скандинавский стиль жизни как устроен быт датчан
Обратная сторона скандинавского счастья
Почему не так-то просто научиться у датчан уюту и комфорту, а у шведов — порядку.
Идея о том, что у жителей скандинавских стран можно подсмотреть, как жить хорошо и счастливо, регулярно всплывает в интернет-статьях, темах лекций по «стилю жизни» и на обложках книг, которые раскупаются по всему миру. Можно ли проникнуться идеями скандинавского благополучия, не обладая коллективным опытом другого общества?
Уютное спокойствие хюгге
Читайте также :
Одно из скандинавских понятий, которые вошли в моду за пределами северных стран — датское хюгге. Тому, что это такое, мы уже посвятили отдельный материал. Если вкратце, то хюгге — это ощущение тепла, комфорта и защищённости, которое создаётся с помощью уютных вещей, тихих домашних дел и посиделок с близкими. На работу при этом тоже рекомендуется брать какие-нибудь милые безделушки и домашнюю выпечку. Те, кто разделяет идеи хюгге, стремятся наполнить ими всю свою жизнь, начиная от утренней чашки кофе и заканчивая вечерней прогулкой в вязаных варежках.
Казалось бы, стремление тому, чтобы уютно обустроить свой быт, более-менее интернационально. Как вышло, что именно датчане его монополизировали до такой степени, что дали соответствующему настроению и образу жизни специальное название? Чем вообще продиктовано такое стремление ко всеобъемлющему и порой переслащённому комфорту?
Хюгге — это далеко не только дизайнерская мода и стиль инстаграмных съёмок с горячими кружками и шерстяными носками. Это сложно сконструированное понятие национальной культуры. Разберёмся, какова его анатомия.
1. ритуализация жизни
Стремление «жить по хюгге» — это попытка современного человека вернуть в жизнь ритуалы, трансляция которых в постиндустриальном мире прерывается. Поэтому в хюгге-практиках большое внимание уделяется смене времён года, сезонным занятиям, встрече праздников.
2. Любовь к мелочам
Внимание к деталям, почти дзэнское любование природой и предметами быта, умение наслаждаться простыми вкусами и запахами, тёплой постелью, теплом очага — вот ценности, которые обычно называют в связи с хюгге. Кстати, ещё одно датское понятие, «ногте», означает радость от простых удовольствий.
3. Магический реализм вещей
Всякий адепт хюгге кутается в одеяло с особым удовольствием, если оно сшито из лоскутков бабушкой. Предметы, которые имеют значение для праздников, торжественно достаются, а потом с таким же пиететом убираются в коробки. Любимые вещи наделяются особым смыслом, становятся своего рода амулетами, защищающими от злых сил, поскольку влияют на настроение и душевное благополучие.
4. Общение с близкими
Важную роль в хюгге играет общение с семьёй и друзьями, тихие посиделки у камина или при свете свечей, тёплые дружеские беседы. Предполагается, что общение будет благожелательным и задушевным. В то же время не поощряется обсуждение проблемных тем (например, разговоры о политике) или слишком глубокий психоанализ, который может пошатнуть ощущение комфорта. Словом, если в душе есть тёмные комнаты, на хюгге-посиделках их лучше не открывать.
5. Закрытое пространство
Когда снаружи холодные поля с пожухлой травой, укрытые снегом перелески и мрачные фьорды, особенно приятно сидеть под тёплым пледом. Пространства хюгге должны быть комфортными и безопасными, а также замкнутыми, как утроба.
«Хюгге — продукт очень специфической социальной этики, возникшей в датском обществе в конце XIX — начале XX в., когда городское индустриальное общество осознало целесообразность науки и необходимость развития внутренней свободы, личного времени, ценностей домашней и семейной жизни. Элитарная культура в глазах растущего среднего класса теряла свою привлекательность, уступая место семье и частной жизни».
«Находи прекрасное в мелочах», «живи здесь и сейчас», «радуйся тому, что есть» — эти идеи характерны для протестантского сознания. Дух общины пронизывает всю местную жизнь, и те процессы, которые могут показаться туристу случайными, являются выстраданным результатом долгой работы и негласных общественных консенсусов.
Скромное достоинство лагома
Родственное хюгге понятие из репертуара соседей-шведов — лагом. Авторы посвящённых ему книг предлагают найти личный якорь тем, кто не знает, как обустроить свою жизнь. Лагом — это воплощение продуманности, умеренности, рассудительности и правильных для данной ситуации решений. Это бытовая этика шведской повседневной жизни, которая предусматривает корректное поведение к окружающим, внимание к экологии и сознательность в практических вопросах.
Дух лагома пронизывает не только быт горожан, но также шведскую экономику и менеджмент. Это системы, построенные не на противостоянии кризисам и «тушении пожаров», а на планировании и договорённостях. Гарантом такого подхода к капитализму является скандинавский протестантизм — всё как у Макса Вебера. С одной стороны, протестантский субъект, в отличие от склонного к некоторым перегибам католического, с вниманием и уважением относится к мирской жизни и её благам. С другой стороны, всегда знает в них меру, контролирует себя (и заодно ближнего).
Программу, посвящённую лагому, внедряет даже компания IKEA, которая даёт соотечественникам советы, как экономить воду и электроэнергию, разумно упорядочивать вещи и делать продуманные покупки.
«Изначально лагом был чисто скандинавским понятием, но в последнее время эта философия распространилась за пределы Швеции и стала модной (что нас, шведов, весьма удивляет)».
Вязаные носки и тёмные бездны
Читайте также :
В затылок хюгге и лагому дышит финское «сису», обозначающее стойкость и настойчивость. «То, что должно быть сделано, то будет сделано», — такую национальную расшифровку принципа сису приводит Тору Вилле. Так или иначе, скандинавы стали законодателями мод в области «простой, милой и разумной» жизни. По рейтингам счастья родина хюгге Дания занимает первые места в рейтингах из года в год. Не отстают от неё и другие северные страны.
Однако у разных культур и отдельных людей понятие счастья может сильно отличаться. Всегда ли счастье равно простоте и комфорту, состоит ли оно в том, чтобы уберечь себя от любого стресса и волнений?
Стремление к лагому свидетельствует о желании контролировать жизнь, привносить в неё порядок и быть уверенным, что другие разделяют такие же ценности в рамках сообщества. Вот тогда начинается лагом. Примерно то же можно сказать и о хюгге: настоятельное желание комфорта может означать страх перед всем, что лежит снаружи уютного и понятного пространства. Хаос и беспокойство вытесняются. Это создаёт ситуацию, при которой возможные «вторжения» и нарушение привычного хода вещей кажутся катастрофическими.
Скандинавская культура — это не только тихая пастораль с деревянными лосями и сезонными угощениями. В прошлом это ещё и грабежи викингов, пантеон не самых дружелюбных суровых божеств, крадущие детей тролли из легенд. Сегодня за сумрачной стороной жизни на берегу холодного моря можно обратиться к знаменитому датчанину Ларсу фон Триеру. О страхах, жестокости и преступлениях Швеции рассказывает проза Стига Ларссона, Анны Янссон, Дага Эрлунда и других авторов.
К тому же северные страны считаются мировой меккой тяжёлой музыки. В Национальном музее Финляндии есть целая стена почёта, посвящённая финским «металлическим» группам — наушники, из которых играет метал, висят на фоне берёз.
Читайте также :
Закреплённая в хюгге и лагоме потребность ощущать прочность бытия — это выражение страха перемен, за которым кроется, в конечном счёте, страх смерти. Изменения в жизни напоминают нам о том, что ничто не вечно. Психологические исследования показывают, что люди вообще тяготеют к привычному и известному, а перемены пугают и вызывают недоверие. В этой связи понятной выглядит попытка взять контроль над своей жизнью, поместив её к круговорот привычных событий — календарных праздников, семейных ритуалов и регулярных практик.
В то же время, диктат общины, которая настоятельно рекомендует вести себя определённым образом (быть достаточно приятным в общении и в должной мере разумным, не нарушать уют, не высовываться, не считать себя лучше других) загоняет внутрь возможные проявления недовольства, которые, накапливаясь, могут прорываться в драматической и мрачной форме.
Не стремясь специально найти в культуре северных стран что-то дурное, трудно не заметить, что настоятельное стремление к порядку и умилению бытовым мелочам — это только одна сторона медали.
Сработают ли хюгге и лагом в России?
Недавно запад полюбил книгу Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка в доме и в жизни». Корни отражённого в книге отношения к предметам и пространству, которое многие поспешили посчитать панацеей, нужно искать в соприкосновении традиций синтоизма и буддизма в Японии, в традиционных представлениях, которые формировались столетиями, будь то идея ваби-саби или вера, что у каждой вещи есть душа. По этой причине американец или европеец, старательно пытаясь подобрать слова для церемониального прощания со свитером, который приходится выбрасывать, может ощущать некоторое недоумение.
Читайте также :
Уважение к умеренности и разумному потреблению, сконцентрированное в идее лагома, возникает в обществе, в котором давно есть наработанные социальные договоры и работающие общественные механизмы (попробуйте ответственно подойти к сортировке мусора, если первая же машина служб уборки уничтожит ваши труды, свалив всё в один контейнер), а также имеется определённый переизбыток, который позволяет выбирать.
То же можно сказать о стремлении к уюту. Личным пространством в постсоветской действительности считается разве что собственная квартира. За её пределами — «ничья» грязная обшарпанная лестница, которую редко кто-то решается мыть и благоустраивать в одиночку. Интерес к бытовому благоустройству появляется в социумах, где есть минимальный избыток и нет потребности в экспансионистском освоении новых территорий или борьбе с внешними и внутренними врагами (как реальными, так и вымышленными).
Скандинавская культура не такая белая и пушистая, как можно подумать, разглядывая дизайнерские каталоги — в ней есть свои точки напряжения. Это тоже нужно учитывать, пытаясь внедрять датские и шведские практики в свою жизнь.
Поиск вдохновения в других странах и культурах нормален и естественен, однако важно понимать, что глубокое погружение в культуру возможно только тогда, когда мы разделяем тот же путь общественного развития и схожее мировоззрение. Для этого просто купить свитер с оленями недостаточно. Тем не менее, воспользоваться чужим опытом всегда можно — но это долгий процесс, требующий терпения и поддерживающего окружения.
Скандинавский стиль жизни: как устроен быт датчан
Скандинавские страны хоть и объединены одним полуостровом, но сильно отличаются друг от друга. Сегодня поговорим о датской версии скандинавского стиля.
Говорим “скандинавский стиль” — подразумеваем. а что, собственно, мы под этим подразумеваем? Беглого взгляда на дизайн родом из Швеции и Дании достаточно, чтобы заметить между ними немалую разницу. Шведские интерьеры выросли из густавианского стиля, в них даже сейчас чувствуется дух истории, а вот датчане — бескомпромиссные модернисты, именно эта маленькая страна подарила миру огромное количество великих дизайнеров и культовых предметов.
И сегодня мы поговорим о датской версии скандинавского стиля. Поможет нам в этом дизайнер Анастасия Стенберг, которая уже 28 лет живет на две страны и хорошо изучила быт датчан.
Чистота и порядок
Датчане буквально помешаны на порядке. Анастасия Стенберг рассказывает, что даже состоятельные люди, которые пользуются услугами клинера и садовника, могут отказаться от встречи на выходных под предлогом, что у них запланирована генеральная уборка. Стремление к чистоте прослеживается на всех уровнях жизни: туалеты в общественных интерьерах снабжены гигиеническим душем, а в магазине при Музее дизайна продаются губки для мытья посуды (разумеется, не простые, а дизайнерские).
Уважение к истории
Датчане берегут не только старые вещи, но и архитектуру. Мало кто, въехав в новую квартиру, делает там перепланировку. Пусть размеры и набор комнат и не идеальны, но кто-то ведь построил дом именно так. Значит, таким он и должен остаться. Как рассказывает Анастасия, главное и самое просторное помещение помещение в датском доме — это гостиная, а спальни при этом небольшие, по 10‒12 м (предполагается, что там только спят). Часто там нет даже прикроватных тумбочек — их заменяют простенькой табуреткой.
Постельное белье
В Дании сложился целый культ постельного белья. Здесь не принято застилать кровать покрывалом, белье всегда на виду, и оно должно выглядеть безупречно. “Немыслимо, чтобы наволочка и пододеяльник были из разных комплектов”, — говорит Анастасия. Очевидно, спальня не является стопроцентно интимной территорией, иначе как бы мы узнали о таких обычаях. Кусочек спальни с безупречной кроватью вполне может просматриваться из гостиной — зачем скрывать такую красоту!
Белые стены
Все новостройки в Дании продаются уже с ремонтом, встроенными шкафами и кухней, никаких свободных планировок и голых бетонных стен. Социальное жилье и квартиры в местном бизнес-классе отличаются прежде всего качеством отделки и маркой кухонного гарнитура, но и в обоих случаях стены будут белыми и никому не придет в голову их перекрашивать или клеить на них обои. Анастасия рассказывает, что однажды побывала в гостях в квартире с серыми стенами — это был уникальный случай, который она списывает на французский бэкграунд хозяйки.
Дизайн как национальная идея
В уже упомянутом копенгагенском Музее дизайна нет национальных ограничений, но по факту почти все экспонаты в нем — датские. По числу знаменитых дизайнеров на душу населения Дания наверняка может претендовать на мировое первенство. Но предметы, которые мы привыкли считать культовыми, стоят не только в музейных залах. “Датчане демонстрируют статус не через одежду, а через то, какая мебель стоит у них дома”, — рассказывает Анастасия Стенберг. И эта мебель чаще всего родная датская.
Впрочем, как рассказывает Анастасия, пара вещей с культовым статусом есть практически в любом доме, независимо от уровня доходов. Это могут быть люстра “Артишок”, кресла Финна Юля или Арне Якобсена — такие вещи люди получают по наследству или сознательно в них инвестируют. Когда датчанин приглашает к себе гостей, он в том числе хочет похвастаться обстановкой.
Режим дня
“Как правило, в восемь утра все уже работают, потому что хотят закончить к половине пятого”, — рассказывает Анастасия. Перерабатывать у датчан не принято, этим отчасти и объясняется такое трепетное отношение к интерьеру — люди действительно проводят дома много времени. Хотя летом все стремятся на улицу. “В Дании ужасный климат, полгода дует промозглый северный ветер и идет дождь, — говорит Стенберг. — И как только выглядывает солнце, даже если на улице всего 12 градусов тепла, люди начинают устраивать пикники”. Ну а летом в городе, с его парками и благоустроенными территориями вокруг домов, на каждом углу встречаются группки людей, расположившиеся на траве с пледами и снедью.
Гостеприимство
Вот то, что роднит нас с датчанами, — они, в отличие от других европейцев, охотно приглашают друзей не в ресторан, а к себе домой. “Они сидят и разговаривают за обеденным столом по многу часов, поэтому стол должен быть большим, а стулья удобными”, — говорит Анастасия. Диван в жизни датчан играет куда менее значимую роль — это, кстати, заметно и по наследию местных великих дизайнеров.
Сервировка
Прием гостей предполагает красивую сервировку стола. В ней часто соседствуют вещи разных эпох — например, бабушкины бокалы и тарелки из последней коллекции какого-то дизайнерского бренда. За тенденциями в домашнем декоре датчане следят так, как мы следим за модой в одежде. Причем это распространяется на все поколения. Как рассказывает Анастасия, придя в гости к 75-летней копенгагенской бабушке, можно обнаружить у нее на столе посуду с актуальным дизайном.
Шторы датчане используют по большей части в спальнях, а остальные окна — красивые и безупречно чистые — позволяют заглянуть в их жизнь. “Пусть все смотрят, какие у нас красивые картины и люстра” — примерно так, по словам Анастасии, рассуждают местные жители. Подоконники тоже не пропадают без дела — на них выставляют настольные лампы и свечи. “Без них немыслима жизнь датчанина!” — говорит Анастасия.
Хюгге — философия скандинавского счастья
Датское слово «хюгге» раскрывает секрет счастья жителей самой благополучной страны мира. Конечно, датчанам с их высоким уровнем жизни и отсутствием преступности легче быть довольными и жизнерадостными, но некоторые советы нам очень пригодятся в повседневной жизни. Лайфхаки от датчан, исповедующих философию хюгге, научат искусству простых радостей, дадут возможность наслаждаться каждым моментом и стать чуточку счастливее.
В стране, где почти постоянно пасмурно, дует ветер и идет дождь, где большинство магазинов закрывается после шести вечера и в маленьких городках не так много развлечений, главной ценностью становится домашний уют. Фраза «мой дом — моя крепость» больше всего вписывается в мироощущение жителей Дании. Именно поэтому хюгге называют философией уюта, которая основана не на каких-то дизайнерских приемах, а прежде всего на ощущениях и создании атмосферы душевного тепла и умиротворенности. Стиль хюгге в интерьере — это когда вы окружаете себя любимыми вещами и чувствуете себя защищенными в собственном доме. При этом датские квартиры не очень большие и обставлены не дорого, но всегда со вкусом. Дело в том, что недвижимость в Дании достаточна дорогая, а аренда жилья или выплаты по ипотеке съедают львиную долю семейного бюджета. Но счастье по хюгге не связано с деньгами и уровнем дохода, ведь настоящий уют не купить за деньги.
Дизайнер Ирина Мирошниченко только что вернулась из командировки в Копенгаген, где она обменивалась опытом с коллегами и знакомилась с хюгге.
«На самом видном месте у датчан только любимые вещи — семейные фотографии из путешествий, глиняные поделки ручной работы, вязаные салфетки и картины в стильных рамках, нарисованные детьми. В домах нет роскоши в нашем понимании, но очень много хендмейда. Вещицы, сделанные своими руками, всегда особенные и уникальные, даже если они несовершенны».
Если верить словам Ирины, датчане отдают предпочтение минимализму и светло-сдержанной цветовой палитре. В домах немного вещей, простая мебель из дерева, мягкое освещение с янтарным светом, большие окна и отсутствие привычных для нас штор. Солнца в Дании не так много, чтобы прятаться от него за тяжелыми портьерами!
Секреты хюгге просты и доступны людям любого достатка. Каждый день зажигайте по вечерам несколько свечей, как это делают датчане, и устройте себе Hyggekrog — укромное местечко, где можно побыть наедине с собой, отдохнуть от повседневной суеты, почитать книгу, завернувшись в уютный плед. Это может быть широкий подоконник с мягкими подушками, ниша в стене с уютным диванчиком или кресло в углу комнаты, отгороженное ширмой. Самое главное — положите туда несколько теплых шерстяных одеял или флисовых пледов, они создают домашний уют и согревают, особенно зимой.
Камин, пусть даже не настоящий, а декоративный, наполнит дом теплом и особенным духом загородного особняка. На фото хюгге-интерьеров можно также увидеть цветы, шишки, ветки, листья и шкуры животных. Кстати, шкуру или теплый пушистый ковер можно бросить на пол перед камином. Приятно сидеть перед огнем, слушать потрескивание поленьев и шум дождя за окном. Где-то там на улице воет ветер и прохожие спешат укрыться под зонтиками, а вы уже дома, в тепле. Это и есть хюгге.
В таком интерьере найдется место для бабушкиного сундука, старой лампы в стиле ретро, самобытной льняной скатерти и столу, за которым работал ваш отец. Такие вещи имеют историю и характер, поэтому они бесценны.
Хюгге — датское искусство жизни, которое проявляется не только в интерьере. Это особое мироощущение! Датчане не очень любят шумные компании в общественных местах, для них лучший досуг — вечер в кругу семьи или в компании близких друзей. Вместо переписки в социальных сетях они предпочитают общаться вживую, а ужин в ресторане не доставит им такого же удовольствия, как вечера за домашним столом с дегустацией блюд, приготовленных своими руками. И дело не только в том, что ресторанная еда не всем по карману. Просто домашний яблочный пирог, пусть даже не идеальный с точки зрения эстетики, гораздо вкуснее.
Когда в датском доме собирается приятная компания, обычно это 3–4 человека, не более. Именно столько нужно для создания камерной атмосферы. Если людей много и среди них есть малознакомые, это уже не хюгге. При встрече не говорят о политике, играют в настольные игры, вместе готовят интересные блюда, слушают музыку, танцуют и устраивают пикники. Главное в таких встречах — непринужденность и радость, подобный досуг является важной составляющей датского счастья.
Вкусная еда, которая дарит наслаждение, — это тоже хюгге. Датчане никогда не сидят на диетах и вместо капустного салата выберут мясное рагу с картофелем, которое они непременно приготовят сами. Они обожают вкусную выпечку и пирожные, которые подают даже на деловых встречах. Интересно, что в Дании мало тучных людей, ведь объедаться — это тоже не хюгге!
Главный секрет датского счастья — любовь к себе, поэтому датчане любят ароматный кофе с легким облаком сливок, густой горячий шоколад с зефирками, мармеладных мишек и нежные булочки с корицей. Как пишет автор книги о хюгге Майк Викинг, «счастье нельзя купить, но можно купить пирожное, а это почти то же самое». Именно так считает большинство жителей Дании!
Но наслаждаться вкусной едой маловато. Хюгге — это самим месить тесто и печь в духовке пышные пироги, выбирать на рынке грудинку, мариновать мясо в душистых травах, варить варенье и читать книгу на табуретке, слушая, как булькает на плите суп. Датские хозяйки, несмотря на многообразие сортов хлеба в булочных, любят печь хлеб дома, причем по всем правилам — на дрожжах или закваске. При этом они не пользуются хлебопечкой, а ставят поднявшееся тесто в духовку. Это уже стало традицией.
Дом, в котором пахнет кардамоном и ванилью, нельзя даже сравнить с ресторанной атмосферой с трюфелями и фуа-грой на столе. Если денег впритык, можно сделать обычные бутерброды, зажечь свечи, включить музыку и наслаждаться атмосферой хюгге, ведь скандинавский стиль учит жить просто и уютно и при этом вовсе не подразумевает роскошь.