сказка вечера на хуторе близ диканьки актеры
«Вакула» стал маляром и спился, а «Панас» умер в забвении. Проклятье звезд «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Актеры — люди суеверные, а потому с неохотой соглашаются играть в картинах о нечистой силе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — яркий пример, когда после премьеры фильма исполнители ролей столкнулись с чередой бед. Но действительно ли в несчастьях Юрия Таврова, Людмилы Хитяевой и Николая Яковченко виноваты фантазии Гоголя?
Почти 60 лет назад, в марте 1961-го, под Кировском специально построили украинскую деревушку, где Александр Роу снимал зимнюю натуру для фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». В декабре местные жители первыми увидели результат работы режиссера, ну а 8 января 1962-го ленту посмотрел весь СССР.
Для зрителей это была волшебная сказка, а для актеров — картина, менявшая судьбы. Причем не всегда в лучшую сторону. Впоследствии члены съемочной группы признавались, что столкнулись на площадке с чертовщиной, а несчастья, коснувшиеся исполнителей главных ролей, связывали с мистическим произведением Гоголя. Действительно ли над звездами «Вечеров на хуторе близ Диканьки» нависло проклятье и кто из них больше всего пострадал?
Юрий Тавров — Вакула
История кузнеца, влюбившегося в капризную дочку богатого казака, стала центральным сюжетом сказки. С исполнительницей роли строптивой Оксаны Людмилой Мызниковой после съемок ничего плохого не случилось: она просто оставила профессию и посвятила себя семье. А вот жизнь Юрия Таврова, сыгравшего Вакулу, пошла под откос.
Для начинающего актера роль кузнеца стала дипломной работой. Честно говоря, только по ней артиста и помнят. Позднее ему доставались второстепенные персонажи: колхозник из ленты «Наш честный хлеб», милиционер в «Прощайте, фараоны!», подпольщик в «Порту» — и на этом все. Тавров исчез с радаров, и, как писали в СМИ, бросил профессию «по семейным обстоятельствам».
О чем же шла речь? Поговаривали, что вчерашний Вакула пристрастился к спиртному. Дважды он пытался создать семью, но жены уходили от пьющего мужчины. К алкоголизму добавились глаукома, из-за которой артист почти не видел правым глазом, и проблемы со слухом. Съемки в кино сменились работой маляра в ЖЭУ и в Одесской академии строительства и архитектуры…
Больной и забытый всеми актер умер в Одессе в 2010-м. По слухам, когда под Рождество показывали «Вечера на хуторе близ Диканьки», мужчина выключал телевизор: вспоминать свой единственный успех было невыносимо тяжело.
Людмила Хитяева — Солоха
Действие проклятья или нет, а на съемках сказки Роу Людмила Ивановна сломала нос, когда каталась на лыжах. На носу так и осталась небольшая горбинка, но режиссер успокоил актрису, что дефект совсем ее не портит, даже наоборот — меньше грима понадобится для роли Солохи. Сама же Хитяева связывала несчастный случай не с гоголевскими выдумками, а с событиями из личной жизни: за полгода до инцидента артистка бросила мужа Александра Белокринкина, заподозрив его в измене. На самом деле супруг не предавал звезду, но это осознание пришло к ней слишком поздно, так, может, падение стало карой за недоверие?
С другой стороны, травма привела актрису ко второму мужу: в клинике она встретила хирурга-уролога Бориса Якобсона. Первое время артистка чувствовала себя абсолютно счастливой, но в итоге история повторилась — Хитяева замечала, что супруг заглядывается на других женщин, сгорала от ревности и полагала, что брак долго не протянет. «Потому и прервала две беременности, за что ругаю себя по сей день», — сетовала звезда.
На этот раз актриса застала мужа в квартире с другой женщиной: парочка распивала коньяк. Разумеется, убедить жену в том, что измены не случилось, а это просто знакомая, Якобсону не удалось. Развод Хитяева переживала тяжело, но Бориса он вовсе сломал — хирург перестал оперировать, у него развилось нервное заболевание.
Аборты аукнулись актрисе, когда она сошлась с каскадером Валерием Леонтьевым и решила родить от него ребенка: доктора посоветовали не рисковать. Два десятилетия артистка прожила с Леонтьевым, который, к слову, был младше на 11 лет. Желая избраннику лучшего, Хитяева сама толкнула его в объятья молодой продавщицы. В итоге Валерий стал отцом двоих детей, а Людмила Ивановна — близким другом его новой семьи.
Хитяева старела, но у нее все равно оставались поклонники. Так, когда актрисе было за 60, она начала встречаться с 31-летним Андреем, который делал с ней совместную концертную программу. Отношения закончились спустя восемь лет из-за того, что мужчина пристрастился к выпивке: к алкоголю Людмила Ивановна всегда относилась крайне негативно.
Личная жизнь актрисы не сложилась, но она не унывала: ее по-прежнему окружали друзья и хорошие знакомые, часто навещал единственный сын от первого брака Павел. В прошлом августе артистка отметила 90-летие, и хотя порой старые травмы дают о себе знать, она может похвастаться крепким «казачьим» здоровьем.
Анатолий Кубацкий — кум Панас
Актер прославился именно благодаря сказкам Александра Роу. В «Марье-искуснице» Кубацкий сыграл Водокрута, в «Королевстве кривых зеркал» — Йагупопа, а в ленте «Варвара-краса, длинная коса» — дьяка Афоню. В 70-х количество фильмов, в которых участвовал артист, сократилось, а в последующих двух десятилетиях он появился только в паре картин. Если и существовал злой рок для звезд «Вечеров на хуторе близ Диканьки», то для Анатолия Львовича он воплотился в виде забвения и одиночества: последние годы «кум Панас» провел в Доме ветеранов.
«После смерти жены я долго держался, — делился артист. — 55 лет вместе прожили. Сына Юлия вырастили, он архитектором стал. Но вы же понимаете: у него своя семья. С утра все на целый день уходят на работу, я остаюсь дома один. Ну и не выдержал: оставил им свою квартиру и перебрался сюда».
Как же вышло, что любимец Александра Роу оказался забытым? По словам актера, он сознательно ушел на пенсию, заключив, что если будет нужен на площадке — то непременно позовут, а если не понадобится, значит, такова судьба. «Это раньше я выходил на улицу Горького и только и делал, что здоровался. В последние годы уже никто не здоровается», — сетовал 90-летний Кубацкий.
Он доживал жизнь наедине со своими воспоминаниями: как видел последнего русского царя, участвовал в финской войне, работал на радио, дружил с кучей советских звезд… Но кому это было рассказывать в доме престарелых?
«Живу, как предлагает жизнь. И ничего от нее не требую, — говорил артист. — Жаль только, людей в Доме ветеранов мало: не знаю, наберется ли человек 20. Актеров практически нет, общаться не с кем. А сын приезжает редко».
Артист, создававший для других людей сказки, умер всего за два дня до Нового 2002 года. Ему было 93 — так много лет жизни, но сколько из них оказались по-настоящему счастливыми?
Николай Яковченко — Пацюк
С юности актер играл в театре, а карьеру в кино начал в довольно зрелом возрасте, — в 52 — но колоритная внешность позволила ему быстро завоевать сердца зрителей и уважение коллег по цеху. «Максим Перепелица», «За двумя зайцами», «Королева бензоколонки» — каждый из этих фильмов Яковченко украсил своим участием.
В картинах, напрямую связанных с мистикой, Николай Федорович играл дважды: перевоплотился в Пузатого Пацюка, глотавшего вареники один за другим в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в Спирида в «Вие». Однако глупо утверждать, что экранизации произведений Гоголя повлияли на судьбу актера, ведь несчастья посыпались на него гораздо раньше съемок в кино.
В начале 30-х он женился на возлюбленной Татьяне. Она была младше на 10 лет, к тому же статная красавица, однако артисту удалось покорить девушку обаянием и харизмой. Супруга подарила актеру двух чудесных дочек, Ирину и Юнону. Но вскоре после войны семейная идиллия рухнула: избранница умерла от рака. На публике Яковченко пытался казаться все тем же веселым лицедеем, но близкие знали, что горе изменило его навсегда. Николай Федорович стал пить, и только наследницы не давали ему окончательно погрузиться в пучину отчаяния.
Судьба продолжала больно бить актера — в 1970-м старшая дочка Ирина тоже умерла от рака, в неполные 38 лет. Весь род Яковченко словно истребляла неведомая сила: один за другим ушли из жизни зять, младшая дочь, внук. Сам артист скончался в 74. Скорая увезла его из дома с приступом аппендицита, но доставила в клинику слишком поздно. Говорят, последней фразой, произнесенной лицедеем, стала: «Клоун пошел на манеж»…
Георгий Милляр — Черт
Несмотря на характер своей роли, на съемках «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Милляр никакой чертовщины не заметил. А вот его дублер, которому поручили «летать» по небу, упал с большой высоты в первый же день — трос оборвался. К счастью, несчастный гимнаст отделался переломом челюсти.
Но что же актер? Как и Анатолий Кубацкий, Милляр был одним из любимцев Александра Роу и постоянно снимался в его сказках. После смерти режиссера карьера Георгия Францевича пошла на спад. Из-за депрессии он частенько выпивал, но делал это тихо: никогда не устраивал скандалов. Приглядывала за артистом супруга Марья Васильевна, на которой он женился в 65. Некоторые сомневались в искренности чувств пары, однако все видели, с какой нежностью пожилой мужчина обращается к своей «Манечке-лапочке».
Несмотря на французское происхождение и публичность профессии, Георгий Францевич был человеком простым, скромным и неприхотливым. К концу жизни доверчивостью актера стали пользоваться, ведь обмануть его не составляло труда. Как и «сэкономить» на нем: квартиру звезде сказок выделили только к 70-ти годам и то, вдали от метро. Марья Васильевна негодовала, мол, надо бы настоять на более выгодном расположении, но Милляр только пожимал плечами и повторял, что доехать на общественном транспорте можно куда угодно.
После 80 артист не хотел бросать работу и соглашался играть в эпизодах, лишь бы чувствовать себя нужным. Очень ответственно он относился и к творческим вечерам. Так, к 85-летнему юбилею актеру пообещали организовать встречу с поклонниками в концертном зале «Россия». Звезда сказок знал, что к нему придут прежде всего дети, поэтому каждому ребенку подготовил подарок: рисунок с изображением Бабы-Яги с автографом, всего 850 штук… С самого утра Милляр сидел одетый и ждал сигнала от организаторов мероприятия, но ему даже не перезвонили. Картинки, которые Георгий Францевич так мечтал подарить маленьким зрителям, разошлись по знакомым, а часть отправилась пылиться в Музей кино…
Друзья не сомневались: актера убили не болезни и старость, а забвение. Он старался не показывать, как расстроен, но в сердце зияла дыра, тоска по творчеству и благодарным поклонникам росла с каждым днем. Незадолго до смерти артист написал стихотворение, где поведал о мечте сыграть драматическую роль, после чего можно было бы уйти спокойно. Однако желание так и не осуществилось: в июне 1993-го 89-летний Георгий Милляр лег спать и погрузился в вечный сон.
Вечера на хуторе близ Диканьки: как сложилась судьба актеров, сыгравших в фильме главные роли
Хотя официальный премьерный показ состоялся еще 8 января 1962 года, кинолента до сих пор любима миллионами зрителей. Режиссер фильма – Александр Роу, признанный мастер киносказок. На экране разворачивается сказочная история: чтобы привезти любимой девушке «черевички» царицы, деревенский кузнец Вакула сумел оседлать самого черта. О том, как в дальнейшем сложилась судьба актеров, исполнивших главные роли в предрождественской волшебной истории, рассказывает Joinfo.com.
Юрий Тавров – кузнец Вакула
К сожалению, яркая роль осталась для выпускника института театрального искусства по сути единственной, хотя и получила высокую оценку не только восторженных зрителей, но и кинокритиков.
Они отмечали, что молодой актер прекрасно справлялся даже с крупными планами благодаря выразительным глазам и отлично развитой мимической технике, приветствовали его сдержанность и лаконичность в изобразительных средствах.
Но в дальнейшем Таврову удалось появиться на экране только в нескольких эпизодах, а затем он и вовсе оставил кинематографическую карьеру. Это решение наверняка далось ему очень тяжело, потому что он никогда не смотрел по телевизору «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Юрий Тавров работал строителем, маляром, штукатуром, дважды женился. Его земная жизнь закончилась в 2010 году – исполнителя роли кузнеца Вакулы похоронили на 2-м христианском кладбище Одессы.
Людмила Мызникова — Оксана, дочь Чуба
На съемки фильма-сказки Людмила попала совершенно случайно. Она проходила пробы на другой киностудии, но заметивший ее Александр Роу пригласил девушку на роль любимой Вакулы.
После феноменального успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» она не была обижена количеством поступающих предложений о съемках. Однако Людмилы Мызникова отвечала отказами и поступила в Киевский театр юного зрителя.
В дальнейшем она вышла замуж и воспитывала сына. Чуть позднее местом ее работы стал театральный музей, расположенный в Киево-Печерской лавре, созданный на пару с супругом фольклорный театр. А сейчас она – актриса киевского театра «Мистериум».
Людмила Мызникова
Георгий Милляр — чёрт
Игру Милляра специалисты всегда оценивали очень высоко. Из каждой роли он умудрялся сотворить настоящий шедевр, будучи великолепным мастером гротеска и буффонады. Зрители сразу узнавали своеобразный голос артиста – он по-старчески дребезжал и переламывался на утробное сопение. Георгий Милляр великолепно озвучивал сказочных злодеев. Он замечательно справился и с ролью чёрта.
С режиссером Александром Роу его связывала многолетняя творческая дружба: он играл в его фильмах и Бабу Ягу, и Кощея Бессмертного, и царя Гороха. Естественным было его перевоплощение в шута Ивана Блакирева в кадрах исторического фильма «Баллада о Беринге и его друзьях». Также он много и ответственно снимался во второстепенных и эпизодических ролях.
В 1988 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Георгий Милляр
Женился Милляр поздно (по другой версии – первый брак распался еще в молодые годы), в 65 лет, и прожил с супругой еще четверть века. Он скончался на 90-м году жизни 4 июня 1993 года, место захоронения – Троекуровское кладбище в Москве.
Интересные факты о фильме
Сказка «Вечера на хуторе близ Диканьки» снималась в марте 1961 года.
Для съемок зимней натуры недалеко от города Кировска в Мурманской области выстроили декорации – украинскую деревушку.
Во время массовых эпизодов активно снимались местные жители.
Готовая картина была впервые показана жителям Кировска в местном Дворце культуры. Это произошло 15 декабря 1961 года
Вероятно, вам также будет интересно вспомнить о другом культовом советском фильме-сказке «12 месяцев»: узнайте, как сложилась жизнь актеров, сыгравших в сказке главные роли, 47 лет спустя.
Жизнь после «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: Куда пропала одна из самых ярких советских актрис
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Людмила Мызникова родилась в Москве, а выросла в Киеве, куда переехала ее семья после выхода отца на пенсию. Сразу после школы она поступила в актерскую студию при Киевском драматическом театре им. И. Франко. А после ее окончания получила приглашение на пробы в киевской киностудии. В каком фильме она тогда должна была сниматься – она и сама уже вряд ли вспомнит. Тогда в коридоре она случайно столкнулась с Александром Роу – и эта встреча стала судьбоносной.
Актрису на роль Оксаны в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» режиссер на тот момент уже выбрал, но как только увидел 19-летнюю девушку в белой шубке и в платке в красный горошек, тут же сказал своей ассистентке: « Так вот же – наша Оксанка! » Попадание в образ было точным не только по внешним критериям. « Если честно, по характеру я в юности была – один в один Оксана. Думалось: вот иду по улице – и все витрины отражают, какая Людмила красивая! А солнце, казалось, светит для меня одной. Что и говорить: юная была, взбалмошная. Наивная », – рассказывала Людмила Мызникова.
Съемки проходили весной, но на Кольском полуострове, неподалеку от Кировска, куда отправилась группа, лежали сугробы. А вот атмосфера на съемках была очень теплой – режиссер относился к молодой актрисе по-отечески и постоянно ее опекал. Она понимала, что из-за недостатка опыта у нее многое не получалось, и режиссер бывал недоволен ее работой, но в сложные моменты подсказывал, как нужно себя вести. Так, во время эпизода в церкви Людмила не могла заставить себя заплакать, а Роу знал, что девушка впервые уехала так далеко и надолго из дома и очень скучала по родным. Он посоветовал ей подумать о маме – и слезы полились сами.
Изначально фильм должен был называться «Ночь перед Рождеством» – ведь именно по этой повести Гоголя и был написан сценарий. Но киночиновники усмотрели в названии со словом «Рождество» религиозную пропаганду, и Александр Роу решил назвать фильм так же, как весь цикл ранних повестей Гоголя, – «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Эта первая главная роль стала настоящей вершиной творческого пути Мызниковой. К ней пришла популярность, появилось много поклонников. Испытание славой было непростым. « После съемок, наверное, у меня и гордыня немного проявилась. Ходила важничала: как же, у самого Роу снялась в главной роли. Часто на улицах узнавали », – признавалась актриса. Какое-то время она и в жизни вела себя так же, как ее героиня, – кокетничала, кружила головы. Однажды во время гастролей в Ленинграде Мызникова познакомилась с молодым человеком, он писал ей письма в Киев, а под Новый год неожиданно приехал. Девушка собиралась праздновать с друзьями и позвала его с собой. Но в тот вечер она встретила другого – звукорежиссера Олега Белинского, который вскоре и стал ее мужем. Вместе они провели уже 54 года!
После успеха «Вечеров…» режиссер порекомендовал юной актрисе не соглашаться на любые предложения, быть избирательной и не понижать планку. Она последовала его совету и на несколько предложений ответила отказом. Через год Мызникова снялась еще в одном фильме – новогоднем концерте-поздравлении «Когда идет снег», где ее партнерами по съемочной площадке стали первые советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович и Андриян Николаев. Но по неизвестным причинам этот фильм отправили «на полку». Все, что у актрисы осталось на память о съемках, – это новогодняя открытка, подписанная космонавтами.
Еще несколько лет Людмила проработала в киевском ТЮЗе, по-прежнему отказываясь от предложений кинорежиссеров. Она хотела дождаться настоящей большой роли, но этого так и не произошло. Тогда Мызникова поступила в Киевский университет на филологический факультет. Потом у нее родился сын, и она посвятила себя его воспитанию.
Несколько лет Людмила Мызникова проработала в театральном музее на территории Киево-Печерской Лавры, а в начале 1990-х гг. они вместе с мужем организовали фольклорный театр, с которым объездили все регионы. А свое призвание супруги нашли в духовном театре «Мистериум», постановки которого проводились в католических храмах после литургии.
После долгого перерыва Мызникова снова появилась на экранах в середине 2000-х гг. Сериал «Возвращение Мухтара» снимали в Киеве, и ей предложили несколько эпизодических ролей – в каждом из сезонов она появлялась в разных образах. Но о возвращении в кино ее это не заставило задуматься. Сегодня 78-летняя актриса не жалеет о том, что ее кинокарьера не сложилась, ведь у нее есть все, что ей нужно для счастья – работа для души, счастливый брак, сын и внук, с которым иногда случаются курьезы. Так, в 6-м классе он проходил по школьной программе гоголевскую «Ночь перед Рождеством», и в учебнике были фотографии Оксаны из фильма Роу. Учительница с гордостью сообщила, что эта актриса живет в их городе. Один из учеников удивился: « Как?! Оксанка еще живая? » Он решил, что в Киеве до сих пор живет та самая Оксана из повести Гоголя. И тут внук актрисы не выдержал: « Ну конечно, она жива – это же моя бабуля! »
Актриса считает, что ее жизнь сложилась очень счастливо: « Счастье у каждого свое. Кто-то ищет его в богатстве: Канары, Мальдивы, новая яхта, хрустальные черевички. Мне это не нужно. У меня на первом месте – моя семья. Возможность любить, быть любимой. Чтобы душа была спокойна. Я пришла к Богу. С мужем мы создали духовный театр «Мистериум», где играют люди самых разных профессий. Все они несут в душе свет веры. И как играют – не каждый профессионал так сможет! А как зрители принимают! Вот такое оно, мое сегодняшнее счастье… Жизнь прекрасна, только надо использовать её по полной программе, и это моё пожелание молодым! » Сегодня она сожалеет о том, что в молодости была такой самовлюбленной, ветреной и легкомысленной, но признается, что без этого не сыграла бы и свою знаковую роль – Оксаны из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фильма, который до сих пор часто показывают под Рождество.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вечера на хуторе близ Диканьки
Персонажи
Поиск персонажей
Лихой казак, побратим Василя. Влюбился в ведьму Одарку и был готов пожертвовать своей душой, чтобы спасти её.
Трусоватый попович, любовник Хавроньи Черевик.
То ли человек, то ли дьявол в человечьем обличье. Гулял, спаивал казаков, приставал к красивым девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда! Те кто не брал — на того Басаврюк глядел так жутко, что взять было проще. А если взять — то по ночам к взявшей являлась нечисть и истязала несчастную жертву. Предложил Петрусю искать цветок папоротника, чтобы обрести вожделенное богатство.
Кузнец, главный герой повести «Ночь перед Рождеством», сын ведьмы Солохи. Влюблен в дочь Чуба, Оксану и даже готов ради неё связаться с чертом и полететь в Петербург за царскими черевичками.
Тетя Ивана Федоровичка, добрейшей души женщина, посылала племяннику во время службы сушеные груши и чистое белье. На момент повествования имела лет около пятидесяти. Замужем она никогда не была и обыкновенно говорила, что жизнь девическая для нее дороже всего. Впрочем, сколько мне помнится, никто и не сватал ее. Это происходило оттого, что все мужчины чувствовали при ней какую-то робость и никак не имели духу сделать ей признание.
Ведьма, игравшая с казаком Василем (дедом дьяка Фомы) в карты, когда в закладе была его шапка. Знатно шельмит при игре.
В фильме приняла обличье жены Василя.
Цыган, который помог Грицько напугать Солопия Черевика, чтоб он согласился на свадьбу с его дочерью. Выторговал у Грицько волов подешевле, за счет оказанной услуги. Подкинул Солопию красный рукав свитки.
Возлюбленная Левко, козачка, которая приехала в родную деревню после того как некоторое время жила у дальней родни.
Отец Левко, деревенский голова, пользуется в своей деревне большим уважением. Не хотел, чтобы Левко женился на Ганне и на все эти просьбы обычно притворялся глухим. О самом голове «известно, что некогда он сопровождал царицу Екатерину в Крым, о чём любит при случае поминать, ныне крив, суров, важен и вдов, живёт несколько под каблуком своей свояченицы».
Сам сватался к Ганне. Вдов; но у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница.
Старый есаул, персонаж повести «Страшная месть». Во время свадьбы сына выносит иконы, чтобы благословить ими молодых. Один из гостей казаков вдруг превращается в чудовище, отчего есаул догадывается, что перед ними колдун. С помощью икон нечестивца изгоняют.
Помещик того же Гадячского повета, что и Иван Федорович Шпонька, его сосед. Жил в пяти верстах от хутора Вытребеньки, в селе Хортыще.
Щеголеватый парубок, «Голопупенков сын» влюбившийся в Параську Черевик и затеявший авантюру, вместе с цыганом ради того, чтобы Солопий Черевик согласился на их женитьбу.
Названый брат есаула Горбеца, муж Катерины, дочери колдуна.
Русская царица, очарованная простодушием Вакулы, подарившая ему свои старые туфли для его невесты.
Казак, брат Петро, более удачлив и более щедр. Был сброшен своим же братом на столе и его душа пребывала на земле, дожидаясь свершения мести, установленной небесами.
Центральный персонаж однодоменной незаконченной повести, племянник Василисы Кашпоровны. Юноша, 38-ми лет, поручик в отставке. Был в детстве благонравным и послушным мальчиком, на службе — не куролесил и практически не пил. Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз.
Шестилетний брат Пидорки. Любил Петруся, просил отца чтоб тот не бил его за поцелуй с Пидоркой, передавал сообщения двух влюбленных.
Жена Данилы, белокожая и чернобровая, дочь колдуна. Когда прибыл на их хутор её отец — ей снились вещие сны.
Казак, отец Оксаны, один из любовников Солохи — матери кузнеца Вакулы. Ненавидит кузнеца, после того как тот сгоряча побил его. Ленив.
Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.
Молодой казак, персонаж истории «Майская ночь или утопленница». Влюблен в Ганну, после того как узнал, что его отец тоже к ней сватается, решил проучить его. Встретил мавку-панночку.
Дед дьячка * * ской церкви, Фомы Григорьевича, персонаж повести «Пропавшая грамота». Был послан гетманом к царице с грамотой. Взялся помочь одному из запорожцев, который нехотя сознался что продал душу дьяволу. Лишился важной грамоты и ходил к нечисти, чтоб её вернуть.
Единственный персонаж, который появляется в двух рассказах кряду.
Ведьма, вышедшая замуж за сотника, отца панночки, изводившая падчерицу как в жизни, так в посмертии.
Подруга Оксаны. Та самая, красивые новые черевички которой глянулись Оксане и стали причиной для насмешки над Вакулой.
Ведьма, в которую влюбился Сатана. Обитала в заколдованной корчме, от взгляда на неё путники только сильнее хотели выпить. Полюбилась Андрею, побратиму Василя. Он за нее даже душу продал.
Дочь Чуба, возлюбленная кузнеца Вакулы, самая красивая девушка на селе, но капризна и горгда сверх меры. Насмехается над влюбленным кузнецом, посылает его за черевичками царицы, из-за чего тот едва не решает утопиться.
Дьяк в Диканьке, один из любовников Солохи и близкий друг Чуба, приглашал его на кутью.
Поп, который хотел было причастить Басаврюка к церкви. Впоследствии заявил, что всякий кто с Басаврюком знается будет отлучен от церкви.
Старый казак, живет вместе с сыном, его женой и детьми. Дал Василю в дорогу крепкий табак, от которого всякая нечисть расчихается.
Потомок казака Петро, колдун-злодей, каковых не было, который был наказанием для Петра. Поднимал мертвецов из могил, вызывал душу своей дочери и вообще хотел на ней жениться.
Сотник, чья жена умерла. Женился второй раз на ведьме, которая изводила его дочь. Выгнал дочь из дому на четвертый день после свадьбы, панночка пеняла, что ведьма извела его душу.
Мавка-утопленница, некогда была дочерью сотника, утопилась сгоря после того, как отец вторчино женившись на ведьме, выгнал её из дома. Даже на том свете её истязает ведьма-мачеха, поэтому мавка просит помощи у Левко.
Красавица-дочка Солопия Черевика, персонаж повести «Сорочинская ярмарка». В свои осьмнадцать лет первый раз выпросилась с отцом на ярмарку.
Колдун из Диканьки, знахарь, про него ходят слухи что он немногим лучше черта. Довольно ленив — даже галушки ест с помощью колдовства, однако в своих делах дока — сразу узнает, что черт находится в мешке за плечами Вакулы.
Казак, брат Ивана, предок отца Катерины Бурульбаш. Король Степан предложил большую награду за поимку турецкого паши, который сам с десятью янычарами мог порубить целый полк. Более удачливый Иван получает награду и великодушно разделяет её с Петром. Поехали Иван и Петро на жалованные королём земли и, проезжая по горной тропе в Карпатах, столкнул Петро Ивана вместе с лошадью в пропасть. Иван же зацепился за сук и сумел удержать сына-младенца, которого вёз с собой. И стал Иван просить спасти хотя бы сына, но Петро скинул пикой в пропасть обоих.
Красивый, но бедный парубок, влюбленный в Пидорку, дочь своего хозяина. Главный герой повести «Вечер накануне Ивана Купала».
Красавица-дочка Терентия Коржа, сестра Ивася, возлюбленная Петруся.
Фаворит Екатерины, человек которого запорожцы ставили повыше царя.
Нечистый, питавший страсть к Одарке и уговаривавший её продать ему душу. Охотился на Василя и Андрия строя им препоны. Утверждал, что любит народное пение.
Персонаж экранизации «Пропавшей грамоты», в произведениях Гоголя лично не фигурировал.
Один из казаков диканьки, собирался к дьяку на кутью, однако из-за метели, устроенной чертом, добрался только на Солохи. И свалился к её ногам в усмерть пьяный.
Живет в доме отца Левко, деревенского головы, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. Банда Левко дважды подставляла её в лапы людей головы, искавших смутьяна. Голова даже предлагал её сжечь, за что ему потом досталось, как и за сватовство к Ганне.
Солидный казак, отец Параськи. Находится под пятой второй своей жены Хавроньи, хотя дочку очень любит.
Мать Вакулы, ведьма, которая в Рождественскую ночь покрала все звезды с неба. Привечает многих степенных казаков. А также черта и дьяка — главное чтоб сына дома не было.
Старый казак, у которого работал Петрусь Безродный. Отец Пидорки и Ивася. Не желал даже слышать о любви дочки с бедным безродным сиротой.
Неугомонная жена Солопия Черевика, мачеха Параськи, строила препоны замужеству падчерицы. Выучилась держать сожителя в ежовых рукавицах, а падчерицу — в черном теле.
Муж звал её Хиврей.
Покойная жена Солопия Черевика и мать Параськи.
Один из обитателей ада. Встречается в разных произведениях цикла, с разными историями.
Ведьма. Персонаж повести «Ночь накануне Ивана Купала». Одна из союзниц Басаврюка, помогала Петрусю отсыкать цветок папоротника. Привела ему Ивася, который стал жертвой за обретаемое Петрусем богатство.
Мой отец был довольно холодным и отстранённым человеком, никогда не говорил ласковых слов ни мне, ни маме, хотя в целом он был очень добрым и ранимым.
Он очень любил кино, смотрел всё подряд и всегда очень внимательно. И мама любила и любит кино, они часто смотрели что-то вместе, но в чём они никогда не могли сойтись, так это в оценке фильмов о Джеймсе Бонде. Мама всегда считала их дурью несусветной и смотреть категорически отказывалась, папа же был от них в полном и совершенном восторге.
И вот с детства я регулярно слышала: «Наташа! Будешь со мной Бонда смотреть?» А я что? А ничего. Радостно шла и смотрела. Виды красивые, экшен опять же разнообразный, какой-то прикольный старик бегает с пистолетом, а женщины прям так к нему и прыгают (наверное, из уважения к возрасту).
Я долго не замечала, что в этих фильмах есть какой-то сюжет и система, не замечала, что Бонды разные, для меня это был сериал вроде «Санта-Барбары», который почему-то страшно нравится папе.
Потом я, конечно, разобралась, и у нас с папой появился ритуал, – как только по ТВ планировали показать фильм о Бонде, мы к этому готовились, – откладывали дела, покупали какие-то вкусняшки, заваривали чай и смотрели. А потом обсуждали сюжет и Бондов. Папе нравился Шон Коннери, а мне – Пирс Броснан, мы спорили, кто лучше, но не сильно. Сошлись на том, что у каждого зрителя свой Бонд (привет хувианам!).
Впрочем, Дэниэл Крэйг понравился нам обоим. Мы согласились, что предварительно он не казался хорошим кандидатом на эту роль, но сыграл хорошо, убедительно.
В 2014-м году на 23 февраля я купила лицензионный DVD с «007: Координаты Скайфолл», пришла к родителям и спросила: «Папа! Будешь со мной Бонда смотреть?» Он был так рад! Мы посмотрели этот фильм, а на следующий день посмотрели ещё раз. Мама даже перестала фыркать, видя такой наш общий энтузиазм.
Сегодня я посмотрела «Не время умирать». Мне некого было позвать с собой на сеанс, но я и не хотела, потому что это был такой своеобразный разговор с папой.
Это было достойно. Не феерично, не гениально. Достойно. Джеймс Бонд, агент 007, умер, Дэниэл Крэйг, наконец, попрощался с этой ролью. Надеюсь, людям, ответственным за эту франшизу, хватит ума и вкуса не воскрешать ни героя Крэйга, ни Бонда, ни агента 007 как такового. Хотя я в этом и сомневаюсь, но пока эту историю буду считать законченной.
И отдельно восхищена опенингом с песней Билли Айлиш. Сначала мне казалось, что это ужас какая плохая идея, но всё получилось шикарно. Фирменный сюр, фирменное звучание, очень хорошо.