сия есть жизнь вечная да знают тебя
От Иоанна святое благовествование, глава 17 Иоанна, гл 17
После этих слов Иисус возвел очи Свои к небу и сказал: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю – не обо всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И все Мое – Твое, и Твое – Мое; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели; да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду и это говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.
Освяти их истиною Твоею! Слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их.
Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им. Да будут едины, как Мы едины.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, – да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и эти познали, что Ты послал Меня.
И Я открыл им имя Твое и открою – да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 17:3
Свт. Василий Великий
се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа
Истинным называется в отличение от ложных; несравнимым же, как превосходящий всех и всем. Иеремия, сказав о Сыне: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» (Вар. 3, 36), ужели назвал Его большим и Отца? А что и Сын есть истинный Бог, о сем говорит сам Иоанн в послании: «да познаем единого истинного Бога, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Иоан.5, 20). Поэтому, как на основании слов: «не вменится ин к Нему», не должно думать, что Сын больше Отца, так нельзя разуметь и того, что один Отец — истинный Бог. Но и то и другое сказано относительно к именуемым богами ложно, а не действительно. Так и во Второзаконии говорит: «Господь един вождаше их, и не бе с ними Бог чужд» (Втор 32, 12). Если Бог един невидим и премудр; из сего не следует, что Он и во всем всех больше; но над всеми Бог по необходимости всех превосходит. Ужели же Апостол, сказав, что Спаситель над всеми Бог (Рим. 9, 5), наименовал Его и большим Отца? Но это нелепо. Поэтому подобным сему образом разуметь должно и настоящее место. Великий Бог не может быть меньше другого Бога. Поэтому ужели Апостол, сказав о Сыне: ждем «блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит.2, 13), почитал Его большим Отца? Ибо ожидаем явления и пришествия Сына, а не Отца. Поэтому говорится это без различения Отца и Сына, и не в строгой точности. Быть вравне с Богом не иное что значит, как быть равным Богу. Поэтому как же Сын, не почитавший хищением быть вравне с Богом (Фил. 2, 6), не подобен и не равен Богу? Но иудеи благочестивее Евномия. Ибо, когда Спаситель назвал только Себя Сыном Божиим; поскольку Сыну, если он действительно Сын, должно быть равным Отцу: они хотели, как сказано, побить Его камнями, «яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя Богу» (Иоанн.5, 18). Итак, Сын равен Отцу и по свидетельству Апостола, и по слову самого Спасителя, хотя и не хочет того Евномий.
Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.
Свт. Григорий Богослов
се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа
Слова же «никто не благ» (Лк. 18:19) заключают в себе ответ вопрошающему законнику, который признавал благость во Христе, как в человеке. Он говорит, что добро в высочайшей степени принадлежит единому Богу, хотя и человек называется добрым, например: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» (Мф.12:35). И: «дал царство лучшему» (τωαγαθω) «тебя» (1Цар.15:28), говорит Бог Саулу, имея в виду Давида. Также: «Благотвори, Господи, добрым» (Пс.124:4). Сюда же относятся места, где похвалены те из нас, до которых достигли потоки первого Блага, хотя и не непосредственно. Итак, если я убедил тебя, то хорошо, а если нет, что скажешь, по своим предположениям, в ответ утверждающим, что в других местах Писания Сын называется единым Богом! А где именно? – В следующих словах: «Сей есть Бог» твой, «и никто другой не сравнится с ним», и вскоре потом: «после Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36, 38). Что это сказано не об Отце, а о Сыне, это доказывает последнее добавление. Ибо Сын общался с нами телесно и пребывал с дольними. Если же одержит верх та мысль, что это сказано не против мнимых богов, а против Отца, то в рассуждении Отца будем побеждены тем самым, что старались противопоставить Сыну. Но что может быть бедственнее и вреднее того, как уступить над собой такую победу?
Слова. Слово 30.
Свт. Иоанн Златоуст
се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа
Беседы на Евангелие от Иоанна.
Слова: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» заключают двоякую мысль, представляют двойной меч; один – направленный против идолослужения, другой – против неверия иудейского. Они указывают на единого истинного Бога, чтобы выставить на позор мертвых идолов; указывают на посланного Иисуса Христа, чтобы замкнуть уста отрицающим воплощение. Итак, понимай слова эти в указанном смысле и не оскорбляй величия (Божия) ради буквы.
Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.
Свт. Николай Сербский
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога – вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9). Бог открыл это Духом Своим еще в мире сем только самым великим Своим угодникам. Но и в жизни вечной, в Царстве Небесном, наивысшее наслаждение, как представляется, состоит в наивысшем богопознании, то есть в созерцании лица Божия, ибо и Сам Господь о детях говорит: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Ненасытимое лицезрение Бога, непрестанная жизнь в присутствии Божием, в неизреченном восхищении и радости, в беспрерывном славословии и умилении – не такова ли жизнь ангелов и праведников в мире ином? Не есть ли это жизнь в богопознании? Но пока мы здесь, на земле, как говорит апостол, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13:12). Теперь наше познание Бога является частичным, а тогда будет полным. Не нужно, однако, считать, будто человек, лишь пришедший к умозаключению, что Бог как-то и где-то существует, знает Бога. Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей – и в своей собственной жизни.
Почему Господь особо выделяет: единого истинного Бога? Чтобы удалить от Своих верных всякое многобожие и всякое идолопоклонство и чтобы еще раз подтвердить слова, изреченные Им чрез Моисея: Я Господь, Бог твой…; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. А почему Он подчеркивает, что жизнь вечная – и в познании Его, Иисуса Христа? Потому что чрез Него Бог открылся в наивысшей степени, в какой только мог открыться смертным людям, и потому что лишь чрез Него люди приходят к наивысшему богопознанию, к какому вообще могут прийти в этой жизни. Как Сам Господь сказал иудеям: «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8:19); из чего явствует: Отца можно познать только чрез Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Беседы на Евангелие.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
Евфимий Зигабен
Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа
И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, а вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20). Бога Отца Иисус Христос назвал единым истинным Богом, в отличие от богов ложных, – богов по имени только, а не на самом деле. О Себе Иисус Христос не говорит, что и Он не истинный Бог. Каким образом мог о Себе сказать это Тот, Который называет Себя истиною, говоря: Аз есмь… истина (Ин. 14, 3), и объявляет Себя равным Отцу, как во многих других случаях, так и в том, когда говорит: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30)? (Итак, Иисус Христос не говорит в этот раз и о Себе, что и Он есть истинный Бог, потому именно, что это было уже известно из прежнего Его учения. Не упоминает Он здесь и о Святом Духе, потому что о Нем было уже изложено ясное учение, именно как об Утешителе, Который наставит учеников на всякую истину).
Лопухин А.П.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
«Сия же есть жизнь вечная…» По-видимому, истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в богопознании. Но Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не ограждает человека от оскудения любви (1Кор.13:2). Правильнее будет сказать поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое усвоение истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь.
«Единого истинного Бога». Так говорит Христос о Боге, чтобы указать на противоположность того богопознания, какое Он имеет в виду, тому неправильному познанию, какое о Боге имели язычники, переносившие славу Единого на многих богов (Рим.1:23).
«И посланного Тобою Иисуса Христа». Здесь Христос в первый раз так Себя называет. «Иисус Христос» является здесь Его именем, которое потом в устах апостолов становится уже обычным Его обозначением (Деян.2:38, 3:6, 4:10 и т.д.). Господь таким образом в этой последней Своей молитве, произнесенной вслух перед учениками, дает, так сказать, известную формулу, которая впоследствии должна употребляться в христианском обществе. Очень вероятно, что такое обозначение предлагает Христос в противовес иудейскому воззрению на Него, согласно которому Он был просто «Иисус» (ср. Ин.9:11).
По мнению отрицательной критики (например, Бейшлага), Христос здесь ясно говорит, что Отец Его – это Бог, а Сам Он – вовсе не Бог. Но против такого возражения нужно сказать, что Христос здесь Отца как Единого истинного Бога противопоставляет не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только через Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это, по замечанию Знаменского, объясняется тем, что для достижения вечной жизни необходима вера не только в Бога, но и в искупление человека перед Богом, которое совершено было Сыном Божиим через то, что Он стал Мессией – Богочеловеком, посланным от Бога Отца в мир.
Толковая Библия.
Толкование на От Иоанна 17:3
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 17:3 / Ин 17:3
Василий Великий (329/30−379)
се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа
Истинным называется в отличение от ложных; несравнимым же, как превосходящий всех и всем. Иеремия, сказав о Сыне: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» (Вар. 3, 36), ужели назвал Его большим и Отца? А что и Сын есть истинный Бог, о сем говорит сам Иоанн в послании: «да познаем единого истинного Бога, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Иоан.5, 20). Поэтому, как на основании слов: «не вменится ин к Нему», не должно думать, что Сын больше Отца, так нельзя разуметь и того, что один Отец — истинный Бог. Но и то и другое сказано относительно к именуемым богами ложно, а не действительно. Так и во Второзаконии говорит: «Господь един вождаше их, и не бе с ними Бог чужд» (Втор 32, 12). Если Бог един невидим и премудр; из сего не следует, что Он и во всем всех больше; но над всеми Бог по необходимости всех превосходит. Ужели же Апостол, сказав, что Спаситель над всеми Бог (Рим. 9, 5), наименовал Его и большим Отца? Но это нелепо. Поэтому подобным сему образом разуметь должно и настоящее место. Великий Бог не может быть меньше другого Бога. Поэтому ужели Апостол, сказав о Сыне: ждем «блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит.2, 13), почитал Его большим Отца? Ибо ожидаем явления и пришествия Сына, а не Отца. Поэтому говорится это без различения Отца и Сына, и не в строгой точности. Быть вравне с Богом не иное что значит, как быть равным Богу. Поэтому как же Сын, не почитавший хищением быть вравне с Богом (Фил. 2, 6), не подобен и не равен Богу? Но иудеи благочестивее Евномия. Ибо, когда Спаситель назвал только Себя Сыном Божиим; поскольку Сыну, если он действительно Сын, должно быть равным Отцу: они хотели, как сказано, побить Его камнями, «яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя Богу» (Иоанн.5, 18). Итак, Сын равен Отцу и по свидетельству Апостола, и по слову самого Спасителя, хотя и не хочет того Евномий.
Источник: Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.
Григорий Богослов (325/30−389/90)
се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа
Слова же «никто не благ» (Лк. 18:19) заключают в себе ответ вопрошающему законнику, который признавал благость во Христе, как в человеке. Он говорит, что добро в высочайшей степени принадлежит единому Богу, хотя и человек называется добрым, например: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе» (Мф.12:35). И: «дал царство лучшему» (τωαγαθω) «тебя» (1Цар.15:28), говорит Бог Саулу, имея в виду Давида. Также: «Благотвори, Господи, добрым» (Пс.124:4). Сюда же относятся места, где похвалены те из нас, до которых достигли потоки первого Блага, хотя и не непосредственно. Итак, если я убедил тебя, то хорошо, а если нет, что скажешь, по своим предположениям, в ответ утверждающим, что в других местах Писания Сын называется единым Богом! А где именно? — В следующих словах: «Сей есть Бог» твой, «и никто другой не сравнится с ним», и вскоре потом: «после Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36, 38). Что это сказано не об Отце, а о Сыне, это доказывает последнее добавление. Ибо Сын общался с нами телесно и пребывал с дольними. Если же одержит верх та мысль, что это сказано не против мнимых богов, а против Отца, то в рассуждении Отца будем побеждены тем самым, что старались противопоставить Сыну. Но что может быть бедственнее и вреднее того, как уступить над собой такую победу?
Источник: Слова. Слово 30.
Николай Сербский (1880−1956)
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога — вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9). Бог открыл это Духом Своим еще в мире сем только самым великим Своим угодникам. Но и в жизни вечной, в Царстве Небесном, наивысшее наслаждение, как представляется, состоит в наивысшем богопознании, то есть в созерцании лица Божия, ибо и Сам Господь о детях говорит: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Ненасытимое лицезрение Бога, непрестанная жизнь в присутствии Божием, в неизреченном восхищении и радости, в беспрерывном славословии и умилении — не такова ли жизнь ангелов и праведников в мире ином? Не есть ли это жизнь в богопознании? Но пока мы здесь, на земле, как говорит апостол, «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13:12). Теперь наше познание Бога является частичным, а тогда будет полным. Не нужно, однако, считать, будто человек, лишь пришедший к умозаключению, что Бог как-то и где-то существует, знает Бога. Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей — и в своей собственной жизни.
Почему Господь особо выделяет: единого истинного Бога? Чтобы удалить от Своих верных всякое многобожие и всякое идолопоклонство и чтобы еще раз подтвердить слова, изреченные Им чрез Моисея: Я Господь, Бог твой…; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. А почему Он подчеркивает, что жизнь вечная — и в познании Его, Иисуса Христа? Потому что чрез Него Бог открылся в наивысшей степени, в какой только мог открыться смертным людям, и потому что лишь чрез Него люди приходят к наивысшему богопознанию, к какому вообще могут прийти в этой жизни. Как Сам Господь сказал иудеям: «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8:19); из чего явствует: Отца можно познать только чрез Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Источник: Беседы на Евангелие.
Евфимий Зигабен (
Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа
И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, а вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20). Бога Отца Иисус Христос назвал единым истинным Богом, в отличие от богов ложных, — богов по имени только, а не на самом деле. О Себе Иисус Христос не говорит, что и Он не истинный Бог. Каким образом мог о Себе сказать это Тот, Который называет Себя истиною, говоря: Аз есмь… истина (Ин. 14, 3), и объявляет Себя равным Отцу, как во многих других случаях, так и в том, когда говорит: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30)? (Итак, Иисус Христос не говорит в этот раз и о Себе, что и Он есть истинный Бог, потому именно, что это было уже известно из прежнего Его учения. Не упоминает Он здесь и о Святом Духе, потому что о Нем было уже изложено ясное учение, именно как об Утешителе, Который наставит учеников на всякую истину).
Лопухин А.П. (1852−1904)
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
«Сия же есть жизнь вечная…» По-видимому, истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в богопознании. Но Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не ограждает человека от оскудения любви (1Кор.13:2). Правильнее будет сказать поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое усвоение истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь.
«Единого истинного Бога». Так говорит Христос о Боге, чтобы указать на противоположность того богопознания, какое Он имеет в виду, тому неправильному познанию, какое о Боге имели язычники, переносившие славу Единого на многих богов (Рим.1:23).
«И посланного Тобою Иисуса Христа». Здесь Христос в первый раз так Себя называет. «Иисус Христос» является здесь Его именем, которое потом в устах апостолов становится уже обычным Его обозначением (Деян.2:38, 3:6, 4:10 и т.д.). Господь таким образом в этой последней Своей молитве, произнесенной вслух перед учениками, дает, так сказать, известную формулу, которая впоследствии должна употребляться в христианском обществе. Очень вероятно, что такое обозначение предлагает Христос в противовес иудейскому воззрению на Него, согласно которому Он был просто «Иисус» (ср. Ин.9:11).
По мнению отрицательной критики (например, Бейшлага), Христос здесь ясно говорит, что Отец Его — это Бог, а Сам Он — вовсе не Бог. Но против такого возражения нужно сказать, что Христос здесь Отца как Единого истинного Бога противопоставляет не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только через Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это, по замечанию Знаменского, объясняется тем, что для достижения вечной жизни необходима вера не только в Бога, но и в искупление человека перед Богом, которое совершено было Сыном Божиим через то, что Он стал Мессией — Богочеловеком, посланным от Бога Отца в мир.
Глава 17
Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26).
После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Глубочайшее основание этого прославления Сына Отцом и Отца Сыном есть искупление человечества Сыном или – что то же – вечная жизнь искуплённых (2–3), что совершил Христос (4) и чем приобрёл и по человечеству Своему право на ту славу, какую имел всегда по божеству Своему (5). – Ты дал Ему власть над всякою плотию: Сын Божий, как Бог и творец всего мира и человека, всегда имел власть над всем миром и над всем человечеством; по вечному определению Божию эта неограниченная власть дана и воплотившемуся Сыну Божию по Его воплощении (ср. Еф. 1:10 ) для искупления всего человечества от греха или для дарования вечной жизни миру в духовном единении Его с примирённым Богом (ср. 6 и прим. к 5 и парал.). Но так как не всё человечество, не всякая плоть воспользуется плодами искупительной смерти Богочеловека, ибо не все усвоят их себе верой в Него, то плоды сии будут только в тех, кого Отец дал Сыну (что́ Ты дал Ему) или, по другому изречению Господа, кого Отец Небесный привлечёт к Нему, т. е. которые уверуют в Него (см. прим. к 6:37, 39, 44). Таковым Он даст жизнь вечную в единении с примирённым Богом (см. прим. к 3:15–16 и парал.). – Всякою плотью называется в Писании всё человечество (ср. Лк. 3:6 ; Деян. 2 и др.).
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Сия же есть жизнь вечная и пр.: Господь определяется частнее, что есть жизнь вечная и именно – в отношении к прославлению Отца (ст. 1). Вечная жизнь человека состоит в познании Отца Небесного как единого истинного Бога и в познании посланного им Иисуса как Мессии. – Познание разумеется здесь как познание истинное (как до́лжно знать, 1Кор. 8:2 ), основывающееся на вере, порождаемое и сопутствуемое верой, познание живое и действенное, а не рассудочное только и холодное (каковое нередко бывает мёртво и недейственно), познание, обнимающее все способности души (14:20). – Тебя, единого истинного Бога: в противоположность ложным или мнимым богам языческого мира (ср. 1Кор. 8:5 ; ср. Вас. В. 3, 175; Григ. Б. 3, 92). – Иисуса Христа, т. е. как Искупителя мира. Таковое познание объемлет всю сущность христианского познания по его содержанию: ибо таковым познанием (которое нераздельно с верой) усвояются познающим или верующим искупительные заслуги Спасителя как истинного посланника единого истинного Бога. Посему такое познание есть жизнь вечная, ибо поставляет человека в духовное единение с источником вечной жизни – Богом и Христом (ср. прим. к 3:14–16).
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё.
Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о Своих учениках – тех, которым передаст, по Своём отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового Царства Своего. Два главных предмета Его молитвы о них: соблюди (11) и освяти (17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух. – Я открыл имя Твоё: имя – вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл Самого Бога, соответственно изречению – да знают Тебя единого истинного Бога (ст. 3). Откровение о Боге, сообщённое людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения ( Евр. 1:1 ), ибо никто не знает Отца так, как Сын ( Мф. 11:25, 27 ). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т. е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге. – Которых Ты дал Мне от мира: т. е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. 15:19; 8:11; 16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках Своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (ст. 8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие, или полнее преподано учение о Боге. – Они были Твои: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: быть от Бога (7:17; 8:47), быть от истины (18:37), творить истину (3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (1:47). – Ты дал их Мне: чрез привлечение и внутреннее научение, о котором прежде говорил Христос (ср. 6:37, 44–45, 65 и прим.), и таким образом они стали отделёнными от мира и соединёнными с Христом. Они пребыли верны этому духовному единению, ибо сохранили слово Твоё – в вере и деле (ср. 7:16; 8:51; 12 и далее; 14:23), уверовали учению Моему, которое есть и Твоё учение, сохранили и сохраняют его в своём сознании как учение именно Твоё, божественное. – Ныне уразумели, – по вере в слово Моё убедились, – что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть: речь идёт не только об учении Господа, как принятом от Отца, но обо всём деле Христовом, которое Отец поручил исполнить Сыну (ст. 4). Ученики уразумели, что всё это дело, совершаемое их Учителем в мире, есть дело божественное, Богом Отцом определённое и по сему определению Сыном исполняемое. Не вполне понимали ещё они это дело во всём его объёме и величии, ещё многое не открыто им было о сем, потому что многого ещё не способны были они вместить и только со временем будут способны к тому (16:12–13); но всё это дело Божие они уразумели теперь из всего хода дела и учения Христова, и – этого было довольно; остальное они уразумеют, когда придёт к ним другой Утешитель (14:26; 15:26). – Средства, какими достигли они такого уразумения, суть – 1) со стороны Самого Господа – то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им: слова, которые Ты дал Мне, Я передал им (ср. 7 и далее; 12:49–50 и прим.); 2) со стороны их самих – то, что они это учение приняли с верой и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что Я Мессия (ср. 16:30).
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них.
Я о них молю, не о всём мире молю: они достойны Твоей отеческой любви и охранения, по указанной причине, особенно, – не как мир, не принявший учения Моего и Твоего и не уверовавший в Меня – Мессию. И этот неверующий мир не исключается совершенно из молитвы Господа, но только выставляются преимущества учеников пред миром, по которым они достойны особенного попечения о них Отца Небесного: Я теперь только о тех молю, которые действительно достойны просимой Мною благодати. – Господь Сам повелел молиться за этот мир (5 и парал.) и Сам молился за него, но не в том смысле, в каком Он молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. – Отче, прости им, молился Он за Своих даже распинателей, представителей в этом случае враждебного Ему и Богу мира; но основанием Своей молитвы ставит не то, что здесь – в молитве за учеников, – что они уразумели, приняли и уверовали, а – то, что не знают они, что делают ( Лк. 23:34 ). Далее в этой же первосвященнической молитве, в словах – да уверует мир, что Ты Меня послал (ст. 21) – содержится молитва и о мире, но опять основание её другое там, чем здесь – в молитве за учеников. – Прежде чем выразить самый предмет молитвы за учеников – чего Он просит им, Господь ещё указывает причины, почему Он молится особенно о них, а не о всём мире: 1) Ты их дал Мне (ср. ст. 6 и парал.), – можешь ли же не взять их под особенное Твоё охранение и попечение? 2) Хотя Ты Мне их дал, но тем не менее, однако же, они Твои, потому что всё у нас с Тобою одно (кроме, конечно, особенных личных свойств Отца и Сына, – нерождённость Отца, рождённость Сына и исхождение Святого Духа от Отца) и общее, и что Я от Тебя принял, принял только для того, чтобы снова привести к Тебе (14:6; ср. 1Кор. 15 и далее). «Человек может сказать Богу: все моё – Твоё, но только Сын может сказать: все Твоё – Моё». 3) Наконец, отныне они – носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения: Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь созерцает в духе деятельность их как бы уже совершающуюся и даже совершённую, оконченную (ср. ст. 4).
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
Я уже не в мире, но они в мире: это ещё особенное побуждение к молитве о них и к тому, чтобы Отец Небесный взял их под Своё особенное покровительство; они не только достойны сего, но теперь особенно нуждаются в сем, так как остаются одни среди враждебного им мира, который их ненавидит (15:18–19), одни – по Моём телесном отшествии от них к Отцу (ср. ст. 12). Господь в духе представляет Своё дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. – За сим, с воззванием – Отче Святый, изрекается самый предмет молитвы об учениках: соблюди их во имя Твоё. Святый (как после – праведный, ст. 25) присоединяется здесь к имени Отца в соответствии с самым предметом молитвы. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует именно святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом греховном мире, они имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во имя Твоё (или точнее – во имени Твоём): в той сфере откровений божественных им и благодати Божественной, которая обнимается понятием имени Божия. Эта сфера – божественной истины и благодати, и соблюдение в ней означает соблюдение в истине и нравственной чистоте. Таким образом, Господь молится, чтобы ученики Его, по особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, чтобы ложь мира их не колебала и чтобы оставались они среди этого нечистого грешного мира чистыми и святыми. – Цель и следствие такого соблюдения: чтобы они были едино, как и Мы, т. е. чтобы они были в духовном единении веры и любви, как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и чтобы кто-либо, отделившись от этого единения, не погиб (ст. 12). Выражение – как Мы означает, что как по существу своему Отец и Сын – одно, так общением в вере и познании сего существа (имя Твоё) ученики также составляют одно. Но общение их с Христом и Отцом может быть только нравственное, а не по существу (ср. прим. к 14:20).
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.
Изложение первого предмета молитвы об учениках (соблюди их) окончено; начинается изложение второго предмета молитвы о них – освяти их, и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. – Я передал им слово Твоё и пр. Слово Господа, учение Его, преданное ученикам как слово Божие и принятое ими как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против Самого Его (см. прим. к 15 и далее), и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения Царства Моего на земле. Посему не молю, чтобы Ты взял их из среды этого враждебного им мира теперь же, но молю только о том, чтобы Ты сохранил от зла, от того зла, какое может причинить им этот враждебный мир вместе с князем мира (ср. Мф. 6:13 ; Лк. 11:4 ). – Они не от мира и пр.: см. прим. к 15:19. – Как и Я не от мира: «этим не смущайся. Слово – как не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом – как выражается полное равенство; так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством» (Злат., ср. Феофил.).
Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина.
Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
Молитва Господа о Себе и учениках оканчивается молитвой обо всех верующих в Него по слову учеников, или вследствие их проповеди. Предмет этой молитвы – да будут все едино (ст. 21) и – да видят славу Мою (ст. 24), т. е. предмет этой молитвы – вся Церковь Христова в её шествии от славы в славу, от веры к единению с Богом и от сего и в сем – к славе Сына и Бога. Это – исполнение той великой цели, для которой Господь создал человека, содержание той премудрости Божией тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор. 2:7 ). Это молитва – не о единении верующих только между собою, но о единении всего тела Церкви с Главою её Христом и чрез Него с Богом в вечной славе и любви Отца и Сына и Святого Духа. – О верующих в Меня по слову их: верующие созерцаются ещё только в идее, вся совокупность будущих верующих, ибо в настоящем ещё не было почти верующих по слову их. Так как слово их, запечатлённое Духом, содержится в их Писаниях, предназначенных для всех времён, то, очевидно, в этом изречении содержится и указание величайшей важности апостольских писаний, и – указание на верующих по этому слову их во все времена. – Да будут все едино: в единении духа, стремлений, любви и т. п. на основании веры (ср. Еф. 4:3 ; Деян. 4:32 ). – Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе: см. прим. к 10:38; 14:10, 20. – И они да будут в Нас едино: см. прим. к 14:20; 15:5–6. («Частица – как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих с Христом и Богом нравственное, по образу или подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. – Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало-помалу приходить и придёт к вере в Иисуса как Мессию: да уверует мир, что Ты послал Меня. Это начало приходит в исполнение с самых первых времён христианства, идёт чрез всю его историю и придёт в совершение по исполнении времён: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое всё более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. Деян. 21:20 ); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир всё более и более переходил на сторону христианства; наконец, по пророческому изображению Ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира – народ еврейский в массе, как национальность – придёт к вере во Христа ( Рим. 11 и далее). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые совершенно ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственной невозможностью (ср. 12:39–40).
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да позна́ет мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Это единение всех верующих по слову апостолов между собой и Богом Отцом и Христом во Святом Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если и в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20–21) тело Церкви созерцается ещё на земле, то здесь (ст. 22–24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в небесном Царстве Мессии. – Славу, которую Ты дал Мне, т. е. славу небесную, в которую вознесён Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), Я дал им, т. е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдёт в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30 ), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое прославленное тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Святом Духе! – Я в них и Ты во Мне: см. прим. к ст. 21 и парал. 14:20. – Да будут совершены́ во едино: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – Да познает мир и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир поражённый мало-помалу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир не уверует, но познает, т. е. волей или неволей весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведён до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Это – та же идея, какую созерцательно выразил св. Ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознёс – дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:10–11 ). В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волей-неволей убедится также, что Ты, Отче, возлюбил их, т. е. верующих, как возлюбил Меня, тою же отеческой любовью, какой Ты возлюбил Сына Твоего Единородного как Искупителя мира (3:16; Еф. 1:5 ). Эту же мысль о единении всех верующих в славном Царстве Отца и Сына и Святого Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: Отче, хочу и пр. Xочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волей. – Которых Ты дал Мне: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т. е. всю Церковь Христову в истинных живых членах её (ст. 20, 2, 5 и прим.). – Чтобы там, где Я, и они были со Мною: т. е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (14:2–4; Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает как Богочеловек с прославленным телом Своим. – Да видят славу Мою: славу небесную (ст. 22, 5). Видят – в смысле созерцают ( θεωρῶσι ), что́ указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и, следовательно, выражается мысль о том же единении во славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие её слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе.
Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредоточивается всё, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая, в свою очередь, сосредоточивает в себе всё, что сказано и сделано Господом во всё время Его общественного служения. – Призывается на суд правда Божия, в удовлетворение которой Он принёс Себя в жертву за мир, и пред суд этой правды представляется всё совершенное Господом и имеющее ещё совершиться. – Отче праведный: не перед милость Твою приносится всё дело, совершенное Единородным Сыном Твоим, но перед правду Твою – судящую; пусть будет суд Твой праведный над тем, что совершил посланный Тобою для искупления мира. – Мир Тебя не познал: ибо враждебно отнёсся к Посланному Тобою и предал Его смерти. – А Я познал Тебя: зная Тебя, как сущий в лоне Твоём (1:18), Я познал и премудрость, сокровенную от родов, Твою премудрость в деле искупления и спасения мира. От Меня и сии, т. е. верующие, между коими первые – эти ученики Мои, познали во Мне Мессию, следовательно, познали и эту премудрость Твою в искуплении мира. – И Я открыл им, по вере в Меня, имя Твоё, т. е. сообщил им полное по мере их способности теперь познание о Тебе, но они ещё не всё могут вместить теперь, а потому Я открою ещё полнее им впоследствии, по совершении дела искупления, когда пошлю им иного Утешителя, Святого Духа истины; открою чрез Него имя Твоё и всем верующим в Меня. Совершением, венцом всего Моего дела есть и будет то, что любовь, которая составляет самое существо Твоё как Бога ( 1Ин. 4:8 ) и которая выразилась во всём деле, совершённом Мною (которою Ты возлюбил Меня), в них будет, составит основание их духовного единения с Тобою, вследствие чего и Я в них. И таким образом будет Бог всё и во всём ( 1Кор. 15:28 ). Любовь всеобъемлющая, всесозидающая и всепроникающая будет всесовершающею в вечном славном Царстве Бога Отца и Сына и Святого Духа!