным акциям могут только приближаться к аналогичным коэффициентам по обыкновенным акциям. Равенство этих коэффициентов — маловероятно. В этой связи соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут располагаться в диапазоне 0,90…0,99. Иными словами: в большинстве случаев покупатели ценят обыкновенные акции выше привилегированных (это будет косвенно показано ниже при анализе стоимости предложений на покупку и продажу акций второго эшелона).
Попробуем приравнять стоимость привилегированной акции, определенную по доходному подходу (на основе выплат дивидендов) к стоимости привилегированной акции, определенной при сравнительном подходе на основе базовой стоимости
Рассмотрим, как было выше показано, три возможных варианта выплаты дивидендов:
Вариант 1 (максимальная стоимость привилегированной акции):
0,1 ЧОД — весь расходуется на дивиденды для привилегированных акций;
Вариант 2
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,05 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям;
Вариант 3
0,04 ЧОД — выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
0,06 ЧОД — выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
Приравниваем стоимости привилегированных акций:
Вариант 1:
0,4*ЧОД / Кп.кап.* N = (О/ N)* 0,25*(1 — Кпл) (18)
Кпл = 1 — 1,6* [ ЧОД / (О*Кп.кап.)] (19)
В первом приближении мы можем приравнять соотношение «ЧОД / О» к коэффициенту капитализации предприятия:
ЧОД / О = Ккап. (20)
Кпл = 1 — 1,6* (Ккап. / Кп.кап.) (20)
Аналогичные выкладки для варианта 2 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,8* (Ккап. / Кп.кап.) (21)
Аналогичные выкладки для варианта 3 приводят к выражению:
Кпл = 1 — 0,64* (Ккап. / Кп.кап.) (22)
В табл.8 определены величины «Кпл» при проигрывании ситуаций с различными соотношениями «Кп.кап./Ккап».
Варианты (№) | Кп.кап./Ккап | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
1 | Кпл | — 7,00 | — 4,33 | — 3,00 | — 2,20 | — 1,67 | — 1,28 | — 1,00 | — 0,77 |
2 | Кпл | — 3,00 | — 1,67 | — 1,00 | — 0,60 | — 0,33 | — 0,14 | 0 | 0,11 |
3 | Кпл | — 2,20 | — 1,13 | — 0,60 | — 0,28 | — 0,07 | 0,09 | 0,20 | 0,33 |
Из табл.8 следует вывод:
При выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям при различных соотношениях «Кп.кап./Ккап» могут иметь место для привилегированных акций как скидки на ликвидность (в табл.8 — со знаком «+»), так и надбавки (в табл.8 — со знаком «-«). При этом вероятность появления надбавок тем выше, чем больше удельный вес ЧОД, расходуемый на выплату дивидендов по привилегированным акциям. В нашем случае надбавки и скидки рассматриваются применительно к базовой стоимости акции.
Частично ответ на этот вопрос мы можем получить при анализе рынка купли — продажи акций второго эшелона.
11. Акции второго эшелона. Разница в стоимости привилегированных и обыкновенных акций
Рассматривая котировки акций второго эшелона на базе сайтов Интернет (http://www.nqs.ru/ и т.п.), при выплате дивидендов как по привилегированным, так и по обыкновенным акциям, мы видим разницу между стоимостью этих акций.
В табл.9 приведены отдельные сведения по соотношениям «Сп / Со» для различных отраслей.
Отрасль | Сп / Со Предложения | ||||||
покупка | Среднее | Продажа | |||||
Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | Кол-во | Среднее | Коэф. вариации | ||
Нефтяная | 21 | 0,53 | 0,24 | 0,58 | 5 | 0,63 | 0,26 |
Газовая | 7 | 0,81 | 0,26 | 0,79 | 4 | 0,77 | 0,24 |
Энергетика | 6 | 0,50 | 0,34 | 0,62 | 7 | 0,76 | 0,20 |
Банковское дело | 5 | 0,84 | 0,36 | — | 0 | — | — |
Связь | 12 | 0,51 | 0,19 | 0,58 | 8 | 0,66 | 0,49 |
Металлургия | 3 | 0,91 | — | — | 0 | — | — |
Автомобильная | 1 | 0,40 | 0,49 | 1 | 0,58 | — | |
Химическая | 0 | — | — | 1 | 0,44 | — |
Рассмотрим, что-же можно почерпнуть из этой разницы:
1). Средние величины соотношений «Сп / Со» по предложениям к продаже находятся выше средних величин по предложениям к покупке:
2). Наибольшие значения соотношений «Сп / Со» зафиксированы для предложений на покупку в отраслях, связанных с банковским делом (0,84) и металлургией (0,94).Следует отметить, что в этих отраслях отдельные предложения имели соотношения «Сп / Со» на уровнях,превышающих 1,0. Это может служить косвенной характеристикой следующих параметров:
3). Средние величины соотношений «Сп / Со», найденные по осреднению спроса и предложения в вышеуказанных отраслях, находятся в диапазоне 0,49…0,79. В большинстве случаев для рассматриваемых отраслей стоимость привилегированной акции — ниже стоимости обыкновенной.
1). Виды скидок и надбавок:
2). Для практикующих оценщиков на базе рынка продаж некотируемых пакетов акций ОАО определены на графике тенденции изменения скидок и надбавок. В табл. 4 приведены наиболее вероятные диапазоны и средние значения общих надбавок и скидок для различных пакетов некотируемых акций ОАО.
3). При выплате дивидендов по определенным типам акций необходимыми параметрами, требующимися для установления соотношения между стоимостью привилегированной о обыкновенной акциями являются:
Необходимые расчетные формулы для установления этого соотношения приведены в тексте.
4). При отсутствии выплат дивидендов по всем типам акций для расчетов соотношений между привилегированными и обыкновенными акциями предлагается ориентироваться на формулу (16). Расчетные соотношения «Сп / Со» при доверительных вероятностях порядка 90…95 % могут ориентировочно располагаться в диапазоне 0,90…0,99.
5). Нормативные коэффициенты контроля, приведенные в Приложении №1 к ПП РФ № 369 от 31.05.2002 г. показывают: