сказка жизнь в творчестве э успенского
Эдуард Успенский и его детские книги
Вы будете перенаправлены на Автор24
Биография писателя
Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Его отец был сотрудником ЦК ВКП(б), мать инженером-машиностроителем.
Когда началась Великая отечественная война, семья переезжает за Урал, там они провели четыре года. Это время писатель помнил очень смутно. В 1944 году семья Успенских возвращается в Москву. Как вспоминает Успенский, питались дети достаточно скудно, но в их доме всегда были книги, отчим часто покупал книги, а дети с упоением их читали.
В школе Успенский учился плохо, в седьмом классе прыгнув с крыши, он сломал ногу. После этого события мальчик попадает в больницу, там он много времени проводит за учебниками и у него просыпается любовь к учебе. Особенно он полюбил математику, учувствовал в городских и районных олимпиадах.
Э. Успенский закончил Московский авиационный институт. В течении нескольких лет после окончания он работал инженером. А затем стал зарабатывать тем, что писал сценарии для детских мультфильмов.
Эдуард Успенский сотрудничал с Феликсом Камовым. Они вместе писали интермедии, юморески, стихотворные фельетоны для деятелей эстрады, например, они работали с Лившицем, Левенбуком, Бруновым, Романовым. Их совместная работа продолжалась примерно до 1960-х годов.
В 1966 году совмести с такими писателями как А. Арканов, Г. Гориным, Ф. Камовым вышла книга «Четверо под одной обложкой». Книга сразу полюбилась читателям, так как была наполнены искромётным юмором.
Успенский приобрел известность написав ряд детских произведений: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972).
В 1974 году в свет вышла первая книга про мальчика по имени Дядя Фёдор «Дядя Федор, пес и кот». В последствии по этому произведению было снять четыре мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».
Готовые работы на аналогичную тему
Не все знают, но Э. Успенский работал не только в направлении детской литературы. В 1999 году вышел исторический роман писателя «Лжедмитрий второй настоящий». Писатель проработал большое количество информации, связанной с эти временем, очень тщательно изучал исторические источники, хотел проследить всю жизнь и судьбу этого, по его мнению, выдающегося человека.
Э. Успенский создал свое собственное издательство «Самовар». В своем издательстве Э. Успенский публиковал так называемые «Веселые учебники». Этот период творчества писателя был связан с перестройкой. Он считал, что подобные «веселый учебники» смогут помочь людям адаптироваться к новым условиям жизни.
Э. Успенский является автором нескольких популярных детских передач: «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня», так же он автор программы «В нашу гавань заходили корабли».
Успенский был членом Высшего совета либеральной политической партии «Гражданская сила».
В 2019 году писатель был удостоен премии имени Корнея Чуковского за творческие достижения в области детской литературы.
В 2011 году писатель столкнулся со страшным недугом – у него был диагностирован рак желудка, писателю провели лечение и в течении пяти лет болезнь его не беспокоила. В 2017 году у Э. Успенского был диагностирован рак простаты. Писатель длительное время лечился заграницей. После нескольких курсов химиотерапии писатель вернулся на родину. В 2018 году Э. успенский скончался в своем доме в деревне Пучково в Московской области.
Творчество Успенского
Эдуард Успенский автор большого количества произведений для детей. Персонажи его сказок известны практически каждому. Все персонажи его произведений отражают внутренний мир самого писателя. Многие образы своих героев он взял из собственной жизни. Например, сам писатель рассказывал о том, как появился образ всем известного Чебурашки: Э. Успенский, будучи ребенком увидел огромного хамелеона в порту г. Одессы, который сидел рядом с ящиками с апельсинами. Это событие оставило большой след в памяти ребенка. В последствии этими воспоминаниями он воспользовался при создании образа Чебурашки. В образе этого героя он хотел отразить нечто незнакомое, экзотичное и диковинное.
Практически все произведения Э. Успенского пользуются большим успехом у детей. Как говорил сам писатель, его секрет достояно прост: для того, чтобы увлекательно и интересно писать для детей нужно самому в душе быть немного ребенком. Э. Успенский всегда с любовью и симпатией относился к детям. Это чувство зародилось у него еще в то время, когда он был пионервожатым в лагере у малышей.
Книги Э. Успенского носят не только развлекательный характер, они еще и воспитывают подрастающее поколение. Книги писателя учат быть честным, справедливым, добрым, трудолюбивым. Они рассказывают маленьким читателям о житейских истинах.
Э. Успенский автор большого количества известных детских произведений:
Произведения для детей коренным образом отличаются от произведений для взрослых. Они отличаются и по тематике, и по языковым характеристикам. Язык произведений для детей всегда яркий, эмоциональный, образный. Дети особенные создания: они по-своему видят и воспринимают мир, у них развито воображение и богатая фантазия.
Э. Успенский чаще всего работал в жанре повесть-сказка. Уникальность этого жанра состоит в том, что с одной стороны она рассказывает о выдуманном сказочном мире, а с другой этот мир имеет близкое соприкосновение с миром реальным. В языковом плане в этом жанре содержатся и языковые конструкции современной реальности, а также есть остыл к устному народному творчеству, народным сказкам.
«Крокодил Гена и его друзья»
«Дядя Федор, пес и кот»
Первая книга из цикла произведений, посвященных самостоятельному и серьезному мальчику Дяде Федору, выходит в 1974 году. Критики считают, что это самое выдающиеся произведение Э. Успенского. И опять главной темой этого произведения является потребность ребенка в друзьях. Ради дружбы, с которым, мальчик уходит из дома и уезжает в деревню Простоквашино, там же он встречает еще одного своего друга Пса Шарика.
Существует большое количество произведений, посвященных этому герою:
Сказочные повести Э.Н.Успенского
Сказочные повести Эдуарда Николаевича Успенского написаны на неожиданном для детской литературы материале — это современная жизнь с ее социальными проблемами. Она изображается в духе анекдота с характерной для него поэтикой абсурда и небывальщины. Сочетание анекдотического с традиционно сказочным (вроде говорящих животных) придает сказочной фантастике Успенского необычный для детской литературы вид. Столь же необычна тематика его сказок — актуальная, а порой даже и злободневная («Крокодил Гена и его друзья», 1966; «Вниз по волшебной реке», 1972; «Дядя Федор, пес и кот», 1974; «Гарантийные человечки», 1975). Подобная злободневность заметно возросла в сказках Успенского 80—90-х годов («Школа клоунов», 1983; «Меховой интернат», 1984; «Тетя дяди Федора», 1995).
Сказочные герои Успенского изображаются как определенные социальные типы, из которых можно составить целую государственную систему, — это администраторы, учителя, военные, чиновники. В поведении каждого из них важны не индивидуальные черты, а социально типичные. Так, в правилах чиновника Ивана Ивановича («Крокодил Гена и его друзья») было «все делать на половину», а в правилах «опытной» учительницы Василисы Потаповны из «Школы клоунов» — скучно и властно преподавать. Такой чиновник и такая учительница — вполне типичны, и их поведение воспринимается как общественная норма. Другой ряд составляют персонажи, которые этой норме не соответствуют. Это своеобразные аутсайдеры, выпадающие из системы. Так, Чебурашка — непонятного вида зверь. Дядя Федор — мальчик, не похожий на других детей в детском саду. Его мама жалуется:
. все дети как дети — сидят себе в углу и из желудей человечков делают. Посмотришь, и сердце радуется.
При взгляде на героев Успенского «сердце не радуется», потому что ведут они себя не как все.
Сказочные персонажи существуют в мире, полном абсурдных ситуаций порой вовсе несказочного характера. Известно, что абсурд может довольно точно отражать реальную картину жизни. Так и произошло в сказках Успенского, читатели которых узнавали в перипетиях сказочных персонажей современные проблемы. Доставлял удовольствие не только юмор, с каким о них рассказывалось, но и та сказочная легкость, с какой эти проблемы разрешались. Когда для строительства дома дружбы кладовщик предложил гнутые гвозди, то Чебурашка попросил у него гнутый молоток — так остроумно разрешилась экономическая проблема. Когда обитатели деревни Простоквашино занялись сельским хозяйством, они написали на завод письмо и получили маленький трактор.
Не чудо и не волшебство помогают героям, а здравый смысл. Он особенно присущ детям, которым в сказках Успенского отводится главная роль в улучшении жизни. Они рассуждают серьезно и держатся солидно (что не исключает комических ситуаций). О подобной взрослости свидетельствует уже имя мальчика дядя Федор, и такого уважительного обращения герой Успенского вполне заслуживает. Когда родители не разрешили сыну оставить дома четвероногого друга, то дядя Федор принимает решение уехать с котом жить в заброшенную деревню. В письме родителям он их успокаивает: «Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать». И это не только слова — дядя Федор и его друзья все время показаны в деле:
Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.
Так ребенок решает нравственные и хозяйственно-бытовые проблемы. Не раз в сказках Успенского дети находят самое неожиданное, но вполне разумное решение «взрослых» вопросов из различных областей жизни.
Юная учительница из сказки «Меховой интернат», не углубляясь в проблемы педагогики и реформы школы, нашла путь к сердцам своих мохнатых учеников. Смогли герои Успенского справиться и с другой проблемой — для всех тех, кто не имеет друзей, они создают дом дружбы, в котором каждый найдет себе близкого друга (оказалось, что лучше всего это делать в совместной работе). Герои Успенского не хотят жить серединка на половинку. «Мы будем жить счастливо», — говорит дядя Федор, и такой оптимизм отличает всех деятельных персонажей сказок Успенского.
Желанию жить счастливо постоянно мешают силы зла, за которыми стоят враждебные человеку социальные явления. Правда, выглядят эти силы вполне мирно, без традиционного сказочного антуража. Вот, например, почтальон Печкин из сказки «Дядя Федор, пес и кот», который «с виду был добренький, а сам вредный был и любопытный». Печкин во всем строго следует инструкциям, не принимая в расчет жизненные обстоятельства. Например, когда не отдает почтовую посылку, требуя документы от кота и собаки («Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу»). Это абсурдное поведение граничит с жестокостью. Но не злой нрав Печкина, а правила, доведенные до абсурда, стоят за поведением деревенского почтальона.
В сказке «Гарантийные человечки» сталкиваются две разные общественные системы. Это военизированное мышиное государство, где все «как один» бездумно выполняют приказы: «А наш солдат не думает: он у нас выполняет обычай веков. Таков наш серый герой». Психология «серого героя» основывается на презрении к человеку, которое прикрыто лозунгами об общественном благе. Эти «мышиные лозунги» действуют и на некоторых из гарантийных человечков. Работящие мастера привыкли руководствоваться не лозунгами, а трудом, но однажды и они оказались перед трудным выбором: стоит ли всем подвергать себя опасности ради одного гарантийного мастера. Все важнее одного, — говорят одни. Но другие им мудро возражают:
Сначала вы считаете, что все важнее одного. Потом считаете, что половина всех важнее половины всех. А если одни привыкли считать себя главнее других, они так и будут считать себя главнее, даже если их станет меньше. И в конце концов у вас выйдет, что не все важнее одного, а один, самый важный, важнее всех остальных.
Так сказка Успенского объясняла детям непростой механизм тоталитарной власти.
Этот же механизм остроумно показан в сказке «Вниз по волшебной реке». Здесь есть и бездарный царь, и ленивые бояре, и правитель Кощей. Рассуждают сказочные персонажи вполне современно, и в их поведении нетрудно узнать распространенные типы государственных деятелей. Есть у писателя и свое объяснение общественных бед — не плохой царь и не жестокий Кощей, а Лихо Одноглазое (т.е. лень и бесхозяйственность) оказываются самой страшной бедой сказочного государства. В последующих сказках Успенского общественное зло все больше конкретизировалось и приобретало черты откровенной политической сатиры.
Но в большей части своих произведений писатель не теряет юмористического тона и доброжелательного отношения к своим героям. Это возможно потому, что в каждом из них (несмотря на солидный вид и возраст) живет детская непосредственность. Не в этом ли главная причина неувядающего успеха сказок Успенского у детей! Почтальон Печкин простодушно говорит: «Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну». Много детского в старухе Шапокляк, которая «собирает злы», чтобы прославиться. Ведет она себя при этом как сорванец-мальчишка — стреляет из рогатки, лазает по деревьям. Бояре в сказке «Вниз по волшебной реке», будто нерадивые школьники, готовы убежать от решения государственных дел на речку. Соединение взрослого и детского — неисчерпаемый источник комического в сказках Эдуарда Успенского.
В стиле Успенского остроумная игра со словами. Так, хороший характер человека пес Шарик называет «колбасно-угошательным», а плохой — «венико-выгонятельным». Играет писатель и со звуками. Шапокляк, у которой набит рот, пытается рассказать доктору о своей беде. Но на невнятное «шубу-шубу-шу» доктор отвечает: «Шуб я не шью». Из испорченного радиоприемника доносится: «Передаем, хрю-фью, старинные вальсы».
Особенность сказок Успенского — пародийная стихия, в которой предметом комической игры могут быть деловые бумаги, официальные документы, письма, лозунги и даже классические тексты детской литературы. Все общепринятое и формальное получает новое значение. Например, в письме дяди Федора родителям царит комическая путаница:
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась.
Пародией может стать даже адрес на письме, написанный ребенком:
Москва, институт Физики Солнца, отдел Восходов и Заходов, ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные носки.
Играет писатель и с формой объявления («Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей»), лозунга («Каждому ребенку дайте по котенку»), названием детского кружка («Умелые ноги») и даже прогнозом погоды («Местами снег, местами град, местами кислый виноград»).
В сказках Успенского много смешных ситуаций в духе цирковой клоунады: герои ведут себя, как сумасшедшие или пьяные. От молока коровы, объевшейся хмелем, все пьянеют и начинают комично буянить. Разыгрывает писатель и сценки из анекдотов (про галчонка и почтальона Печкина, повторяющего одно и то же). Такая близость к стихии детского юмора привела к тому, что и герои сказок Успенского сами стали героями детских анекдотов.
Поэтика абсурда и словесной игры характерна и для сказок Г.Остера. Это юмористические произведения, в которых рассказывается о невероятных происшествиях. Некоторые сказки связаны общими героями и объединяются в циклы, и таких циклов у Остера несколько: «Зарядка для хвоста» (1982), «Легенды и мифы Лаврового переулка» (1980), «Петька-микроб» (1979). Особенность сказок Остера в том, что они представляют собой сценки-диалоги, и это открыло им прямой путь в мультипликацию (некоторые, наоборот, родились из сценариев). В сказочных диалогах герои часто не понимают друг друга. Причиной комического непонимания служит словесная путаница — наивные персонажи путают значение словесных выражений. В сказке «Привет мартышке» переполох вызван тем, что вежливую фразу «передай привет» мартышка понимает буквально — в виде какого-то предмета и очень разочаровывается, не получив его. И дело не только в плохом знании языка, но и в этическом непонимании: по-детски эгоистичной мартышке радость доставляют только материальные подарки. Мудрый удав объясняет истинное значение формул вежливости: «Когда я передаю тебе привет, я делюсь с тобой хорошим настроением». Урок родного языка становится уроком вежливости и доброты, во время которого простодушная мартышка учится разделять чужую радость.
Дети в сказках Остера самостоятельны и разумны. Поэтому писатель называет малышей шутливо-уважительно: «люди дошкольного возраста». Они не теряются в большом городе, крепко держась за руки («Гирлянда из малышей»), учат правильной речи взрослого человека («Человек с детским акцентом»). Сталкиваясь с фактами науки, дети доходят до истины опытным путем. Комическими недоразумениями сопровождается попытка измерить длину удава в сказке «Это я ползу», прежде чем герои поймут, что все зависит от единицы измерения.
Смешна их попытка закрыть закон всемирного тяготения («Великое закрытие»). Но не менее смешны взрослые в своих занятиях наукой. Ученые смотрят в микроскоп и видят там микробы, а микробы в это время с интересом разглядывают ученых. Среди микробов есть дети, как и среди ученых тоже (писатель комически обыгрывает выражение «младший научный сотрудник»). Правда, ученым не всегда хватает здравого смысла, и Петька-микроб без труда побеждает в научном споре «теоретика» («Портфель с теорией»).
Вопросы и задания
1. Какова роль современной жизни и ее представителей в сказочных повестях Э.Успенского?
2. Приведите примеры различных пародий из произведений Э.Успенского.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Эдуард Успенский: биография, творчество, причина смерти
Во вторник, 14 августа, ушел из жизни знаменитый писатель Эдуард Успенский. Ему было 80 лет. По словам близких, автор легендарных детских произведений долгое время болел онкологией. О жизни и творчестве Эдуарда Успенского читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».
Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Отец писателя работал в аппарате ЦК ВКП, мама — инженером-машиностроителем.
В 1955 году Успенский поступил в Московский авиационный институт. Уже в студенческое время он начал заниматься литературным творчеством. Его стихи и фельетоны регулярно размещали в институтской стенгазете. А начиная с 1960 года писатель печатал их в эстрадных сборниках, газете «Неделя» и журнале «Крокодил».
После окончания вуза (1961 год) Успенский три с половиной года работал на Втором московском приборостроительном заводе.
Для детей Успенский начал писать еще с середины 1960-х. Через пять лет (1965 год) издательство «Детская литература» выпустило его первую книгу — сборник стихотворений «Смешной слоненок».
В 1969 году режиссер-мультипликатор Роман Качанов поставил по сценариям Эдуарда Успенского кукольный мультипликационный фильм «Крокодил Гена». В 1971-м вышла «Чебурашка». Далее вышли «Шапокляк» (1974), «Чебурашка идет в школу» (1983).
Вместе с Качановым Успенский написал пьесы «Чебурашка и его друзья» (1970) и «Отпуск крокодила Гены» (1974). В 2000-х годах анимационные фильмы о Чебурашке сняли в Японии.
Повесть-сказка о мальчике, которого все звали Дядя Федор, вышла в 1974 году. По книге Успенского режиссер Владимир Попов в 1978 году снял мультипликационные фильмы «Трое из Простоквашино». А всенародного любимца кота Матроскина озвучивал известный актер Олег Табаков. Спустя два года вышли «Каникулы в Простоквашино», а в 1984-м «Зима в Простоквашино». Эти мультфильмы, а также книги, по которым их сняли, становятся любимыми произведениями для людей всех возрастов на многие годы.
А еще Успенский написал сказочные повести «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идет по следу» и другое.
Биография Эдуарда Николаевича Успенского (2-3 классы)
Юношеские годы
Биография Успенского Эдуарда Николаевича начинается с городка Егорьевск, что расположен недалеко от Москвы, где он появился на свет.
Интерес к творчеству проявился у Успенского еще в школе, где он трудился вожатым для учащихся 2-4 классов, а в студенческие годы являлся организатором капустников и институтского КВН.
Успенский получил высшее образование в Московском авиационном институте и некоторое время трудился по специальности, дополнительно подрабатывая написанием сценариев для мультфильмов. Благодаря этой деятельности биография простого советского инженера наполнилась таким глубоким содержанием.
Произведения
Пьесы
Книги и персонажи
Началом творческой деятельности Успенского стала выпущенная в 1974 году книга «Дядя Федор, пес и кот». По ней на экраны советского телевидения вышли мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».
Не всегда автор брал характер своих персонажей из головы. Например, образ старухи Шапокляк писался Успенским со своей первой жены Риммы, а имя «Чебурашка» Эдуарду Николаевичу подсказали его маленькие дети. В советское время с самого начала своей творческой деятельности писателя достаточно часто критиковали за отсутствие в Чебурашке духа образцового пионера, что вызывало негодование со стороны цензуры.
Его книги в настоящее время издаются более, чем на 20 языках мира. Особую популярность писатель получил в Швеции, где мультфильмы по его книгам часто показывают в эфире, а Эдуарда Николаевича пригласили в национальный Союз писателей.
Полная биография — Э. Успенский
Вариант 1
В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.
И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.
Детство и юность
Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать — русской.
Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.
В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.
Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.
Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.
Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.
Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.
Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции. Произведения автора ценили такие европейские мастера детской литературы, как Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Анна Шмидт.
История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.
Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.
С приходом популярности в конце 1970‑х годов Эдуард Успенский начинает выступать в радиопередачах — читать стихи и рассказы. Он пишет пьесы, рассказывающие о любимых персонажах. В 1980‑х годах выходит первый сборник с историями о Шапокляк, Матроскине, Колобке.
Мультфильм “Трое из Простоквашино”
Еще из-под пера Эдуарда Успенского вышли сказки «Гарантийные человечки» и «Следствие ведут колобки». Популярностью пользуется стихотворение «Страшная история».
Эдуард Николаевич поработал и на телевидении. Он стал идейным вдохновителем и автором цикла передач для детей разного возраста.
До последних дней детский автор жил в России и издавал новые произведения в издательском доме «Самовар». В 2020 году пьеса о волшебной реке стала основой для создания полноценного спектакля в одном из региональных театров в России.
Советский и российский писатель неоднократно получал премии. В 1997 году ему вручили орден «За заслуги перед отечеством». В 2010 году Эдуард Николаевич стал лауреатом премии имениК. Чуковского, которая вручается выдающимся детским писателям.
В ноябре 2020 года Эдуард Николаевич написал открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину, в котором обвинил киностудию «Союзмультфильм» в нарушении авторских прав. По словам литератора, новые серии «Простоквашино» вышли без ведома Успенского. Автор утверждал, что не давал согласия на производство продолжения.
В озвучивании любимых героев участвовали Антон Табаков, Юлия Меньшова, Иван Охлобыстин и Гарик Сукачев. Антон и Юлия высказали сожаление, что Эдуард Николаевич так резко высказался о новых сериях мультипликационного фильма. Первый выпуск продолжения, вышедший в апреле 2020 года, собрал в Сети несколько миллионов просмотров.
В мае вышел второй эпизод мультфильма. Серию посвятили памяти Олега Табакова. В первый же день выпуск посмотрели 25 миллионов человек.
Личная жизнь
Семья всегда вдохновляла писателя, особенно в создании самых неожиданных персонажей. Яркую и незабываемую Шапокляк автор придумал, вспоминая о своей бывшей жене Римме. По словам знаменитого автора, супруга отличалась вредностью. Хотя в образе, продолжает он, есть и некоторые собственные неприглядные черты самого литератора.
А детский выкрик дочери послужил сначала источником имени Чебурашки, а впоследствии – и всей истории этого персонажа. Этот герой стал легендарным – сначала он полюбился жителями страны восходящего солнца, а затем стал символом России на спортивных соревнованиях.
Эдуард Успенский был трижды женат. От первого брака, продлившегося 18 лет, у него осталась дочь Татьяна, у которой уже есть своя семья и которая подарила папе внука и внучку. От второго брака у писателя тоже остались дети: две дочери-близняшки, которых пара удочерила.
Третий раз Эдуард Николаевич женился на популярной телеведущей – избранницей автора стала Элеонора Филина. Вместе с возлюбленной писатель вел радиопередачу «В нашу гавань заходили корабли». В итоге служебные отношения переросли в реальный роман.
Бракоразводный процесс с последней супругой оказался громким – жена выступала на телевидении и в прессе с громкими заявлениями, публично обсуждала жизнь с писателем.
После десятилетий совместной жизни, когда вся страна считала эту пару образцовой, Элеонора обиделась на подавшего на развод мужа и стала рассказывать, что на самом деле представлял собой союз с писателем. Было сказано много неприятных слов в адрес теперь уже бывшего мужа, нелицеприятно характеризующих характер мужчины и поведение в быту.
Однако мало кто знает, что, пока бывшая жена выступала на телевидении, сам писатель боролся с тяжелой болезнью – раком. Мужчина уехал в Германию, где проходил курс химиотерапии. Сначала Элеонора была рядом с супругом, заботилась о литераторе, но терпения женщины хватило на несколько месяцев, после чего Филина просто уехала обратно в Россию и оставила Эдуарда одного в чужой стране.
Успенский долгое время никак не комментировал действия Элеоноры, но однажды выступил с заявлением, что причина такого поведения женщины – огромные денежные долги, которые, по словам писателя, бывшая жена хочет закрыть за счет средств Эдуарда Николаевича.
Скандальный “Прямой эфир” с Элеонорой Филиной
Тем не менее, характер у Эдуарда и правда был непростой, это подтверждают родственники и коллеги. Совладать с ним и продуктивно поддерживать личные и рабочие отношения могли далеко не все. Некоторые отдельные черты характера Эдуарда Николаевича в какой-то момент даже поставили крест на тогда еще неизвестной истории о Дяде Федоре – сочинение отказывались брать в печать, боясь внезапных скандалов и претензий со стороны писателя.
Писатель редко писал на заказ, так как не считал нужным вносить коррективы в истории по велению сторонних людей. Эта неуступчивость часто портила рабочие и личные отношения писателя. С другой стороны, может, без нее не увидели бы свет любимые публикой персонажи Успенского в том неповторимом виде, который придал им автор.
Что касается самого писателя, то мужчина обожал животных и птиц, у него дома постоянно жили попугаи и собаки, за которыми литератор с удовольствием ухаживал. Эдуард работал каждый день, сочинял в загородном доме и в Москве. В свободное время любил смотреть зарубежные сериалы, особенно на медицинскую тематику. Любимым многосерийным фильмом Успенского являлся «Доктор Хаус».
Известно, что Эдуард Николаевич уважал творчество Олега Табакова. Именно поэтому харизматичному актеру доверили дубляж кота из Простоквашино.
В апреле 2020 года писатель дал интервью, в котором рассказал, что рядом с ним находится вторая супруга – Елена Успенская. Женщина простила бывшего мужа и вернулась. Последнее время Эдуард с женой жили в мире и согласии, поддерживали друг друга и не вспоминали о прошлом. Пара надеялась, что писатель справится с недугом.
А Элеонора Филина, оказывается, ушла к молодому любовнику, который младше нее на 30 лет. Телеведущая взяла кредит на 6 млн рублей, чтобы парень открыл бизнес, но дело прогорело.
Сама Филина в этом не признается. Женщина только говорит, что не смогла больше быть рядом с деспотичным мужем. По словам Элеоноры, с Успенским Филина хотела развестись давно, но ее останавливали состояние здоровья мужа и диагноз.
Смерть
14 августа 2020 года Эдуард Успенский скончался в своем московском доме. Причиной смерти писателя стал рак, с которым он боролся на протяжении нескольких лет. Он проходил лечение в Германии, после операции болезнь ненадолго отступила.
Дома накануне трагедии, по словам дочери Ирины, Эдуард Николаевич потерял сознание, ему потребовалась медицинская помощь.
Вариант 2
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать — русской.
Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.
В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.
В школе Эдик был отъявленным хулиганом, от его выходок страдали не только мать, но и учителя. Дабы исправить положение, завуч принял нестандартное решение: поручил Успенскому взять шефство над малышами. Со временем нерадивый подросток остепенился и повзрослел. Дети сразу нашли общий язык с наставником, да и он прикипел к ребятам всей душой.
В 1955 году Успенский поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством, размещал стихи и фельетоны в институтской стенгазете. С 1960 года печатал их в эстрадных сборниках, газете “Неделя” и журнале “Крокодил”. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.
В 1961 году окончил МАИ по специальности “инженер”, после чего три с половиной года работал на Втором московском приборостроительном заводе.
Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов.
В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».
Но Эдуард Успенский начинал как эстрадный автор совместно с Феликсом Камовым. В 1965 году по предложению артистов А. Лившица и А. Левенбука они стали сотрудничать с профессиональной эстрадой. Писали интермедии, юморески, стихотворные фельетоны. Хотя авторы нередко использовали обычные эстрадные темы, производственные и бытовые, но одаренность, вкус, умение найти свой взгляд на предмет, своеобразные решения делали их репертуар не только интересным для эстрады, но и самоценными литературными произведениями. Авторы пародийно использовали форму притчи («Небесная канцелярия»), сказочно-пародийную форму («Тридесятая столовая». «Пойди туда- не знаю куда», «Видимо-невидимо»). Произведения Камова и Успенского составили значительную часть сольной программы Лившица и Левенбука «Пиф-паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Юморески Камова и Успенского исполняли Б. Брунов. Р. Романов и др. Совместно писали для эстрады до конца 60‑х гг.
По сценариям Успенского режиссер-мультипликатор Роман Качанов поставил кукольные мультипликационные фильмы “Крокодил Гена” (1969), “Чебурашка” (1971), “Шапокляк” (1974), “Чебурашка идет в школу” (1983). Вместе с Качановым Успенский написал пьесы “Чебурашка и его друзья” (1970) и “Отпуск крокодила Гены” (1974).
Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. По книге были сняты малоизвестный мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот», а также три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино» (1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980) и «Зима в Простоквашино» (1984).
Писатель также выпустил сказочные повести “Вниз по волшебной реке” (1972), “Гарантийные человечки” (1975), “Школа клоунов” (1983), “Колобок идет по следу” (1987), “25 профессий Маши Филипенко” (1988), “Меховой интернат” (1989) и др.
Успенский — автор стихотворных сборников “Удивительное дело” (1968), “Воздушные шары” (1971), “Все в порядке” (1976), “Дама из Амстердама” (2015) и др.
В 1991 году выпустил “занимательный учебник” по радиотехнике “Лекции профессора Чайникова”, в 1999 году — исторический роман “Лжедмитрий Второй, настоящий”. Среди новых произведений автора — сказочные повести “История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка” (2011), “Гарантийные человечки возвращаются” (2011), “Принц из Киндер-яйца” (2014), “Про Огуречика и Помидорика” (2015) и др.
Являлся председателем жюри премии «Заветная мечта». Также в 1986 году был членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.
Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!». В 1970 году Успенский был автором и сценаристом первых выпусков познавательной программы для младших школьников “Радионяня” (Всесоюзное радио), в 1975 году — детской образовательной телепередачи “АБВГДейка” (Первая программа Центрального телевидения).
В 1986 году являлся одним из членов жюри возрожденной телепрограммы “Клуб веселых и находчивых”.
В 1990‑е годы вел на “Радио России” музыкальную передачу “В нашу гавань заходили корабли”, в 1999–2011 гг. — одноименную телепрограмму (выходила на каналах НТВ, ТВ‑6, ТВС, “Пятом канале”). Эта программа в 2000 году была отмечена премией ТЭФИ.
В 2007—2008 годах входил в Высший Совет политической партии «Гражданская сила».
Был отмечен литературной премией им. Корнея Чуковского в номинации “За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе” (2010), премией им. Льва Копелева “За свободу и права человека” (2015), премией “Венец” Союза писателей Москвы (2016).
Был трижды женат. Первая супруга — Римма, выпускница МАИ; вторая — Елена, сотрудница телевидения; третья — телеведущая Элеонора Филина. От первого брака — дочь Татьяна (род. 1968), от второго — дочери-двойняшки Ирина и Светлана (род. 1991). После развода с третьей женой воссоединился со второй супругой.
До последних дней детский автор жил в России и издавал новые произведения в издательском доме «Самовар». В 2016 году пьеса о волшебной реке стала основой для создания полноценного спектакля в одном из региональных театров в России.
В 2011 году победил рак желудка, 5 лет он себя чувствовал хорошо, а в 2020 году у него обнаружили рак простаты, последний год передвигался на инвалидной коляске, лечился в Баден-Бадене, вернулся из Германии после четвёртого курса химиотерапии, 9 августа 2020 года потерял сознание, врачи предложили ему лечь в больницу, но он отказался и остался дома.
Скончался 14 августа 2020 года в частном доме, в деревне Пучково, входящей в Троицкий административный округ Москвы. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Жизни и творчеству литератора посвящены книга Ханну Мякеля “Эдик. Путешествие в мир детского писателя Эдуарда Успенского” (2008) и документальный фильм из цикла “Живые легенды” (2011, режиссер Сергей Краус).
Работа и награды
Кроме литературного творчества, Успенский в 70-ых годах часто выступал на радиопередачах, а в 1986 году А. В. Масляков его пригласил в состав жюри КВН. На телевидении он участвовал в создании таких детских передач, как «АБВГДейка» и «Спокойной ночи, малыши».
Автор продолжает свое творчество и в 21 веке. Некоторые его пьесы были поставлены в театрах и имели успех.
В 1991 году писатель награжден дипломом им. А. Гайдара, а в 2010 году был удостоен премии Корнея Чуковского. В 1997 году указом Президента России Б. Н. Ельцина писатель был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
Фильмография
Художественные фильмы
Сценарии мультипликационных фильмов
Личная жизнь
Успенский был вторым ребенком в семье. Отец был партийным работником в ЦК компартии СССР, а мать посвятила жизнь профессии инженера. В семье Николая и Натальи было трое сыновей.
Первый опыт семейной жизни продлился 18 лет. От него у писателя осталась дочь Татьяна, которая уже и сама родила сына и дочь.
Во втором браке, который был с женой Еленой, у Успенского были удочеренные дочери-близнецы.
Третий брак у Эдуарда Николаевича случился с телеведущей Элеонорой Филиной.
Развод со второй женой получил большую огласку и получился скандальным. После долгой и счастливой совместной жизни в третьем браке эта история повторилась.
Однако, как утверждают его знакомые, характер у автора непростой. Успенский редко пишет специально для кого-то и не считает нужным вносить правки и пожелания в уже завершенные произведения.
Тем не менее, изучение краткой биографии Эдуарда Успенского для детей вызывает огромный интерес как к «папе» всеми любимого Чебурашки и кота Матроскина.
От хулигана до пионервожатого: детство и юность писателя
Эдуард Успенский. Фотография: jewish.ru
Эдуард Успенский родился в 1937 году в городе Егорьевске Московской области. Его отец, Николай Успенский, работал в аппарате ЦК ВКП(б), где отвечал за строительство землехранилищ и запасы зерна. Мать, Наталья Успенская, была инженером-машиностроителем на ткацкой фабрике. В 1938 году семья переехала в столицу, где им дали жилье. Позже Эдуард Успенский вспоминал: «Я смутно помню предвоенные годы. У отца была дача, которую он получил в пользование от ЦК Коммунистической партии, где отец работал. Из дачи я помню трехколесный велосипед с металлическими колесами, какую-то воду и зелень. Вот и всё».
Когда началась Великая Отечественная война, отец остался оборонять Москву, а мать вместе с детьми эвакуировали в Зауралье. В городе Шадринске они прожили до 1943 года, об этом времени Успенский рассказывал: «Каким-то образом помню также детский сад, который находился на берегу реки. Помню и то, как нам, детям, присылали посылки с фронта — в них были игрушки, немецкие… Эти игрушки отдавали тем, чьи отцы погибли на фронте. А я чувствовал обиду, что мой отец жив».
В конце войны Николай Успенский заболел туберкулезом, а в 1947 году скончался. Все его партийные льготы и выплаты прекратились — Наталье Успенской надо было одной содержать трех сыновей. Через несколько месяцев она отправила Эдуарда Успенского в интернат для детей с ослабленным здоровьем. Будущий писатель жил там год. Он вспоминал: «Помню, что это был прекрасный интернат в старом помещичьем барском доме… А по лесам и вокруг бегали потомки настоящих барских гончих собак. Я всем им с удовольствием носил всякую еду. Кричал там каким-то особенным охотничьим криком, как охотники кричат. И собаки ко мне сбегались».
В 1947 году Наталья Успенская снова вышла замуж. Ее избранником стал бухгалтер НКВД Николай Пронский. У него был ребенок от первого брака — Борис, ровесник Эдуарда Успенского. В 1948 году, когда будущий писатель вернулся из интерната, дети пошли в один класс. Однако между собой они не ладили и часто дрались. Успенский позже сказал: «Он был хорошим парнем, и мне досадно, что я тогда с ним ссорился».
Эдуард Успенский рос хулиганом. Он прогуливал уроки, часто затевал драки и задирал одноклассников. Но в седьмом классе у Успенского проснулся интерес к учебе. Он сломал ногу, когда ползал по чердаку заброшенной церкви, и школьника положили в больницу. Чтоб не остаться на второй год, он попросил маму принести в палату учебники.
Случилось так, что они [учебники] уже не казались особенно ужасающими. За два месяца я прочитал книги от начала до конца и понял прочитанное. С тех пор в начале каждого учебного года я сразу от начала до конца прочитывал учебники по математике и физике. В результате я начал успевать по математике, физике и химии действительно хорошо, участвовал в математических олимпиадах и стал гордостью школы.
Эдуард Успенский, писатель
Общественная позиция
В 2014 году в интервью телеканалу «Дождь» осудил российскую внешнюю политику относительно Украины и антиукраинскую пропаганду на центральных каналах:
«Телевидение убеждало россиян больше года в том, что в Украине действуют фашисты, Крым давно российский, поэтому мы его и забираем, а на Донбассе русскоязычное население подвергается различного рода репрессиям, там запрещают русский язык и так далее. Телевидение демонстрировало кадры, зрителей в этом убеждали: если не могли убедить мужа, убеждали жену… А русским людям трудно быть в одиночестве в коллективе, где все думают по-другому».
«Страна разделилась на 10 % умных и 90 % идиотов. Я считаю, что отношусь к тем 10 % умным, потому что вся эта история с Крымом — она безобразна».
Сочинение «Мой любимый писатель Эдуард Успенский»
Эдуард Успенский – мой любимый писатель.
Это человек со светлой душой и необыкновенным талантом.
Успенский прожил интересную, насыщенную жизнь.
Ему принадлежат десятки произведений, которые навсегда вошли в мировую литературу, переведены на разные языки.
Герои Успенского нашли верных поклонников в Японии, Америке, Финляндии.
Мне нравится, что Эдуард Николаевич пишет очень доступным языком, его произведения легко и быстро читаются.
Они веселые, занимательные и поучительные.
Уверено могу сказать, в Успенского самые увлекательные сказки и мультфильмы.
Поэтому всегда смело советую их друзьям.
Болезнь
О заболевании Эдуарда Успенского стало известно в 2012 году. Писатель старался тщательно следить за своим здоровьем: он регулярно наблюдался у врачей. По информации некоторых СМИ, в 2011 году Успенский перенес операцию: тогда он думал, что ему удалось победить серьезное заболевание. Позже болезнь вновь заявила о себе. Летом 2020 года писатель проходил лечение в Германии. 9 августа Успенский у себя дома почувствовал плохо и потерял сознание. Умер 14 августа 2020 года в своем доме в деревне Пучково, Троицкого административного округа Москвы.
Интересные факты из жизни Эдуарда Успенского
Факт 1. Успенский был женат трижды.
В первом браке появилась дочь Таня, которая после развода осталась с отцом.
Во втором браке были удочерены двойняшки – Света и Ира.
В третьем браке был усыновлен сын.
Факт 2. Чебурашка, которого придумал Эдуард Николаевич, имел маленькие уши.
Но во время экранизации решили их увеличить.
Факт 3. Успенский был автором многих известных детских передач.
Даже сегодня показывают его «Спокойной ночи, малыши!»
Факт 4. История про Простоквашино зарождалась в детском лагере, в котором Эдуард Николаевич работал библиотекарем.
Факт 5. В разных странах был свой любимый герой Успенского.
Благодаря Чебурашке он стал национальным героем Японии, финны полюбили дядю Федора, американцы – Шапокляк.