системное развивающееся в течение жизни качество личности которое определяет возможность достижения

Признаки, виды и особенности одарённых детей

системное развивающееся в течение жизни качество личности которое определяет возможность достижения Марина Владимировна Шорникова
Признаки, виды и особенности одарённых детей

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности в детском возрасте

1. Специфические стратегии познавательной деятельности,успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.

2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.

3. Особыйстиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

4. Особаяхарактеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т. д.

5.Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности.

Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

1.По видам деятельности:

в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;

в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;

в коммуникативной деятельности – лидерская.

2.По степени сформированности:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность

3.По форме проявления:

— Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

— Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии о4.По широте проявлений в различных видах деятельности:

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). общую одаренность; специальную одаренность.

jдаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.

5. По особенностямвозрастного развития: раннюю одаренность и позднюю одаренность.

Источник

К вопросу о детской одаренности. Часть 1

системное развивающееся в течение жизни качество личности которое определяет возможность достижения Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 1

Одна из приоритетных задач современного общества – создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Поэтому растет число трудов в этой области, однако, при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эти работы могут привести к негативным последствиям.

Следовательно, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, родителей, чиновников от образования для формирования у данных детей научно – адекватных представлений о природе, а также методах выявления и путях развития одаренности. Актуально создание рабочей концепции одаренности, которая явилась бы теоретическим и методическим основанием для практической работы.

Многие думают, что ребенок, который опережает сверстников по уровню интеллекта и блистает умственными способностями, не будет встречать трудности в учебных занятиях и ему, видимо, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития.

Таким образом, специальное психологическое исследование особенностей одаренных детей выступает важным и необходимым моментом работы с ними.

Предмет исследования: психология одаренных детей.

Объект исследования: психологические особенности одаренного ребенка.

Цель исследования: охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— охарактеризовать понятие одаренности у детей;

— проанализировать психологические особенности одаренности у детей.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Список литературы содержит 8 источников.

Объем работы: 26 страниц печатного текста.

1. Понятие одаренности у детей

Одаренный ребенок выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком- либо виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо- культурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной).Особое значение имеют: собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В психике детей глубоки интегративные процессы на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Задержка, поступательность или регресс интеграции определяют динамику развития одаренности.

Противоречие этих взглядов исчезает, если считать, что потенциальная одаренность ребенка по отношению к различным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует лишь незначительная часть детей. Любой ребенок может достигать особых успехов в широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Таким образом, одаренность в определенной деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.

Частое ли явление – детская одаренность?Существуют две крайние точки зрения на эту проблему:

1. «Все дети являются одаренными». До уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка, при создании для него благоприятных условий

2. «Одаренные дети встречаются крайне редко». Одаренность – уникальное явление, и основное внимание надо уделять поиску одаренных детей. (6, с. 7).

Существует и другая позиция: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, а реальные незаурядные результаты показывают единицы.

Ребенок может проявить особую успешность во многих видах деятельности, так как его психологические возможности весьма пластичны. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности такой деятельности, которая имеет стихийный характер. Судить об одаренности ребенка надо не только по школьным или внешкольным успехам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

Иногда причиной, задерживающей становление одаренности (несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются какие–либо трудности, развития – заикание, повышенная тревожность и т. д. Про оказании психолого- педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Причиной отсутствия проявлений какого-либо вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Следовательно, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя поведение ребенка, педагоги, психологи и родители должны допускать, что недостаточно знают о его истинных возможностях, и знать, что существуют такие дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность у детей – это потенциал психического развития в последующих этапах жизни человека. Но нужно учитывать и специфику одаренности детей:

2. Под влиянием смены возраста, образования, усвоения норм культурного поведения и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Поэтому очень сложно оценить устойчивость одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном возрастном этапе. Труден и прогноз превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3. Своеобразие формирования детской одаренности – неравномерность, рассогласованность психического развития. Например, высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. По одним признакам ребенок может классифицироваться как одаренный, а по другим – как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одаренности иногда трудно отличить от обученности (степени социализации, как результата более благоприятных условий жизни данного ребенка. Например, при равных способностях ребенок из обеспеченной семьи (если семья прилагает усилия для его развития) покажет более высокие достижения в некоторых видах деятельности по сравнению с ребенком, которому не были созданы такие условия.

Оценка какого-либо ребенка, как одаренного, во многом условна. Самые яркие способности ребенка не являются достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности у детей, даже при самых оптимальных условиях, могут постепенно или быстро исчезнуть. Это важно учитывать про организации практической работы с одаренными детьми. Не нужно навешивать ребенку клеймо «одаренный», т. к. случаются драматичные ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он- одаренный, на следующих возрастных этапах вдруг теряет признаки своей исключительности. Также может возникнуть вопрос, что делать с ребенком, начавшим обучение в специализированном образовательном учебном заведении, но потом перестал считаться «одаренным».

Поэтому в практической работе с детьми нужно использовать не понятие «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности» (5, с. 94- 95).

Что касается видов одаренности, то систематизация определяется критериями в качественном и количественном аспектах.

КАЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности выражают специфику психологических возможностей человека и особенности их проявления в каких-либо видах деятельности.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Критерии выделения видов одаренности:

1. Вид деятельности и сферы психики, обеспечивающие ее;

2. Степень сформированности;

3. Формы проявлений;

4. Широта проявлений в различных видах деятельности;

5. Особенности возрастного развития.

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

системное развивающееся в течение жизни качество личности которое определяет возможность достиженияСовместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс «Дары осени». В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Источник

Системное развивающееся в течение жизни качество личности которое определяет возможность достижения

При работе с одарёнными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, включая возрастную и скрытую одарённость, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одарёнными детьми. Кроме этого, необходимо учитывать специфику обучения и развития одарённых детей в образовательных учреждениях разного типа: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного (внешкольного) образования и т.п.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. В этой связи требуется серьёзная просветительская работа среди учителей и родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одарённости.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться и учителям-практикам, и родителям. Поэтому становится актуальной разработка рабочей концепции одарённости, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для практической работы.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одарённости. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одарённости.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность достаточно в широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам. Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одарённость ребёнка часто проявляется успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребёнок, увлечённый техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребёнок увлечённо сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одарённости ребёнка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одарённости может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребёнку их усвоить, как его одарённость становится явной и очевидной для педагога. В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одарённости являются те или иные трудности развития ребёнка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности деятельности ребёнка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее явном виде. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание действительных возможностей ребёнка, понимая при этом, что существуют одарённые дети, чью одарённость они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одарённость не всегда можно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности в сравнении с ребёнком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложности самой проблемы «одарённый ребёнок». Она связана со спецификой детской одарённости (в отличие от одарённости взрослого человека). Одарённость конкретного ребёнка – в значительной мере условная характеристика. Самые значительные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребёнка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший к тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одарённости. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребёнком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одарённым. Исходя из этого, в практической работе с одарёнными детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или понятие «Ребёнок с признаками одарённости»).

Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одарённости зафиксированы в её определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одарённости ребёнка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одарённого ребёнка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одарённого ребёнка обеспечивают её особую качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия её осуществления:

— быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;

— использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для поведения одарённого ребёнка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «всё делать по-своему» и связанного с присущей одарённому ребёнку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности нё продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свёрнутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одарённого ребёнка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к её обобщению и развёрнутому контексту её интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одарённого ребёнка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и лёгкости, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо к определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.). сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовлетворения.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определённому виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одарённого ребёнка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарённости вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Дифференциация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одарённости предполагает выделение различных качественно своеобразных её видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.

Анализ количественных характеристик одарённости позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев видов одарённости можно назвать следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики.
2. Степень сформированности одарённости.
3. Форма проявления.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.

Рассмотрим их подробнее.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» выделение видов одарённости осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учётом включенности трёх психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся:

— практическая;
— теоретическая (познавательная, т.к. нужно учитывать детский возраст);
— художественно-эстетическая;
— коммуникативная;
— духовно-ценностная.

В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно – визуальный, понятийно – логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно – волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одарённости:

— в практической деятельности можно выделить одарённость в ремёслах, спортивную и организационную одарённость;

— в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одарённость различных видов;

— в художественно – эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно – поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость;

— в коммуникативной деятельности следует выделить лидерскую и аттрактивную одарённость;

— в духовно – ценностной деятельности – одарённость в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» является наиболее важной в плане понимания природы детской одарённости. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

1. Как соотносится одарённость и отдельные способности?
2. Существует ли «творческая одарённость» как особый вид одарённости?
3. По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать :
— актуальную одарённость;
— потенциальную одарённость.

Актуальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными (уже доступными) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идёт не только об учебной, но о широком спектре деятельности.

Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Талантливый ребёнок – это ребёнок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

4. В соответствии с критерием «форма проявления» различаются:

— явная одарённость;
— скрытая одарённость.

Явная одарённость проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Однако далеко не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Причины скрытой одарённости во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одарённости. Скрытые формы одарённости – это сложные по своей природе часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребёнка со скрытой одарённостью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.).

Выявление детей со скрытой одарённостью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп школьников. Идентификация детей с таким типом одарённости – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребёнка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одарёнными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения.

5. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
— общую (или умственную) одарённость;
— специальную одарённость.

Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные интересы), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одарённость определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлечённости в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одарённость связана со специальными видами одарённости. В частности, под влиянием общей одарённости (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одарённости выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии и т.д.). В свою очередь, специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого человека.

6. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
— раннюю одарённость;
— позднюю одарённость.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребёнка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде.

Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одарённости») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте.

Вместе с тем отсутствие ярких проявлений одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Это, как правило, дети дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определённом виде деятельности.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком, опережающем темпе психического развития.

Итак, любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценён с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одарённости. Одарённость оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для учителя-практика – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одарённости конкретного ребёнка.

Сформулированы следующие принципы выявления одарённых детей:

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребёнка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей.

2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях).

3. Анализ поведения ребёнка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметоигровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности т. д.).

4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребёнка психологические «преграды» и т.п.

5. Подключение к оценке одаренного ребёнка экспертов – специалистов высшей категории в соответствующей предметной области деятельности (при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества.

6. Оценка признаков одаренности ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одарённости весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Итак, проблема выявления одарённых детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одарённости не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Изложенные вопросы отражают подход к сложному и многоаспектному явлению детской одарённости. Удалось отойти от житейского представления об одарённости как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одарённости как системного качества.

В реальной практике с одарёнными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одарённости. Возможно. это является своеобразным отражением узко прагматичного подхода к феноменам детской одарённости.

В работе отмечается не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одарённости, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими видами одарённости, обращается внимание на адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одарённости, которое требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одарённого ребенка, его нравственного, духовного облика.

Основной акцент сделан на том, что выявление одарённых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации их одарённости.

Особо отмечено, что выявление, развитие и обучение одарённых детей образует единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребёнка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *