систему физического образования п ф лесгафт представил в труде всей своей жизни

«О спорте не для всех». П.Ф. Лесгафт – Эйнштейн российской физкультуры

систему физического образования п ф лесгафт представил в труде всей своей жизни

Время чтения — 12 минут

Лесгафт Пётр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, биолог, анатом и врач, новатор в области физического образования, антропологии, медицины, семейной психологии, а также воспитатель свободной творческой личности. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внёс вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типологию детей.

П. Ф. Лесгафт оставил огромное наследство в виде научных трудов, педагогических идей, тысяч последователей по всему миру. Лесгафт был по достоинству оценён современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Он сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного учёного, человека дела, неутомимого труженика. Изыскания великого учёного не потеряли своей актуальности до сих пор.

Биография

Пётр Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в семье добропорядочного петербургского купца – ювелира, художника-гравера, по национальности немца – Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Строгие отцовские правила, установленные в семье, приучали детей помогать матери по хозяйству, поддерживать порядок, дисциплину, экономию во всём. Петра с детства учили любить труд, выполнять посильные домашние дела, быть честным, аккуратным.

Начальное образование Пётр Лесгафт получил дома. По примеру старших братьев, Пётр продолжил обучение в Главном немецком училище Святого Петра в Санкт-Петербурге (Петришуле). Учился он успешно, однако очень исхудал, что огорчило отца, и поэтому он решил пристроить сына учеником к знакомому аптекарю, надеясь, что его здоровье улучшится. Однако однообразная работа не удовлетворяла мальчика, и он сбежал домой. С помощью старшего брата Александра Пётр подготовился к обучению в Училище Святой Анны при лютеранской церкви (Анненшуле), в которой успешно учился в 1852–1853 годах.

К удивлению родителей, Пётр избрал для дальнейшей учебы Императорскую Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. Пётр Лесгафт был одним из лучших студентов академии. Он научился объективно оценивать факты, определять взаимосвязь причины и следствия, «дисциплинировать» свой ум, образно излагать материал.

После Академии в 1861 году Пётр Францевич был оставлен профессором Грубером при анатомическом кабинете в качестве преподавателя анатомии. В 1868 году он был избран Казанским Университетом на кафедру физиологической анатомии в звании экстраординарного профессора.

Современник С.И. Метальников утверждает, что, по рассказам Петра Францевича, его первая вступительная лекция в Казанском Университете была настолько неудачна, что многие слушатели выражали свое неодобрение «шиканьем».

Рассказывая об этом неудачном выступлении, Пётр Францевич, добродушно улыбаясь, говорил: «Не подумал хорошенько». На следующих лекциях настроение слушателей резко изменилось по отношению к нему. Ему устроили овацию. И вскоре затем он сделался одним из самых любимых и популярных профессоров в Казани.

Однако Петру Францевичу так и не удалось получить ординатуру в Казани. Вскоре случилась история, после которой он должен был навсегда уехать из Казани. Его взгляды оказалтись слишком прогрессивными для университета в то время, и он оказался в меньшинстве. П.Ф. Лесгафт был уволен из университета и, кроме того, лишён права преподавательской деятельности.

Вскоре П.Ф. Лесгафт вернулся в Санкт-Петербург и устроился при профессоре Грубере в Военно-медицинской академии. В 1875 году он по просьбе Военного Министерства в течение двух лет работал в Германии, Франции, Англии с целью изучения физического развития в этих странах.

Только в 1884 году Пётр Францевич смог вернуться к преподаванию анатомии — приват-доцентом Петербургского университета; лекции по анатомии в университете он читал до 1897 года. В 1901 году П.Ф. Лестафт был выслан на год из Петербурга по мотивам политического характера.

В 1893 году на деньги мецената Лесгафт создал Петербургскую биологическую лабораторию, при которой в 1896 году организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования.

В НГУ имени П.Ф. Лесгафта существует легенда, что в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Пётр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдёт сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». Это пророчество учёного за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Но вернёмся в начало XX века. В 1905 году курсы были закрыты правительством, а Лесгафт был уволен после студенческих выступлений, как неблагонадёжный. Закрытые курсы он преобразовал в Высшую вольную школу, открыв при ней вечерние курсы для рабочих. В 1907 году школа была закрыта правительством как организация неблагонадёжная в политическом отношении. П.Ф. Лесгафт умер в Египте, возле Каира, 28 ноября (11 декабря) 1909 года. Похоронен на Волковском православном кладбище, на Литераторских мостках.

После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года. После революции, школа возобновила работу как Естественнонаучный институт имени П. Ф. Лесгафта.

Педагог и учитель П.Ф. Лесгафт в воспоминаниях современников

«Мне приходилось слушать Петра Францевича в 1892– 1894 годах… Лекции его совершали душевный переворот, оставляли глубокий след на всю жизнь. Он умел с удивительным искусством связывать описание частных явлений с общими идеями и устанавливать на конкретных примерах связь науки с жизнью. Прошло уже много лет с тех пор, как я слушал Петра Францевича в университете, но его образ встаёт передо мной с такой ясностью, как будто бы я только сейчас слушал его. Лекции его отличались удивительной живостью изложения. Он не только описывал явление, но старался по возможности изобразить его в лицах. Он старался, чтобы каждое его слово было тотчас же проверено его слушателями. С этой целью он тут же на лекции подносил какой-нибудь препарат или часть тела к каждому слушателю и заставлял пощупать руками».

«Как даровитый учёный и замечательный оратор, Лесгафт двумя-тремя фразами сразу захватывал всю аудиторию. В два-три штриха он обрисовывал целую сложную картину и заставлял слушателей с напряженным вниманием, с удивлением и часто восхищением следить за его лекцией. Он так и носился, бывало, по аудитории и по её лестницам снизу вверх, поднося слушателям препарат и объясняя значение какого-нибудь бугорка на кости. «Ясно? Все поняли? Прошу обратить особенное внимание» – так и звучало в воздухе, так и подбадривало пытливые, молодые умы слушателей».

Деятельность П. Ф. Лесгафта сыграла огромную роль в становлении и развитии многих людей как личностей. На своих занятиях он мог заинтересовать аудиторию, прививал им не только педагогические знания, но и давал жизненные наставления, он мог мотивировать учеников к работе над собой.

«Только всесторонняя, настойчивая и неустанная работа может нас сделать нужными и полезными людьми. Вне работы нет смысла, нет цели, нет роста и жизни. Жизнь есть всё движение вперед, и кто в этом движении не участвует, тех сама жизнь не поддерживает. Слабость, физическое, нравственное и умственное бессилие, преждевременный упадок и разрушение являются уделом тех, кто не работает, кто, по его выражению, «лежит на боку». И, наоборот, здоровье, сила, выносливость, бодрость и ясность духа являются результатом кипучей деятельности. Энергия – источник всего, всех бесконечно разнообразных проявлений жизни, и энергия развивается только путем деятельности, путём усилий и работы».

«Его бескорыстие, его неустанное служение идеалу, его горячая, деятельная любовь к людям – всё это неотразимо действовало на нас, его учеников, озаряло и подымало. И мы, глубоко и беззаветно веря ему, шли за ним к правде и свету».

Его общественная деятельность, как учёного, педагога, врача, писателя, была не только разнообразной, но всегда, кроме того, и напряжённой. Рабочий день его измерялся 15 – 18 часами, который он полностью, до последней минуты посвящал своим ученикам. Со слов его учеников, он затрачивал невероятное количество своей физической энергии, поскольку был очень подвижен, перемещался только пешком, а читая лекции, никогда не сидел и к тому же не просто излагал или сухо читал предмет, а потрясал и часто «зажигал огнём» всю аудиторию. У него никогда не было скучных лекций.

«Нас всегда поражало то, что при таком количестве проявляемой энергии он никогда не был подавлен своими добровольными тяготами, напротив – неизменно добр, внимателен и всегда как-то особенно любил идти «тесными вратами»».

Многие его ученики вспоминают, что он был беспощадно строг к самому себе и тем самым всегда подавал пример своим ученикам, что он был наделён глубоким чувством ответственности, имел серьёзное отношение к своим жизненным задачам. Эти качества всегда были характерными для него чертами. Пётр Францевич ставил мудрость и любовь главными качествами, необходимыми педагогу в его деятельности по воспитанию и образованию молодого человека, – это была основа его педагогической системы.

«Пётр Францевич всегда оставался верен поставленному себе идеалу: основным стимулом его отношения к окружающему миру, науке была любовь к вечной неумирающей жизни и её носителю – человеку, и отсюда же – его горячая любовь к своим ученикам».

«Воспоминания об этих спорах и этих отделах лекций Петра Францевича принадлежат к числу особенно ярких и замечательно, что даже и те, кто спорил и обижался за своих любимцев в науке, наверное, отнесут эти воспоминания к числу многих черт, которые придают облику Петра Францевича как учителя и всему характеру его преподавания своеобразный оттенок, превращающий для нас его личность в нечто дорогое и незаменимое ничем».

Энергичная работа человека над собою, над обстановкой, в которой он живет, над обществом, к составу которого он принадлежит, работа, имеющая целью создать гармоническое развитие личности и поднять человека на высшую ступень не растительной или животной, а чисто человечной жизни, – вот идеал Петра Францевича, влиявший на его научные интересы. Этот идеал заражал его аудиторию.

П. Ф. Лесгафт сформулировал свои педагогические взгляды на семейное воспитание и воспитание в процессе школьного обучения, а также влияние физических упражнений на различных этапах жизни человека. Он считал, что человек развивается в семье, семья даёт ему ласку, тепло, делает его отзывчивым и добрым. Школа развивает его ум, даёт ему способность иметь свои собственные взгляды, свои суждения и мысли, а мысли развиваются в нравственные понятия человека. Физическими упражнениями в человеке развивается деятельность, приобретается способность подчинять все свои желания своей воле.

«Проникшись идеей Ламарка о великом влиянии среды на человека, Пётр Францевич называл молодых людей зеркалом среды. По мнению Петра Францевича, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себе выработал человека».

«Пусть он знакомится с окружающим его миром, потом на основе этих впечатлений разовьётся его отвлеченное мышление и понятие о правде. Помешать ребёнку в этом естественном пути – значит поддерживать и развивать в нем стадные проявления в ущерб индивидуальным наклонностям и личному характеру».

С негативом относился П. Ф. Лесгафт к системе школьного воспитания. Главной целью в школьном воспитании он ставит не набор материала, как происходит в семье, а развитие отвлечённой мысли: «Горькие мысли вызывала в Петре Францевиче русская школа, и низшая, и средняя, и высшая. Школа слишком мало возбуждает мысль молодого человека, не приучает его рассуждать. Очень распространено мнение о необходимости начинять ребенка книжными знаниями и строго придерживаться шаблонно составленных программ. В школе слишком мало помогают выработке самостоятельной личности учащегося и полному развертыванию его сил».

Сам же Петр Францевич об этом говорил так: «Задача школы заключается именно в том, чтобы перевести ребенка из чисто реального состояния, в котором он пребывает, находясь в семье, к отвлечению, имеющему дело с общим образом».

В процессе семейного и школьного воспитания П. Ф. Лесгафт уделял внимание развитию ребёнка в процессе контакта с природой. Он считал, что любовь к природе, стремление познать её надо развивать с детства, с того возраста, когда человек особенно чуток и восприимчив.

«Наши городские дети так мало знакомы с природою, многие из них до школьного возраста не видали леса. Естественно, прогулки в поле, в деревню производят на них сильное впечатление, сближают их с природою, дают возможность наслаждаться ее красотою, ее простором, а также проверят те умственные образы, которые они составили себе по прочитанным книгам или по рассказам учителя о природе».

Необходимым элементом всякой школьной программы, а также особым фактором в развитии человека Лесгафт считал физические упражнения. Он является основателем целостной системы физического образования. Его труды в этом направлении вошли в золотой фонд педагогического наследия. Нельзя себе представить более широкой и в то же время точной, построенной на строго научных биологических основах, постановки вопросов физического образования. Уже современниками отмечается то, что сделанное им в сфере физического образования, должно стать предметом «особой работы».

«На анатомии он обосновал физическое воспитание, и не только обосновал, – но и ввёл его в практику жизни».

П. Ф. Лесгафт формирует теорию «физического образования» как неразрывную связь физического развития и развития духовного: «Любимый Лесгафтом термин «физическое образование» был избран им не сразу; сначала он придерживался термина «физическое воспитание». Но то, что он желал распространить, стояло далеко от обычных взглядов на необходимость гимнастики в школах, от взглядов на физические упражнения с санитарной точки зрения, как на средство развития здорового тела. Физическое образование для Лесгафта есть культура понимания в отношении к движениям собственного тела».

Лесгафт считал, что между умственным и физическим развитием существует тесная взаимосвязь. В результате физического развития должно формироваться умственное. Вот как формирует цель физического образования сам П. Ф. Лесгафт: «Преподаватель физического образования должен с первого же своего шага и до последнего – иметь в виду конечную цель образования – развитие самообладания и нравственного характера лица. Эта цель должна быть маяком как в расположении преподавателем материала физических упражнений и игр, так и в решении всех возникающих на деле вопросов, – иначе это не будет образование, а гимнастика».

Помимо развития самообладания, на занятиях физическими упражнениями П. Ф. Лесгафт уделяет большое внимание играм. Помимо достижения общих задач физического образования, игра, по мысли Петра Францевича, должна выработать в ребенке способность подчинять себя закону – правилам игры – и уважение к этим законам, всеми равно выполняемыми, игра должна выработать понимание прав личности другого человека, вызвать в нем идею неприкосновенности личности.

«В каждой школьной игре занимающийся является членом маленького общества, активно участвующим в ней, забывающим о своих личных, эгоистических целях и занятым исключительно достижением общих задач, придерживаясь при этом, однако же, всеми признанных положений и законов, направленных к ограждению прав каждого отдельного лица».

М. Гарф, оценивая взгляды П. Ф. Лесгафта на физическое воспитание, отмечает, что Пётр Францевич рекомендовал подвижные игры как одну из форм физической активности, которые позволяют получить эмоциональное удовлетворение, способны выработать в человеке не только физические качества, но и дисциплинировать, а также приучать ребёнка действовать в составе коллектива, что в свою очередь выполняет и социализирующую функцию: «Но особенно рекомендует Лесгафт подвижные игры, как такой вид упражнений, которые связаны с возвышающим чувством удовольствия. Игры должны быть сообщаемы детям в строгой постепенности по их сложности, чтобы каждую из них дети могли выполнять с возможно большей ловкостью и с соблюдением всех правил игры. Здесь опять-таки сказывается общий педагогический мотив. Лесгафт ценил воспитательное значение игры и видел его в том, что дети в игре привыкают к действиям по общему, сознательно принятому ими положению, а не по частным случайным указаниям и личным инструкциям, уничтожающим разумную инициативу. Игры служат общей цели воспитания – выяснить значение личности и ограничивать произвол действий».

Гармоничным продолжением и развитием задач физического образования П. Ф. Лесгафт считал умственное образование, задачу которого формулировал следующим образом: «Развитие нравственного характера лица и вообще выработку идеальных качеств нормального организма, вплоть до гениальности, способности отвлеченного мышления».

«Большим подспорьем в развитии интеллекта служит воображение. Без него интеллект не может выработаться в настоящую силу. Без силы воображения не может быть и творчества в настоящем смысле этого слова, то есть способности воплощать идеи в жизни».

Вся педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта была уникальной, его лекции отличались живым и художественным изложением. Для такого изложения требуется и обширные знания, и глубокая любовь к науке, и уменье вникать в интересы, в запросы слушателей. У Петра Францевича была, несомненно, особенная любовь к науке.

«Я помню, как пришёл проститься с ним в последний раз, за несколько дней до последней поездки его, из которой ему уже не суждено было вернуться. Пётр Францевич лежал слабый, почти умирающий. Его сильно мучил кашель. И всё-таки он не мог удержаться, чтобы не прочитать мне целую лекцию о механических условиях образования хрящевой ткани. Последние слова, которые я от него слышал, были слова о необходимости изучать природу серьёзно и вдумчиво».

Эти воспоминания говорят о многом. Человек до самых последних минут своей жизни оставался верен своему делу и своим ученикам. Ученики считают его учителем не только по предмету, но и учителем всей жизни. Все ученики, последователи, коллеги, друзья и его близкие Петра Францевича Лесгафта вспоминали своего учителя и друга с огромным теплом и уважением. Собирательный образ Лесгафта – яркий и многогранный – позволяет выявить методы и принципы работы великого ученого, его основные педагогические идеи, среди которых: непрерывная работа человека над собой; дошкольное и школьное образование как инструмент развития ребенка; физическое образование как средство духовного и интеллектуального развития личности, применение системы развивающих игр для совершенствования личностных качеств и другое.

Всё это определяет высочайшую оценку, данную современниками: Петр Францевич как педагог и Петр Францевич как учитель жизни – понятия, неотделимые друг от друга.

Источник

Система физического образования Лесгафта

1.Краткая биография П.Ф. Лесгафта

2.Первые исследования и педагогическая деятельность

3.Развитие системы физического воспитания

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!

1. Краткая биография П.Ф. Лесгафта

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

2. Первые исследования и педагогическая деятельность

По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерской школе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.- на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера.

Причины возникновения физического воспитания

Такое положение довело возможность Лесгафта довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу — в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов. 8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале. Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии.

Лекции по дошкольной педагогике

Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт. Зимой 1871-72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены. После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется.

Петр Францевич добивается организации 2-х годичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись в сентябре 1877 г. при Второй Петербургской военной гимназии. На них Лесгафт читал лекции по анатомии и руководил на 2-ом курсе всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Практические задания по физике, химии, гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медик- хирургической академии, а курс лекций по физиологии читал И.М.Сеченов, который до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Петром Францевичем Лесгафтом.

3.Развитие системы физического воспитания

В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай… После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: «Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования — приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, и полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил».

Функции преподавателей в ОСФР сначала выполняли члены Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и назначило Лесгафта заведующим этих курсов.

На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.

Количество обучающихся на курсах в течение 9 лет их существования представлено в таблице.

Количество обучающихся на курсах Лесгафта

1896 1897 1898 1899 1901 1902 1903 1904 1905

109 190 205 294 273 371 458 623 874

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901).

В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования — педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт представлял так. На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7—12 лет.

На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.

Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15-18 лет. Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях. В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:

— для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % — ходьбе, бегу и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным);

— для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);

— для старшего возраста (15— 18 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% — движениям с отягощениями, 25% — играм.

Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики. В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности… В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь… Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «…Кто шумит — выходи вон из игры и жди, пока она закончится…», положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «…дают вредные добавочные раздражители». По этическим мотивам он отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т. е. осознание того, что делает обучающийся. Работая в период 1893 — 1896 гг. ученым секретарем ОСФР, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело — организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Самой излюбленной экскурсией для детей были поездки на пароходе по Неве под непосредственным руководством Петра Францевича. На каждую такую поездку собиралось более 600 детей. Слушательницы и слушатели курсов Лесгафта деятельно помогали проводить эти экскурсии. Поездки по Неве до Шлиссельбурга с остановками на промежуточных пунктах, где устраивались игры и прогулки, до такой степени привлекали детвору, что с наступлением весны все чаще и чаще начинали забегать к Петру Францевичу юные гимназисты, сгоравшие от нетерпения узнать, скоро ли состоится поездка на пароходе. Каждый из них торопился записаться как можно раньше, так как желающих набиралось очень много. Эти веселые поучительные оздоровляющие поездки гимназистов по окрестностям Петербурга под руководством П.Ф. Лесгафта показались нежелательными для тех, на кого были возложены заботы о просвещении детей. Директорам гимназий был разослан циркуляр, которым запрещалось участие гимназистов в этих экскурсиях, и они были прекращены. Созданные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г. курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей и организаторов физического образования. При этом по всей России они продолжали называться Курсами Лесгафта. Учиться приезжали с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Урала, из Средней Азии. Среди слушательниц были даже девушки из Финляндии, Болгарии и Польши. Авторитет П.Ф. Лесгафта в ученом мире и прогрессивных общественных кругах привлек к работе на курсах ряд крупных специалистов: В.И. Баумана, В.Л. Комарова, Н.А. Котляревского, Е.В. Тарле и др. Практические занятия на курсах вели ученицы Лесгафта — А.А. Красусская, С.М. Познер, С.В. Теренина и др.

Чем же привлекали курсы, не дававшие никаких официальных прав? Что побуждало молодых женщин ехать за тысячи километров, испытывать материальные затруднения, переносить физические и умственные нагрузки? Ответ можно найти в письмах бывших учениц Лесгафта: «…Отсутствие формализма на курсах, простота отношений, а главным образом то обаяние, которое исходило от Петра Францевича, его доброе, заботливое отношение к слушательницам заставляло их привязываться и к Петру Францевичу, и к курсам всей душой, сохранять связь с ними на долгие годы. Никогда не забывал он попробовать пищу, приготовленную для слушательниц, следя за тем, чтобы обед был вкусен и разнообразен. Охотно и радостно отдавал он нам все свои силы, не щадя и забывая себя. Когда одна из преподавательниц спросила его, как его здоровье, он ответил, по обыкновению, шутливо: «Да вот все умереть некогда, слушательницы не дают, только соберусь, а они теребят: Петр Францевич, да Петр Францевич». Это редкое сочетание таланта с педантично строгим отношением к делу создавало тот дух курсов, который резко отличал их от всех других учебных заведений. Попадавшая сюда молодежь подвергалась тому воспитательному воздействию среды, которому Лесгафт придавал огромное значение. Помимо того огромного нравственного влияния, которое оказывала личность Лесгафта на его слушательниц, была еще одна сторона дела, которая за короткое время преображала девушек до неузнаваемости. Постановка физического образования в этом учебном заведении была явлением совершенно небывалым. Последовательные, систематические ежедневные обязательные физические упражнения с 8 ч утра давали изумительные результаты. Хилые, бледные, вялые девицы превращались через год в крепких, энергичных, стойких и выносливых. Они укреплялись физически, и вместе с тем крепла их воля, самостоятельнее и энергичнее начинала работать мысль. Сами слушательницы настолько ясно и определенно сознавали это перерождение, что нередко можно было услышать такие признания: «Здесь, на курсах, я точно снова родилась, только здесь я стала сознавать себя».

Характерна в этой связи беседа Лесгафта с министром внутренних дел В.К. Плеве.

— Ведь лесгафтички — самый бойкий народ, мне хотелось бы поучиться у них психологии молодежи.

— Да ведь иначе и быть не может, ведь они каждое утро обязательно занимаются физическими упражнениями, играми, фехтованием, они не могут не быть бойкими, — ответил Лесгафт.

В 1905 г., воспользовавшись временной свободой, Лесгафт представил министру народного просвещения проект учреждения при Биологической лаборатории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологическим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому времени насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс. человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта. Первый год работы ВВШ был очень тяжелым для Лесгафта (ему к этому времени было уже 70 лет).

По воспоминаниям М. Новорусского, работавшего тогда заведующим хозяйством лаборатории ВВШ, «весной 1907 г. уже сгущались тучи над ВВШ, и Петру Францевичу хорошо было известно это из самых первых рук. Ему, как директору, было определенно указано, что его школу закроют тотчас же, как только он допустит в ней какую-нибудь неразрешенную сходку. Это с одной стороны, а с другой — постановление одной из сходок учащихся недвусмысленно гласило: «Использовать Вольную высшую школу в целях политической агитации». Приходилось напрягать все усилия, чтобы сохранить ВВШ и одновременно сдерживать учащуюся молодежь, которая не считалась с мнением Петра Францевича и обвиняла его чуть ли не в реакционности. Его сердцу мила была свобода мыслей студентов, но еще милее была судьба ВВШ, которую сохранить ему хотелось несмотря на бурную эпоху того революционного времени…». При этом школа все же была закрыта.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры. В одном из писем своему сыну П.Ф. Лесгафт писал: «Жить по правде и для других — самое великое дело, чего только человек может желать достигнуть», а на своем портрете написал: «Никогда и ни в чем не допускать насилия».

Критически оценивая и анализируя сегодня систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади, и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют, и поэтому будут переутомляться. Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи. В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. — существенно уточнялись. И все же система физического образования П.Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала и России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., AKADEMIA, 2002.

2. Жданов В.А. «Анатомические исследования и мировоззрение Петра Францевича Лесгафта и их значение для современной анатомии».

3. Кун Л. Всеобща история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред.В.В. Столбова. — М., 1982.

4. Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.

5. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень. — М., 1990.

6. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. — М., 1970.

7. Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г.И. Кукушкин. — М., 1975.

8. Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге. М.,1989.

Примеры похожих учебных работ

Ушинский о целях образования и воспитания

Физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых и психологических качеств

Социология образования и воспитания

Физические упражнения в зависимости от конституции человека

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Анатомия 1 вариант.ФЭПО 1 вар

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *