системный подход в формирования потребности ведения здорового образа жизни
Системный подход в формирования потребности ведения здорового образа жизни
Системный подход к профилактике здорового образа жизни
Системный подход к профилактике здорового образа жизни
Система – совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования в единую структуру с помощью прямых и обратных причинных связей. Функциональная среда системы – характерная универсальная совокупность алгоритмов и параметров, по которым осуществляется как взаимодействие (обмен, взаимоотношение) между элементами системы, так и функционирование системы в целом.
Системный подход – методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.
Итак, как говорилось выше, человек – сложная система, единство ядра личности и ее социальной формы. Человек – неотъемлемая часть своей среды жизнеобеспечения. Человек – триединство Духа, Души и Тела. Единство состоит из трех сфер существования личности: духовного, психического и физического бытия. Человек, как и все человечество, представляет собой сложную, динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и затратную, живую самосознательную биосоциальную систему, являющуюся единицей человеческой популяции. Открытая система (саморазвивающаяся) осуществляет информационный, энергетический и материальный обмен со средой. Закрытая или затратная система никогда не восстанавливает использованную энергию или материю. Саморазвивающаяся система развивается по фазовым законам сохранения, роста и развития. Самосознательная система имеет внутренний потенциал развития уровней сознания за счет бессознательного компонента психики. Человек – «чело, идущее по векам», сознание и самосознание, сохраняющееся, растущее и развивающееся в пространстве и времени.
Здоровый образ жизни
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Для формирования здорового образа жизни необходимо вспомнить определения здоровья.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой – понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассмотреть единый социально – психологический аспект здоровья.
Прежде чем говорить об уровнях системных отношений и иерархии потребностей, важно определить первичные факторы, влияющие на формирование потребностей и уровни системных отношений. Под направленностью личности в отечественной психологии чаще всего понимают систему убеждений, мировосприятие, идеалы, устремления, интересы, желания человека, которые являются социально обусловленными. Это так же превалирующие отношения, которые в процессе развития личности интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются. Это и стойкие закрепления в сознании, установки личности.
Так в отечественной психологии личностная направленность является характеристикой личности и детерминируется социальными факторами. Личностная направленность так же выступает как система доминирующих отношений личности, которая проявляется в двух позициях: отношение личности к себе; и отношение к другим.
Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально – биологических функций.
Иерархия потребностей (по А. Маслоу)
Характеристика уровней системных отношений
Под уровнями системных отношений в системном подходе понимается уровень сознания человека, в котором основными целями (направленностью личности) является качественное проявление характеристик уровней системных отношений.
1. Физический, психофизический уровень.
Основная цель на данном уровне – реализация человека в окружающем мире, особенности поведения человека в конкретных жизненных обстоятельствах, отношение к материальным ценностям, к здоровью, гигиене тела; умение управлять своим телом и бытом.
Физический уровень является уровнем реализации и воплощением идеи или замысла в конкретное дело. Достижение результата.
2. Межличностный уровень, система взаимодействия «человек и окружающий мир» (психоэмоциональный уровень).
Этот уровень характеризует способность человека выражать и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Способность к контактам, коммуникабельность; чувственное реагирование на окружающий мир. На данном уровне человек учится выстраивать гармоничные отношения с противоположным полом, строить прочные семейные отношения.
3. Интеллектуальный деятельностный уровень.
На данном этапе определяется способность человека управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, находящую проявление в индивидуальном творчестве. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление процессами своей жизнедеятельности, в том числе материальными и чувственно-эмоциональной сферой. Выражение упорства в достижении цели, способность к реализации поставленных целей, их практичность.
4. Социальная индивидуализация (переориентация личности с акцента «для себя» на «для всех») Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному (социальный уровень).
Данный уровень – признание человека обществом. Выбор между личным и общим благом. Способность человека к объединению с позиции сотрудничества и совместной согласованной деятельности. Понимание сути объединения для общественно-полезных целей.
Чувство коллективизма, трудового единства. Способность к всестороннему приятию обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как надсистемы.
5. Коллективно – творческий уровень.
Формирование системы коллективных ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина. Групповая согласованная деятельность выступает как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить; синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития.
6. Уровень общественного сознания (мировоззренческий уровень).
Мировоззрение человека. Способность отличать «добро» от «зла», способность использовать накопленный личный и общечеловеческий опыт в различных областях жизнедеятельности. Стремление к познанию мира с целью практического применения полученных знаний; осознание цели развития человека. Способность личности к интеграции в системе общественных отношений.
7. Уровень общечеловеческого сознания (межобщественная креативно-причинная интеграция).
Осознание человеком себя частью единого природного планетного организма. Осознание единства и целостности жизни на Земле. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества. Способность человека участвовать в формировании условий обновления общества.Принятие целевых установок развития большей системы и понимание цели развития человека как неотъемлемой части большей системы. Постоянное удержание в сознании позитивной цели.
Учитывая данные уровни развития, можно прогнозировать этапы развития: человека, общества.
Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся
Дата публикации: 30.12.2014 2014-12-30
Статья просмотрена: 926 раз
Библиографическое описание:
Атамуродов, Ш. У. Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся / Ш. У. Атамуродов, Ж. З. Исаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 431-434. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14665/ (дата обращения: 12.10.2021).
Глубокое изучение и совершенствование механизмов, составляющих здоровый образ жизни, поднятие заботы людей о своём здоровье на жизненно необходимый уровень является актуальной проблемой при формировании здорового образа жизни. Для этого важно обратиться к истории, знать, какое значение придавали этому вопросу в разное время представители разных народов. Проблема формирования здорового образа жизни становится главной темой научных изысканий в разных направлениях.
Здоровая среда играет важную роль в развитии и совершенствовании общества. Создание необходимых условий жизни для людей является существенным фактором ведения полноценного здорового образа жизни.
Проводимые в нашей республике на сегодняшний день коренные реформы обращены процветанию общества, и особое внимание уделяется тому, чтобы каждый гражданин чувствовал своё место и достоинство в ведении здорового образа жизни. Президент Республики Узбекистана И. А. Каримов в каждом своём выступлении подчёркивает, что человек достоин вести здоровую полноценную жизнь, акцентирует внимание, в особенности, на ответственности каждого из нас в воспитании молодёжи. Исходя из этого, возникает необходимость применения системного подхода исследования в воспитании учащейся молодёжи здоровым, гармонично развитым поколением, их профессиональной ориентированности, привитии составляющих здоровый образ жизни факторов (материальных, духовных, психологических и др.) в содержание образования. Одной из актуальных задач сегодняшнего дня является повышение духовного потенциала учащейся молодёжи, формирование у них знаний, навыков и умений в этой области.
В годы независимости Республики Узбекистан учёные-педагоги Шарипова Д. Ж., Хасанбоев Ж. Ж., Тўрақулов Х. А., Маннанова Н. Ш., Шахмуродов Г. А., Юлдашева С., Жамалиддинова О. Р., Сафарова Д. Д., Тоирова М. Т., Усманходжаев Т. С., Фузалова Г. С., Хонкелдиев Ш., Абдуллаев А., Ахматов М. С., Ташпулатов Ж., Ахмедов Ф. К., из учёных-медиков Арзикулов Р., Расулов А., Халимова Д., Муминов Н., Турсунов С. Т., Нодиров Н. М., Троши В. Д., Замров К. С., Бабажинов С. Н., Махкамов М., Атабоев Ш. Т. в своих статьях, научных диссертациях, монографиях, учебных пособиях ведут исследования по вопросам формирования здорового образа жизни у учащихся, применения в этой деятельности передовых педагогических технологий. По данным специалистов, существуют следующие факторы формирования здорового образа жизни:
Наше исследование от вышеназванных научных работ отличается тем, что в целях совершенствования научно-методического обеспечения подготовки учащихся к профессиональной деятельности мы проанализировали знания учащихся о материальных, духовных, психологических, физических, интеллектуальных, ценностных факторах здорового образа жизни путём опроса.
Исследование было проведено среди учащихся отделения физического воспитания педагогического колледжа г. Джизака. Учащимся были розданы анкеты с вопросами, и получены следующие ответы. По мнению учащихся, здоровый образ жизни — это иметь:
— престижный дом, квартиру, машину;
— правильный подход к работе;
— полную материальную обеспеченность;
— быть духовно богатым;
— не ходить без дела, трудиться;
— воспитанность на основе духовных ценностей;
— чистое сердце, совестливую душу;
— быть гармонично развитым, высокообразованным;
— здоровую атмосферу в семье;
— всеобщий мир, благосостояние Родины, махалли;
— не болеть, беречь нервы, правильно питаться;
— не курить, не употреблять спиртное;
— регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом;
— иметь хорошую профессию;
— умело использовать наследие предков.
Было выяснено, что учащиеся имеют представления о здоровом образе жизни. Но всё же в процессе профессиональной подготовки, соблюдении учащимися здорового образа жизни чувствуется недостаточность научно-методических основ. Несравнимо место науки в совершенствовании научно-методического обеспечения подготовки учащихся к профессии. Результаты проведённых в этой сфере работ позволяют создать подвижную модель формирования здорового образа жизни. Значит, создание данной модели требует применения передовых педагогических технологий. С помощью модели предлагаем учащимся следующие факторы здорового образа жизни (МФЗОЖ):
Ф1 (М) — материальные;
Ф4 (Ф) — психологические;
Ф5 (И) — интеллектуальные;
Общая картина модели выглядит следующим образом — Ф(х) МФЗОЖ:
Ф1 (М) — правильное удовлетворение материальных потребностей — залог здорового образа жизни.
Ф2 (Д) — духовность очищает психику, формирует душу, побуждает совесть человека.
Ф3 (П) — психология — это чистота мысли, воображения, дел, языка и тела.
Ф4 (Ф) — физический — это развитые на высоком уровне физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, мобильность, гибкость, ловкость).
Ф5 (И) — интеллектуальный — это формирование у людей ума, восприятия, сознания, знания, мысли, сметливости, духовности.
Ф6 (Ц) — ценностный — это воспитание на основе национальных обычаев, традиций, культурного наследия, на примере народных героев, мыслителей.
Известно, что соблюдение здорового образа жизни значит достижение целей посредством существующих возможностей и средств. Использование скорых и оптимальных вариантов решения в осуществлении предусмотренных планов обязательно заинтересует исполнителя. Под оптимальным вариантом подразумевается достижение высоких результатов при использовании малых возможностей. Учитель может при имеющихся у него знаниях по предмету, педагогическом мастерстве формировать у учащихся необходимые умения, знания и навыки в соответствии с поставленной целью. Это позволит привить в сознание учащихся факторы, составляющие здоровый образ жизни, и расширить их мировоззрение. Нужно обогащать представления учащихся о ведении здорового образа жизни определёнными знаниями и использовать их в создании оптимальных вариантов подготовки младших специалистов тренеров. Выработка методологии системного подхода к подготовке таких кадров на основе здорового образа жизни приобретает актуальное значение.
Рис. 1. Общий вид методологических основ системного подхода подготовки учащихся к профессиональной деятельности в ЦИТ на основе здорового образа жизни
При подготовке младших специалистов-«тренеров», использовании богатого духовного наследия предков, формировании факторов здорового образа жизни и передаче последующим поколениям сведений об их соблюдении существенную значимость представляет учебный план, утверждённый Министерством высшего и среднего образования, по подготовке «тренеров по физическому воспитанию и детскому спорту».
Формирование здорового образа жизни и система его соблюдения
Статья «Системный подход к формированию ЗОЖ»
Системный поход к формированию
у студентов основ здорового образа жизни
преподаватель физической культуры
ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину! Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и всеохвата, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности.
В процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. Проблема формирования и укрепления здоровья становится все более актуальной.
В связи с этим все настойчивее ведется поиск, и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Министерством образования было рекомендовано «. содействовать созданию в образовательных учреждениях системы непрерывного валеологического образования».
Валеология (лат. vale – общепринятая в Древнем Риме форма приветствия «будь здоров») – наука о здоровье, здоровом образе жизни.
Цель валеологии: формирование здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества здоровья).
Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.
Принцип валеологического образования «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые:
— просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым;
— доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста;
— безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда;
— эффективны, то есть быстро дают положительный результат.
Предпринята попытка разработать модель системы валеологического образования студентов на основе общеобразовательной школы (рисунок 1). Система валеологического образования обучающихся представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личности, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье в целом. Этими подсистемами являются: формирование валеологической грамотности; валеологический подход к учебному процессу; оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
В системе валеологического образования центральным звеном является формирование валеологической грамотности обучающихся. Этот процесс может осуществляться путем передачи знаний и формирования умений сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах. Причем базовыми в этом направлении считаются уроки физической культуры, БЖ и психологии. На данных уроках студенты получают знания о физическом, психическом и духовном здоровье, о строении человеческого тела, о взаимодействии человека с окружающим миром, а также осваивают необходимые умения и навыки по уходу за своим телом, управления физическим состоянием и психикой, получают навыки общения, самоконтроля и прогнозирования своего состояния, овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Наряду с учебными формами валеологического образования большую роль может играть студенческое научное общество, которые будет способствовать формированию научного понимания здорового образа жизни, привлечению студентов к исследовательской работе, глубокому познанию собственного «Я», поиску эффективных путей конструирования своего здоровья и образа жизни. Кроме вышеперечисленных форм обучения в формировании валеологической грамотности значительное место отводится внеурочной деятельности: беседам, диспутам, играм, тренингам, совместным оздоровительным занятиям и т.п.
Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть: элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; самомассаж; тренинги; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья.
Таким образом, системная организация валеологического образования, основанная на взаимосвязи его основных компонентов, позволяет построить учебно-воспитательный процесс таким образом, что создаются реальные условия для формирования культуры здоровья всех участников обучения и воспитания: студента, преподавателя, педагогического коллектива в целом и, наконец, родителей.
Список используемых источников
2. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. /Мат. Всерос. научн.-практ. конф. Омск, 2007.
3. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб., 1994.
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий
Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий. «В вашем распоряжении девять врачей, данных природой всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья: это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум». (П. С. Брегг).
А пока мы живем сегодня, и цифры, ни от кого не скрываемые, вводят в ступор. В среднем порядка 22% детей, поступающих в первый класс, признаются в ходе диспансеризации абсолютно здоровыми, а вот к выпускному доля абсолютно здоровых снижается до 2,5%, т. е. почти в 10 раз! Однако, имея такую информацию, нужно что-то предпринимать.И отдельными мероприятиями ситуацию тут не исправить: необходимы системные подходы к проблеме здоровья школьников. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ребенка. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие,как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей. Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 70% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с дошкольниками и младшими школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:
6 -формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
Ежедневная двигательная активность обучающихся должна составлять не менее 2-х часов. Это может быть обеспечено за счёт проведения физминуток, проведения подвижных игр на уроках, проведения внеклассных спортивных мероприятий. В нашей школе часы физкультуры проводятся с подвижными играми на воздухе, в спортзале; большое внимание учителя уделяют двигательной активности обучающихся, проходят различные внеклассные спортивные мероприятия.Некоторые рекомендации по созданию благоприятного психоэмоционального фона учебно-воспитательного процесса:
гимнастика для глаз;
игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся
“Сиди и не вертись!” Кому не знакома эта фраза, услышанная много лет назад в детстве и монополизированная до известной степени родителями и школьными учителями. Между тем сорокалетние наблюдения американского физиолога из Калифорнийского университета Лоуренса Морхауса навели его на мысль, что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. По убеждению ученого все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий. (Газета “Труд”, 02.04.1988). Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Гиподинамия приводит к нарушениям всех физиологических систем организма, поэтому поиск новых технологий, современных методов здоровьесбережения сегодня – одно из актуальных направлений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Что дает нам использование подвижного способа обучения? Позволяет предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен; проводить профилактику близорукости во время учебного процесса; повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма и др; стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала. Учитывая тот факт, что трудности в учебе в начальных классах могут быть вызваны недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, мыслительной деятельности, учителю важно обратить серьезное внимание на развитие психических процессов у младших школьников. В решении этой проблемы помогает работа учащихся в режиме “динамических поз”. Важно также не забывать и о возрастных особенностях младших школьников и об особенностях подвижного способа обучения. Работу следует проводить в комплексе (на всех уроках, в системе, регулярно, обязательно учитывать, что развиваем, на каком уроке, в каком положении должен находиться ученик, выполняя задания, на каком этапе урока включены развивающие упражнения.
Задания для развития творческого воображения
Здоровьесберегающие технологии в детских садах
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка. Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский психолог, который занимается с детьми как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную работу по поддержанию психического здоровья воспитанника. Более того, практически каждый детский клуб практикует проведение с детьми нетрадиционных занятий, которые отличаются по форме и целям от общепринятых методик. Это могут быть встречи с различными интересным людьми, которые занимаются с детьми и дают им навыки общения с разными типами личностей (а не только с ровесниками и воспитателями, предлагают интересный опыт. Так, лучшие детские клубы приглашают для проведения занятий известных актеров, художников, хореографов. Это позволяет внести в занятия новизну, сделать их более интересными и насыщенными. Одним из направлений здоровьесберегающей работы в детских дошкольных учреждениях является проведение с детьми различных экскурсий, которые несут как практические, так и теоретические знания. С одной стороны, длительная экскурсия позволяет ребенку долго пробыть на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку. С другой же – ознакомительные экскурсии в медицинские учреждения, зоопарки, школы, на производство дают возможность детям в разных аспектах рассмотреть важность проблемы сбережения собственного здоровья, узнать много нового. В связи с тем, что современный мир предполагает новые формы работы с детьми, большинство детских садов уже могут достойно ответить современным требованиям. Поэтому при выборе детского сада для детей родителям необходимо поинтересоваться не только бытовыми условиями учреждения, но и осведомиться о формах работы с детьми, разнообразии занятий.
Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста «Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Формирование условий для развития физического здоровья ребенка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Формирование.
Оптимизация образовательного процесса для амплификации (обогащения) речевого развития детей дошкольного возраста «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» Речевое.
Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.
Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР) Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения.
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей дошкольного возраста» Актуальность: Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,.
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей 5–6 лет» Проект по теме: «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» Доклад: «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» 1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных.
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании основ здорового образа жизни дошкольников Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также его.