система ритмико мелодических кодов слухового восприятия определяет

Лекции по общей психологии | Страница 52 | Онлайн-библиотека

Возбуждения, дошедшие до извилины Гешля, передаются дальше на аппараты внешних (конвекситальных) отделов височной коры (поле 22 Бродмана), которые являются вторичной слуховой зоной. Преобладание нейронов II и III слоев, которым отличается эта зона, а также ее интимные связи с другими (двигательными) отделами коры делают из вторичной слуховой зоны важнейший аппарат, позволяющий выделять существенные элементы звуковой информации, синтезировать ее признаки и кодировать звуки в сложные системы, иначе говоря, осуществлять процессы сложного звукового восприятия.

Психологическая организация слухового восприятия

Говоря об организации осязательной и зрительной чувствительности, мы уже отмечали, что факторами, организующими их в известные системы, являются формы и предметы внешнего мира. Отражение их и приводит к тому, что осязательные и зрительные процессы кодируются в известные системы и превращаются в организованное осязательное и зрительное восприятие.

Какие же факторы приводят к организации слуховых процессов в сложной системе слухового восприятия?

Известно, что слух животных организован определенными врожденными программами, позволяющими выделять им биологически существенные компоненты звуков и объединять их в биологически важные системы, которые животное легко выделяет из остальных шумов (примером может служить поскребывание мыши или мяуканье котенка, которые легко выделяются кошкой из всех остальных шумов). В отличие от этого мир звуковых раздражений человека определяется другими факторами, которые имеют не биологическое, а социально — историческое происхождение.

Можно различить две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия.

Первой из них является ритмико — мелодическая (музыкальная) система кодов, второй — фонемотическая система кодов (система звуковых кодов языка). Оба эти фактора и организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Решающая роль этих факторов приводит к тому, что если ухо животного иногда обладает гораздо более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Известно, что система ритмико — мелодических (музыкальных) кодов, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов.

Одним из них являются звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в консонирующие аккорды и формировать последовательные ряды этих звуковых соотношений, входящие в состав мелодий.

Другим компонентом являются ритмические (или прозодические) отношения правильных чередований длительностей и интервалов отдельных звуков. Эти отношения могут создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты (дробь барабана может служить примером таких ритмически организованных звуков).

Основной функцией музыкального слуха является выделение существенных звуковысотных и прозодических (ритмических) отношений, синтез их в мелодические структуры, создание соответственных звуковых моделей, выражающих известное эмоциональное состояние, и сохранение этих ритмико — мелодических систем. Легко видеть, что если на ранних этапах развития музыкального слуха такой процесс кодирования звуковых систем носит развернутый характер, то по мере упражнения этот процесс сокращается, у человека вырабатываются более крупные единицы музыкального слуха и он становится способен выделять и удерживать целые обширные системы музыкальных мелодий.

Второй объективной системой, которая определяет процесс звукового восприятия и обеспечивает кодирование его отдельных элементов в сложные формы звукового восприятия, является система звукового языка.

Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строятся его значащие элементы — слова. Для выделения звуков речи, или фонем, недостаточно иметь острый слух; для их восприятия нужно произвести сложную работу, заключающуюся в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних признаков, не существенных для его различения.

Каждый исторически сложившийся этап обладает сложным кодом существенных признаков, позволяющих различать смысл произносимого слова в русском языке. Такими признаками являются, например, признаки звонкости или глухости согласных (очень близкие звуки, отличающиеся только одним этим признаком, например, «б» и «п» или «д» и «т»), которые позволяют изменять смысл слова. Примером может служить различение таких слов, как:

Эти звуковые признаки, имеющие смыслоразличительное значение, называются фонематическими, и сущность речевого слуха заключается в том, чтобы выделить их из речевого потока, сделать доминирующими, одновременно отвлекаясь оттого, каким тембром произносятся слова, и от того, какой высотой тона отличается голос произносящего их человека.

Овладение объективной фонематической системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системой слух остается неорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематической системой чужого языка, не только «не понимает» его, но и не выделяет существенных для него фонематических признаков, иначе говоря, «не слышит» составляющих его звуков.

Мы подробнее остановимся на фонематических кодах языка при рассмотрении психологии речи, а здесь ограничимся лишь краткими сведениями.

Кодирование звуков в соответствующие системы музыкального или речевого слуха не являются пассивным процессом.

Так же как и система осязательного или зрительного восприятия предмета, сложное слуховое восприятие представляет собой активный процесс, включающий в свой состав моторные компоненты. Отличие слухового восприятия от осязательного и зрительного лишь в том, что если в осязательном и зрительном двигательные компоненты включены в ту же систему анализаторов (ощупывающие движения руки, поисковые движения глаз), то в слуховом восприятии они отделены от слуховой системы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкального слуха и проговаривания для речевого слуха.

Работа советских психологов А. Н. Леонтьева, О. В. Овчинниковой, так же как опыт педагогов — музыкантов и обучающих иностранному языку, показывает, что именно пропевание нужных тонов составляет условие, позволяющее выделить и уточнить нужную высоту тона, а проговаривание речевых звуков — важное условие, позволяющее уточнить его звуковой состав, в каждом случае абстрагируясь от посторонних звуковых компонентов.

Хорошим доказательством этого являются опыты А. Н. Леонтьева, при которых испытуемому предлагается оценить высоту тонов, предъявляемых ему в дополнительном тембре звуков «и» и «у». Опыт показал, что одинаковые по высоте тоны, предъявляемые с такими тембровыми различиями, обычно воспринимаются как разные по высоте, причем тон, предъявляемый в тембре «и», оценивался как более высокий, а тон, предъявляемый в тембре «у», как более низкий.

Нужно было включить в процесс анализа высоты тона собственное пропевание испытуемого, чтобы он становился способным отвлечься от побочных тембровых признаков и чтобы его чувствительность к высоте тона резко повысилась.

Характерно, что такие явления снижения звуковысотного слуха под влиянием тембра отмечались у людей, говорящих на «тембральных» языках (русском, английском, французском), и не отмечались у людей, говорящих на «тональных» языках (вьетнамский), у которых не тембр, а высота тона является смыслоразличительным признаком.

Описанное наблюдение показывает, таким образом, какое значение для остроты слуха имеет включение его в систему языка и какую роль в абстракции от этих посторонних признаков играет двигательный компонент — «пропевание» тона.

Источник

За слуховое восприятие отвечают системы

А. Ритмико-мелодическая и фонематическая

Б. Акустико-фонематическая и интонационная

В. Ритмическая и фонетическая

Г. Акустико-фонематическая и фонетическая

189. Система ритмико-мелодических кодов слухового восприятия определяет:

А. Музыкальный слух

Б. Фонематическое восприятие

В. Музыкальный слух и фонематическое восприятие

190. При акустико-гностической (сенсорной) афазии сохраняется музыкальный слух, но больные не различают близкие по акустическому подобию фонемы. Верно ли это утверждение?

191. Фонематическое восприятие страдает при всех видах речевых расстройств?

192. Целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств – это:

193. Невозможность человека одновременно воспринимать два, три и более объектов и объединять их в целостный образ называется:

А. Цифровой агнозией

Б. Буквенной агнозией

В. Сукцессивной агнозией

Г. Симультанной агнозией

194. Расстройство опознания предметов на ощупь называется:

Б. Симультанная агнозия

В. Сукцессивная агнозия

195. При симультанной агнозии происходит:

А. Сужение объема зрительного восприятия

Б. Расширения объема зрительного восприятия

В. Неустойчивость объема зрительного восприятия

196. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности носит название:

197. Нарушение видов восприятия, возникающее при корковых очаговых поражениях, называется:

198. К тактильным агнозиям не относятся:

В. Предметные агнозии

199. Повышение чувствительности к звуковым раздражителям – это:

200. Сферы, от состояния которых зависит восприятие и развитие устной речи:

В. Сенсорная и моторная

Г. Нет правильного ответа

201. Наиболее трудный элемент для восприятия и воспроизведения:

Г. Нет правильного ответа

202. Восприятие, на которое делается опора в логопедической работе:

Г. Все ответы верны

203. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

А. Нарушение интонационной стороны речи

В. Речевая акустическая агнозия

204. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков:

А. Нарушение интонационной стороны речи

Б. Собственно слуховая агнозия

В. Речевая акустическая агнозия

205. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

А. Нарушение интонационной стороны речи

Б. Собственно слуховая агнозия

В. Речевая акустическая агнозия

206. «Пальцевая агнозия» – нарушение возможности узнавать пальцы рук с закрытыми глазами по-другому иногда обозначается как:

А. Синдром Герштмана

Б. Синдром Арджила-Робертсона

В. Синдром Бернара-Горнера

Г. Синдром Лоренса-Манна

207. Феномен нарушения тактильного опознавания цифр или букв называется:

Б. Тактильная алексия

208. Симптомы нарушения «схемы тела» называются:

209. Предметная агнозия проявляется в неспособности:

Б. Зрительно идентифицировать объект

В. Идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания

Г. Запоминать мелодии и ритмы

210. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением:

211. При диагностике симультанной агнозии больному предлагают:

А. Поставить точку в центре круга

Б. Описать какой либо предмет

Г. Узнать букву или цифру

212. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

А. Ребенок не может выработать слуховые дифференцировки

Б. Не способен различать сходные звуки

В. Не способен узнавать знакомую мелодию

Г. Не способен различать сходные предметы на картинках

213. Какие основные типы расстройств памяти не выделяются?

214. При модально-специфических нарушениях памяти происходит плохое запечатление и сохранение любой по модальности информации:

215. Гипермнезияэто

А. Ослабление памяти

В. Отсутствие памяти

Г. Ложное узнавание

216. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами:

217. К нарушениям памяти не относятся:

218. Какие виды патологии не относятся к нарушениям мышления?

А. Нарушения операционной стороны

Б. Нарушения динамики

В. Нарушения темпо-ритмической стороны

Г. Нарушения мотивационного компонента

219. К формам мышления не относится:

220. Не является процессом мышления:

221. При каком из данных речевых нарушений не страдают процессы мышления?

222. Основатель генетической психологии, который внес огромный вклад в изучение мышления ребенка:

223. Речевое мышление осуществляется на основе:

А. Механизмов словесного мышления

Б. Словесных значений, понятий и логических операций

Г. Механизмов воображения

224. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют:

225. Л.С. Выготский писал: «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития …. Задержка в развитии … знаменует собой и задержку развития воображения».

226. Что из перечисленного не относится к видам внимания:

227. Не является свойством (качеством) внимания:

228. Какая из названных методик не используется для исследования внимания?

А. Корректурная проба Бурдона

Г. Красно-черные таблицы Ф.Д. Горбова

229. Что означает понятие «интроспекция»?

230. Возрастные особенности, свойственные детям с речевой патологией с 3 до 5 лет:

А. Низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения

Б. Речевая активность, участие в сюжетно-ролевых играх

В. Смещение и смешение временных представлений, путаница в моральных и мировоззренческих установках

231. Какого из перечисленных вариантов «болезненной фиксации» на дефекте у заикающихся не бывает (по В.И. Селиверстову)?

232. Для какой из степеней фиксированности на дефекте при заикании характерно: ребенок постоянно фиксирован на речевом недостатке, глубоко переживает его, всю свою деятельность ставит в зависимость от своих речевых неудач; характерен уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли, выраженная логофобия?

233. Навязчивая боязнь насмешек окружающих в связи с каким-либо мнимым или действительно имеющимся у больного недостатком – это:

234. Степени фиксированности на дефекте изучались, в основном, применительно к:

А. Афазикам и ринолаликам

Б. Заикающимся и лицам с нарушениями голоса

В. Дислексикам и дисграфикам

Г. Афазикам и алаликам

235. Дошкольникам с патологией речи в процессе деятельности труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях инструкции:

В. Слуховой и зрительной

236. При изучении игровой активности заикающихся дошкольников Г.А. Волкова выделила:

237. Выделяют 2 основных вида тревожности. Что не подходит к указанным ниже?

238. У детей с моторной алалией наблюдаются черты:

А. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость

Б. Общительность, уверенность в себе, веселость

В. Многоречивость, активность, уверенность в себе

Г. Нет правильного ответа

239. Самооценку у афазиков изучали:

А. Ж.М.Глозман, Л.С.Цветкова, А.А.Цыганок

Б. Р.Е.Левина, В.И.Селиверстов, Г.И.Ангушев

В. Г.Гутцман, В.Ф.Олтушевский, В.А.Куссмауль

Г. Г.М. Дульнев, В.А.Шинкаренко, В.И.Селиверстов

240. Основной вид деятельности 3-летнего ребенка – это:

А. Манипулирование с предметами

Б. Эмоциональное общение с матерью

В. Игра и продуктивные виды деятельности

Г. Подражание взрослым

241. Основное новообразование кризиса трех лет:

А. Отделение себя от окружающих

Б. «Инициатива против чувства вины»

В. Подражание взрослым

242. Самое важное приобретение в период первого года, по словам Д.Б. Эльконина:

243. Тип формирования личности, для которого характерны стремление к лидерству, жажда похвалы, высокие притязания к себе и окружающим, склонность к интригам:

244. Вид человеческой деятельности, который имеет цель преобразования предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЛОГОПСИХОЛОГИИ»2

1. Классы, где дети с особенностями развития обучаются совместно с обычными детьми, называются:

А. Классы выравнивания

Б. Дифференцированные классы

В. Интегрированные классы

Г. Коррекционные классы

2. В Республике Беларусь нет специальных школ для обучения детей:

А. С интеллектуальной недостаточностью

Б. Слабовидящих и слепых

В. Слабослышащих и глухих

3. Какой из основных общеметодологических принципов специальной психологии был впервые сформулирован А.Н. Леонтьевым?

А. Принцип отражения

Б. Принцип детерминизма

В. Принцип развития

Г. Принцип единства сознания и деятельности

4. Какое из данных определений является верным?

А. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями речи

Б. Логопсихология – это психология лиц с особенностями психофизического развития

В. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Г. Логопсихология – это психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5. Область специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения, называется:

6. К какой группе методов специальной психологии как науки относится сбор и анализ анамнестических данных:

7. Предметом …. является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии:

8. Разработка методики коррекционного воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе и базируется на принципе:

9. … – это физический и психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития:

10. Этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования отдельных психических функций – это:

А. Дошкольный возраст

Б. Подростковый возраст

В. Сензитивный возраст

11. Какого типа компенсации психических функций не существует?

12. Сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате, каких либо функций организма, включающий восстановление или замещение утраченных функций – это:

13. Понятие о первичном и вторичных дефектах введено:

14. Сензитивные периоды развития – это:

А. Периоды быстрого развития психики

Б. Периоды быстрого развития отдельных психических структур

В. Периоды медленного развития отдельных психических структур

Г. Периоды медленного развития психики

15. Какая форма дизонтогенеза отсутствует в классификации В.В.Лебединского?

Б. Задержанное развитие

В. Поврежденное развитие

Г. Скачкообразное развитие

16. Автор теории сверхкомпенсации:

17. Нарушение моторной функции речи (говорение) связано с повреждением (недоразвитием):

В. Центра Сухаревой

18. Первичные нарушения вытекают непосредственно из:

А. Педагогической запущенности

Б. Наследственной предрасположенности

В. Биологического характера болезни

Г. Психологических проблем

19. К условиям нормального развития ребёнка относятся:

А. Нормальная работа головного мозга и его коры.

Б. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов

В. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром

Г. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в школе

Д. Все ответы верные

20. К общим закономерностям отклонения развития относятся:

А. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

Б. Трудность словесного опосредования

В. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности

Г. Все ответы верные

21. По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

Г. Все ответы верные

22. Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является:

А. Социальная депривация

Б. Генетический фактор

В. Биологическмй фактор

Г. Не посещение учреждения образования

23. Понятие «сензитивный возраст» впервые предложил (а):

24. Нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяется на:

Г. Ранние и поздние

25. Нарушения в зависимости от характера расстройств подразделяется на:

В. Функциональные и органические

26. Нарушения психофизического развития изучаются в 4 аспектах. Какой сюда не подходит?

27. Мнимые, ложные приспособления, возникающие в результате реакции человека на нежелательные проявления к нему со стороны других называются:

28. Система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду, в адекватные отношения со сверстниками – это:

29. Исправление тех или иных недостатков развития называется:

30. Система медико-педагогических мер, имеющее целью предупреждение и лечение патологических состояний, которое приводит к стойкой утрате возможности учиться и работать – это:

А. Рецедив (повторение) функциональных нарушений

Б. Мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей

В. Меры по обеспечению и восстановлению функций, снятию функциональных ограничений.

32. Впервые употребил термин «олигофрения» и объединил все формы слабоумия под общим названием «задержка психического развития»:

33. Относительно устойчивый период по отношению к различным вредностям:

34. Кто из авторов ввел понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» ребенка»?

35. Дактилология – это:

А. Вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки

Б. Способ общения с помощью мимики

В. Способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов

Г. Наука, изучающая особенности узоров пальцев рук

36. Первый из трех функциональных блоков в деятельности мозга (по А.Р.Лурия):

А. Включает подкорковые образования и обеспечивает нормальный тонус коры и её бодрствующее состояние

Б. Включает кору задних отделов полушарий и осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира

В. Включает кору передних отделов больших полушарий и обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрствующего состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности

Г. Нет правильного ответа

37. Известными специалистами в области отечественной олигофренопсихологии являются:

А. М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. Л.И.Тигранова, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, И.Т.Власенко, О.Н.Усанова

Д. И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, А.В.Ярмоленко

38. Известными специалистами в области отечественной сурдопсихологии являются:

А. М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. Л.И.Тигранова, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, И.Т.Власенко, О.Н.Усанова

Д. И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, А.В.Ярмоленко

39. Известными специалистами в области отечественной логопсихологии являются:

А. М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. Л.И.Тигранова, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, И.Т.Власенко, О.Н.Усанова

Д. И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, А.В.Ярмоленко

40. Известными специалистами в области отечественной тифлопсихологии являются:

А. М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. Л.И.Тигранова, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, И.Т.Власенко, О.Н.Усанова

Д. И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, А.В.Ярмоленко

41. Известными специалистами в области отечественной психологии детей со сложными нарушениями развития являются:

А. М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. Л.И.Тигранова, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. М.И.Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, И.Т.Власенко, О.Н.Усанова

Д. И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, А.В.Ярмоленко

42. Для исследования какого психического процесса используют матрицы Равена?

43. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы?

44. Кто разработал концепцию развития высших психических функций у детей?

45. Какой тест является интегральным методом оценки интеллекта ребенка?

А. Кольца Ландольта

Б. Классификация предметов

Г. Корректурная проба

46. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:

А. Паспортного возраста и уровня образования

Б. Умственного и эмоционального возраста

В. Умственного и хронологического возраста

Г. Максимальных и минимальных показателей тестирования

47. Таблицы Горбова-Шульте предназначены для исследования:

А. Устойчивости внимания

Б. Переключаемости внимания

В. Концентрации внимания

48. Какая форма психологического обследования ребенка с ОПФР является наиболее адекватной?

49. Какой из перечисленных тестов не предназначен для оценки интеллектуальных способностей?

А. Тест Стенфорд-Бине

Б. Тест общих способностей

Г. Тематический апперцептивный тест

50. В каких случаях не рекомендуют начинать обследование ребенка с ОПФР с беседы?

А. При обследовании умственно отсталого ребенка

Б. При обследовании ребенка с незначительным нарушением произношения

В. При повышенной застенчивости ребенка

Г. При нарушении моторики у ребенка

51. Важно подобрать психодиагностические методики так, чтобы они были чувствительны к основным … психической деятельности испытуемого:

52. Какая из методик не относится к группе рисуночных тестов?

В. Несуществующее животное

53. Какая из методик не относится к методикам на исследования памяти?

Б. Запоминание текста

В. Запоминание 2 фраз

Г. Четвертый лишний

54. Показатели целенаправленности деятельности, сосредоточенности, работоспособности важны для диагностики:

А. Внимания ребенка

Б. Обучаемости ребенка

В. Эмоционально-волевого развития ребенка

Г. Личностного развития ребенка

55. С помощью какой методики можно измерить IQ ребенка?

А. Несуществующее животное

Б. Рисунок человека

В. Чернильные пятна

56. В тесте Векслера для измерения интеллекта детей:

58. В какой методике результаты тестирования испытуемого можно представить в виде профиля интеллектуальных способностей?

59. С помощью какой методики можно исследовать особенности процесса обобщения в мыслительной деятельности ребенка?

А. Корректурная проба

Б. Запоминание текста

В. Счет по Крепелину

Г. Классификация предметов

60. Какая из названных методик не используется для исследования мышления?

А. Определение понятий

Б. Сравнение понятий

В. Четвертый лишний

Г. Тест «Дом-дерево-человек»

61. Большое значение при обследовании детей с ОПФР имеет анализ продуктов деятельности, при этом изучению подлежат результаты разных видов деятельности. Какой вид деятельности не относится к вышесказанному?

А. Изобразительная деятельность

В. Мыслительная деятельность

62. Для изучения психики детей с нарушениями слуха создаются специальные тесты. Какие задания исключаются из них?

А. Составление узоров

Б. Складывание фигур по образцу

В. Классификация предметов

Г. Толкование пословиц и поговорок

64. Назовите стиль благоприятного семейного воспитания:

65. Какая методика не является техникой изотерапии?

А. Волшебные краски

Б. Рисование фигуры

В. Разрезные картинки

Г. Изготовление масок

66. Арт-терапия – современное направление психологической коррекции и развития личности ребенка посредством:

А. Пластической экспрессии

Б. Речевой деятельности

В. Художественного творчества

67. Какой вид арт-терапии не подходит для детей с нарушениями слуха?

68. Какое средство не предназначено для развития сенсорно-перцептивной и моторной сферы ребенка?

Б. Изготовление кукол

В. Составление мозаики

69. Комплекс упражнений, игр, музыкальных этюдов для поддержания психического здоровья ребенка с ОПФР и коррекции психоэмоциональных и моторных нарушений называются:

70. Коррекционные мероприятия, направленные на усиление ощущения собственных органов артикуляции у ребенка с ОПФР:

Б. Артикуляционный массаж

В. Рассказывание по сюжетной картине

Г. Нет верного ответа

71. Формы работы по преодолению речевых нарушений у детей с проблемами двигательной сферы, не находящиеся в компетенции логопсихолога и логопеда:

А. Пальчиковая гимнастика

Г. Артикуляционная гимнастика

72. Кто из исследователей предложил термин «дизонтогения»?

73. В 1927 году Швальбе ввел термин:

74. Какое явление не будет проявлением «асинхронии развития»?

Г. Сочетание ретардации и акселерации

75. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского аутизма по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Стойкого недоразвития

Д. Дисгармоничное развитие

76. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является моторная алалия по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Тип стойкого недоразвития

Д. Дисгармоничное развитие

77. Примером какого варианта психического дизонтогенеза является умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность) по классификации В.В. Лебединского?

А. Задержанное развитие

Б. Дефицитарное развитие

В. Искаженное развитие

Г. Тип стойкого недоразвития

Д. Дисгармоничное развитие

78. Психическим параметром дизонтогенеза по В.В. Лебединскому не является:

А. Функциональная локализация нарушения

В. Диспропорции в развитии

Г. Нарушение межфункционального взаимодействия

Д. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

79. Какое из перечисленных нарушений развития носит обратимый характер?

Б. Умственная отсталость

80. Как называются физиологические процессы, отчетливо связанные с психическими функциями?

81. В переводе с латыни «коррекция» означает:

82. Первая целостная программа коррекции детей с отставанием в развитии была предложена:

83. Психологическая коррекция наиболее успешно проводится в отношении:

А. Первичных недостатков развития психики

Б. Вторичных недостатков развития психики

В. Эмоционально-волевых расстройств

Г. Личностных расстройств

84. «Практикум по сказкотерапии» для проведения занятий с детьми по развитию их личности разработала:

А. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева

85. Коррекционные упражнения для детей с ОПФР подбираются:

А. В зависимости от характера нарушений развития

Б. В зависимости от психического состояния ребенка

В. По желанию ребенка и его родителей

Г. В зависимости от настроения ребенка

86. Какой признак нарушения мышления является наиболее характерным для умственно отсталых детей?

А. Снижение уровня обобщения

Б. Ограничение словарного запаса

В. Снижение объема памяти

Г. Неустойчивость внимания

87. По МКБ-10 выделяются следующие степени умственной отсталости:

А. Легкая, средняя, тяжелая

Б. Умеренная, тяжелая, глубокая

В. Легкая, умеренная, тяжелая, глубокая

Г. Легкая, средняя, выраженная

88. Олигофрения – это:

А. Психическое заболевание

Б. Психическое состояние

В. Психическая реакция

Г. Психический процесс

89. Основной способ решения наглядно-практических задач у детей-олигофренов – это:

А. Логический отбор

Б. Интуитивный отбор

В. Метод проб и ошибок

Г. Абстрактный анализ

90. Какая характеристика психического развития не типична для умственно отсталого ребенка?

А. Слабость регулирующей функции речи

Б. Отсутствие познавательных интересов

В. Тревожность в ситуации тестирования

Г. Низкий уровень IQ

В. Задержка развития

92. Кто ввел термин «умственная отсталость»?

93. Подробные сведения об условиях протекания болезни называются:

94. Удушье с остановкой дыхания, нарушения сердечной деятельности называется:

95. Любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей называется:

96. Мозговой – это (синоним) :

97. Умственное развитие ребенка считается соответствующим норме, если его тестовый показатель IQ выше:

98. Стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти. Ослабление и огрубление эмоционально-волевой сферы – это:

99. Для речи умственно отсталых детей характерно:

А. Преобладание пассивного словаря над активным

Б. Преобладание активного словаря над пассивным

В. Примерно одинаковый активный и пассивный словарь

101. Физиологическая основа ЗПР – это:

А. Органическое положение головного мозга

Б. Нарушение анализаторных систем

В. Легкая органическая недостаточность мозговых систем

Г. Нарушение обмена веществ

Дата добавления: 2015-09-02 ; просмотров: 2706 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *