Скидка это стимулирующее мероприятие
Скидка это стимулирующее мероприятие
Какую информацию необходимо указывать в раздаточных материалах об услугах в случае объявления акций согласно законодательству в сфере рекламы?
Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Под стимулирующим мероприятием в соответствии со статьей 9 Закона о рекламе понимается лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Закон о рекламе содержит специальные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, которая должна содержать сведения о сроках проведения стимулирующих мероприятий, источник информации об организаторе таких мероприятий, о правилах проведения, о призах, сроках, месте и порядке их получения.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» разъяснено, что в такой рекламе может быть указан лишь источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, но сам он может в рекламе непосредственно не называться.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы ( часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
Согласно пункта 28 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2008 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования ( часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
На основании изложенного, допускается указание источника информации (контактный телефон, ссылка на официальный сайт, в котором содержится сведения о сроках проведения стимулирующих мероприятий, источник информации об организаторе таких мероприятий, о правилах проведения, о призах, сроках, месте и порядке их получения) об организаторе стимулирующего мероприятия, при распространении рекламы мероприятия (розыгрыш, лотерея, конкурс и т.п.), условием участия в которых является приобретение определенного товара.
В случае распространения рекламы об объявлении акции (предоставление скидки на товар) следует указать всю существенную информацию (сроки проведения акции, условия приобретения или использования товара и т.д.), с целью формирования у потребителя правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге)
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе
Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.
Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.
Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.
Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:
Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».
Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.
Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:
Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.
В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.
Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.
Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.
На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».
Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».
Светлана Новикова → Требования, которые закон предъявляет к рекламе стимулирующих мероприятий
Юридическое регулирование сферы рекламы в России осуществляется Федеральным Законом РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).
Рассматриваемый закон содержит общие требования к рекламе, которые также распространяются и на рекламу стимулирующих мероприятий (согласно статье 9 Закона «О рекламе» — это стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное мероприятие, условием участия в которых является приобретение товара).
Действующее рекламное законодательство предъявляет дополнительные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, а также выделяет некоторые из них, устанавливая для них отдельные условия рекламирования.
1. Общие положения, распространяемые на все стимулирующие мероприятия
Для начала рассмотрим общие положения, которые распространяются абсолютно на все виды стимулирующих мероприятий.
1.1. Реклама стимулирующих мероприятий должна быть добросовестной
Статья 5 Закона «О рекламе» (подпункт 15 пункта 5) устанавливает квалифицирующие признаки недобросовестности рекламы стимулирующих мероприятий. Недобросовестной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о:
• правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем,
• количестве призов или выигрышей по его результатам,
• сроках, месте и порядке их получения,
• а также об источнике информации о таком мероприятии.
1.2. Обязательные сведения, которые должны содержаться в рекламном объявлении
Статья 9 Закона «О рекламе» определяет, что в рекламе, содержащей сведения о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:
• сроки проведения такого мероприятия;
• источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
2. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующие лотереи
Стимулирующая лотерея — бесплатная для участников лотерея, связанная с реализацией товаров (услуг), призовой фонд которой формируется за счёт организатора и срок проведения которой не может превышать 12 месяцев. Анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет говорить о том, что стимулирующая лотерея — это рекламная акция, в рамках которой производится случайный розыгрыш призов среди участников.
Согласно статье 1063 ГК РФ лотерея – это игра, основанная на риске Для стимулирующих лотерей исключения не предусмотрено. В настоящий момент в правоприменительной практике превалирует принцип, что все положения законодательства, предусмотренные для лотерей, распространяются в том числе и на стимулирующие лотереи, если закон прямо не устанавливает обратного.
В связи с чем на такой вид стимулирующих мероприятий, как стимулирующая лотерея, распространяется ряд особых положений Закона «О рекламе».
2.1. Ограничения в рекламе стимулирующих лотерей
Статья 27 (пункт 1) Закона «О рекламе» определяет, что реклама основанных на риске игр не должна:
• обращаться к несовершеннолетним;
• создавать впечатление, что участие в лотерее является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;
• содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
• содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями лотереи, но выигрыши не получили;
• содержать утверждения о том, что участие в лотерее имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
• осуждать неучастие в лотерее;
• создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.
2.2. Обязательная информация, которая должна содержаться в рекламе стимулирующих лотерей
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр (включая лотереи) должна содержать:
• указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения лотереи;
• источник информации об организаторе лотереи, о призовом фонде, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
2.3. Дополнительные требования к аферте стимулирующей лотереи
В том случае, если реклама содержит предложение о заключении договора с организатором стимулирующей лотереи, то в соответствии с пунктом 3 статьи 1063 ГК РФ, такая реклама должна включать условия:
• о сроке проведения игр и
• порядке определения выигрыша и его размере.
3. Особые положения, распространяемые на такой вид стимулирующих мероприятий, как конкурсы
Некоторые виды стимулирующих мероприятий проводятся в виде конкурсов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие:
• существо задания,
• критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений,
• место, срок и порядок их представления,
• размер и форму награды,
• а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Соответственно, реклама, содержащая объявление о стимулирующей мероприятии, проводимом в виде публичного конкурса, должна отвечать указанным требованиям.
4. Требования к рекламе стимулирующих мероприятий, установленные уполномоченным органом
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) является уполномоченным органом, отвечающим за соблюдение законодательства о рекламе. В настоящее время этот орган ведёт усиленную работу по выявлению ненадлежащей рекламы.
Исходя из анализа практики работы ФАС РФ, можно сформулировать некоторые особые толкования закона чиновниками, которые необходимо учитывать при оформлении рекламных материалов.
4.1. В рекламу следует переписывать формулировку об источнике информации в полном объёме
Обычно рекламодатели стараются в рекламе быть как можно более лаконичными. Поэтому, выполняя требования Закона «О рекламе», предоставляют в рекламе ссылку на источник информации о мероприятии, но не расшифровывают подробно, что же может узнать человек, пройдя по указанной ссылке. По мнению ФАС РФ, это неправомерно.
В августе 2009 года ФАС РФ обвинила ООО «ПепсиКо Холдингс» в ненадлежащей рекламе сока «Тропиканка» поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», а именно, в рекламе не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, а также о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
В рекламе сообщалось: «Пей «Тропикана», участвуй в акции и выиграй путешествие во Флориду или сумку для путешествий. Заставка для мобильного каждому участнику!». В нижней части плаката маленьким шрифтом указано: «*Сотри защитный слой, с 15.01.09 до 30.04.09 (по московскому времени) отправляй SMS с кодом на номер 5767 или вводи код на сайте www.tropicana.ru и ты сможешь получить гарантированные призы. Акция проводится с 15.01.2009 до 30.05.2009 на территории РФ. Стоимость СМС — не более 3 руб (с НДС), все подробности на www.tropicana.ru». ** За максимальное количество кодов. *** За 20 кодов. Количество сумок — 10 000 шт. **** Для получения заставки мобильный телефон должен иметь возможность WAP-GPRS доступа в интернет. Телематические услуги предоставляются ООО «Моби Марк» (№44313). Доп. инфо по телефону (495) 787-7878. Выдаваемые призы могут отличаться от изображенных.»
Таким образом, ФАС РФ признаёт недостаточным указание источника информации о мероприятии (в рассматриваемом случае рекламодатель ограничился словами: «все подробности на» и дал ссылку на сайт). Подобные же решения были и в отношении других рекламодателей (например, компания «Данон Индустрия» в 2009 году также была привлечена к ответственности за подобное нарушение).
Получается, что, по мнению ФАС РФ, в целях исполнения пункта 2 статьи 9 Закона «О рекламе» необходимо указывать, о чём же конкретно информирует данный источник информации.
Это требование возможно выполнить двумя способами:
1. Полностью переписать текст из статьи 9 (а для стимулирующих лотерей – дополнительно и из пункта 5 статьи 27) Закона «О рекламе». Фраза должна звучать примерно так: «источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам [дополнение для лотереи — о призовом фонде], сроках, месте и порядке их получения смотрите… «.
2. Наша версия. Указать в тексте рекламы слова: «источник информации, предусмотренной ст. 9 [для лотереи – 27] ФЗ «О рекламе»…». Этот способ размещения информации можно призвать более лаконичным, но следует отметить и его рискованность, так как он не подкреплён практикой применения.
4.2. В рекламе следует указывать место и порядок получения призов
Управление ФАС РФ по Липецкой области пошло ещё дальше. В декабре 2006 года было вынесено постановление в отношении рекламодателя, который был обвинён в том, что опубликованная реклама не содержала сведения об источнике информации, об организаторе данного мероприятия, не указано место и порядок получения призов. Позицию территориального органа поддержал суд (вплоть до ФАС Северо-Кавказского округа, Постановление от 11 июля 2007 года Дело N Ф08-4226/2007-1674А).
Если рассмотреть дело, то выявляется, что, у Липецкого Управления ФАС и судов Северно-Кавказского округа свое особое прочтение статьи 9 Закона «О рекламе»: в рекламе необходимо указывать не просто источник информации о месте и порядке получения призов, а непосредственно указывать само место и порядок получения призов. Позиция крайне спорная.
По нашему мнению, в пункте 2 статьи 9 Закона «О рекламе» все слова и словосочетания, расположенные после слов «источник информации», являются однородными членами предложения и относятся к одному и тому же члену предложения (источник информации), потому как они отвечают на один общий для них вопрос (источник информации о чём?) равноправны друг к другу и связаны между собой.
В противном случае, если следовать версии Управления, то по правилам русского языка пункт 2 статьи 9 Закона «О рекламе» должен звучать так:
«источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количествО призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, срокИ, местО и порядОк их получения».
Но тем не менее, раз есть такая практика, значит, кто-то может признать, что лучше «перестраховываться» и указывать помимо прочего в рекламе: количество призов, место и порядок получения призов.
Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе
Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.
Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.
Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.
Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:
Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».
Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.
Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:
Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.
В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.
Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.
В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.
Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.
На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».
Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».