сказками жизни д мамина сибиряка можно назвать
Рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка
Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк(1852—1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возрастов.
«Сибиряк» — это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хорошо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения
раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очерки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).
Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается тематическим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых повестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»).
В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло».
В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С самого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не только солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд — подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за своим точильным колесом, которое он крутит до последнего, поскольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет открытого конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое трагичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой существования.
Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает человека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.
Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и неторопливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охотника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения — это описание трогательных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог между ним и автором-повествователем, ставшим участником всех описанных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь будет жить с ним всегда, так как здесь хорошо — сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а птице — другое. ».
Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Мамин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой птицей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти.
В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Смелые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:
. я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников только один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захватывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безошибочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу.
В литературном наследии беллетриста особую страницу составляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-познавательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоевским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитателей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой.
Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, — в мудром, добром взгляде на природу и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» — это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран срубаемых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, принимая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая война») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригинальную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наделяет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной — это хранитель лесной влаги. Леший — веселый и лукавый старик. Русалка — маленькая девочка, которая забавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой».
В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за предстоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдержан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем утином семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Серый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень труслив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Медвежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко»). Воробей вороват («Старый воробей»). Петербургский кот Васька — любитель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича»). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их образы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.
В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка искренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны.
Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка — «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знатоком детской психологии, но и умным воспитателем. Современники неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в детской сказке видевшего
весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.
Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца размыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к матери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».
Вопросы и задания
1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотношения человека и природы?
2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?
3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?
Сказки В. М. Гаршина
Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чтении ставшая хрестоматийной, — последнее произведение Всеволода Михайловича Гаршина (1855—1888), рано и трагически ушедшего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу.
В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гаршина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и человеке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в целом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887).
Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится символом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Сказочная коллизия (столкновение противоположных сил, интересов, стремлений) этого произведения характеризует его умонастроение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На создание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его подтолкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла.
Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860—1931) писатель выступал как библиограф произведений для детей, как редактор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путешественница», ставшая самым известным произведением писателя.
Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.
А точность и реалистическое правдоподобие деталей — от реалистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осенью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.
Главный признак сказочного мира — его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии предстают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки писателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности — в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропоморфизма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зооморфизмом (сохранение внешности и повадок животных, свойственных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заметить в сказках писателя также отголоски характерного для фольклорной сказочной прозы представления о благодарном животном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Лягушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественницы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения запрета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, — всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век лягушка «прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист».
Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайности. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется достижение или не достижение героем конечной цели. Трудную задачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуществляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путешествие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности — остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя далеко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудесного изменения в ходе событий. Два качества — ум и тщеславие — соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне.
Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается избежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «гордыней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:
Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала.
Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, умеет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте героиня объясняет вполне убедительно:
Я заехала к вам посмотреть, как вы живете Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.
Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, любовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, растения.
Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гаршина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гаршин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».
Вопросы и задания
1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?
2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?
3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема свободы?
Сказки. Рассказы. Стихи
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки для детей. Произведения
Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка читать онлайн. Серая шейка, Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко. Мамин-Сибиряк – сказки для детей со смыслом!
Сказки Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.
Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, — так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.
Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.
Мамин Сибиряк Аленушкины сказки
Мамина-Сибиряка читать начинают с детского сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович — длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц — длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.
Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):
Скромность;
Трудолюбие;
Чувство юмора;
Ответственность за общее дело;
Бескорыстная крепкая дружба.
Аленушкины сказки. Порядок чтения
Присказка;
Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
Сказка про Козявочку;
Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Ванькины именины;
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
Умнее всех;
Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
Пора спать.
Мамин-Сибиряк. Детство и Юность
Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.
Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.
Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.
Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.
Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.
Мамин-Сибиряк. Первое произведение
Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей, их психологии.
Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.
Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель – Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.
———————————————————-
Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки
для детей. Читаем бесплатно онлайн
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия — Мамин) — русский писатель-прозаик и драматург.
Содержание
Мамин-Сибиряк / Биография
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 года в поселке Висим Пермской губернии в семье священника Наркиса Матвеевича и его жены Анны Семёновны. Кроме него у пары была дочь Елизавета, старший сын Николай и младший Владимир.
В 12 лет поступил в духовное училище, но проучился там недолго. Мальчик серьёзно заболел, и пробыл дома следующие 2 года, интересуясь разной литературой. Окончив училище, в 1868 году Дмитрий стал учеником Пермской духовной семинарии, но церковное образование его уже не интересовало. В то время Мамин увлекался трудами Н. Чернышевского и А. Герцена, всё больше погружаясь в литературный мир. Он начал писать первые рассказы, где описывал природу и быт уральских людей.
В 1872 году двадцатилетний Дмитрий уехал в Петербург и поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии, которую так и не окончил. Чтобы хоть что-то заработать, с 1874 года писал для газеты «Русским мир» сводки о заседании научных обществ. Его отец не выступил против увлечения сына литературой, но предостерег от соблазнов и необдуманных решений. Дмитрию даже удавалось помогать брату Владимиру, обучавшемуся в Московском университете.
В 1876 году он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В это же время был напечатан его первый роман «В водовороте страстей» с подписью «Е. Томский». Роман не был принят в литературных кругах, поэтому больше Мамин не печатался под этим псевдонимом.
Из-за обострившегося плеврита (болезнь лёгких) и ухудшения финансового положения через год Дмитрий бросил университет и в 1877 году вернулся к родителям на Урал. Скоро умер отец семейства, и ответственность за содержание семьи легла на Дмитрия. Чтобы найти хорошую работу, он и всё семейство переехали в Екатеринбург. Устроиться на службу без образования было невозможно, поэтому Мамину пришлось заниматься репетиторством гимназистов. Всё ещё мечтая о славе литератора, он писал по ночам. Однако издательства невысоко оценивали его работу. Знакомство с Марией Алексеевой помогло ему преуспеть в литературе, и вскоре она стала его женой.
Первые произведения писателя были напечатаны в 1881 году под псевдонимом «Д. Сибиряк», чтобы его не путали с неудачником Е. Томским. Скоро этот псевдоним добавился к основной фамилии. Роман «Приваловские миллионы» (1883) был подписал уже новым псевдонимом «Мамин-Сибиряк», который остался с его автором навсегда. (Баш-Курт, Д., Д. М., Д. Н., Д. Н. М., М-ин., Оник., С-к, Д., С-ряк, Д., Седой, Сибиряк, Д., Томский Е., — ъ; N., Рассказов — другие варианты псевдонимов Мамина). В 1890 году они развелись, и Дмитрий начал жить с Марией Абрамовой — артисткой Екатеринбургского драматического театра. Пара переехала в Санкт-Петербург, где писатель сблизился Николаем Константиновичем Михайловским, Иваном Алексеевичем Буниным, Антоном Павловичем Чеховым, Александром Ивановичем Куприным, которые оценили его творчество.
Писатель стал известен благодаря романам «Приваловские миллионы», «Горное гнездо» (1884), «Дикое счастье» (1884, первоначальное название «Жилка»), «Три конца» (1890), «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), а также циклу рассказов и повестей «Уральские рассказы». Мамин-Сибиряк раскрывал особенности сибирского характера, описывал жизни крепостных и рабочих.
Роман «Приваловские миллионы» стал первым крупным произведением писателя и успешно печатался в журнале «Дело» в течение года. Когда в журнале «Отечественные записки» был опубликован его роман «Горное гнездо», Мамин-Сибиряк стал считаться выдающимся писателем-реалистом.
Емеля-охотник / Д. Н. Мамин-Сибиряк; рисунки Л. Бруни, 1923
Серая шейка / Мамин-Сибиряк; рисунки А. Комарова, 1925
Старый воробей / Д. Мамин-Сибиряк; рисунки М. Эбермана, 1927
О том, как жила-была последняя муха / Д. Мамин-Сибиряк, 1927
Сказки (про комара,муху и зайца длинные уши короткий хвост) / Д. Мамин-Сибиряк, 1931
Аленушкины сказки / Д. Мамин-Сибиряк; рисунки Б. Дехтерева, 1935
В 1892 году на следующий день после рождения дочери Елены Мария Абрамова умерла. Всю жизнь Дмитрий называл дочь Алёнушкой. С появлением дочери Мамин-Сибиряк стал писать произведения для детей, в которые вложил всю свою любовь и нежность к ребенку, посвятил ей цикл детских произведений «Алёнушкины сказки». Детские рассказы стали классикой. Они многократно переиздавались еще при его жизни. В последние годы писатель жил главным образом за счет издания детской литературы. «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием в 1897 году. «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь и поэтому она переживет все остальное», — говорил Мамин-Сибиряк.
Рассказы и сказки для детей в этот период времени были особенно важны для творчества автора, потому что он считал, что человека с детства нужно учить честности и справедливости. К детской литературе Дмитрий Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Писатель создал образы птиц и зверей, наделённых человеческим характером. Будучи маленькими и слабыми, они вопреки всему боролись за жизнь. Прообразом больной дочки стала «Серая шейка» — героиня одной из самых известных сказок Мамина-Сибиряка. У детей пользовались популярностью и другие детские рассказы писателя: «Вертел», «Богач и Еремка», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной». Герои произведений Мамина-Сибиряка тонко чувствуют природу, заботятся о ней, рассказывают о животных. Мамин-Сибиряк призывал современников показывать детям реалистичную картину жизни и быта народа. В произведениях для детей более старшего возраста писатель повествует о жизни и труде, о судьбе детей, работавших на заводах. Юные герои слушают уральских охотников, в чьих историях раскрывается разнообразный мир, жизнь человека и природы.
Писатели-народники включали Мамина-Сибиряка в свой круг, потому что он издавался в народнических журналах (например, в журнале «Русское богатство»), дружил с идейным руководителем — Н. К. Михайловским и другими писателями-народниками, хотя Дмитрий Наркисович не во всём был согласен с положениями народничества.
Летом 1912 года Мамин-Сибиряк снова заболел плевритом и 2 ноября умер в Санкт-Петербурге. Писатель похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где через два года рядом похоронили и его дочь. В 1956 году прах писателя, его дочери и супруги Марии Абрамовой перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища.